Правила строительства и ремонта воздушных линий электропередач

Воздушные линии электропередачи находят широкое применение как для внешнего электроснабжения, так и для передачи и распределе­ния электроэнергии между потребителями горных предприятий. В таких линиях электроэнергия передается по голым проводам, расположенным на открытом воздухе и закрепляемым при помощи изоляторов и армату­ры к опорам или кронштейнам и стойкам на зданиях и инженерных конструкциях. ВЛ внешнего электроснабжения могут быть одно- или двухцепными.

К основным элементам воздушных линий относятся: опоры, провода, изоляторы и арматура.

Опоры. По характеру воспринимаемых нагрузок они разделяются на два вида: полностью воспринимающие тяжение от проводов и тросов и не воспринимающие такого тяжения. В зависимости от этого применяют следующие типы опор: промежуточные — устанавливаемые на прямых участках трассы; анкерные — устанавливаемые в местах изменения трассы, числа, марок и сечения проводов, а также на пере­сечении ВЛ с различными сооружениями. На базе анкерных опор могут выполняться концевые и транспозиционные опоры.

Правила техники безопасности при работе на высоте при обслуживании воздушных линий электропередачи

Для монтажа ВЛ применяют типовые унифицированные опоры. Они могут быть деревянными, комбинированными (стойки деревянные, пасынки железобетонные), железобетонными, а для линий 110 кВ и выше — металлическими.

Основной недостаток деревянных опор — сравнительно небольшой срок службы, а металлических — большая стоимость. Поэтому в на­стоящее время широкое распространение получают железобетонные опоры, которые имеют большой срок службы и исключают большие капитальные и эксплуатационные расходы.

Для железобетонных опор напряжением до 10 кВ применяют, как правило, вибрированные стойки, а для опор напряжением 35 кВ Деревянные опоры изготовляют из леса не ниже III сорта, про­питанного антисептиками. Глубина зарубов, затесов и отколов не должна превышать 10% диаметра бревна и отличаться от проектного значения более чем на 5 мм. и выше — центрифугированные. С целью предохранения арматуры от коррозии опоры на заводе-изготовителе покрываются гидроизоляцией. Поверхность опор не должна иметь раковин и выбоин более 10 мм по длине, ширине и глубине, а при меньшем размере их должно быть не более двух на 1 м длины опоры.

Рис.2.4 Изоляторы для воздушных линий: а — штыревой ТФ; б — штыревой ШС- 10А; в — подвесной нормальный ПФ6-А; г — подвесной для загрязненных районов

Стальные опоры изготовляют в виде отдельных секций, элементы которых соединяются сварным или болтовым креплением. Конструкция этих опор должна соответствовать требованиям главы СНиП на изго­товление, монтаж и приемку металлических конструкций.

Провода. Применяемые на ВЛ провода должны иметь высокую электрическую проводимость, достаточную механическую прочность и быть устойчивыми против коррозии. При сооружении ВЛ применяют медные провода марки М, алюминиевые — А, сталеалюминиевые — АС, стальные — ПС, стальные тросы — ТК.

Мастер-класс. Мастер воздушных линий электропередач

Стальные оцинкованные тросы применяют для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений.

Изоляторы. На ВЛ до 1000 В применяют штыревые изоляторы, на ВЛ 6—35 кВ — штыревые и в обоснованных случаях подвесные, на ВЛ НО кВ и выше — только подвесные (рис. 10.1). Как штыревые, так и подвесные изоляторы изготовляют фарфоровыми или стеклян­ными.

Они должны иметь высокую механическую и электрическую прочность, а также обладать достаточной теплостойкостью в широком диапазоне изменения температуры воздуха. При сооружении ВЛ в рай­онах с загрязненной средой должны применяться специальные изолято­ры, предназначенные для работы в таких условиях и обеспечивающие требуемую надежность. Штыревые изоляторы предназначаются только на одно напряже­ний ВЛ, поэтому для линий разных напряжений должны применяться соответствующие им изоляторы. Подвесные изоляторы состоят из изоли­рующей детали , шапки и стержня,что позволяет собирать из отдельных изоляторов гирлянды необходимой длины в зависимости от напряжения ВЛ .

Арматура. С помощью арматуры осуществляется: крепление изо­ляторов и тросов к опорам, проводов к изоляторам; соединение между собой изоляторов, проводов и тросов. Арматура для ВЛ с подвесными изоляторами подразделяется: на натяжную, например, натяжной болтовой зажим,предназначенную для натяже­ния провода и закрепления его на анкерных опорах; подвесную — для крепления проводов к подвесным изоляторам на промежуточных опорах, например, глухой поддерживающий зажим ; сцепную —для сцепления подвесных изоляторов в гирлянду и подвески ее к опоре; защитную — для защиты подвесных изоляторов от повреждениях их дугой электрического разряда и проводов от разрушения вследствие вибрации.

Штыревые изоляторы крепят на стальных крюках типа KB или штырях типа Ш или ШУ.

Воздушные линии сооружаются в соответствии с проектом. Разработке проекта предшествуют изыскательские работы, выполняемые проектной организацией, и производственный пикетаж. Геодезическую разбивочную основу для строительства ВЛ в виде пунктов и знаков, закрепляющих на местности центры опор и ось трассы (производственный пикетаж), выполняет заказчик и передает документацию на эти работы подрядчику не менее, чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ. Разбивочные работы по выносу на местность осей ор, котлованов и фундаментов, а также геометрических размеров выполняет подрядчик.

Перед сооружением и монтажом ВЛ проводятся подготовительные работы, предусматривающие: размещение заказов на оборудование, строительно-монтажные материалы, железобетонные и металлические инструкции; изучение проекта; приемку производственного пикетажа и разработку ППЭР; приемку, хранение и транспортирование оборудования, материалов и механизмов; подготовку трассы к производству строительно-монтажных работ.

Для предотвращения повреждения и своевременной и удобной доставки оборудования и материалов к местам монтажа для их транспортирования должны применяться соответствующие средства и способы перевозки. Для перевозки длинномерных стоек должны использоваться специально оборудованные опоровозы, тракторы с прицепом, металличе­ские санки с поворотными устройствами. Для обеспечения надежной проходимости принятых для транспортирования средств должен быть тщательно обследован весь путь следования грузов.

До начала строительно-монтажных работ на участках трассы ВЛ выполняют временные сооружения в местах размещения прорабских участков и базы складирования материалов и оборудования; сооружают временные подъездные дороги, мосты и монтажные площадки; выру­бают просеки и производят снос строений и реконструкцию инженер­ных сооружений, препятствующих производству работ на ВЛ. Просеки вырубают с целью обеспечения надежной работы ВЛ, исключения случаев падения деревьев на провода, которые могут привести к их повреждению. Размеры ширины просек зависят от высоты деревьев и места прохождения ВЛ (фруктовые сады, парки, заповедники и т. д.). Во всех случаях при выборе направления трассы ВЛ необходимо стре­миться к максимально возможному сохранению зеленых насаждений.

К монтажным работам на воздушных линиях относятся: раскатка проводов и тросов, включая их соединение и подъем на опоры; натяж­ка проводов и тросов, включая их визирование и регулировку стрел провеса; крепление проводов и тросов на изоляторах.

Для успешного выполнения монтажных работ перед началом монта­жа необходимо провести подготовительные работы: проверить наличие необходимых комплектующих изделий и материалов; подобрать необ­ходимые машины и инструменты; проверить трассу; предусмотреть надежную звуковую, зрительную и телефонную связь.

Раскатку проводов и тросов производят двумя способами: с непод­вижных раскаточных станков или с помощью специальных раскаточных тележек или саней. При первом способе барабаны устанавливают неподвижно на раскаточных устройствах (станках,домкратах или козлах), на расстоянии 15—20 м от анкер­ной опоры.

Раскатку проводов производят с помощью тягового меха­низма, движущегося вдоль трассы. После прохода за промежуточную опору на расстояние 40—60 м раскатку останавливают. Провода отцепляют и разносят в положение исходное для подъема на опору.

Затем провода совместно с гирляндами подни­мают на опору с помощью телескопической вышки или монтажного троса и укладывают в раскаточные ролики. Затем про­вода снова прикрепляют к тяговому механизму и раскатывают к сле­дующей опоре, на которой выполняют работы по установке гирлянд и укладке провода в ролики. При втором способе провода и тросы закрепляют на анкерной опоре, после этого раскаточная тележка передвигается к промежуточным опо­рам.Перед передвижением к следующей опоре провода и тросы поднимают на опору Затем аналогичные работы выполняют по схеме. Раскатку проводов и тросов производят только по раскаточным роликам, подвешенным на опорах. При раскатке должны быть приняты меры, исключающие повреждение проводов.

