Ошибки, совершаемые учреждениями при исполнении государственного (муниципального) задания и расходовании выделенной на него субсидии, нередко приводят к судебным спорам. Должностные и юридические лица не соглашаются с предписаниями контрольных органов, пытаются отстоять свою правоту, но выигрывают не всегда. В чем суть споров и что нарушают учреждения? Подробности – в подборке судебных решений за 2020 – 2021 годы.
Обычно споры возникают между учреждениями (их руководителями) и контрольными органами. По результатам проверки контролеры делают вывод о том или ином допущенном нарушении и предписывают вернуть в бюджет неправомерно израсходованные суммы либо привлекают учреждение или его руководителя к административной ответственности. Не соглашаясь с предписанием, учреждение (руководитель) обращается в суд.
Нарушения квалифицируются по нескольким статьям КоАП РФ: по ст. 15.14, ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, 15.15.5-1 КоАП РФ. Суть же претензий сводится к следующему:
1) задание не выполнено даже с учетом допустимых отклонений;
Налогообложение субсидий и грантов. О налогах с Петром Захарченко
2) учреждение нарушило условия предоставления субсидии на выполнение задания;
3) средства названной субсидии израсходованы нецелевым образом.
На практике ситуации, в которых возникают претензии контролеров, бывают разными. Рассмотрим подробнее наиболее характерные причины споров.
Невыполнение задания
Административная ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания предусмотрена ст. 15.15.5-1 КоАП РФ. За такой проступок должностные лица (прежде всего руководители учреждений) могут подвергнуться предупреждению или штрафу в размере от 100 до 1 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 10 тыс. – 30 тыс. руб.
Встречаются и случаи, когда невыполнение задания квалифицируется по ст. 15.15.5 КоАП РФ – как нарушение условий предоставления субсидий.
Кроме того, иногда контролеры не привлекают учреждение или его руководителя к административной ответственности, не выписывают штрафы, а требуют возврата части субсидии на выполнение задания. Суммы возврата могут исчисляться миллионами рублей.
Приведем два основания для споров.
Применение при расчетах допустимых отклонений
В силу п. 6 ст. 69.2 БК РФ задание является невыполненным при недостижении (превышении допустимого (возможного) отклонения) показателей объема, а также показателей качества, если последние установлены в задании. В связи с этим используемая формула расчета все чаще становится предметом спора, поскольку от нее зависят не только достигнутые значения плановых показателей, но и сумма, которую потом потребуется вернуть в бюджет.
Орган-учредитель может установить допустимое отклонение в отношении отдельной услуги (работы), задания в целом или его части (то есть в отношении всех оказываемых услуг либо всех выполняемых работ). Возможные варианты должны быть отражены в порядке формирования и финансового обеспечения задания, действующем в публично-правовом образовании, а конкретные условия применения – в самом задании. От того, в какой строке задания указано допустимое отклонение, зависит формула расчета.
Жилищная субсидия. Порядок предоставления.
Если контрольный орган и само учреждение используют разные формулы – это приводит к спору. В частности, в одном из таких случаев орган Федерального казначейства, проверив бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет), предписал ему вернуть в бюджет 11,4 млн руб. Допустимое отклонение в 10% контролеры применили в отношении показателей объема по каждой образовательной программе и в результате пришли к выводу, что численность студентов была ниже допустимой по 14 реализуемым университетом программам.
Учреждение отстояло свои интересы – суды четырех инстанций его поддержали (Определение ВС РФ от 27.04.2020 № 306-ЭС20-4459). Арбитры выяснили, что орган-учредитель установил допустимое отклонение в отношении задания в целом.
Строки, предусмотренные в каждом разделе госзадания для отражения величины допустимого отклонения, не заполнены, то есть по отдельным услугам его значения не установлены. А вот в третьей части госзадания данная величина обозначена. С учетом этого университет недовыполнил задание на 5,38%, что находилось в пределах допустимого отклонения. Выводы казначейства о недостижении плановых показателей были ошибочными.
