Строительные нормы и правила (СНиП) представляют собой свод основных нормативных документов, применяемых в строительстве. СНиПы разработаны в соответствии с директивами партии и правительства о всемерном развитии строительной индустрии, широком внедрении передовой строительной техники, повышении уровня организации и механизации строительства и максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления.
При разработке СНиПов учтены новейшие достижения науки и техники, использован опыт передовых проектных, научно-исследовательских и строительно-монтажных организаций. В соответствии со СНиП 1.01.01—82 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» введен новый классификатор строительных норм и правил с разделением их на пять частей, каждая из которых делится на группы. Классификатор предназначен для установления состава и обозначения (шифра) строительных норм и правил. Первая цифра обозначает номер части, две следующие соответствуют номеру группы, две последующие присваиваются номеру документа и еще две, присоединенные через тире, означают год утверждения СНиПа.
«Стандартизация и техническое регулирование в строительстве»
Часть 1 СНиП «Организация управления, экономика» устанавливает систему нормативных документов, определяет организацию, методологию и экономику проектирования и инженерных изысканий, наиболее перспективную организацию строительства и управления им, содержит нормы продолжительности проектирования и строительства, сведения по экономике строительства; кроме того, в этой части СНиПа изложены положения об организациях и должностных лицах.
Часть 2 СНиП «Нормы проектирования» содержит требования: по общим вопросам проектирования (строительная климатология и геофизика, противопожарные нормы, строительная теплотехника, нагрузки и воздействия, строительство в сейсмических районах и др.); по основаниям и фундаментам, строительным конструкциям, инженерному оборудованию и внешним сетям; сооружениям транспорта; гидротехническим и энергетическим сооружениям, мелиоративным системам и сооружениям; планировке и застройке населенных мест, жилых и общественных зданий; промышленным предприятиям, производственным, сельскохозяйственным и вспомогательным зданиям и сооружениям; инвентарным зданиям и складам, а также нормам отвода земель.
Часть 3 СНиП «Организация, производство и приемка работ» содержит указания и требования: по общим вопросам организации строительства и приемки в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений; геодезическим работам; технике безопасности; устройству оснований и фундаментов; возведению строительных конструкций, сооружений транспорта; строительству гидротехнических и энергетических сооружений, мелиоративных систем и сооружений; системе механизации строительного производства и изготовлению строительных конструкций, изделий и материалов.
Часть 4 СНиП «Сметные нормы» содержит указания: по разработке элементных и укрупненных сметных норм на строительные работы; по определению сметной стоимости оборудования, материалов, конструкций и эксплуатации строительных машин; расчету норм лимитированных и прочих затрат; определению сметной стоимости строительства.
Кто и как разрабатывает стандарты в строительстве?
Часть 5 СНиП «Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов» содержит: нормы расхода материалов и потребности в строительном инвентаре, инструменте и механизмах; нормирование и оплату проектно-изыскательных работ, а также нормирование и систему оплаты труда в строительстве.
К строительным нормам и правилам могут выпускаться вспомогательные материалы — пособия. Пособия не являются нормативными документами и детализируют отдельные их положения, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные, а также другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для изыскания, проектирования и строительства.
Технико-экономическая эффективность нормативных документов 3-й части СНиПа определяется в значительной мере тем, что они унифицируют многочисленные нормы и указания, благодаря чему устранены имевшиеся ранее противоречия.
Стандартизация — это установление и применение необходимых норм и правил в определенной сфере деятельности. Стандартизация в России является средством осуществления единой технической политики во всей системе народного хозяйства страны, формируемой на единых научных и организационных основах. Стандартизация создает предпосылки для организации и развития массового производства на основе широкого применения автоматизации процессов, обеспечивающих наиболее высокую производительность труда и высокое качество продукции.
Центральный правительственный орган, осуществляющий руководство всеми работами по стандартизации в нашей стране,— Государственный комитет по стандартам (Госстандарт). Стандартизация в строительстве — это составная часть государственной системы стандартизации. Ее цель —развитие индустриализации строительного производства, внедрение новых эффективных типов строительных конструкций и материалов, новых проектных решений, совершенствование управления строительным производством, улучшение качества строительства.
