3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.».
Право на здоровое жилье входит как составная часть в понятие «достойный жизненный уровень» для каждого человека, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Действующая Конституция отражает смену эпох в удовлетворении жилищных потребностей, переход к новой системе, которая складывается из таких конституционных основ, как отказ от монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства и разных форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался рынок жилья, земли и т.п.
Защита прав участников долевого строительства
Закреплением в Конституции РФ права на жилище достигается троякая цель:
— определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству;
— данное право предстает как субъективное право конкретного субъекта жилищных правоотношений (нуждающегося в улучшении жилищных условий, нанимателя, собственника).
Право на жилище реализуется в Жилищном кодексе РФ, а также в комплексных законах и иных актах. С законодательством о праве на жилище связана большая правоприменительная практика судов общей юрисдикции, Конституционного Суда, органов исполнительной власти.
Слово «каждый» в комментируемой статье обозначает всех физических лиц, находящихся на территории России. Юридические лица — собственники жилых помещений, являясь участниками правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище не обладают (ч. 2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ).
Не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; ст. 15 Жилищного кодекса РФ). Жилое помещение (одноквартирный жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры) является предметом договора найма (социального, коммерческого, найма специализированного жилого помещения).
Однако жилищем является не только то помещение, которое может быть объектом договора найма. Любое естественые укрытия издавна служили человеку жилищем. С другой стороны, многие из рукотворных помещений (укрытий) жилищем не назовешь в силу их специфического предназначения, хотя в них и можно пребывать (жить) в течение определенного времени. Таковы, например, больница, тюрьма, бомбоубежище, школа и т.д.
23. Защита прав потребителей. Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства.
Жилище может рассматриваться не только как вид помещения, но и как определенное место на конкретной территории, имеющей адресно-географические координаты. Например, передвижные (переносные) жилища некоторых народов могут устанавливаться на определенной территории (в населенных пунктах), где нет ограничений права на свободу передвижения и выбор места жительства.
Жилище всегда находится в определенном месте, где человек постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).
Под местом жительства понимает жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 8 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Однако прежде чем определить конкретный вид жилища при выборе места жительства, граждане определяют место на конкретной территории в пределах России, где будет находиться их дом, квартира или иное жилище.
Для проживания можно выбрать город, деревню или какое-либо иное место. Территория проживания будет иметь правовое значение для возможных ограничений права граждан на свободу передвижения, регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, самовольной постройки домов и строений на земельном участке, не отведенном для целей строительства.
Под жилищем, таким образом, можно понимать избранное место, адресно-географические координаты которого определяют помещение, специально предназначенное для свободного проживания человека.
Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа.
Прекращение права собственности на жилище возможно по основаниям, предусмотренным ст. 235 Гражданского кодекса РФ.
Члены семьи собственника или лица, утратившие семейные связи с собственником жилого помещения, которые обладают наравне с собственником правом общей с ним собственности, пользуются равным с ним правом собственности на жилое помещение (общей собственностью) независимо от размера их доли (ст. 244 Гражданского кодекса РФ).
Специальная защита против произвольного лишения жилища предусматривается для членов семьи собственника, не являющихся собственниками жилья. Так, за ними закрепляется возможность проживания в жилом помещении на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса РФ).
Это право обеспечивается абсолютной защитой от любых лиц, включая собственника жилого помещения (п. 3 ст. 292, ст. 305 Гражданского кодекса РФ). Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не влечет прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст.
292 Гражданского кодекса РФ).
Законом устанавливаются основания и порядок выселения граждан, не являющихся собственниками жилья (ст. 687, 688 Гражданского кодекса РФ). В отдельных случаях законодатель связывает возможность лишения жилища с основаниями его предоставления либо занятия.
Так, без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из служебных помещений и общежитий граждане, которым они предоставлялись в связи с их трудовыми отношениями на конкретном предприятии, учреждении, организации и которые прекратили эти трудовые отношения (ст. 107, 110 Жилищного кодекса РФ). Подлежат выселению граждане, самоуправно занявшие жилые помещения, а также лица, получившие ордер на занятие помещения в результате неправомерных действий (ст. 99, 100 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 комментируемой статьи обращена к органам государственной власти и местного самоуправления, которым вменяется в обязанность поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
Поощрение жилищного строительства означает широкий спектр деятельности органов власти и органов местного самоуправления — от планирования капитального строительства до приемки в эксплуатацию готовых жилых строений. Это направление деятельности возведено на конституционный уровень, поскольку оно обеспечивает выполнение важнейшей функции социального государства — обеспечить людей жилищем.
Создание условий для осуществления права на жилище и поощрение жилищного строительства предполагают проведение финансовых, организационных, законодательных мероприятий, наилучшим образом способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище.
Предусмотрены новые формы финансирования и кредитования жилищного строительства.
В рамках реализации национального проекта о доступном жилье был принят ряд федеральных законов: Градостроительный кодекс РФ (ст. 16), от 30 декабря 2004 №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (ст. 47), от 30 декабря 2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (ст. 40), постановление Администрации Алтайского края от 10.10.2014 №461 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Государственная поддержка многодетных семей» на 2015 — 2020 годы», иные нормативные акты.
В условиях рыночной системы экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Прежде всего имеются в виду случаи бесплатного предоставления жилища из государственных и муниципальных фондов, поскольку в условиях рынка граждане должны приобретать жилище путем совершения гражданско-правовых сделок.