При втором способе раскатки обеспечивается лучшая сохранность проводов и тросов, однако его применение может ограничиваться условиями рельефа местности, а при П- и АП-образных опорах он вообще не применим.

Соединение проводов ВЛ. Способы соединения проводов и тросов зависят от мест соединения и напряжения. В петлях анкерных опор их соединение может осуществляться: термитной сваркой, прессуемыми соединителями; болтовыми зажимами; а в линиях напряжением до 1000 В кроме этого может применяться соединение анкерными, ответ- вительными и плашечными зажимами и овальными соединителями, монтируемыми методом скручивания. Для соединения проводов линий в пролетах используют овальные соединители,монтируе­мые методом обжима или опрессования и дополнительной термитной сваркой концов в петле или с использованием шунта ; овальные соединители,монтируемые методом сплошногоопрессования и соединительные сжимы .

В линиях на напряжение выше 1000В. должно быть не более одного соединения в пролете на каждый провод или трос. Не допускается сое­динений в пролетах припересечении линией улиц, линий связи и сигнализации, железных и автомобильных дорог и т. п.

Натяжение проводов. После окончания работ по раскатке и соеди­нению проводов производят их натяжение. Для этого тракторы, автомо­били или лебедки соединяют такелажным тросом с проводами с по­мощью монтажных клиновых или шарнирных зажимов. Натяжение производят в пролете, ограниченном анкерными или анкерно-угловыми опорами, Во время натяжения следят за подъемом проводов, проходом ремонтных муфт и соединительных зажимов через раскаточные ролики, удаляют с проводов зацепившиеся предметы и грязь.

Стрелы провеса устанавливают согласно проекту, по монтажным таблицам или кривым в соответствии с температурой воздуха. Факти­ческая стрела провеса не должна отличаться от проектного значения более чем на ±5%. При этом габариты до земли и пересекаемых объектов должны соответствовать требованиям СНиП и ПУЭ.

Визирова­ние проводов и тросов ВЛ производят при длине более 3 км в каждой трети анкерного участка, а при длине анкерного участка менее 3 км — в двух пролетах — наиболее отдаленном и наиболее близком от меха­низма, тянущего трос. Визирование начинают со среднего провода — при горизонтальном расположении проводов и с верхнего провода при вер­тикальном.

При визировании провод (трос) подводят сверху к линии визирования, для этого его вначале несколько пере­тягивают (на 0,3—0,5 м), а затем опускают до заданной стрелы прове­са. При этом положение проводов и тросов контролируют измерением тяжения по проводу динамометром или визированием по рейке с по­мощью приспособления, которое струбциной крепится к стойке опоры . Провода (тросы) после визирования крепят на опорах анкерного типа, а затем на промежуточных. Для перекладки проводов и тросов из раскаточных роликов и последующего скрепления их с подвесными изоляторами используют телескопические вышки или подвижные лестни­цы (люльки). Эти операции при применении штыревых изоляторов вы­полняют непосредственно с опор ВЛ.

Штыревые изоляторы монтируют во время сборки опор на штырях или крюках с помощью полиэтиленовых колпачков или пакли, пропитан­ной суриком, а также способом армирования раствором из цемента (40%) и речного песка (50%). Гирлянды подвесных изоляторов целе­сообразно собирать в мастерских или на специальных площадках и доставлять к месту монтажа в готовом виде. Перед монтажом изоляторы тщательно осматривают, проверяют надежность закрепления замков для подвесных изоляторов и сопротивление изоляции, которое должно быть для каждого изолятора не менее 300 МОм.

Техника безопасности. Помимо общих требований безопасности при выполнении монтажных работ на ВЛ должно выполняться следую­щее.

На двухцепных линиях ни одна линия не должна находиться в эксплуатации, т. е. на нее нельзя подавать напряжение и она не должна включаться коммутационным аппаратом. Для защиты персона­ла от воздействия электрических потенциалов, наводимых в проводах и тросах, они должны быть закорочены и заземлены на всех анкерных опорах монтируемого участка.

При приближении грозы работающий персонал должен быть выведен за пределы трассы. В ночное время на ВЛ не должны производиться работы, за исключением монтажа пере­ходов через железные дороги, автострады и т. п. Должна быть обеспе­чена регулировка положения опор оттяжками и расчалками с целью исключения их падения. При работе на высоте монтер должен пристеги­ваться предохранительным поясом к телу опоры или к подъемным ме­ханизмам. Подъем на вновь установленную опору допускается только по специальному разрешению производителя работ. Приспособления и детали, поднимаемые на опору, должны отцепляться от поводка бесконечного каната только после их установки и закрепления.

Источник: studopedia.ru

5.7. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.7. Воздушные линии электропередачи

5.7.1. При эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.

5.7.2. При выдаче задания на проектирование ВЛ, сооружаемых и подлежащих техническому перевооружению, реконструкции и модернизации, энергосистемам и организациям, эксплуатирующим электрические сети, необходимо предоставлять проектным организациям имеющиеся данные о фактических условиях в зоне проектируемой ВЛ (данные по гололеду и ветру, загрязнениям атмосферы на трассе ВЛ, отказам ВЛ и их элементов и другие данные, характеризующие местные условия), которые должны быть учтены в проектной документации.

5.7.3. При сооружении, техническом перевооружении, реконструкции и модернизации ВЛ, выполняемых подрядной организацией и подлежащих сдаче в эксплуатацию организации, эксплуатирующей электрические сети, последней должны быть организованы технический надзор за производством работ, проверка выполненных работ на соответствие утвержденной технической документации.

5.7.4. Приемка в эксплуатацию законченных строительством ВЛ организацией, эксплуатирующей электрические сети, должна производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и правилами устройства электроустановок.

5.7.5. При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.

При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.

5.7.6. Техническое обслуживание и ремонтные работы должны быть организованы, как правило, комплексно путем проведения всех необходимых работ с максимально возможным сокращением продолжительности отключения ВЛ. Они могут производиться с отключением ВЛ, одной фазы (пофазный ремонт) и без снятия напряжения.

5.7.7. Техническое обслуживание и ремонт ВЛ должны выполняться с использованием специальных машин, механизмов, транспортных средств, такелажа, оснастки, инструмента и приспособлений.

Средства механизации должны быть укомплектованы в соответствии с действующими нормативами и размещены на ремонтно-производственных базах (РПБ) предприятий и их подразделений.

Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с РПБ и органами диспетчерского управления соответствующего уровня.

5.7.8. При эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.

5.7.9. Антикоррозионная защита стальных опор и металлических деталей железобетонных и деревянных опор, грозозащитных тросов и тросовых элементов опор должна возобновляться или производиться заново по мере необходимости по распоряжению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети.

5.7.10. На участках ВЛ, подверженных интенсивному загрязнению, должна применяться специальная или усиленная изоляция и при необходимости выполняться чистка (обмывка) изоляции, замена загрязненных изоляторов.

В зонах интенсивных загрязнений изоляции птицами и местах их массовых гнездований на конструкциях опор ВЛ должны устанавливаться специальные устройства, исключающие возможность перекрытий, а также применяться устройства, отпугивающие птиц и не угрожающие их жизни.

5.7.11. При эксплуатации ВЛ в пролетах пересечения действующей линии с другими ВЛ и линиями связи на каждом проводе или тросе пересекающей ВЛ допускается не более двух соединителей; количество соединений проводов и тросов на пересекаемой ВЛ не регламентируется.

5.7.12. Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии:

сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналом, установленные согласно уставу внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов);

устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий;

постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов.

5.7.13. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна следить за исправностью дорожных знаков ограничения габаритов, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с автомобильными дорогами; дорожных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ 330 кВ и выше с автомобильными дорогами и запрещающих остановку транспорта в охранных зонах этих ВЛ.

5.7.14. При эксплуатации ВЛ должны быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График периодических осмотров должен быть утвержден техническим руководителем организации, эксплуатирующей электрические сети.

Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год . Кроме того, не реже 1 раза в год инженерно-техническим персоналом должны производиться выборочные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью.

Читайте также:  Кто выдает разрешение на строительство водного объекта

В данном и последующих пунктах настоящего раздела слова «не реже» означают, что конкретные сроки выполнения данного мероприятия в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены техническим руководителем энергообъекта.

Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и в дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше или их участках, имеющих срок службы 20 лет и более или проходящих в зонах интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 6 лет; на остальных ВЛ 35 кВ и выше (участках) — не реже 1 раза в 12 лет.

На ВЛ 0,38 — 20 кВ верховые осмотры должны производиться при необходимости.

5.7.15. Внеочередные осмотры ВЛ или их участков должны производиться:

при образовании на проводах и тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек, при лесных и степных пожарах, а также после стихийных бедствий;

после автоматического отключения ВЛ релейной защитой.

5.7.16. На ВЛ должны выполняться следующие проверки и измерения:

проверка состояния трассы ВЛ — при проведении осмотров и измерения расстояний от проводов до деревьев и кустарников под проводами, измерения стрел провеса проводов — при необходимости; измерение ширины просеки — не реже 1 раза в 3 года;

проверка загнивания деталей деревянных опор — через 3 — 6 лет после ввода ВЛ в эксплуатацию, далее — не реже 1 раза в 3 года, а также перед подъемом на опору или сменой деталей;

проверка визуально состояния изоляторов и линейной арматуры при осмотрах, а также проверка электрической прочности подвесных тарельчатых фарфоровых изоляторов первый раз на 1 — 2, второй раз на 6 — 10 годах после ввода ВЛ в эксплуатацию и далее с периодичностью, приведенной в типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 — 800 кВ в зависимости от уровня отбраковки и условий работы изоляторов на ВЛ;

проверка состояния опор, проводов, тросов при проведении осмотров;

проверка состояния прессуемых, сварных, болтовых (на ВЛ напряжением до 20 кВ), выполненных овальными соединителями соединений проводов производится визуально при осмотре линии по мере необходимости; проверка состояния болтовых соединений проводов ВЛ напряжением 35 кВ и выше путем электрических измерений — не реже 1 раза в 6 лет; болтовые соединения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подвергаются вскрытию, а затем ремонтируются или заменяются;

проверка и подтяжка бандажей, болтовых соединений и гаек анкерных болтов — не реже 1 раза в 6 лет;

выборочная проверка состояния фундаментов и U-образных болтов на оттяжках со вскрытием грунта — не реже 1 раза в 6 лет;

проверка состояния железобетонных опор и приставок — не реже 1 раза в 6 лет;

проверка состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс, металлических подножников и анкеров оттяжек с выборочным вскрытием грунта — не реже 1 раза в 6 лет;

проверка тяжения в оттяжках опор — не реже 1 раза в 6 лет;

измерения сопротивления заземления опор, а также повторных заземлений нулевого провода — в соответствии с п. 5.10.7 настоящих Правил;

измерения сопротивления петли фаза-нуль на ВЛ напряжением до 1000 В при приемке в эксплуатацию, в дальнейшем — при подключении новых потребителей и выполнении работ, вызывающих изменение этого сопротивления;

проверка состояния опор, проводов, тросов, расстояний от проводов до поверхности земли и различных объектов, до пересекаемых сооружений — при осмотрах ВЛ.

5.7.17. Неисправности, выявленные при осмотре ВЛ и производстве проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации и в зависимости от их характера устранены в кратчайший срок при проведении или технического обслуживания, или капитального ремонта ВЛ.

5.7.18. Капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами — не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами — не реже 1 раза в 6 лет.

5.7.19. Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ, а также способа закрепления опор в грунте должны выполняться только при наличии технической документации и с разрешения технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети.

5.7.20. Плановый ремонт, техническое перевооружение, реконструкция и модернизация ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, садовым, дачным и огородным участкам, должны производиться по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах.

После выполнения указанных работ организация, эксплуатирующая электрические сети, должна привести земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ.

5.7.21. Организации, эксплуатирующие ВЛ с совместной подвеской проводов, должны производить плановый ремонт в согласованные сроки. В аварийных случаях ремонтные работы должны производиться с предварительным уведомлением другой стороны (владельца линии или проводов).

5.7.22. На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, должна осуществляться плавка гололеда электрическим током.

Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.

5.7.23. Для дистанционного определения мест повреждения ВЛ напряжением 110 кВ и выше, а также мест междуфазных замыканий на ВЛ 6 — 35 кВ должны быть установлены специальные приборы. На ВЛ напряжением 6 — 35 кВ с отпайками должны быть установлены указатели поврежденного участка.

Организации, эксплуатирующие электрические сети, должны быть оснащены переносными приборами для определения мест замыкания на землю ВЛ 6 — 35 кВ.

5.7.24. В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Источник: bazanpa.ru

1 Область применения

— определяет технические требования к созданию воздушных линий электропередачи классов напряжений от 0,4 до 20 кВ, сооружаемые с использованием неизолированных, изолированных самонесущих, защищенных проводов и силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена.

— распространяется на воздушные линии электропередачи классов напряжений от 0,4 до 20 кВ, выполняемые неизолированными проводами, самонесущими изолированными проводами, проводами с защитной изолирующей оболочкой и силовыми кабелями, кроме требований, специально оговоренных в настоящем стандарте.

— устанавливает требования к созданию, приемке в эксплуатацию и утилизации воздушных линий электропередачи переменного тока частотой 50 Гц следующих основных классов напряжения:

1.2 Требования настоящего Стандарта не распространяются на воздушные линии электропередачи, сооружение которых определяется специальными требованиями и нормами (контактные сети электрифицированных железных дорог, трамвайные и троллейбусные линии), а также на воздушные линии электропередачи, предназначенные для электроснабжения систем сигнализации, защиты и блокировки классов напряжений от 6 до 35 кВ, смонтированные на опорах контактной сети.

2 Нормативные ссылки

В настоящем Стандарте организации использованы ссылки на следующие нормативные документы и стандарты:

Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс РФ»

ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 54257-2010 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 27.202-83 Надежность в технике. Технологические системы. Методы оценки надежности по параметрам качества изготовляемой продукции

ГОСТ 27.203-83 Надежность в технике. Технологические системы. Общие требования к методам оценки надежности

ГОСТ 27.301-95 Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения

ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

ГОСТ 27.402-95 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля средней наработки до отказа (на отказ). Часть 1. Экспоненциальное распределение

ГОСТ 27883-88 Средства измерения и управления технологическими процессами. Надежность. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ Р 27.001-2009 Надежность в технике. Система управления надежностью. Основные положения

ГОСТ Р 27.004-2009 Надежность в технике. Модели отказов

ГОСТ Р 27.302-2009 Надежность в технике. Анализ дерева неисправностей

ГОСТ Р 27.403-2009 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля вероятности безотказной работы

ГОСТ Р 27.404-2009 Надежность в технике. Планы испытаний для контроля коэффициента готовности

ГОСТ Р 27.601-2011 Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение

ГОСТ Р 52555-2006 Аппаратура для измерения электрической энергии. Надежность. Часть 11. Общие положения

ГОСТ Р МЭК 60605-6-2007 Надежность в технике. Критерии проверки постоянства интенсивности отказов и параметра потока отказов

ГОСТ Р МЭК 61650-2007 Надежность в технике. Методы сравнения постоянных интенсивностей отказов и параметров потока отказов

ГОСТ Р 51177-98 Арматура линейная. Общие технические условия

ГОСТ Р 52373-2005 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи. Общие технические условия

ГОСТ 6490-93 Изоляторы линейные подвесные тарельчатые. Общие технические условия

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия

СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с СТО 70238424.27.010.001-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 линия электропередачи воздушная, с неизолированными проводами: Воздушная линия электропередачи, выполненная с использованием неизолированных проводов.

3.1.2 линия электропередачи воздушная, с защищенными проводами: Воздушная линия электропередачи, выполненная с использованием проводов с защитной изолирующей оболочкой.

3.1.3 линия электропередачи воздушная, с изолированными самонесущими проводами: Воздушная линия электропередачи напряжением до 20 кВ, выполненная с использованием самонесущих изолированных проводов.

3.1.4 линия электропередачи воздушная с силовыми кабелями: Воздушная линия электропередачи, выполненная с использованием силовых самонесущих кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена.

3.1.5 застройщик: Лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

3.1.6 крепление провода с защитной оболочкой усиленное: Крепление проводов на штыревом изоляторе или к гирлянде изоляторов, которое не допускает проскальзывания проводов воздушной линии при разности тяжений в смежных пролетах.

3.1.7 режим монтажный: Режим в условиях монтажа опор и проводов.

3.1.8 провод изолированный самонесущий: Система скрученных в жгут токопроводящих жил, механическая нагрузка которых может восприниматься нулевой изолированной несущей жилой или всеми проводниками жгута в общей изоляции.

