Предельные размеры земельных участков для строительства устанавливаются

Содержание

Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предоставляемых в собственность гражданам из государственных или муниципальных земель, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков для этих целей, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются:

— федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

— законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

— нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Для строительства других объектов предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Минимальный и максимальный допустимый размер участка для раздела и объединения.

1. На каком виде права могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам?

2. Какие земельные участки не могут предоставляться в собственность гражданам и юридическим лицам?

3. В каких случаях земельные участки предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов? Какие права на земельные участки могут возникать при этом?

4. В каких случаях земельные участки предоставляются для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов без проведения торгов?

5. Каков порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов?

Какие права могут возникнуть на земельные участки, предоставленные для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов?

7. Каков порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов? Какие документы подготавливаются и утверждаются на каждом этапе?

8. Для размещения каких объектов могут быть изъяты земельные участки?

9. Подлежит ли государственной регистрации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд? За какое время до изъятия собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены об этом?

10. Что включается в выкупную цену при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем выкупа?

11. Какие выплаты предусмотрены законодательством в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков у землепользователей, землевладельцев, арендаторов?

12. В соответствии с какими документами устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых для строительства?

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА по ЕГРН. ОБРАТНАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА длина сторон участка по координатам

Источник: sci-lib.biz

Предельные размеры земельных участков для строительства устанавливаются

Ведущий научный сотрудник НИИ современного права

Волгоградской академии государственной службы,

доктор юридических наук

Нормирование земельных участков в Российской Федерации

Институт нормирования земельных участков является традиционным для отечественного земельного законодательства и восходит к ЗК РСФСР 1922 г. В своем современном виде он представлен в ст.33 ЗК РФ.

Согласно данной статье, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.1).

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами п.1 рассматриваемой статьи, устанавливаются:

— федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

— законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

— нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований (п.2).

Для целей, не указанных в п.1 ст.33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п.3).

Анализ норм, сформулированных в данной статье, позволяет высказать ряд следующих соображений.

1. Необходимо четко определить сферу действия ст. 33 ЗК РФ. Во-первых, эти нормы распространяются исключительно на случаи предоставления земельного участка из государственной или муниципальной собственности впервые и только в собственность гражданам. Следовательно, в случае переоформления (приватизации) гражданином земельного участка, данные предельные размеры не подлежат применению, равно как и в случаях, когда гражданин (или юридическое лицо) желает разделить участок на два и более в целях продажи (залога) либо совершения иных сделок.

Во-вторых, в п.1 ст.33 ЗК РФ указан исчерпывающий перечень видов целевого назначения земельных участков, применительно к которым и действуют ее нормы. Во всех иных случаях действует иной порядок определения предельных размеров земельных участков, предусмотренный специальным законодательством.

В-третьих, нормы ст.33 ЗК РФ не распространяются на случаи определения максимального количества земельных участков у одного лица, которые могут у него находиться в собственности (то есть гражданин может при желании купить у других граждан любое количество земельных участков для индивидуального жилищного строительства или садоводства). В таких случаях действуют общие правила п.2 ст.213 ГК РФ (кроме земель сельскохозяйственного назначения, попадающих в сферу действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.).

В-четвертых, в сферу действия п.п.1,2 ст.33 ЗК РФ попадают лишь граждане (максимум – граждане предприниматели, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство). Предельные размеры земельных участков для юридических лиц определяются иными нормативно-правовыми актами (например, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.).

В-пятых, в ст.33 ЗК РФ идет речь о предоставлении земельных участков гражданам только на праве собственности. Поэтому для определения размеров служебного надела (ст.24 ЗК РФ) в случае предоставления участка на праве безвозмездного срочного пользования, равно как и при аренде государственных или муниципальных земель, нормы этой статьи не действуют.

