Характеристика особенностей и значения бюджетных инвестиций
В сегодняшней статье мы рассмотрим тему характеристики особенностей и значения инвестиций из средств бюджета при использовании. В статье вы сможете узнать, что представляют собой бюджетные инвестиции в целом, а также, какие виды бюджетных инвестиций существуют. Мы расскажем, в чет отличие бюджетных инвестиций от любых других, и какие особенности регулирования существуют.
Понятие бюджетных инвестиций
Бюджетные инвестиции представляют собой те средства, которые привлекаются из государственной казны для того, чтобы реализовывать важные и интересные проекты, не только для населения, но и для всей экономической ситуации в стране в целом.
В этом случае, государство является не только регулирующим органом инвестиционной деятельности в Российской Федерации, но и активным инвестором, который готов вкладывать денежные средства в развитие проектов, так как многие из них могут быть запущены исключительно посредством государственного вмешательства.
Порядок заключения договоров на технологическое присоединение
Бюджетные инвестиции дают возможность для развития инфраструктуры, социальной сферы жизни населения и предпринимательства. Бюджетное инвестирование имеет определенную цель – создавать мощности для производства общественно полезных благ.
Денежные средства бюджетного инвестирования могут быть направлены на строительство образовательных и здравоохранительных учреждений, а также другие материальные объекты.
Бюджетные инвестиции могут получить государственные и частные предприятия, а большая доля капитала юридического лица переходит в собственность государства при инвестиционных вложениях.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |
Какие виды бюджетных инвестиций существуют
Обычно, выделяют три основных вида инвестирования. Далее мы подробнее разберем каждый.
Первый вид бюджетных инвестиций – вариант прямого финансирования проекта
Чтобы привлечь или реализовать такой вид инвестирования, необходимо предоставить все детали инвестиционного проекта и представить документацию, содержащую информацию о смете. Контроль за данными сметы особенно важен и нужен, если речь идет об инвестировании в реконструкцию объектов, строительство или в целом, в сфере строительства. Также необходимо предоставлять полное техническое и экономическое обоснование для инвестирования.
Совет по вопросам развития инвестиционной деятельности
Обратите внимание! При таком виде прямого инвестирования, можно разработать, как краткосрочный, так и долгосрочный проект.
Второй вид бюджетных инвестиций – вариант, когда в капитале участвует акционерное общество
Этот вариант наиболее актуален при условии, что деятельность организации в какой-либо определенной степени удовлетворяет потребности государственных органов, а сама нуждается в инвестициях с его стороны для того, чтобы их реализовывать в стратегическом развитии предприятия.
Третий вид бюджетных инвестиций – вариант, когда действует система гарантий со стороны государства
Этот вид бюджетных инвестиций отличается от того, который разработан Министерством финансов Российской Федерации.
Обратите внимание! При таком виде бюджетных инвестиций придется прописывать гарантии ежегодно, а государство имеет право и возможность выдать кредитные средства или купить ценные бумаги.
В чем заключается отличие бюджетных инвестиций от остальных
Стоит отметить, что государственные органы являются регулятором, поэтому из-за привлечения денежных средств, у организации появляется огромная ответственность.
Вместе с тем, возникают особенности и требования при инвестировании, к ним относятся:
- Национальная приоритетность. Это подразумевает, что деятельность организации будет ориентироваться и направляться на то, чтобы повысить уровень и качество жизни населения, в целом, такая деятельность должна приносить благо обществу.
- Высокий уровень общеэкономической эффективности. Здесь говорится о том, что от работы организации, должна расти стоимость внутреннего валового продукта страны, а также улучшаться показатели экономики в стране.
- Бюджетная эффективность. Такая особенность возникает из-за того, что деятельность организации и реализация ее возможностей способствует повышению налоговых отчислений. Так как государственные органы должны быть заинтересованы в том, чтобы организация действовала, соответственно, они будут заинтересованы в инвестировании предприятия. И только при этом можно рассчитывать на бюджетное инвестирование.
Как проходит процедура осуществления деятельности инвестиционного фонда Российской Федерации
Этот фонд создан специально для того, чтобы у государства была возможность определить и выбрать важные и нужные проекты для того, чтобы их финансировать и получить пользу для всего населения. В полномочия данного фонда входят распределение бюджетных инвестиций и их предоставление в организации.
Если же говорить о самом инвестиционном проекте, то он начинается с разбора в инвестиционной комиссии, после этого проект попадает в правительственную комиссию и далее вопрос о выделении инвестиций решается на заседании правительства страны.
