Цвет оболочки оптоволокна является лишь дополнением к надписям, нанесенным заводом-производителем. Однако цветовая маркировка значительно повышает эффективность работы с оптоволокном, позволяя одним взглядом определить принадлежность кабеля и сократить вероятность ошибки. Из-за чего цветовая маркировка важна, и почему сложно правильно ее выполнить? Ответ на эти вопросы может сэкономить много денег и времени.
Двенадцать цветов и сотня вопросов
Для облегчения идентификации оптоволокна используются 12 разных цветов оболочки. Теоретически, это позволяет специалисту быстро определить тип и назначение волокна, даже если оно является частью большого пучка. Проблема в том, что до сих пор не существует единого международного стандарта маркировки. Это приводит к неприятным ошибкам.
На протяжении многих лет в коммуникациях применяются многомодовые (MM) и одномодовые (SM) оптоволоконные кабели. При установке сетей случаются ошибки, оптоволокно путают, из-за чего система не проходит тесты, появляются сбои сервисов. В итоге тратится время и деньги на поиск причины проблемы и повторную укладку кабелей. Фактически, одна и та же работа выполняется дважды.
Вебинар «Измерения параметров ВОЛС. Основные понятия и нормы»
В настоящее время в гражданских волоконно-оптических кабелях применяются две разновидности волокон с разным диаметром сердцевины 50(50/125)и 62,5(62,5/125)мкм. В коммуникационных линиях большой протяженности (от 1,5 км)встречаются одномодовые волокна с сердцевиной 9 мкм. А в специальных сетях, включая военные, могут применяться особые типы, например волокно 100/140, которое способно работать на коротких дистанциях с дешевыми надежными источниками света.
Рисунок 1: Для маркировки используются 12 цветов, по количеству проводников внутри кабеля.
Назначение проводников можно перепутать, если не знать принцип маркировки
Внутри оптического кабеля каждое оптоволокно имеет цветовую маркировку для идентификации, как и старые телефонные провода. Однако оптоволокна идентифицируются не попарно, а по-одному. В кабеле могут быть разные волокна, поэтому при организации схемы маркировки требуется единый подход, что упростит развертывание коммуникаций и последующее обслуживание. Соответственно, каждому номеру проводника присваивается свой цвет.
В разных странах и у разных производителей оптоволокна существуют свои стандарты цветовой маркировки. Например, в Швеции используется стандарт S12, но у шведских компаний Televerket и Ericsson есть свой собственный — Type E. В Финляндии применяется стандарт FIN2012, а в Германии DIN/VDE 08888. Популярным является американский стандарт TIA/EIA-598. Существует три версии этого стандарта, сейчас актуальной является версия С, принятая в 2012 г.
В России единого стандарта нет. Обычно специалисты ориентируются на маркировку, указанную в документах производителя, а также на требования заказчика и собственные предпочтения. Например, в некоторых организациях линии связи, ответственные за критические процессы, помечаются красным цветом. Иногда приходится использовать бирки, сделанные из подручных средств.
Вебинар «PON в городской черте. Основные правила и ошибки»
Популярные зарубежные стандарты, маркировка от российских производителей
Американский стандарт TIA/EIA-598С, как наиболее популярный, часто ошибочно считают международным. Это не так, но многие производители следуют ему, так как рынок коммуникаций в США один из крупнейших в мире. Согласно этому стандарту, в не военных приложениях:
многомодовые кабели 50/125и 62,5/125 класса OM1 и OM2 помечаются оранжевым цветом;
многомодовые кабели 50/125 класса OM3 и OM4 — бирюзовым;
одномодовое OS1 и OS2 – желтым;
одномодовые PM для контроля поляризации — голубым.
Таким образом, TIA/EIA-598С предусматривает оранжевый цвет для линий ОМ1(2), то есть большей части оборудования сетей до 10 GigaBit Ethernet. Бирюзовым цветом отмечаются кабели класса OM4 для сетей нового поколения 100 GigaBit Ethernet на расстоянии до 150 м.
Рисунок 2: Разные стандарты имеют отличающуюся маркировку
В России ведущие производители предлагают собственные варианты маркировки оптоволокна. В частности, кабельный завод «Инкаб» использует цветовую маркировку, в которой красный проводник — основной.
Рисунок 3: Цветовая маркировка и конструкция оптоволокна от завода «Инкаб»
Аналогичный подход используется на кабелях от группы компаний «Оптен».
Рисунок 4: Маркировка оптоволокна от «Оптен»
Кабельный завод «ОКС 01» использует свою цветовую модель.
Рисунок 5: Маркировка оптоволокна от «ОКС 01»
Компания «ОФС РУС ВОКК» также имеет собственную схему цветовой идентификации оптического волокна.
Рисунок 6: Цветовая схема оптоволокна от «ОФС РУС ВОКК»
В оптоволоконных кабелях ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» применяется схема с черным двенадцатым волокном.
Рисунок 7: Цветовая маркировка продукции ОАО «Электрокабель»
Также часто используется стандарт ОАО «ФСК ЕЭС» под названием «Технологическая связь. Правила проектирования, строительства и эксплуатации ВОЛС на воздушных линиях электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденный в 2014 г. Этот стандарт цветовой маркировки предназначен для идентификации кабелей на кассетах оптических муфт и в кроссах.
Рисунок 8: Цветовая маркировка согласно стандарту ОАО «ФСК ЕЭС»
Что делать, когда нет единого стандарта маркировки оптических волокон?
Таким образом, сегодня выбор цветовой маркировки волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) нельзя свести к единому стандарту, понятному любому специалисту. Поэтому на объекте, где осуществляется монтаж ВОЛС, желательно использовать продукцию одного производителя. Это позволит применить один стандарт, который просто зафиксировать в технических документах. Это существенно облегчит последующее обслуживание коммуникационных линий. Также при составлении паспорта ВОЛС необходимо указывать соответствие порядкового номера волокна его цветовому коду.
Источник: fibertop.ru
Обслуживание ВОЛС
Обслуживание ВОЛС – крайне значимое мероприятие, поскольку с егодня использование волоконно-оптической линии связи с целью передачи информации между удалёнными объектами занимает очень серьезное место в современном мире. Данный способ может использоваться не только в рамках одного здания – о н актуален сразу для нескольких зданий, которые объединены компьютерной сетью.
Преимущества и особенности ВОЛС
Главное преимущество ВОЛС заключается в неспособности световолокна гасить сигнал в радиусе 100 км, поэтому обслуживание волоконно оптических линий связи гораздо проще в сравнении с сетями, где основой служит медный кабель.
Залогом функционирования ВОЛС без сбоев и прочих проблем выступает грамотное проектирование линии связи, которое должны осуществлять квалифицированные и опытные специалисты. Они смогут учесть всевозможные нюансы, особенности проекта и произвести правильный подбор элементов системы.
Основными задачами проектировщика считаются:
- вычисление требуемых параметров и выбор оптического кабеля;
- подбор коммутационно-распределительных модулей;
- определение оптимального метода прокладки кабеля;
- определение способа соединения кабеля.
Грамотное решение вышеуказанных задач положительно скажется на надежности, безотказности и долговечности работы ВОЛС.
Проектированием линий связи должны заниматься исключительно высококвалифицированные сотрудники, являющиеся сотрудниками специализированных компаний. Они способны производить тестирование системы и предоставлять гарантию на проведенные работы, установленное оборудование и непосредственно на оптическое волокно.
Такой подход только положительно сказывается на процессе передачи данных.
Значимое место в системе сетей связи занимают и кабельные линии. Об обслуживании и ремонте кабельных сетей читайте здесь. О принципах строительства электрических сетей можно узнать здесь.
Обслуживание ВОЛС
Любая система требует надлежащего обслуживания. При отсутствии такового система будет давать серьезные сбои даже при грамотном и безошибочном проектировании. В данном случае волоконно-оптические линии связи не являются исключением – они также нуждаются в проведении специальных работ.
Техническое обслуживание ВОЛС – комплекс мероприятий, суть которых заключается в периодическом поддержании оптоволоконных линий в нормальном, работоспособном состоянии. Проведение данных мероприятий позволяет поддерживать безопасное состояние линий.
Техобслуживание волоконно оптических линий должно осуществляться после окончания строительно-монтажных работ (сдачи линий в эксплуатацию). Переоценить важность регулярного обслуживания волоконно-оптической кабельной системы невозможно, поскольку ВОЛС самостоятельно работать, обеспечивая полноценную передачу информационных данных, не может.