Соответствие земельного участка установленным предельным размерам имеет важные юридические последствия. Например, согласно п.3 ст.20 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано, в частности, если площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

2. В п.1 ст.33 ЗК РФ определены органы публичной власти, устанавливающие предельные размеры предоставления земельных участков за плату. Бесплатно (в порядке п.2 ст.28 ЗК РФ) на любом уровне публичной власти может быть установлена возможность предоставления участка в собственность, но только из земель, находящихся в соответствующей публичной собственности. Следовательно, хотя федеральные органы не участвуют в установлении норм предоставления земельных участков за плату (п.1), они имеют возможность предоставить участок из федеральной собственности бесплатно. При этом федеральный орган не связан целями, указанными п.1 ст. 33 ЗК РФ.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что если орган местного самоуправления решит предоставить за плату земельный участок из состава муниципальной собственности, например, для садоводства, он будет руководствоваться нормами предоставления земельных участков, утвержденных соответствующим субъектом РФ. Если же он решит предоставить участок бесплатно для садоводства – его максимальный размер будет определен муниципальным правовым актом.

Представляется, что п.2 ст. 33 ЗК РФ дублирует иные нормы ЗК РФ, предусматривающие, что каждый уровень публичной власти распоряжается (в том числе и посредством бесплатной передачи гражданам) только теми земельными участками, которые находятся у него в собственности. Необходимо также иметь в виду, что п.2 ст.33 ЗК РФ в полной мере будет действовать лишь после окончания процедуры разграничения государственной собственности на землю.

3. Нормы ст.33 ЗК РФ необходимо рассматривать, в первую очередь, в контексте градостроительного законодательства, поскольку ст.38 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. (далее – ГрадК РФ) устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Данный контекст означает, что с принятием ГрадК РФ процедура определения таких максимальных и минимальных размеров изменилась хотя бы потому, что кодекс объединил определение предельных размеров земельных участков и параметров капитального строительства в единый комплекс. Теперь данные требования будут содержаться не в разрозненных нормативно-правовых актах разного уровня и юридической силы, а в градостроительном регламенте, входящим составной частью в правила землепользования и застройки. В свою очередь, правила землепользования и застройки должны разрабатываться с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому именно градостроительным регламентом и будут определены предельные размеры земельных участков и параметры строительства (реконструкции) объектов капитального строительства. При разработке регламентов для конкретных территориальных зон будут учитываться нормы отвода земель для конкретных видов деятельности, существовавшие и ранее.

В свете изложенного представляется, что земельное нормирование, предусмотренное ст.33 ЗК РФ, в будущем, безусловно, не исчезнет, но его сфера действия изменится. Сохранится в неизменном виде, например, нормирование предельных размеров земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст.36 ГрадК РФ).

Применительно же к другим предельным размерам, деятельность органов публичной власти будет скорректирована. Предположим, что градостроительным регламентом для зоны малоэтажного строительства в поселении (сельском муниципальном образовании) предусмотрен минимальный размер земельного участка 0,06 га, а максимальный размер 0,15 га.

В данной зоне могут располагаться приусадебные наделы личного подсобного хозяйства и участки для индивидуального жилищного строительства. Орган местного самоуправления может конкретизировать им же принятые правила землепользования и застройки, определив в указанных пределах максимальный и минимальный размер предоставляемых земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Требованиями регламента орган местного самоуправления будет связан и в случае предоставления бесплатно из муниципальной собственности в собственность граждан участков для индивидуального жилищного строительства. В нашем примере это означает, что нельзя будет предоставить гражданину бесплатно участок для личного подсобного хозяйства менее 0,06 га.

Как следует из ч.8 ст.36 ГрадК РФ, если предельные размеры уже существующих земельных участков либо объектов капитального строительства не соответствуют градостроительному регламенту, то они сохраняются бессрочно, кроме случаев, когда использование таких участков и объектов опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

4. Вышеуказанные правила распространяются, в основном, на земельные участки категории земель населенных пунктов. Для земельных участков сельскохозяйственного назначения предельные размеры определяются специальными законами. Так, согласно ст.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями законодательства о землеустройстве.

Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям данного закона, а также выдел земельного участка в счет доли (долей) в общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами РФ в соответствии с требованиями законодательства о землеустройстве предельного минимального размера участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.

Читайте также:  Как заполнять график производства работ в строительстве

Данные требования не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ. Последняя норма корреспондирует положениям п.7 ст.12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г., согласно которому минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность, связанная с производством сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.