Часть 3 рассматриваемой статьи закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию жилищному строительству и его поощрению, как любых форм собственности, а также юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.
Каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку или строительство жилья, либо аренду жилья, не рассчитывая на решение возникшей у него жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий) и кредиты для приобретения жилья. Так объективно решается жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они могут на условиях социального найма жилого помещения за доступную квартирную плату либо бесплатно.
Согласно части 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Нормативной базой для признания гражданина малоимущим служат постановление Правительства от 20 августа 2003 №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», положения Налогового кодекса РФ, закон Алтайского края от 06.07.2006 №60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и иных законов.
Наряду с малоимущими нуждающимися в жилище могут быть и иные граждане. Часть 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ прямо предусматривает право федерального и регионального законодателя регламентировать предоставление и иным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Федерации. Так были приняты закон Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», закон Алтайского края от 14.09.2006 №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (вместе с «Перечнем муниципальных районов и городских округов, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями, и размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам») и иные нормативные акты.
Малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилище предоставляется только в случае нуждаемости. Условия нуждаемости определены в Жилищном кодексе РФ, дополнительные условия нуждаемости могут вводиться и законами субъектов Федерации, поскольку, согласно ст. 72 Конституции РФ, вопросы жилищного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.
Источник: altairegion22.ru
Жилищное право строительство
Индивидуальные жилые дома составляют значительную часть жилищного фонда страны. Особенностью жилищного строительства является преобладание отдельных домов на семью с хозяйственными постройками и приусадебными участками. Право собственности на жилой дом возникает с момента государственной регистрации.
Правовая регистрация законченного строительства дома производится на имя того лица, которому в установленном законом порядке предоставлен земельный участок для строительства. Строительство начинается после заключения договора о возведении индивидуального жилого дома между органом коммунального хозяйства местной администрации и застройщиком. Договор удостоверяется нотариусом.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее прав собственности и обязано снести ее за свой счет. В целях защиты интересов лица, осуществившего самовольную постройку, и избежания непроизводительных расходов, установлено, что право собственности на дом или иной самовольно построенный объект могут быть признаны судом за лицом, осуществившим на не принадлежащем ему участке земли постройку, если данный участок будет предоставлен затем ему в установленном порядке под размещение возведенной постройки. Иск к застройщику о признании за членами семьи застройщика или иными лицами права собственности на часть дома, может быть удовлетворен лишь в тех случаях, когда между этими лицами и застройщиком имелась договоренность о создании общей собственности на жилой дом и именно в этих целях они вкладывали свой труд и средства в строительство жилого дома. Жилой дом может принадлежать одному или нескольким собственникам.
Судьба земельного участка следует судьбе жилого дома, причем в свидетельстве о собственности должна быть указана доля в земельном участке каждого собственника или отсутствие определения таковой. Члены семьи собственника, проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, если при их вселении не оговорено иное. Это право сохраняется и при прекращении семейных отношений. Пользование жилой площадью в собственном доме не ограничено никаким сроком, оно бессрочно. Отсутствие, непроживание собственника в своем доме независимо от длительности и причин не влияет на его право собственности, важно, чтобы собственник в свое отсутствие выполнял обязанности по уплате налогов, по поддержанию дома в надлежащем техническом состоянии, содержал бы в порядке придомовую территорию.
В случае сноса жилого дома, собственнику и членам его семьи постоянно проживающих в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного жилого фонда.
Строительная деятельность – разновидность экономической деятельности. С ее помощью решается ряд социально- экономических задач, в том числе задача улучшения жилищных условий населения. Значительная роль в этом процессе принадлежит государству: создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
Процесс строительства сложный и длительный. В нем можно выделить две стадии:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Цель подготовительной стадии – получение застройщиком разрешения на строительство, т.е. документа, подтверждающего соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающего право застройщику на возведение жилого здания.
В этой стадии совершается ряд действий:
1. Заключение договора подряда на выполнение проектно-изыскательных работ (ст. 758–762 ГК РФ), в котором заказчиком выступает юридическое или физическое лицо, а исполнителем – либо строительная организация, либо физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию. Выдача лицензии отнесена к компетенции Минрегиона России.
Предметом договора является разработка документации, содержащей описание будущего объекта словесным и графическим способами. Оно содержит описание архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений будущего жилого здания. В обязанности заказчика входит передача исполнителю проектно-изыскательского договора исходных данных для использования их в работе. Представляемые заказчиком данные должны соответствовать требованиям СНиП II – 01–95 «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
2. Проведение инженерно-изыскательских работ с целью получения информации о природных условиях территории, на которой будет возводиться жилое здание, о материалах, которые будут использоваться, о факторах техногенного характера на территории будущего здания и возможности их воздействия на это здание.
3. Составление проектной документации с учетом результатов проведенных инженерно-изыскательских работ. Эта документация является произведением архитектуры и градостроительства, т.е. объектом авторского права, охраняемым законодательством об интеллектуальной собственности. Документ этот комплексный. Он содержит разнообразную информацию: технико-экономическое обоснование строительства объекта, пояснительную записку, сводки сметных расходов стоимости строительства, цену договора и сроки его действия, чертежи, схемы, карты. Разработанная проектная документация исполнителем договора подряда передается заказчику по акту, в котором отражаются два факта: выполнение договора и соответствие результата заданию.
