Правовой порядок осуществления строительства

Об утверждении Временного порядка выполнения подготовительных, восстановительных, строительных работ, приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и объектов, пострадавших при проведении боевых действий

( По тексту Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР слова «5 (пять) рабочих дней» во всех падежах заменить соответственно словами «15 (пятнадцать) рабочих дней» в соответствующих падежах, слова «10 (десять) рабочих дней» во всех падежах заменить соответственно словами «20 (двадцать) рабочих дней» в соответствующем падеже на основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 15.10.2020 № 234-нпа )

Руководствуясь Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 № 1-36, с целью оптимальной и эффективной реализации поставленных задач,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый «Временный порядок выполнения восстановительных, строительных работ, приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и объектов, пострадавших при проведении боевых действий» (далее – Временный порядок).

Порядок осуществления закупок согласно требованиям ПП РФ № 301 от 06.03.2022 (06.07.2022)

( пункт 1 Приказа в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.06.2015 № 6нпа)

2. Департаментам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства привести собственные нормативные правовые акты в соответствие с настоящим приказом.

3. Отделу правового обеспечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке обеспечить направление этого приказа на регистрацию в Министерство юстиции ДНР.

4. Департаменту государственных услуг и разрешительной деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить прием, рассмотрение, регистрацию соответствующих документов, предоставление разъяснений по вопросам применения Временного порядка.

4. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Коваленко А.А.

НПА ДНР

Временный порядок выполнения восстановительных, строительных работ, приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и объектов, пострадавших при проведении боевых действий (новая редакция)

I. Общие положения

1.1. Временный порядок выполнения восстановительных, строительных работ, приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и объектов, пострадавших при проведении боевых действий (далее — Временный порядок), определяет механизм выполнения подготовительных, строительных, восстановительных работ и процедуру приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и восстановленных объектов, пострадавших при проведении боевых действий.

1.2. Настоящий Временный порядок действует до принятия соответствующего нормативного правового акта в сфере определения порядка выполнения подготовительных, строительных, восстановительных работ и процедуры приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и восстановленных объектов, пострадавших при проведении боевых действий и не применяется к восстановительным работам, выполняемым на индивидуальных (усадебных) жилых домах в рамках реализации аккредитованных гуманитарных программ, при условии наличия информации о принадлежности объекта строительства к гуманитарной программе, аккредитованной Межведомственным комитетом по аккредитации гуманитарных миссий.

Сатья • «Этапы построения счастливых отношений» часть 1. Санкт-Петербург 17 октября 2020

( пункт 1.2 в ред. приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 19.05.2022 № 92-нпа)

1.3. Восстановительные работы – работы по восстановлению (реконструкции, капитальному ремонту, реставрации) объектов строительства, пострадавших при проведении боевых действий.

1.4. Декларативные документы – уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных, восстановительных, строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации.

1.5. Подготовительные работы – работы по подготовке земельного участка, устройство ограждения строительной площадки, снос зданий и сооружений, их фундаментов, демонтаж элементов благоустройства в пределах отведенного земельного участка, работы по сооружению временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства, устройства подъездных путей, складирование строительных материалов, подведение или вынос временных инженерных сетей, удаление зеленых насаждений.

( пункт 1.5 в ред. приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 13.07.2021 № 277-нпа)

1.6. Полнота данных — информация, указанная в предоставленных заказчиком документах по установленной форме, которая по содержанию достаточна для принятия решения о регистрации декларации.

1.7. Регистрация – внесение данных в Единый реестр разрешительных документов (далее – Единый реестр) по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики.

1.8. Строительные работы – работы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому переоснащению действующих предприятий, реставрации.

II. Порядок выдачи и регистрации разрешительных документов

2.1. Строительные работы на объектах, указанных в Перечне объектов, строительство которых осуществляется после уведомления о начале выполнения строительных работ (Приложение 8), могут выполняться заказчиком после подачи в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики (далее – Минстрой ДНР) уведомления о начале выполнения строительных работ (Приложение 3).

Минстрой ДНР в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня поступления уведомления о начале выполнения строительных работ проверяет полноту указанных данных и вносит информацию в Единый реестр на безвозмездной основе.

Один экземпляр уведомления после проведения регистрации возвращается заказчику, второй – остается в Минстрое ДНР.

2.2. Подготовительные работы могут выполняться заказчиком после регистрации Минстроем ДНР декларации о начале выполнения подготовительных работ (Приложение 1).

Декларация о начале выполнения подготовительных работ заполняется по форме согласно Приложению 1 в двух экземплярах и подается заказчиком (уполномоченным им лицом) или направляется заказным письмом с описью вложения в Минстрой ДНР.

К декларации о начале выполнения подготовительных работ прилагается копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), копия правоустанавливающих документов на земельный участок.

Минстрой ДНР в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня поступления декларации о начале выполнения подготовительных работ проверяет полноту данных, указанных в ней, и вносит их в Единый реестр на безвозмездной основе.

Один экземпляр декларации о начале выполнения подготовительных работ после проведения регистрации возвращается заказчику, второй – остается в Минстрое ДНР.

Декларация о начале выполнения подготовительных работ не дает права на выполнение строительных работ.

2.3. Восстановительные работы могут выполняться заказчиком после регистрации Минстроем ДНР декларации о начале выполнения восстановительных работ (Приложение 2).

Декларация о начале выполнения восстановительных работ готовится заказчиком по форме согласно Приложению 2 в двух экземплярах и подается заказчиком (уполномоченным им лицом) или направляется заказным письмом с описью вложения в Минстрой ДНР.