Еще одной задачей регулярного обслуживания линий является поддержание нормального функционирования всех элементов волоконно-оптических магистралей.
Особенности обслуживания ВОЛС
Одним из основных условий нормального техобслуживания ВОЛС является соблюдение регулярности его проведения. Так, выявить повреждения, включая самые мелкие, можно при простом осмотре участка оптоволоконной системы. Однако такого рода осмотр должен проводиться с завидной регулярностью. Это позволит предотвратить серьезные повреждения в системе и, соответственно, большие убытки. Отсутствие должного внимания к линии связи может вызывать длительные простои, обусловленные неисправностью системы.
Обслуживание ВОЛС – стратегический вопрос, решением которого необходимо заниматься еще во время запуска всей системы. Для этого необходимо привлекать только высококвалифицированных сотрудников. Специалист по обслуживанию ВОЛС должен обладать высочайшим уровнем профессионализма, который в большей степени и определяет жизнеспособность интеллектуальных информационных систем, функционирующих на конкретном объекте.
Перечень услуг по обслуживанию ВОЛС
Перед заключением договора о техобслуживании оптоволоконных систем должны четко прописываться обязательства специалистов сотрудников обслуживающей компании. Заказчик сам вправе решать, какие услуги остаются за подрядчиком, а какие работы он в состоянии проводить сам.
Конечно, предпочтительным вариантом является доверить специализированной компании все работы по обслуживанию ВОЛС. Комплексный подход позволит полностью решить данную проблему и не тратить на нее время штатных сотрудников организации. Кроме того, в таком случае ответственность будет лежать только на одном исполнителе, который и будет нести всю ответственность за работоспособность системы.
Расширенный перечень услуг по обслуживанию ВОЛС выглядит следующим образом:
- обеспечение постоянного доступа к информационной системе в формате 365/24;
- паспортизация, независимая инвентаризация ВОЛС;
- осуществление регламентных работ для обеспечения информации о системе, поддержание работоспособности ВОЛС согласно техническим нормам;
- регистрация событий в сети с занесением данных в единую информационную систему, построение диспетчерско-аналитического центра;
- аварийно-востановительные работы;
- жесткий контроль параметров линий;
- внедрение автоматического мониторинга оптоволоконных линий связи;
- быстрый выезд на трассу для проведения мероприятий по устранению неполадок;
- монтаж на трассе кабельной линии предупредительных предметов: маркеров, знаков, столбиков;
- уточнение картограмм;
- контроль глубины залегания кабелей;
- проведение мероприятий по защите кабеля от разнообразных механических повреждений;
- устранение участков с поврежденной изоляционной оболочкой кабеля;
- технадзор за строительством, капитальным ремонтом, переоснащением, реконструкцией линейных сооружений;
- восстановление линейных сооружений.
Источник: ngsserv.ru
Правила строительства и эксплуатации волс
В оптической части различных подсистем кабельных сооружении в процессе ввода в действие и во время текущей эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности:
- повреждение или обрыв кабеля;
- увеличение затухания в разъемах;
- повреждение коммутационных шнуров;
- неправильное подключение коммутационных и оконечных шнуров.
Повреждения кабеля возникают в результате таких механических, термических и химических воздействий, которые выходят за рамки технических условии (ТУ) на конкретное изделие. Механические повреждения появляются в тех ситуациях, когда кабель подвергается недопустимо большим тянущим, срезающим или раздавливающим усилиям, а также из-за нападения грызунов.
Первой задачей обслуживающего персонала является локализация места повреждения. Его проще всего обнаружить оптическим рефлектометром или локатором. Достаточно часто на практике встречаются ситуации, когда кабельный тракт состоит из нескольких стационарных линий, которые соединены между собой шнурами на оптических кроссах. В этом случае анализ рефлектограммы может быть затруднен из-за большого количества отражений и массового появления так называемых фантомов. Тогда рекомендуется проверить рефлектометром каждую стационарную линию в отдельности.
Данный прием по локализации места повреждения оказывается полезным также в тех случаях, когда в распоряжении обслуживающего персонала нет полномасштабного рефлектометра и измерения выполняются посредством автоматического измерителя или обычного оптического тестера. К близкому обрыву или повреждению волокна относятся те неисправности на начальном участке световода (на расстоянии не более 15 м от конца), которые приводят к заметному увеличению затухания сигнала, однако не могут быть обнаружены рефлектометром в связи с наличием мертвой зоны, возникающей из-за конечной длительности зондирующего импульса.
В отличие от загрязнения, его характерным отличительным признаком достаточно часто является очень большое (10 дБ и выше) превышение норм по величине допустимого затухания в проверяемой линии. Легче и быстрее всего близкий обрыв выявляется с помощью визуализатора дефекта или же посредством тестирования рефлектометром в режиме максимального разрешения с использованием нормализующей катушки.
При обнаружении близкого обрыва рекомендуется заново установить вилку оптического разъема с использованием технологического запаса длины волокна. Волоконно-оптические кабели служат в основном для организации магистральных подсистем СКС (Структурированная кабельная система (Structured Cabling System, SCS)). Стационарные линии магистральных подсистем отличаются достаточно большой длиной.
В тех ситуациях, когда протяженность кабеля превышает 300 м, что характерно в первую очередь для подсистемы внешних магистралей, замена поврежденного кабеля новым обычно не производится, и ремонт выполняется с помощью промежуточных муфт. Когда рядом с точкой повреждения имеется запас кабеля, то устанавливается одна муфта. Во всех остальных случаях на место поврежденного участка укладывается кабельная вставка, и монтируются две промежуточные муфты.
Сращивание световодов в муфтах осуществляется сваркой или механическими сплайсами. Потенциально данная операция может быть выполнена также с помощью обычных разъемов, причем в зависимости от местных условий и конструкции муфты выбирается схема соединения interconnect или cross-connect.
Тип муфты (обычная коробка, герметичная конструкция и т. д.) выбирается в зависимости от конкретных условий в месте ее установки.
Проблемы в волоконно-оптических линиях могут возникать по целому ряду причин. Очень частая проблема — неполное вхождение штекера в разъем. Такой штекер сложно заметить на заполненной патч-панели. Кроме того, причина может крыться в качестве самого разъема — плохая геометрия поверхности, не соответствующая параметрам, определенным в стандартах IEC PAS 61755-3, в том числе плохая полировка, неправильная высота волокна, радиус изгиба или смещение верхней части.
Еще более частая причина — плохое оконечное соединение: воздушные зазоры и высокие вносимые потери или царапины, дефекты и загрязнения на поверхности разъема. Известно, что основной причиной неполадок в волоконно-оптических линиях остаются загрязнения. Пыль, отпечатки пальцев и другие маслянистые вещества вызывают чрезмерные потери, а иногда и полностью повреждают поверхность разъемов.
Нельзя исключать и неправильное сращивание световодов, отклонение от сносности и неверную полярность. Плохая укладка кабеля может создавать напряжение на разъеме, вызывая его смещение. Штекер может быть неправильно вставлен и соединен с ответной частью. Иногда причинами неисправностей становятся сломанные защелки на разъемах или переходниках. В самом кабеле волокно, возможно, подвергалось микро или макроизгибам или было в каком-то месте повреждено.
Причиной вносимых потерь и плохих характеристик может быть и общее устройство кабельной системы. Даже если все разъемы высокого качества, не загрязнены и правильно терминированы, но на один канал приходится слишком много соединений, то потери могут превышать значения, указанные в спецификации, для конкретного варианта применения.
То же самое касается многомодового волокна в случае нарушения ограничений на расстояние, что приводит к высоким межмодовым искажениям.
Классификация видов повреждений оптического кабеля.
Виды повреждений оптических кабелей (ОК) классифицируют как:
- одиночный обрыв ОК;
- обрыв ОК в нескольких местах;
- повреждение ОК с обрывом всех или части ОВ и с сохранением целостности защитных покровов;
- повышенное затухание ОВ;
- работоспособности ОВ при сохранении целостности металлических бронепокровов;
- повреждение наружной полиэтиленовой оболочки ОК с сохранением работоспособности ОВ при нарушении целостности бронепокровов.
Классификация причин повреждений ОК.