4. Утверждение проектной документации застройщиком или заказчиком, который обязан направить ее на экспертизу.
5. Проведение экспертизы проектной документации, которая осуществляется либо государственной организацией, либо аккредитованной негосударственной организацией. Деятельность на этом этапе регулируется постановлением Правительства РФ № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Цель проведения такой экспертизы – оценка специалистом соответствия проектной документации:
а) техническим требованиям, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим, государственной охраны объектов культурного наследия, а также требованиям безопасности (пожарной радиационной, ядерной, промышленной);
б) результатам инженерно-изыскательских работ.
Срок проведения экспертизы не должен превышать трех месяцев. Отрицательное заключение эксперта может быть обжаловано в судебном порядке, а исправленный проект – повторно представлен на государственную экспертизу.
6. Утверждение проектной документации и положительного заключения экспертизы либо Минрегионом России (в случае если строительство жилого дома осуществляется за счет средств федерального бюджета), либо органами исполнительной власти субъектов РФ (если строительство осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ), либо заказчиком (если строительство финансируется последним).
7. Выдача (получение) разрешения на строительство жилого здания, которая осуществляется либо органом местного самоуправления, либо федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.
Для этого застройщик представляет в компетентный орган следующие документы:
– заявление с просьбой выдать разрешение на строительство жилого дома;
– утвержденную проектную документацию;
– положительное заключение экспертизы проектной документации.
8. Получение застройщиком (отвод) земельного участка для строительства жилого дома.
Цель основной стадии – возведение жилого здания и оформление прав собственности на него. Процесс строительства иногда занимает несколько лет.
При его осуществлении совершаются следующие действия:
1. Получение застройщиком земельного участка для строительства. Такой участок может быть предоставлен после получения застройщиком разрешения на строительство, которое является основанием для признания права собственности застройщика на построенное им здание.
Различают два способа предоставления земельного участка (ст. 30–32 ЗК РФ).
Первый способ – предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта строительства.
В этом случае первая стадия включает в себя следующие действия:
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» |
Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
а) проведение работ по формированию земельного участка (установление его границ на местности, определение технических условий подключения жилого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, определение способа предоставления: на торгах или без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов);
б) государственный кадастровый учет земельного участка;
в) проведение торгов по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды его или предоставление земельного участка без торгов;
г) подписание протокола о результатах торгов или договора аренды на предоставление земельного участка без торгов.
Второй способ – предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
В этом случае первая стадия включает в себя следующие действия:
а) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства;
б) проведение работ по формированию земельного участка;
в) государственный кадастровый учет земельного участка;
г) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Любое вещное право на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
2. Заключение застройщиком договора строительного подряда. По этому договору подрядчик обязуется построить по заданию заказчика жилой дом, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (ст. 740 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ регулирует основные положения этого договора:
– распределение риска случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства (ст. 741 ГК РФ);
– возможность страхования объекта строительства (ст. 742 ГК РФ);
– роль технической документации и сметы строительства (ст. 743 ГК РФ);
– возможность внесения заказчиком изменений в техническую документацию (ст. 744 ГК РФ);
– обеспечение строительства материалами и оборудованием (ст. 745 ГК РФ);
– оплата работы (ст. 746 ГК РФ);
– сдача и приемка работы (ст. 753 ГК РФ);
– ответственность заказчика за качество работы (ст. 754 ГК РФ);
– гарантии качества в договоре строительного подряда (ст. 755 ГК РФ);
– сроки обнаружения ненадлежащего качества строительных работ (ст. 756 ГК РФ);
– устранение недостатков за счет заказчика (ст. 756 ГК РФ).
3. Возведение жилого дома.
Строительство жилых домов осуществляется с учетом норм ЗК РФ.
Техническое регулирование отношений, возникающих в процессе строительства, осуществляется Федеральным законом «О техническом регулировании», который ввел новую категорию: «технический регламент». Регламент устанавливает обязательные требования к зданиям, процессам производства, эксплуатации и т.д. Технические регламенты принимаются федеральным законом.
4. Приемка жилого объекта в эксплуатацию и регистрация прав на него. Строительство жилого объекта не считается завершенным до тех пор, пока он не будет принят приемочной комиссией, и акт ее не будет утвержден в установленном порядке.
5. Регистрация права собственности на жилой объект осуществляется в Едином государственном реестре учреждением юстиции (в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Завершение постройки жилого объекта возможно лишь при достаточном и стабильном его финансировании. Основным источником финансирования являются денежные средства, предоставляемые физическими и юридическими лицами – инвесторами. Отношения инвесторов (дольщиков) и застройщиков (заказчиков) оформляются различными договорами: инвестиционными договорами, договорами долевого участия в строительстве и др.
Строительство жилых помещений – не только сложный, но и многоплановый и многоаспектный в организационном смысле процесс. Государство заинтересовано в том, чтобы гражданам не создавали препятствий при строительстве. Этой проблеме посвящен Федеральный закон № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Из ЖК РФ и упомянутого выше Закона следует, что органы местного самоуправления должны не только оказывать содействие гражданам, осуществляющим индивидуальное строительство жилья для себя и своей семьи, но и сами организовывать строительство жилых помещений.
При рассмотрении строительства жилья как способа возникновения у гражданина частной собственности на жилье заслуживают внимания два аспекта:
– способы строительства жилья гражданином;
– кредиты и субсидии, используемые гражданами при строительстве жилья.
