Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Обратная связь
Аккредитация
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Подписаться на новости Хабаровского края
Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски 2022 09 09 14 17 31
Обновлено 51 минуту назад
Правовой режим строительства объектов. Ответственность за строительство объектов без разрешения.
Под «правовым режимом строительства объектов» понимается совокупность правил, закрепленных в нормативных правовых актах различного уровня, порядок регулирования общественных отношений в сфере строительства, основанный на действии общих принципов градостроительной деятельности, выражающийся в способах и гарантиях его реализации, ответственности за нарушения его требований.
Отношения в сфере строительства регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), являющимся основой всей системы законодательства в сфере строительства объектов. На основе положений ГрК РФ разрабатываются законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и правовые акты муниципальных образований, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.
Правовое регулирование строительства. Коррупционные риски (30.03.22)
В соответствии с частью 1 статьи 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, а также по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по эксплуатации зданий, сооружений.
К отношениям в сфере строительства применяется не только градостроительное законодательство, но и гражданское, земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Разрешение на строительство представляет собой основной документ, дающий застройщику право осуществлять строительство.
Основанием выдачи разрешения на строительство является строительство объектов капитального строительства.
Выдача разрешений осуществляется:
- на территориях городских округов — органами местного самоуправления городских округов;
на соответствующих межселенных территориях — органами местного самоуправления муниципальных районов;
- территориях поселений — органами местного самоуправления.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства.
Застройщик должен направить соответствующее заявление непосредственно в уполномоченные органы местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство.
Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, а также документов, необходимых для его получения может осуществляться:
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
- по средствам единой информационной системы жилищного строительства (застройщики, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик»).
Перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, определен в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относятся:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- результаты инженерных изысканий (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта);
- положительное заключение экспертизы проектной документации (подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений);
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
- копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории;
- копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории (в случае если строительство планируется в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято соответствующее решение о комплексном развитии территории).
Градостроительным кодексом Российской Федерации определен четкий перечень документов для получения разрешения на строительство, в связи с чем, не допускается требование иных документов, за исключением указанных.
По общему правилу выдача разрешения производится в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства без соответствующего разрешения, когда его получение является обязательным.
Поскольку, например, для строительства объектов вспомогательного назначения такого разрешения не требуется. Вместе с тем, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административные дела данной категории рассматриваются органами, осуществляющие государственный строительный надзор либо судами. Необходимо отметить, что судами рассматриваются административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Источник: www.khabkrai.ru
Нормативно–правовое регулирование
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Источник: www.minstroyrf.gov.ru
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»
В статье рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность в Российской Федерации. Определяется система гражданско-правовых договоров, применяемых в строительной сфере.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дутиков Максим Павлович
К вопросу о видах гражданско-правовой ответственности саморегулируемых организаций в сфере строительства: проблемы теории и практики
Особенности управления средствами компенсационных фондов саморегулируемой организации в сфере строительства
LAW OF REGULATION IN THE FIELD OF CONSTRUCTION
The article deals with the system of legal acts regulating construction activities in the Russian Federation. The system of civil contracts used in the construction industry is determined.
Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Правовое регулирование в сфере строительства
В статье рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность в Российской Федерации. Определяется система гражданско-правовых договоров, применяемых в строительной сфере.
■ Ключевые слова: строительство, строительная деятельность, правовое регулировании строительства.
Law of Regulation in the Field of Construction
The article deals with the system of legal acts regulating construction activities in the Russian Federation. The system of civil contracts used in the construction industry is determined.
Keywords: construction, construction activity, legal regulation of construction.
Строительство, или строительная деятельность — эта производственная сфера, которая направлена на создание новых сооружений и зданий, комплексов недвижимости, либо реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий, сооружений и иных объектов недвижимого имущества и инфраструктуры.
Процесс строительства довольно трудоемкий с точки зрения производственного цикла и весьма сложный с точки зрения взаимодействия его участников, так как в процессе осуществления строительства взаимодействуют не только строители, непосредственно его осуществляющие, но и проектировщики, заказчики, контрольно-наз-дорные органы, инвесторы и другие участники.
Помимо этого, строительная отрасль весьма динамичная отрасль экономики, развитие которой требует постоянного изменения и нормативной документации, регулирующей эту сферу. За время индустриального развития в нашей стране, еще начиная с советского периода ее истории был сформирован огромный объем нормативной документации, регулирующей строительную сферу, которая в настоящий момент объединена в массив нормативных актов строительной отрасти. Все они используются контрольно-надзорными органами, проектными организациями, инвесторами, застройщиками и другими субъектами, так или иначе связанными со строительной деятельностью.
