Предоставление участков отдельным категориям граждан для строительства

Преамбула утратила силу. — Закон Ленинградской области от 27.07.2015 N 81-оз.

Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 N 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»

Источник: lenoblpravo.ru

4.2. Предоставление участков в собственность

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность участников гражданского оборота в результате продажи таких участков указанным лицам или в результате их бесплатного предоставления.

При этом предоставление земельных участков в собственность осуществляется:

А) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона, – по общему правилу (п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ);

Б) продажа земельных участков из числа государственной и муниципальной собственности без торгов – в прямо предусмотренных законом случаях (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);

Кому положена бесплатная земля от государства?

В) бесплатное предоставление участков в собственность – в прямо предусмотренных законом случаях (ст. 39.5 ЗК РФ).

4.2.1. Предоставление земельных участков в собственность без торгов за плату

Рассматривая вопрос о способах предоставления земельных участков в собственность без торгов, необходимо отметить, что такое предоставление может происходить на возмездной основе (т. е. продажа) или бесплатно (т. е. предоставление в результате принятия особого распорядительного акта уполномоченным органом).

Случаи возмездного предоставления (продажи) земельных участков без торгов установлены п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, и их перечень является закрытым.

Основания для приобретения земельного участка в собственность без торгов за плату и краткие комментарии к ним представлены ниже:

  1. Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду или безвозмездное пользование для КРТ [1] в установленных ЗК РФ случаях

Во-первых, допускается предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для КРТ, лицу, с которым в соответствии с ГрК РФ заключён договор о комплексном освоении территории (если иное не предусмотрено пп.пп. 2, 4 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Комплексное освоение территории является одной из разновидностей деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий (гл. 10 ГрК РФ).

Согласно ст. 68 ГрК РФ договор о комплексном развитии территории заключается в целях реализации решения о комплексном развитии территории с победителем торгов или единственным принявшим участие в аукционе его участником.

Таким образом, до даты обращения за приобретением участка в собственность заинтересованным лицом должен быть заключён договор о КРТ, а также договор аренды земельного участка, представленного для КРТ.

Как выбрать участок для строительства дома I Как взять участок бесплатно

При этом лицо, имеющее право на заключение таких договоров, определяется на аукционе.

Во-вторых, допускается предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключённых в соответствии с законом № 161-ФЗ.

Настоящее основание для приобретения участка в собственность без торгов аналогично основанию, указанному в пп. 1 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ и отличается тем, что договор о КРТ в этом случае заключается не в соответствии с ГрК РФ, а согласно закону № 161-ФЗ.

  1. Предоставление земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества

Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 22 предусмотрено, что предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ и указанным законом № 217-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 22 закона № 217-ФЗ, распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.

Таким образом, для приобретения в собственность участка по рассматриваемому основанию члену товарищества необходимо предоставить документ, подтверждающий его членство в товариществе, а также документ, подтверждающий распределение испрашиваемого участка заявителю.

  1. Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 ЗК РФ

Наибольший интерес и сложность с точки зрения правоприменительной практики возникает при приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них (ст. 39.20 ЗК РФ).

Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (если иное не установлено ст. 39.20 ЗК РФ, другим федеральным законом).

Из положения п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ следует, а также подтверждается судебной практикой [2] , что право на приобретение в собственность земельного участка по рассматриваемому основанию имеют лица, являющиеся собственниками уже существующих зданий и строений. В случае, если здание или строение ещё не окончено строительством, предоставление участка в собственность на основании ст. 39.20 ЗК РФ не допускается [3] .

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ в ЗК РФ введена норма п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ, согласно которой не допускается предоставление участков в собственность собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ [4] .

Законом в п.п. 2–4 ст. 39.20 ЗК РФ установлен круг лиц, имеющих право на приобретение в собственность участков на основании ст. 39.20 ЗК РФ – к таким лицам, с учётом вышеуказанного, отнесены собственники введённых в эксплуатацию зданий и сооружений: право таких лиц на приобретение участка в собственность носит исключительный характер [5] .

При этом в случае, если здание, сооружение или помещения в здании расположены на неделимом земельном участке, или в случае, если на одном неделимом земельном участке расположено несколько зданий и сооружений, находящихся в собственности нескольких лиц, такие лица имеют право на приобретение участка в общую долевую собственность или в аренду.

При предоставлении участка в общую долевую собственность, количество долей в праве общей собственности на земельный участок находится в прямой зависимости от количества долей каждого отдельного лица в праве собственности на здание, сооружение и должно быть им соразмерно. ЗК РФ допускает отступление от этого правила только с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

Процедура приобретения земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 ЗК РФ включает в себя несколько этапов и начинается обращением в уполномоченный орган собственника здания или сооружения, расположенного на участке (а в случае нахождения здания, сооружения в собственности нескольких лиц – с их совместного обращения [6] ).

Сложностью, с которой сталкиваются собственники зданий и сооружений, расположенных на государственных или муниципальных земельных участках, при обращении за их выкупом, является частое несогласие уполномоченного органа с площадью земельного участка, которая должна быть отчуждена заявителю. Корни этой проблемы находятся в недействующей в настоящий момент ст. 36 ЗК РФ, согласно которой государственные органы при разрешении вопроса о площади предоставляемого участка исходили из её соразмерности площади расположенного на участке здания.