Государственный инвестиционный фонд с особым вниманием разбирает и анализирует каждый инвестиционный проект. Связано это с тем, что государство вкладывает денежные средства исключительно в те организации, которые могут способствовать улучшению экономической ситуации в стране и жизни населения в целом, а также просто в те организации, которые могут способствовать государственному софинаснсированию.
Если инвестиционный проект признается успешным и выгодным, тогда заключается инвестиционное соглашение.
Вложение государственных денежных средств обеспечивается посредством передачи полномочий государственного заказчика, заключения договора или передачи денежных средств в форме субсидиарных выплат. А источником денежных средств могут выступать, как государственные банковские организации, так и кредитные организации.
В чем заключаются особенности регулирования инвестиций из средств бюджета в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности
В этом разделе мы подробно разберем особенности, всего их четыре.
Первая особенность заключается в том, что бюджетные инвестиции предоставляются и реализуются в форме капитальных вложений, однако важное замечание – в Бюджетном Кодексе Российской Федерации нет специального определения для понятия «капитальные вложения». Поэтому, при работе с такими вложениями, необходимо руководствоваться законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
Если же рассматривать такое понятие уже в соответствии с законом, тогда капитальные инвестиции — это вложения в основной капитал, в эти средства входят затраты, например, на строительство или реконструкцию производственных помещений, техническое перевооружение, покупка нового оборудования, инструментов и прочего инвентаря. А также, это те средства, которые затрачивают на проектно-изыскательские работы.
Вторая особенность заключается в том, что объекты капитального строительства, которые были созданы или куплены за счет инвестированных средств, в соответствии с общими правилами закрепляются за государственными предприятиями или же включаются в специальный состав государственной казны. К исключениям можно отнести лишь возможность передачи объектов, которые относятся к капитальному строительству, юридическим лицам в форме вкладов в уставные капиталы. Такая возможность может быть предусмотрена в соответствии с федеральными законами. Или иными нормативными правовыми актами, связанными с созданием публичных и правовых организаций.
Третья особенность заключается в порядке принятия решений о подготовке и реализации бюджетных вложений в важные и общественно-полезные предприятия. Такой порядок устанавливает Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти, местная администрация.
А вот четвертую особенность можно охарактеризовать правовыми основаниями для инвестиций, к которым относятся:
Государственные, то есть муниципальные программы
Бюджетные инвестиционные средства в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности можно предусмотреть в специальной муниципальной программе. Для того, чтобы государство могло предоставить бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности, необходимо основание, в данном случае, основанием является концессионное соглашение.
Выполнение обязательства по выплате инвестиционной составляющей, которая представляет инвестиции в объекты капитального строительства, к ним можно отнести возмещение расходов на концессионера по вопросам содержания имущества или ремонтным работам.
Также, существуют и другие основания для предоставления инвестиций в объекты государственной собственности. К ним относятся: разработанные нормативные акты Правительства Российской Федерации, принятое решение Президента Российской Федерации или же на основании бюджетных ассигнований инвестиционного фонда.
Однако, важно отметить, что в таком случае, инвестиционные средства будут предоставлены в форме субсидий, направленных на финансирование и софинансирование капитальных вложений в здания и объекты в целом, при условии, что они находятся в государственной собственности.
Концессионные соглашения
Это означает существование обязательств концедента в финансировании определенной части расходов для создания или реконструкции объектов соглашения. Это обязательство принято относить к категории расходных, которое возникает исключительно на основе соглашения.
Согласно юридическим понятиям, бюджетное финансирование представляет собой палату, которая состоит из двух частей – инвестиционной и эксплуатационной.
ИсточникБюджетные инвестиции юридическим лицам
Бюджетные инвестиции – одна из форм предоставления юридическим лицам бюджетных средств в качестве финансовой поддержки, подлежащей возврату.
Серьезные изменения в части предоставления бюджетных инвестиций произошли в 2013 г в связи со вступившими в силу изменениями БК РФ. Исходя из нормы ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции, их объемы, предназначение указываются в бюджетах различных уровней (федеральном, региональном, местном), в соответствующих программах. Ст.
79.1 БК РФ предусматривает указание на выделение бюджетных инвестиций в ФЗ о федеральном бюджете или законе о бюджете субъекта. Отсутствие утвержденной программы бюджета по предоставлению инвестиций создает непреодолимую преграду для юридических лиц относительно реализации права на получение бюджетных инвестиций.
Если субъект не разработал такую программу, то единственным средством защиты остается судебная, так, например, суд обязал администрацию одного из муниципальных образований Тульской области разработать и утвердить необходимые акты, регламентирующие порядок принятия решений, в соответствии со ст. 80 БК РФ (решение Полтавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2014 г. по делу № 1000 2-709/2014). Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение нормы ст. 80 БК РФ (ст. 15.15.4 КоАП РФ).
