7.3.11. Уплотнение просадочных и полупросадочных грунтов на проектную глубину следует проводить трамбованием с последующей укаткой.
7.4. Отделочные и укрепительные работы
7.4.1. Планировку и укрепление обочин необходимо проводить вслед за устройством дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все временные въезды и съезды.
7.4.2. Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.
7.4.3. Планировку и укрепление откосов насыпей высотой более 6 м и глубоких выемок (включая устройство дренажей) следует проводить сразу же после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).
Работы по выполнению конструкций укрепления откосов и конусов должны выполняться в соответствии с технологическими регламентами, разработанными с учетом особенностей предусмотренных в проекте методов (травяной посев, железобетонные блоки, монолитные конструкции, геосинтетические материалы в виде геоматов, геокомпозитов, объемных георешеток и др.). Технологические регламенты разрабатываются подрядными организациями и утверждаются в установленном порядке.
Строительство дорог: 7 ошибок, которые вы точно допустите
7.5. Земляные работы в зимних условиях (при отрицательных температурах)
7.5.1. В зимний период разрешается проводить: разработку выемок и резервов в необводненных песках, гравийно-галечных и скальных грунтах; в глинистых грунтах при влажности в пределах, указанных в таблице 1, разработку выемок глубиной более 3 м; возведение насыпи из сосредоточенных резервов; устройство насыпи из песчаных грунтов на болотах; выторфовывание; укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной отсыпкой, бетонными плитами и др.; устройство глубоких дренажных прорезей.
7.5.2. Для возведения насыпи в зимнее время применяют без ограничений скальные, крупнообломочные грунты и пески (непылеватые). Применение глинистых грунтов и пылеватых песков допускается при влажности, не более оптимальной. Применение глинистых грунтов повышенной влажности допускается только при выполнении в соответствии с проектом мероприятий по обеспечению необходимой устойчивости земляного полотна.
Глинистые грунты повышенной влажности следует применять только в талом виде. Для устройства насыпей за задними гранями устоев и конусов и засыпки водопропускных труб следует применять талый грунт.
7.5.3. Основание под насыпь должно быть подготовлено до начала промерзания грунта, а перед началом возведения насыпи — тщательно очищено от снега и льда. При возведении насыпи на сильнопучинистых грунтах в районах с глубиной промерзания более 1,5 м нижние слои (1,2 — 1,5 м) следует устраивать до наступления устойчивых отрицательных температур воздуха.
7.5.4. Размер мерзлых комьев при возведении насыпей не должен превышать 30 см при уплотнении грунтов решетчатыми катками или трамбующими машинами и 15 см при уплотнении грунтов катками на пневматических шинах и вибрационными. Укладывать мерзлые комья грунта допускается на расстоянии, не ближе 1 м от поверхности откосов. Общее количество мерзлого грунта не должно превышать 30% общего объема грунта, укладываемого в насыпь, при уплотнении трамбованием и 20% — при уплотнении укаткой. Мерзлый грунт должен равномерно распределяться в теле насыпи.
Строительство дорог: 11 этапов асфальтирования на реальном объекте
7.5.5. Высоту насыпи, возводимой в зимнее время из глинистых и песчаных грунтов с включением мерзлых комьев, необходимо увеличить на 3% от толщины слоя зимней отсыпки.
7.5.6. Уплотнение грунтов до требуемой плотности следует проводить до их замерзания.
7.6. Возведение земляного полотна на болотах (слабые основания)
7.6.1. Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа I, как правило, в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу «от себя».
При сооружении насыпи на слабых грунтах, в том числе болотных, без их удаления с целью снижения неравномерности ее осадки следует устраивать в основании насыпи обойму или платформу из армирующих и дренирующих геоматериалов: тканых и нетканых геотекстилей, плоских геосеток в комбинации с объемными геоматериалами и др.
7.6.2. Посадку насыпи, в том числе с использованием геосинтетических материалов, на прочное основание на болотах типов II и III необходимо проводить методом выдавливания торфа весом насыпи. Для облегчения выдавливания следует проводить рыхление торфа, устраивать торфоприемники (траншеи вдоль подошвы насыпи), отсыпать насыпь узким фронтом (способ перегрузки), а также осуществлять воздействие виброударной и ударной нагрузкой. Насыпь при этом следует возводить сразу на полную расчетную высоту.
7.6.3. При сооружении насыпей с использованием в их основании сжимаемых грунтов должна быть обеспечена требуемая толщина отсыпки. Насыпь следует возводить равномерно на всю ее ширину.
7.6.4. Для ускорения осадки и упрочнения основания следует устраивать вертикальные дрены из дренирующих материалов, включая геосинтетические материалы. Дренажные прорези следует заполнять дренирующим материалом по мере их устройства.