По причине отсутствия единообразно складывающейся судебной практики лицам, желающим выкупить земельные участки на основании ст. 39.20 ЗК РФ, необходимо быть готовыми обосновать необходимость предоставления испрашиваемой площади земельного участка, что может быть достигнуто путём проведения землеустроительной экспертизы [7] , или же подготовить проект межевания территории, что исключит возможность формирования участка, не предусмотренного таким проектом.

  1. Предоставление земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ

Указанное основание не может быть применено лицами, указанными в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, а именно:

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казённым, автономным);
  3. казённым предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
  1. Предоставление участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Согласно п. 5.1 ст. 10 закона № 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счёт земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном законом № 101-ФЗ, передаётся использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.

Необходимо отметить, что приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с законом № 137-ФЗ.

  1. Предоставление земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды

Согласно закону № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранённых нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (ст. 10 закона № 101-ФЗ).

Таким образом, из положений ст. 10 закона № 101-ФЗ, а также пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ следует, что приобретение участка в собственность по рассматриваемому основанию возможно при одновременном соблюдении следующих требований:

А. лицо, обращающееся за выкупом, должно являться арендатором испрашиваемого участка;

Б. выкуп допускается только по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды;

В. отсутствие неустраненных нарушений при использовании участка, выявленных органами, осуществляющими государственный земельный надзор;

Г. заявление о заключении договора купли-продажи должно быть подано до дня истечения срока действия договора аренды.

  1. Предоставление участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ

По указанному основанию земельные участки могут быть приобретены в собственность:

А. гражданами для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства;

Б. гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам – для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Порядок предоставления земельного участка в таком случае устанавливается ст. 39.18 ЗК РФ.

  1. Предоставление участка на основании Федерального закона № 119-ФЗ от 01.05.2016 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 119-ФЗ)

Положения закона № 119-ФЗ регулируют отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам РФ, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 закона № 119-ФЗ первоначально участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.

По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину земельный участок по его выбору предоставляется [8] в аренду, в собственность бесплатно или за плату в случаях, когда общая площадь участка превышает один гектар на каждого человека, которому был предоставлен участок [9] .

Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае если его продажа осуществляется без торгов, определяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ. Так, цена продажи определяется:

1) Правительством РФ – в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности [10] ;

2) органом государственной власти субъекта РФ – в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена [11] ;

3) органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности [12] .

При этом ЗК РФ [13] прямо предусмотрено, что цена земельного участка, продаваемого без проведения торгов, не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом [14] .

Важно отметить, что в случае, если цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка, то сама кадастровая стоимость, используемая для расчёта выкупной цены участка, определяется на момент обращения с соответствующим заявлением заинтересованного лица в уполномоченный орган [15] .

При этом в случае несогласия заинтересованного в покупке участка лица с кадастровой стоимостью такого участка заинтересованное лицо вправе оспорить кадастровую стоимость участка в случае, если выкупная цена участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости [16] .

4.2.2. Предоставление земельных участков в собственность без торгов бесплатно

Бесплатное предоставление земельных участков в собственность допускается в случаях, прямо установленных п. 1 ст. 39.5 ЗК РФ, на основании решения уполномоченного органа.

Перечень случаев, допускающих предоставление земельного участка бесплатно, является закрытым и включает в себя:

1) Предоставление земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке

Понятие религиозной организации установлено в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – закон № 125-ФЗ), согласно п. 1 ст. 8 которого религиозной организацией признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

Из содержания п. 2 ст. 39.5 ЗК РФ следует, что предоставление участка религиозной организации возможно только в случае, если на таком участке находится здание или сооружение, имеющее религиозное или благотворительное назначение.

При этом понятие имущества религиозного назначения содержится в Федеральном законе от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», согласно которому к такому имуществу относится недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Понятие имущества благотворительного назначения не закреплено в действующем законодательстве, однако, учитывая положения Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)», а также позицию Минфина России [17] , можно сделать вывод о том, что к такому имуществу относится имущество, используемое для благотворительной деятельности, к которой относится деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

2) Предоставление земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков

Введение этого основания для бесплатного получения земельного участка обусловлено пониманием законодателя, что общее назначение такого участка связано с удовлетворением нужд таких членов садоводств.

А. участок образован на основании проекта межевания;

Б. участок предназначен для общего назначения в пределах садоводства;

В. участок предназначен для общих нужд членов садоводства.

Читайте также:  Пожарные нормы при строительстве лестницы

3) Предоставление земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешённым использованием

Пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определённых законом субъекта РФ, на срок не более чем шесть лет.

Не ранее чем через пять лет с момента предоставления участка в безвозмездное пользование гражданин вправе обратиться за предоставлением участка в собственность. Участок в таком случае будет предоставлен гражданину, если в период безвозмездного пользования им гражданин не нарушал разрешённое использование участка, т. е. использовал его строго в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

4) Предоставление земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешённым использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ

Указанное основание для предоставления участка аналогично в некоторой части п. 4 ст. 39.5 ЗК РФ и отличается от него тем, что гражданин, имеющий право на получения участка бесплатно в собственность, должен иметь работу в соответствующем муниципальном образовании по профессии, которая допускает получение участка в собственность бесплатно на основании закона субъекта РФ [18] .