Итак, регулирование строительной деятельности осуществляется целым рядом нормативных и ненорматив-
62 Интерактивная наука | 10 (45) • 2019
ных актов, издание, которых входит в компетенцию как государственных, так и негосударственных структур.
Правовое регулирование строительной деятельности зависит от масштабов строительства, вида возводимого объекта. Кроме того, следует различать правовое регулирование в зависимости от этапов строительной деятельности:
— согласования проектной документации;
— получения разрешительной документации и оформления земельных правоотношений;
— непосредственного осуществления строительно-монтажных, отделочных работ;
— сдачи-приемки и ввода возведенного объекта в эксплуатацию.
На каждом из перечисленных этапов строительная деятельности регулируется своим комплексом нормативных актов, которые имеют определенную специфику.
Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации регулирует гражданским законодательством, ключевым нормативным актом которого является Гражданский Кодекс РФ [1]. Гражданско-правовое регулирования строительной деятельности осуществляется на основании главы 37, параграфа 3 Гражданского кодекса, который содержит в себе нормы о договоре строительного подряда. Данная сделка заключается в том, что одна сторона (подрядчик) обязуется произвести строитель-
ные заботы, а вторая сторона (заказчик) обязуется их оплатить. К строительным отношения применяются и иные нормы гражданского законодательства, в частности нормы о договорах поставки, купли-продажи, страхования и многие другие.
Вторым фундаментальным нормативным актом правового регулирования строительной деятельности является Градостроительных Кодекс [2]. Градостроительные кодекс представляет собой кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующей деятельность в сфере архитектуры и градостроения в России. В нем рассматриваются вопросы территориального и архитектурного планирования и планировки территорий. Кодекс состоит из 10 разделов, в которых последовательно приведены нормы градостроительной деятельности, начиная с общих положений градостроительной деятельности, полномочий государственных органов по управления строительством, определяя вопросы территориального, планирования зонирования населенных пунктов, планирования территорий, вопросов строительства и реконструкции объектов, вопросов СРО в строительной сфере и ответственности за нарушение градостроительного законодательства.
Важным нормативным актом в сфере строительства так же можно назвать Земельный Кодекс, так как строительство невозможно без использования земельных участков. Земельный кодекс РФ регулирует вопросы земельных правоотношений [3]. Применительно к строительной деятельности важную роль играют его положения о категориях земель и видам их разрешенного использования, о правах на землю, о порядке предоставления земельных участочков и многие другие.
Важным отраслевым нормативным актом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О
техническом регулировании» [4]. На основании данного нормативного акта разрабатываются технические регламенты, устанавливающие минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений и т. д.
Так как строительная отрасль является технически сложной, то на основании №184-ФЗ был принят специализированный нормативный акт в строительной сфере — Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5].
Регламент устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона №384-ФЗ), которые относятся уже в сфере технического регулирования строительной отрасли.
Таким образом, система нормативно-правового регулирования строительства в настоящее время представляет собой сложную совокупность правовых актов, смежных со строительной сферой отраслей права, специализированных актов в области строительства, а также большого комплекса нормативно-технического регулирования. Данная система является громоздкой и нуждается в систематизации и возможно принятии специализированного кодифицированного акта в сфере строительства.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ — 05 декабря 1994. — №32. — С. 4570-4702; СЗ РФ — 29 января 1996. — №5. — С. 1110-1296; СЗ РФ. — 03 декабря 2001. — №49. — С. 10041-10079.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г. №294-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. — №1 (Ч. I). — ст. 16.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 октября 2001. — №44. — ст. 4147.
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. — №52 (Ч. I). — ст. 5140.
5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. — №1. — ст. 5
1. (1994). Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii. SZ RF, 05 dekabria, 05, 4570-4702.
2. Gradostroitel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29 dekabria 2004 g. 190-FZ (v red. ot 2 avgusta 2019 g. 294-FZ). Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 3 ianvaria 2005 g, 1 (Ch. I).
3. (2001). Zemel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 25 oktiabria g. 136-FZ. Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii, 29 oktiabria, 29.
4. Federal’nyi zakon ot 27 dekabria 2002 g. 184-FZ «O tekhnicheskom regulirovanii». Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabria 2002 g, 52 (Ch. I).
5. Federal’nyi zakon ot 30 dekabria 2009 g. 384-FZ «Tekhnicheskii reglament o bezopasnosti zdanii i sooruzhenii» (v red. ot 2 iiulia 2013 g.). Sobranie zakonodatel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 4 ianvaria 2010 g, 1.
