Правила строительства вертолетной площадки

Определим, в чем заключается отличие между аэродромом и посадочной площадкой, действительно ли нужно регистрировать аэродром для выполнения полетов на личном самолете. Оба термина определяются Воздушным кодексом РФ в Статье № 40:

«Аэродром» — участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

«Посадочная полоса» — участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Казалось бы, отличие в определении, но для регистрации аэродрома от вас потребуется выполнить гораздо больше действий и согласований, чем при регистрации посадочной площадки:

• для аэродрома необходима инструкция по производству полетов и аэронавигационный паспорт (АНП), тогда как для площадки только АНП

23. Организация выполнения полетов и порядок использования воздушного пространства в районе контролируемого аэродрома (вертодрома) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) и аэронавигационным паспортом аэродрома (вертодрома).

Строительство вертолётной площадки

Аэронавигационная информация, содержащаяся в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома) или аэронавигационном паспорте аэродрома (вертодрома), публикуется в документах аэронавигационной информации. Экипажи воздушных судов руководствуются сведениями, опубликованными в документах аэронавигационной информации.

• для аэродрома в обязательном порядке устанавливается район полета, определяются его границы с учетом схем вылета и захода на посадку

21. Для организации выполнения аэродромных полетов устанавливаются районы аэродромов (вертодромов).

22. При определении границ районов аэродромов (вертодромов) должны учитываться схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг, полета в зоне ожидания, а также стандартные маршруты вылета и прилета, маршруты входа (выхода) на воздушные трассы, местные воздушные линии и специальные зоны.
Схемы вылета и захода на посадку, ухода на второй круг должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, опасными производственными объектами.

• На аэродроме необходимо устанавливать полосу воздушных подходов

На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

Все действия требуют согласования с различными министерствами.

Кроме того, аэродром относится к особо опасным, технически сложным объектам, что требует соответствующего разрешения у Ростехнадзора.

Пошаговая инструкция при регистрации посадочной площадки

Строительство вертолётной площадки.

Организация выполнения полетов с посадочных площадок (ПП) определяется аэронавигационным паспортом за исключением площадок, устанавливаемым менее 30 дней в году.

Район для выполнения полетов с посадочных площадок не устанавливается, за исключением случаев, если есть такая необходимость с учетом потребностей пользователей воздушного пространства, например, если на площадке одновременно выполняют полеты парапланеристы, дельтапланеристы и самолеты малой авиации и требуется согласование полетов между разными организациями.

Для того чтобы площадка была оформлена соответствующим образом и зарегистрирована необходимо:

  1. Подобрать участок земли с учетом существующих ограничений. Согласно ФАП Приказ №138 статья 60 определяет ограничения, мешающие нормальному функционированию посадочной площадки. Вот они:
    а) здания и сооружения высотой более 50 метров
    б) линии связи и электропередачи, которые могут создавать помехи в работе радиоустройств
    в) взрывоопасные объекты
    г) факельные устройства для аварийного сжигания сбрасываемых газов высотой более 50 метров
    д) промышленные и другие предприятия, которые своей работой могут ухудшить видимость районе площадкиКроме них, желательно, чтобы на полеты не требовалось разрешения, то есть это была зона класса «G»
  2. Определится со статусом земли: стать ее владельцем или заключить договор аренды
  3. В том случае, если земля относится к землям сельскохозяйственного назначения, то ее надо перевести в категорию обремененных земель, то есть оформить под посадочную площадку
  4. Если есть необходимость запросить радиочастоту
  5. Выполнить геодезическую съемку аэронавигационных ориентиров, объектов и препятствий в государственной геоцентрической системе координат «ПЗ-90.02» в радиусе 5 км от ПП
  6. Оформить аэронавигационный паспорт площадки АНП ППВ аэронавигационном паспорте посадочной площадки следует указать следующие данные:
    • Географические и административные данные ПП
    • Данные по организации выполнения полетов
    • Данные по препятствиям в районе площадки в радиусе 5 км от ее центра или в её районе (если он установлен)
    • Описание территории площадки (кроки)
    • Воздушное пространство района ПП (если район установлен)
    • Обслуживание воздушного движения, средства РСТОП и связи, радионавигационные средства и средства посадки
    • Приложения, карты
    • Оформить аэронавигационный паспорт площадки АНП ПП
    • Подать документы в соответствующее межрегиональное отделение Росавиации:
      • Сопроводительное письмо
      • АНП в 2-ух экземплярах
      • Если размещаете в районе аэродрома гражданской авиации или экспериментальной авиации, то дополнительно от вас потребуется согласование с руководством этих организаций
      • Получить расписку о принятии документов на регистрацию
      • Межрегиональное отделение Росавиации организует согласование АНП с соответствующими центрами Единой системы Организации воздушного движения (Ес ОрВД)
      • Межрегиональное отделение Росавиации регистрирует АНП в журнале регистраций, а также в электронном реестре, либо отказывает в регистрации по причинам: не представлены в полном объеме документы, определенные порядком регистрации, либо в АНП есть нарушения
      • Подготовить акт обследования ПП на соответствие нормативным требованиям гражданской авиации и Приказа о допуске к эксплуатации ПП
      • Запросить и получить 4-х буквенный указатель (индекса ИКАО) местоположения ПП