5) Предоставление земельного участка гражданам, имеющим 3 (трёх) и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ

В целях обеспечения возможности реализации прав граждан, имеющих трёх и более детей, на получение участка в собственность бесплатно субъектами РФ принимаются отдельные законы, которые устанавливают требования, условия и порядок реализации такого права [19] .

6) Предоставление земельного участка иным не указанным в пп. 6 п. 1 ст. 39.5 ЗК РФ отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ

Федеральным и региональным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные случаи, допускающие предоставление земельных участков отдельным категориям граждан бесплатно.

Так, например, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предусмотрено предоставление гражданам РФ, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, гражданам, награждённым орденом Трудовой Славы трёх степеней, в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,08 га в границах городских населённых пунктов и 0,25 га в границах сельских населённых пунктов и на землях иных категорий.

Также закон № 137-ФЗ устанавливает случаи предоставления участков в собственность гражданам бесплатно:

А) П. 2.7 ст. 3 закона № 137-ФЗ предусмотрено право членов НКО, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путём реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

– земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу закона №137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

– по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределён данному члену указанной некоммерческой организации;

– земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Указанное право ограничено сроком его реализации – до 01.03.2022.

Б) П. 4 ст. 3 закона № 137-ФЗ закреплено право гражданина РФ приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

В) П. 2 ст. 3 закона № 137-ФЗ установлена возможность бесплатного предоставления в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности таких организаций.

Региональное законодательство, действующее в отдельных субъектах РФ, предусматривает разнообразные основания для предоставления участков в собственность бесплатно отдельным категориям граждан.

Например, Областной закон Ленинградской области от 14.10.2008 № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» предусматривает возможность предоставления участков для индивидуального жилищного строительства гражданам РФ, являющимся членами семей погибших Героев РФ, которым звание Героя РФ присвоено посмертно и которые до момента гибели постоянно проживали на территории Ленинградской области не менее пяти лет (а именно: вдове (вдовцу) погибшего Героя РФ, не вступившей(ему) в повторный брак, детям в возрасте до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшими инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а в случае отсутствия (отказа) указанных лиц – родителям погибшего Героя РФ); гражданам РФ, являющимся ветеранами боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», при условии постоянного проживания на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим областным законом (пп.пп. 4, 5 п. 1 указанного закона).

7) Предоставление земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ

Как указано в рассматриваемом пункте ст. 39.5 ЗК РФ, случаи предоставления участка по этому основанию закрепляются в законах субъектов РФ.

Например, ст. 27 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенный для сельскохозяйственного производства, предоставляется этой религиозной организации в собственность бесплатно в случае, если она пользуется этим земельным участком для ведения сельского хозяйства и использует произведённую на нём сельскохозяйственную продукцию исключительно для собственного потребления и (или) в благотворительных целях в течение последних трёх лет.

8) Предоставление земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Согласно п. 4 ст. 2 закона № 119-ФЗ первоначально участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком.

По истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину земельный участок по его выбору предоставляется [20] в аренду, в собственность бесплатно, если общая площадь участка не превышает один гектар на одного человека, которому был предоставлен участок.

9) Предоставление земельного участка в соответствии с законом № 161-ФЗ

Закон № 161-ФЗ регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, предусмотренной таким законом в целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий в целях закона № 161-ФЗ.

Для достижения таких целей единому институту развития предоставлены функции в установленных решениями или поручениями Президента РФ, Правительства РФ случаях либо по решению или распоряжению Президента РФ, Правительства РФ осуществлять передачу земельных участков единого института развития в жилищной сфере без проведения торгов в собственность (в том числе безвозмездно) юридическим лицам либо публично-правовым образованиям (РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию).

10) Предоставление земельного участка, включённого в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Такое основание для предоставления участков в собственность бесплатно направлено, в первую очередь, на обеспечение деятельности создаваемых согласно закону № 216-ФЗ инновационных научно-технологических центров, функционирование которых не представляется возможным без земельных участков.

Ст. 2 закона № 216-ФЗ устанавливает понятие фонда и территории инновационного научно-технологического центра.

Так, территорией инновационного научно-технологического центра является совокупность земельных участков (частей земельных участков) с особым правовым режимом осуществления деятельности в установленных в соответствии с законом № 216-ФЗ областях, которые предназначены для реализации проекта и включены в границы территории инновационного научно-технологического центра в соответствии с решением Правительства РФ.

Под фондом понимается российская некоммерческая организация, которая создана в организационно-правовой форме фонда в целях реализации проекта и учредителями которой выступают Правительство РФ и (или) инициатор проекта.

4.2.3. Предоставление земельных участков в собственность на торгах

В случае, если оснований для приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов не имеется, так же как и не имеется оснований для получения земельного участка в собственность бесплатно, единственным возможным способом приобретения права собственности на такой земельный участок являются торги, проводимые в форме аукциона.

Согласно ст. 447 ГК РФ торги, проводимые в форме аукциона, представляют собой особый способ заключения договора, предполагающий заключение договора с лицом, предложившим наиболее высокую цену. Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.