Аналогичное решение арбитры вынесли и в другом споре (Определение ВС РФ от 19.03.2021 № 302-ЭС21-2928 по делу № А58-11981/2019). Республиканский минфин предписал профессиональному образовательному учреждению (колледжу) вернуть в бюджет субсидию на выполнение задания в размере 2,8 млн руб. Но оснований для возврата не было. Контролеры применяли допустимое отклонение в 10% в отношении каждой специальности, хотя орган-учредитель утвердил данную величину в отношении задания в целом. Колледж выполнил задание на 94,9%, что укладывалось в установленную величину отклонения.
Недостоверность сведений о выполнении задания
Такие сведения могут содержаться прежде всего в годовом отчете о выполнении задания, на основании которого орган-учредитель, а затем и контрольные органы делают вывод о достижении учреждением установленных показателей. Поэтому данные, включенные в годовой отчет, учреждение должно подтвердить первичными документами, где отражается, например, количество посещений, часов учебной нагрузки, получателей услуг, жалоб. Если названных документов нет, проверяющие могут «не засчитать» неподтвержденные объемы – и задание окажется невыполненным.
Подобный случай произошел с одним учреждением (ледовый дворец), которое проверила региональная контрольно-счетная палата. Контролеры обнаружили, что учреждение включило в отчет о выполнении задания, поданный органу-учредителю, неподтвержденные данные.
Фактический показатель, характеризующий объем выполненной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения» был необоснованно завышен на 3 811 посещений. С учетом допустимого отклонения в 5% задание оказалось не выполнено на 2 261 посещение. Контрольно-счетная палата предписала ледовому дворцу вернуть в бюджет 540 тыс. руб., суды с этим решением согласились (Постановление АС ВВО от 14.08.2020 № Ф01-11807/2020 по делу № А43-8603/2019). Кроме того, директор учреждения был оштрафован на сумму 10 тыс. руб. по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Нарушение условий предоставления субсидии
Спор с участием ледового дворца показывает, что контролеры и суды, выявляя факты невыполнения задания, нередко продолжают применять в этих ситуациях ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, устанавливающую административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидии. За это юридическим лицам грозит штраф в размере от 2% до 12% суммы субсидии. Вместе с тем за невыполнение задания в 2017 году введена отдельная санкция (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ) – она мягче, чем за нарушение условий предоставления субсидии.
Еще один случай, когда проступок был квалифицирован по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, а не по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ, произошел с бюджетным учреждением, ведущим деятельность в сфере городского благоустройства.
Оно не достигло показателей в отношении двух работ, включенных в задание: объем работы по отлову и обезвреживанию безнадзорных животных не выполнило на 23%, а объем работы по посадке цветов в клумбы и уходных работ – на 42%. В ходе проверки контрольно-счетная палата установила, что отклонение показателей превысило допустимое. Задание выполнено не было. Суды трех инстанций согласились с выводами контролеров (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2020 № 16-1072/2020 по делу № 5-408/2019) и подтвердили правомерность штрафа в размере 10 тыс. руб., наложенного на директора бюджетного учреждения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Однако тенденция к четкому отграничению области действия ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ становится заметнее. Среди прецедентов – Постановление ВС РФ от 17.02.2016 № 309-АД15-19447 по делу № А76-23481/2014 и Решение Московского городского суда от 18.09.2018 по делу № 7-11605/2018, где судьи сделали вывод об отсутствии состава правонарушения, подпадающего под приведенную норму. Достижение результатов (например, заданных тем же госзаданием) относится к условиям использования субсидии, а не к условиям ее предоставления.
Недавний пример – Постановление АС ВСО от 08.06.2020 № Ф02-2014/2020 по делу № А58-9003/2019. Этот спор произошел с участием бюджетного учреждения (центр лечебной физкультуры). По результатам проверки республиканский минфин привлек учреждение к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, оштрафовав на 23 тыс. руб. Проверяющие посчитали, что учреждение, превысив фонд премирования руководящего состава на 1,1 млн руб., допустило нарушение условий предоставления субсидии на госзадание.
Суды двух инстанций поддержали контролеров, но кассация направила дело на новое рассмотрение. Аргументы были следующими. Законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений тех или иных условий. Но контрольный орган не указал, а нижестоящие суды не установили, каким образом несоблюдение ведомственных нормативных актов, регулирующих порядок оплаты труда, превышение фонда премирования руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, главной медицинской сестры могут свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, установленных соглашением.