К декларации о начале выполнения восстановительных работ прилагается копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), копия правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

Минстрой ДНР в течение 3 (трех) рабочих дней проверяет полноту данных, указанных в декларации о начале выполнения восстановительных работ, и вносит данные в Единый реестр на безвозмездной основе.

Один экземпляр декларации о начале выполнения восстановительных работ после проведения регистрации возвращается заказчику, второй – остается в Минстрое ДНР.

2.4. Строительные работы на объектах строительства, относящихся к I-III категории сложности, за исключением линейных объектов и объектов, приведенных в перечне объектов строительства III категории сложности, строительные работы на которых начинаются после получения разрешения на выполнение строительных работ согласно Приложению 10 к настоящему Временному порядку, могут выполняться заказчиком после регистрации Минстроем ДНР декларации о начале выполнения строительных работ, подготовленной согласно Приложению 4 к настоящему Временному порядку.

Строительные работы на линейных объектах, относящихся к I-III категории сложности, могут выполняться заказчиком после регистрации Минстроем ДНР декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах, подготовленной согласно Приложению 18 к настоящему Временному порядку.

Для регистрации декларации о начале выполнения строительных работ согласно Приложению 4 к настоящему Временному порядку и декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах, подготовленной согласно Приложению 18 к настоящему Временному порядку, заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Минстрой ДНР два экземпляра указанных деклараций.

К декларации о начале выполнения строительных работ согласно Приложению 4 к настоящему Временному порядку прилагается копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция/сервитута, а в случае реконструкции, реставрации (без изменения геометрических размеров фундамента в плане) – копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

К декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах, подготовленной согласно Приложению 18 к настоящему Временному порядку, прилагается копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), заверенная в установленном порядке копия акта выбора трассы, утвержденного руководителем органа местного самоуправления соответствующей административно-территориальной единицы Донецкой Народной Республики.

( абзац пятый пункта 2.4 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

Минстрой ДНР в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня поступления декларации о начале выполнения строительных работ согласно Приложению 4 к настоящему Временному порядку и декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах, подготовленной согласно Приложению 18 к настоящему Временному порядку, проверяет правильность заполнения данных, указанных в декларациях и регистрирует их на безвозмездной основе.

Один экземпляр декларации о начале выполнения строительных работ согласно Приложению 4 к настоящему Временному порядку и декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах, подготовленной согласно Приложению 18 к настоящему Временному порядку, после проведения регистрации возвращается заказчику, второй – остается в Минстрое ДНР.

В случае передачи права на строительство объекта другому заказчику, смены генерального подрядчика, смены лиц, ответственных за проведение авторского или технического надзора, заказчик в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней сообщает в Минстрой ДНР о таких изменениях письмом.

Строительные работы на объектах I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций, выполняются заказчиком после регистрации Минстроем ДНР уведомления о начале выполнения строительных работ на объектах I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций/ о готовности объектов I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций (далее – Уведомление), подготовленного согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку и содержащего сведения о начале выполнения строительных работ на объектах I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций.

( абзац 9 пункта 2.4 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

Для регистрации Уведомления, согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку, заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в Минстрой ДНР два экземпляра указанного Уведомления.

( абзац 10 пункта 2.4 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

Минстрой ДНР в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня поступления Уведомления, подготовленного согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку, проверяет правильность заполнения данных, указанных в Уведомлении, и регистрирует его на безвозмездной основе.

( абзац 11 пункта 2.4 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

Один экземпляр Уведомления, подготовленного согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку, после проведения регистрации возвращается заказчику, второй – остается в Минстрое ДНР

( абзац 12 пункта 2.4 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

( пункт 2.4 раздела II в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

2.5. Строительные работы на объектах строительства, относящихся к IV и V категориям сложности, и на объектах, приведенных в перечне объектов строительства III категории сложности, строительные работы на которых начинаются после получения разрешения на выполнение строительных работ (Приложение 10), могут выполняться после выдачи заказчику Минстроем ДНР разрешения на выполнение строительных работ (Приложение 5).

2.5.1. Для получения разрешения на выполнение строительных работ заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично в Минстрой ДНР заявление о выдаче, перерегистрации, аннулировании разрешения на выполнение строительных работ по форме согласно Приложению 6, к которому прилагаются:

копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком или копия договора суперфиция/сервитута;

копия документа, удостоверяющего право собственности на здание или сооружение, или письменное согласие его собственника на проведение строительных работ в случае реконструкции, капитального ремонта, технического переоснащения, реставрации объекта арендатором помещения;

проектная документация на строительство, разработанная и утвержденная заказчиком (застройщиком) в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики:

( абзац четвертый подпункта 2.5.1 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

Читайте также:  Уведомление об окончании работ по сносу объекта капитального строительства

основные чертежи (планы, разрезы, фасады, ответственные узлы и т.д);

материалы согласования и утверждения проектной документации;

строительный генеральный план объекта, согласованный в установленном законодательством порядке с органами архитектуры и градостроительства, подрядчиком, проектировщиком, заказчиком;

сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

положительные заключения государственной экспертизы проектной документации;

заверенные копии лицензий, которые дают право на выполнение строительных работ и проведение технического надзора, договор генподряда (подряда) на выполнение строительных работ;

( абзац одиннадцатый подпункта 2.5.1 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

копии приказов о назначении лиц, ответственных за выполнение строительных работ, лиц, осуществляющих авторский и технический надзор;

прошнурованный общий журнал работ.