Основными причинами повреждений подземных ОК являются:
- механические повреждения ОК при выполнении строительно-монтажных работ сторонними организациями в пределах охранных зон кабельной линии, а также в результате актов вандализма (как правило, это локальные, визуально наблюдаемые повреждения);
- механические повреждения ОК от перемещения грунтов (обвалы, пучения, оползни, селевые потоки и т.д.). Как правило, это в пределах одной-двух строительных длин оптического кабеля;
- повреждения ОВ за счет старения или попадания в сердечник кабеля влаги; повреждения кабелей от грозовых воздействий (при наличии металлических элементов в конструкции оптического кабеля);
- повреждения ОК от воздействия грызунов, пожаров и т.д.
Перечисленные виды повреждений ОК требуют организации коротких (от 50 м) и протяженных (до 7 км) оптических кабельных вставок.
В свое время было проведено статистическое исследование причин повреждения волоконно-оптических кабелей, результаты которого в виде круговой диаграммы приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Статистика причин повреждений и простоев в работе ВОЛС
2. Определение нужного измерительного прибора и его настройка
Виды и средства измерений для волоконно-оптических линий связи (ВОЛС).
В процессе строительства и технической эксплуатации ВОЛС проводится комплекс измерений для определения состояния кабелей, линейных сооружений, качества функционирования аппаратуры линейного тракта, предупреждения повреждений, а также накопления статистических данных с целью разработки мер повышения надежности связи.
Параметры и характеристики ОК и аппаратуры ВОЛС, измеряемые в условиях их производства, оформляются в виде паспортных данных, которые должны соответствовать действующим нормам ГОСТ и ТУ. Проверка на указанное соответствие выполняется при входном контроле. На этапе строительства ВОЛС в целях контроля качества строительства и связи измеряют затухание ОВ на строительных длинах и смонтированных участках регенерации; затухание, вносимое соединениями ОВ; уровни мощности оптического излучения на выходных, передающих и входных приемных оптоэлектронных модулях; коэффициент ошибок, при необходимости устанавливают места повреждений.
При наличии в ОК металлических проводников производят измерения и испытания в соответствии с ТУ на кабель параметров электрических цепей, в частности, измерение электрического сопротивления изоляции металлических элементов и наружной оболочки; испытание (изоляции между жилами, жилами и остальными металлическими элементами, металлической оболочкой и броней, броней и водой и т. п.) на постоянном или переменном токе повышенным напряжением.
Измерительную аппаратуру чаще всего размещают в специально приспособленных автомашинах, что позволяет ускорять процесс монтажа и строительства. В процессе эксплуатации измерения выполняются для определения технического состояния линейных сооружений и аппаратуры, предупреждения и устранения повреждений. Их разделяют на профилактические, контрольные и аварийные.
Профилактические измерения проводятся по утвержденному плану. Состав, объем, и периодичность измерений устанавливаются в зависимости от местных условий, состояния кабеля и т. д.
Контрольные измерения и испытания осуществляют после ремонта для определения качества ремонтно-восстановительных работ.
Аварийные измерения проводятся для определения места и параметра повреждения кабеля.
Согласно состав измерений и испытаний для ВОЛС на этапах строительства и эксплуатации приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Состав основных измерений и испытаний на этапах строительства и эксплуатации ВОЛС
Для пассивных компонентов ВОЛС (ответвителей, аттенюаторов фильтров, разъемов) приходится контролировать спектральные характеристики и затухание отражения Результаты измерений и испытаний, проводимых на этапах строительства и эксплуатации ОК и линейных трактов ВОЛС, проверяют на соответствие нормам параметров и характеристик, указанных в ГОСТ и ТУ.
Замер сопротивления изоляции токопроводящих жил.
Измерение величины сопротивления изоляции токопроводящих жил в кабелях связи до прокладки позволяет определить наличие в нем скрытых повреждений, причиной которых стала неправильная транспортировка. Контрольные замеры после прокладки дают возможность выявить возможные нарушения целостности изоляции после окончания монтажных работ. Конкретные значения сопротивлений изоляции регламентируются нормативно-техническими документами, в том числе ГОСТ 15125-92. Измерения проводятся цифровыми или стрелочными мегомметрами, а также при помощи ранее описанных приборов типа ИРК-ПРО. Анализ результатов измерений выполняется с учетом влажности воздуха, температуры в момент замера и длины кабельной линии.
Целостность экрана и отсутствие обрывов в жилах (Рис 2).
Контрольные испытания по выявлению оборванных жил в кабеле должно выполняться как до монтажа линии, так и после ее прокладки. Такая проверка требует проведения предварительных работ, включающих удаление оболочки и поясной изоляции с обоих концов испытуемого кабеля.
Рисунок 2 – Схема проверки целостности экрана и отсутствия обрывов в жилах кабеля
Длина зачищаемого участка, в зависимости от конкретных условий, колеблется от 150 до 400 мм. Следует помнить, что нити или ленты, которые скрепляют элементарные пучки кабеля, а также их повивы разрезать не следует.
После удаления части оболочки и лент поясной изоляции необходимо на любом из концов кабеля со всех жил удалить изоляцию и выполнить соединение оголенных жил между собой посредством медного неизолированного провода. Закороченные между собой жилы соединяются с металлической оболочкой кабеля или его экраном.
Наличие обрыва проводят при помощи микротелефонной трубки и источника питания со стороны с не закороченными жилами. Для этого экран или металлическая оболочка кабеля через независимый источник питания (батарею элементов, аккумулятор) подключается к одному выводу микротелефонной трубки, а свободный вывод последовательно прикладывается к каждой жиле. Отсутствие щелчка в динамике свидетельствует о наличии обрыва в исследуемой жиле.
Наличие коротких замыканий («сообщений») (Рис.3).
Исследование кабеля на возможное наличие «сообщений» токоведущих жил между собой или с экраном (металлической оболочкой) проводится со стороны закороченных жил.
Рисунок 3 – Схема проверки на наличие коротких замыканий жил кабеля
Как и при определении возможного обрыва один вывод микротелефонной трубки через источник питания подключается к экрану (металлической оболочке). Далее от общего закороченного пучка поочередно отделяют жилу, к которой присоединяют второй конец трубки. Звуковой щелчок в динамике является индикатором того, что эта жила закорочена на соседнюю или металлическую оболочку (экран) кабеля.
Поврежденные жилы, выявленные в результате проверки на обрыв и короткое замыкание, отделяются от других и маркируются. Результат проверки кабелей связи заносятся в журнал с указанием повива, пучка и пары, в которых выявлен дефект, а также типа повреждения.
Замер сопротивления изоляции наружного защитного шланга кабелей с металлической оболочкой.
Эти испытания позволяют обнаружить наличие повреждений защитного шланга. Производятся при помощи мегомметров или специального прибора типа ИРК-ПРО.
Проводимые контрольные измерения позволяют выявить повреждения внутри кабелей связи и определить пути их устранения.
3. Выполнение работы с рефлектометром, передатчиком , приемником и соблюдение техники безопасности
Наиболее универсальным и информативным методом измерений параметров ОВ, ОК и ВТ является метод обратного рассеяния (МОР). Приборы, основанные на МОР, называются оптическими рефлектометрами (ОР). Впервые идею использования обратного рэлеевского рассеяния в кварцевых ОВ при их зондировании короткими оптическими импульсами для исследования ОВ предложили американские ученые Барноски и Персоник. Для импульсных ОР в зарубежной литературе принята аббревиатура OTDR (Optical Time Domain Reflectometerоптический рефлектометр во временной области).
Метод обратного рассеяния обладает весьма ценными для практики свойствами:
- возможность по одной рефлектограмме определять одновременно целый ряд основных параметров ВТ;
- возможность измерения при одностороннем доступе к ВТ;
- возможность измерения не только общего затухания, но и распределения потерь вдоль ВТ;
- возможность выявления дефектных, например, замокших участков, характеризующихся скачкообразным изменением сигнала обратного рассеяния;
- возможность диагностирования текущего состояния ВТ и прогнозирования аварийных ситуаций путем сравнения только что зарегистрированной и паспортной рефлектограмм ВТ.
Оптические рефлектометры позволяют измерять расстояние до места неоднородности, затухание и коэффициент затухания оптического кабеля, потери в местах сварки и неразъемных соединителях, затухание отражения от мест сосредоточенной неоднородности и т.н. Принцип измерений оптических рефлектометров во временной области (OTDR) состоит во введении оптического импульса в один конец оптического волокна, чтобы подвергнуть анализу и наблюдению на том же конце волокна оптическую энергию, прошедшую через волокно в направлении, противоположном распространению импульса.