7.6.5. При отсыпке насыпи на слабом основании по специально установленному режиму (метод предварительной консолидации) каждый последующий слой устраивается после достижения грунтом основания прочности, достаточной для восприятия дополнительной нагрузки.
В процессе консолидации основания необходимо проводить наблюдение за осадкой насыпи для уточнения объема досыпки или снятия излишков грунта и оценки возможности устройства покрытия.
7.6.6. После удаления растительного слоя на поверхность естественного основания насыпи перед укладкой геосинтетического материала следует отсыпать песчаный выравнивающий слой, толщина которого должна быть не менее значения имеющихся неровностей. Толщина первого слоя грунта насыпи, отсыпаемого на прослойку из геоматериала, должна быть не менее 0,3 м.
7.6.7. Уширение насыпи на слабых основаниях должно проводиться с учетом требований 7.2.7, 7.6.1 — 7.6.6. Регламентация выполнения работ в этом случае должна быть отражена в ПОС и ППР.
7.7. Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из крупнообломочных грунтов
7.7.1. Выемки в скальных грунтах следует разрабатывать механизированным или взрывным способом. Образованные взрывами откосы выемок в скальных грунтах должны быть очищены от неустойчивых камней, а также нависающего грунта поверхностных нескальных слоев.
7.7.2. Максимальный размер крупных включений в грунте, используемом для сооружения слоев насыпи, не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя.
7.7.3. Уплотнять крупнообломочные грунты водостойкой разновидности, содержащие более 30% глинистых фракций, следует при влажности, не превышающей допустимых значений для тяжелых суглинков и глин, а при содержании глинистых фракций менее 30% — при влажности, не превышающей допустимых значений для легких суглинков, приведенных в таблице 2.
7.7.4. При уплотнении легко выветривающихся и размягчаемых крупнообломочных грунтов влажность мелких фракций должна быть не выше 1,2 оптимальной.
7.7.5. Защитные слои из глинистого грунта на откосах следует устраивать в процессе сооружения основной части насыпи.
Защитные слои на откосах с использованием геоматериалов (объемных георешеток, геоматов, матрасов и др.) следует устраивать по окончании сооружения земляного полотна.
Геоматериалы следует закреплять равномерно по всей площади откосов с завершением работ до окончания смены.
7.7.6. При использовании крупнообломочных грунтов размягчаемых разновидностей в период строительства следует принимать меры по предупреждению их избыточного увлажнения атмосферными осадками или поверхностными водами, перекрывая водозащитными слоями и устраивая строительный водоотвод.
При сооружении насыпей эти грунты предварительно увлажняют, а уплотнение выполняют в две стадии. На первой стадии с целью максимального раздавливания и разрушения обломков применяют кулачковые катки, а на второй — комбинированные тяжелые катки. Степень предварительного увлажнения грунта определяют методом пробной укатки.
7.8. Возведение земляного полотна на засоленных грунтах
7.8.1. Устройство земляного полотна на засоленных грунтах при высоком уровне грунтовых вод необходимо проводить в период, когда их влажность соответствует требованиям таблицы 1.
7.8.2. Верхний рыхлый слой засоленного грунта, перенасыщенный солями, и солевые корки толщиной более 3 см следует удалять с поверхности резервов и основания насыпи перед ее возведением.
Отсыпку насыпи из привозного грунта на мокрых солончаках следует вести способом «от себя».
7.9. Возведение земляного полотна в песчаных пустынях
7.9.1. При строительстве дорог в песках, покрытых растительностью, необходимо принимать меры против ее повреждения, нарушения рельефа и разрыхления поверхности песков.
7.9.2. Устройство защитного слоя и укрепление откосов следует проводить вслед за возведением насыпи из песка. Защитные слои из песка, укрепленного вяжущими материалами, необходимо устраивать согласно правилам укрепления грунтов. Защитный слой на земляное полотно следует укладывать по способу «от себя».
В случае укрепления откосов объемными георешетками последующее заполнение их ячеек следует осуществлять растительным грунтом, торфо-песчаной смесью (ТПС), щебнем, бетоном и другими строительными материалами.
7.9.3. Земляное полотно из песка следует возводить непрерывно. Законченные участки земляного полотна и прилегающие к ним пески необходимо сразу укреплять.
7.10. Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты
7.10.1. При возведении земляного полотна, спроектированного по принципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в мерзлом состоянии, следует проводить отсыпку насыпи после промерзания сезонно оттаивающего слоя не менее чем на 30 см. Ускорение промерзания достигается очисткой дорожной полосы от снега.
Лес, кустарник, бугры пучения удаляют только в зимний период на ширину основания насыпи, при этом сохраняют снежные отложения до 20 см. Запрещается корчевать пни на просеке. Не допускается устройство просеки «в задел». Растительный покров в основании насыпи и в пределах охранной зоны (ориентировочно до 50 м по обе стороны от оси трассы) должен быть сохранен. Проезд дорожных машин и технологического транспорта по просеке разрешается только в зимний период.