2.5.2. Минстрой ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче, перерегистрации, аннулировании разрешения на выполнение строительных работ (Приложение 6), принимает решение о выдаче разрешения на выполнение строительных работ или отказе в его выдаче. Основанием для отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ являются:

2.5.2.1. не предоставление документов, обязательность предоставления которых установлена настоящим Временным порядком;

( подпункт 2.5.2.1 подпункта 2.5.2 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.5.2.2 несоответствие предоставленных документов требованиям законодательства;

2.5.2.3 выявление недостоверных сведений в представленных документах (установление факта, что на дату предоставления документов информация, указанная в них, не соответствовала действительности).

( подпункт 2.5.2.3 подпункта 2.5.2 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.5.3. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на выполнение строительных работ, Минстрой ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия заявления о выдаче, перерегистрации, аннулировании разрешения на выполнение строительных работ, выдает заявителю письмо с обоснованием причин отказа.

После устранения указанных недостатков заказчик может повторно обратиться в Минстрой ДНР для получения разрешения на выполнение строительных работ. Отказ в выдаче разрешения на выполнение строительных работ может быть обжалован в суде.

2.5.4. В случае передачи права на строительство объекта другому заказчику или изменения генерального подрядчика или подрядчика, разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации в Минстрое ДНР.

Перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ осуществляется в порядке, предусмотренном для его выдачи.

2.5.5. В случае замены лиц, ответственных за проведение авторского, технического надзора или ответственных за выполнение работ, заказчик в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня их замены обращается в Минстрой ДНР с уведомлением об изменении данных в выданном разрешении на выполнение строительных работ по форме согласно Приложению 7.

Уведомление об изменении данных в выданном разрешении на выполнение строительных работ (Приложение 7) заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр указанного уведомления направляется в Минстрой ДНР и является неотъемлемой частью выданного разрешения на выполнение строительных работ, а второй – остается у заказчика.

2.5.6. По обращению заказчика Минстрой ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней выдает разрешение на выполнение строительных работ с учетом всех уведомлений об изменении данных в выданном разрешении на выполнение строительных работ.

2.5.7. Разрешение на выполнение строительных работ может быть аннулировано Минстроем ДНР в случае:

2.5.7.1 предоставления заказчиком заявления о выдаче, перерегистрации, аннулировании разрешения на выполнение строительных работ по форме согласно Приложению 6 к настоящему Временному порядку (предусмотренные пунктом 2.5.1 настоящего Временного порядка документы, которые прилагаются к заявлению о выдаче, перерегистрации, аннулировании разрешения на выполнения строительных работ, не подаются);

2.5.7.2. наличия сведений о прекращении в установленном порядке хозяйственной деятельности, смерти физического лица либо признания безвестно отсутствующим;

( подпункт 2.5.7.2 подпункта 2.5.7 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.5.7.3. препятствования заказчиком реализации государственного архитектурно строительного контроля и надзора;

( подпункт 2.5.7.3 подпункта 2.5.7 пункта 2.5 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.5.7.4. поступления предписания, требования прокуратуры, решения суда, вступившего в законную силу.

( подпункт 2.5.7.4 подпункта 2.5.7 пункта 2.5 введен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.6. Указанные в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего Временного порядка документы, дающие право на выполнение подготовительных, восстановительных, строительных работ, действительны до завершения строительства.

Срок действия разрешения на выполнение строительных работ устанавливается Минстроем ДНР (в соответствии с проектом строительства либо договором подряда). По истечении срока действия разрешения на выполнение строительных работ заказчик обязан продлить его в Минстрое ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней. Нарушение этого срока дает основание признать строительство самовольным и влечет за собой наступление последствий, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством об административной ответственности в сфере архитектурно-строительной деятельности.

( абзац второй пункта 2.6 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

2.7. Документом, подтверждающим регистрацию декларативного документа в Едином реестре, является подготовленное Минстроем ДНР по форме согласно Приложению 21 извлечение из Единого реестра. Извлечение из Единого реестра выдается Минстроем ДНР заявителю одновременно с декларативным документом и является его неотъемлемой частью.

( пункт 2.7 введен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 15.10.2020 № 234-нпа )

III. Порядок приема в эксплуатацию законченных строительством объектов и восстановленных объектов, пострадавших при проведении боевых действий

3.1. Объекты, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, а также индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, построенные до 05 августа 1992 года (не относящиеся к самовольному строительству по результатам технической инвентаризации), принимаются в эксплуатацию путем регистрации Минстроем ДНР поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (для индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек) согласно Приложения 11.

3.2. Прием в эксплуатацию объектов, относящихся к I-III категории сложности, за исключением линейных объектах и объектов, приведенных в перечне объектов строительства III категории сложности, строительные работы на которых начинаются после получения разрешения на выполнение строительных работ согласно Приложению 10 к настоящему Временному порядку, проводится путем регистрации Минстроем ДНР поданной заказчиком декларации о готовности к эксплуатации объекта I-III категории сложности согласно Приложению 12 к настоящему Временному порядку.

Прием в эксплуатацию линейных объектов, относящихся к I-III категории сложности, проводится путем регистрации Минстроем ДНР поданной заказчиком декларации о готовности к эксплуатации линейного объекта согласно Приложению 19 к настоящему Временному порядку.

Прием в эксплуатацию объектов I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций, проводится путем регистрации Минстроем ДНР поданного заказчиком (его уполномоченным лицом) Уведомления согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку, содержащего сведения о готовности объектов I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций.

( абзац третий пункта 3.2 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

Регистрация Уведомления, подготовленного согласно Приложению 20 к настоящему Временному порядку, содержащего сведения о готовности объектов I-III категории сложности, относящихся к сооружениям телекоммуникаций, осуществляется Минстроем ДНР в порядке, предусмотренном абзацами одиннадцатым, двенадцатым пункта 2.4 раздела II настоящего Временного порядка.