5. Существует ряд непростых коллизий между положениями ст.33 ЗК РФ и нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., к которому ЗК РФ сам же и отсылает. Например, в случае предоставления гражданину земельного участка сельскохозяйственного назначения из собственности субъекта РФ для ведения крестьянского фермерского хозяйства, орган публичной власти будет обязан определить размер такого участка не менее чем вышеуказанные 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий муниципального образования.

Между тем, органы публичной власти не располагают такими земельными площадями, ибо более 80 % земель сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности граждан и юридических лиц. Следовательно, это обстоятельство уменьшает размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения, потенциально находящихся в муниципальной собственности. Предоставление же органом публичной власти земельного участка меньшего размера автоматически влечет последствия, предусмотренные п.1 ст.5 Закона об обороте земель, связанные с обязанностью отчуждения такого участка. В результате получается логическое противоречие.

6. Существует немало отсылок федеральных законов к неким «минимальным размерам» земельного участка, которые обязан соблюдать их собственник при его разделе. Так, согласно п.2 ст.63 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г., не допускается ипотека части земельного участка, площадь которой меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Согласно п.5 ст.30 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г., раздел садового, огородного или дачного земельного участка возможен только с согласия члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или в судебном порядке. При этом образующиеся при разделе садовые, огородные или дачные земельные участки не могут быть меньше минимального размера земельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако, как уже отмечалось, нормы ст.33 ЗК РФ, определяющие минимальные и максимальные размеры земельных участков, распространяются лишь на случаи их предоставления из государственной или муниципальной собственности в частную. Чем же руководствоваться частному собственнику, желающему разделить свой участок на два (или более) участка в целях их последующей продажи? Думается, что в данном случае подлежит применению ч.4 ст.41 ГрадК РФ, а таким критерием размера будут являться максимальные (или минимальные) размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Правда, на сельскохозяйственные угодья требования градостроительного регламента не распространяются, однако там действуют требования о максимальных и минимальных размерах земельных участков, указанные в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

7. В большинстве субъектов РФ уже приняты соответствующие законы, определяющие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, указанные в комментируемой статье. Можно привести в качестве примера ст.ст.12-17 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» или Закон Пермской области от 5 марта 2005 г. № 2076-453 «О внесении дополнения в Закон Пермской области «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Общая же тенденция состоит в том, что субъекты РФ определили как предельные размеры земельных участков по видам целевого назначения, указанные ст.33 ЗК РФ, так и размеры, необходимость определения которых вытекала из Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

Практически повсеместно функция определения предельных размеров земельных участков реализована и органами местного самоуправления (для индивидуального жилищного строительства, а также установлены размеры полевых и приусадебных наделов личного подсобного хозяйства). Как уже отмечалось выше, возможности органов местного самоуправления по нормированию земельных участков значительно шире, чем указано ст. 33 ЗК РФ. Следует подчеркнуть, что согласно п.1 ст.4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. различаются полевые и приусадебные наделы ЛПХ. Полевые наделы ЛПХ могут располагаться как на сельскохозяйственных угодьях (на которые действие градостроительных регламентов не распространяется), так и на несельскохозяйственных угодьях (на которые распространяется) в составе категории земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, в сферу действия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. (ст.1) не попадают участки личных подсобных хозяйств, в составе какой бы субкатегории земель сельскохозяйственного назначения они не находились. Следовательно, важность ст.33 ЗК РФ состоит в том, что она определяет порядок нормирования предоставления земель из государственной или муниципальной собственности гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (полевых наделов) за пределами сферы действия ГрадК РФ и Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

Приведенное научное толкование норм ст.33 ЗК РФ может представлять интерес как для правоприменителей, так и представителей научной общественности. Учитывая сложность и неоднозначность восприятия на практике данной проблемы, мы предлагаем продолжение диалога по вопросам теории и практики земельного нормирования в Российской Федерации.

Вестник Тверского государственного университета. – 2007. — № 6. – С. 109-116.