      Требования, предъявляемые к посадочным площадкам

      Когда аэронавигационный паспорт площадки будет зарегистрирован, вам нужно будет получить положительное заключение приемочной комиссии. Для этого площадка должна соответствовать требованиям Федеральных авиационных правил, приказу №69:

      1. Неровность по рейке длиной 3 метра не более 0,1 метр. Кроме того, поверхность летного поля должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку
      2. Ширина посадочного поля
      3. Общая ширина посадочного поля с боковыми полосами безопасности
      4. Поперечный уклон боковой полосы безопасности к поверхности посадочного поля не должен быть более 2,5°
      5. Расстояние между бортами на стоянке не более 3 метров
      6. Входные маркеры ВПП устанавливаются симметрично оси ВПП по краям торцов ВПП так, чтобы длинная сторона была перпендикулярна оси ПП. Они устанавливаются в начале и в конце ВПП в 5 метрах от боковых границ
      7. Если ВПП не имеет искусственного покрытия, допускается установка в начале и в конце 3 флажков с шагом 2 метра на линии перпендикулярной оси ВПП
      8. По сторонам ВПП следует установить пограничные знаки, такие как конус или призмы через каждые 100 метров,

      либо старые покрышки и флажки через каждые 50м. Знаки устанавливаются на расстоянии 1 м. за боковыми границами ВПП. Покрышки и флажки могут быть красного, белого и черного цвета, главное, чтобы был контраст с фоном местности.

      По материалам:
      Федеральные авиационные правила. Приказ №138, №69
      Воздушный кодекс РФ

      Источник: flyings.guru

      «Вертодромы. требования пожарной безопасности»

      Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

      Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к вертодромам, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

      Сведения о своде правил

      1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

      2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

      3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 13 ноября 2012 г. N 677.

      4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Дата регистрации 27 ноября 2012 г.

      5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

      Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомление размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

      Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения МЧС России и ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

      1. Область применения

      1.1. Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности, предъявляемые к вертодромам (посадочным площадкам для вертолетов), размещаемым на крышах зданий и сооружений.

      1.2. Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции вертодромов, а также определяет нормы их обеспеченности дополнительным противопожарным и спасательным оборудованием.

      1.3. Настоящий свод правил не распространяется на разработку систем противопожарной защиты закрытых сооружений для воздушных судов, вертодромов, расположенных на земной или водной поверхности и в водной акватории на плавающей или неподвижной конструкции.

      2. Нормативные ссылки

      В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

      ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

      ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

      ГОСТ Р 50982-2009 Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 51017-2009 Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 51049-2008 Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53259-2009 Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие со сжатым воздухом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53260-2009 Техника пожарная. Самоспасатели изолирующие с химически связанным кислородом для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53264-2009 Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53265-2009 Техника пожарная. Средства индивидуальной защиты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53268-2009 Техника пожарная. Пояса пожарные спасательные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53269-2009 Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53270-2009 Техника пожарная. Фонари пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53271-2009 Техника пожарная. Рукава спасательные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53272-2009 Техника пожарная. Устройства канатно-спускные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53326-2009 Техника пожарная. Установки пожаротушения роботизированные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ Р 53331-2009 Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний

      ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки

      ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

      СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

      СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

      СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

      СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

      СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

      СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

      СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

      СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации

      Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

      3. Термины и определения

      В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

      3.1. безопасная зона: Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют.

      [Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 2]

      3.2. вертодром: Участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов.

      Читайте также:  Подробный порядок строительства частного дома

      [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», ст. 40]

      3.3. зона безопасности вертодрома: Установленная вокруг зоны FATO вертодрома зона безопасности, свободная от препятствий, за исключением необходимых для целей аэронавигации, предназначенная для уменьшения риска повреждения вертолетов при их случайном отклонении за пределы зоны FATO.

      3.4. зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO): Установленная зона, над которой выполняется конечный этап маневра захода на посадку до режима висения или посадки и с которой начинается маневр взлета.

      4. Общие требования пожарной безопасности

      4.1. Вертодромы должны иметь систему противопожарной защиты, входящую в общий комплекс системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.

      4.2. При проектировании вертодромов должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, которые в случае пожара должны обеспечивать:

      — общую устойчивость вертодрома и здания в соответствии с его требуемой степенью огнестойкости;

      — эвакуацию людей из аварийного вертолета и с покрытия здания до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

      — возможность проведения мероприятий по спасению людей;

      — возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасанию людей, тушению пожара и эвакуации имущества;

      — нераспространение пожара на нижние этажи здания или сооружения, на котором расположен вертодром, и соседние здания и сооружения.

      4.3. В процессе эксплуатации вертодромов необходимо обеспечить:

      — работоспособность всех систем противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации;

      — выполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке;

      — недопущение изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проектной документации, разработанной в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.