Форма определяемого сигнала уменьшается по экспоненте, что типично для обратного рассеяния, с накладывающимися друг на друга пиками (всплесками на рефлектограмме) из-за отражений от концов оптического волокна или других мест изменения коэффициента отражения. (Рис. 2).
Для определения местоположения неоднородностей рефлектометр измеряет только время. Следовательно, чтобы определить расстояние до места их расположения, нужно ввести групповую скорость распространения. Это делается путем введения в прибор коэффициента отражения оптического волокна.
Современные оптические рефлектометры обеспечивают такие функции и возможности, как:
- большой динамический диапазон при малом времени усреднения;
- высокая разрешающая способность и возможность измерений на линиях большой протяженности;
- высокая точность определения места повреждений;
- измерение как в ручном, так и в автоматическом режимах;
- автоматическая установка параметров прибора в зависимости от характеристик оптического волокна для достижения максимальной точности;
- представление результатов измерений в виде графика или таблицы;
- минимальное затухание «мертвой зоны»;
- наличие режима измерения затухания отражения от мест сосредоточенной неоднородности на линии;
- наличие режима сравнения двух и более рефлектограмм;
- работа в режиме дистанционного управления и др.
Рефлектометры массой менее 5 кг, предназначенные для использования как при строительстве и эксплуатации ВОЛС, так и в полевых условиях, называют мини рефлектометрами. Необходимо отметить, что тип оптического рефлектометра следует выбирать в зависимости от требуемого динамического диапазона, измеряемого расстояния, решаемых измерительных задач и других конкретных требований.
Порт рефлектометра совмещает функции передатчика и приемника. Источник отправляет в сегмент импульсы определенной мощности и продолжительности, затем отключается, и на том же порту начинает работать фотоприемник.
Последний регистрирует мощность сигналов, отразившихся от различных препятствий в волокне, фиксирует время их поступления и «путешествия» в волокне и выдает результаты в виде графика — рефлектограммы с обнаруженными в сегменте событиями. Время регистрации событий пересчитывается в расстояние, которое откладывается по горизонтали в метрах или километрах.
Обнаружение повреждения с помощью импульсов тока.
При использовании метода импульсного тока в кабель подается импульс напряжения, чтобы в месте повреждения спровоцировать пробой. Этот пробой приводит к возникновению переходной волны, которая несколько раз проходит между местом повреждения и концом кабеля. При этом в каждой точке отражения она меняет свою полярность, поскольку в обоих случаях речь идет о низкоомных соединениях.
Рисунок 2 – Схема обнаружения повреждения с помощью импульсов тока
На основании интервала времени, с которым повторяется это отражение, можно определить расстояние до места повреждения. Такой метод лучше всего предназначен для работы с длинными кабелями, поскольку распространяющийся по кабелю импульс очень широк (высокая энергия импульса). У коротких кабелей множественные отражения накладываются друг на друга, что не позволяет определить временной интервал.
Однако при использовании с длинными кабелями метод импульсного тока даёт хорошие результаты предварительной локализации дефектов. Для анализа переходного импульса служит индуктивный датчик, регистрирующий ток в кабельной оболочке. Сигналы датчика отображаются с помощью импульсного рефлектометра.
На основании интервала времени между вторым и третьим, или между третьим и четвертым импульсом можно рассчитать расстояние.
Источник: itexn.com
Организация технической эксплуатации волоконно-оптических линий связи
Особенности эксплуатационно-технического обслуживания линейных сооружений ВОЛС. Правила планирования, контроля и обеспечения работ по технической эксплуатации ВОЛС, методы их измерения. Охрана кабельных сооружений и аварийно-восстановительные работы.
Рубрика | Коммуникации, связь, цифровые приборы и радиоэлектроника |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.11.2009 |
Размер файла | 865,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Организация технической эксплуатации ВОЛС
Организация технической эксплуатации ВОЛС
Эксплуатационно-техническое обслуживание линейных сооружений ВОЛС должно обеспечивать их бесперебойную и качественную работу. В системе связи линии являются наиболее ответственным звеном, определяющим надежность всей системы в целом. Общее руководство эксплуатационно-техническим обслуживанием линейных сооружений электросвязи в странах СНГ осуществляют министерства или государственные комитеты связи.
Эксплуатационно-техническое обслуживание ВОЛС организуется по территориально-производственному принципу.
Техническая эксплуатация магистральных ВОЛС в России осуществляется ОАО «Ростелеком» через территориальные центры магистральных связей (ТЦМС). В состав ТЦМС входят технические узлы магистральных связей (ТУСМ), а в состав ТУСМ, в свою очередь, — сетевые узлы связи (СУС) и кабельные участки (КУ).
Техническая эксплуатация внутризоновых ВОЛС координируется акционерным обществом «Россвязьинформ» через эксплуатационно-технические узлы связи (ЭТУС) и районные узлы электросвязи (РУЭС).
На крупных ГТС эксплуатацией межстанционных ВОЛС занимаются специальные участки (бригады), а на ГТС с небольшим числом межстанционных ВОЛС — персонал линейно-кабельных цехов (ЛКЦ), который обслуживает и электрические кабельные линии связи. [2].
Структура, функциональные обязанности и взаимоотношения эксплуатационных предприятий (организаций) определяются типовыми положениями, правилами и инструкциями. Каждое структурное подразделение, осуществляющее техническую эксплуатацию ВОЛС, должно иметь типовое положение, а технический персонал — должностные инструкции, в которых определяются подчиненность, обязанности, ответственность и взаимоотношения с другими подразделениями или работниками.
Для контроля за работой первичной сети и обеспечения бесперебойного действия связи по трактам и каналам создана система оперативного управления. Подразделение оперативного управления осуществляет сбор и анализ информации о состоянии линий связи, планирует профилактические измерения и дает разрешение на ремонт кабеля с выключением линейного тракта.
Все магистральные и внутриобластные (внутризоновые) кабельные линии, а так же магистральные соединительные линии ГТС имеют определенную нумерацию. Нумерация присвоена также промежуточным и оконечным станциям.
На магистральных и зоновых сетях основным производственным подразделением является кабельный участок (КУ). В большинстве случаев кабельный участок в административном отношении объединяется с обслуживаемым регенерационным пунктом и называется ЛТЦ. Штат кабельного участка возглавляет техник, который является организатором, а в ряде случаев и исполнителем необходимых работ. В технических узлах магистральных связей в основном распространен централизованный метод обслуживания линий, в меньшей степени — децентрализованный (участковый).
На городской телефонной сети техническую эксплуатацию осуществляют линейные цехи, комплектуемые из бригад кабельщиков-спайщиков и электромонтеров канализационных сооружений. Кроме того, имеются группы электроизмерителей и учета. Бригады кабельщиков — спайщиков проводят ремонт кабельных сооружений и устраняют кабельные повреждения. За каждой бригадой кабельщиков — спайщиков закрепляется отдельный участок кабельной сети, за которую бригада несет полную ответственность. Контроль за работой кабельщиков — спайщиков осуществляют электромеханики.
На ВОЛС производится как текущий, так и капитальный ремонт. Текущий ремонт включает сравнительно небольшие работы по предохранению сооружений от преждевременного износа и возникновения повреждений. Например, на ГТС, как правило, периодичность проведения осмотра и текущего ремонта для кабелей — 1 раз в год, для кабельных вводов в здание — 1 раз в 3 года. При капитальном ремонте сменяются изношенные части и конструкции сооружений или заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные возможности объекта. Кабельные сооружения капитально ремонтируются согласно установленной периодичности.
Основной задачей технической эксплуатации ВОЛС является обеспечение их качественной и бесперебойной работы. Бесперебойная работа ВОЛС достигается постоянным техническим надзором за их состоянием, систематическим выполнением профилактических мероприятий по предупреждению повреждений и аварий, своевременным устранением возникающих неисправностей и проведением необходимых дополнительных работ.
Для повышения эффективности технической эксплуатации ВОЛС проводится систематический анализ состояния действующих оптических линейных трактов, своевременно выявляются причины и характер станционных и линейных повреждений, учитывается длительность перерывов связи, накапливаются статистические данные о работе ВОЛС. С этой целью эксплуатационные предприятия ведут производственную документацию: техническую и оперативно-техническую.
Техническая документация на ВОЛС состоит из электрических паспортов, рабочей и монтажной документации, паспортов телефонной канализации, трассы, оборудования, приборов и механизмов, а также других нормативных документов.