Источник: www.yurclub.ru

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

2 сентября 2003 года N 965-193
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ (МАКСИМАЛЬНЫХ И МИНИМАЛЬНЫХ)
РАЗМЕРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМ В
СОБСТВЕННОСТЬ
Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
21 августа 2003 года
(в ред. Закона Пермской области от 05.03.2005 N 2076-453,
Закона Пермского края от 19.12.2008 N 368-ПК)

Настоящий Закон устанавливает в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, а также устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Пермского края, из земель, находящихся в собственности Пермского края.
(в ред. Закона Пермского края от 19.12.2008 N 368-ПК)

Статья 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Установить предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:

максимальный размер равен 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального района в момент предоставления таких земельных участков;
(в ред. Закона Пермского края от 19.12.2008 N 368-ПК)
минимальный размер — 0,25 га;

  • для садоводства, огородничества и дачного строительства:

максимальный размер — 0,5 га;
минимальный размер — 0,06 га;

  • для животноводства:

максимальный размер — 2 га из земель поселений;
— 6 га из земель сельскохозяйственного
назначения;
минимальный размер — 0,25 га.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для крестьянских (фермерских) хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных настоящим Законом.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Предоставление в собственность земельных участков гражданам, являющимся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется по нормам, действовавшим на момент выделения (отведения) земельных участков, указанным объединениям и гражданам, без учета минимальных размеров, установленных настоящей статьей.
(п. 3 введен Законом Пермской области от 05.03.2005 N 2076-453)
Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Пермского края
(в ред. Закона Пермского края от 19.12.2008 N 368-ПК)
Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Пермской области:

  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,25 га;
  • для садоводства, огородничества и дачного строительства — 0,06 га;
  • для животноводства — 0,25 га;
  • для ведения личного подсобного хозяйства — 0,25 га;
  • для индивидуального жилищного строительства — 0,10 га.

Статья 3. Вступление настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Пермской области «Об установлении предельных размеров земельных участков при предоставлении их в собственность граждан» от 21.12.94 N 142-18 (Бюллетень нормативных актов Законодательного Собрания и постановлений главы администрации Пермской области, 1995, N 1).
Губернатор
Пермской области
Ю.П.ТРУТНЕВ
02.09.2003 N 965-193
Приложение
к Закону
Пермской области
от 02.09.2003 N 965-193
МАКСИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
ГРАЖДАНАМ В СОБСТВЕННОСТЬ, ДЛЯ ВЕДЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО
(ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА
Утратили силу. — Закон Пермского края от 19.12.2008 N 368-ПК.

Источник: advokat-perm.ru

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2022 году

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2022);
Законом Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2022-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2022);
Законом Московской области от 12 марта 2018 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________

Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2003 года N 3/59-П

Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2018 года Законом Московской области от 12 марта 2018 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2018 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2022-ОЗ;

Читайте также:  Консервация объекта незавершенного строительства приказ

садоводства — 0,06 га;

огородничества — 0,04 га;

дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2018 года Законом Московской области от 12 марта 2018 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность

Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:

абзац утратил силу с 9 января 2018 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2022-ОЗ;

садоводства — 0,15 га;

огородничества — 0,10 га;

дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2018 года Законом Московской области от 12 марта 2018 года N 20/2018-ОЗ.

Статья 3. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.

2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.

3. Часть утратила силу с 10 октября 2022 года — Закон Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2022-ОЗ..

4. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».

17 июня 2003 года
N 63/2003-ОЗ

изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные максимальные размеры земельных участков для ИЖС

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под ИЖС, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под ИЖС, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2003 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2022 год:

№ района п/п Подразделение на районы в МО Вид использования земельного участка для с/х деятельности Максимальный размер, в сотках
1. Волоколамский ИЖС в Волоколамске и Сычево 12
ИЖС в селе 25
Приусадебный ЛПХ в Волоколамске и Сычево 12
Приусадебный ЛПХ в селе 25
Полевой ЛПХ 100
2. Воскресенский ИЖС в Воскресенске и поселках 15
ИЖС в селе 30
Приусадебный ЛПХ в Воскресенске и поселках 15
Приусадебный ЛПХ в селе 30
Полевой ЛПХ 30
3. Дмитровский Для ИЖС или ЛПХ 15
Для садоводства 12
4. Истринский ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири 15
ИЖС в селе 30
ЛПХ 50
5. Клинский ИЖС 30
Приусадебные ЛПХ 30
Полевые ЛПХ 100
6. Коломенский ИЖС и ЛПХ в поселке Пески 20
ИЖС и ЛПХ в селе 30
Полевые ЛПХ 20
7. Ленинский ИЖС в г. Видное 15
ИЖС кроме г. Видное 25
ЛПХ в г. Видное 15
ЛПХ кроме г. Видное 25
8. Лотошинский ИЖС в Лотошино 20
ИЖС в селе 50
Приусадебный ЛПХ в Лотошино 20
Приусадебный ЛПХ в селе 50
Полевой ЛПХ 50
9. Можайский ИЖС 12
ЛПХ 30
10. Наро-Фоминский ЛПХ, ИЖС в Наро-Фоминске 15
Прочие земли для ЛПХ, ИЖС 30
11. Ногинский ИЖС и ЛПХ в Ногинске 9
ИЖС и ЛПХ в районе 12
12. Одинцовский ИЖС 25
ЛПХ 25
13. Орехово-Зуевский ИЖС для села 30
ИЖС для городов 15
ЛПХ для села
ЛПХ для города 40
14. Пушкинский ИЖС в городах и поселках городского типа 25
ИЖС в селе 30
ЛПХ 30
15. Раменский ИЖС 40
Приусадебные ЛПХ 40
Полевые ЛПХ 100
16. Сергиево-Посадский ЛПХ, ИЖС в городских населенных пунктах 12
ЛПХ, ИЖС в селах 30
Полевые ЛПХ 200
17. Серпуховский ЛПХ, ИЖС 300
18. Солнечногорский ИЖС 25
Приусадебные ЛПХ 25
Полевые ЛПХ 100
19. Ступинский ЛПХ, ИЖС в Ступино 6
ЛПХ,ИЖС в Жилево, Малино. Михнево 8
ЛПХ,ИЖС в селах 15
20. Талдомский ИЖС в городе 2
ИЖС в селе 25
Приусадебные ЛПХ в городе 25
Приусадебные ЛПХ в селе 50
Полевые ЛПХ 150
21. Чеховский ИЖС 15
ЛПХ 25
22. Шатурский ИЖС 50
ЛПХ 50
23. Щелковский Приусадебный ЛПХ 50
Полевой ЛПХ 100
ИЖС 40
Читайте также:  Независимая экспертиза строительства коттеджа

Предельные максимальные размеры земельных участков в Ленинградской области

Если говорить о Ленинградской области, то на данный момент там действует закон от 23 октября 2003 года «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».

Он также на региональном уровне устанавливает максимально возможные площади земельных участков, которые предоставляются гражданам:

  • Для земель садоводства – 12 соток;
  • Для строительства дачи – 10 соток;
  • Для ведения животноводства – 500 соток.

Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Источник: fector.ru

Установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Предельные мах и мin размеры участков

Размеры территорий, предназначенных под индивидуальное, то есть частное жилищное строительство, регламентированы государственными правовыми действующими актами и Земельным кодексом. Принятые нормы распространяются на недвижимость, которая числится во владении муниципалитетов и государства, но выдана российскому населению в какое-либо пользование.

Предельные размеры земельных участков напрямую зависят от их целевого использования, назначения и условий эксплуатации. Кроме того, подобные вопросы становятся актуальными не только при получении участка у государства, но и при его разделе между несколькими участниками. Каждый регион может устанавливать свои нормы в рамках земельного кодекса. Следует учитывать, что даже при разделе одной территории на несколько, нужно ориентироваться не только на минимальные и максимальные нормы, но и на тот факт, что не все земли разрешают индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). То есть, при разделе не редко приходится одну из частей переводить в другую категорию.

Предельные актуальные размеры земельных имеющихся участков зависят и от того, каким образом они были получены. Например, при безвозмездном предоставлении участка, его площадь будет рассчитываться в зависимости от того, на чьем учёте он будет находиться.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Предельные нормы

Так как минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в том числе и при разделе территории, каждый регион определят по-своему, конечный результат буде зависеть непосредственно от принятых нормативных актов. Если их нет или они противоречат статьям Конституции и федерального законодательства, размеры будут определены Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации. В среднем можно отметить, что для индивидуального жилищного строительства предоставляют не меньше трёх соток земли.