      4.4. Состав комплекса технических средств, входящих в систему противопожарной защиты вертодромов, должен выбираться исходя из условий выполнения следующих задач:

      — проведения своевременной эвакуации или спасения экипажа вертолета и его пассажиров в безопасную зону;

      — выполнения мероприятий по тушению или охлаждению фюзеляжа вертолета;

      — выполнения мероприятий по тушению возможного разлива легковоспламеняющихся жидкостей (авиационного топлива) и специальных горючих жидкостей из систем вертолета (далее — ЛВЖ и ГЖ соответственно);

      — выполнения мероприятий по тушению или охлаждению технологического оборудования вертодромов и инженерного оборудования здания, размещенного на крыше, а также по защите от пожара конструктивных элементов здания или сооружения.

      4.5. Инженерное оборудование систем противопожарной защиты, в том числе оборудование для забора воздуха и выброса дыма систем противодымной вентиляции, оборудование установок пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, устанавливаемое на крышах зданий и сооружений, должно размещаться с учетом зоны безопасности вертодрома.

      Требования по размещению оборудования относительно зон безопасности и FATO должны приниматься в соответствии с нормативными документами, действующими в области авиации. Зоны безопасности и FATO определяются организацией — проектировщиком вертодрома.

      4.6. Противопожарное оборудование по климатическому исполнению должно соответствовать ГОСТ 15150.

      5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

      5.1. Строительные конструкции вертодрома должны соответствовать классу пожарной опасности К0.

      5.2. Строительные конструкции не должны способствовать скрытому распространению горения.

      5.3. Перекрытие верхнего этажа здания или сооружения (под вертодромом) должно выполняться в соответствии с требованиями для противопожарных перекрытий I типа.

      5.4. Кровля должна выполняться из негорючего материала. При устройстве горючего гидроизоляционного ковра он должен быть закрыт сверху негорючим материалом толщиной не менее 50 мм, в случае применения негорючих плит их толщина должна быть не менее 25 мм.

      5.5. Фасады и наружные стены здания или сооружения должны быть выполнены по классу пожарной опасности К0 с негорючими облицовками.

      5.6. По периметру вертодром должен быть оборудован глухими бортиками (парапетом), предотвращающими разлив ЛВЖ и ГЖ.

      Высота бортиков должна определяться из расчета максимальной высоты уровня возможного разлива топлива, масел и других горючих жидкостей из систем вертолета с учетом уклонов вертодрома, но не менее 0,1 м.

      Конструкцию и материал бортиков определяет организация-проектировщик вертодрома.

      5.7. Общие требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты и предотвращению распространения пожара следует принимать по СП 2.13130 и СП 4.13130.

      6. Система канализации

      6.1. Вертодром должен быть оборудован самостоятельной независимой системой канализации, предусматривающей предотвращение распространения пожара по канализации, сбор ЛВЖ, ГЖ и продуктов пожаротушения.

      6.2. Уклоны посадочной площадки должны быть направлены от путей эвакуации к приемным устройствам канализации вертодрома.

      7. Эвакуационные пути и выходы

      7.1. Эвакуация людей с вертодромов должна осуществляться по путям эвакуации через эвакуационные выходы.

      7.2. Общие положения по проектированию путей эвакуации и эвакуационных выходов из помещений и зданий должны приниматься в соответствии с требованиями СП 1.13130 и следующими условиями:

      — количество эвакуационных путей с вертодрома и эвакуационных выходов с покрытия здания или сооружения должно быть не менее двух;

      — ширина прохода от вертодрома к эвакуационному выходу должна быть не менее 2 м.

      В зданиях (за исключением зданий функциональной пожарной опасности Ф1.1 любой этажности) и сооружениях высотой не более 28 м один из двух эвакуационных выходов может предусматриваться по наружной пожарной лестнице типа П2 по ГОСТ Р 53254.

      Наружные пожарные лестницы должны выполняться из негорючих материалов и располагаться не ближе 1 м от окон здания или сооружения.

      7.3. Пути эвакуации на участках покрытия здания или сооружения следует выполнять только из негорючих строительных материалов — класса пожарной опасности КМ0.

      7.4. Пределы огнестойкости конструкций лестничных клеток выше уровня покрытия здания или сооружения должны соответствовать REI 150, двери — EI 60.

      7.5. Уклон маршей лестниц на путях передвижения людей к эвакуационным выходам следует принимать не более 1:2, уклон пандусов — не более 1:8.

      7.6. Для расчета путей эвакуации число эвакуируемых, одновременно находящихся на крыше здания или сооружения, следует принимать по суммарному числу мест в вертолете (общее количество людей, составляющих экипаж, и людей, транспортируемых наиболее вместительным вертолетом, разрешенным по проекту к посадке на данный тип вертодрома) и количеству обслуживающего персонала операций взлета или посадки вертолета и приема пассажиров.

      8. Установки пожаротушения

      8.1. Вертодромы должны быть оборудованы стационарными автоматизированными или роботизированными установками пожаротушения.