В состав оперативно-технической документации входят протоколы измерений и контроля параметров передачи ОК (затухание, дисперсия, распределение неоднородностей ОВ по длине) и линейных регенераторов (коэффициент ошибок, мощность излучения и др.) по отдельным регенерационным участкам; данные о повреждениях и авариях и их устранении; документация об охранной работе на ВОЛС и др.
Контроль за техническим состоянием оптического линейного тракта ВОСП осуществляется автоматизированным способом (система телеобслуживания), что позволяет прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации на ВОЛС, сокращать затраты на профилактические работы. В современных ВОСП системы телеобслуживания разработаны на базе микропроцессорной техники и микро ЭВМ.
Эксплуатационно-технические требования к ВОЛС
Техническое состояние и эксплуатационное обслуживание кабельных линий должно обеспечить бесперебойное высококачественное действие сооружений связи, их максимальную долговечность. Кабели, кабельная арматура, оборудование, устройства защиты и другие сооружения по своим механическим и электрическим характеристикам должны соответствовать действующим государственным стандартам ГОСТ, а при их отсутствии — ведомственным ОСТ или техническим условиям. Все сооружения и устройства должны удовлетворять требованиям охраны труда, техники безопасности и промсанитарии.
На склонах оврагов и берегов рек во избежание размывов и оползней грунт по трассе должен быть закреплен (дерном, замощением и т.п.). Трасса кабеля должна проходить на безопасном расстояние от обрывистых склонов оврагов и берегов рек; в необходимых случаях следует принять меры, исключающие возможность оползней и обвалов. На всем протяжение трассы поддерживается нормальная глубина залегания кабеля.
При расширении дорог и устройстве усовершенствованных дорожных покрытий (асфальт, бетон) кабель прокладывают в телефонной канализации или перекладывают в другое место. На пересечениях трасс существующих кабелей с шоссейными дорогами, съездами с них, трамвайными путями и т.п. кабели прокладывают в трубах, причем для резерва прокладывают дополнительную трубу.
На пересечениях судоходных и сплавных рек, а также несудоходных и несплавных рек глубиной до 6 м кабели должны быть заглублены в дно. Глубина залегания определяется проектом. На водохранилищах и озерах за пределами судового хода, а так же на несудоходных и не сплавных реках глубиной более 6 м кабели могут быть проложены без заглубления. Место перехода должно быть выбрано на прямолинейном участке реки. При пересечение трассой кабеля мелиоративных каналов кабели заглубляют в дно канала или защищают бетонными плитами.
Переходы магистральных линий через судоходные и сплавные реки должны выполнять в соответствии с рекомендациями [2, 3].
При сближениях и пересечениях с другими подземными и надземными сооружениями расстояние от последних до кабеля должно соответствовать установленным нормам [2, 3].
Замерные столбики устанавливают на таком расстояние друг от друга, чтобы в зоне прямой видимости было не менее двух столбиков, а проведенная между ними визирная линия проходила параллельно трассе кабеля. На прямых участках трассы столбики устанавливаются через 250-300 м. Для фиксации трассы ВОЛС кроме замерных столбиков могут использоваться и другие маркирующие приспособления и устройства.
Кроме замерных и указательных столбиков в наиболее уязвимых местах трассы устанавливаются предупредительные знаки. Знаки устанавливаются на пересечениях с другими подземными сооружениями (водопровод, канализация, кабели, газопровод), вблизи карьеров, на пересечении каналов, в местах, где намечается проведение строительных работ и т.п. Кроме того, предупредительные знаки устанавливаются на загородных участках трассы на определенном расстояние друг от друга в пределах прямой видимости.
Земляную насыпь (обваловку) наземных частей подземных НУП или НРП обкладывают дерном или засевают травой. Вокруг НУП или НРП делают отмостки, а у входа в их наземную часть — бетонную или гравийную дорожку.
Организация технического обслуживания ВОЛС
Основой технической эксплуатации является техническое обслуживание [2, 4]. Эксплуатационно-техническое обслуживание ВОЛС предусматривает выполнение эксплуатационным персоналом следующих основных функций: охранная работа; техническое обслуживание и профилактика; контроль за техническим состоянием; ремонт; аварийно-восстановительные работы; реконструкция; измерение параметров; защита ОК с металлическими покровами от внешних влияний; контроль герметичности ОК, содержащихся под избыточным давлением.
Техническое обслуживание ВОЛС обеспечивает:
* бесперебойное действие всех обслуживаемых сооружений, а также подготовку их к работе в особо сложных условиях;
* четкое выполнение действующих правил, руководств и инструкций по вопросам технической эксплуатации;
* внедрение новой техники, передовых методов и научной организации труда;
* ведение эксплуатационно-технического учета;
* проведение разъяснительной работы по обеспечению сохранности линейных сооружений.
В зависимости от характеристики трассы кабельной линии, наличия и состояния дорог в разное время года, технической оснащенности участка и т. п. применяются следующие методы организации обслуживания линейных сооружений ВОЛС: централизованный, децентрализованный (участковый) и комбинированный.
Централизованный метод предполагает сосредоточение всего персонала кабельщиков-спайщиков в месте дислокации КУ, моторизованный осмотр трассы, ремонт и профилактику специализированными бригадами, использование радиостанций для связи бригад с КУ.
Децентрализованный метод применяется в случае, когда невозможно организовать моторизованный осмотр трассы. При этом подлежащая обслуживанию трасса разбивается на участки, на каждом из которых, т.е. в непосредственной близости, дислоцируется персонал.
Комбинированный метод предполагает организацию обслуживания одной части трассы централизованно, а другой — участковыми монтерами.
Содержание кабельных линий связи включает в себя техническое обслуживание и ремонт.
Техническое обслуживание подразделяется на текущее (повседневное и периодическое) и планово-предупредительное.
При текущем и планово-предупредительном обслуживании осуществляется:
* технический надзор за состоянием трассы и выполнение правил охраны средств связи;
* технический надзор за всеми сооружениями и действием устройств автоматики, сигнализации и телемеханики;
* проведение профилактических работ;
* контроль за электрическими и оптическими характеристиками кабеля;
* устранение выявленных неисправностей;
* обеспечение аварийного запаса кабеля, арматуры и материалов (в том числе кабеля облегченной конструкции) для быстрого устранения повреждений на линии;
* устранение аварий и повреждений;
* проведение охранно-разъяснительных работ;
* установка предупредительных знаков;
* подготовка линейных сооружений к работе в зимних условиях и в период паводков;
* ведение технического учета и паспортизации;
* предотвращение повреждений, связанных с выполнением работ по подрыву льда, раскопке грунта, очистке дна водоемов, строительству сооружений в зоне кабельной линии.
При осуществлении технического надзора в процессе эксплуатации необходимо:
* оповещать местные органы власти, организации, предприятия и стройки, на территории или вблизи которых проходит трасса, о месте прокладки кабеля и о необходимости выполнения ими правил сохранности средств связи;
* проводить разъяснительную работу среди населения, работников строительных и других организаций и предприятий, расположенных по трассе кабельной линии, о соблюдении мер предосторожности при работах в охранной зоне кабеля;
* вручать уведомления этим организациям и частным лицам о прохождении подземных кабелей с предупреждением об ответственности за сохранность кабеля при выполнении работ;
* устанавливать предупредительные знаки в местах сближения кабеля с другими наземными и подземными сооружениями и в зонах ожидаемых строительных работ;
* осуществлять непрерывный надзор в местах производства земляных и других работ в охранной зоне кабеля и принимать меры его защиты от повреждений;
* предотвращать размывы и обвалы грунта по трассе кабеля;
* следить за состоянием замерных столбиков, сигнальных и предупредительных знаков, КИП и других устройств и устранять замеченные недостатки.
Для обозначения на местности кабельной трассы и муфт, а также запрещения в охранной зоне ОК несогласованных с эксплуатационными организациями раскопок и других работ на трассе устанавливаются железобетонные замерные столбики, предупредительные указательные знаки, плакаты и шлагбаумы. Замерные столбики размещаются на междугородных линиях на расстоянии 0,1 м от кабеля с полевой стороны в местах монтажа муфт, на поворотах трассы, на прямолинейных участках трассы на расстоянии один от другого не более 250—300 м, на переходах через водные преграды вблизи выхода кабеля из воды, а также на пересечениях с автомобильными и железными дорогами, подземными коммуникациями разного назначения, с воздушными и кабельными линиями. Установка замерных столбиков на пахотной земле недопустима. В таких случаях они выносятся в направлении дороги за пределы пахотной или окультуренной земли и устанавливаются в местах, где обеспечивается их целостность. Расстояние от замерного столбика к муфте обозначается на лицевой стороне столбика и регистрируется в паспорте трассы кабельной магистрали.
