Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.
Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее — Федеральное агентство).
Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства.
2. Нормативные ссылки
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
Стандартизация. Как работать с несоблюдением сотрудниками стандартов.
ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Основные положения
ГОСТ 7.4-95* Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения
ГОСТ ИСО 8601-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
4. Общие положения
4.1 Правила стандартизации разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта Российской Федерации, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического национального стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Федерального агентства.
4.2 Рекомендации по стандартизации разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия национального стандарта Российской Федерации, в котором могут быть установлены эти положения.
Введение Основные понятия в области стандартизации
4.3 Правила (рекомендации) не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации.
4.4 Разработку правил, рекомендаций и изменений к ним (далее — правила и/или рекомендации) осуществляют в следующей последовательности:
4.5 Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен этих правил (рекомендаций) документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.
5. Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа
5.1 Организация-разработчик в соответствии с техническим заданием на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. приложение А), проект перечня рассылки на отзыв, а также проект сопроводительного письма Федерального агентства для рассылки первой редакции проекта документа.
Указанные выше документы организация-разработчик представляет в Управление технического регулирования и стандартизации Федерального агентства (далее — Управление).
5.1.1 Построение, изложение и оформление правил (рекомендаций) стандартизации и изменений к ним — по ГОСТ Р 1.5.
5.1.2 В наименовании правил (рекомендаций) групповой заголовок и/или подзаголовок не используют. При этом наименование приводят с прямым порядком слов и печатают строчными буквами с первой прописной.
5.1.3 Групповой заголовок и/или подзаголовок может быть использован в наименовании рекомендаций, если они являются прототипом будущего национального стандарта Российской Федерации.
5.1.4 В правилах (рекомендациях) могут быть использованы ссылки на правила и рекомендации и другие нормативные документы.
5.1.5 Титульный лист и первую страницу правил (рекомендаций) стандартизации оформляют в соответствии с приложениями Б и В.
5.1.6 Информация об изменениях к правилам (к рекомендациям) публикуется в указателе «Руководящие документы, рекомендации и правила», а текст изменений и правил — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Первую страницу изменения правил (рекомендаций) стандартизации оформляют в соответствии с приложением Г.
5.2 Управление рассматривает проект правил (рекомендаций) на соответствие их содержания техническому заданию (ТЗ) и пояснительную записку — на полноту и объективность приведенной в ней информации.
5.2.1 При положительных результатах рассмотрения Управление утверждает перечень рассылки на отзыв проекта правил (рекомендаций) и подписывает сопроводительное письмо для этой рассылки.
5.2.2 При отрицательных результатах рассмотрения документы возвращаются на доработку с соответствующим обоснованием.
5.2.3 Доработанные организацией-разработчиком документы рассматриваются Управлением в соответствии с 5.2.
5.3 После утверждения перечня рассылки на отзыв и подписания сопроводительного письма организация-разработчик рассылает первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и пояснительную записку к нему в соответствии с этим перечнем.
Управление осуществляет также рассылку первой редакции проекта правил (рекомендаций) на рассмотрение структурным подразделениям Федерального агентства.
5.4 Организации, указанные в перечне рассылки, рассматривают первую редакцию проекта правил (рекомендаций) и готовят отзывы на нее. Для обеспечения возможности учета отзывы представляют организации-разработчику не позднее установленной ею даты.
Источник: geostart.ru
Органы и службы по стандартизации.
Государственное управление деятельности по стандартизации осуществляет Государственный Комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный Комитет по строительной, архитектурной и жилищной политике России (Госстрой России).
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Руководство российской национальной стандартизацией осуществляет национальный орган по стандартизации — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии — Росстандарт (до 15 июня 2010 — Ростехрегулирование). Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.
o принятие программы разработки национальных стандартов;
o утверждение национальных стандартов;
o учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
o введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Росстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации.
В структуру Росстандарта входят:
· Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва);
· Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Санкт-Петербург);
· Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Ростов-на-Дону);
· Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Нижний Новгород);
· Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург);
· Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск);
· Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск).
Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации).
Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Росстандарта России и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; «Стандартинформ» — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. На сегодняшний день зарегистрировано свыше 350 ТК. Любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей).
Задача Технического комитета заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники.
Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по стандартизации на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации.