      8.2. В качестве основного огнетушащего вещества (далее — ОТВ) следует использовать воздушно-механическую пену низкой кратности на основе фторсинтетических пленкообразующих пенообразователей или комбинацию пен низкой и средней кратности.

      Пенообразователи, применяемые в стационарных установках пожаротушения, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50588.

      Допускается в качестве основного ОТВ использовать другие огнетушащие составы, применяемые для пожаротушения авиационных топлив и других нефтепродуктов. Порядок их использования в установках пожаротушения должен быть отражен в технической документации на данные составы, утвержденной в установленном порядке.

      8.3. Разработку стационарных установок пожаротушения следует выполнять с учетом применения устройств подачи воды и пен соответствующий кратности: комбинированных лафетных стволов по ГОСТ Р 51115, роботов пожарных по ГОСТ Р 53326 и других устройств подачи ОТВ.

      8.4. Требования, предъявляемые к проектированию роботизированных установок пожаротушения (роботизированных пожарных комплексов), следует принимать в соответствии с СП 5.13130.

      8.5. Тип стационарной установки пожаротушения и противопожарное оборудование вертодрома определяет организация-проектировщик системы противопожарной защиты объекта.

      8.6. Стационарные установки пожаротушения должны осуществлять пожаротушение и охлаждение фюзеляжа вертолета, а также тушение возможного разлива ЛВЖ и ГЖ на поверхности вертодрома.

      8.7. Устройства подачи ОТВ должны обеспечивать пожаротушение в любой точке вертодрома.

      8.8. Количество размещаемых на вертодроме устройств подачи ОТВ должно определяться в зависимости от индивидуальных особенностей проектируемого вертодрома, типов вертолетов, которые может принимать вертодром, преобладающей розы ветров, расчетного количества ОТВ и других условий.

      Вертодром должен быть оборудован стационарными устройствами подачи ОТВ в количестве не менее четырех (два из которых — основные рабочие, два — резервные). При этом необходимо соблюдать условие гарантированного орошения любой точки вертодрома не менее чем двумя струями с нормативной интенсивностью орошения при совместной работе двух устройств подачи ОТВ, а также учитывать возможную оперативную обстановку на пожаре, направление ветра и другие обстоятельства.

      8.9. В отдельных случаях, с учетом конструктивных особенностей здания или сооружения, проектируемого вертодрома, а также при отсутствии технической возможности использовать стационарную установку пожаротушения с устройствами подачи ОТВ в количестве четырех допускается устройство стационарной установки пожаротушения, состоящей из двух устройств подачи ОТВ. При этом необходимо предусмотреть следующее:

      — в случае отказа в работе одного из двух устройств подачи ОТВ другое устройство должно обеспечить орошение любой точки вертодрома с нормативной интенсивностью;

      — пульты дистанционного управления каждым устройством подачи ОТВ должны быть размещены не менее чем в двух рассредоточенных местах вертодрома, удобными для управления системой пожаротушения при различных чрезвычайных ситуациях;

      — резервные средства пожаротушения (переносные лафетные, ручные пожарные стволы) должны храниться вблизи вертодрома в двух рассредоточенных местах.

      8.10. Независимо от количества применяемых стационарных устройств подачи ОТВ должно быть обеспечено их резервирование передвижными (переносными) устройствами подачи ОТВ в количестве не менее двух, они должны храниться в комплекте с дополнительным противопожарным и спасательным оборудованием.

      8.11. На напорных трубопроводах, прокладываемых по покрытию здания или сооружения, необходимо предусмотреть патрубки для подключения резервного и дополнительного противопожарного оборудования (переносных лафетных и ручных пожарных стволов), предназначенных для дотушивания очагов пожара в «затененных» зонах вертодрома, крыши здания или на борту вертолета. Патрубки должны быть оборудованы муфтовыми пожарными соединительными головками ГМ-50 и ГМ-80 с головками-заглушками ГЗ-50 и ГЗ-80 по ГОСТ Р 53279, а также запорной арматурой с ручным приводом.

      8.12. На напорных трубопроводах перед устройствами подачи ОТВ следует предусматривать запорную арматуру с электроприводами и дистанционным управлением. Ее следует размещать в теплых помещениях технических этажей зданий или сооружений или в обогреваемых помещениях в непосредственной близости от вертодрома. Допускается размещение запорной арматуры в помещении насосной станции пожаротушения.

      8.13. Стационарные установки пожаротушения должны иметь возможность создавать защитную водяную завесу с целью повышения безопасности при спасении и эвакуации людей из аварийного вертолета и с вертодрома в безопасную зону. В качестве устройств подачи ОТВ рекомендуется использовать комбинированные лафетные стволы, способные подавать основное ОТВ (пену) на пожаротушение или воду для создания защитной водяной завесы.

      8.14. Устройства подачи ОТВ в составе автоматизированной установки пожаротушения должны иметь дистанционное управление с возможностью перехода на ручное местное управление.