3.1.9 степень загрязнения изоляции: Показатель, учитывающий снижение электрической прочности изоляции электроустановок в зависимости от загрязненности.

3.1.10 линия электропередачи воздушная в стесненных условиях: Участок трассы линии, проходящий по территориям, насыщенным надземными и (или) подземными коммуникациями, сооружениями, строениями.

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

BЛ — воздушная линия электропередачи;

ВЛИ — воздушная линия электропередачи с изолированными самонесущими проводами;

ВЛЗ — воздушная линия электропередачи с защищенными проводами классов напряжений от 6 до 20 кВ;

ВЛК — воздушная линия электропередачи с подвеской силового самонесущего кабеля напряжением до 20 кВ;

ВЛН — воздушная линия электропередачи с неизолированными проводами;

ВОК — волоконно-оптический кабель;

ГТС — городская (сельская) линия телефонной связи;

ЖСК — жгут силовых кабелей;

КЗ — короткое замыкание;

ЛПВ — линия проводного вещания;

ЛС — линия связи;

ПОС — паспорт организации строительства;

РКУ — расчетные климатические условия;

СИП — самонесущий изолированный провод;

СПЭ — сшиваемый полиэтилен;

ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;

ТПЖ — токопроводящая жила провода или кабеля;

А — алюминиевая компонента провода воздушной линии;

С — стальная компонента провода воздушной линии;

Н — высота стойки (опоры) на воздушной линии, м;

Т — тяжение провода на воздушной линии, кН;

t — температура (воздуха, провода, оболочки, экрана), °С.

4 Общие требования

4.1 Основные технические требования

4.1.1 При создании ВЛ классов напряжений от 0,4 до 20 кВ надлежит руководствоваться нормативными документами, перечень которых приведен в разделе 2, действующим законодательством РФ и директивными документами по проектированию нового строительства сетевых объектов.

4.1.2 При создании воздушных линий электропередачи следует обеспечить надежность и качество электрической энергии на вводе потребителя в соответствии с принятыми стандартами надежности электроснабжения и качества электрической энергии по ГОСТ 13109, а также электрическую и экологическую безопасность линии при эксплуатации.

4.1.3 Обязательным условием строительства (расширения, реконструкции и/или технического перевооружения) BЛ с прокладкой участков по новой трассе или установкой дополнительных опор, является наличие разрешения на землепользование, полученного заказчиком (застройщиком) согласно требований Градостроительного Кодекса.

4.1.4 Процесс создания BЛ осуществляется на основании утвержденных Схем развития распределительных электрических сетей, содержащих технические решения, технико-экономические и финансовые показатели предлагаемой к строительству BЛ.

Для BЛ, создаваемой (подлежащей расширению, реконструкции или техническому перевооружению) в сложных природных условиях строительства, рекомендуется выполнять обоснование инвестиций независимо от источника финансирования.

4.1.5 При необходимости сооружения новых BЛ, проходящих в одном направлении с действующими линиями, должно быть выполнено обоснование целесообразности нового строительства по сравнению с увеличением пропускной способности существующих BЛ с использованием различных технических решений (перевод на более высокое напряжение, подвеска второй цепи и др.).

4.1.6 При переводе BЛ на более высокий класс напряжения должны быть обеспечены требования стандарта BЛ более высокого класса напряжения. Отступление от требований стандарта допускаются только при наличии разрешений органов, утвердивших эти документы.

Примечание — Не допускается снижение наименьших расстояний от проводов BЛ до поверхности земли, сооружений и стен зданий, пересекаемых объектов и естественных препятствий, требуемых нормативными документами для BЛ того напряжения, на которое осуществляется перевод.

4.1.7 Создание BЛ в районах со сложными климатическими условиями (в горах, пустынях с подвижными песками, районах с вечномерзлыми грунтами, солончаками, районах Крайнего Севера) или BЛ нового конструктивного исполнения должно выполняться на основе соответствующих проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ (при необходимости).

4.1.8 При создании или реконструкции BЛ классов напряжений от 0,4 до 20 кВ в зоне наведенного напряжения другими BЛ следует выполнить расчеты по определению наведенного напряжения. В случае необходимости следует предусматривать мероприятия по обеспечению электрической безопасности линии.

4.1.9 Основными механическими характеристиками BЛ являются нормативные расчетные значения механических нагрузок, устанавливаемые настоящим Стандартом.

4.1.10 Нормативные значения механических нагрузок от воздействия массы оборудования, материалов, тяжения проводов и воздействия внешних климатических факторов принимаются в соответствии с требованиями настоящего Стандарта.

4.1.11 Для элементов BЛ устанавливают:

— разрывное усилие (для проводов), механическая (электромеханическая) разрушающая нагрузка (для изоляторов) и механическая разрушающая нагрузка (для линейной арматуры);

— нормативные и расчетные сопротивления материала опор по нормам проектирования строительных конструкций согласно ГОСТ Р 54257.

4.1.12 Механический расчет проводов BЛ должен проводиться по методу допускаемых напряжений, расчет изоляторов и арматуры — по методу разрушающих нагрузок. В обоих случаях расчеты выполняются на расчетные нагрузки.

4.1.13 Расчет строительных конструкций BЛ производится по методу предельных состояний на расчетные нагрузки для двух групп предельных состояний в соответствии со строительными нормами и правилами.

4.1.14 При необходимости работоспособность конструкций и элементов BЛ проверяется путем проведения испытаний.

4.1.15 Элементы BЛ рассчитываются на воздействие комплекса механических нагрузок, действующих в нормальных, аварийных и монтажных режимах.

4.1.16 Интенсивность воздействия электромагнитного поля, создаваемого BЛ при максимальных значениях напряжения и тока для населенной местности не должна превышать предельно допустимых значений, установленных в действующих правилах и нормативах [1].

4.1.17 Конструкция BЛ классов напряжений от 0,4 до 20 кВ должны быть адаптированы к использованию и установке (подвеске):

— различных систем и устройств передачи информации, релейной защиты и противоаварийной автоматики, автоматизированных систем управления технологическими процессами, в том числе, автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии;

Читайте также:  Коллаж в строительстве это

— волоконно-оптических кабельных линий связи для передачи информации различного назначения;

— электротехнического оборудования и аппаратов.

4.1.18 BЛ классов напряжений от 0,4 до 20 кВ должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов.

В местах, где имеется опасность наезда транспорта (у въездов во дворы, вблизи съездов с дорог, при пересечении дорог), опоры должны быть защищены от наезда.

4.1.19 Для информации населения и обслуживающего персонала на опорах BЛ на высоте от 2 до 3 м необходимо наносить:

— информационные знаки с указанием порядкового номера опоры, номера BЛ (или ее условного обозначения на всех опорах), номера цепи на 2-цепных или многоцепных опорах и ширина охранной зоны; расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности — 500 м, допускается более редкая установка знаков;

— предупреждающие плакаты на всех опорах BЛ в населенной местности и плакаты с указанием расстояния от опоры BЛ до кабельной линии связи на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.

4.1.20 Допускается совмещать на одном знаке всю информацию, устанавливаемую требованиями настоящего параграфа.

4.2 Требования к выбору трасс

4.2.1 За начало и конец BЛ принимаются место выхода провода из:

— аппаратного зажима, присоединяемого к проходному изолятору закрытого распределительного устройства;

— натяжной зажим провода на линейном портале в сторону BЛ распределительного устройства с линейными порталами;

— аппаратного зажима или место крепления провода к изолятору трансформаторной подстанции;

— аппаратного зажима, присоединяемого к разъединителю трансформаторной подстанции;

— соединения с кабельной линией.

4.2.2 По условиям воздействия ветра на BЛ следует различать 3 типа местности:

— тип А — открытые побережья морей, озер, водохранилищ, пустыни, степи, лесостепи, тундра;

— тип В — городские территории, лесные массивы и другие местности, равномерно покрытые препятствиями высотой не менее 2/3 высоты опор;

— тип С — районы с застройкой зданиями высотой более 25 м, просеки в лесных массивах с высотой деревьев более высоты опор, защищенные извилистые и узкие склоновые долины и ущелья.

Воздушная линия электропередачи считается расположенной в местности данного типа, если эта местность сохраняется с наветренной стороны линии на расстоянии, равном 30-кратной высоте опоры при высоте опор до 60 м.

4.2.3 Экологическое обоснование, согласование и инженерные изыскания трасс BЛ при новом строительстве и реконструкции должны выполняться в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса, а также Норм технологического проектирования воздушных линий электропередачи.