Известны следующие способы строительства жилья гражданином:
– вступление в жилищно-строительный кооператив (ЖСК);
– инвестирование в строительство жилья;
– строительство гражданином индивидуального жилого дома.
О ЖСК следует знать следующее:
– право на вступление в ЖСК предусмотрено ст. 111 ЖК РФ. Такие кооперативы образуются при органе местной администрации или организации. Кроме того, рабочие и служащие нескольких организаций, а также пенсионеры могут объединяться в один кооператив;
– ЖСК создаются путем принятия решений общим собранием граждан, желающих вступить в кооператив, с последующим утверждением этого решения органом местной администрации, принятием устава и избранием органов управления (правления и ревизионной комиссии). Принятие нового члена ЖСК происходит на общем собрании, поскольку оно является высшим органом ЖСК;
– строительство кооперативного жилого дома осуществляется на средства ЖСК, но с помощью государственного кредита;
– в современных условиях широкой индустриализации жилищного строительства ЖСК сами не осуществляют строительство жилых домов;
– до полной выплаты паевого взноса член ЖСК не является собственником занимаемого им жилого помещения, он лишь имеет право на владение и пользование им (п. 4 ст. 218 ГК РФ). С момента выплаты членом ЖСК паевого взноса право собственности на занимаемое жилое помещение переходит от ЖСК к нему. Однако это право должно быть зарегистрировано.
В многоквартирном кооперативном жилом доме, в котором большинство его членов стали собственниками занимаемых ими жилых помещений, может быть создано товарищество собственников жилья в соответствии с разд. IV ЖК РФ.
Об инвестировании строительства жилья необходимо знать следующее:
– это новый способ приобретения жилья в собственность как гражданами, так и юридическими лицами, в том числе иностранными. Осуществляется оно на основании Закона РСФСР № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с последующими изменениями;
– под инвестированием строительства понимается вложение в строительство материальных средств в целях получения дохода и другого положительного социального эффекта. Оформляется это вложение составлением соответствующего договора;
– инвестициями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги (например, акции), машины, оборудование;
– участниками инвестиционных отношений могут быть: инвестор (лицо, вкладывающее денежные средства и нематериальные права и определяющее порядок их использования), заказчик (лицо, уполномоченное инвестором реализовывать сделанное им вложение, которое осуществляет хозяйственные и организационные мероприятия для возведения жилья, получает вознаграждение за свои услуги, в том числе в виде части построенного жилья в собственность), застройщик (физическое или юридическое лицо, организующее строительство жилых домов, в том числе для собственного проживания), дольщик (юридическое лицо, имеющее право на часть построенного жилья в связи либо с предоставлением им земельного участка для строительства, либо осуществлением прав проектанта и застройщика).
Понятие «дольщик» связано с понятием «долевое строительство». Такой вид строительства возник на практике стихийно. Правовое регулирование его в ЖК РФ отсутствует. В процессе такого строительства застройщиками нередко нарушались интересы участников, что приводило к судебному разбирательству.
В настоящее время долевое строительство регулируется Федеральным законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» и Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Указанный Закон запретил застройщикам привлекать средства участников этого строительства до получения документов, разрешающих строительство. (Ранее застройщики продавали 1/3 часть еще не построенных квартир до получения документов, разрешающих строительство.) Кроме того, этим Законом установлена единая форма договора между участниками долевого строительства. Все это защищает права участников (дольщиков) от недобросовестных застройщиков.
На практике получил распространение новый способ расчета покупателей жилья с его застройщиками – вексельный. Такой способ не предусмотрен ни законодателем, ни практикой прошлых лет при оплате договоров купли-продажи, поэтому является предметом обсуждения в периодической литературе.
Все функции перечисленных участников инвестиционных отношений могут выполняться одним лицом.
– инвестор имеет право собственника не только на объекты инвестирования, но и на его результаты. Этим договор инвестирования отличается от иных видов договоров. Лицо, инвестирующее строительство, должно четко уяснить свою роль в процессе оформления договора инвестирования в строительство: будет он инвестором либо кредитором лица, которое является инвестором данного строительства. В последнем случае он остается собственником инвестиций, но не станет собственником жилья.
Строительство гражданином индивидуального жилого дома – способ приобретения жилья в собственность в малых городах и сельской местности.
Этот способ имеет следующие особенности:
– Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) обязывает органы государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище. Эти обязанности реализуются на практике путем оказания помощи гражданам в виде выделения земельных участков и денежных средств (кредитов и субсидий) для строительства жилья;
– жилой дом должен возводиться в точном соответствии с утвержденным проектом, соответствовать строительным нормам и правилам. Право на осуществление строительства возникает у застройщика либо на основе законодательства (такое право имеет собственник будущего дома, если он строит его лично), либо на основе договора между собственником будущего дома и застройщиком;
– право собственности у гражданина на построенный жилой дом возникает с момента его регистрации в коммунальных органах местной администрации после его приемки в эксплуатацию.
