Принят Федеральный закон об оптимизации процедур технологического присоединения к инженерным сетям
Государственной Думой РФ в окончательном – третьем – чтении в среду, 9 июня 2021 года, принят Федеральный закон, направленный на оптимизацию процедур подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения: сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи.
С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ.
Национальное объединение строителей является одним из разработчиков проекта указанного Федерального закона в ходе его рассмотрения Государственной Думой.
Принятый Федеральный закон решает целый ряд практических проблем в сфере подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям.
Так, законом исключается отдельная процедура получения технических условий подключения (технологического присоединения). Согласно новым правилам технические условия являются обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении), заключаемым с правообладателями инженерных сетей. Данное нововведение призвано сократить количество административных процедур в строительстве.
Семинар по вопросам подключения к инженерным сетям
Благодаря принятию Федерального закона общие правила подключения (технологического присоединения) будут закреплены непосредственно в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ГрК РФ), что позволит установить единые правила процедуры присоединения к сетям различных видов и повысит прозрачность данной процедуры для застройщиков.
Принятым Федеральным законом конкретизирован перечень лиц, имеющих право обратиться за заключением договора о подключении (технологическом присоединении). Кроме правообладателей земельного участка и объекта капитального строительства это может быть, например, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (КРТ).
Важным нововведением является норма, разрешающая заключать договор технологического присоединения до образования земельного участка. Эта допускается в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в тех случаях, когда ГрК РФ прямо разрешает осуществлять проектирование и строительство до образования земельного участка (части 1.1 и 1.2 статьи 48, часть 7.3 статьи 51 ГрК РФ). Данная новелла упростит процесс строительства публично-значимых объектов капитального строительства, например, объектов социальной инфраструктуры.
Вносимыми в ГрК РФ изменениями определяются особенности порядка внесения платы за подключение (технологическое присоединение). Закон разрешает вносить такую плату с учетом этапов строительства, что позволит рационально распределять расходы на технологическое присоединение, позволит решить проблемы застройщиков с получением финансирования на осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Проект с нуля. Наружные сети водопровода. Часть 1.
Правообладателям уже подключенных к сетям объектов разрешается снизить объем подключенной (технологически присоединенной) мощности (нагрузки) в отношении таких объектов капитального строительства с одновременным перераспределением (уступкой) высвобождаемой (невостребованной) мощности (нагрузки) иным заинтересованным лицам.
На уровне ГрК РФ также закреплен порядок переноса (переустройства) существующих линейных объектов, в том числе инженерных сетей, в связи с планируемым строительством других объектов, в том числе многоквартирных домов и сопутствующей инфраструктуры. Ранее такой порядок не был определен на уровне федерального законодательства, что влекло правовую неопределенность по вопросу о взаимодействии застройщика и правообладателя сетей при их переносе. Это, в конечном итоге, создавало для застройщиков значительный административный барьер, наличие которого приводило к увеличению как сроков, так и стоимости реализации проектов.
Важное нововведение касается усиления гарантий участников земельных аукционов. Так, ресурсоснабжающие организации, предоставляющие в рамках подготовки к аукциону информацию о возможности подключения участка к сетям, будут обязаны указать срок, в течение которого правообладатель земельного участка сможет обратиться за заключением договора о подключении (технологическом присоединении) в пределах максимальной нагрузки, которая указана в предоставленной информации о возможности подключения. Такой срок не может составлять менее трех месяцев со дня представления соответствующей информации.
В ближайшее время ожидается направление Федерального закона в Совет Федерации для решения вопроса об одобрении, а также последующее направление Президенту Российской Федерации для подписания.
Источник«Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»
1. Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Разделы сайта, связанные с этим документом:
Связи документа
В видах работ
В новостях
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
Оглавление отсутствует или слишком маленький документ
Термины
Термины
процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов
см. страницу термина
совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами
см. страницу термина
должны содержать следующие данные:
максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
см. страницу термина
принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения
см. страницу термина
место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения
см. страницу термина
Важно
- 5. Орган местного самоуправления НЕ ПОЗДНЕЕ чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. .
- Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок НЕ ПОЗДНЕЕ чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. .
- 7. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую ДОЛЖЕН быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. .
- 8. Запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ДОЛЖЕН содержать: .
- 11. Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ДОЛЖНА содержать: .
- 10. Технические условия ДОЛЖНЫ содержать следующие данные: .
- 9. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, ОБЯЗАНА в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. .
- При отсутствии на момент запроса заявителя технической возможности для подключения (технологического присоединения) вследствие недостаточности свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и отсутствии в инвестиционной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», осуществляет действия по определению возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения, для чего направляет запрос в органы местного самоуправления поселения, городского округа о возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, ОБЯЗАНА определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего водоснабжения либо направить мотивированный отказ в выдаче указанных условий в течение 7 рабочих дней с даты получения от органа местного самоуправления поселения, городского округа информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». .
- 14. В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения ДОЛЖНЫ согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ. .
- Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который ДОЛЖЕН заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении. .
Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.
За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.
ИсточникПодключение к сетям инженерной инфраструктуры
Основные изменения в законодательстве, регламентирующие порядок подключения строительных и промышленных объектов к инженерным сетям.
Елисеев Иван Сергеевич
Не работает
В конце 2009 года Правительством РФ были приняты «Основные направления совершенствования системы государственного регулирования в инфраструктурных секторах» [1]. В основе документа лежит идея по совершенствованию законодательства о подключении к сетям инженерной инфраструктуры, которая уже в 2010 году повлекла за собой череду поправок в различные нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу ТЭК.
Общим трендом законодательных изменений 2010 года стал поиск способов ускорения и удешевления процессов подключения к сетям инженерной инфраструктуры. Новации коснулись всех видов инженерных сетей: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. При этом были предложены как совершенно новые решения, так и уже прошедшие апробацию на практике.
Однако следует отметить не совсем удачную законодательную технику, которая была избрана при проведении реформы. Изменения вносились не путем принятия единого нормативного акта, распространяющего действие на все виды инженерных сетей, а при помощи множества специальных федеральных законов и иных актов [2]. Процесс начался, прежде всего, с законодательства об электроэнергетике, затем, в 2010 году, эстафету приняла теплоэнергетика. Продолжает эту тенденцию недавно внесенный в Государственную Думу законопроект «О водоснабжении и канализировании».
Естественно, что такой подход не слишком удобен для участников рынка (в первую очередь для застройщиков): осложнена работа с нормативной базой, регулирующей вопросы подключения. Однако не следует из-за этого оценивать реформу в целом отрицательно.
1. Запрет свободного ценообразования
Самая главная проблема в регулировании подключения (технологического присоединения) к инженерным сетям — это четкая конкретизация норм закона, не позволяющих сторонам договоров на подключение самостоятельно устанавливать плату за данные услуги. Запрет свободного ценообразования позволяет сдерживать рост расходов застройщиков на подключение. И эту задачу реформа пытается решать.
Правда, четкий запрет пока установлен только в законодательстве об электро- и теплоэнергетике, в частности, на уровне федеральных законов «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении». В других сферах (водо- и газоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод) вопрос еще остается открытым. В действующем законодательстве есть нормы, которые в ряде случаев допускают право сторон соглашения устанавливать плату за подключение [3]. И ситуацию исправляет только судебная практика: суды толкуют данную норму в совокупности с пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения [4], что позволяет им вставать на защиту полностью регулируемого ценообразования на услуги по подключению [5].
2. Распределение обязанностей по созданию и подготовке сетей к подключению между застройщиком и владельцем сети
Второй важной новеллой стало распределение обязанностей по созданию и подготовке сетей к подключению между застройщиком и владельцем сетей. Изменение коснулось всех сфер инженерно-технического обеспечения. Согласно новым правилам, мероприятия по усилению и развитию существующих сетей, а также по их созданию до границ земельного участка застройщика (будущего потребителя) осуществляет организация-владелец сетей коммунальной инфраструктуры и только в пределах своего земельного участка — соответственно заказчик услуг по подключению [6].