4.2.4 Выбор трассы новой линии электропередачи необходимо производить на основании утвержденной Схемы развития распределительных электрических сетей, наиболее рационального размещения подстанций и возможности выхода всех отходящих от них BЛ.

При прохождении BЛ по населенной местности трасса предоставляется заказчиком (застройщиком) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией по СНиП 2.07.01.90 [5].

4.2.5 Трасса воздушной линии электропередачи должна учитывать условия отчуждения земли, вырубки просек в насаждениях, комплексного использования охранной зоны и сближения с дорогами и существующими BЛ.

4.2.6 При выборе трассы BЛ обходу подлежат населенные пункты, массивы орошаемых, осушенных и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, зоны санитарной охраны курортов, заповедники, памятники истории и культуры.

4.2.7 Выбор трассы BЛ в районах с загрязненной атмосферой следует производить с учетом перспективного плана развития действующих или сооружения новых промышленных или сельскохозяйственных предприятий, являющихся источниками загрязнения атмосферы.

4.2.8 При выборе трасс BЛ следует избегать мест с лавинами, карстами, оползнями, агрессивными грунтами, солифлюкционными явлениями, осыпями, камнепадами, селевыми потоками, а также мест с подземными выработками.

4.2.9 Трассу BЛ на сложных грунтах в районе действующих или перспективных мелиоративных каналов рекомендуется прокладывать по более высоким отметкам в обход территории отсыпки вынутых из каналов грунтов.

4.3 Требования к параметрам воздушных линий электропередачи по климатическим условиям и механической устойчивости

4.3.1 Определение расчетных условий по ветру и гололеду должно производиться на основании карт климатического районирования территории России с уточнением при необходимости их параметров в сторону увеличения или уменьшения по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и постов за скоростью ветра, массой, размерами и видом гололедных отложений и изморози.

В малоизученных районах для этой цели могут организовываться специальные обследования и наблюдения (к малоизученным районам относятся горная местность и районы, где на 100 км трассы BЛ для характеристики РКУ имеется только одна репрезентативная метеорологическая станция).

4.3.2 Климатические районы строительства следует принимать в соответствии с принятым в России районированием климатических условий [3].

За расчетную зимнюю температуру наружного воздуха следует принимать среднюю температуру воздуха наиболее холодной пятидневки с повторяемостью один раз в 25 лет на основании данных метеорологических станций.

4.3.3 Основой для районирования по ветровому давлению служат значения максимальных скоростей ветра с десятиминутным интервалом осреднения скоростей на высоте 10 м с повторяемостью один раз в 25 лет.

Нормативное ветровое давление принимается в соответствии с картой районирования территории России по ветровому давлению или по региональным картам районирования [2].

4.3.4 Районирование по гололеду производится по максимальной толщине стенки отложения гололеда цилиндрической формы при плотности 0,9 г/см 3 на проводе диаметром 10 мм, расположенном на высоте 10 м над поверхностью земли, повторяемостью один раз в 25 лет.

4.3.5 Интенсивность грозовой деятельности должна определяться по картам районирования территории России по числу грозовых часов в году и региональным картам с уточнением при необходимости по данным метеостанций о среднегодовой продолжительности гроз.

4.3.6 При прокладке BЛ определении РКУ следует учитывать влияние на интенсивность гололедообразования и скорость ветра особенностей микрорельефа местности, а в горных районах — особенностей микро- и мезорельефа местности (гребни, склоны, платообразные участки, межгорные долины и др.).

4.3.7 Прокладка воздушных линий в сейсмических зонах, в которых сейсмичность не превышает 9 баллов по шкале MSK и климатические условия соответствуют категории У, УХЛ, осуществляется согласно требований настоящего стандарта и строительных норм по [4].

4.4 Требования к расчету механических нагрузок

4.4.1 Конструкции и элементы ВЛ должны рассчитываться по первому и второму предельному состоянию в нормальном режиме работы воздушной линии электропередачи по ГОСТ Р 54257.

4.4.2 Опоры воздушных линий электропередачи должны выдерживать воздействие различных сочетаний внешних нагрузок [2].

Промежуточные опоры на нагрузки:

— при одновременном воздействии поперечной ветровой нагрузки на провода, свободные или покрытые гололедом, и на конструкции опор, а также от тяжения проводов ответвлений к вводам, свободных от гололеда или частично покрытых гололедом;

— от тяжения проводов ответвлений к вводам, покрытых гололедом, при этом допускается учет отклонения опоры под действием нагрузки;

Угловые опоры (промежуточные и анкерные) — на результирующую нагрузку от тяжения проводов, ветровую нагрузку на провода и конструкцию опоры.

Анкерные опоры — на разность тяжения проводов смежных пролетов и поперечную нагрузку от давления ветра при гололеде и без гололеда на провода и конструкцию опоры. За наименьшее значение разности тяжения следует принимать 50 и 60 % соответственно (для ВЛ 0,4 кВ и ВЛ классов напряжений от 6 до 20 кВ) наибольшего значения одностороннего тяжения всех проводов.

Концевые опоры — на одностороннее тяжение всех проводов.

Ответвительные опоры рассчитывают на результирующую нагрузку от тяжения всех проводов.

4.4.3 Предельные состояния, по которым производится расчет опор, фундаментов и оснований ВЛ, рекомендуется подразделять на две группы:

— первая группа, включающая предельные состояния, которые ведут к потере несущей способности элементов или к полной непригодности их в эксплуатации. К этой группе относятся состояния при наибольших внешних нагрузках и при низшей температуре, то есть при условиях, которые могут привести к наибольшим изгибающим или крутящим моментам на опоры, наибольшим сжимающим или растягивающим усилиям на опоры;

— вторая группа, включающая предельные состояния, при которых возникают недопустимые деформации, перемещения или отклонения элементов BЛ, нарушающие нормальную эксплуатацию, к этой группе относятся состояния при наибольших прогибах опор.

4.4.4 Метод расчета по предельным состояниям имеет целью не допускать, с определенной вероятностью, наступления предельных состояний первой и второй групп при эксплуатации, а также первой группы при производстве строительных работ BЛ.

4.4.5 Основные положения по расчету механических нагрузок приведены в приложении А.

4.5 Требования к защите воздушных линий электропередачи от воздействия окружающей среды

4.5.1 Стальные детали железобетонных и деревянных опор, бетонные и железобетонные конструкции опор необходимо защищать от коррозии в соответствии с нормами и правилами защиты строительных конструкций от коррозии.

Стальные канаты, применяемые в качестве оттяжек и элементов опор, должны иметь стойкое к коррозии исполнение.

4.5.2 Деревянные опоры BЛ классов напряжений от 0,4 до 20 кВ должны быть обработаны специальными консервантами, обеспечивающими срок службы не менее 40 лет.

4.5.3 На участках BЛ в горных условиях трасса BЛ должна проходить вне зоны схода снежных лавин и камнепадов, а если это невозможно, то провода должны размещаться вне зоны действия воздушной волны лавины, а также расчетной траектории полета падающих камней.

4.5.4 Трассы BЛ следует располагать вне зоны распространения оползневых процессов. При невозможности обхода таких зон должна предусматриваться инженерная защита BЛ от оползней и других опасных геологических процессов [3].

4.5.5 При прохождении BЛ в условиях пересеченной местности с солифлюкционными явлениями при размещении опор на косогорах подземная часть опор должна рассчитываться на дополнительную нагрузку от давления слоя сползающего грунта.

4.5.6 При прохождении BЛ по просадочным грунтам опоры должны устанавливаться на площадках с минимальной площадью водосбора с выполнением комплекса мероприятий по укреплению грунтов. Нарушение растительности и почвенного покрова должно быть минимальным.

4.5.7 При прохождении BЛ по полузакрепленным и незакрепленным пескам необходимо выполнение мероприятий по укреплению грунтов.

4.5.8 Опоры BЛ рекомендуется устанавливать на безопасном расстоянии от русла реки с интенсивным размывом берегов, с учетом прогнозируемых перемещений русла и затопляемости поймы, а также вне мест, где могут быть потоки дождевых и других вод, ледоходы. При обоснованной невозможности установки опор в безопасных местах необходимо выполнить мероприятия по защите опор от повреждений.

Установка опор в зоне прохождения прогнозируемых грязекаменных селевых потоков не допускается.

4.5.9 На участках трассы, проходящим по обрабатываемым землям, в населенной местности и в местах стесненных подходов к подстанциям, рекомендуется применять 2-цепные и многоцепные свободностоящие опоры.