6.2.Сертификация и технологические барьеры в строительстве.
Сертификация в строительстве, как правило, обязательная. Проводится сертификация в строительстве с определенной целью, а именно — оценить ее соответствие требованиям, которые установлены стандартами и техническими условиями на продукцию, включая область ее применения, а также приведенным в строительных нормах и правилах расчетным и другим характеристикам. Сертификация в строительстве так же может проводиться на соответствие требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран.
Сертификация продукции в строительстве, как производимой в России, так и импортируемой, осуществляется в органах по сертификации продукции. Эти органы должны быть аккредитованы Минстроем России в Системе сертификации ГОСТ Р на право проведения сертификации, либо в Центральном органе по сертификации продукции в области строительства.
При проведении обязательной сертификации продукции в строительстве, происходит подтверждение ее соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества людей и охрану окружающей среды. Эти требования устанавливаются в государственных стандартах, в строительных нормах и правилах, технических условиях на продукцию. Т.е. всем тем требованиям, которые относятся к ведению и к номенклатуре продукции Минстроя России, а так же установлены в международных и национальных стандартах других стран в области строительства, которые действуют на территории РФ.
При проведении добровольной сертификации в области строительства происходит процесс подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов на эту продукцию, разработанных в соответствии с правилами Государственной системы стандартизации Российской Федерации. Помимо этого добровольная сертификация в строительстве соответствие требованиям системы нормативных документов в строительстве, по которым производится ее поставка.
Все материалы, которые используются в процессе строительства сооружений, зданий и иных объектов (например, автомобильных дорог) объединяются общим наименованием «строительные материалы». Указанные материалы подразделяются на две большие группы: искусственные и натуральные. В ОКП данные материалы, как объект сертификации, учтены в группах: 53 0000 0, 53 1000 3 , 53 1100 7, 53 1400 8 , 57 0000 8 , 57 1000 0, 57 1100 4, 57 1190 5, 57 5000 1 , 59 0000 1 , 59 5000 5, 59 5200 2 , 59 5280 9, 59 5287 7, 5711.
В связи с тем, что строительные материалы не включены в перечень № 1 и 2, введённые в действие правительственным постановлением за № 982, (принято 01.12.09, последние изменения внесены 13.11.10) и на основании требований закона РФ № 184 – ФЗ (принят 27.12.02, последние изменения внесены 28.09.10) оформлять в обязательном порядке сертификаты на строительные материалы, как в форме сертификата соответствия, так и в форме декларации соответствия, не требуется.
В целях повышения доверия потребителя к указанной продукции, её конкурентоспособности на рынке рекомендуется проходить сертификацию в строительстве в добровольном порядке. Большинство отечественных производителей оформляют сертификаты на строительные материалы в системе добровольной сертификации строительных материалов, являющейся подсистемой главной системы сертификации России — ГОСТ Р, а также в 126 иных официально зарегистрированных системах добровольной сертификации, которые имеют право на проведение сертификационных испытаний строительных материалов. (Общее количество зарегистрированных систем добровольной сертификации в нашей стране на сегодняшний день составляет 661).
В связи с тем, что технический регламент на строительные материалы пока не принят, в процессе сертификационных испытаний подтверждается соответствие характеристик строительных материалов требованиям действующих ГОСТ. Например:
керамическая плитка может быть сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ 27180-2001;
бетон может быть сертифицирован на соответствие требованиям ГОСТ 10060.0-95 и т.п.
Ещё одна из базовых систем сертификации — на соответствие требованиям пожарной безопасности, требует оформить пожарные сертификаты на строительные материалы, включённые в перечни № 1 и 2. Указанные перечни введены в действие постановлением правительства за № 241 (принято 17.03.09, последние изменения внесены 17.03.10). Второй случай – если данная сертификация предусмотрена законом РФ № 123-ФЗ (указанный закон принят 22.07.08). Эти требования не распространяются на строительные материалы непосредственно, а касаются:
· облицовочных, отделочных, кровельных и изоляционных материалов (гидро-, тепло- и звукоизоляция);
· противопожарных и огнеопасных материалов и веществ, используемых в строительстве;
· строительных изделий и конструкций.
Указанную продукцию также можно условно отнести к строительным материалам.