Толщина слоя насыпи, отсыпанного в зимнее время по промерзшему основанию, должна быть не менее глубины его сезонного оттаивания. Верхнюю часть насыпи следует, как правило, отсыпать в теплое время года из немерзлых грунтов.
7.10.2. Нижние слои насыпи на высоту 0,5 м следует отсыпать по способу «от себя», а последующие — продольным способом. Движение транспортных и дорожно-строительных машин по растительному покрову в весенне-летний период не допускается.
7.10.3. При возведении земляного полотна, спроектированного по принципу использования при эксплуатации дороги грунтов основания земляного полотна в оттаивающем состоянии, отсыпку насыпи разрешается проводить в любое время года (летом по способу «от себя») с сохранением растительного покрова или удалением в необходимых случаях непригодных грунтов из основания по мере их оттаивания. При этом насыпь должна быть отсыпана до проектных отметок к сроку оттаивания грунтов основания до расчетной глубины. Технология должна быть отражена в проекте организации строительства и технологическом регламенте.
7.10.4. Насыпи на льдонасыщенных косогорах круче 1:10 следует возводить зимой отсыпкой из привозных грунтов по способу «от себя» на полный профиль.
По мере послойного возведения насыпи низовой откос следует закрывать слоем термоизоляционного материала, обеспечивающего защиту вечной мерзлоты от оттаивания. Для перехвата воды с нагорной стороны следует устраивать валики, при этом верховые откосы валика должны укрепляться, а низовые — покрываться мохоторфяным слоем толщиной 0,3 — 0,5 м.
7.10.5. Работы по обеспечению мерзлого состояния льдонасыщенных грунтов в основаниях насыпи и предотвращению развития термокарстовых явлений (укладка в основание насыпи теплоизолирующего слоя из естественных или искусственных материалов, отсыпка берм с применением мха и торфа, теплоизоляция откосов насыпи и др.) следует выполнять в зимнее время. Материал для теплоизоляции должен быть заготовлен заблаговременно и доставлен к месту работы в зимний период.
7.10.6. На участках действующей наледи и в местах ее возможного возникновения земляное полотно необходимо возводить, как правило, из привозных дренирующих или крупнообломочных грунтов. При использовании глинистых грунтов насыпь отсыпают сначала на неполную высоту и ширину, а затем проводят досыпку насыпи и засыпку откосов дренирующим грунтом, толщина слоя которого должна быть не менее 0,5 м.
Если насыпь сооружают из глинистых грунтов на полную высоту и ширину, то со стороны сформирования наледи следует устраивать берму из дренирующего грунта шириной не менее 2 м и высотой не менее расчетной мощности наледи.
7.10.7. Разработку выемок в льдонасыщенных грунтах следует проводить, как правило, в зимний период с применением взрывного способа или тяжелых бульдозеров-рыхлителей. Предусмотренные проектом мероприятия по укреплению откосов должны проводиться до начала оттаивания грунта. Теплоизолирующий материал на откосы укладывают сразу после завершения земляных работ.
7.10.8. При подготовке и разработке притрассовых карьеров для заготовки грунта в летний период необходимо руководствоваться следующими положениями:
карьеры следует подготавливать заблаговременно (в конце зимнего периода), проводя тщательную расчистку поверхности от снега и удаление растительного покрова; в карьерах, предназначенных к разработке в весенний период, рекомендуется укладывать на расчищенную поверхность полиэтиленовую пленку;
переувлажненные глинистые грунты необходимо разрабатывать способом послойного оттаивания на глубину 15 — 20 см, перемещая грунт в штабель для просушивания, с последующей погрузкой в транспортные средства.
При разработке карьера необходимо своевременно устраивать водоотвод и временные покрытия для перемещения и стоянок автотранспорта и экскаватора. При устройстве карьерных дорог в случае применения геосинтетических материалов следует использовать армирующие геосинтетические материалы.
7.11. Сооружение земляного полотна, армированного геосинтетическими материалами
Сооружение земляного полотна, армированного геосинтетическими материалами, приведено в Приложении В.
7.12. Контроль качества работ
7.12.1. До начала работ по сооружению земляного полотна должно быть проверено соответствие принятых в проекте и действительных показателей состава (крупность частиц, пластичность глинистых грунтов) и состояния (влажность, плотность) грунтов в карьерах, резервах, выемках, естественных основаниях.
При наличии в зоне работ склонов и откосов круче 1:3, а также слабых грунтов следует проверять нивелированием отсутствие осадок и сдвигов земляного полотна в период строительства.