( абзац четвертый пункта 3.2 введён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 16.09.2020 № 195-нпа)

( пункт 3.2 раздела III в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

3.3. Прием в эксплуатацию объектов, относящихся к IV и V категориям сложности и объектов, приведенных в перечне объектов строительства III категории сложности, строительные работы на которых начинаются после получения разрешения на выполнение строительных работ (Приложение 10), осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации (Приложение 15) путем выдачи Минстроем ДНР сертификата готовности объекта к эксплуатации (далее – сертификат) по форме Приложения 16.

3.4. Прием в эксплуатацию восстановленных объектов, пострадавших при проведении боевых действий, проводится путем регистрации Минстроем ДНР поданной заказчиком декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации (Приложение 17).

3.5. В случае приема объекта в эксплуатацию в I или IV квартале сроки выполнения отдельных видов работ по отделке фасадов и благоустройству территории могут быть перенесены, но только в связи с неблагоприятными погодными условиями. Перечень таких работ и сроки их выполнения определяются заказчиком, о чем делается соответствующая запись в декларации о готовности объекта к эксплуатации или в акте готовности объекта к эксплуатации.

3.6. Если проектной документацией определен пусковой комплекс (очередь), он может быть принят в эксплуатацию отдельно от объекта. При этом пусковой комплекс (очередь) должен соответствовать требованиям по его безопасной эксплуатации.

3.7. Жилые дома, построенные за средства юридических и физических лиц, могут приниматься в эксплуатацию без выполнения внутренних отделочных работ в квартирах и встроенно-пристроенных помещениях, не влияющих на эксплуатацию жилых домов, если это обусловлено договором о строительстве, при условии соответствия их санитарным, противопожарным и техническим требованиям.

Жилые дома, в которых есть построенные за средства республиканского и местных бюджетов квартиры, предназначенные, в частности, для социально незащищенных слоев населения (инвалидов, участников Великой Отечественной войны и боевых действий, многодетных семей, граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и т. д.), принимаются в эксплуатацию при условии выполнения внутренних отделочных работ в таких квартирах в полном объеме.

3.8. На объекте должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектной документацией в соответствии со строительными нормами, стандартами и правилами, а также смонтировано и испытано оборудование и приняты в эксплуатацию в установленном порядке системы противопожарной защиты.

На объекте производственного назначения, на котором установлено технологическое оборудование, должны быть проведены пусконаладочные работы согласно технологическому регламенту, предусмотренные проектом строительства, созданы безопасные условия для работы производственного персонала и пребывания людей в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда и промышленной безопасности, пожарной и техногенной безопасности, экологических и санитарных норм.

3.9. В случае признания права собственности на объект по решению суда, он принимается в эксплуатацию согласно настоящему Временному порядку при условии возможности его надежной и безопасной эксплуатации по результатам проведения технического осмотра и оценки состояния строительных конструкций, сооружений и инженерных сетей такого объекта.

Технический осмотр и оценка состояния строительных конструкций, сооружений и инженерных сетей объектов проводится субъектом хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление данного вида хозяйственной деятельности, с учетом требований законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Запрещается проведение технического осмотра исключительно по фотографиям, видеозаписям, чертежам или другим документам без визуального осмотра объекта.

На основании информации, полученной во время технического осмотра, с учетом данных технического паспорта, а также проектной и другой технической документации на объект (если таковая имеется) составляется техническое заключение о возможности надежной и безопасной эксплуатации объекта.

3.10. Для регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации любой формы заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично в Минстрой ДНР или направляет заказным письмом с описью вложения два экземпляра декларации:

3.10.1. по объектам, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, а также индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, построенных до 5 августа 1992 года (не относящихся по результатам технической инвентаризации к самовольному строительству) – декларации о готовности объекта к эксплуатации (для индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек) по форме, приведенной в Приложении 11 к настоящему Временному порядку;

3.10.2. по объектам, которые относятся к I-III категории сложности, за исключением линейных объектов и объектов, приведенных в перечне объектов строительства III категории, строительные работы на которых начинаются после получения разрешения на выполнение строительных работ согласно Приложению 10 к настоящему Временному порядку – декларации о готовности к эксплуатации объекта I-III категории сложности по форме, приведенной в Приложении 12 к настоящему Временному порядку;

3.10.3. по объектам недвижимого имущества, право собственности на которое признано по решению суда – декларации о готовности объекта к эксплуатации (для объектов недвижимого имущества, право на которые признано судом) по форме, приведенной в Приложении 13 к настоящему Временному порядку;

3.10.4. по восстановленным объектам – декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации по форме, приведенной в Приложении 17 к настоящему Временному порядку;

3.10.5. по линейным объектам, относящимся к I-III категории сложности – декларации о готовности к эксплуатации линейного объекта по форме, приведенной в Приложении 19 к настоящему Временному порядку.

( пункт 3.10 раздела III в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

Читайте также:  Форма заявления на выдачу разрешение на строительство

3.11. К декларациям о готовности объекта к эксплуатации, указанным в пункте 3.10 настоящего Временного порядка, прилагается:

для декларации о готовности объекта к эксплуатации (для индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек), указанной в подпункте 3.10.1 пункта 3.10 настоящего Временного порядка, – копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция/сервитута, копия паспорта о технической инвентаризации объекта строительства;

для декларации о готовности объекта к эксплуатации объекта I-III категории сложности, указанной в подпункте 3.10.2 пункта 3.10 настоящего Временного порядка, – копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц предпринимателей), копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция/сервитута, в случае реконструкции – копия правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, копия паспорта о технической инвентаризации объекта строительства;

для декларации о готовности объекта к эксплуатации (для объектов недвижимого имущества, право на которые признано судом), указанной в подпункте 3.10.3 пункта 3.10 настоящего Временного порядка, – копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция/сервитута, копия решения суда о признании права собственности, отчет о проведении технического обследования и оценки технического состояния строительных конструкций, сооружений и инженерных сетей, выполненный субъектом хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление данного вида хозяйственной деятельности.

для декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации, указанной в подпункте 3.10.4 пункта 3.10 настоящего Временного порядка, – копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция/сервитута, копия паспорта о технической инвентаризации объекта строительства;

для декларации о готовности линейного объекта к эксплуатации, указанной в подпункте 3.10.5 пункта 3.10 настоящего Временного порядка, – копия паспорта (для физических лиц), копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), акт приема-передачи законченных работ, подписанный подрядчиком и заказчиком.

Один экземпляр деклараций о готовности объекта к эксплуатации, указанных в пункте 3.10 настоящего Временного порядка, после проведения регистрации возвращается заказчику, а второй – остается в Минстрое ДНР.

Минстрой ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня подачи (поступления) деклараций о готовности объекта к эксплуатации, указанных в пункте 3.10 настоящего Временного порядка, проверяет правильность заполнения и регистрирует их на безвозмездной основе.

( пункт 3.11 раздела III в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

3.12. Для регистрации декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает в Минстрой ДНР лично или направляет заказным письмом с описью вложения два экземпляра декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации по форме согласно Приложению 17.

Минстрой ДНР в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации проверяет полноту данных, указанных в ней, и вносит информацию в Единый реестр на безвозмездной основе.

Датой принятия в эксплуатацию восстановленного объекта является дата регистрации декларации о готовности восстановленного объекта к эксплуатации.

3.13. Для получения сертификата готовности объекта к эксплуатации (далее – сертификат) заказчик (его уполномоченное лицо) подает лично в Минстрой ДНР заявление о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта и выдачу сертификата готовности объекта к эксплуатации (далее – заявление) по форме согласно Приложению 14, к которому прилагается акт готовности объекта к эксплуатации по форме согласно Приложению 15.

3.14. Для проведения проверки соответствия объекта проектной документации, требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил, Минстроем ДНР в течение 20 (двадцати) рабочих дней создается комиссия по приемке объекта в эксплуатацию.

Обязательными (постоянными) членами комиссии по приемке в эксплуатацию объектов, указанных в п. 3.3 настоящего Временного порядка, являются представитель Минстроя ДНР, представитель органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект строительства, представитель Государственной архитектурно-строительной инспекции Донецкой Народной Республики, представитель органа государственного пожарного надзора, представитель государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На объектах, входящих в оперативное управление Государственного комитета по экологической политике и природным ресурсам Донецкой Народной Республики, Государственного комитета горного и технического надзора Донецкой Народной Республики, Государственной автомобильной инспекции Донецкой Народной Республики, в состав комиссии включаются также представители данных ведомств по сфере управления.

До начала работы комиссии акт готовности объекта к эксплуатации (Приложение 15) должны подписать заказчик, генеральный подрядчик (подрядчик), генеральный проектировщик (проектировщик).

На основании результатов проверки комиссии по приемке в эксплуатацию Минстрой ДНР не позднее 20-го рабочего дня с момента регистрации заявления принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче.

Сертификат изготавливается в одном экземпляре и выдается заказчику (уполномоченному им лицу).

3.15. Основанием для отказа в выдаче сертификата являются:

3.15.1 непредставление документов, необходимых для принятия решения о выдаче сертификата;

3.15.2 выявление недостоверных сведений в представленных документах (установление факта, что на дату предоставления документов информация, указанная в них, не соответствовала действительности);

( подпункт 3.15.2 пункта 3.15 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

3.15.3 несоответствие объекта строительства проектной документации, требованиям строительных норм, стандартов и правил.

3.16. В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата Минстрой ДНР выдает заказчику в течение 20 (двадцати) рабочих дней, с даты регистрации заявления, решение с обоснованием причин отказа.

После устранения недостатков, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выдаче сертификата, заказчик может повторно обратиться в Минстрой ДНР для выдачи сертификата.

IV. Порядок реализации прав и обязанностей заказчика, ответственность заказчика

( наименование раздела IV в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

4.1. Заказчик несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданных им декларативных документах.

4.2. Выполнение строительных работ без соответствующего документа, который дает право выполнять такие работы, считается самовольным строительством и влечет за собой наступление последствий, предусмотренных гражданским законодательством и законодательством об административной ответственности в сфере архитектурно-строительной деятельности.

( пункт 4.2 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

4.3. Минстрой ДНР в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней отменяет регистрацию декларативного документа по решению суда об отмене регистрации, вступившему в законную силу. Об отмене регистрации заказчик письменно уведомляется в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня отмены.

4.4. После отмены регистрации декларативного документа заказчик имеет право повторно обратиться с документами в Минстрой ДНР.

4.5. Реконструкция, реставрация, восстановление или капитальный ремонт объектов строительства без изменения внешних геометрических размеров их фундаментов в плане; устройство крылец и пандусов на придомовой территории многоквартирного жилого дома; реконструкция или капитальный ремонт автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных объектов и коммуникаций в пределах земель их размещения; новое строительство линейных объектов; комплексная реконструкция кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда и новое строительство линейных объектов, элементов благоустройства в соответствии с утвержденной градостроительной документацией по заказу органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих землях административно-территориальных единиц, могут осуществляться при отсутствии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком.