На отдельные виды материалов необходимо оформить сертификат на строительные материалы в форме свидетельства о гос.регистрации (СГР ТС). Это требование распространяется на материалы из групп ТН ВЭД ТС: 84, 85 «Единого перечня…». Указанный документ утверждён решением № 229 КТС, принятым 28.05.10. Последние изменения в данный перечень внесены решением этого же органа за № 432, принятым 14.10.10).
Данный документ содержит ещё одно требование, распространяемое на строительные материалы. Оно изложено в пункте 12 первого раздела и касается радиоактивных материалов. Отдельные природные строительные материалы являются радиоактивными (в частности, щебень).
По уровню радиации он классифицируется на материал I, II и III класса (основание требования действующего ГОСТ 30108-94 с изменениями на 04.12.2000, ГОСТ 18866-93, ГОСТ 5578-94). Согласно российскому законодательству кроме СГР ТС на указанные строительные материалы необходимо оформить протокол радиационного контроля. Данное требование вытекает из вступившего в силу с 02.09.08 документа под номером МУ 2.6.1.2398-08. Указанный документ утверждён 02.07.08 решением главного государственного санитарного врача России.
При поставках материалов, изготовленных в России в третьи страны, оформляется ещё один сертификат на строительные материалы — сертификат происхождения. Данный документ выдаётся местными отделениями Российской ТПП через центры сертификации по одной из трёх стандартных форм. Требуемая форма выбирается в зависимости от страны, в которую планируется поставлять строительные материалы.
С развитием сертификации стало очевидным её положительное влияние на торговые связи между государствами, сроки получения разрешения на ввоз значительно сократились для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране; если она признавала сертификат поставщика. Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, так и с законами на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В связи с этим определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле – как технического барьера.
Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые в определенной степени складывались объективно. совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протенционизма для защиты внутреннего рынка от проникновения товаров иностранного производства. в таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты касающиеся процедуры испытаний, что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов.
Источник: zdamsam.ru
ГОСТ 1.0—92
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан группой экспертов Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
ВНЕСЕН техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 г.
За принятие проголосовали:
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Беларуси |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикгосстандарт |
Туркменистан | Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, принятыми МГС; № 4, 5, 6 (ИУС 10-96), (ИУС 8-98), (ИУС 9-2002)
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает цели и общие принципы межгосударственной стандартизации, основные направления работ в этой области, объекты межгосударственной стандартизации, виды документов по межгосударственной стандартизации.
Стандарт разработан в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Соглашение) — Москва, 13.03.92-12/1 и протоколом совещания руководителей органов государственного управления строительством «Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве» — Минск, 06.06.92.
(Измененная редакция, Изм. № 5).
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации — Москва, 13.03.92-12/1
Протокол совещания руководителей органов государственного управления строительством «Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве» — Минск, 06.06.92
ГОСТ 1.2—97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
(Измененная редакция, Изм. № 6).
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 межгосударственный стандарт (ГОСТ): Стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Межгосударственный совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (далее — МНТКС).
3.2 межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.
Примечание — Межгосударственная стандартизация открыта для других государств, признающих ее принципы и присоединившихся к Соглашению.
4 Цели межгосударственной стандартизации
4.1 Основными целями межгосударственной стандартизации являются:
— защита интересов потребителей и каждого государства — участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее — продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
— обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;
— содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств — участников Соглашения;
— устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств — участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;
— содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
5 Основные принципы межгосударственной стандартизации
5.1 Взаимное стремление всех заинтересованных государств — участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции.
5.2 Целесообразность разработки межгосударственного стандарта, учитывающая его социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения государствами — участниками Соглашения.
5.3 Обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами.
5.4 Пригодность межгосударственных стандартов в целях сертификации продукции и услуг.
5.5 Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.
5.6 Обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и передового опыта.
6 Основные направления работ по межгосударственной стандартизации
6.1 Принятие приоритетных направлений и форм межгосударственного сотрудничества по реализации согласованной политики в области стандартизации осуществляет Межгосударственный совет, а в области строительства — МНТКС.
6.2 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:
— принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;
— установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов контроля (испытаний);
— стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;
— организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;
— формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;
— издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;
— координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;
— научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.