7.12.2. При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:
правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане и высотные отметки;
толщину снимаемого плодородного слоя грунта;
плотность грунта в основании земляного полотна;
влажность используемого грунта;
толщину отсыпаемых слоев;
однородность грунта в слоях насыпи;
плотность грунта в слоях насыпи;
поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон, крутизну откосов);
правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин;
постоянно визуально качество укладки геосинтетических материалов и размер нахлеста полотен в соответствии с технологическим регламентом.
Допускаемые отклонения контролируемых геометрических параметров и плотности грунта приведены в Приложении А.
При операционном контроле качества сооружения земляного полотна на болотах дополнительно следует контролировать: полноту выторфовывания, режим отсыпки, величину осадки, геометрические размеры вертикальных прорезей, дрен и коэффициент фильтрации песка в них.
При операционном контроле качества земляных работ в районах вечной мерзлоты дополнительно следует контролировать глубину промерзания слоя сезонного оттаивания грунта и сохранность растительного покрова.
7.12.3. Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует проводить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.
Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5 — 2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м — также в промежутках между ними.
Контроль плотности грунта необходимо проводить на каждой сменной захватке работы уплотняющих машин, но не реже чем через 200 м при высоте насыпи до 3 м и не реже чем через 50 м при высоте насыпи более 3 м.
Контроль плотности верхнего слоя следует проводить не реже чем через 50 м.
Дополнительный контроль плотности необходимо проводить в каждом слое засыпки пазух труб, над трубами, в конусах и в местах сопряжения с мостами.
Контроль плотности следует проводить на глубине, равной 1/3 толщины уплотняемого слоя, но не менее 8 см.
Отклонения от требуемого значения коэффициента уплотнения в сторону уменьшения допускаются не более чем в 10% определений от их общего числа и не более чем на 0,04.
Глубину промерзания слоя при сезонном оттаивания грунта следует проверять по кернам (шурфам) не реже чем через 100 м. Сохранность растительного слоя определяют визуально.
7.12.4. Контроль влажности используемого грунта следует проводить, как правило, в месте его получения (в резерве, карьере) не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.
7.12.5. Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 5180. Для операционного контроля допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы.
7.12.6. Однородность грунта следует контролировать визуально. При изменении однородности грунта его тип, вид и разновидность следует определять по ГОСТ 25100.
7.12.7. Для земляного полотна ровность поверхности оценивают по соответствию высотных отметок требованиям проекта и визуальной оценкой его состояния. Высотные отметки определяют нивелированием с шагом не реже чем через 50 м по оси и бровкам.
Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может застаиваться вода.
7.12.8. Соответствие состава песка, используемого для вертикальных дрен, проектным требованиям следует определять в карьере один раз в смену.
7.12.9. Определение физико-механических свойств грунта (максимальной плотности и оптимальной влажности, числа пластичности и т.д.) необходимо определять один раз в месяц и при изменении внешнего вида используемого грунта.
8. Устройство дополнительных слоев оснований
и прослоек (морозозащитных, дренирующих,
изолирующих, капилляропрерывающих)
8.1. Устройство дополнительных слоев оснований из щебня, гравия, песка следует проводить в соответствии с требованиями 10.5.1 и 10.5.2, а из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущим, — в соответствии с требованиями раздела 9.
8.2. Бетонные смеси с легкими заполнителями, пористые каменные материалы, обработанные вяжущими, укрепленные грунты и золошлаковые смеси с легкими заполнителями следует приготовлять в смесителях принудительного перемешивания.
Температура смеси при укладке должна быть не ниже 5 °C.
8.3. Теплоизоляционные плиточные материалы (пенопласт и др.) следует укладывать с обеспечением равномерного контакта подошвы плиты с поверхностью земляного полотна. При необходимости следует выравнивать поверхность земляного полотна песком.
При двух- и трехъярусном теплоизолирующем слое швы нижележащего ряда плит необходимо перекрывать вышележащими плитами.
Первый над плитами слой дорожной одежды следует отсыпать на толщину не менее 0,25 м в плотном теле способом «от себя».
8.4. Армирующие и разделяющие прослойки из геосинтетических материалов устраивают на подготовленное (спрофилированное) основание (7.6.2 — 7.6.6). При устройстве прослойки в основании насыпи, устраиваемой на слабых или обводненных грунтах, подготовка может не проводиться, если отсутствует опасность повреждения геоматериала. Укладку геосинтетического материала проводят в соответствии с проектным решением.
Перед отсыпкой грунта проверяют качество уложенной прослойки визуальным осмотром и фиксацией сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен.
Отсыпку грунта на геоматериал ведут «от себя», без заезда построечного транспорта на открытое полотно. Толщина отсыпаемого слоя в плотном теле должна быть не менее 15 см, а при устройстве прослойки на слабом основании — не менее 20 см.
При укладке геомембран между прослойками из нетканого геотекстиля требования к крупности грунта не предъявляют.