Работа по стандартизации в области строительства ведется по четырем направлениям:
- организация разработки нормативно-технической документации по стандартизации, т. е. разработка стандартов всех категорий и технических условий (ТУ);
- организация внедрения стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов;
- контроль за соблюдением требований стандартов и технических условий;
- проведение аттестации продукции, выпускаемой предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
В отличие от систем, принятых в других отраслях промышленности стандартизация в строительстве построена не по ведомственной подчиненности организаций, а по специализации по видам строительства. Функции базовых организаций по стандартизации в строительстве по различным областям деятельности возложены на научно-исследовательские и проектные институты.
Головные организации по стандартизации в основном осуществляют научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по стандартизации (в соответствующей области строительства или по закрепленной общестроительной проблеме), которые проводят все строительные министерства (ведомства) или общепромышленные министерства, ведущие строительство и ремонт самостоятельно.
Эксперты отмечают, что спрос на недвижимость за рубежом существовал даже в самые сложные кризисные времена.
Главным фактором для покупателей является не только место расположения дома и планировка квартиры.
Выделяют три типа аренды загородной недвижимости: дома для постоянного проживания, дачи на летний/зимний сезон.
Источник: www.domwest.ru
Проблемы стандартизации в строительстве
Лукьянова, К. А. Проблемы стандартизации в строительстве / К. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 568-570. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70442/ (дата обращения: 07.10.2022).
В статье приведены трактовки «стандартизации». Раскрыты проблемы стандартизации в строительстве на сегодняшний день. Предложены рекомендации для устранения выявленных проблем.
Ключевые слова: стандартизация, строительство, жилье, качество, стандарт, законодательство.
Сегодня строительство одна из самых мощных отраслей мировой экономики, возводящей жилые, торговые, промышленные и общественные (строительные) здания для миллиардов людей и обеспечивая миллионы рабочих мест. Строительная отрасль стала одной из крупнейших в мире, оказывая значительное влияние на все три аспекта устойчивого развития — экономический, социальный и экологический.
Одной из наиболее насущных проблем, стоящих перед современным человечеством, является создание безопасной и комфортной среды обитания в урбанизированных районах. Стремясь обеспечить жильем всех нуждающихся, в настоящее время темпы строительства нового жилья увеличиваются. В то же время застройщики часто пренебрегают качеством материалов, используемых при попытке сократить расходы на строительство. Проблема повышения качества доступного нового жилья в России может быть решена путем внедрения новых стандартов проектирования.
Стандартизация — деятельность, направленная на определение правил и характеристик их добровольного повторного использования, с целью создания порядка в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация — система национальных и корпоративных стандартов, необходимых для отраслей промышленности, которые производят и потребляют продукцию.
Стандарт — это документ, определяющий в целях добровольного повторного использования характеристики продукции, требования к проектированию и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, продажи и использования, выполнения работ или предоставления услуг.
Действующая в настоящее время в нашей стране государственная система стандартизации строительства включает в себя государственные стандарты (ГОСТ и ОСТы), технические условия (ТУ), строительные нормы и правила (СНиП), своды правил (СП), руководства и инструкции. Всего существует около 500 государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов.
Сегодня существует несколько целей стандартизации строительного производства, которые определены законодательными актами, Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] и Федеральным законом «О техническом регулировании» [2]. В данных документах дается исчерпывающа подборка технических регламентов и стандартов, норм, достаточно понятных для того, чтобы знать, какие стандарты используются в строительстве сегодня.
При строительстве зданий обязательные правила определяются Единым перечнем продукции в рамках требований Таможенного союза с целью повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, объектов, а также повышение:
- уровня экологической безопасности;
- обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, рациональное использование ресурсов;
- содействие соблюдению требований технических стандартов;
- обеспечение научно-технического прогресса
В современной России стандартизация является самостоятельной сферой деятельности, в которой эксперты определяют правила и характеристики добровольного повторного использования продукции и услуг в целях создания порядка в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности [6].
Необходимость пересмотра стандартов в жилищном строительстве давно назрела. Более 75 % россиян живут в городах России, для которых еще в пятидесятом веке были разработаны строительные нормы и правила (СНиП). Стоит отметить, что срок действия таких документов в развитых странах не превышает 10–15 лет [8, с.80].