Непроведение торгов, в соответствии с Письмом ФАС РФ от 11.01.2016 № ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения», лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что приводит к ограничению конкуренции. Несмотря на то, что сами по себе сделки с земельными участками выведены из состава сделок, поднадзорных ФАС РФ в части ограничения конкуренции, ФАС РФ всё равно высказывается о недопустимости обхода требования о проведении торгов в отношении земельных участков [21] .

Кроме того, несоблюдение требований закона о возможности заключения договора купли-продажи участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, влечёт за собой риск признания заключённого договора ничтожной сделкой на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ, согласно которому сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки [22] .

Порядок проведения аукциона по продаже участка аналогичен аукциону на право заключения договора аренды и может проводиться как по инициативе уполномоченного органа, так и по инициативе заинтересованного в предоставлении участка лица, а порядок и условия его проведения установлены в ст.ст. 39.11–39.13 ЗК РФ и проанализированы в разделе 4.4 Справочника.

[1] Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (далее – закон № 494-ФЗ).

[2] Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 № 8536/13 по делу № А40-45759/12-135-444 (вынесено в период действия ст. 36 ЗК РФ, однако применимо и сейчас, т. к. регулирование в этой части не изменилось).

[3] Кассационное определение ВС РФ от 12.07.2019 № 18-КА19-18, Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 № 8536/13 по делу № А40-45759/12-135-444.

[4] При этом согласно п. 3 ст. 3.6 закона № 137-ФЗ юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством РФ, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой 5.7 ЗК, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года (позиция также отражена в Письме Минэкономразвития России от 01.03.2019 № Д23и-6636).

[5] Определение ВС РФ от 02.09.2015 № 46-АПГ15-23, Определение ВС РФ от 26.02.2019 № 117-КГ18-53.

[6] Постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2004 № 3934/04 по делу № А53-7097/03-С4-41.

[7] Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2016 по делу № А56-14929/2016.

[8] При отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п. 8 ст. 10 закона № 119-ФЗ.

[9] Пп. 2 п. 9, пп. 2 п. 10 ст. 10 закона № 119-ФЗ.

[10] Порядок определения цены федерального земельного участка определён Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов».

[11] Для Санкт-Петербурга, например, порядок определения цены продажи земельных участков установлен Законом Санкт-Петербурга от 15.02.2010 № 59-19 «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге»; для Москвы – Постановлением Правительства Москвы от 29.05.2018 № 489-ПП «Об определении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов и о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2016 г. № 371-ПП».

[12] Например, Решение Совета депутатов муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от 30.05.2018 № 40/326, Решение Совета депутатов городского округа Балашиха от 21.12.2016 № 11/33.

Источник: www.kachkin.ru

От 8 мая 2017 №33-ЗРХ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Хакасия»

Настоящий Закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия (далее – земельные участки), их предельные (минимальные и максимальные) размеры, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с указанного учета.

Статья 2. Случаи бесплатного предоставления в собственность

отдельным категориям граждан земельных участков

1. Земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно однократно гражданам Российской Федерации (далее также – граждане), постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), дачного строительства (с правом возведения жилого дома) или дачного хозяйства (с правом размещения жилого дачного дома) и относящимся к одной из следующих категорий граждан:

1) граждане, имеющие в соответствии с федеральными законами право на бесплатное, первоочередное или внеочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства:

а) военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащие – граждане, проходящие военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

б) инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, в соответствии с частью шестнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

в) граждане, имеющие право на внеочередное предоставление земельных участков в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ«О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-I «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

Читайте также:  Документы отчетности при строительстве

г) граждане, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена Славы, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

д) граждане, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;

2) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

3) семьи, имеющие детей-инвалидов;

4) граждане в возрасте не старше 35 лет:

а) состоящие в браке между собой не менее одного года, при условии совместного постоянного проживания и совместного обращения супругов за предоставлением земельного участка. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка хотя бы один из супругов должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее 10 лет;

б) являющиеся родителем в неполной семье, имеющей одного и более детей, в том числе усыновленных, второй родитель в которой умер. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка единственный родитель должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее 10 лет;

в) окончившие профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и работающие по специальностям, включенным в перечень специальностей для данной категории граждан, по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, с физическими или юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Хакасия.

Перечень специальностей для данной категории граждан определяется органом местного самоуправления для каждого муниципального района и городского округа после согласования с Правительством Республики Хакасия. Порядок согласования перечня специальностей устанавливается Правительством Республики Хакасия;

г) являющиеся обучающимися последнего курса профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования и работающие по специальностям, включенным в перечень специальностей для данной категории граждан, по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, с физическими или юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Хакасия.

Перечень специальностей для данной категории граждан определяется правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего функции по государственному управлению в сфере образования;

5) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств.

2. Граждане, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, поставленные на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, сохраняют право на бесплатное предоставление земельного участка после достижения ими возраста 36 лет.

Гражданам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются на период строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 20 лет. По истечении пяти лет, а в случае завершения строительства на предоставленном в аренду земельном участке индивидуального жилого дома и государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом до истечения пяти лет у граждан, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи, возникает право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно.

3. Семьям, указанным в подпункте «б» пункта 1 и пункте 3 части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в общую собственность всех членов семьи.