Ситуации весьма индивидуальны в региональном значении, поэтому на практике гражданин может рассчитывать на площадь в два или три раза больше. Именно поэтому однозначно указать минимальный размер земельного участка, как и максимальный, хоть для садоводства, хоть под ИЖС, нельзя.

Предельные размеры земли при разделе или предоставлении, регулируемые местным органом самоуправления, зависят от:

  • Количества земельных наделов;
  • Спроса на объект недвижимости;
  • Интенсивности заселения;
  • Развития региона в целом.

На окончательный размер будет влиять площадь планируемого к строительству дома и количества граждан, которые будут там жить.

Граничный предел

В случае, когда земельные территории имеют федеральное значение, максимальные и минимальные нормы, в том числе при разделе участков, регламентированы федеральным законодательством. Соответственно площадь земли, принадлежащей муниципальному органу, а также региональным властям, будет определена в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Перед началом строительства дома, землю с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство необходимо оформить в собственность. Это подразумевает подготовку и сбор требуемого пакета документов, которые следует подавать соответствующей государственной организации. При этом такие правила установлены для участков под ИЖС, получившим такой статус до 2001-го года.

Последовательность действий выглядит так: сбор документов, подача их и заявления в учреждение Росреестра по месту расположения территории. Кроме того, если изначально участок относится к другой категории, то процесс будет затянут и не всегда такой запрос может быть одобрен. С переводом земельного объекта также не всё так просто. Некоторые земли попросту не могут быть предназначены для индивидуального жилищного строительства.

О границах и документах

Важным фактором в определении размеров территории при разделе, получении или в иных случаях, является установление границ недвижимого объекта. Необходимо убедиться, что вынос точек не затрагивает соседние площади, поскольку несогласные собственники соседний участков имеют право оспорить такое межевание, вызвав геодезических специалистов. Если в результате их работы выяснится, что захват чужой земли действительно имеет место быть, дальше вопрос желательно решить мирно, иначе разбирательство дойдёт до суда. По результатам пересчитывается и размер налогов.

Необходимые документы при разделе или приобретении земли:

  • Заявление с требованием о регистрации своих прав собственности;
  • Копия паспорта и идентификационного кода;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Акты о предоставлении земельного участка;
  • Другие правоустанавливающие документы (завещание, свидетельство вступления в наследство, дарственная, договор ренты или обмена, купли-продажи, прочее).

В зависимости от индивидуального случая перечень требуемых бумаг будет меняться, как и минимальный или максимальный размер территории, зависящий от региона месторасположения.

Земельный кодекс

Каждая норма земельного участка, предоставляемого населению муниципалитетом или государством для садоводства, фермерства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и прочего, устанавливается законодательными субъектами Российской Федерации. Относительно ИЖС дополнительно действуют нормативно-правовые акты местных органов самоуправления.

Максимальная площадь земельных участков, выделенных из федерального имущества, при бесплатном предоставлении населению, в том числе и при разделе, ориентируются на статьи федерального законодательства. Если же она была выделена из субъекта Российской Федерации, то ориентируются на государственные законы. Если же это земля находится на учёте муниципалитета – действуют их нормативные акты.

В каком порядке, на каких условиях и кому предоставляется земля бесплатно, регламентируется действующим российским законодательством. Что касается именно индивидуального жилищного строительства, претендовать на землю такого целевого назначения может целый ряд льготных категорий, в том числе и многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Разумеется, размер выданной им земли будет прямо пропорционально зависеть от площади жилого дома, с учётом каждого проживающего человека.

Связь с целевым назначением

Законодательство устанавливает следующие граничащие минимальные площади земли:

  • Фермерское хозяйство – 2 гектара;
  • Для садоводства – 0,06 гектара;
  • Огородничество – 0,04 гектара;
  • Дачное строительство – 0,06 гектара.

Максимальные площади определяются такими значениями:

  • Фермерское хозяйство – 40 гектара;
  • Для садоводства – 0,15 гектара;
  • Огородничество – 0,10 гектара;
  • Дачное строительство – 0,25 гектара.