      Пульты дистанционного управления устройствами подачи ОТВ должны находиться в легкодоступных для обслуживающего персонала и пожарных подразделений местах рядом с вертодромом (в помещении диспетчерского пункта, у эвакуационных выходов или в других удобных для управления устройствами пожаротушения и безопасных местах).

      8.15. Допускается применять в стационарных установках пожаротушения устройства подачи ОТВ с режимом осциллирования, имеющие возможность перехода на дистанционное управление.

      Алгоритм работы такой установки пожаротушения должен предусматривать следующие действия:

      — предварительное наведение (дежурный режим) устройств подачи ОТВ на защищаемую площадь (зоны) с учетом установки угла подачи ОТВ в вертикальной плоскости и углов их перемещения в горизонтальной плоскости (установка устройств подачи ОТВ и режим осциллирования);

      — включение в работу после сигнала «Пожар» устройств подачи ОТВ в режиме осциллирования, при котором орошение защищаемой зоны будет производиться автоматически без участия человека;

      — переход на управление устройствами подачи ОТВ с дистанционных пультов.

      8.16. В состав стационарной установки пожаротушения должен входить узел хранения и дозирования пенообразователя, который может состоять из баков-дозаторов или емкостей для хранения пенообразователя и дозирующих устройств, а также пожарных запорных устройств с электрическим и ручным приводами.

      8.17. Узел хранения и дозирования пенообразователя должен находиться в отдельном отапливаемом помещении на техническом этаже здания или сооружения, располагающимся рядом с вертодромом или в общем помещении отапливаемого технического этажа, при этом место установки должно быть огорожено остекленными или сетчатыми перегородками.

      Допускается размещение узла хранения и дозирования пенообразователя в помещении насосной станции пожаротушения.

      8.18. Расчет стационарной установки пожаротушения должен осуществляться при следующих условиях:

      — расчетную защищаемую площадь следует принимать не менее внутренней площади вертодрома (посадочной площадки), ограниченной по периметру бортиками;

      — интенсивность орошения расчетной защищаемой площади — не менее 0,14 л/(с · м2);

      — продолжительность подачи пены (одно тушение) — не менее 600 с;

      — продолжительность подачи воды (без учета количества воды, необходимого на пенное пожаротушение) — не менее 600 с;

      — инерционность установки пожаротушения — не более 60 с.

      При определении количества раствора пенообразователя следует дополнительно учитывать объем напорных трубопроводов, прокладываемых от узлов хранения и дозирования пенообразователя до устройств подачи ОТВ.

      8.19. Для стационарных установок пожаротушения необходимо предусматривать 100%-й резерв пенообразователя, который должен подаваться при отсутствии поступления пенообразователя от основного устройства дозирования или при необходимости продолжения пожаротушения.

      Подача резервного пенообразователя должна осуществляться от самостоятельного устройства дозирования или бака-дозатора.

      8.20. Испытания стационарной установки пожаротушения допускается проводить при подаче воды с дальнейшей корректировкой результатов для раствора пенообразователя по техническим характеристикам устройств подачи ОТВ и показателям применяемого пенообразователя.

      При проведении испытаний установок с подачей пены следует учитывать запас пенообразователя для данного вида испытаний.

      8.21. Стационарные установки пожаротушения вертодрома должны иметь самостоятельные трубопроводы и отдельные группы пожарных насосов.

      8.22. Водоисточником для стационарных установок пожаротушения должна служить водопроводная сеть, обеспечивающая необходимые максимальные расходы на пожаротушение объекта защиты. При недостатке расхода воды из водопроводной сети следует предусматривать резервуары с необходимым противопожарным запасом воды в соответствии с требованиями СП 8.13130.

      Читайте также:  Виды сметных расчетов в строительстве

      8.23. Питающие трубопроводы стационарных установок пожаротушения, прокладываемые снаружи на крышах зданий или сооружений до устройств подачи ОТВ, должны иметь обогрев для предотвращения замерзания ОТВ в холодный период года (при температуре воздуха ниже 5 °C).

      8.24. Запорная арматура, установленная на подводящих, питающих трубопроводах и на трубопроводах ввода к пожарным насосам, кроме запорной арматуры, установленной в узлах (парубках) для подключения дополнительных (резервных) средств пожаротушения и передвижной пожарной техники, должна обеспечивать визуальный и автоматический контроль состояния своего запорного органа «закрыто — открыто».

      8.25. Опознавательная окраска трубопроводов должна соответствовать требованиям ГОСТ 14202.

      8.26. При определении других требований, предъявляемых к водяным пенным установкам пожаротушения, трубопроводам и насосным станциям пожаротушения, если иное не оговорено в настоящем своде правил, следует руководствоваться положениями СП 5.13130, СП 8.13130.

      9. Установки пожарной сигнализации и оповещения о пожаре

      9.1. Вертодромы должны быть оборудованы установками пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, являющимися составной частью системы противопожарной защиты здания или сооружения.

      9.2. В установку пожарной сигнализации должны входить ручные пожарные извещатели, которые необходимо размещать в помещении диспетчерского пункта, на путях эвакуации и/или у эвакуационных выходах с вертодрома.