Источник: cyberleninka.ru
Теоретический анализ содержания понятия «правовое регулирование строительства»
А.В. МАЗУРЕЦ, преподаватель кафедры военного права Военного университета Министерства обороны РФ, подполковник юстиции В современных условиях развития общества важную роль занимает строительство, которое должно осуществляться на основании четких норм права. При этом в науке и практике используются различные подходы к понятиям «правовое регулирование» и «строительство» и, следовательно, к понятию «правовое регулирование строительства».
А.В. МАЗУРЕЦ,
преподаватель кафедры военного права Военного университета Министерства обороны РФ, подполковник юстиции
В современных условиях развития общества важную роль занимает строительство, которое должно осуществляться на основании четких норм права. При этом в науке и практике используются различные подходы к понятиям «правовое регулирование» и «строительство» и, следовательно, к понятию «правовое регулирование строительства».
В теории права под правовым регулированием понимается «правовое воздействие, т. е. совокупность различных видов и форм влияния права на общественные отношения, на поведение и сознание людей»[1]. Таким образом, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Необходимо отметить, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.
Первую группу составляют отношения людей (субъектов права — физических лиц) по обмену материальными и духовными ценностями. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. Государственное управление социальными процессами осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общественных интересов.
Субъектами этих правоотношений выступают физические и юридические лица. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка. Здесь также субъектами права являются и физические, и юридические лица[2]. Следовательно, правовое регулирование воздействует на общественные отношения путем определения субъектов права — физических и юридических лиц, наделяя их субъективными правами и юридическими обязанностями, или, как это употребляется применительно к органам государства и должностным лицам, определенной компетенцией, т. е. полномочиями, основанными на законодательных актах, которые реализуются в их иерархическом взаимодействии[3].
Правовое регулирование в своем содержательном значении включает в себя в качестве обязательных компонентов нормативную базу и органы государственной власти, которые, с одной стороны, формируют эту базу, а с другой — реализуют основанные на ней правовые предписания в повседневной практической деятельности. Правовое регулирование в романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, осуществляется, как правило, на основании нормативных правовых актов[4].
В теории права существуют различные определения понятия «правовое регулирование». Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют его как воздействие права на общественные отношения в целях их урегулирования с помощью специальных юридических средств[5], или, как отмечал Р.К.
Русинов, целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств[6]. В.И. Гойман выводит данное понятие из более общего термина «действие права». При этом под «действием права» им понимается свойство (способность) права в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер человеческой деятельности и поступков, а «правовое регулирование» есть только часть (аспект) действий права, которая характеризует специально-юридическое (не нормативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним еще не связана[7].
Для соблюдения принципа научно-логической последовательности изложения на основании анализа теоретических и практических аспектов права необходимо уяснить смысл и значение, придаваемые в современной научной литературе понятию «правовое регулирование», рассмотрев его в действии через реализацию права и анализ механизма правового регулирования.
В повседневной практике и в научном обиходе часто используется такое понятие, как «правомерная деятельность», или его синоним — «деятельность в правовом поле». Под термином «правовое поле» понимается ограниченная источниками права (нормативными правовыми актами, правоотношением и правосознанием) сфера правомерной деятельности субъектов права[8].
В правовом поле осуществляется реализация права и правовое регулирование. При этом также существуют различные точки зрения на понятие «реализация права»: В.Д. Перевалов понимает под этим осуществление требований юридических норм в поведении людей[9]; В.В. Лазарев — перевод норм права в правомерное поведение людей в форме использования права, исполнения обязанностей, соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его целей[10].
Если схематически рассматривать правовое поле не как плоскостную фигуру, а в виде сферы правомерной деятельности субъектов права, так сказать, в трехмерном измерении, то правовое регулирование можно образно представить отдельными вертикальными и горизонтальными плоскостями, образуемыми, условно говоря, различными отраслями права. Причем каждая так называемая плоскость правового регулирования имеет свой предмет (вид общественных отношений), свой метод, свои, особым образом выраженные, нормы права в виде логических элементов ее структуры: гипотезы, диспозиции, санкции. Так, гипотеза, диспозиция и санкция нормы уголовного права отличается от гипотезы, диспозиции и санкции нормы гражданского права, а гипотеза, диспозиция и санкция нормы конституционного права — от гипотезы, диспозиции и санкции нормы семейного права. Реализацию норм права каждой из отраслей права можно условно представить также в виде одноименных плоскостей в сфере того же правового поля. Однако «плоскости правового регулирования» и «плоскости реализации права» будут пересекаться только в условных точках применения права (см. приложение).