8.6. При устройстве гидроизолирующей прослойки полотна геомембран сваривают герметичным швом. Для конструкций с грунтом в обойме или подтопляемых непосредственно поверхностными или грунтовыми водами допускается устраивать стыки внахлест и скручиванием при условии, что они находятся под нагрузкой от массы вышележащих слоев грунта и дорожной одежды не менее 9,8 МПа. Ширина нахлеста должна быть не менее 0,3 м. Полотна следует укладывать свободно, без натяжения, в ветреную погоду края полотен нужно закреплять.
Полотна не должны находиться под воздействием прямой солнечной радиации более 12 ч, отсыпку и надвижку грунта следует вести узким фронтом. Изол следует засыпать в день его укладки.
Контроль качества работ
8.7. При устройстве морозозащитных и дренирующих слоев необходимо контролировать соответствие качества материалов и песчаных грунтов требованиям проекта, плотность материала и отсутствие загрязнения грунтом выходов дрен на откосах земляного полотна.
8.8. При устройстве теплоизолирующих слоев из бетонов, каменных материалов, обработанных вяжущими, укрепленных грунтов и золошлаковых смесей необходимо контролировать качество смесей путем определения прочности образцов материалов в соответствии с требованиями соответствующих разделов настоящего свода правил.
При устройстве теплоизолирующих слоев из пенопласта необходимо проверять равномерность контакта плит с поверхностью земляного полотна и толщину первого слоя дорожной одежды над пенопластом.
При устройстве прослоек из геосинтетических материалов (армирующих, разделяющих, дренирующих, капилляропрерывающих и гидроизолирующих) необходимо проверять толщину и гранулометрический состав слоев материала над прослойкой, качество укладки и стыковки полотен геоматериала.
8.9. При устройстве морозозащитного слоя из непучинистых или слабопучинистых грунтов контроль качества грунта следует проводить в карьере путем отбора не менее 3 и 10 проб из каждых 500 м3 песчаного грунта соответственно и проводить их испытание с определением содержания пыли и глины и значения коэффициента фильтрации по ГОСТ 25584. Допускается устанавливать величину коэффициента фильтрации расчетным путем в зависимости от гранулометрического состава песчаного грунта.
8.10. Толщину первого слоя дорожной одежды и толщину слоев грунта над и под прослойкой по 8.5 следует контролировать методами неразрушающего контроля (по оси и у бровок), при выявлении мест несоответствия толщины слоя в них осуществляются контрольные измерения линейкой, при этом число контрольных измерений должно быть не менее чем в трех точках на поперечнике (по оси и у бровок), не реже чем через 100 м.
8.11. Плотность материалов слоя необходимо контролировать в трех точках на поперечнике проезжей части земляного полотна (по оси и у кромок проезжей части) не реже чем через 100 м методами, указанными в 7.12.5. Наряду с этим возможно применение неразрушающих методов контроля, например, георадиолокационные измерения (георадар) с последующей инструментальной проверкой.
8.12. Гранулометрический состав слоев грунта над и под гидроизолирующей прослойкой следует контролировать один раз в смену.
9. Устройство оснований и покрытий из смесей
каменных материалов и грунтов, обработанных (укрепленных)
неорганическими и органическими вяжущими материалами
9.1. Смеси приготавливают в смесительных установках, допускается приготавливать смеси методом смешения на дороге с применением отряда дорожно-строительной техники, включая высокоэффективное передвижное грунтосмесительное оборудование, такое как грунтовая фреза или ресайклер, обеспечивающее требуемую точность дозировки вносимых в грунт компонентов и однородность укрепляемой грунтовой смеси.
9.2. Размер щебня (гравия) в смесях, приготовленных в смесительных установках, не должен превышать 40 мм. Число пластичности для обрабатываемых (укрепляемых) грунтов должно быть не более 12. Размер зерен материала должен быть в два и более раз меньше толщины слоя покрытия или основания.
9.3. Допускается применение асфальтобетонного гранулята, а также асфальтобетонного гранулята в смеси с другими зернистыми материалами и грунтами, обработанными органическими и/или минеральными вяжущими.
9.4. Смеси, укрепленные органическими вяжущими, должны соответствовать требованиям ГОСТ 30491, а укрепленные минеральными или комплексными вяжущими — ГОСТ 23558.
9.6. Коэффициент уплотнения укрепленного материала должна быть не менее 0,98.
9.7. Устройство оснований и покрытий следует проводить при температуре не ниже 5 °C. По согласованию с заказчиком, при более низких температурах, для устройства оснований и покрытий следует применять специальные сертифицированные добавки и осуществлять специальные мероприятия, позволяющие обеспечить процесс стабилизации обработанного материала.