4.5.10 При прохождении BЛ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возможны низовые пожары, должна быть предусмотрена одна из следующих мер:

— устройство канавы глубиной 0,4 м и шириной 0,6 м на расстоянии 2 м вокруг каждой стойки опоры;

— уничтожение травы и кустарника и очистка от них площадки радиусом 2 м вокруг каждой опоры;

— применение железобетонных приставок с расстоянием от земли до нижнего торца стойки не менее 1 м.

4.5.11 В районах расселения крупных птиц для предохранения изоляции от загрязнения, независимо от степени загрязнения окружающей среды, а также для предотвращения гибели птиц следует:

— не использовать опоры BЛ со штыревыми изоляторами;

— закрывать верхние отверстия полых стоек железобетонных опор.

4.5.12 В районах сильноагрессивной степени воздействия среды, в районах солончаков, засоленных песков, песчаных пустынь, в прибрежных зонах морей и соленых озер площадью более 10000 м 2 , а также в местах, где в процессе эксплуатации имеет место коррозионное разрушение металла изоляторов, линейной арматуры, проводов, заземлителей, следует предусматривать:

— изоляторы и линейную арматуру в тропическом исполнении, при необходимости с дополнительными защитными мероприятиями;

— увеличение сечения элементов заземляющих устройств, применение оцинкованных заземлителей.

4.6 Требования к опорам воздушных линий

4.6.1 На BЛ предусматривается применение анкерных опор, полностью воспринимающие тяжение проводов в смежных с опорой пролетах, и промежуточных опор, которые не воспринимают тяжение проводов или воспринимают его частично.

На базе анкерных опор выполняются концевые и транспозиционные опоры.

4.6.2 Отклонение верха опор (с учетом наклона опор в грунте) рекомендуется принять следующим:

— для промежуточных опор не более 1/15 высоты опоры;

— для анкерных опор не более 1/30 высоты опоры.

4.6.3 Опоры независимо от их типа могут быть свободностоящими, с подкосами или оттяжками. Оттяжки опор могут прикрепляться к анкерам, установленным в земле, или к каменным, кирпичным, железобетонным и металлическим элементам зданий и сооружений.

Сечение оттяжек определяется расчетом. Они могут быть многопроволочными или из круглой стали сечением не менее 25 мм 2 .

4.6.4 Конструкции опор должны обеспечивать их нормальную эксплуатацию в течение всего срока службы BЛ. При проектировании и сооружении необходимо предусматривать:

— пространственную неизменяемость, прочность, устойчивость и жесткость опор в целом и их отдельных элементов;

— долговечность конструкций и их защиту от коррозии, износа, истирания и других воздействий.

4.6.5 При установке опор на затапливаемых участках трассы, где возможны размывы грунта или воздействие ледохода, опоры должны быть укреплены.

4.6.6 Опоры индивидуальной конструкции (как вновь разработанные, так и изготавливаемые по чертежам повторного применения) целесообразно применять в тех случаях, когда неэкономично или нетехнологично использовать унифицированные и типовые конструкции.

Выбор конструкций (унифицированных, типовых или индивидуальных) должен быть обоснован и согласован с заказчиком (застройщиком).

4.6.7 Выбор материала и типа опор должен производиться исходя из технико-экономической целесообразности применения технических решений в конкретных условиях строительства и эксплуатации BЛ, надежности электроснабжения потребителей.

Для труднодоступных участков BЛ следует учитывать дополнительные затраты, связанные с доставкой грузов на пикеты при строительстве BЛ и проездом персонала к опорам для их обслуживании.

При замене на существующей линии опор (одиночных или целых участков) с целью приведения характеристики BЛ к современным требованиям или взамен дефектных и при подстановке опор в пролеты материал и тип новых опор выбирается с учетом конструктивных решений и состояния существующей BЛ.

4.6.8 Деревянные опоры выполняются цельными или составными (из стоек и приставок — пасынков). Последние должны быть железобетонными. Все элементы деревянных опор должны быть защищены современными консервантами.

4.6.9 Стальные детали железобетонных и деревянных опор должны быть защищены от коррозии на заводах-изготовителях.

Допускается по согласованию с заказчиком (застройщиком) применение лакокрасочных покрытий и других способов защиты, выполняемых на заводах-изготовителях. Применение горячего или «холодного» (по согласованию с Заказчиком) оцинкования является обязательным для опор BЛ, расположенных вдоль побережья морей в зоне до 5 км от берега, и в районах с сильноагрессивной степенью воздействия среды.

4.6.10 В районах с сильноагрессивной степенью воздействия среды и вдоль побережья морей опоры BЛ поверх цинкового покрытия следует окрашивать лакокрасочными материалами.

Все конструкции должны быть доступны для наблюдения, окраски, а также не должны задерживать влагу и затруднять проветривание. Замкнутые профили должны быть герметизированы.

4.6.11 Конструкции и детали опор, изготовленные из сталей повышенной коррозионной стойкости, могут применяться без защиты от коррозии в районах со слабоагрессивной степенью воздействия среды.

4.6.12 Для защиты железобетонных опор от воздействия агрессивных сред в зависимости от степени этого воздействия следует применять специальные марки бетона по водонепроницаемости и морозостойкости.

В качестве дополнительной защиты при необходимости применяется покрытие части опор (подземной + на 0,5 м выше поверхности земли).

4.6.13 При создании одновременно двух и более BЛ в одном направлении (в том числе, если строительство ожидается в ближайшие 5 — 7 лет) на участках трассы, проходящих по землям, занятым сельскохозяйственными культурами, на больших переходах в населенной местности и в местах стесненных подходов к подстанциям рекомендуется применять 2-цепные и многоцепные свободностоящие опоры.

4.6.14 Опоры BЛ следует располагать вне зон воздействия на них водных объектов, русловых и пойменных деформаций, затопления и размыва высокими водами, ледоходом и т.д.

На участках BЛ, проходящих в затапливаемых поймах, рекомендуется:

— устанавливать опоры на повышенных отметках, не подверженных затоплению во время паводка;

— применять повышенные опоры;

— предусматривать, при необходимости, защиту грунта вокруг опор от местного размыва;

— не производить сплошной вырубки низкорослых (менее 4 м) пород деревьев и кустарников.

4.6.15 При применении опор в условиях, отличающихся от тех, на которые они рассчитаны, необходимо выполнять поверочные расчеты указанных опор на конкретные условия их установки (на реальные значения массогабаритных и ветровых пролетов, разность тяжений и др.).

4.6.16 При подвеске на опорах линии ВОК любого типа должна быть выполнена проверка опор и/или их элементов и закреплений опор в грунте на возникающие при этом дополнительные нагрузки, в том числе, на повышенные гололедные и ветровые нагрузки, и, при необходимости, предусматриваться усиление опор или их замена.

4.7 Требования к проводам, изоляции и арматуре

4.7.1 На воздушных линиях электропередачи следует применять неизолированные провода, самонесущие изолированные и защищенные повода, силовые кабели различных конструкций и исполнения по ГОСТ Р 52373, ГОСТ 839.

Читайте также:  Для чего нужны сердечники при строительстве дома

4.7.2 На BЛ рекомендуется применять сталеалюминиевые провода, провода из алюминиевого сплава и другие при соответствующем технико-экономическом обосновании (провода со сниженным активным сопротивлением переменному току, провода с добавками химических элементов или из сплавов, повышающих их физико-механические и электрические свойства).

4.7.3 В равнинной местности рекомендуется применять на BЛ не более двух марок и сечений проводов, включая магистраль и ответвления от нее.

При наличии технико-экономического обоснования допускается на отдельных сложных участках BЛ применение марок и сечений проводов, отличных от примененных на всей линии электропередачи.

4.7.4 Сечения ТПЖ проводов и кабелей должно проверяться по условию нагрева при коротких замыканиях и на термическую стойкость.

Если сечение провода, определенное по указанным условиям, меньше сечения, требуемого по дополнительным требованиям (защита от перегрузок, механическая прочность, электродинамическая стойкость при токах КЗ, потери и отклонения напряжения), то должно приниматься наибольшее сечение.

4.7.5 ВЛИ и ВЛЗ должны иметь защиту от электрических перегрузок.

4.7.6 Выбор изоляторов или изоляционных конструкций из стекла и фарфора должен производиться по удельной эффективной длине пути утечки в зависимости от степени загрязнения в месте расположения ВЛ по ГОСТ Р 51177 и ГОСТ 6490.