Данное положение оказалось крайне неудобным для организаций-исполнителей, которые не учли в тарифных решениях всех мероприятий по строительству сетей до земельных участков заявителей. Теперь они должны будут выполнять эти мероприятия, не имея заранее предусмотренных источников финансирования.
Сложившаяся ситуация даже послужила поводом для оспаривания в суде легитимности соответствующих правил. ООО «Тверь Водоканал» обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими положений, освобождающих застройщиков от внесения платы за подключение в случае, когда не нужно увеличивать мощность или пропускную способность сетей либо не требуется создание (реконструкция) сетей инженерно-технического обеспечения. Однако Верховный Суд РФ признал законность таких положений и отказал Водоканалу в требованиях [7].
Позиция же Федеральной антимонопольной службы РФ, «главного контролера» за надлежащим распределением обязанностей по договорам о подключении, сводится к тому, что добросовестные сетевые организации должны предусматривать в своих инвестиционных программах необходимость развития сетей для подключения заявителей [8].
3. Рассрочки по оплате подключения
Еще одним общим правилом стало введение обязательных рассрочек по оплате за предоставление доступа к сетям, что тоже стало хорошим подспорьем для потребителей. Конкретные размеры рассрочек установлены в п. 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры и п.п.16.2. и 16.4. Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
4. Предельные сроки подключения
И, наконец, последнее условие, объединяющее законодательство о подключении, – определение предельных сроков оказания услуг по подключению и технологическому присоединению. Для подключения к сетям тепло-, водо-, газоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод установлен максимальный срок 18 месяцев, если более длительный период не указан заявителем. Для технологического присоединения сроки дифференцируются в зависимости от категории потребителя от 15 рабочих дней до 4 лет.
5. Другие новеллы законодательства о подключении
Выше мы рассмотрели четыре, пожалуй, самых главных момента, объединяющих процессы подключения ко всем сетям инженерной инфраструктуры. Но также были приняты еще несколько существенных поправок, которые касаются только тепло- и электроэнергетики.
- В электроэнергетике установлены льготные ставки для потребителей с небольшой подключаемой мощностью (550 рублей за 15 кВт) и объединений граждан (550 рублей на человека, при подключении каждым до 15 кВт). Также вводятся значительные рассрочки оплаты за технологическое присоединение: по желанию потребителя 95% платы за присоединение может погашаться в течение 3 лет после подключения к электрическим сетям, если подключаемая мощность не превышает 100 кВт.
- Предоставляется возможность перераспределения подключенной мощности при подключении к сетям тепло- и электроснабжения и сокращения при этом платы за подключение (лицо, получающее перераспределяемую мощность, не платит за развитие сетей).
- Предоставляется возможность для небольших потребителей электрической энергии вернуть плату, внесенную за присоединение, при снижении потребляемой мощности.
- Предоставляется возможность утверждения индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям теплоснабжения (электроснабжения) в некоторых случаях: отсутствие технической возможности, перераспределение мощности, а также иные основания, предусмотренные законодательством о ценообразовании.
***
Анализ «Основных направлений совершенствования системы государственного регулирования в инфраструктурных секторах» позволяет также утверждать, что в будущем стоит ожидать:
- утверждения типовых договоров на подключение (технологическое присоединение) для граждан и субъектов малого предпринимательства;
- закрепления возможности перераспределять неиспользуемую мощность;
- закрепления права потребителей на выбор между внесением платы за подключение и самостоятельным выполнением мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Как видно из представленного анализа, законодательство о подключении идет строго в пропотребительском направлении. Однако даже при сохранении общей тенденции к защите интересов потребителей услуг им тем не менее следует понимать, что конкретные способы защиты требуют учета множества деталей.
Статья опубликована в журнале «ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС» (№18/2011)
[1] См. протокол заседания Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. №40.
[2] См., в частности: Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ, Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка подключения к сетям инженерно-технического обеспечения» от 27 ноября 2010 г. №940 и др.
[3] См.: Пункт 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. №360.
[4] Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. №83.
[5] См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 апреля 2010 г. №КАС10-169.
[6] См.: Пункт 12 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. №83; пункты 16.3, 25, 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861.
[7] Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2010 г. №ГКПИ10-964.
Источник