Приемка жилого дома осуществляется государственной приемочной комиссией и оформляется актом приемки, который должен быть утвержден местной администрацией. До момента регистрации гражданин имеет право собственности не на построенный дом, а лишь на строительные материалы, из которых он построен;
– последствия самовольного строительства жилого дома гражданином, а также нарушения градостроительных и строительных норм и правил предусмотрены ГК РФ (ст. 222):
а) на такой дом гражданин не приобретает права собственности, стало быть, не может совершать с ним сделки по отчуждению и передаче в пользование;
б) в отдельных случаях суд может признать право гражданина на самовольно построенный дом, например в случае, если он построен на земельном участке, принадлежащем этому гражданину на праве собственности, либо пожизненно наследуемого владения, либо постоянного пользования;
в) в случае если при самовольной постройке дома нарушены права и интересы других лиц либо создана угроза жизни и здоровью граждан, право собственности на него не может быть признано судом, а сама постройка подлежит сносу за счет лица, построившего этот дом.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам.
После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу.
Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу.
Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло.
-так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Статья 40 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Комментарий к Статье 40 Конституции РФ
1. Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в других международных документах. В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 ЖК.
Жилищный кодекс устанавливает, что жилище — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или часть его; квартира, ее часть; комната. В 2007 г. на одного человека приходилось 21,1 кв. м жилья (социальная норма — 18 кв. м). Прогнозируется, что к 2020 г. средний размер жилплощади на одного человека составит 30-35 кв. м, что значительно меньше, чем в развитых странах (60-80 кв. м).
Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относится и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам РФ и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным категориям граждан РФ неодинаков.
Лица, имеющие необходимые средства (в том числе не являющиеся гражданами РФ), могут приобретать жилье или арендовать его за свой счет; малоимущим гражданам РФ оно может быть предоставлено на основе социального найма, другим лицам — по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда. Для определенных категорий граждан (лица, подвергнувшиеся радиации в результате аварий и катастроф, переселенцы из районов Крайнего Севера, военнослужащие, уволенные в запас с военной службы, сотрудники органов МВД и др.) действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675)*(526).
В соответствии с ней Правительство РФ ежегодно утверждает графики выпуска и распределения жилищных сертификатов для указанных категорий граждан (документы на имя получателя, предусматривающие выделение государством определенной суммы на приобретение жилья по рыночной стоимости, которая, правда, в связи с ростом цен на жилье зачастую оказывается недостаточной). Имеются льготы для предоставления жилья некоторым другим категориям лиц (детям-сиротам, погорельцам и др.). Регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием для лишения конституционного права на жилище или его ограничения. Временное непроживание лица в жилом помещении, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, не может служить самостоятельным основанием для лишения права пользоваться жилым помещением (Постановления КС РФ от 25.04.1995 N 3-П и от 23.07.1995 N 8-П). Ранее право на проживание в государственном жилом помещении утрачивалось после шести месяцев постоянного отсутствия.
Наряду с тремя национальными программами (см. комментарий к ст. 38) действует четвертая приоритетная национальная программа «Достойное и комфортное жилье — гражданам России». Правительство РФ разрабатывает правовые акты для ее осуществления*(527).
Основным федеральным правовым актом, регулирующим порядок и условия предоставления жилого помещения, права и обязанности сторон, участвующих в жилищных правоотношениях, является ЖК. Имеются также иные федеральные акты, относящиеся к этим вопросам. В субъектах РФ действуют свои законы*(528).
Жилищный кодекс устанавливает, что помимо проживания жилище может быть использовано для профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающих в нем лиц, если это не нарушает права и интересы других граждан и требования законодательства. Для промышленных целей использовать жилище нельзя. Право собственности на жилище подлежит государственной регистрации (существует учет жилых помещений, его ведут специальные органы).
В зависимости от права собственности жилищный фонд в России подразделяется на: частный (собственность физических и юридических лиц); государственный (собственность Федерации и ее субъектов)*(529); муниципальный (собственность муниципальных образований). В зависимости от порядка использования жилья различаются фонд социального использования (по договорам социального найма жилищ, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям); фонд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, из которых жилье предоставляется по договорам в пользование физическим или юридическим лицам; специализированный фонд (для определенных категорий граждан, проживающих в помещениях, принадлежащих РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям (например, для военнослужащих), индивидуальный (частный) фонд, жилищный фонд коммерческого использования (например, помещения сдаются в аренду или во временное пользование).
Основаниями для вселения в жилье являются приобретение жилья в собственность, заключение соответствующего договора с собственником, акты государственных органов и органов местного самоуправления о предоставлении жилья из соответствующих фондов, членство в жилищных и жилищно-строительных кооперативах. Жилье приобретается в собственность по рыночным ценам (цены очень высоки, при средней заработной плате россиянина в 2007 г. в 529 долл. США он, не используя заработную плату на другие цели, может приобрести 1 кв. м жилья за год трудовой деятельности в Москве (в некоторых других городах цены существенно ниже, но также высоки).
Приобрести жилье в частную собственность граждане РФ могут также на основе бесплатной приватизации своего жилого помещения, принадлежащего государственному или муниципальному фонду жилья. Конституционный Суд защищал права граждан на приватизацию жилья.
Он постановил, что бесплатная приватизация жилья («профессионального жилья», предоставляемого работникам, например врачам) из государственного или муниципального жилищного фонда возможна также в сельской местности (см. Постановление от 24.10.2000 N 13-П; Определение от 10.12.2002 N 316-О*(530)); определил, что жилищно-коммунальные льготы распространяются на работников военных госпиталей, проживающих в сельской местности (см.
Определение от 04.12.2007 N 947-О-П*(531)). Суд постановил, что приватизация жилья (например, своей комнаты) правомерна в коммунальной квартире (см. Постановление от 03.11.1998 N 25-П*(532)). Вместе с тем он постановил также, что установление определенных сроков для бесплатной приватизации жилья — законно (см. Постановление от 15.06.2006 N 6-П*(533)).