Дело заново прошло две инстанции, которые вынесли положительные для учреждения решения (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 № 04АП-6779/2019 по делу № А58-9003/2019). Судьи не нашли доказательств нарушения центром лечебной физкультуры правил предоставления субсидии. Ее расходование на цели предоставления, но в большем размере не подпадает под нормы ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Действия учреждения указывают только на то, что сумма использована за пределами ее целевого назначения.
Нецелевое использование субсидии на выполнение задания
Споров по поводу нецелевого расходования средств субсидии (ст. 15.14 КоАП РФ), как и раньше, возникает много. За такие проступки для должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет, а для юридических лиц – штрафы в размере от 5% до 25% суммы, полученной из бюджета и использованной не по целевому назначению.
Финансирование деятельности, не предусмотренной заданием
Как известно, государственное (муниципальное) задание является основанием для предоставления субсидии. Однако этому правилу на практике следуют не все, из-за чего и совершаются нарушения, возникают споры.
В частности, так произошло с одним учреждением физкультуры и спорта (центр спортивной подготовки). Областная контрольно-счетная палата выявила, что оно направляло за счет средств субсидии на госзадание спортсменов, тренирующихся по индивидуальному плану, на тренировочные мероприятия, которые отсутствовали в едином календарном плане региона и едином календарном плане Минспорта. То есть средства были потрачены на выполнение работ, не предусмотренных заданием.
Суды, рассмотрев данный спор, согласились с контролерами: факт нецелевого использования средств подтвержден, а штраф в размере 20 тыс. руб., наложенный на директора учреждения по ст. 15.14 КоАП РФ, правомерен (Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2021 № 16-5338/2021).
В другом случае нарушение допустило учреждение культуры (центр народного творчества). Оно оплатило из субсидии на выполнение задания расходы в сумме 400 тыс. руб. на проведение праздника Сабантуй, хотя это мероприятие не входило в муниципальное задание. Учреждение было привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. (5% средств, использованных нецелевым образом).
Центру народного творчества не удалось отстоять свою правоту (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2020 № 16-157/2020). Судьи выяснили, что решение о проведении праздника приняла районная администрация. Ее правовой акт определял в качестве источника финансирования праздника внебюджетные средства учреждения (1,3 млн руб.), но не содержал никаких поручений, адресованных ему, по организации Сабантуя и проведению мероприятий. Таким образом, центр народного творчества израсходовал за счет субсидии на выполнение задания 400 тыс. руб. при отсутствии у него на это каких-либо правовых оснований.
Так, одно муниципальное учреждение (ледовая арена) за счет средств субсидии на выполнение задания приобрело световое оборудование и оплатило электромонтажные работы на сумму 1,44 млн руб. Проверяющие из районной контрольно-счетной палаты выяснили, что в составе данной субсидии предусмотрены затраты на приобретение светильников (реконструкцию освещения ледовой арены) в сумме 257 тыс. руб., а остальную сумму в размере 1,19 млн руб. признали использованной не по целевому назначению.
Учреждение обратилось в суд, но три инстанции встали на сторону контролеров (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 № 16-1649/2020). Нарушение верно квалифицировано по ст. 15.14 КоАП РФ, а предупреждение, вынесенное учреждению с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, правомерно.
Еще одно учреждение (научно-исследовательский институт) оплатило за счет субсидии на госзадание разработку проектной документации на капремонт помещений, хотя данные затраты не были предусмотрены ни соглашением о предоставлении названной субсидии, ни планом финансово-хозяйственной деятельности института. Пытаясь отстоять свои интересы, институт дошел до Верховного суда, но безрезультатно (Определение ВС РФ от 09.02.2021 № 304-ЭС20-23058 по делу № А45-33957/2019). Орган Федерального казначейства обоснованно привлек бюджетное учреждение к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и назначил ему штраф в размере 80,3 тыс. руб. (5% суммы средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению).