6.3 Решения по вопросам межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным советом, национальные органы по стандартизации государств — участников Соглашения реализуют соответствующими организационно — распорядительными документами.
7 Объекты стандартизации и основные виды нормативных документов по стандартизации
7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются:
— общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;
— объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);
— объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;
— взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.
7.2 В межгосударственные стандарты включают:
— требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
— требования техники безопасности и производственной санитарии;
— требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;
— параметрические ряды и типовые конструкции изделий;
— основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
— методы контроля требований к продукции;
— требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;
— правила обеспечения качества продукции;
— требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.
7.3 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов:
— стандарты на продукцию (услуги);
— стандарты на процессы;
— стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
7.4 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.
7.5 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.
7.6 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
7.7 Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).
7.8 Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственной стандартизации Межгосударственный совет, а в области строительства — МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ).
7.9 Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации — по ГОСТ 1.2, а межгосударственных нормативных документов в строительстве — в соответствии с нормами, принятыми МНТКС [1] [1].
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
Источник: ru.wikisource.org
Нормативные документы в области стандартизации
Стандартизация – государственная деятельность, связанная с установлением определенных характеристик или правил, допускающих их добровольное многократное повторение и использование, и направленное на упорядоченность выпуска продукции на производстве или предоставлении определенного рода услуг. Этому виду деятельности государство уделяет повышенное внимание, поскольку от соблюдения установленных стандартов зависят не только количественные или качественны показатели отдельных видов продукции, но и безопасность жизни населения. Особенно когда стандартами определены требования к продуктам питания или другим жизненно важным изделиям или соблюдению правил соблюдения безопасности при обращении с опасными веществами (предметами).
Цели стандартизации
Отрасль деятельности по стандартизации весьма обширна. В ней выделяется несколько направлений:
- Повышение уровня безопасности и жизни физических лиц, предприятий, государственного имущества, объектов живой природы, предотвращение возникновения ЧС;
- Обеспечение конкурентоспособности продукции промышленности и качества оказываемых услуг при выполнении госзаказов или экспортном передвижении товаров;
- Соблюдение сопоставимости однородных категорий товаров, производимых на различных предприятиях;
- Добровольного подтверждения производителем соблюдения требований государства к определенной группе товаров;
- Создания систем классификации и кодирования товаров для унификации систем поиска и передачи данных в информационных системах и в сфере торговли.
Применимое право и документ в области стандартизации на территории РФ
На территории Российской федерации действует консолидированная система стандартизации, включающая в себя документы по стандартизации:
- документы национальной системы стандартизации – государственные стандарты;
- стандарты, выработанные на основе двусторонних/многосторонних межгосударственных договоров;
- стандарты, которые выработаны на территории иностранных государств (государственных объединений) и которые применяются в РФ в силу присоединения к действующим межгосударственным соглашениям или в силу того, что на территории РФ нормативных документов в области стандартизации на данную продукцию не существует ввиду того, что она не производится в России.
Таким образов перечень документов по стандартизации состоит из:
- Национальных стандартов;
- Рекомендаций и правил (норм) в области стандартизации;
- ТУ (технических условий), разрабатываемых производителями продукции самостоятельно;
- Сводов правил, носящих рекомендательный характер для отдельных групп товаров/услуг;
- Международных, региональных, национальных стандартов, признанных на территории РФ.
Содержание отдельных документов, составляющих массив документооборота в области стандартизации
Стандарт – основной документ в области стандартизации. Он содержит в себе обобщение общих многократно повторенных принципов и характеристик применимых к какому-либо предмету или явлению, виду деятельности или оказанной услуге. Также он вырабатывается на основе консенсуса между группой производителей определенного продукта и признанный уполномоченным государственным органов в области стандартизации. С момента принятия такого документа он становится общеобязательным для всех предприятий и физических лиц, производящих аналогичные товары/оказывающих услуги. Иными словами – приобретает силу закона.
Правила – документ, дополняющий или уточняющий положения действующего стандарта, регламентирующий порядок применения стандарта или методы выполнения определенных работ в соответствии со стандартом. Правила – это технических документ, который не содержит конкретных требований, а только описывает порядок их применения для соблюдения качественных показателей продукта в соответствии с действующим стандартом.