( пункт 4.5 раздела IV в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

4.6. Проектная документация (проект) подлежит обязательной государственной экспертизе для строительных объектов:

IV-V категории сложности, относительно требований к прочности, надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, энергосбережения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной и техногенной безопасности, ядерной и радиационной безопасности.

III категории сложности относительно требований к прочности, надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности инженерного обеспечения, энергосбережения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной и техногенной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, при выполнении следующих строительных работ:

новое строительство, реконструкция общежитий, многоквартирных жилых домов этажностью более двух этажей, гостиничных зданий (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, рестораны и бары), административных зданий, промышленных объектов более 500 кв.м., торговых зданий площадью более 300 кв.м.;

сооружаемых на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями в части надежности, долговечности объектов строительства, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения.

I-III категории сложности, сооружаемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, относительно их сметной части.

4.7. Перечень объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, приведен в Приложении 9 к настоящему Временному порядку.

4.8. Заказчик обязан в течение 7 (семи) календарных дней со дня регистрации Минстроем ДНР декларативного документа, выдачи сертификата или разрешения на выполнение строительных работ, письменно проинформировать об этом:

4.8.1 орган местного самоуправления по местонахождению объекта строительства;

4.8.2 орган государственного пожарного надзора.

4.9. В случае утери или повреждения декларативного документа, сертификата, разрешения на выполнение строительных работ Минстрой ДНР на безвозмездной основе выдает дубликат такого документа в течение 20 (двадцати) рабочих дней после поступления от заказчика соответствующего заявления с подтверждением размещения им в средствах массовой информации сообщения о потере или предоставления поврежденного документа.

4.10. Работы по реконструкции квартир в многоквартирных жилых домах или индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, без вмешательства в несущие конструкции и без изменения внешних геометрических размеров фундаментов в плане могут выполняться без проведения технического надзора (на усмотрение заказчика).

4.11. Выявление недостоверных данных (установление факта, что на дату регистрации декларативного документа информация, указанная в нем, не соответствовала действительности), приведенных в зарегистрированном декларативном документе, является основанием считать объект самовольным строительством, регистрация такого декларативного документа подлежит отмене Минстроем ДНР.

( абзац первый пункта 4.11 раздела IV в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 15.03.2018 № 51-нпа)

Об отмене регистрации декларативного документа заказчик письменно уведомляется в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня отмены.

4.12. Уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, разрешения на выполнение строительных работ, полученные до вступления в силу настоящего Временного порядка, действуют до завершения строительства объекта.

4.13. Зарегистрированная декларация о готовности объекта к эксплуатации любой формы или сертификат готовности объекта к эксплуатации являются основанием для заключения договоров о поставках ресурсов, необходимых для функционирования объекта – воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

4.14. Датой приемки в эксплуатацию объекта строительства является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации любой формы или выдачи сертификата готовности объекта к эксплуатации.

4.15. Эксплуатация объектов, не принятых в эксплуатацию, запрещается.

4.16. Сведения о зарегистрированных декларативных документах, выданных разрешениях и сертификатах вносятся в Единый реестр.

4.17. В случае, если декларативный документ оформлен с нарушением требований, установленных настоящим Временным порядком, Минстрой ДНР возвращает его заказчику на доработку с обоснованием причин возвращения в срок, предусмотренный для его регистрации.

( абзац первый пункта 4.17 в ред. приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 23.06.2021 № 248-нпа )

После устранения недостатков, послуживших основанием для возврата декларативного документа, заказчик может повторно обратиться в Минстрой ДНР для его регистрации.

4.18. Выдача и регистрация разрешительных и декларативных документов на выполнение строительных работ, прием в эксплуатацию законченных строительством объектов, на которых в установленном порядке введена временная государственная администрация (временный администратор), проводится без предоставления документов, удостоверяющих право собственности или пользования объектом строительства, при условии предоставления временной администрацией (временным администратором), заверенной в установленном порядке копии нормативного правового акта Главы Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики или Председателя Совета Министров Донецкой Народной Республики о введении временной государственной администрации на объект строительства.

( пункт 4.18 раздела IV введен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 15.03.2018 № 51-нпа)

4.19. Заказчик обязан в течение семи календарных дней со дня регистрации декларации о начале выполнения восстановительных работ, уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ на линейных объектах письменно проинформировать об этом орган местного самоуправления по местонахождению объекта строительства, а также органы государственного пожарного надзора.

Читайте также:  Договор на согласование документации на строительство

( пункт 4.19 раздела IV введен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

4.20. Заказчик обязан в течение семи календарных дней со дня принятия в эксплуатацию объекта:

подать копию зарегистрированной декларации о готовности к эксплуатации объекта I-III категории сложности, декларации о готовности объекта к эксплуатации (для индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек), декларации о готовности к эксплуатации линейного объекта в орган местного самоуправления по местонахождению объекта строительства,

письменно проинформировать органы государственного пожарного надзора о введении в эксплуатацию объекта.

( пункт 4.20 раздела IV введен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР от 28.08.2018 № 172-нпа)

Источник: gisnpa-dnr.ru

Тема 13. Правовое регулирование строительной деятельности.

Строительство является отраслью национальной экономики, которая создает основные фонды производственного и не­производственного назначения для удов­летворения потребностей общества. В области строительства инвестиции пре­вращаются в материальные объекты, про­дукцию в виде зданий и сооружений.

Процесс строительства или строительная деятельность объединяет комплекс работ — проектных, строительных, монтажных и других, которые выполняются в тех­нологической последовательности с целью создания строительной продукции.