Дело в том, что правовое регулирование включает в себя правотворческую и правоприменительную деятельность. Именно правотворческая деятельность образует правовое поле, т. е. сферу правомерной деятельности субъектов права, иначе говоря, соблюдение, исполнение и использование ими права, а применение права как особая, опосредованная форма реализации права и есть те условные точки, в которых пересекаются плоскость правового регулирования в виде правоприменительной деятельности и плоскость реализации права в виде применения права как ее особой формы. Это следует из приведенных определений: для соблюдения, исполнения и использования права, т. е. непосредственной реализации права субъектами, не требуется вмешательства извне должностных лиц или органов государства, и только для опосредованной реализации права, т. е. его применения, необходимо действие компетентного государственного органа — первичной структурной части аппарата государства, участвующего в осуществлении функций государства и наделенного властными полномочиями[11].
Правовое регулирование осуществляется через механизм правового регулирования.
С.С. Алексеев считает, что под механизмом правового регулирования следует понимать всю совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения[12]. Развивая и уточняя это положение, следует отметить, что механизм правового регулирования включает в себя нормативную базу, а также правотворческие и правоприменительные органы, которые в пределах нормативной базы обеспечивают возможность функционирования субъектов права. Таким образом, важнейшую роль в механизме правового регулирования, помимо различных правовых предписаний, играют правоприменительные органы и другие субъекты права, в отношении которых правоприменительные органы осуществляют правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование (в широком смысле, а не только нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах[13]) есть воздействие права на общественные отношения через двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных органов в целях урегулирования общественных отношений нормативным определением должного поведения субъектов права.
Термин «строительство» имеет несколько распространенных значений: строительство как отрасль науки и техники, занимающаяся возведением и реконструкцией зданий, сооружений; строительство как процесс возведения зданий, сооружений; строительство как создание, организация чего-либо[14].
Строительство, или строительная деятельность, составляет отрасль материального производства. От многих других отраслей производства ее отличает то, что конечный продукт в таком производстве представляет собой недвижимость: вновь созданные или реконструированные объекты, которые, пользуясь терминологией ст. 130 ГК РФ, прочно связаны с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, строительство (строительную деятельность) можно определить как деятельность по созданию новых объектов недвижимости: зданий, сооружений, предприятий и иных объектов, неразрывно связанных с землей.
Строительная деятельность может пониматься в широком и в узком смысле. В узком смысле это вид профессиональной хозяйственной деятельности, осуществляемой строительными организациями по возведению объектов недвижимости и проведению различных работ по реконструкции и ремонту этих объектов. В данном случае речь идет лишь о совокупности строительных работ и услуг, которые производятся специально подготовленными для их осуществления лицами. Перечень таких работ и услуг определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17. Объектом законодательного регулирования такой деятельности могут быть сами строительные работы и услуги, а также отношения, возникающие между исполнителями этих работ и заказчиками.
Строительная деятельность в широком смысле может рассматриваться как взаимосвязанная деятельность различных субъектов, объединенных единой хозяйственной целью, направленной на непосредственное обеспечение и создание объекта строительства. Следовательно, и объектом законодательного регулирования такой деятельности выступают не только строительные работы и услуги, но и взаимодействие между основными участниками строительного процесса, их права и обязанности по отношению друг к другу, а также по отношению к государству[15].
Таким образом, необходимо четко разделить понятия, характеризующие строительство, на две последовательных составляющих: мероприятия, необходимые для организации строительства, и непосредственно сам процесс строительства. Данное разделение составляющих процесса строительства соответствует принятому в юридической науке разделению основных элементов хозяйственно-правового обеспечения организации строительного комплекса на правовую регламентацию формирования организационных структур строительного комплекса, правовое закрепление функций его хозяйственных образований, их органов и подразделений, рациональное распределение хозяйственной компетенции субъектов хозяйственного права и правовое регулирование организации хозяйственных связей5. При этом происходит разделение субъектов, участвующих в соответствующих общественных отношениях. Критерием отнесения субъекта хозяйственных отношений к участникам строительства должен являться не профиль его хозяйственной деятельности и не занимаемое место в иерархии управления, а исключительно связь со строительством и конечным его результатом — вводом конкретного объекта в эксплуатацию[16].
Правовое регулирование общественных отношений в сфере строительства предполагает наличие компетентных органов государственной власти, органов военного управления и различных сторонних организаций по обеспечению строительства в качестве специальных субъектов права и контроль порядка деятельности этих органов и организаций в процессе строительства.