      9.3. Ручные пожарные извещатели должны быть установлены в наиболее доступных местах (поверхностях) на строительных конструкциях здания или сооружения; при отсутствии таковых необходимо использовать индивидуальные стойки.

      Индивидуальные стойки должны размещаться с учетом пункта 4.6 настоящего свода правил.

      Ручной пожарный извещатель должен быть освещен в темное время суток.

      9.4. Сигнал о пожаре на вертодроме или об аварийной ситуации на вертолете может передаваться в помещение центрального диспетчерского поста системы противопожарной защиты здания или сооружения следующими способами.

      9.4.1. При оборудовании вертодрома автоматизированной установкой пожаротушения сигнал передается дистанционно, авиационным персоналом (диспетчером), осуществляющим управление воздушным движением (взлетно-посадочные операции), или лицом, ответственным за пожарную безопасность вертодрома (здания или сооружения), при получении сигнала о пожаре от экипажа вертолета или при визуальном обнаружении возникшего пожара снаружи вертолета или на вертодроме — путем нажатия кнопки ручного пожарного извещателя и/или кнопок выбора необходимых устройств подачи ОТВ (не более двух) или пуска пожарных насосов.

      9.4.2. При оборудовании вертодрома роботизированными установками пожаротушения сигнал передается:

      — автоматически — от устройств обнаружения пожара роботизированных установок пожаротушения;

      — дистанционно — от ручных пожарных извещателей или кнопок пуска установки пожаротушения.

      9.5. Сигнал о пожаре на вертодроме должен автоматически поступить на пульт «01» центра приема-передачи сигналов гарнизона пожарной охраны.

      9.6. Установка пожарной сигнализации должна взаимодействовать с системой оповещения и управления эвакуацией (далее — СОУЭ) объекта на аппаратном или программном уровне.

      9.7. При определении других требований, предъявляемых к установкам пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, если иное не оговорено в настоящем своде правил, следует руководствоваться положениями СП 3.13130, СП 5.13130.

      10. Электрооборудование систем противопожарной защиты. Эвакуационное и аварийное освещение

      10.1. Элементы электротехнического оборудования систем противопожарной защиты следует относить к I категории по степени обеспечения надежности электроснабжения в соответствии с [1].

      10.2. Оборудование установок пожаротушения и трубопроводы должны быть заземлены.

      10.3. Общие требования пожарной безопасности, предъявляемые к электрооборудованию систем противопожарной защиты, следует принимать в соответствии с СП 6.13130.

      10.4. Пути эвакуации должны быть оборудованы эвакуационным освещением.

      10.5. Эвакуационное освещение должно обеспечивать освещенность на полу путей эвакуации и на ступенях лестниц: в помещениях — не менее 10,0 лк, на открытых территориях — не менее 2,5 лк.

      10.6. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания.

      Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

      11. Дополнительное противопожарное и спасательное оборудование

      11.1. Рядом с вертодромом необходимо предусмотреть места для хранения дополнительного оборудования — первичных средств пожаротушения, противопожарного и спасательного инвентаря, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения людей.

      Рекомендуемый состав противопожарного и спасательного оборудования представлен в таблице 1.

      11.2. Допускается применять комбинированный инструмент (разжим-ножницы). Комплект боевой одежды пожарного должен соответствовать ГОСТ Р 53264, ГОСТ Р 53269, ГОСТ Р 53268, ГОСТ Р 53265. Передвижные огнетушители должны храниться только рядом с вертодромом в удобных местах в целях оперативного перемещения к месту пожара. Диаметр переходной головки и количество может уточняться на стадии проектирования.

      11.3. Рекомендуется в качестве коллективных средств спасения людей с крыш зданий и сооружений предусматривать рукава спасательные пожарные по ГОСТ Р 53271, устройства канатно-спускные пожарные по ГОСТ Р 53272.

      Тип, количество коллективных средств спасения и условия размещения, включая ограничения по высоте их установки, должна определять организация-проектировщик системы противопожарной защиты объекта с учетом технических характеристик данного спасательного оборудования.

      11.4. Размещение дополнительного противопожарного и спасательного оборудования должно позволять быстро и безопасно использовать находящееся в них оборудование.

      Места хранения дополнительного противопожарного и спасательного оборудования должны иметь опознавательные знаки и разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026.

      11.5. Переносные и передвижные огнетушители следует устанавливать преимущественно у выходов с вертодрома и на покрытии — с учетом безопасного расстояния от вертодрома; в помещении диспетчерского поста, в помещениях пожарных постов и других наиболее доступных местах.

      Таблица 1 — Состав дополнительного противопожарного и спасательного оборудования

      Источник: www.mchs.gov.ru

      Покрытие для вертолетной площадки

      Покрытие для вертолетной площадки

      Вертолётная станция или вертодром представляет собой специально подготовленную площадку с комплексом оборудования и сооружений для обеспечения правильного взлёта, посадки и обслуживания вертолётов. Она может располагаться как на земельном участке, так и на крыше здания или водной платформе.