Хозяйственные правоотношения, возникающие при совершении строительной деятельности, регулируются законами Украины «Об инвестиционной деятельно­сти» от 18 сентября 1991 г., «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 г., «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и орга­низаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14 октября 1994 г., «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 1999 г., «Об имущественной ответ­ственности за нарушение условий договора подряда (контракта) о выполнении ра­бот на строительстве объектов» от 6 апреля 2000 г., «О планировании и застрой­ке территорий» от 20 апреля 2000 г., общими и специальными нормами Гражданского кодекса Украины, другими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Пра­вила определения стоимости строительства: Государственные строительные нормы Украины (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27 августа 2000 г., под строительством понимают — новое строительство, расшире­ние, реконструкцию и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооруже­ний, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения, благо­устройство, а также реставрацию памятников архитектуры и градостроительства.

Объектами градостроительства являются территория Украины, территории ее административно-территориальных единиц и их функциональные территории, здания, сооружения и их комплексы, коммуникации и сооружения инженерной и транспортной инфраструктуры.

Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 1999 г. опреде­ляет правовые и организационные принципы совершения этой деятельности и на­правлен на достижение эстетической выразительности, экономической целесооб­разности и надежности зданий, сооружений и их комплексов.

Закон устанавливает основы государственного архитектурно-строительного контроля. Закон Украины от 20 апреля 2000 г. «О планировании и застройке террито­рий» определяет правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий и направлен на обеспечение устойчивого раз­вития населенных пунктов. Под планированием территорий имеется в виду про­цесс регулирования их использования, состоящий в создании и внедрении градо­строительной документации, постановлении и реализации соответствующих решений.

Основными заданиями планирования и застройки территорий являются: определение и рациональное расположение территорий жилищной и общественной застройки, промышленных, рекреационных и других территорий и объектов; опре­деление, изъятие и предоставление земельных участков для градостроительных нужд; регулирование застройки населенных пунктов и территорий. Планирование территорий осуществляется на общегосударственном, региональном и местном уровнях соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Планирование и застройка отдельных земельных участков осу­ществляется их владельцами или пользователями в установленном порядке.

Особенности осуществления строительной деятельности

Роль строительной деятельности и продукции строительства в жизни общества, необходимость сочетания при ее осуществлении государственных, обществен­ных, коллективных и частных интересов обусловливают предъявление к ней соот­ветствующих требований. Общие требова­ния к строительной деятельности опреде­лены Законом Украины «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 г., согласно которому при градостроительстве должны быть, в частности, обеспече­ны: разработка градостроительной документации, проектов конкретных объектов в соответствии с государственными стандартами, нормами и правилами, архитек­турно-планировочными заданиями и техническими условиями; размещение и строительство объектов соответственно градостроительной документации и проек­там этих объектов.

Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. устанавливает формы градостроительной документации, общие требования к ее содержанию, порядку разработки и утверждения.

Градостроительной доку­ментацией на общегосударственном уровне является Генеральная схема планиро­вания территории Украины, которая разрабатывается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой Украины. Она определяет концептуальные реше­ния планирования и использования территории государства. Органы исполнитель­ной власти, органы местного самоуправления руководствуются Генеральной схе­мой, в частности, во время подготовки проектов государственных программ по вопросам развития инженерно-транспортной инфраструктуры, выбора трасс и проектирования важнейших транспортных, энергетических и других инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.

На региональном уровне градостроительной документацией являются схемы планирования территории, которые определяют принципиальные решения планирования и застройки соответствующих террито­рий, их отдельных частей. Схемы планирования территорий АРК, областей, ра­йонов утверждаются соответствующими советами.

Планирование территорий на местном уровне обеспечивается органами мест­ного самоуправления и заключается в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном, уров­не, другой градостроительной документации и обеспечении их соблюдения. Гене­ральный план населенного пункта определяет принципиальные решения развития, планирования и застройки населенного пункта.

Для отдельных ра­йонов, микрорайонов, кварталов в качестве градостроительной документации со­гласно генеральному плану разрабатывается детальный план территории и проект застройки территории. Последний объединяет свойства градострои­тельной и проектной документации и разрабатывается для комплексов зданий и сооружений.

Лица, имеющие намерение осуществить строительство на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов разрешение на строитель­ство объекта градостроительства. Разрешение дается в течение двух месяцев со дня подачи письменного заявления на основании комплексного вывода о соот­ветствии предполагаемого строительства градостроительной документации госу­дарственным строительным нормам, местным правилам застройки. Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проекти­рование, проведение проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ.

Архитектурно-планировочное задание со­держит комплекс градостроительных и архитектурных требований и особых усло­вий проектирования и строительства объекта, вытекающих из положений утвер­жденной градостроительной документации, местных правил застройки, соответствующих решений органов государства и местного самоуправления (в частности, об охране памятников истории и культуры, окружающей среды и т. п.).

Технические условия — это комплекс условий и требований по инженерному обеспечению объекта, которые должны отвечать его расчетным параметрам, в том числе водоснабжения, канализации, тепло-, энерго-, газоснабжения, радиофика­ции, внешнего освещения, отведения сточных вод, телефонизации, телевидения, диспетчеризации, пожарной безопасности, а также особых условий.

Задание на проектирование составляется в соответствии с архитектурно-планировочным за­данием, техническими условиями и содержит требования заказчика к планировоч­ным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объ­екта, его основным параметрам стоимости и организации его строительства.

Согласно Закону Украины «О планировании и застройке территорий» про­ектная документация на строительство объектов градостроительства (по терминологии Закона Украины «Об архитектурной деятельности» и некоторых других нормативных актов — проект объекта) — это утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также сметы объектов строительства.