Важное условие при получении бюджетных инвестиций юридическим лицам – предоставление права собственности на эквивалентную часть уставного капитала. Несвоевременная передача права собственности на акции юридического лица влечет расторжение договора об участии субъекта РФ в собственности субъекта предпринимательской деятельности (например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 сентября 2013 г. по делу № 12-219/13, решение Арбитражного суда Брянской области от 6 августа 2015 г. по делу № А09-8422/2015).
Объекты капитального строительства и недвижимости
С практической стороны, правовое регулирование взаимодействия юридических лиц и исполнительного органа власти субъекта пересекаются с отношениями, регулируемыми ФЗ № 44-ФЗ. Бюджетные ассигнования в виде инвестиций являются целевыми: создание, реконструкция, модернизация объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ на отношения юридического лица, получившего бюджетные инвестиции и контрагента – исполнителя распространяется ФЗ №44-ФЗ, юридическое лицо выступает заказчиком.
Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «объекты капитального строительства», однако в превалирующем количестве актов исполнительных органов власти регламентирован ограничительный перечень объектов, на которые бюджетные средства не могут быть выделены. Бюджеты не инвестируют в:
— разработку проектной документации на объекты капитального строительства или приобретение прав на использование типовой проектной документации
— приобретение земельных участков для строительства
— проведение аудита проектов для строительства
— финансирование деятельности экспертов проектной документации и НИР, ОКР
— проведение работ по проверке качества работ и достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
Кроме того, организация не должна иметь задолженности по налоговым обязательства, иным бюджетным платежам и обязательствам, в том числе в государственные внебюджетные фонды (Постановление Правительства Астраханской области № 6-П от 28 января 2015 г.).
Проект решения юридического лица
Основным документом, подлежащим оценке для получения бюджетных инвестиций, является проект решения и приложения к нему. Проект должен быть составлен в форме НПА для каждого объекта капитального строительства. При этом интерес представляет документация о юридическом лице, которую необходимо приложить к проекту:
— финансового-экономическое обоснование проекта с подсчетами в условиях актуальной экономической ситуации;
— пояснительная записка, содержащая обоснование ценообразования по каждому объекту. Если предполагается реставрация, то обоснование культурной, социальной значимости с описанием настоящего состояния объекта. Аналогично следует обосновать социальный эффект приобретения недвижимого имущества;
— копии финансовой отчетности, бухгалтерского баланса, отчетности по использованию целевых средств за по последние 2 года;
— решение собрания акционеров, подтверждающее отсутствие задолженности по выплатам дивидендов по акциям за последние 2 года;
— справки из налогового органа, ПФР, территориального ФСС, подтверждающие отсутствие недоимок по бюджетным обязательствам;
— решение юридического лица об участии в финансировании объекта капитального строительства;
— подтверждение положительной характеристики юридического лица, а именно заключение по финансово-экономическому участию субъекта РФ в юридическом лице.
После сбора необходимой документации юридическому лицу следует направить проект решения и приложения на согласование.
Согласование
Компетентными органами по проверке инвестиционного проекта на предмет его целесообразности, рентабельности и соответствия требованиям НПА (как правило, в форме постановления) исполнительного органа о порядке принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций являются Министерство экономического развития РФ (п. 5.3.9 Постановления Правительства РФ № 437 от 5 июня 2008 г.) и Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств (п. 5.3.57 Постановления Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.).
Основаниями отказа в предоставлении бюджетных инвестиций являются:
— предоставление неполного пакета документов;
— несоблюдение иных существенных условий НПА исполнительного органа (в каждом субъекте орган исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные условия);
— неэффективность предоставления бюджетных средств.
В условиях, когда экономика государства вынуждена замещать импорт продукцией российских компаний, безусловно, требуется государственная поддержка. Она может быть оказана в форме субсидирования (ст. 78 БК РФ), предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ) и иными способами.
Кроме того, оказание финансовой поддержки положительно сказывается не только на деятельности юридического лица, но и самого субъекта, так как за исключением межбюджетных трансфертов государственные средства подлежат возврату. Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субъекты должны стимулировать привлечение инвестиций, повышать налоговый потенциал, снижать уровень дотационности, а также самостоятельно обеспечивать социальное благополучие.
Разумеется, получение бюджетных инвестиций или иной государственной финансовой поддержки экономически более рентабельно, нежели получение кредитов и займов от коммерческих банков, особенно в условиях, которые требуют активного импортозамещения. Однако получение государственной финансовой поддержки, в том числе бюджетных инвестиций, все еще вызывает сложности у юридических лиц. В первую очередь это связано с тем, что федеральное законодательство не унифицировало правила и требования, предъявляемые юридическим лицам, делегировав этот вопрос субъектам и муниципальным образованиям. Также существует проблема негласных критериев к эффективности проектов юридических лиц, так как категория является оценочной.