Оплата труда работников
Расходы на оплату труда должны четко увязываться с выполнением задания, а их необходимость надо документально подтвердить. Иначе, доплачивая сотрудникам из средств субсидий на выполнение задания, учреждение рискует столкнуться с тем, что контрольные органы квалифицируют эти выплаты как нарушение бюджетного законодательства.
Так случилось, например, с бюджетным учреждением (научным центром), которое выплачивало из названных средств зарплату сотрудникам амбулатории, не участвовавшим в выполнении госзадания. Орган Федерального казначейства привлек за это научный центр к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 167,6 тыс. руб.
Суды подтвердили вину учреждения (Постановление АС СЗО от 15.04.2021 № Ф07-1489/2021 по делу № А26-6774/2020). Арбитры не увидели обстоятельств, свидетельствующих о косвенном или прямом участии сотрудников амбулатории в выполнении задания. Тот факт, что предрейсовые и послерейсовые осмотры, вакцинация были необходимы для выезда сотрудников научного центра на полевые работы и в экспедиции, то есть напрямую относились к работам по проведению фундаментальных научных исследований, отраженных в госзадании, не изменял сути услуг как услуг в сфере здравоохранения, не включенных в задание. Более того, руководитель учреждения при распределении объемов финансирования был обязан учесть фонд оплаты труда амбулатории и начислений на него, а при недостаточности средств установить до начала года соответствующую штатную численность амбулатории.
В еще одном споре участвовало учреждение культуры (театр). Оно выплатило из средств субсидии на выполнение задания зарплату 32 работникам за период гастролей. Однако муниципальным заданием предусматривался лишь показ спектаклей в условиях стационара – на собственных площадках театра.
Разбирая данный случай, судьи вынесли решение против учреждения (Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2021 № 16-2944/2021). Они подтвердили, что театр нецелевым образом произвел расходы на оплату труда в размере 321,2 тыс. руб. и уплату страховых взносов в размере 97 тыс. руб., поскольку оказание муниципальной услуги в другом городе не было включено в задание. Директора учреждения правомерно привлекли к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ и оштрафовали на сумму 20 тыс. руб.
Ошибки в оформлении документов, связанных с оплатой труда
А вот в случаях, когда допускаются технические ошибки при оформлении кадровых документов, на основании которых начисляются (либо не начисляются) премии сотрудникам, нецелевого расходования бюджетных средств не возникает. Пример – Определение ВС РФ от 28.05.2021 № 308-ЭС21-7769. Правда, участником этого спора стало казенное учреждение (госжилинспекция), которому не выдается задание. Средства краевого бюджета были выделены учреждению по бюджетной смете.
Сначала суд первой инстанции признал вину казенного учреждения: оно израсходовало бюджетные средства в размере 283,4 тыс. руб. на премии работникам, не имевшим правовых оснований для получения. Четыре сотрудника инспекции привлекались к дисциплинарной ответственности, при этом им назначались премии в отсутствие приказов о снятии дисциплинарных взысканий.
Однако все вышестоящие суды встали на сторону учреждения. Хотя руководитель не издал названные приказы, его резолюция о досрочном снятии с сотрудников наказания имелась на служебных записках. Из них следовало, что работодатель принял решение о снятии дисциплинарных взысканий. В любом случае подобное оформление решения работодателя о снятии взыскания не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств, направленных на премирование работников, с которых взыскание снято.
Заключение
Вопросы о том, как оценивать выполнение государственного (муниципального) задания и какие расходы можно финансировать из средств субсидии на его выполнение, казалось бы, достаточно четко отрегулированы законодательством. Но на практике возникает много нюансов, ограничений, да и обстоятельства каждого спора индивидуальны.
Как показывают рассмотренные судебные решения, учреждениям надо рассчитывать процент выполнения задания, используя те способы, которые определены в задании. А при ответе на вопрос, можно ли тратить данную субсидию на те или иные нужды, следует опираться не только на федеральные нормы, правовую базу, созданную на уровне публично-правового образования или органа-учредителя, но и на собственные локальные акты.
Источник: www.audit-it.ru
Предоставление юридическим лицам субсидий на строительство
от 30 ноября 2017 года N 1451
(с изменениями на 14 апреля 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
2. Положения подпункта «е» пункта 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2018 г., а также к договорам, заключенным до 1 января 2018 г.