В населенных пунктах, где по местным условиям установка замерных столбиков невозможна, для обозначения мест расположения муфт на стенах домов, оград или других постоянных сооружений крепятся указательные знаки с обозначением номера муфты и расстояния к ней (рис.1).
Для обозначения пересечений и сближении трассы ВОЛС с воздушными ЛЭП, связи и проводного вещания, расположенных от кабеля на расстоянии меньше половины высоты опоры, на опорах устанавливают плакат с обозначением расстояния к кабелю (рис. 2). Плакат прикрепляется к опоре со стороны проложенного кабеля.
В местах проведения земляных работ, а также в других опасных местах устанавливаются типовые предупредительные знаки (рис. 3).
Для запрещения постоянных и временных несогласованных проездов и пересечений трасс ВОЛС транспортными средствами устанавливаются шлагбаумы (рис. 4).
Для предупреждения судоводителей о пересечении судового хода подводным кабелем (в этом месте запрещается пользоваться якорями, лотами, цепями-волокушами, проводить землечерпальные работы без согласования с эксплуатационными предприятиями связи) на берегах устанавливаются запрещающие информационные знаки: «Якорь не бросать!» (рис.5). Запрещающий знак состоит из сигнального щита и опоры для его крепления. Сигнальный щит изготовлен в форме диска диаметром 150, 200 или 300 см. Диск имеет белый цвет и красную окантовку, символ якоря черного цвета перечеркнут диагональю красного цвет. Ночью или при плохой видимости этот знак освещается часто мигающим желтым сигнальным светом.
Примеры установки запрещающих знаков на водных переходах приведены на рис. 6.
Как отмечалось выше, для обозначения на местности трассы ВОЛС с кабелем без металлических элементов используются кроме указательных маркерных знаков также мерные ленты или кабель (рис. 7.), пассивные маркеры и др.
Рис. 6. Установка информационных запрещающих знаков на подводных переходах: а — при ширине перехода больше 500 м; б — при ширине перехода меньше 500 м
Рис. 7. Маркерный кабель: а — виды маркерного кабеля; б — расположение маркерного кабеля
Планирование, контроль и обеспечение работ по технической эксплуатации ВОЛС
Работы по текущему и капитальному ремонтам ВОЛС выполняются согласно годовому производственному плану, утвержденному техническим директором предприятия связи. При составлении этого плана учитываются: техническое состояние линейных сооружений и аппаратуры ВОЛС по данным их осмотров, плановых и контрольных измерений электрических и оптических характеристик, а также записей в журналах технического обслуживания, периодичность текущего ремонта по отдельным видам сооружений и аппаратуры, сезонность и очередность работ.
На основании этого плана составляются квартальные и месячные планы. В них указываются: наименования и сроки выполнения работ; бригады, которые будут выполнять работы, даты выполнения работ. В квартальном плане капитального ремонта, кроме того, указывается сметная и фактическая стоимость работ. Сооружения и аппаратура, подлежащие капитальному ремонту в данном году, не включаются в план текущего ремонта этого года. Годовой производственный план предусматривает материально-техническое обеспечение всех подлежащих выполнению работ.
До начала работ квартальные планы обсуждаются на производственных совещаниях работников линейных и аппаратных подразделений и доводятся до каждого исполнителя.
Контроль работ, например, на ГТС контроль за работой бригад кабельщиков-спайщиков и монтеров по эксплуатации кабельной канализации, осуществляется электромехаником или другим лицом, определенным инструкциями и положениями предприятия связи. При устранении повреждения бригадир кабельщиков-спайщиков по прибытии на каждый новый участок работы сообщает по телефону в бюро ремонта о своем местонахождении и выполняемой работе.
Не реже одного раза в день электромеханик посещает места работ подчиненных ему бригад, проверяет организацию и ход работ и, в случае необходимости, оказывает им помощь. Он должен присутствовать на месте работ при выполнении кабельными и канализационными бригадами особо опасных работ, аварийных или сложных работ. Кроме того, он выборочно контролирует качество выполнения работ, проверяет правильность заполнения рапортов и, в случае необходимости, производит контрольный обмер. Контроль за работой электромехаников осуществляет старший электромеханик. Электромеханик в рабочее время регулярно сообщает по телефону в кабельно-канализационный участок или в бюро ремонта о своем местонахождении.
Учет работы кабельщиков-спайщиков ведется следующим образом. После устранения повреждения бригадир кабельщиков-спайщиков указывает объем работ в наряде на исправление кабеля и сдает наряд электромеханику. Бригады монтеров (кабельщиков-спайщиков), работающие по текущему ремонту кабельно-канализационных сооружений, ежедневно заполняют рапорты, в которых отчитываются о проделанной работе. Электромеханики ежедневно записывают в тетрадь, где работают подчиненные им бригады и какую работу они выполняют.
Расход материалов для выполнения работ приводится в справочной документации, разрабатываемой соответствующими предприятиями связи и утвержденной вышестоящей организацией. Годовая заявка на материалы и оборудование для кабельно-канализационного участка составляется руководителем участка в соответствии с планом работ. Ответственными за хранение инструментов и материалов, за расходование их в соответствии с установленными нормами и сроками службы являются бригадиры. Правильность списания материалов проверяется электромеханиками по рапортам. Аварийный запас материалов и инструментов, оборудования и приспособлений должен храниться в специальном помещении кабельно-канализационного участка.
Аварийный запас материалов и оборудования должен соответствовать нормам, приведенным в нормативной документации.
Кабельно-канализационный участок должен обеспечиваться: оборудованными монтерской и кабельной мастерскими, сушилками спецодежды, шкафчиками для хранения инструментов, чистой и рабочей одеждой, местом для приема пищи, душевыми кабинами, транспортом для перевозок к месту работы и обратно, оборудованными на линии опорными пунктами с возможностью хранения материалов, инструмента и лестниц.
Руководство кабельно-канализационного участка должно обеспечить выполнение правил техники безопасности. Инженерно-технические работники ежегодно в первом квартале должны проверять знания работников участка правил ТБ при работе на кабельных линиях передачи, оформлять результаты этих проверок с выдачей соответствующих удостоверений. Один раз в квартал должна производиться проверка инструментов, сварочных аппаратов ОВ, приставных лестниц и всего инвентаря, находящегося у работников КУ. Во время кабельных работ руководитель работ обязан наблюдать за точным выполнением правил ТБ подчиненными ему кабельщиками-спайщиками (монтерами) и принимать меры к ограждению их и самого себя от несчастных случаев.
Технический учет и паспортизация ВОЛС
Основной задачей технического учета на ВОЛС является обеспечение полного соответствия действующих сооружений технической документации и паспортизации. Работы по техническому учету и паспортизации линейных сооружений выполняет группа (отдел) технического учета, которая подчиняется непосредственно главному инженеру (техническому директору) соответствующего предприятия связи. В составе группы (отдела) технического учета, как правило, организуются две подгруппы: учета загрузки линейных сооружений и фиксации линейных сооружений. Например, на ГТС первая подгруппа производит: учет загрузки ОК; подготовку данных для включения новой аппаратуры МСП и перестановок; выдачу справок о возможности включения и перестановок ВОСП на оптических кабелях; предоставление свободных исправных ОВ для замены поврежденных и организации обходных связей; составление списков (ведомостей) переключений кабельных сооружений на новые линейные сооружения; плановые сверки соответствия заведенной документации с натурой и обновление износившейся технической документации.
Вторая группа осуществляет: ведение технической документации по учету и паспортизации линейных сооружений ВОСП; внесение изменений в формы документации, происшедших в процессе эксплуатации; плановую (профилактическую) сверку имеющейся на ГТС технической документации и паспортизации с фактическим положением (натурой) на линейных сооружениях; участие в приемке новых линейных сооружений ВОЛС и фиксацию их в соответствующих формах паспортизации и технической документации; подготовку и выдачу данных для проектирования, а также согласование проектов на выполнение работ по расширению линейных сооружений ВОСП, подготовку и выдачу условий проведения земляных работ посторонними организациями в охранных зонах, где имеются линейные сооружения ГТС, выдачу линейному персоналу необходимых сведений о линейных сооружениях; обновление износившейся технической документации и форм паспортизации.