Необходимо уяснить, что процесс строительства не может находиться вне окружающей его сферы. Сам процесс строительства, как объект отношений, возникающих по поводу создания его конечного результата — предмета строительства, не может начинаться и развиваться без его основных субъектов — участников самого процесса строительства.
При этом набор необходимых и достаточных составляющих процесса любого строительства: планирование, проектирование, обеспечение, сопровождение, контроль, надзор и приемка законченных строительством объектов — рассматривается как производная деятельность его субъектов — участников строительства. Для достижения конечной цели строительства — получения законченных строительством объектов — необходимо не только произвести фактические действия по возведению предмета строительства, но и провести целую совокупность определенных последовательных мероприятий, т. е. комплекс мер, для того чтобы сделать возможным, действительным и состоявшимся сам процесс строительства.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой собирательно описывает различные определения, имеющие сходное смысловое значение, такие как: снабдить чем-нибудь в нужном количестве, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым[17]. Данные понятия характеризуются одним понятием — «обеспечить».
Процесс строительства осуществляется одними конкретно определенными субъектами — строителями (подрядчиками) и представляет собой фактические действия, осуществляемые ими по получению необходимой документации, соответствующей договорной работе и непосредственно возведению специальных объектов и комплексов, тогда как деятельность, имеющая целью определить потребность в строительстве, организовать и сделать возможным само строительство, т. е. обеспечить его, осуществляется иными субъектами — уполномоченными органами, организациями и другими должностными лицами. Отсюда и вытекает соответствующая формулировка понятия «обеспечение строительства» как совокупности определенных последовательных мероприятий, позволяющих сделать возможным, действительным и реально выполнимым процесс возведения строительных объектов, осуществляемых субъектами, участвующими в процессе строительства.
Соответственно понятием «строительство» охватывается взаимосвязанная деятельность различных субъектов права, объединенных единой целью, направленной на непосредственное обеспечение и создание объектов строительства, включающая различные аспекты и этапы строительства, а также взаимодействие различных субъектов строительства в процессе возведения объектов недвижимости. Следовательно, предметом правового регулирования строительства выступают не просто строительные работы и услуги, но и взаимодействие между субъектами права — участниками строительного процесса, их корреспондирующие права и обязанности по отношению друг к другу и по отношению к государству.
Из компиляции определений «правовое регулирование» и «строительство» следует, что правовое регулирование строительства есть воздействие права на общественные отношения в области строительства через двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных органов в целях урегулирования общественных отношений нормативным определением должного поведения различных субъектов права, объединенных единой целью создания строительных объектов и осуществляющих определенные последовательные мероприятия, позволяющие сделать возможным, действительным и реально выполнимым процесс возведения этих объектов.
Подводя итоги настоящего исследования и исходя из вышеприведенных определений, можно сделать логичный вывод, что под правовым регулированием строительства понимается двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти по обеспечению строительства.
1 Общая теория государства и права: академический курс: В 2 т. Т. 2: Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. С. 435—436.
2 См.: Лившиц Р.З. Теория права. — М., 1994. С. 92 — 94; Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. — М., 1997. С. 259—260.3 См.: Бирюков Ю.М.
Советское военное законодательство и его роль в строительстве и укреплении Вооруженных сил СССР: Дис. . канд. юрид. наук. — М., 1968. С. 60—62.
4 См.: Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 2003. С. 212.
5 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. С.726.
6 См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. С. 145.
7 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2003. С. 140.
8 См.: Бирюков Ю.М. Общетеоретические проблемы права собственности как социально-политической основы проводимых в России либерально-экономических реформ // Тезисы докладов и выступлений на межвуз. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы реформирования отношений собственности в современной России». — М., 1998. С. 17.
9 См.: Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. — М., 2004. С. 448.
10 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 141.
11 См.: Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова. С. 449.
12 См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М., 1966. С. 30. См. также: Теория государства и права / Под ред. А.С.
Пиголкина. — М., 2005. С. 156—162.
13 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1994. С. 92, 94, 98.
14 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Универсальная электронная российская энциклопедия. — М., 2002.
15 См.: Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 194.
16 См.: Голынкер Е.И. Хозяйственно-правовое обеспечение организации строительного комплекса: Дис. … д-ра юрид. наук. — Куйбышев, 1987. С. 13.
17 См.: Голынкер Е.И. Указ. раб. С. 50.
18 См.: Толковый словарь русского языка.
Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на «Укоротить ссылку»:
Источник: www.sovremennoepravo.ru