      Схема основных элементов базового вертодрома включает в себя места стоянки воздушного транспорта, лётные полосы, швартовочные и девиационные площадки, перрон, рулёжные дорожки, преддоковые территории и зоны мойки вертолётов. Строительство таких объектов обычно организуется вблизи больниц, крупных деловых и торговых центров, правительственных зданий, портов, жилых комплексов, гостиниц и т.д. Размеры вертолётной площадки рассчитываются при проектировании и зависят от назначения объекта и типа транспорта (небольшие учебные машины, пассажирские или грузовые). В России самыми распространёнными площадками считаются 20×20 и 50×50 метров. Однако надо учитывать, что размеры взяты без учёта всей вспомогательной инфраструктуры станции.

      Выбор не только оборудования, но и покрытия для вертолетной площадки играет важную роль при строительстве. Прежде чем приступать к поиску материалов и компаний, где купить, необходимо выбрать место под реализацию проекта. Разумеется, территория должна быть свободной от насаждений, ровной и удобно расположенной относительно городской инфраструктуры.

      Например, низменности и долины – плохое решение, так как в них сложно подготавливать основание, и присутствует риск паводков (затоплений). Далее определяем модель, вес и размеры вертолётов, которые планируется использовать на данном объекте. Чем больше их габариты и масса, тем больше площадка получится при расчётах.

      Надёжность вертодрома напрямую будет зависеть от выбранного защитного покрытия. Здесь важно понимать, что обычная асфальтобетонная поверхность не обеспечит полноценную прочность. Она разрушается от воздействия горючих и смазочных веществ, атмосферных влияний, сильных механических нагрузок. Именно поэтому покрытия из резиновой крошки так стремительно набирают популярность в данной сфере. И если для укладки бесшовного резинового покрытия требуется профессиональная бригада, специализированное оборудование и инструмент, то резиновые плиты MONOLIT обеспечат максимально простую и быструю укладку на твёрдом и сыпучем типе основания.

      Посадочная площадка для вертолетов

      Покрытие взлетно посадочной вертолётной полосы или так называемый «пол под вертолет» в виде резиновых плит поможет Вам создать площадку любого цвета, по которой без труда сможет быть нанесена необходимая разметка. Маркировку вертолётных станций обычно производят акриловой эмалью жёлтого, белого, красного или оранжевого цветов. Её эффективность определяется толщиной наносимого слоя, коэффициентом яркости, износостойкостью и уровнем адгезии лакокрасочного вещества с основным покрытием вертодрома. Качественные разметочные линии гарантируют в большой степени безопасность полётов, особенно в ночное время или непогоду. Не менее важно грамотно проводить обслуживание площадки для поддержания светоотражающей способности маркировочной краски.

      Покрытие взлетно посадочной полосы

      Само резиновое покрытие из плит MONOLIT отличается прекрасными антискользящими свойствами и высокой устойчивостью к техническим жидкостям. Его не потребуется отдельно защищать от внешних нагрузок и погодных условий. Оно является не только морозоустойчивым, но и всепогодным.

      Более того, резиновые плиты MONOLIT могут укладываться на площадки любой формы, они подрезаются без потери целостности замка электролобзиком или острым ножом. Сплошное крепление-паз позволяет стыковать плиты последовательно, не беспокоясь о последующих расхождениях. Для увеличения прочности сцепления в местах соединения пазов применяется полиуретановое связующее. Шумо- и виброизоляционные характеристики резиновой плитки делают её надёжным выбором для использования в качестве покрытия на вертолётной площадке.

      Светосигнальное оборудование вертолетных площадок

      Помимо возможности создания контраста между цветным резиновым покрытием из плитки MONOLIT 1050x1050x30 мм и разметочной краской для осуществления точного и безопасного приземления, необходимо также предварительно оборудовать вертолётную площадку специальным светосигнальным освещением — огни FATO, TLOF, сигнальный и заградительные. Оно устанавливается не только согласно нормам, но и для функционирования станции в условиях ограниченной видимости или тёмное время суток. Цвет освещения может различаться, например, ранее был принят за стандарт жёлтый, сейчас же FAA и ICAO рекомендуют зелёные огни. Минимум осветительного оборудования – это два светящихся круга или квадрата, обозначающих зоны для приземления и взлёта TLOF и полной области приземления FATO.

