Правила ценообразования в строительстве

65. Договорная цена. Порядок установления и согласования.

ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА — цена, которая устанавливается но взаимному соглашению производителя и потребителя продукции в порядке, определенном органами ценообразования устанавливаются обычно на продукцию, которая производится небольшой партией. Основой является себестоимость продукции или смета затрат на определенные виды работ.

Уровень рентабельности в устанавливается по договоренности. Учитывается сложность, оригинальность изделия, срок выполнения заказа, потребительские свойства изделия и его эффективность, в том числе величина эффекта, которую получает потребитель при использовании изделия. Прибыль, заложенная в обычно не должна превышать величину эффекта, получаемого при использовании изделия. Рентабельность продукции, как правило, существенно выше, чем при других условиях ценообразования.. может быть: 1) твердой, зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта; 2) ценой с последующей фиксацией, которая устанавливается в согласованные сторонами сроки; 3) скользящей ~ изменяемой по согласованной схеме в течение периода действия контракта согласовываются на один заказ или на строго определенное время.

Ценообразование в строительстве

Определение стоимости строительной продукции осуществляют заказ­чик (застройщик) и подрядчик в процессе заключения договора на строительство зданий и сооружений. В ходе такой работы рекомендуют составлять:

· 1) при разработке предпроектной или проектно-сметной документа­ции по заказу инвестора — инвесторские сметы (расчеты, кальку­ляции издержек и др.);

· 2) при подготовке окончательного договора, в том числе при подряд­ных торгах на основании передаваемой инвестором тендерной до­кументации, — расчеты (сметы, калькуляции издержек производ­ства) подрядчика.

Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика можно составлять различ­ными методами, выбор которых осуществляют в каждом отдельном слу­чае исходя из договорных отношений, условий тендера и общей эконо­мической ситуации. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика рекомендуют составлять в текущем (прогнозном) уровне показателей с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора (заказчика). Кроме того, учитывают экономические связи и цены, сложившиеся для данно­го подрядчика. На базе текущего (прогнозного) уровня стоимости объектов, зафик­сированных в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют договорные цены на строительную продукцию.

Договорная цена на данную продукцию (выполнение подрядных ра­бот или оказание услуг) — это цена, определенная заказчиком и подряд­чиком при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство (капитальный ремонт) зданий и сооружений, в том чис­ле по результатам проведения подрядных торгов.

Договорную цену формируют с учетом спроса и предложения на строительную продукцию, сложившихся условий на рынке труда, конъ­юнктуры стоимости материалов, применяемых машин и оборудова­ния, а также обеспечения прибыли подрядной организации для разви­тия производства.

Особенности ценообразования в строительстве. Методы определения сметной стоимости.

Договорные цены могут быть открытыми (уточняемыми в соответ­ствии с договором подряда в ходе строительства) или твердыми (фик­сированными).

Твердая договорная цена — цена, зафиксированная на определенном уровне и привязанная к конкретному сроку, приведенному в договоре подряда (контракте). При отсутствии в договоре фиксированной даты за нее принимают дату подписания договора (контракта).

Формирование договорных цен, как правило, реализуется на конкурс­ной основе через проведение подрядных торгов. Их осуществление по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд яв­ляется обязательным. При проведении подрядных торгов договорную цену стройки устанавливают после сравнения и оценки предложений, которые представили подрядчики.

Если торги не проводились — на основании со­гласования цены между заказчиком и подрядчиком. Подготовка материа­лов обоснования договорной (свободной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручают сделать соответствующие рас­четы. Часто в роли исполнителя данной работы выступает подрядчик.

Исходя из совместного решения, оформляют протокол согласования (ведомость) договорной цены на строительную продукцию. Этот доку­мент служит неотъемлемой частью договора подряда.

После определения договорной цены на строительную продукцию и уточнения стоимости оборудования заказчик (в случае необходимо­сти) вносит коррективы в инвесторскую смету для установления обще­го размера средств, требующихся для осуществления строительства. За итогом договорной цены на строительную продукцию показывают отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость.

66. Финансовые показатели деятельности строительного предприятия. Доход строительной организации: состав, структура. Виды прибыли строительной организации. Финансовый план строительного предприятия (баланс доходов и расходов).