Законодатель вправе решать вопросы об объектах и сроках бесплатной приватизации жилья (установлены предельные сроки), но, как указал Суд, конституционный принцип равноправия требует, чтобы бесплатная приватизация была распространена на социальное жилье, которое получено до издания Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 11.06.2008), нельзя исключать из этого принципа также жилье в сельской местности (см. Постановления КС РФ от 03.11.1998 N 25-П, от 15.07.2006 N 6-П*(534)). Приватизация социального жилья соответствует Конституции.
В целом, толкуя статьи Конституции о праве на жилище, как и о других социальных правах, Конституционный Суд твердо придерживается правила, что положение граждан не должно ухудшаться, хотя формы социальной поддержки могут законами изменяться, но в единичных случаях (по вопросу о жилищных сертификатах лиц, выезжающих с места жительства в районах Крайнего Севера (см. Постановление от 24.05.2001 N 8-П*(535)), как представляется, допускал определенные варианты.
Право на жилище предполагает законные способы приобретения жилья; самовольная застройка, захват жилья незаконны. Еще до принятия Конституции 1993 г. Конституционный Суд в Постановлении от 05.02.1993 N 2-П*(536), в котором рассматривались, в частности, вопросы конституционности административного порядка выселения граждан из самовольно занятых жилых помещений с санкции прокурора, указал, что такое выселение из государственного и муниципального фонда возможно (это соответствовало действовавшим тогда правовым нормам), но, отстаивая права граждан и в известной мере предвосхищая будущие конституционные нормы, Суд постановил, что нельзя применять такое выселение только с санкции прокурора без права гражданина обращаться в суд. При сносе для нужд государства, субъекта РФ, муниципального образования законного жилья порядок обеспечения собственника регулируется законодательством субъектов РФ. В Москве по решениям судов либо предоставлялось жилье, либо выплачивалась компенсация. Новые правила 2007 г. (от 13.03.2007 N 167-ПП) предусматривают выплату компенсации по рыночной стоимости, установленную независимым оценщиком, а также компенсацию ущерба в связи с переселением*(537).
Приобретение права на жилище, как указал Конституционный Суд, не зависит от наличия так называемой прописки (административного акта), в связи с чем признал некоторые статьи прежнего ЖК РСФСР неконституционными (см. Постановление от 25.04.1995 N 3-П*(538)). Прописка была заменена регистрацией*(539).
В регистрации не вправе отказывать, если лицо приобрело жилье законным способом (например, покупки или строительства на законных основаниях). Это решение предопределило дальнейшее решение вопросов о прописке.
Конституционный Суд РФ защищал права переселенцев с Крайнего Севера, установив в таких делах более общее правило: нельзя отбирать назад уже обещанное законом и властями, хотя конкретные формы льгот или социальной поддержки могут быть изменены (см. Постановление КС РФ от 24.05.2001 N 8-П*(540)). Этот подход был потом развернут в делах при рассмотрении положений известного Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, перераспределившего полномочия по социальным вопросам между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, в связи с чем некоторые лица были ущемлены в мерах социальной поддержки (подробнее об этом Законе см. комментарий к ст. 41).
К вопросам регистрации по месту жительства Конституционный Суд вновь обратился в 2008 г. Он признал несоответствующими Конституции несколько частей отдельных статей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в ред. от 13.05.2008), который запрещал регистрацию граждан в жилых строениях по месту расположения таких кооперативов. Суд постановил, что отказ в такой регистрации ограничивает «право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта» (Постановление от 14.04.2008 N 7-П*(541)).
Хотя в Постановлении говорится только о садовых участках, оно по аналогии может быть распространено на огороднические и дачные кооперативы. Однако важно учесть, что, во-первых, речь идет о строении, пригодном для постоянного проживания, а во-вторых, кооператив должен быть расположен в черте населенного пункта. Решение Конституционного Суда вызвало неоднозначную реакцию среди органов МВД, занимающихся регистрацией граждан по месту жительства. В некоторых случаях (в Краснодарском крае и др.) происходит изменение уставов кооперативов и включение их территорий в городские и иные поселения, что влечет за собой определенные затраты по изменению инфраструктуры и обслуживания*(542).
По договорам социального найма жилье предоставляется бессрочно в пользование малоимущим гражданам РФ, нуждающимся в жилье (законы субъектов РФ устанавливают, что «социальное жилище» может предоставляться в особых случаях гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилье (выселения из аварийного помещения, расселения коммунальной квартиры). Такое жилое помещение может быть предоставлено по договорам иностранцам и лицам без гражданства только в случае, если есть соответствующие международные договоры РФ по этому вопросу.
Социальное жилье предоставляется нуждающимся в порядке очередности; очередность учитывается органами местного самоуправления. Преимущества в получении социального жилья имеют дети-сироты, граждане, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, и др. Оно предоставляется площадью не менее установленной субъектами РФ санитарной нормы на одного человека.
В Москве в соответствии с названными выше законами социальная норма составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Социальная норма может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в 2 раза. Федеральные стандарты оплаты жилых помещений и коммунальных услуг устанавливаются постановлениями Правительства РФ. На 2009-2011 гг. действует постановление от 18.12.2008 N 960*(543).