      Источник: russian-polymer.ru

      Проектирование вертолетных площадок на крышах зданий и многоэтажных паркингов

      Проект многоэтажного паркинга на 4100 машиномест

      Постановление Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1603 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию»;

      СП 121.13330.2012 «Аэродромы». Актуализированная редакция СНиП 32-03-96;

      СП 135.13130.2012 «Вертодромы. Требования пожарной безопасности»;

      Приказ Министерство транспорта РФ от 13 марта 2017 года N 92 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к операторам вертодромов гражданской авиации»;

      Приказ Министерство транспорта РФ от 19 августа 2015 года N 251 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации»;

      СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013. «Аэродромы. Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов»;

      Пособие по проектированию вертолетных станций, вертодромов и посадочных площадок для вертолетов ГА (в развитие СНиП 2.05.08-85). Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов. Москва, 1984;

      ICAO (ИКАО), Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов» часть III «Международные полеты. Вертолеты», 2010;

      ICAO (ИКАО), Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации «Аэродромы» Том 2 «Вертодромы», 2009;

      DOC 9261-AN/903 «Руководство по вертодромам», 1995;

      Воздушный Кодекс Российской Федерации № 60-ФЗ от 19 марта 1997 года;

      Приказ Минтранса РФ от 31.07.2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил» Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»;

      Приказ Минтранса РФ №69 от 04.03.2011. Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»;

      Приказ Минтранса РФ №14 от 13.01.11 «Об утверждении порядка регистрации инструкций по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла, вертодрома) и аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)»;

      Приказ Минтранса РФ №29 от 31.01.11 «Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки)»;

      Министерство транспорта РФ. Приказ от 13 марта 2017 года N 92 «Требования к операторам вертодромов гражданской авиации»;

      Министерство транспорта РФ. Приказ от 19 августа 2015 года N 251 «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации».

      Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта — вертолетных перевозок, вертолетное такси.

      Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.

      Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта — вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.

      Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.

      Вертолетные площадки необходимы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

      Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.

      Одно из перспективных направлений возможности размещений вертолетных площадок — проектирование и строительство их на многоэтажных паркингах.

      Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.

      Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.

      Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.

      При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.

      Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.

      Читайте также:  Что такое пропорция в строительстве

      Плотность застройки территории Москвы возрастает. Количество жителей Москвы увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта.

      Таким видом транспорта может быть вертолет.

      Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.

      Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.

      Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте — вертолетной площадке.

      Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 — 11 тонн, для вертолета МИ-17 — 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.

      На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.

      Транспортно-спасательная кабина для людей из горящих небоскребов представляется собой люльку, которая подвешивается на внешнюю подвеску вертолета, и может снимать людей с верхних этажей зданий.

      Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.

      СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования»

      6.23 При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высота 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5 х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01. Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3 м.
      При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия.

      7.2.5 Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
      — на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины предусмотрена заданием на проектирование).

      7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки — до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.

      При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.

      Воздействия от вертолетов на посадочные площадки на покрытиях зданий приведены в таблице 7.2.

      Таблица 7.2 — Нормативные значения временные нагрузок на покрытия от вертолетов

      Категория вертолета принимается по таблице 7.10 СП 121.13330.2012 «Аэродромы».

      МГСН 4.19-2005 (не действует)
      Приложение 14.2.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.
      Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высота 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
      Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки — до 2.5 кг/см2.
      Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
      Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка — 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая — 24 т.
      Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки — не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м»

      «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

      ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

      (введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

      1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

      6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

      Типы вертолетных площадок

      Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные — для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).

      По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.

      Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения— для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

      Прохождение экспертизы проектной документации вертолетной площадки: http://gge.ru/

      Проектирование КДП выполняется согласно:

      «Нормам технологического проектирования командно-диспетчерских пунктов в аэропортах»;

      «Руководству по проектированию командно-диспетчерских пунктов в аэропортах»;

      «Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий», Москва, 1985.

      Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.

      ГОСТ 24647-2014 «Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности»;

      ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения»;

      ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) «Шумомеры. Часть 1. Технические требования»;

      ГОСТ 31295.1-2005 (ИСО 9613-1:1993) «Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука атмосферой»;
      ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) «Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета»;

      ГОСТ 20296-81 «Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум»;.

      ГОСТ 17229-2014 «Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности»;

      ГОСТ Р 53187-2008 «Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий»;

      «Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума»;

      ГОСТ 27296-2012 «Здания и сооружения. Методы измерения звукоизоляции ограждающих конструкций (с Поправкой)»;

      ГОСТ 27296-87 (СТ СЭВ 4866-84) «Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерения»;

      ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»;

      СП 275.1325800.2016 «Конструкции ограждающие жилых и общественных зданий. Правила проектирования звукоизоляции».

      На что следует обратить особое внимание:

      На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.

      С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.

      Рекомендуемая высота технического этажа 3,3 м (3,0 в чистоте).

      Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.

      На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.

      Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).

      Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.

      Краткая законодательная справка о СЗЗ

      Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

      В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.

      Технические решения, принятые при проектировании и строительстве вертолетной площадке должны соответствовать требованиям СП 51.13330.2011 «Защита от шума» и СП 23-103-2003 «Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий».

      В соответствии с Постановление Правительство Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222
      «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
      Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

      Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

      а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

      б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.

      В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
      Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

      В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

      В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.

      Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др. возможностью оперативного передвижения.

      Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.

      Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.

      За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.

      Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.

      В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее проектирования и строительства.

      По вопросам заказа проектирования вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов обращайтесь к нам по контактным данным, указанным на сайте.

      Источник: www.project.bulgaria-burgas.ru

      Рейтинг
      Загрузка ...