4.7.7 Выбор полимерных изоляторов или конструкций в зависимости от степени загрязнения и класса напряжения ВЛ должен производиться по разрядным характеристикам в загрязненном и увлажненном состоянии.

4.7.8 Определение степени загрязнения производится в зависимости от характеристик источников загрязнения и расстояния от них до ВЛ.

Вблизи промышленных комплексов, а также в районах с наложением загрязнений от промышленных предприятий, тепловых электростанций и источников увлажнения с высокой электрической проводимостью определение степени загрязнения производится с использованием коэффициента загрязнения.

4.7.9 Длина пути тока утечки L (в сантиметрах) изоляторов и изоляционных конструкций из стекла и фарфора должна определяют по формуле:

L = λэ∙U∙k,

где λэ — удельная эффективная длина пути тока утечки, в сантиметрах на киловольт;

U — наибольшее рабочее междуфазное напряжение, в киловольтах;

k — коэффициент использования длины тока утечки.

4.7.10 Удельная длина пути тока утечки подвесных и штыревых (опорных линейных) изоляторов на металлических и железобетонных опорах в зависимости от степени загрязнения должна приниматься по таблице 1.

4.7.11 Эффективная длина пути тока утечки поддерживающих гирлянд и штыревых (опорных линейных) изоляторов ВЛ на высоте более 1000 м над уровнем моря должна быть увеличена по сравнению с нормированной в таблице 1:

— от 1000 до 2000 м — на 5 %;

— от 2000 до 3000 м — на 10 %;

— от 3000 до 4000 м — на 15 %.

4.7.12 Удельная поверхностная проводимость слоя загрязнения должна приниматься (мкСм, не менее): для первой степени загрязнения — 5, второй — 10, третьей — 20 и четвертой — 30.

4.7.13 Выбор количества, типа и материала изоляторов должен производиться с учетом РКУ, условий загрязнения, опыта эксплуатации существующих BЛ и стандарта на изоляторы.

Таблица 1 — Эффективная длина пути тока утечки изоляторов (на высоте до 1000 м над уровнем моря)

Эффективная длина пути тока утечки изоляторов λэ, см/кВ, не менее

4.7.14 Материал и конструкция изоляторов выбираются по согласованию с заказчиком (застройщиком). Преимущество должно отдаваться изоляторам, не требующим периодического контроля и снижающим затраты при их техническом обслуживании.

4.7.15 На BЛ, проходящих в особо сложных для эксплуатации условиях или сооружаемых на двуцепных и многоцепных опорах, следует применять стеклянные или, при наличии соответствующего обоснования, полимерные изоляторы.

4.8 Требования к заземляющим устройствам и аппаратам защиты от перенапряжений

4.8.1 На опорах BЛ должны быть установлены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления и заземления электрооборудования, используемого на линии.

4.8.2 На BЛ необходимо устанавливать аппараты защиты от грозовых перенапряжений согласно действующим методическим положениям по защите распределительных электрических сетей от грозовых перенапряжений.

4.8.3 На основании опыта эксплуатации по согласованию с заказчиком (застройщиком) производятся изменение решений по защите от грозовых перенапряжений на подходах BЛ к подстанциям и замена имеющихся на BЛ дефектных аппаратов защиты. Для защиты BЛ от грозовых перенапряжений необходимо рассматривать решения с использованием нелинейных ограничителей или длинно-искровых разрядников.

4.9 Требования охраны окружающей среды

4.9.1 При создании BЛ должен учитываться комплекс факторов, воздействующих на окружающую среду, здоровье и жизнедеятельность человека (электромагнитное поле, акустический шум, радио- и телевизионные помехи, опасные влияния на линии связи и линии проводного вещания, наличие условий, приводящих к гибели птиц в районах их расселения и на путях их миграции, ограничение землепользования в природоохранных и рекреационных зонах, вблизи памятников истории и культуры);

4.9.2 При создании BЛ должен учитываться комплекс общестроительных (неспецифических) факторов, воздействующих на окружающую среду, здоровье и жизнедеятельность человека:

— изъятие земель в постоянное или временное пользование;

— нарушение естественного состояния грунта и рельефа;

— сокращение площадей насаждений (вырубка просек);

— загрязнение поверхностных и грунтовых вод (при строительстве).

4.9.3 При создании BЛ следует выполнять требования нормативных документов, регламентирующих уровень воздействия на окружающую среду, жизнедеятельность и здоровье населения.

При отсутствии по отдельным видам воздействий нормативных документов следует использовать имеющиеся данные соответствующих научно-исследовательских организаций и опыт эксплуатации аналогичных объектов.

4.9.4 При прохождении BЛ по территории заповедников, национальных парков, курортов, пригородных зон отдыха, а также вблизи памятников истории и культуры рекомендуется проводить мероприятия, направленные на уменьшение визуального воздействия BЛ на естественные ландшафты (экранирование BЛ рельефом и растительностью от автомобильных и железных дорог; применение опор, отвечающих требованиям промышленной эстетики).

4.9.5 При сооружении BЛ в районах Крайнего Севера следует предусматривать мероприятия по защите ягельников и растительного слоя.

4.9.6 При прохождении BЛ по участкам с вечномерзлыми грунтами при рубке просек не следует производить корчевание пней и кустарников, нарушать дерновый слой.

4.9.7 При наличии требований владельцев земли или природоохранных органов по решению заказчика осуществляется:

— замена опор с оттяжками на участках сельскохозяйственных угодий на свободностоящие опоры;

— изменение трассы BЛ на отдельных участках для выноса опор с сельскохозяйственных угодий, удаления BЛ от памятников истории и культуры;

— установка на участках параллельного следования существующих BЛ, в том числе, разных напряжений, двух- и многоцепных опор;

— на участках параллельного следования существующих BЛ по сельскохозяйственным угодьям перестановка опор для размещения их в одном створе.

4.9.8 По окончании сооружения BЛ необходимо выполнять:

— землевание земель, отводимых в постоянное пользование;

— рекультивацию земель, отводимых во временное пользование;

— природоохранительные мероприятия, направленные на минимальное нарушение естественных форм рельефа и сохранение зеленых насаждений и естественного состояния грунта;

5 Требования к созданию воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ

5.1 Основные технические требования

5.1.1 Климатические условия для расчета BЛ в нормальном режиме должны приниматься в соответствии с требованиями главы 6 настоящего Стандарта. При этом для BЛ следует принимать:

— для свободных или покрытых гололедом СИП — Сх = 1,1;

— для одноцепных BЛ — γnw = γnг = 0,8;

— для одноцепных BЛ с подвеской на опорах ЛПВ — γnw = γnг = 0,9;

— для двухцепных и многоцепных BЛ, а также при подвеске на опорах BЛ самонесущего неметаллического оптического кабеля — γnw =1,0 и γnг = 1,2;

— во всех случаях — γр = 1,0 и K1 = 1,0.

5.1.2 Расчет длины пролета ответвления от BЛ к вводу должен выполняться в гололедном режиме для двух случаев:

— направление ветра под углом 90° к оси BЛ, провода BЛ покрыты гололедом bэ, толщина стенки гололеда на проводах ответвления b0 = 0,5 bэ;

— направление ветра вдоль BЛ (угол 0°), толщина стенки гололеда на проводах ответвления b0 = bэ.

При этом в обоих случаях следует учитывать редукцию тяжения проводов ответвления при отклонении верха опоры.

5.2 Требования к проводам, линейной арматуре и расположению проводов на опорах

5.2.1 На BЛ напряжением 0,4 кВ должны применяться самонесущие изолированные провода. По условиям механической прочности на магистралях BЛ, на линейном ответвлении от BЛ и на ответвлениях к вводам следует применять провода с сечениями, указанными в таблице 2.

5.2.2 При сооружении BЛ в местах, где опытом эксплуатации установлено разрушение проводов от коррозии, а также в местах, где на основании данных изысканий оно возможно, следует применять СИП с изолированной нулевой несущей жилой.

Таблица 2 — Минимально допустимые сечения СИП

Нормативная толщина стенки гололеда b э , мм

Сечение несущей жилы, мм 2 , на магистрали ВЛИ, на линейном ответвлении от ВЛИ

Источник: files.stroyinf.ru

Монтаж воздушных линий напряжением 0,4 – 10 кВ

Электрические сети (ЭС), расположенные на открытых территориях вне зданий, часто выполняют воздушными линиями (ВЛ) . За длину пролета воздушной линии на местности принимают горизонтальное расстояние между центрами двух смежных опор.