Основания и покрытия из смесей
с неорганическими вяжущими материалами
9.8. Влажность смеси перед уплотнением должна соответствовать оптимальной с учетом вяжущего. Допускаются отклонения не более чем на 2 — 3% выше оптимальной при сухой погоде и температуре выше 20 °C и на 1 — 2% меньше оптимальной при температуре ниже 10 °C и при наличии осадков.
9.9. Уплотнение смеси грунта с цементом до максимальной плотности должно быть закончено не позднее чем через 3 ч, а при пониженных температурах (ниже 10 °C) — не позднее чем через 5 ч после введения в смесь воды или раствора солей.
9.10. Для ухода за свежеуложенным слоем следует распределять по поверхности органические вяжущие из расчета 0,5 — 0,8 л/м2, пленкообразующие материалы или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии.
9.11. Движение построечного транспорта по слою укрепленного основания или покрытия разрешается через 5 сут после его устройства в случае применения укрепленного материала, соответствующего требованиям М40 и выше по прочности, при толщине укрепленного слоя не менее 15 см, а также в случае применения укрепленного материала, соответствующего требованиям М20 по прочности при толщине укрепленного слоя не менее 20 см. При толщине укрепленного слоя меньше указанных значений, а также при применении укрепленного материала, соответствующего требованиям М10 по прочности, движение построечного транспорта следует открывать через 7 суток после устройства слоя.
Допускается открывать движение построечного транспорта и укладывать вышележащие слои в течение первых двух суток в случае укрепления связных грунтов неорганическими вяжущими и при использовании медленнотвердеющих вяжущих как без цемента, так и в сочетании с ним.
9.12. Допустимая влажность грунтов не должна превышать значений, приведенных в таблице 3.
9.13. При среднесуточных температурах воздуха в пределах от плюс 5 °C до минус 10 °C должны осуществляться специальные меры: утепление основания, подогрев воды и заполнителей, введение в смесь водных растворов хлористых солей.
9.14. Ориентировочное количество вводимых в смесь хлористых солей в зависимости от температуры воздуха следует принимать согласно таблице 4.
Источник: www.6pl.ru
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 22 июня 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
Пересмотр выполнен авторским коллективом: ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руководитель темы — д-р техн. наук Л.А. Андреева, И.П. Потапов, И.B. Музыкин), ФГБОУ «МАДИ» (д-р техн. наук П.И. Поспелов, д-р техн. наук Э.М. Добров, канд. техн. наук А.В. Косцов, канд. техн. наук А.В. Корочкин, канд. техн. наук Ю.В. Кузнецов, канд. техн. наук А.П.
Шевяков, канд. техн. наук В.П. Залуга, канд. техн. наук А.С. Холин, канд. техн. наук Д.С. Мартяхин, канд. техн. наук С.С. Мордвин, канд. техн. наук В.В. Рудакова, Л.А. Лыгина, В.В.
Корчененкова, А.А. Зуйков), ФГБОУ «СПбГАСУ» (канд. техн. наук М.П. Клековкина, канд. техн. наук Э.Д. Бондарева), ГБУ «МОСГОРГЕОТРЕСТ» (канд. техн. наук Д.М. Немчинов), ООО «Институт прикладных транспортных исследований» (канд. техн. наук Д.В. Енин)
1 Область применения
Настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования, расположенных вне границ населенных пунктов.
Требования настоящего свода правил не распространяются на городские улицы и дороги, улицы и дороги сельских поселений, временные дороги, парковые дороги, дороги промышленных предприятий и автозимники.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ 17.5.3.06-85 Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 32965-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока
ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 55029-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды. Технические требования
ГОСТ Р 56338-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоев основания дорожной одежды. Технические требования
ГОСТ Р 56419-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования
ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58406.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58406.2-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58653-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
ГОСТ Р 58818-2020 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет
ГОСТ Р 58947-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Экодуки. Требования к размещению и обустройству
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (с изменениями N 1, N 2)
Источник: www.dokipedia.ru
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «СоюздорНИИ»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. № 272 и введен в действие с
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии (Росстандарт) Пересмотр СП 78.13330.2011 «СНиП
3.06.03-85 Автомобильные дороги»
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет
1 Область применения.
2 Нормативные ссылки.
3 Термины и определения.
4 Общие положения.
5 Организация дорожно-строительных работ.
6 Подготовительные работы.
7 Сооружение земляного полотна.
7.1 Общие положения.
7.2 Подготовка основания земляного полотна.
7.3 Разработка выемок и возведение насыпей.
7.4 Отделочные и укрепительные работы.
7.5 Земляные работы в зимних условиях (при отрицательных
7.6 Возведение земляного полотна на болотах (слабые основания).
7.7 Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из
7.8 Возведение земляного полотна на засоленных грунтах.
7.9 Возведение земляного полотна в песчаных пустынях.
7.10 Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты.