Работники группы (отдела) техучета несут ответственность за качество заполнения форм технического учета и паспортизации, их полное соответствие натуре, а также правильность проводимых согласований. Группа техучета обеспечивается специальными шкафами для хранения технической документации, необходимым количеством форм технической документации и паспортизации, чертежными приспособлениями и рулетками.
Выдача чертежей и другой документации производится только с разрешения технического директора сети (узла).
При сдаче в эксплуатацию вновь построенных линейных сооружений ГТС строительная организация передает телефонной сети исполнительную документацию, технический проект и рабочие чертежи на строительство с внесенными в них в период строительства изменениями и дополнениями, которые были ранее согласованы с ГТС. Соответствие выполненных работ представленным чертежам заверяется подписью ответственных лиц и штампом строительной организации. Работники группы техучета сверяют полученную исполнительную документацию с натурой и ставят печать о соответствии чертежей построенным сооружениям.
На основании сверенной с натурой документации работники группы технического учета заводят техническую документацию и паспорта. Техническая документация и паспорт на линии заводятся в течение одного месяца, а на канализационные сооружения — в течение двух месяцев.
При сдаче в эксплуатацию результатов работ по устройству или переустройству линейных сооружений, проведению ремонтных работ, вызвавших изменение состава сооружений, составляется инвентарная справка. На ее основании группа техучета вносит коррекцию в техническую документацию.
Ремонт линейных сооружений ВОЛС
Ремонт кабельных сооружений подразделяется на текущий и капитальный.
Ремонтные работы выполняются по проектам и схемам с соблюдением технологических карт с максимальным использованием механизации.
Текущий ремонт выполняется эксплуатационным штатом по утвержденному годовому плану и предусматривает выполнение следующих работ:
* планировку трассы, установку дополнительных предупредительных знаков, восстановление замерных столбиков, окраску арматуры (кронштейнов, консолей), проверку глубины залегания кабеля, проверку резервных каналов в трубопроводах и т. п.;
* обнаружение и устранение повреждений оболочки кабелей и пластмассовых противокоррозийных покровов;
* замену неисправных соединительных муфт и неисправных участков ОК;
* окраску оболочки ОК в колодцах кабельной канализации в желтый цвет (предупреждает техперсонал о наличии в канализации ОК);
* подготовку сооружений к эксплуатации в зимних условиях и в период весеннего паводка; заглубление кабеля у берегов, околку берегового льда и т. п.;
* проверку состояния и устранение выявленных недостатков в устройствах защиты кабеля;
* замену и ремонт протекторов, КИП;
* углубление и выноску кабеля в пределах до одной строительной длины;
* установку дополнительных замерных столбиков;
* уточнение и корректировку технической документации.
Приемка кабельных сооружений после текущего ремонта осуществляется комиссией, назначенной руководителем эксплуатационного предприятия, и оформляется актом, в котором дается оценка качества выполненных ремонтных работ и состояния линейных сооружений на принимаемом участке.
Капитальный ремонт предусматривает выполнение следующих работ:
* замену пришедшего в негодность кабеля на отдельных участках линий (более строительной длины);
* замену изношенного оборудования или арматуры;
* переустройство канализации и смотровых устройств;
* углубление кабеля на речных переходах или в грунте;
* прокладку резервных кабелей на переходах через реки;
* защиту кабелей с металлическими элементами от коррозии, ударов молнии и т.п.;
* приведение электрических и оптических характеристик к норме;
* замену кабеля и оборудования новыми, более совершенными.
Приемка работ по капитальному ремонту осуществляется комиссией, назначенной руководителем эксплуатационной организации. В акте приемки указывается объем работ, оценка качества их выполнения и сметная стоимость. Все работы по ремонту междугородных кабельных сооружений, связанные с демонтажем муфт или оконечных устройств, должны производиться с предварительного разрешения в России АО «Ростелеком», а Украине — Дирекции первичной сети.
Охрана кабельных сооружений ВОЛС и аварийно-восстановительные работы
Одной из основных мер повышения надежности и бесперебойности действия кабельных линий связи является сокращение числа механических повреждений (аварий), вызванных работами строительных организаций и землепользователей в непосредственной близости от трассы. Анализ повреждений показывает, что большинство аварий на линиях вызвано механическими повреждениями. Для предупреждения указанных повреждений эксплуатационные предприятия связи должны выполнять комплекс профилактических мероприятий: разъяснительную работу в строительных организациях, производящих работы в охранной зоне кабелей, а также для землепользователей, расположенных вдоль трассы; выдачу технических условий и требований при согласовании работ, подлежащих выполнению в охранной зоне или вблизи ее, проведение совместно с другими предприятиями работ и мероприятий по предупреждению повреждений; выполнение профилактических работ по обеспечению сохранности линейных сооружений и т.п.
Работоспособность кабельных линий связи в процессе эксплуатации характеризуется одним из следующих состояний:
* норма — электрические, оптические и физико-механические параметры соответствуют установленным нормам;
* повреждение — некоторые параметры линии ниже нормы. Связь действует, но может иметь место понижение качества передачи по некоторым ОВ;
* авария — полное прекращение работы линейного тракта одной и более систем связи.
Основным критерием оценки состояния кабельной линии связи является работа систем передачи, групп и каналов связи. Работы по ликвидации аварий организуются немедленно и производятся, как правило, непрерывно, до полного их окончания вне зависимости от времени суток и погоды. Для выполнения аварийных работ организуются специальные подразделения, оснащенные транспортом, инструментом, различными приспособлениями, кабелем, монтажными материалами и спецодеждой.
В эксплуатационных организациях должен быть разработан оперативный план организации аварийно-восстановительных работ, включающий перечень магистральных связей, подлежащих восстановлению в первую очередь; порядок перевода систем на резервную работу, порядок оповещения и сбора работников для выезда на устранение аварий; перечень технических средств, которые должны быть использованы для выезда на аварию.
Непосредственное выполнение работ по устранению повреждений, в первую очередь, осуществляется силами соответствующего кабельного участка. При необходимости к работам по ликвидации аварии привлекается персонал смежных участков, а также ближайшие ЦПС (ТЦМС). До начала восстановительных работ проводятся двусторонние электрические измерения с целью определения характера и участка повреждения.
В первую очередь выполняются работы по устройству временных вставок и организации временной связи. Одновременно производятся работы по восстановлению постоянной связи. Все работы в термокамерах и камерах НРП (НУП) проводятся только при открытых крышках горловин. В НРП (НУП) должна работать бригада в составе не менее двух человек, из которых один является старшим и ответственным за технику безопасности; один из бригады (спайщик, шофер) должен быть наблюдающим. Муфты вскрывают только после выключения дистанционного питания.
По каждой аварии производится расследование причины с участием представителей ЦПС и составляется акт.
Телеконтроль, служебная связь и электропитание аппаратуры линейного тракта ВОСП
Контроль за техническим состоянием междугородних ВОЛИ. Телеконтроль ВОЛС осуществляется автоматически путем непрерывного контроля параметров линейного тракта. Это позволяет иметь оперативную информацию о нарушениях режимов работы и авариях на ВОЛС. Автоматизация контроля во многих случаях дает возможность прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации, ведущие к прекращению действия связи.
Работа НРП контролируется путем передачи от них следующих сигналов: открытие крышки (двери) НРП; нарушение работы блока электропитания; нарушение температурного режима; повышение влажности; понижение давления в ОК (содержащихся под избыточным давлением); неисправность регенераторов; повышение порогового коэффициента ошибок; ослабление, искажение или пропадание оптических сигналов на входе и выходе регенераторов. На ОРП помимо перечисленных должны формироваться дополнительные сигналы: повреждение станционного и вторичного источников питания; повреждение блоков телеконтроля и телеуправления, служебной связи.
Для обеспечения автоматизированного контроля за состоянием ВОЛС и аппаратуры в процессе эксплуатации во всех ВОСП предусматривается система технического обслуживания, в состав которой входят:
* система телемеханики (ТМ), обеспечивающая телеметрический контроль качества передачи сигналов и технического состояния промежуточного оборудования и ОК с оконечной станции, отображение результатов контроля, а также дистанционное управление различными устройствами переключения и коммутации;
* система служебной связи (СС), обеспечивающая ведение служебных телефонных переговоров между оконечными и промежуточными пунктами всех видов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации ВОЛС;
Передача сервисных сигналов, как правило, осуществляется на основе использования избыточности линейных кодов или методом частотного разделения каналов в нижней части линейного спектра сигнала.