К членам семьи в данном случае относятся проживающие совместно с инвалидом его супруг (супруга), а также дети и родители (опекуны, попечители). Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, а также иные лица могут быть признаны членами семьи инвалида в судебном порядке, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Статья 3.Порядок бесплатного предоставления в собственность

отдельным категориям граждан земельных участков,

основания для отказа в данном предоставлении, порядок

постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право

на предоставление земельных участков в собственность

бесплатно, и снятия граждан с указанного учета

Бесплатное предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятие граждан с указанного учета осуществляются в Порядке, установленном в приложении к настоящему Закону.

Статья 4. Предельные размеры земельных участков,

предоставляемых в собственность бесплатно отдельным

Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в следующих размерах:

1) для индивидуального жилищного строительства:

а) минимальный размер земельных участков – 1000 кв. метров;

б) максимальный размер земельных участков – 2000 кв. метров;

2) для ведения личного подсобного хозяйства:

а) минимальный размер земельных участков – 1000 кв. метров;

б) максимальный размер земельных участков – 2500 кв. метров.

Статья 5. Переходные положения

1. Граждане, обладающие правом на бесплатное приобретение земельных участков и поставленные на учет в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05 мая 2003 года № 25 «О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», продолжают состоять на учете с сохранением очередности в целях последующего бесплатного предоставления в собственность земельных участков в соответствии с настоящим Законом.

2. Граждане, являющиеся арендаторами земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05 мая 2003 года № 25 «О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», имеют право на получение таких земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6. Признание утратившими силу отдельных

законодательных актов (положений законодательных актов)

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Хакасия от 05 мая 2003 года № 25 «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» («Вестник Хакасии», 2003, № 32-33);

2) Закон Республики Хакасия от 01 июля 2011 года № 59-ЗРХ «О внесении изменения в Закон Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»(«Вестник Хакасии», 2011, № 61);

3) статью 1 Закона Республики Хакасия от 09 апреля 2012 года № 28-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в го-сударственной и муниципальной собственности» и приложение к Закону Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия»(«Вестник Хакасии», 2012, № 38);

4) Закон Республики Хакасия от 29 мая 2013 года № 35-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»(«Вестник Хакасии», 2013, № 31);

5) Закон Республики Хакасия от 26 декабря 2013 года № 131-ЗРХ «О внесении изменений в статью 2 1 Закона Республики Хакасия «О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в го-сударственной и муниципальной собственности»(«Вестник Хакасии», 2013, № 87);

6) Закон Республики Хакасия от 06 октября 2014 года № 69-ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» («Вестник Хакасии», 2014, № 66).

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Хакасия –

Республики Хакасия В.М. Зимин

_08__ ___мая_________ 2017 года

к Закону Республики Хакасия

«О бесплатном предоставлении

отдельным категориям граждан

на территории Республики Хакасия»

бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, основания для отказа в данном

предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятия граждан с указанного учета

1. Общие положения

1.1. Порядок бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятия граждан с указанного учета (далее – Порядок) разработан в целях реализации подпункта 7 статьи 39 5 и статьи 39 19 Земельного кодекса Российской Федерации.

1.2. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства предоставляются бесплатно однократно в собственность отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, без торгов и предварительного согласования предоставления земельного участка, без публикации в средствах массовой информации сообщения о приеме заявления о предоставлении такого земельного участка, а также без размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о приеме указанного заявления.

1.3. Земельные участки предоставляются гражданам, поставленным на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, в соответствии с настоящим Законом (далее – учет).

1.4. Предоставление земельных участков осуществляется на территории поселения либо городского округа по месту постоянного проживания граждан органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а в случае отсутствия в их распоряжении свободных земельных участков для целей предоставления гражданам, поставленным на учет, с согласия таких граждан земельные участки могут быть предоставлены на территории любого муниципального образования Республики Хакасия исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия (далее – исполнительный орган государственной власти), или органом местного самоуправления иного муниципального образования Республики Хакасия, имеющим в муниципальной собственности либо распоряжении земельные участки для указанных целей.

1.5. Орган местного самоуправления муниципального района, городского округа, исполнительный орган государственной власти формирует и утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, поставленных на учет, с указанием вида разрешенного использования, местоположения, площади и кадастрового номера земельного участка (далее – Перечень земельных участков).

Органом местного самоуправления муниципального района, городского округа Перечень земельных участков формируется и утверждается не реже одного раза в год.

Органом местного самоуправления муниципального района Перечни земельных участков формируются и утверждаются отдельно по каждому поселению, входящему в его состав.

Исполнительным органом государственной власти Перечень земельных участков формируется и утверждается не позднее шести месяцев со дня постановки на государственный кадастровый учет образованных земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

1.6. Образование указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка земельных участков осуществляется в соответствии с главой I 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

1.7. Доля земельных участков, предоставленных (планируемых к предоставлению) в очередном году гражданам, поставленным на учет, должна составлять не менее 20 процентов от общего количества земельных участков, предоставленных (планируемых к предоставлению) в очередном году иным гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

1.8. Перечень земельных участков в течение 10 дней со дня его утверждения подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте органа, утвердившего Перечень земельных участков.

1.9. Предоставление земельного участка гражданину осуществляется на основании решения (правового акта) органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти.

1.10. Земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности их обращения.