7.11 Сооружение земляного полотна, армированного геосинтетическими
7.12 Контроль качества работ.
8 Устройство дополнительных слоев оснований и прослоек (морозозащитных,
дренирующих, изолирующих капилляропрерывающих).
9 Устройство оснований и покрытий из смесей каменных материалов и грунтов,
обработанных (укрепленных) неорганическими и органическими вяжущими материалами.
10 Устройство щебеночных, гравийных оснований, покрытий и мостовых.
11 Устройство оснований и покрытий из черного щебня, высокопористых щебеночных асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей по способу пропитки органическими вяжущими и смешением на дороге.
12 Устройство асфальтобетонных покрытий и оснований.
13 Устройство поверхностной обработки покрытий.
14 Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований.
15 Устройство обстановки дороги.
16 Приемка выполненных работ.
Приложение А (обязательное) Оценка качества строительно-монтажных работ при
строительстве автомобильных дорог.
Приложение Б (справочное) Методика измерений при помощи дорожного
Приложение В (справочное) Устройство земляного полотна, устройство оснований и покрытий из щебня (гравия), песка, песчано-гравийных и песчано-щебеночных смесей при армировании геосинтетическими
Настоящий свод правил составлен с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1], от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2], от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3].
Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО «СоюздорНИИ»
(канд.техн.наук В.М. Юмашев, канд.техн.наук Р.А. Коган, докт.техн.наук, проф. В.Д. Казарновский, канд.техн.наук Е.С. Пшеничникова, канд.техн.наук Г.Н. Кирюхин, канд.техн.наук Л.М. Гохман, канд.техн.наук Е.М. Еурарий, канд.техн.наук И.Ж. Хусаинов, канд.техн.наук В.И.
Коршунов, инж. И.В. Басурманова, канд.техн.наук А.А. Матросов, инж. Ф.В. Панфилов, канд.техн.наук С.Е.
Фурсов, инж. О.Б. Еопин, канд.техн.наук Ю.А. Аливер, канд.техн.наук А.А. Пахомов).
1 Область применения
Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.
Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.
2 Нормативные ссылки
2.1 В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СП 34.13330.2010 «СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги»
СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»
СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»
СП 48.13330.2011 «СНиП 12.01-2004 Организация строительства»
СП 70.13330.2011 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие
СП 126.13330.2011 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в
СП 130.13330.2011 «СНиП 3.09.01-85. Производство сборных
железобетонных конструкций и изделий»
ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры
ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физикомеханических испытаний
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.
ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый метод определения
ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании
ГОСТ 10060.3 95 Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости
ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 13015-2003 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ Р 18105-2008 Бетоны. Правила контроля прочности
ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
Источник: xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai
Содержание автомобильных дорог: классификация работ, правила, рекомендации
Поделиться
В статье рассказывается:
Содержание автомобильных дорог – задача, которая подвластна только серьёзным дорожным службам и технологиям. От качественного анализа текущего состояния полотна и устранения мелких и крупных повреждений зависит безопасность участников движения.
Хотите знать, как специалисты и рабочие обеспечивают долгую жизнь дорог? На каких нормативах этот многосложный процесс основывается и что в себя включает? Тогда читайте далее нашу статью. В ней мы рассказали о функциях и нормативной базе содержания автодорог, а также привели виды работ как в летний, так и зимний периоды, которые призваны улучшить состояние всех элементов дороги, так и повысить безопасность каждого из нас, едущего в автомобиле.
Описание и функция содержания автомобильных дорог
Содержание автомобильных дорог представляет собой осуществление определённой совокупности действий, направленных на отслеживание состояния дорожного покрытия, дорожных знаков, прилегающей к дороге территории и своевременного устранения различного рода повреждений всей этой системы, которые могут угрожать безопасности движения автотранспорта.
Описание и функция содержания автомобильных дорог
Только своевременное и качественное выполнение профилактических работ по содержанию автомобильных дорог сводит на нет показатели ухудшения их состояния.
Например, сохранение изначальной геометрической формы придорожной полосы автомобильной дороги предполагает постоянное отслеживание состояния всех связанных с водоотведением систем и в случае необходимости проведение корректировки прилегающей к дороге территории.
Необходимо следить за полосами отведения, соприкасающимися с нестабильным из-за подтоплений грунтом, когда дороги проходят по заболоченной, склонной к проседанию грунта, местности.
Все работы по поддержанию автомобильных дорог в рабочем состоянии проводятся организациями, с которыми заключаются контракты в установленном законом порядке.