Анкерным участком называют сумму длин пролетов между опорами анкерного типа. Под стрелой провиса проводов f при одинаковой высоте точек полвеса подразумевают вертикальное расстояние между линией, соединяющей точки подвеса, и низшей точкой провода. За габарит линии H принимают наименьшее расстояние по вертикали при наибольшем провисании проводов до уровня земли или пересекаемых сооружений.

Углом поворота трассы лини называют угол между направлениями линий в смежных пролетах. Под тяжением провода понимают усилие, направленное по оси провода. Механическое напряжение провода получают делением величины тяжения на величину площади поперечного сечения провода.

Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях не должны воспринимать усилий, направленных вдоль воздушной линии.

Угловые опоры устанавливают в местах изменения направления трассы воздушной линии. Эти опоры в нормальных условиях должны воспринимать тяжение проводов смежных пролетов.

Анкерные опоры устанавливают на пересечениях с различными сооружениями, а так же в местах изменения количества, марок и сечений проводов. Эти опоры должны воспринимать в нормальных режимах работы от разности тяжения проводов, направленные вдаль воздушной оинии. Анкерные опоры должны иметь жесткую конструкцию.

Концевые опоры устанавливают в начале и конце воздушной линии. А также в местах кабельных вставок. Они являются опорами анкерного типа. Ответвительные опоры устанавливают в местах ответвления от воздушной линии.

Перекрестные опоры устанавливают в местах пересечения воздушной линии в разных направлениях.

Промежуточный пролет – это расстояние по горизонтали между двумя смежными промежуточными опорами. На воздушной линии до 1 кВ длина пролетов от 30 до 50 м, а на воздушной линии выше 1 кВ длина пролетов от 100 до 250 м.

Устройство и конструкции воздушных линий

Воздушные линии имеют следующие конструктивные элементы: провода, опоры, изоляторы, арматуру для крепления проводов на изоляторах и изоляторов на опорах. Воздушные линии бывают одноцепные и двхцепные. Под одной цепью понимают три провода одной трехфазной линии или два провода однофазной линии. Для ВЛ применяют алюминиевые, сталеалюминиевые и стальные провода.

Опоры для воздушных линий изготавливают из дерева и железобетона. Деревянные опоры просты в изготовлении, дешевы, но недолговечны. Железобетонные опоры дороже, но прочнее.

При изготовлении деталей деревянных опор применяют пиломатериалы хвойных пород. Основные типы промежуточных опор на рис.

Железобетонные промежуточные опоры выполняют одностоечными с горизантальным расположением проводов на штыревых изоляторах. Опоры рассчитаны на подвеску проводов марок А25 – А70, АС16 – АС50, и ПС25. высота штыря до 175 мм. штыри заземляют приваркой к выпускам арматуры из железобетонной траверсы.

Для ответвлений до 1 кВ к вводам зданий можно применять алюминиевые провода и из его сплавов сечением не менее 16 мм кв.

На воздушных линиях применяют штыревые изоляторы, которые доставляют к месту монтажа в решетчатых ящиках. Отбраковку изоляторов производят визуально перед отправкой их на трассу.

Монтаж ЛЭП напряжением до 1 кВ

При прохождении воздушной линии по лесным и зеленым насаждениям вырубка просеки необязательна. Вертикальные и горизонтальные расстояния до проводов при наибольшей стреле провиса и небольшом отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м.

Ямы бод опоры бурят с применением буровых машин. При невозможности использования буровых машин ямы копают вручную.

Под одностоечные опоры ямы бурят точно по оси трассы. Штангу бура при бурении размещают строго в вертикальном положении.

Размеры заглубления опор определяют по таблице в зависимости от высоты опор, числа укрепленных на опоре проводов, вида грунта , а также от способа производства земляных работ. При ручной копке ям, их копают на 30 – 50 см глубже.

Траверсы угловых опор располагают по биссектрисе угла поворота линии. На опоры наносят их порядковый номер и год установки. Нумерация опор идет от источника питания.

Траверсы, кронштейны и изоляторы устанавливают до подъема опоры. Изоляторы перед монтажом тщательно осматривают и отбраковывают. Изоляторы не должны иметь трещин, сколов, повреждений глазури. Чистка изоляторов металлическим предметом не допускается. Штыревые изоляторы навертываются на крюки или штыри, обмотанные паклей.

Оси штыревых изоляторов располагают вертикально.

Крюки и штыри для предохранения от ржавчины порывают асфальтовым лаком.

Крепление проводов на штыревых изоляторах выполняют проволочными вязками.

Провода соединяют соединительными зажимами или сваркой. Провода можно соединять скруткой с последующей пайкой. Крепление проводов на опорах одинарное. Двойное крепление выполняется при пересечениях воздушной линии с линией связи и сигнализации, контактных проводов, дорог и в населенных пунктах.

Собранные и развезенные по трассе опоры, устанавливают по трассе с помощью бурильно-крановых машин или автокранов.

Штыревые изоляторы, закрепленные на крюках, на стволах деревянных опор без траверс. В опоре буравом высверливают отверстия, в которые ввертывают хвосты крюков. Штыри с изоляторами для установки на траверсах закрепляются гайкой.

Стройка воздушной линии ведется поточным методом. Монтаж проводов разбивают на операции: раскатка проводов, соединение проводов, подъем проводов на промежуточные опоры, натяжка проводов и крепление проводов на анкерных и промежуточных опорах.

Раскатку проводов с барабанов производят тракторами или автомашинами и ведут от одной анкерной опоры до другой.

При раскатке отмечают места обнаруженных дефектов проводов. Перед натяжкой в этих местах выполняют ремонт.

Монтаж воздушных линий до 10 кВ

Разбивку котлованов под опоры проводят теодолитом, стальной мерной лентой или рулеткой по схеме, на которой указаны разбивочные оси и размеры котлованов поверху и понизу с учетом применяемого фундамента и требуемой крутизны откосов. Размеры дна котлованов не должны превышать размеров опорной плиты фундамента более чем на 150 мм на сторону.

Рытье котлованов с вертикальными стенками без креплений допускается в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод.

Механизированную разработку грунта в котлованах выполняют без нарушения его структуры в основании фундамента. Поэтому разработку котлованов экскаватором производят с недобором грунта на толщину 100 – 200 мм. разработка грунта ниже проектной отметки не допускается.

Вынутый грунт следует отбрасывать не менее 0,5 м от края котлована во избежания возможности обвала стенок котлована.

Для изготовления деревянных опор воздушных линий напряжением 10 кВ применяют сосну и лиственницу. Лес для изготовления опор, целиком ошкуривают и пропитывают антисептиком для устойчивости опоры от загнивания.

При прохождении трассы воздушной линии с деревянными опорами, где возможны низовые пожары, опоры защищают от загорания. Для этого вокруг каждой опоры на расстоянии 2 м от неё роют канавы глубиной 0,4 и шириной 0,6 м, вокруг каждой опоры очищают от травы и кустарника площадки радиусом 2 м. Или же на этих участках применяют железобетонные приставки.

Железобетонные опоры перед монтажом тщательно осматривают на наличие раковин, и выбоин размером не более 10 мм по длине, ширине и глубине. При этом на 1 м длины опоры не должно быть более двух раковин и выбоин. Раковины и выбоины необходимо заделывать цементным раствором.

Основной способ установки одностоечных жб опор – установка их в бурильные ямы с ненарушенной структурой грунта.

Расстояние от подземной части опоры воздушной линии до подземных канализационных трубопроводов должно быть не мене 2 м для воздушной линии напряжением до 10 кВ.

При сближении воздушной линии с магистральными газо- и нефтепродуктопроводами последние должны прокладываться вне охранной зоны воздушной линии. Для воздушных линий 10 кВ охранная зона 10 м. это расстояние отсчитывают от газопроводов и нефтепродуктопроводов до проекции крайних проводов. В стесненных условиях допускается снижение охранной зоны до 5 м для воздушных линий до 10 кВ.

Для защиты от грозовых перенапряжений заземлению подлежат: железобетноое опоры воздушных линий напряжением до 10 кВ в населенной и в ненаселенной местности, железобетнонные и деревянные опоры всех типов линий всех напряжений, на которых установлены устройства грозозащиты, все виды опор, на которых установлены силовые и измерительные трансформаторы, разъединители, предохранители и другое оборудование.

Заземляющее устройства воздушных линий выполняют из вертикальных стержневых заземлителей из угловой стали.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Источник: electricalschool.info

Рейтинг
Загрузка ...