ИсточникДепартамент капитальных вложений
Департамент является самостоятельным структурным подразделением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Осуществляет сопровождение инвестиционных проектов Минстроя России в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710.
О ДЕПАРТАМЕНТЕ
Департамент осуществляет мониторинг кассового исполнения федерального бюджета, по мероприятиям, входящим в компетенцию Департамента, а также контроль за своевременной подготовкой нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, функции ответственного исполнителя Государственной программы, в том числе своевременная ее актуализация и методологическое сопровождение, деятельность и методологическое сопровождение структурных подразделений Министерства по разработке, реализации Государственной программы, иных государственных программ и целевых программ, закрепленных за ними соответствующими нормативными документами Министерства; функции государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) долгосрочных (федеральных) целевых программ, ответственного исполнителя Государственной Программы, и функций государственного заказчика долгосрочных (федеральных) целевых программ государственных программ Российской Федерации; координирует деятельности структурных подразделений Министерства по реализации государственных программ и целевых программ, закрепленных за ними соответствующими нормативными актами Министерства, а также в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства; а также обеспечивает участие Министерства в социально-экономическом развитии Российской Федерации на основе механизма проектно-программного управления, в том числе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА
1. Осуществляет в установленном порядке разработку целевых программ и принимает участие в разработке государственных программ
2. Принимает участие в согласовании представляемых федеральными органами исполнительной власти государственных программ, целевых программ, предусматривающих жилищное и коммунальное развитие
3. Осуществляет планирование расходов при составлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части программных мероприятий и мероприятий инвестиционного характера по предоставлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в целевые программы
4. Обеспечивает подготовку предложений по внесению изменений в федеральный бюджет, сводную бюджетную роспись расходов на текущий финансовый год и плановый период в части программных мероприятий и мероприятий по предоставлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы
5. Осуществляет подготовку предложений по формированию и внесению изменений в сведения об объектах (укрупненных мероприятиях) капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на очередной (текущий) финансовый год и плановый период
6. Организует проведение конкурсного отбора субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки в рамках государственных, целевых программ, которые входят в сферу деятельности Департамента
7. Организует заключение соглашений и иных договоров для реализации целевых программ и мероприятий по предоставлению средств федерального бюджета на объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Российской Федерации, не включенные в целевые программы
8. Осуществляет подготовку отчетов и докладов о ходе реализации государственных программ, целевых программ и мероприятий по предоставлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы
9. Проводит анализ эффективного использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и средств из внебюджетных источников государственных программ и целевых программ, по которым Министерство осуществляет функции ответственного исполнителя и государственного заказчика-координатора, соответственно
10. Координирует деятельность федерального казенного предприятия «Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» в части переданных полномочий государственного заказчика
11. Координирует деятельность федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в части переданных полномочий государственного заказчика
12. Осуществляет сопровождение мероприятий планов, связанных с подготовкой и проведением празднований на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2010 г. № 983 «О рассмотрении предложений и инициатив, связанных с празднованием на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации», в установленной сфере деятельности Министерства
13. Осуществляет реализацию программных мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе установленных федеральным законодательством
14. Координирует деятельность структурных подразделений Министерства в части реализации целевых программ и других программных документов, в том числе согласовывает документы, касающиеся вопросов реализации полномочий Министерства в сфере реализации государственных программ, федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, подготовленные другими структурными подразделениями Министерства
15. Организовывает работу с международными финансовыми организациями
16. Обеспечивает подготовку и реализацию проектов, осуществляемых Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, в том числе Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Нового банка развития, Европейского инвестиционного банка, Северного инвестиционного банка и других банков развития
17. Участвует в разработке нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента
18 Подготавливает предложения в рамках компетенции Департамента по реализации поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра, а также организует внутренний контроль за ходом их исполнения, подготавливает справочные, информационные, экспертные, аналитические и иные материалы по вопросам, входящим в компетенцию Департамента
19. Рассматривает обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предложения, заявления и жалобы граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента
СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА
Отдел формирования федеральной адресной инвестиционной программы.
Отдел мониторинга реализации ФАИП.
Отдел мониторинга и нормативно-правового обеспечения.
Отдел методологии государственных капитальных вложений.
Отдел мониторинга расходов капитальных вложений.
Отдел проектов непроизводственной сферы.
Отдел проектов социальной сферы.
Отдел проектов отраслей промышленности.
Отдел проектов АПК и природоохранного комплекса.
Отдел проектов транспортной инфраструктуры.
Отдел проектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.