Проектная документация разра­батывается в соответствии с исходными данными на проектирование, с соблюде­нием требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки, согласовывается с органом градостроительства и архи­тектуры и утверждается заказчиком в установленном порядке. В предусмотрен­ных Законом случаях разработка проектной документации осуществляется на кон­курсной основе.

Строительство объекта осуществляется в соответствии с утвержденной про­ектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами, местными правилами застройки населенных пунктов. Документом, удостоверяю­щим право на выполнение строительных работ, подключение объекта к инженер­ным сетям и сооружениями и т. д., является разрешение на выполнение строи­тельных работ. Разрешение выдается инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля. Отказ в выдаче разрешения может быть обжалован в суд.

Источник: studfile.net

Юридическое сопровождение строительства

Правовой центр «Два М» осуществляет сопровождение строительства на всех этапах.

Строительство зданий и сооружений требует от застройщиков взаимодействия с органами государственной власти, проектными и инженерными организациями, поставщиками стройматериалов и конструкций, а также подрядчиками, привлекаемыми для выполнения строительных работ. В ходе реализации строительных проектов возникает множество задач и спорных ситуаций, успешное разрешение которых невозможно без профессиональной юридической поддержки.

Установление разрешенного использования земельного участка и параметров застройки под реализацию конкретного проекта

Если текущий вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка не допускает размещение на участке желаемого объекта, реализация проекта по строительству (реконструкции) должна начинаться с изменения ВРИ участка. Порядок изменения ВРИ участка будет зависеть от того, предусмотрен ли желаемый вид деятельности (например, размещение магазина) текущим градостроительным регламентом участка в числе основных, условно-разрешенных или вспомогательных видов использования.

Правовой центр сопровождает «под ключ» установление необходимого разрешенного использования земельного участка, а также предельных параметров строительства под реализацию конкретного проекта, в том числе путем

внесения изменений в ПЗЗ.

Исключение из ГПЗУ сведений, препятствующих реализации проекта по строительству (реконструкции)

Обязательным документом для получения разрешения на строительство является градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).

Одна из типичных проблем, с которой сталкиваются многие застройщики при получении ГПЗУ – включение в него органом власти тех или иных сведений, препятствующих реализации проекта или создающих дополнительные сложности (указание на вхождение участка в ту или иную зону с особыми условиями использования территорий, необходимость разработки проекта планировки территории, нулевые параметры застройки и др.).

В зависимости от ситуации, застройщику целесообразно оспаривать ГПЗУ либо оспаривать или вносить изменения в документ, на основании которого в ГПЗУ включены соответствующие сведения (ПЗЗ, акт об установлении границ

Оспаривание решений органов власти об отказе в выдаче разрешительной документации

Возведение (реконструкция) объекта капитального строительства (ОКС) нередко блокируется отказом органа государственной власти в выдаче разрешения на строительство. В свою очередь, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приводит к невозможности легальной эксплуатации завершенного строительством объекта и получения от указанной деятельности дохода, на который застройщик рассчитывал при планировании инвестиционного проекта. Для объектов ИЖС (возводимых в упрощенном порядке) актуальная проблема – получение отказа Росреестра в постановке на кадастровый учет.

Отметим, что решения органов власти об отказе в выдаче разрешительной документации далеко не всегда имеют под собой законные основания.

В портфеле Правового центра «Два М» содержится значительное количество дел об успешном оспаривании в судебном порядке отказов органов власти в выдаче разрешительной документации. Одним из знаковых является дело № А40-278987/2019. Юристам «Два М» удалось добиться не только признания незаконным отказа Мосгосстройнадзора в выдаче разрешения на ввод реконструированного офисного здания в Москве в эксплуатацию, но и взыскания с органа власти в пользу клиента более 9 млн. рублей убытков, возникших в связи с таким отказом.

Урегулирование претензий контролирующих органов власти

Осуществление градостроительной деятельности требует от застройщиков соблюдения огромного количества требований – к обустройству и содержанию строительных площадок, требований технических регламентов к ведению исполнительной документации, экологических, санитарных норм и так далее.

Несоблюдение любого из установленных требований является основанием для вынесения контролирующим органом предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения застройщика (генподрядчика) к административной ответственности. При этом поводом к проверке может стать, в том числе, информация, поступившая от третьих лиц (например, жалоба жителей соседствующего со стройкой жилого дома на загрязнение близлежащей территории выезжающей со строительной площадки техникой).

Несмотря на, казалось бы, отлаженный механизм выявления и фиксации таких правонарушений, органами власти зачастую допускаются грубые процедурные нарушения. Например, постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено в отсутствие представителя привлекаемого к ответственности лица, не извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела. В некоторых случаях имеет смысл обосновывать отсутствие события или состава правонарушения.

Сопровождение споров по договорам подряда

Юридическое сопровождение строительства – это не только обеспечение получения разрешительной документации и урегулирование иных вопросов взаимодействия с государственными органами, но и работа, связанная с заключением, исполнением и расторжением договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также работ по строительству.

Большая часть спорных ситуаций в процессе строительства возникает в связи с нарушением подрядными организациями своих обязательств в части сроков выполнения работ и/или требований к качеству выполненных работ.

Правовой центр «Два М» имеет большой опыт представления интересов строительных компаний в спорах по договорам подряда – как на этапе досудебной работы (проведение строительных экспертиз, составление дефектных ведомостей, направление уведомлений / претензий по выявленным недостаткам / просрочке выполнения работ, уведомлений о зачете и др.), так и на этапе представления интересов в судебных инстанциях.

Источник: www.2m.ru

Рейтинг
Загрузка ...