Назначение оборудования телемеханики — это проведение автоматизированного контроля за состоянием аппаратуры линейных трактов систем передачи, а также ОП комплекса ВОСП. Канал ТМ формируется в низкочастотной части спектра основного линейного тракта. Сигналы ТМ передаются вместе с информационным сигналом по одним и тем же оптическим волокнам. Работа системы ТМ основана на распределительном принципе избирания с циклической синхронизацией и адресном принципе-опросе.
Оборудование ТМ в большинстве случаев обеспечивает:
* сбор и обработку информации, поступающей с датчиков пункта контроля (КП), два из которых являются ОП и до пяти — ПОРП или ОРП;
* прием информации с каждого ОРП или НРП, включая и пункт, где расположено данное оборудование;
* формирование информации о состоянии датчиков собственной станции для передачи ее в стороны А и Б линейного тракта;
* передачу на НРП до 15 команд управления;
* формирование сигналов для передачи в секцию технического обслуживания и на квартиру технического персонала.
Оборудование ТМ совместно с устройством обработки сигналов и пультом терминала оператора отображает на дисплее персональной ЭВМ информацию о наличии неисправностей на КП по зонам обслуживания с указанием номера соответствующего пункта.
Оборудование ТМ размещается на стойках телемеханики и служебной связи (СТМСС) в одном из КП линейного тракта. При этом оно может быть расположено как в ОП, так и в ОРП. В НРП оборудование ТМ размещается в блоках телемеханики и служебной связи (БТМСС).
Для обеспечения качественной эксплуатации оборудования линейного тракта и линейно-кабельных сооружений в комплексах ВОСП предусмотрена организация участковой (УСС) и постанционной (ПСС) служебной связи в каждом линейном тракте и технологической служебной связи (ТСС) по медным жилам ОК. Постанционная служебная связь организуется между ОП и ОРП, а УСС — между смежными ОРП и ОП, а также НРП и ОРП. Каналы ПСС и УСС организуются по тем же волокнам, по которым передаются сигналы основной информации. Четырехпроводный канал ТСС предназначен для обеспечения ввода в эксплуатацию ВОСП.
По каналам СС передаются и принимаются цифровые сигналы с импульсно-кодовой модуляцией и тактовой частотой fт. Оборудование СС предусматривает возможность ответвления каналов ПСС и УСС в ОРП, а для каналов УСС обеспечивается еще ввод и вывод в любом НРП. Телефонные аппараты СС подключаются к стойке по четырехпроводной схеме и могут быть удалены от нее на расстояние до 3 км. Как правило, вызов ОРП, ОП из НРП производится по каналам телемеханики, либо голосом через громкоговоритель, НРП из ОРП и ОП — через громкоговоритель. Вызов между ОП (ОРП) — импульсный, избирательный, с применением номеронабирателя.
В случае повреждения на ВОЛС связь ремонтной бригады с ОП (ОРП) может осуществляться по комбинированному каналу — от места повреждения до ближайшего НРП с помощью радиостанции (например, «Лен») в дуплексном режиме, а далее по каналу УСС Канал ТСС используется для связи эксплуатационно-технического персонала ОП (ОРП) между собой и с НРП при выполнении ремонтно-восстановительных работ. Протяженность канала ТСС до 100 км. В канале предусмотрены фильтры-развязки с ДП и схемы защиты от грозовых разрядов и токов частотой 50 Гц, наводимых от ЛЭП и электрифицированных железных дорог.
Основные сведения о системах телеконтроля (телемеханики) и служебной связи ВОСП приведены в [5].
Электропитание аппаратуры линейного тракта ВОЛС
Электропитание аппаратуры линейного тракта внутризоновых и магистральных ВОЛС, размещенной в ОП, ОРП, ПОРП и НРП стоечного варианта (СНРП), обычно осуществляться от источников постоянного тока с напряжением — 24 или — 60 В с заземленным положительным полюсом. Номинал напряжения определяется при заказе аппаратуры.
Способ питания оборудования НРП выбирается в зависимости от места его установки (в контейнере или помещении предприятия связи, имеющего бесперебойное электропитание).
Возможны три способа питания:
* при территориальном совпадении НРП с предприятиями связи, имеющими установки бесперебойного электропитания, от ЭПУ указанных предприятий связи;
* дистанционно с близлежащего ОП, ОРП по металлическим жилам ОК;
* от автономного источника питания (АИП) на базе термоэлектрогенераторов (ТЭГ).
Первый способ питания возможен при территориальном совпадении НРП с предприятиями связи и условии, что электропитающие установки удовлетворяют установленным требованиям. В данном случае регенераторы НРП рассчитаны на работу от источников постоянного тока с номинальным напряжением или В. Оборудование НРП размещается при этом на стойке СНРП.
Как показал опыт работы на построенных ВОЛС наиболее целесообразно использовать второй способ — дистанционное питание НРП.
Питание осуществляется постоянным током по четырем медным жилам диаметром 1,2 мм оптического кабеля по схеме «провод — провод».
По каждой цепи ДП, например, можно организовать питание одной или двух систем в НРП. Длина секции ДП — 210 км. Величина тока в цепи ДП — 200 мА при максимальном напряжении 850 В.
При третьем способе в качестве автономного источника питания НРП могут применятся ТЭГ типа «Ирис». Основные технические характеристики ТЭГ этого типа:
Выходное напряжение 10,5 В
Выходной ток 2,2 А
Выходная мощность 23 Вт
Напряжение на выходе НРП, при токе нагрузки 2,2 А, не менее 10,35 В
Время работы без обслуживания 4380 ч
Топливо реактивное, марки Т-1
Расход топлива 0,1 кг/ч
Размещение ТЭГ наземное в контейнерах при температуре окружающей среды -60. +50 о С.
Для одной системы передачи требуется АИП, в состав которого входят рабочие и один резервный ТЭГ. Известны две модификации АИП: два рабочих и один резервный ТЭГ; четыре рабочих и один резервный ТЭГ. Для подключения ТЭГ к контейнеру HPII используется семичетверочный симметричный кабель длиной до 8 м [2].
Методы измерения волоконно-оптических линий связи. Назначение и виды измерений
В процессе строительства и технической эксплуатации ВОЛС проводится комплекс измерений для определения состояния кабелей, линейных сооружений, качества функционирования аппаратуры линейного тракта, предупреждения повреждений, а также накопления статистических данных с целью разработки мер повышения надежности связи [4]. Параметры и характеристики ОК и аппаратуры ВОСП, измеряемые в условиях их производства, оформляются в виде паспортных данных, которые должны соответствовать действующим нормам ГОСТ и ТУ. Проверка на указанное соответствие выполняется при входном контроле.
На этапе строительства ВОЛС в целях контроля качества строительства и связи измеряют затухание ОВ на строительных длинах и смонтированных участках регенерации; затухание, вносимое соединениями ОВ; уровни мощности оптического излучения на выходных, передающих и входных приемных оптоэлектронных модулях; коэффициент ошибок. При необходимости устанавливают места повреждений.
При наличии в ОК металлических проводников производят измерения и испытания в соответствии с ТУ на кабель параметров электрических цепей, в частности измерение электрического сопротивления изоляции металлических элементов и наружной оболочки, испытание (изоляции между жилами, жилами и остальными металлическими элементами, металлической оболочкой и броней, броней и водой и т. п.) на постоянном или переменном токе повышенным напряжением. Измерительную аппаратуру чаще всего размещают в специально приспособленных автомашинах, что позволяет ускорять процесс монтажа и строительства.
В процессе эксплуатации измерения выполняются для определения технического состояния линейных сооружений и аппаратуры, предупреждения и устранения повреждений. Их разделяют на профилактические, контрольные и аварийные.
Профилактические измерения проводятся по утвержденному плану. Состав, объем, и периодичность измерений устанавливаются в зависимости от местных условий, состояния кабеля и т. д.
Контрольные измерения и испытания осуществляют после ремонта для определения качества ремонтно-восстановительных работ.
Аварийные измерения проводятся для определения места и параметра повреждения кабеля. Согласно [6] состав измерений и испытаний для ВОСП на этапах строительства и эксплуатации приведен в табл. 1.
Таблица 1. Состав основных измерений и испытаний на этапах строительства и эксплуатации ВОСП
Источник: otherreferats.allbest.ru