В настоящее время в России существует достаточное количество правовых актов, национальных стандартов, стандартов саморегулируемых организаций, государственных и ведомственных документов и т. д.
Основная проблема заключается в том, что, несмотря на разнообразие документов, связь между ними практически отсутствует. Зачастую стандартизация в области проектирования и строительства характеризуется несогласованностью, избыточностью требований и дублированием требований. Возникают барьеры, которые, в связи с необходимостью дальнейшей координации, тормозят развитие отрасли, препятствуют внедрению передовых строительных материалов и технологий.
Перечень кодексов национальных правил и стандартов, применение которых является обязательным, был принят в качестве решения по данному вопросу в контексте реализации Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3]. Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 [4].
Однако опубликованный перечень нуждается в значительной актуализации, так как устаревшие своды правил не соответствуют межгосударственным стандартам. Кроме того, указанные стандарты содержат справочные материалы, однако, согласно техническому регламенту, только документ, официально включенный в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 [4], является обязательным к исполнению. В этом контексте существует ряд противоречий, которые, безусловно, в правовой сфере в целом ухудшают качество строительства [5, с.347].
На основе анализа исследуемой проблемы были сформулированы следующие выводы и рекомендации:
– во-первых, необходимо разработать общую концепцию стандартизации в строительстве, которая должна отвечать следующим требованиям: система стандартизации должна соответствовать существующим нормативным актам в области гражданского и промышленного строительства и исключать дублирование и противоречия в документах. Каждый орган (МЧС, Минэнерго, Минтранс) должен сформулировать положения на основе существующих нормативных актов, не нарушая при этом общих принципов развития отрасли;
– во-вторых, система стандартизации должна четко определять статус и регулировать юридическую силу и преимущества каждого документа;
– в-третьих, система стандартизации должна разрабатываться в рамках глобальных интеграционных процессов мировых экономик (Еврокодов);
– в-пятых, необходимо создать гибкую систему (адаптируемую к инновационным разработкам), регламентирующую порядок признания соответствия материалов и строительной продукции;
– в-шестых, нормотворчество в конкретной отрасли, такой как строительство, не должна разрабатываться «закрытым» способом и с учетом мнения мировых экспертов, которые определяют основы научных знаний в конкретных отраслях ниши;
– в-седьмых, требуется целевая разработка стандартов организаций: в последнее время увеличилось количество ассоциаций, союзов и объединений в строительном комплексе, и некоторые из них имеют опыт в накоплении забалансовых ресурсов и работе вне стандартов организаций (АВОК и др.).
На основании представленных данных можно сделать вывод, что соблюдение новых стандартов позволит сократить нерационально распределенные площади, сделать недорогое жилье более привлекательным и комфортным, повысить общий социальный статус территорий с новостройками.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — N 1 (часть 1). — Ст. 16
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании»// Собрание законодательства РФ. — 30.12.2002. — N 52 (ч. 1). — Ст. 5140
- Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»//Собрание законодательства РФ. — 04.01.2010. — N 1. — Ст. 5.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»// Собрание законодательства РФ. — N 2. — 12.01.2015. — Ст. 465
- Даурбеков А. М., Даурбеков Х. М., Кациев З. В. Проблемы развития системы технического регулирования и стандартизации в строительстве//В сборнике: Актуальные направления научных исследований: перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2017. — С. 346–349
- Какие стандарты используются в строительстве [Электронный источник]//Режим доступа: https://ангар24.рф/info/372-Kakie-standarty-ispolzuyutsya-v-stroitelstve (Дата обращения: 18.05.2020)
- Скрипкина Ю. В., Попов Ю. А., Мищенко О. С., Эрденко О. Ю. Стандартизация как необходимое условие повышения качества жилья в России//Известия Юго-Западного государственного университета. — 2019. — Т. 23. — № 1. — С. 74–83
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стандарт, добровольное повторное использование, система стандартизации, обращение продукции, Постановление Правительства, Россия, сфера производства, технический регламент, цель создания порядка.
Источник: moluch.ru