Понятие доходов меняется и при принятии определенных
законодательных и нормативных документов. Приведем понятие доходов, из документов по бухгалтерскому учету. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка). В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих товаров по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

Читайте также:  Расчет общей стоимости строительства

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций. Когда это является предметом деятельности организации, также относят к доходам от обычных видов деятельности

Операционными доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Чрезвычайными доходами считаются: поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.); страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, относящихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

С 01.01.2002 года доходы для целей налогообложения классифицируются следующим образом: доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав; внереализационные доходы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .

Источник: studopedia.org

Статья 8.3 ГрК РФ. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности (действующая редакция)

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

Читайте также:  Строительство из камня когда началось

2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

4. Сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

6. Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

10. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Формирование и ведение классификатора строительных ресурсов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Комментарий к ст. 8.3 ГрК РФ

1. Составление смет в целях установления стоимости строительства объектов производится на усмотрение субъектов, вступающих в договорные отношения. Отсутствие сметы в договоре строительства объекта капитального строительства не является безусловным основанием для признания договора незаключенным, причем данный тезис получил неоднократное подтверждение на уровне судебной практики.

Пример: в соответствии с п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» отсутствие технической документации не является безусловным основанием для того, чтобы признать договор незаключенным. Несмотря на то что подрядчик обязан осуществлять строительство в соответствии с технической документацией, указание в предмете договора на объект работ и его размеры является достаточным основанием для признания договора заключенным. Согласованная проектно-сметная документация как самостоятельный документ не является существенным условием договора строительного подряда, а ее отсутствие не может являться основанием для признания договора незаключенным.

Данная правовая позиция в последующем неоднократно находила подтверждение в практике судов различного уровня, в том числе ВС РФ. В частности, следует иметь в виду обоснования, приведенные в Определениях ВС РФ от 11 марта 2015 г. N 306-ЭС15-629, от 16 февраля 2016 г. N 305-ЭС16-1087, от 26 сентября 2014 г. N 309-ЭС14-1500, а также в актах нижестоящих судов, например в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А12-13568/2008, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2009 г. N А56-36267/2008 и др.

При наличии спора о согласованном объеме работ и их цене смета играет ключевую роль. Однако даже при ее отсутствии существует возможность установить объем выполненных работ с помощью экспертизы, а их стоимость по цене (п. 3 ст. 424 ГК РФ), которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы, либо путем соответствующей экспертизы.

Читайте также:  Дома строительство проект до 100 м2

Составление сметы обязательно в отношении перечисленных в ч. 1 ст. 8.3 комментируемого Закона объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, а также в отношении сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время отсутствие сметы также не влечет безусловного признания договора строительного подряда с участием данных субъектов незаключенным (хотя ГрК РФ и возлагает на них данную обязанность), но приводит к возможному пересмотру сметной стоимости работ на основе надлежащим образом утвержденных сметных нормативов. Случаи нарушения данного требования ГрК РФ, а также непрохождения контроля сметной стоимости достаточно редки, прежде всего ввиду императивности требований ГрК РФ, предварительного и последующего контроля уполномоченных органов государственной власти, а также необходимости прохождения процедур, предусмотренных ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Практические вопросы проверки достоверности сметной стоимости с участием указанных субъектов, предусмотренной ч. 2 комментируемой статьи, регулируются Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».

В настоящее время функции контроля достоверности сметной стоимости возложены на Федеральное государственное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (сокращенно — ФАУ «Главгосэкспертиза России») и его региональные подразделения. Повторная проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, проводится только в случае увеличения сметной стоимости, в каких-либо иных обстоятельствах достаточно первоначального заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

3. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, то есть Минстроем России, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов.

Данный орган ведет федеральный реестр сметных нормативов, в который включаются утвержденные сметные нормативы в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, осуществляет мониторинг цен строительных ресурсов в целях выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, а также осуществляет иные функции в этой связи.

Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется Минстроем России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которым утверждены задачи данного органа государственной власти и правила мониторинга в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.

Методики определения сметных цен строительных ресурсов также утверждаются Минстроем России (см. Методику определения сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 999/пр, Методику определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, являющуюся приложением к Приказу Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 1001/пр).

4. Сметные цены федеральной государственной системы строительных ресурсов (ФГИС ЦС) предполагается публиковать на сайте Минстроя России в открытом доступе (ч. 9 настоящей статьи), таким образом, чтобы заинтересованные лица могли ими руководствоваться. Между тем с учетом положений п. 8 ст. 8.3 ГрК РФ данные обезличиваются в целях соблюдения требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством РФ.

Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»

МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017

Источник: www.zakonrf.info

Рейтинг
Загрузка ...