Предоставление участков для объектов незавершенного строительства

Содержание

Основания отказа в предоставлении земельного участка и порядок обжалования решения муниципалитета об отказе

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

земельный кодекс РФ

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

земельный участок на карте Росреестра

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

земля под строительство

Виды Выписок из ЕГРН их отличия! Все о Выписках из ЕГРН.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.
Читайте также:  Какие объекты относятся к строительству

нотариальное заверение

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

регистрация договора купли-продажи земельного участка

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: «Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.»
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

долгосрочная аренда земли у государства

Субаренда земельного участка является отличным стартом для бизнеса вдвоем.

Хотите долгосрочно арендовать землю у государства? Все подробности, посвященные данному вопросу, есть здесь.

Информацию о том как оформить в собственность арендованную территорию со зданием на ней вы найдете вы найдете в этой статье.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

расторжение договора купли-продажи земельного участка по соглашению сторон

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Источник

Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Выдел земли без проведения торгов закреплен в ст. 39.14 ЗК РФ.

На сегодняшний день земельные участки, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, могут быть переданы физическим и юридическим лицам на праве бесплатного или же возмездного пользования. В частности, законодательством предусмотрено несколько вариантов наделения субъектов правоотношений земельными наделами.

Одним из таких механизмов считается выдел определенной территории без проведения торгов. Это закреплено в Земельном кодексе РФ, а именно, в ст. 39.14.

Однако, несмотря на то, что граждане наделяются возможностью получения в безвозмездное пользование земли, предусмотрен земельным законодательством и определенный перечень оснований, которые становятся причиной отказа в осуществлении подобного права.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за строительством объектов

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ. Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:

  • С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
  • Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
  • Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
  • На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
  • Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
  • Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
  • Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
  • Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
  • Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
  • Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.

Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими. Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.

Читайте также:  Подготовка к строительству объектов и их комплексов

Обжалование отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.

Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.

При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.

Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
  • были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
  • соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.

Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

отказ выделения участка

предоставление участка ижс в отсутствии проекта планировки территории невозможно. принять решение о предварительном соглосовании предоставление участка в аренду не представляется возможным

Добрый день! А так, согласно ч.9 ст.39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствие же с п.2 ст.11.10 ЗК РФ Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

При этом (п.16 ст.11.10 ЗК РФ): Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Для того,чтобы дать Вам конкретные рекомендации желательно ознакомиться с решением об отказе.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...