Рекомендации – по содержанию аналогичны правилам. Но существует одно существенно отличие: правила – документ обязательный в рамках соблюдения норм, а рекомендации исполняются на добровольной основе. То есть обязательными к применению не являются.
Свод правил – это своеобразный «кодифицированный» документ, охватывающий направления технологических процессов при производстве продукции (проектирование, монтаж, наладка, утилизация и т. д.), которые способствуют достижению качественных показателей конечного продукта соответствующего стандарту. Так же как и рекомендации не являются обязательными к применению, но способствуют соблюдению технологии, в рамках которой возможно получение стандартного продукта.
Любой из указанных выше документов применяется на различных уровнях осуществления хозяйственной деятельности. Применение документов по стандартизации зависит от желания производителя. Но если продукция сертифицирована в соответствии с требованиями действующего государственного стандарта соблюдение их становится обязательным.
Даже предприятия, добровольно сертифицировавшиеся на соответствие продукции требованиям государственных или действующие на основании стандартов организации (ТУ), обязаны соблюдать все условия и технологические процессы нормативных документов по стандартизации, без которых достижение стандартных показателей коечного продукта невозможно.
Принятие и изменение стандартов
Законотворчество и порядок стандартизации документов в РФ подчинено жестким правилам. Даже разработка, принятие, изменение или отмена стандарта подчинено требованиям, изложенным в ГОСТ.
Указанный документ носит всеобъемлющий, универсальный характер и предусматривает порядок разработки, принятия, изменения и отмены стандартов на межгосударственном, региональном и национальном уровнях, так является результатом добровольного соглашения, подписанного станами – участницами СНГ.
Согласно существующему порядку все ГОСТы и нормативно-технические документы по стандартизации утверждаются на федеральном уровне Главой «Росстандарта» или Президентом РФ.
Перед этим все документы в области стандартизации в РФ в обязательном порядке проходят многоэтапное согласование в Техкомитете «Росстандарта» по поданной от заинтересованного в принятии стандарта лица/органа/предприятия.
Принятые по программе приема и рассмотрения заявок на стандартизацию на текущий год заявки рассматриваются на комиссии «Росстандарта». На ней решается, представляет ли для государства предлагаемый стандарт какую-нибудь ценность среди существующих национальных документов по стандартизации.
Если стандарт желателен или необходим – подготавливается первая редакция ГОСТ. Она направляется всем профильным предприятиям, производящим стандартизируемую продукцию/оказывающим услугу.
После получения отзывов пишется вторая редакция, в которой учитываются замечания и пожелания рецензентов по первому варианту. Вторая редакция направляется на экспертизу в профильный институт стандартизации. После получения отзыва решением указанных выше лиц стандарт вводится в действие. Как правило, с первого числа следующего года.
Ответственность за несоблюдение правил стандартизации
Поскольку в РФ действует консолидированная система стандартов в которую включаются национальные, региональные и межгосударственные стандарты, а также признаются стандарты, установленные иностранными государствами при отсутствии аналогичных стандартов в РФ – возникает вопрос – какому праву подлежат нарушители?
Ответ однозначный – вне зависимости от того чьи стандарты нарушены ответственность для нарушителя последует по Российскому закону.
Предусмотрена многостепенная система ответственности, по мере тяжести совершенных нарушений:
- Финансовая (штраф);
- Административная – основная;
- Уголовная – в случае наступления опасных последствий или причинения существенного вреда.
Каждый из этих видов ответственности предусматривается соответствующими нормативными документами:
- Финансовая – на основании решения суда, установившего размер ущерба, причиненного заинтересованному лицу (истцу) в результате использования продукции/услуги, не отвечающей ГОСТу;
- Административная – на основании предписаний должностных лиц «Росстандарта» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Уголовная – только в том случае, если будет доказана причинно-следственная связь между нарушениями требований ГОСТ и наступившими вредными последствиями.
Заключение
Система стандартизации в Российской федерации включает в себя многоступенчатую и весьма разветвленную систему нормативных и подзаконных актов, ведомственных документов и инструкций, позволяющих обходить жесткие требования соблюдения обязательных требований по выпуску качественной продукции.
Очень многие производители используют собственные ТУ (технические условия) которые изменяют качество продукции до неузнаваемости при сохранении наименования свойственного продукту/услуге соответствующих ГОСТу.
Источник: arprime.ru