2. Обращение с заявлением о предоставлении в собственность

бесплатно земельного участка, рассмотрение такого заявления,

принятие решения о постановке на учет(о снятии с учета) граждан,

о предоставлении (об отказе в предоставлении)земельного участка

2.1. С целью бесплатного приобретения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданин(далее также – заявитель) подает в орган местного самоуправления муниципального района, городского округа (далее – орган учета) по месту постоянного проживания заявление с указанием:

1) фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя;

2) данных паспорта гражданина Российской Федерации (данных иного документа, удостоверяющего личность заявителя);

3) адреса постоянного места жительства (сведений о регистрации по месту жительства);

4) контактных телефонов;

5) цели использования земельного участка;

6) категории граждан, к которой относится заявитель, из числа категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

2.2. К заявлению прилагаются:

1) копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (всех страниц);

2) копии документов, подтверждающих изменение фамилии, имени, отчества заявителя, членов семьи заявителя (для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1,пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона), – в случае наличия таких изменений;

3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя гражданина, если с заявлением обращается представитель гражданина (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной);

4) документы, подтверждающие право гражданина на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства:

а) для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

справка войсковой части о прохождении военной службы по контракту (для граждан, проходящих военную службу);

копия послужного списка, подтверждающего прохождение службы за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, заверенная военным комиссариатом (войсковой частью) (для граждан, проходящих военную службу);

выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения (для граждан, уволенных с военной службы);

справка военного комиссариата об общей продолжительности военной службы (для граждан, уволенных с военной службы);

б) для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копия справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности;

копия решения суда, вступившего в законную силу, о признании членами семьи инвалида (при наличии);

в) для граждан, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, – документы, подтверждающие отнесение заявителя к указанной категории граждан;

г) для граждан, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копии документов, подтверждающих присвоение соответствующего статуса;

копии удостоверений о награждении соответствующими орденами;

д) для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копия свидетельства о заключении брака (за исключением случаев, если семья состоит из одного родителя);

копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о смерти супруга, копия решения суда, вступившего в законную силу, о лишении одного из родителей родительских прав либо о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или умершим либо справка органов записи актов гражданского состояния о том, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка;

копия свидетельства о рождении ребенка;

копия справки медико-социальной экспертизы о наличии инвалидности;

е) для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копия свидетельства о заключении брака;

документы, подтверждающие постоянное проживание одного из супругов на территории поселения, входящего в состав муниципального района, или городского округа, куда подается заявление на получение земельного участка, не менее 10 лет(за исключением случаев, когда таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации или документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства);

ж) для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копия свидетельства о рождении ребенка (предоставляется на каждого ребенка);

копия свидетельства о смерти одного родителя;

документы, подтверждающие постоянное проживание гражданина на территории поселения, входящего в состав муниципального района, или городского округа, куда подается заявление на получение земельного участка, не менее 10 лет(за исключением случаев, когда таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации или документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства);

з) для граждан, указанных в подпункте «в» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копии документов, подтверждающих окончание профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по специальности, включенной в перечень специальностей для данной категории граждан;

копии документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности по специальности, включенной в перечень специальностей для данной категории граждан, по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, с физическими или юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Хакасия;

и) для граждан, указанных в подпункте «г» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона:

копии документов, подтверждающих обучение на последнем курсе профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования по специальности, включенной в перечень специальностей для данной категории граждан;

копии документов, подтверждающих осуществление трудовой деятельности по специальности, включенной в перечень специальностей для данной категории граждан, по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, с физическими или юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Хакасия;

к) для граждан, указанных в пункте 5 части 1 статьи 2 настоящего Закона,– копия удостоверения ветерана боевых действий.

2.3. Гражданин вправе по собственной инициативе приложить к заявлению следующие документы, подтверждающие его право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства:

Читайте также:  Порядок проектирования и строительства дорог

1) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории поселения или городского округа;

2) документ, подтверждающий постоянное совместное проживание супругов (для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2настоящего Закона);

3) справку о составе семьи (для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1,пункте 3, подпункте «б» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона);

4) документ, подтверждающий, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выданный не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления (для граждан, указанных в подпунктах «а» – «в» пункта 1,пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Закона);

5) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости у заявителя, членов его семьи (для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона), выданную не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления;

6) документ, подтверждающий, что заявитель не получает ежемесячную денежную выплату (для граждан, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона).

2.4. Граждане вправе прилагать к заявлению дополнительные документы, не предусмотренные перечнями, указанными в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка.

2.5. В случае непредставления гражданами документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, орган учета обязан самостоятельно запросить их в органах или организациях, в распоряжении которых они находятся, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

2.6. Заявление, указанное в пункте 2.1 настоящего Порядка, рассматривается органом учета в течение 30 дней со дня его регистрации.

2.7.По результатам рассмотрения заявления, указанного в пункте 2.1 настоящего Порядка, орган учета принимает решение о постановке (об отказе в постановке) граждан на учет.

2.8. Орган учета принимает решение об отказе в постановке граждан на учет в следующих случаях:

1) к заявлению не приложены документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка;

2) приложенные к заявлению (поступившие в рамках межведомственного информационного взаимодействия) документы не подтверждают право граждан на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с настоящим Законом.

2.9. В случае принятия решения об отказе в постановке гражданина на учет орган учета в пределах срока, установленного пунктом 2.6 настоящего Порядка, направляет указанное решение гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

2.10. В случае отсутствия оснований для отказа в постановке гражданина на учет орган учета принимает решение о постановке гражданина на учет.