Эти размеры применимы в том случае, если в регионе не приняты иные нормативы. Впрочем, они не должны противоречить рамкам, установленным российским законодательством. При этом, что касается земель, которые были получены гражданами до принятия таких норм, никто не будет отнимать лишнее или добавлять недостающее. Так, ранее под садоводство и строительство выдавали по 0,12 гектар, а под животноводство – 0,20 гектар.

Сейчас граничащие пределы участка земли зависят напрямую от их целевого назначения. В индивидуальном жилищном строительстве главным фактором является площадь дома и количество членов семьи, которая будет там проживать.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Планировка и застройка городских и сельских поселений” размещение объектов строительства на земельных участках регламентируется следующими требованиями: расстояние до боковой границы участка от наиболее выступающей конструкции стены должна составлять не менее 1 м. При этом должно быть обеспечено устройство необходимых инженерно-технических мероприятий, которые препятствуют стоку атмосферных осадков с кровель и карнизов строений на территорию смежных участков.

Минимальная площадь квартир и земельных участков в барнауле

Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:крестьянского (фермерского) хозяйства – 2,0 га;садоводства – 0,06 га;огородничества – 0,04 га;дачного строительства – 0,06 га. Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:крестьянского (фермерского) хозяйства – 40,0 га;садоводства – 0,15 га;огородничества – 0,10 га;дачного строительства – 0,25 га. Статья 3. Заключительные и переходные положения 1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.2.

Вопрос – ответ

ЗК РФ с учетом утвержденных норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации. Указанные нормы утратили силу с 1 марта 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ. Вместе с тем согласно ч. 20 ст. 34 данного Закона до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу названного Закона в соответствии со ст.

33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Путеводитель по судебной практике.

Минимальная площадь земельного участка под ижс

  1. Договор на строительство частного жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке;
  2. Постановление Администрации о разрешении строительства;
  3. Документ, удостоверяющий право застройщика на земельный участок;
  4. Архитектурно-планировочное задание (АПЗ);
  5. Задание на проектирование частного жилого дома и хозяйственных построек;
  6. Ситуационный план;
  7. Выкопировка из генерального плана соответствующей градостроительной документации;
  8. Инженерно-геологические изыскания (при необходимости);
  9. Технические условия присоединения к инженерным сетям (ТУ) со схемой;
  10. Планы этажей, фасады, разрезы;
  11. Акт о натурном установлении границ земельного участка и разбивки строений (со схемой выноса в натуру).

Минимальный размер земельного участка при разделе

  • Объект капитального строительства
  • Жилище
  • Подворье
  1. ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство / КонсультантПлюс. www.consultant.ru.

Минимальный размер земельного участка

В Постановлении Пленума Верховного суда Украины от 16.04.04 № 7 указано, что размер земельного участка, необходимого для обслуживания жилого дома, здания или сооружения, определяется с учетом действующих нормативных документов в области строительства, санитарных норм, правил и т.д.. Справочная информация. Критерии определения размеров земельных участков, необходимой для обслуживания жилых домов, и порядок определения размеров содержатся в ДБН 360-92 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений »и Государственных санитарных правилах планирования и застройки населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 июня 1996 года № 173.
Согласно государственным строительным нормам ДБН 360-92 ** «Градостроительство.

Индивидуальное жилищное строительство

Пароль чужой компьютер Забыли пароль? Эксперты дня 1 Ирина Шлячкова Заказ консультации юриста Тематики юриста: Административная ответственность и правонарушения Гражданское право. Договоры. Сделки Трудовое право и социальное обеспечение Биография: 35 лет, образование – высшее юридическое, стаж работы по специальности более 13 лет. С 2001 г. по 2014 г. – помощник судьи.

С 2014 г. по настоящее время – частная практика по правовым вопросам (арбитраж, суды общей юрисдикции).
2 Любовь Зорина Заказ консультации юриста Тематики юриста: Трудовое право и социальное обеспечение Биография: Образование: высшее, окончила в 1981 году Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова по специальности “История”. Сфера интересов: трудовое право, судебная практика по трудовым спорам Специализируюсь в сфере трудового права и социального обеспечения.

Источник: www.komimu.ru

Рейтинг
Загрузка ...