Социальные жилые помещения (служебные, общежития, маневренный фонд для вынужденных переселенцев и др.) предоставляются по договорам с собственниками помещений, обычно на срок или под условием, что договор может быть расторгнут. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы, действующие на основании их уставов, предоставляют жилье их членам по решениям общих собраний. Требование обязательного вступления собственников жилья в качестве членов в состав товариществ собственников жилья Суд признал неконституционным в Постановлении от 03.04.1998 N 10-П*(543), объявив неконституционными соответствующие нормы Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».
Если прекращаются семейные отношения с собственником жилья, право пользования жилыми помещениями за бывшими членами семьи не сохраняется, если иное не предусмотрено договором (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).
При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть изъято его жилое помещение, но за выкуп или при предоставлении иного жилья и с его согласия. Если согласие не достигнуто, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском о выселении. На основании судебного решения лицо обязано освободить жилое помещение.
Жильцы обязаны поддерживать и сохранять жилище, выполнять требования закона. Произвольно лишить жилища, выселить из него никого нельзя.
Но если лица, пользующиеся жилым помещением, используют его не по назначению, систематически нарушают законные права и интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилищем, допускают его разрушение, длительно (более шести месяцев) не оплачивают жилье и коммунальные услуги, к ним в соответствии с ч. 2 ст. 35 ЖК может быть применено выселение в соответствии с решением суда.
Единичные факты такого рода имели место. Выселяемым предоставляется жилая площадь в общежитии. Вместе с тем Конституционный Суд признал неконституционным лишение гражданина жилья и членов его семьи в случае временного отсутствия, указав на неконституционность соответствующих статей прежнего ЖК РСФСР (см. Постановление от 23.06.1995 N 8-П*(545)).
2. Жилищный кодекс устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. Некоторые из этих положений являются общими для всех видов жилья, другие относятся лишь к государственным и муниципальным жилищным фондам. Обеспечивая право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере с целью создания необходимых условий для удовлетворения потребностей в жилище; используют бюджетные средства и иные, не запрещенные законом источники для улучшения жилищных условий граждан; предоставляют субсидии для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство. Эти органы также предоставляют гражданам жилые помещения по договорам в указанном выше порядке, обеспечивают защиту законных прав и интересов лиц, приобретающих жилые помещения или пользующихся ими на законных основаниях, а также защиту потребителей коммунальных услуг, наконец, они обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, сохранностью жилого фонда, соответствия его установленным санитарным и техническим требованиям, за соблюдением требований законодательства при осуществлении жилищного строительства.
С обеспечением конституционного права на жилище тесно связаны нормы Конституции о неприкосновенности жилища и защите от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (см. комментарий к ст. 25), о неприкосновенности частной жизни (см. комментарий к ст. 23).
Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допустимо в двух случаях: при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожары, землетрясения, аварии водопровода, газоснабжения и т.д.) и при защите правопорядка (предупреждение преступлений, совершающихся в жилище, преследование преступника, укрывшегося в жилище, и т.д.). При проведении оперативно-следственных мероприятий возможны различные формы применения технических средств для прослушивания и наблюдений, но для этого необходимо постановление судьи. Для проведения следственных действий в жилище (обыски, выемки и др.) также необходимо постановление судьи.
3. Приобретение, строительство жилья и даже его аренда требуют больших затрат. Малоимущие семьи, иные лица (дети-сироты, инвалиды и др.) не в состоянии нести такие расходы. Им нужна социальная помощь. Для этого органы государства субъектов РФ, муниципальных образований предусматривают различные меры. В концентрированном виде они обозначены в приоритетной социальной программе «Гражданам России — достойное и комфортное жилье». К числу таких мер относятся:
1) массовое строительство жилья за счет средств Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
2) помощь и предоставление дешевых кредитов индивидуальным застройщикам;
3) переселение жильцов из домов, грозящих обвалом (аварийных). Это должны делать исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы муниципальных образований, поскольку на них закон возлагает контроль за состоянием жилых домов, находящихся на подведомственной территории (Постановление КС РФ от 05.02.1993 N 2-П*(546));
4) жилищные субсидии для определенных категорий лиц (например, для работников Крайнего Севера) при определенном стаже работы;
5) государственные жилищные сертификаты, выдаваемые военнослужащим по контракту;
6) предоставление жилья гражданам, увольняемым с военной службы;
7) предоставление жилого помещения для проживания в нем по договорам из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;
8) приватизация жилья из государственного жилищного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований;
9) предоставление нуждающимся и малообеспеченным категориям лиц жилья из государственного фонда, фондов субъектов РФ и муниципальных образований и др.
Одной из наиболее сложных проблем в связи с правом на жилище является урегулирование вопросов о приватизации разных категорий жилых помещений. Эту проблему детально проанализировал Л.В. Лазарев.
Опираясь на практику Конституционного Суда РФ, он констатировал, что ограничение круга объектов жилого фонда, которые могут быть приватизированы, не нарушает конституционных прав лица только в том случае, если правовой режим жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (особый правовой режим существует, например, для общежитий, служебных помещений). Запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., были предоставлены лицам из государственного или муниципального фонда, а следовательно, их правовой режим был одинаковым с правовым режимом тех жилых помещений, которые подлежали бесплатной приватизации*(547). Таким образом, не должно быть различий в правах граждан, приобретающих такие помещения, в том, что относится к их приватизации.
Источник: constrf.ru
Признаки самовольной постройки в современном гражданском праве
Фандий, С. В. Признаки самовольной постройки в современном гражданском праве / С. В. Фандий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43529/ (дата обращения: 11.10.2022).
Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) дает нам следующее определение самовольной постройки — самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Данное определение позволяет нам вывести признаки самовольной постройки.
Первым признаком самовольной постройки является факт создания строения на земельном участке, не предоставленном для этих целей.
Статья 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) и статья 263 ГК РФ указывают, что среди распорядительных полномочий собственников земельных участков есть право возведения зданий и сооружений, однако осуществить это право они могут лишь при условии соблюдения требования о целевом назначении земельного участка.
Второй признак — это факт создания постройки без получения на это необходимых разрешений. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ) таковыми являются разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию.
Третий признак — это факт возведения строения с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил
Рассмотрим вышеуказанные признаки более подробно.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации делятся по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
Пункт 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ определяет, что земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным целевым назначением, а правовой режим земель определяется в зависимости от принадлежности к категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «градостроительное зонирование» — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пункт 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет понятие «градостроительного регламента» — это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, а равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Исходя из положений ст. 31 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
На основе всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: «Самовольная постройка считается таковой, если она возведена (создана) на земельном участке, градостроительный регламент которого не допускает строительства на нем данного объекта».
Следующим рассмотрим признак: «Самовольная постройка возведена (создана) без получения на это необходимых разрешений».
При анализе части 2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, мы можем сделать вывод о том, что указанный перечень самостоятельных этапов строительной деятельности относится в том числе и к реконструкции объектов недвижимости.
В части 1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ указано нормативное определение понятия «разрешение на строительство», под которым понимается документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно градостроительному законодательству РФ «разрешение на строительство» выдается в зависимости от земельных участков, на которые распространяется градостроительный регламент. Соответственно разрешение на строительство будет выдаваться органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, или федеральным органом исполнительной власти, либо органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: «Самовольная постройка признается таковой, когда она возведена (создана) без получения на это необходимых разрешений, то есть без получения от уполномоченного государственного или муниципального органа официального документа дающего застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства».
Следующий признак самовольной постройки — возведение с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Данный признак самовольной постройки закреплен в ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и при их капитальном ремонте федеральным органом исполнительной власти осуществляется государственный строительный надзор. Надзор в данном случае необходим для проверки соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и технических регламентов.
Если в ходе надзора будет выявлено существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, то постройка будет признана самовольной.
«Градостроительные нормы и правила определяются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст.
24 Градостроительного кодекса РФ утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления» [1].
Обращаем Ваше внимание, что строительные нормы и правила (СНиП) утверждает уполномоченный на это федеральный орган в области строительства. Например, Строительные нормы и правила РФ СНиП 30–02–97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» утверждены Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18–51; Строительные нормы и правила СНиП 3.04.03–85 «Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии» утверждены Постановлением Госстроя СССР от 13.12.1985 N 223. В отдельных отраслях применяются ведомственные строительные нормы (ВСН). Например, Ведомственные строительные нормы ВСН 19–89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» утверждены Минавтодором РСФСР 14.07.1989 N НА-18/266.
Также следует помнить, что согласно положениям статей Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Более того если иное не предусмотрено законом или договором, то собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
В ходе анализа ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ и всего вышеуказанного, следует прийти к выводу, что законодатель относит к существенным нарушениям градостроительных и строительных норм и правил только те нарушения, которые ущемляют права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создают угрозу жизни и здоровью граждан.
- Резников Е. В. Самовольная постройка: вопросы теории и судебной практики // Twipx. URL: http://www.twirpx.com/file/1627976/ (дата обращения: 16.05.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, самовольная постройка, Градостроительный кодекс РФ, Российская Федерация, капитальное строительство, градостроительное проектирование, норма, разрешенное использование, строительство, градостроительный регламент.
Источник: moluch.ru
Основы конституционного строя Российской Федерации
Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.
Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.
- знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
- представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
- понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.
Конституция РФ состоит из:
- вступительной части (преамбулы),
- первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
- второго раздела.
Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.
Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:
- Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
- Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
- Федеративное устройство (статьи 65-79).
- Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
- Федеральное собрание (статьи 94-109).
- Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
- Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
- Местное самоуправление (статьи 130-133).
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).
Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.
Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:
- приоритет человеческих прав и свобод;
- народовластие;
- полнота суверенитета Российской Федерации;
- равноправие субъектов РФ;
- единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
- экономическая свобода;
- разделение властей;
- гарантии МСУ;
- идеологическое многообразие;
- политический плюрализм (принцип многопартийности);
- приоритет Закона;
- приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
- особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.
Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.
Правовой статус человека и гражданина
Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод
Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.
Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.
Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.
Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:
- Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
- право на жизнь,
- право на имя,
- неприкосновенность личности,
- свобода передвижения и выбора места жительства,
- неприкосновенность жилища,
- запрет принудительного труда,
- тайна переписки,
- достоинство личности,
- свобода совести и вероисповедания.
- Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
- равенство всех перед законом,
- свобода слова и печати,
- свобода собраний,
- свобода союзов,
- право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.
- Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
- право на труд,
- право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
- право на социальное обеспечение,
- право на жилище,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- право на образование и др.
- Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
- право на образование,
- право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
- свобода преподавания,
- право получения образования на родном языке и др.
- Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:
- Государственная защита прав и свобод:
- президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
- правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
- прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
- уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.
Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:
Источник: rosuchebnik.ru