2.11. Решение о постановке гражданина на учет с указанием номера очереди направляется гражданину органом учета в пределах срока, установленного пунктом 2.6 настоящего Порядка, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается гражданину лично под роспись.

2.12. Орган учета принимает решение о снятии гражданина с учета в случае:

1) подачи гражданином заявления о снятии с учета;

2) предоставления в собственность бесплатно гражданину, членам его семьи (для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона) земельного участка в соответствии с федеральными законами, законами Республики Хакасия и законами других субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39 5 Земельного кодекса Российской Федерации;

3) поступления в орган учета документов, свидетельствующих о приобретении в собственность гражданином, членами его семьи (для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома), дачного строительства (с правом возведения жилого дома) или дачного хозяйства (с правом размещения жилого дачного дома);

4) отказа от земельного участка, предложенного гражданину для приобретения в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случая отказа от земельного участка, предложенного в соответствии с пунктом 2.24 настоящего Порядка;

5) принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Порядком;

6) выявления в документах, представленных гражданином, недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия его на учет;

7) лишения родительских прав, отмены усыновления (удочерения) обоих родителей в отношении всех детей-инвалидов (для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона);

8) лишения родительских прав, отмены усыновления (удочерения) в отношении всех детей (для граждан, указанных в подпункте«б» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона);

9) выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Республики Хакасия;

10) выхода из гражданства Российской Федерации;

11) расторжения брака (для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона);

12) смерти гражданина либо признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу (при этом для семей, указанных в подпункте «б» пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка сохраняется за членами этих семей, соответствующими требованиям, установленным статьей 2 настоящего Закона, с учетом даты постановки на учет).

2.13. Решение о снятии гражданина с учета принимается не позднее 15 дней со дня, когда органу учета стало известно о наличии оснований для снятия с учета. Решение о снятии гражданина с учета в течение семи дней со дня его принятия с указанием основания снятия с учета направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается гражданину лично под роспись.

2.14. Учет граждан ведется органом учета отдельно по каждой категории граждан, указанной в части 1 статьи 2 настоящего Закона (далее – категории граждан), в книге учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее – книга учета).

2.15. В книге учета указываются:

1) порядковый номер, являющийся номером очереди гражданина;

2) дата и время (часы, минуты) принятия органом учета заявления гражданина и предоставленных с ним документов;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес места жительства гражданина, указанные в заявлении;

4) реквизиты решения, в соответствии с которым гражданин поставлен на учет.

2.16. Органы, осуществляющие учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и (или) предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом, вносят сведения о постановке граждан на учет, снятии их с учета либо о предоставлении им земельных участков в государственную единую информационную систему Республики Хакасия «Учет льготных категорий граждан и земельных участков» (далее – единая информационная система).

Особенности эксплуатации единой информационной системы устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти.

Эксплуатация единой информационной системы осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

2.17. Орган учета в течение 30 дней после дня официального опубликования Перечня земельных участков направляет каждому состоящему на учете в муниципальном образовании по месту нахождения данных земельных участков гражданину в каждой категории граждан в порядке очередности предложение о приобретении в собственность земельного участка по порядку из Перечня земельных участков с указанием его местоположения, площади, кадастрового номера, разрешенного использования заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает его гражданину лично под роспись.

Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из Перечня земельных участков, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, стоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, стоящих на учете во всех категориях граждан.

В предложении должны быть указаны последствия непредставления гражданином в установленный пунктом 2.18 настоящего Порядка срок согласия на приобретение земельного участка.

Гражданам, состоящим на учете иуказанным в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, орган учета направляет одно для обоих супругов предложение о приобретении в собственность земельного участка.

2.18. В течение 14 дней со дня получения предложения, указанного в пункте 2.17 настоящего Порядка, граждане представляют в орган, направивший предложение, письменное согласие на приобретение земельного участка или отказ от приобретения земельного участка, при этом граждане, состоящие на учете и указанные в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, представляют такое согласие или отказ, подписанные обоими супругами.

Непредставление гражданами в указанный срок уведомления о принятом решении является отказом от приобретения земельного участка. Такой земельный участок орган учета предлагает гражданину, состоящему на учете, следующему по очереди в соответствующей категории граждан.

В случае отказа гражданина от приобретения земельного участка им утрачивается право на получение земельного участка по соответствующему поданному и рассмотренному заявлению. В таком случае гражданин имеет право повторно подать заявление в соответствии с пунктами 2.1 – 2.4 настоящего Порядка.

2.19. При поступлении от граждан согласия на приобретение земельного участка орган учета обязан не позднее 30 дней со дня получения указанного согласия провести проверку наличия оснований для снятия граждан с учета, установленных пунктом 2.12 настоящего Порядка, путем направления запросов в органы государственной власти, иные органы и организации и в случае отсутствия таких оснований принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а в отношении граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона,– подготовить и подписать договор аренды земельного участка не менее чем в трех экземплярах.

Орган учета в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно направляет его гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

Орган учета в течение семи дней со дня подписания проекта договора аренды земельного участка направляет его гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

2.20. Орган учета в пределах срока, установленного абзацем первым пункта 2.19 настоящего Порядка, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае выявления в результате проверки оснований для снятия гражданина с учета, установленных пунктом 2.12 настоящего Порядка.