Нормативы содержания автомобильных дорог
- ГОСТ 32965: Методы учета интенсивности движения транспортного потока
- ГОСТ 33161: Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
- ГОСТ 33180: Требования к уровню летнего содержания
- ГОСТ 33181: Требования к уровню зимнего содержания
- ГОСТ 33220: Требования к эксплуатационному состоянию
- ГОСТ 33388: Требования к проведению диагностики и паспортизации
- ГОСТ Р 50597: Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
- ГОСТ Р 56421: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации
- ГОСТ Р 58861: Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
- СП 34.13330.2012: “СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги”
Примечание. Перед применением данных стандартов необходимо удостовериться в их актуальности на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”.
Правила содержания автомобильных дорог
Правила содержания автомобильных дорог
Для организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог необходимо придерживаться следующих правил.
- В первую очередь следует сделать всё возможное для того, чтобы проводимые работы не сказались на безопасности дорожного движения.
- Дорожная служба следит за восстановлением проходимости дорожного транспорта в случае появления непредвиденных обстоятельств. Также она может и ограничить его или запретить, если создаётся угроза жизни.
- Приём законченных работ по ремонту или реконструкции автомобильных дорог производится представителями организаций, которые заключили договор подряда, и только в том случае, если соблюдены все условия его выполнения.
При составлении смет на выполнение определённого вида работ необходимо в них включать:
- очищение дорожного полотна от снега и различных предметов, которые создают угрозу для безопасности дорожного движения, посыпание реагентами, способствующими ликвидации его оледенения, ремонт и восстановление дорожных знаков и отбойников, выравнивание дорожного покрытия;
- приведение в надлежащее состояние и обеспечение длительного функционирования всех окружающих автомобильную дорогу конструкций на полосе отвода.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог
Основные виды работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог осуществляются в разных направлениях: по месту их проведения и целям.
1. На полосе отвода, земляном полотне и сооружениях водоотведения:
- систематическое проведение работ по наведению разделительной разметки, очистке дорожного полотна от нежелательной растительности химикатами, вывоз мусора, вырубка кустарника и уборка последствий этой вырубки, уничтожение травы на полосах отвода и прилегающей местности;
- постоянный мониторинг состояния всех сооружений водоотведения, своевременная прочистка и ремонт повреждений в ливневой канализации, всех видов дренажной системы;
- сохранение стабильности откосов, насыпей, в случае необходимости – добавление грунта для их укрепления;
- приведение в надлежащее состояние, выравнивание и укрепление «ползучих» обочин;
- устранение несанкционированных въездов и съездов с трасс, мешающих беспрепятственному проезду автотранспорта и создающих аварийные ситуации, организация летних вариантов дорог для передвижения тракторов;
- создание условий для сохранения окружающей природы;
- осуществление маркировки придорожных полос.
- создание ровного дорожного полотна, принятие мер по заполнению ям и неровностей на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, приведение в надлежащий вид придорожных бордюров;
- ремонт и защита цементобетонных покрытий от всевозможных повреждений их поверхности, выравнивание или замена отдельных плит из дорожного полотна;
- нанесение защитного эмульсионно-минерального покрытия на дорожное полотно (там, где начинают появляться неровности) и краски на асфальтобетонные и цементобетонные плиты;
- устранение выбоин глубиной до 30 мм наложением двух слоев эмульсионно-минеральной смеси; заполнение полос наката чёрным щебнем или асфальтобетоном и создание защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
- применение специального изолирующего мелкозернистого состава для локализации появляющихся на дорожном полотне трещин;
- наложение новых слоёв покрытия из асфальтобетона на небольших по протяженности (до 20 м) участках дороги;
- добавление щебня или гравия для выравнивания дорог из этих материалов; улучшение состояния грунтовых дорог путём добавления сыпучих пород, до 100 куб. м на 1 километр;
- обработка дорог жидким пылеподавляющим реагентом;
- постоянное отслеживание состояния дорог с грунтами, состоящими из отдельных мелких частиц и подверженными морозному пучению.
3. По приведению в порядок дорожных покрытий, сооружений и построек вдоль дорог, созданию беспрепятственного и безаварийного движения автотранспорта:
Содержание автомобильных дорог в летний период
Содержание автомобильных дорог
1. Обеспыливание дорожных покрытий
Пыль появляется на дорожном покрытии из-за его повреждений, связанных с изменением погодных условий, а также привносится туда на шинах автомобилей, заезжающих с грунтовых дорог или неукреплённых обочин.
Для борьбы с этим явлением применяются специальные смеси, уменьшающие риск появления неровностей дорожного полотна, а также снижающие возможность накопления пылевых частиц в воздухе, что неблагоприятно для здоровья жителей окружающих населённых пунктов.
В летнее время пылеподавляющий реагент используется не только на автомобильных дорогах, но и на автобусных остановках и неукреплённых обочинах.
Наибольшее внимание в этом отношении требуется дорогам, проходящим вдоль сельскохозяйственных угодий, имеющим смену высоты и направления, а также там, где они подходят близко к больницам и детским учреждениям.
Источник: trasscom.ru