2.21. Орган учета в течение семи дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка (с указанием причины отказа) направляет его гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

2.22. Орган учета, на территории которого отсутствует достаточное количество свободных земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам в соответствии с настоящим Законом, запрашивает информацию о наличии свободных земельных участков, предназначенных для указанных целей, в исполнительном органе государственной власти и (или) органах местного самоуправления иных муниципальных образований Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня утверждения ими Перечня земельных участков.

2.23. В течение 14 дней со дня получения запроса, указанного в пункте 2.22 настоящего Порядка, орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти представляет список земельных участков для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом (далее – Список земельных участков) с указанием их местоположения, площади и кадастрового номера либо сообщает об отсутствии таких земельных участков.

2.24. Орган учета в течение 14 дней со дня получения Списка земельных участков направляет каждому состоящему на учете гражданину в каждой категории граждан в порядке очередности предложение о приобретении только одного земельного участка по порядку из Списка земельных участков с указанием его местоположения, площади и кадастрового номера заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает его гражданину лично под роспись.

В данном предложении должны быть указаны последствия непредставления гражданином в установленный пунктом 2.25 настоящего Порядка срок согласия на приобретение земельного участка.

Гражданам, стоящим на учете и указанным в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, направляется одно для обоих супругов предложение о приобретении в собственность земельного участка.

Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из Списка земельных участков, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, состоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, состоящих на учете во всех категориях граждан.

2.25. Гражданин в течение 30 дней со дня получения предложения представляет в орган, направивший предложение, письменное согласие на приобретение земельного участка или отказ от приобретения земельного участка. При этом граждане, стоящие на учете и указанные в подпункте «а» пункта 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, представляют такое согласие или отказ, подписанные обоими супругами.

Непредставление гражданами в указанный срок уведомления о принятом решении является отказом от приобретения земельного участка. Такой земельный участок предлагается гражданину, состоящему на учете, следующему по очереди в соответствующей категории граждан.

2.26. При поступлении от гражданина согласия на приобретение предложенного земельного участка орган учета в течение 14 дней со дня поступления согласия направляет в орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти, в распоряжении которых находится такой земельный участок:

1) заявление гражданина, с которым он обратился с целью приобретения в собственность бесплатно земельного участка;

2) согласие гражданина на приобретение предложенного земельного участка;

3) выписку из книги учета с указанием номера очереди гражданина, даты и времени (часы, минуты) принятия органом учета заявления гражданина и предоставленных с ним документов, фамилии, имени, отчества (при наличии) и адреса места жительства гражданина, реквизитов решения, в соответствии с которым гражданин поставлен на учет.

2.27. Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти рассматривает представленные документы в течение 30 дней со дня регистрации их поступления.

2.28. Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти в течение 14 дней со дня регистрации поступления документов, указанных в пункте 2.26 настоящего Порядка, отказывает в приеме документов в случае представления их не в полном объеме.

2.29. Решение об отказе в приеме документов вместе с представленными документами подлежит пересылке в направивший их орган в течение семи дней со дня принятия такого решения.

2.30. В случае отсутствия основания для отказа в приеме документов, указанного в пункте 2.28 настоящего Порядка, орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти в пределах срока, установленного пунктом 2.27 настоящего Порядка, проводит проверку наличия оснований для снятия гражданина с учета, установленных пунктом 2.12 настоящего Порядка, путем направления запросов в органы государственной власти, иные органы и организации и в случае отсутствия таких оснований принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а в отношении граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона,– подготавливает и подписывает договор аренды земельного участка не менее чем в трех экземплярах.

Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или орган государственной власти в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно направляет его гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или орган государственной власти в течение семи дней со дня подписания проекта договора аренды земельного участка направляет его гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись.

2.31. Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти в течение семи дней со дня принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка направляет такое решение гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает гражданину лично под роспись и уведомляет о принятом решении орган учета.

2.32. Решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим Законом в аренду, принимается органом учета, органом местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительным органом государственной власти в течение 30 днейсо дня истечения пяти лет аренды земельного участка либо со дня поступления от граждан уведомления о завершении строительства индивидуального жилого дома до истечения пяти лет аренды земельного участка при условии государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой домна предоставленном в соответствии с настоящим Законом в аренду земельном участке.

К указанному уведомлению гражданин вправе приложить выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающую государственную регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом на предоставленном в соответствии с настоящим Законом в аренду земельном участке. Указанная выписка запрашивается органом учета, органом местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительным органом государственной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если она не была представлена гражданином по собственной инициативе.

Решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается гражданину лично под роспись в пределах тридцатидневного срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на индивидуальный жилой домна предоставленном в соответствии с настоящим Законом в аренду земельном участке орган учета, орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти в пределах тридцатидневного срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, направляет гражданину сообщение об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

2.33. Орган местного самоуправления в Республике Хакасия или исполнительный орган государственной власти в течение семи дней со дня принятия решения, указанного в пункте 2.32 настоящего Порядка, уведомляет о принятом решении орган учета.

Источник: r-19.ru

Рейтинг
Загрузка ...