3. Положение абзаца первого пункта 7 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в части заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, подлежит применению при заключении договоров (соглашений) начиная с 1 июля 2018 г.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 ноября 2017 года N 1451
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации
(с изменениями на 14 апреля 2022 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации (далее — юридические лица), на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — субсидии), а также требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.
2. Субсидии предоставляются на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в том числе для достижения результатов федеральных проектов, в объеме, не превышающем размер средств, предусматриваемый решением Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, принимаемым в соответствии с абзацем вторым пункта 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — решение о предоставлении субсидий), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до получателя средств федерального бюджета, предоставляющего субсидии юридическим лицам (далее — получатель средств федерального бюджета), либо в пределах средств, предусматриваемых в установленном порядке решениями Правительства Российской Федерации о заключении договоров (соглашений) о предоставлении субсидий на срок, превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.
3. Объем субсидий, подлежащих согласно статье 179_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлению в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (далее — адресная программа), должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, предусмотренному адресной программой.
4. В случаях и порядке, которые установлены бюджетным законодательством Российской Федерации:
а) перечисление субсидий осуществляется на казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытые территориальным органам Федерального казначейства;
б) перечисление субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
в) полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий осуществляются территориальными органами Федерального казначейства.
5. Операции по зачислению и списанию средств на счетах, предусмотренных подпунктом «а» пункта 4 настоящих Правил, осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых юридическим лицам в порядке, установленном Федеральным казначейством.
6. Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляются после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
7. Субсидия предоставляется в соответствии с договором (соглашением) о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем средств федерального бюджета и юридическим лицом.
Договор (соглашение) о предоставлении субсидии заключается не позднее 30-го рабочего дня после доведения в установленном порядке до получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, если иной срок заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии не определен решением о предоставлении субсидий.
Договор (соглашение) о предоставлении субсидии и дополнительные соглашения к указанному договору (соглашению), предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Типовая форма договора (соглашения) о предоставлении субсидии должна предусматривать в том числе положения о представлении отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении юридическим лицом значений показателей результативности и (или) результатов предоставления субсидии.
8. В случае если иное не установлено решением о предоставлении субсидий, юридическое лицо должно соответствовать на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
а) у юридического лица отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства;
в) у юридического лица отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет средств, предоставленных в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правила предоставления указанных средств, а также другая просроченная задолженность перед федеральным бюджетом.
9. Юридическое лицо для заключения с ним договора (соглашения) о предоставлении субсидии представляет получателю средств федерального бюджета следующие документы:
а) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у юридического лица неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о юридическом лице (в случае непредставления юридическим лицом такого документа получатель средств федерального бюджета запрашивает его самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
в) справка, подписанная руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом), подтверждающая соответствие юридического лица требованию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 8 настоящих Правил.
10. Получатель средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения от юридического лица документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, рассматривает их и принимает решение о заключении с юридическим лицом договора (соглашения) о предоставлении субсидии либо направляет юридическому лицу информацию об отказе в предоставлении субсидии в одном из следующих случаев:
а) непредставление (представление не в полном объеме) юридическим лицом документов, необходимых для заключения с ним договора (соглашения) о предоставлении субсидии;
б) недостоверность информации, содержащейся в представленных юридическим лицом документах;
в) отсутствие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации оснований для заключения с юридическим лицом договора (соглашения) о предоставлении субсидии.
11. Договор (соглашение) о предоставлении субсидии заключается в отношении одного или нескольких объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и содержит в том числе:
а) целевое назначение и значения результатов предоставления субсидии, включая в отношении каждого объекта капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества его наименование, мощность, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и (или) приобретения, сметную стоимость (предполагаемую (предельную) стоимость) и (или) стоимость приобретения, соответствующие решению о предоставлении субсидий, а также общий объем капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения и его распределение по годам с выделением объема предоставляемой субсидии, который в текущем финансовом году и плановом периоде в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящих Правил, соответствует объему бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, предусмотренному адресной программой. В случае если субсидия предоставляется в целях достижения результатов федерального проекта, указывается наименование соответствующего федерального проекта, при этом результаты предоставления субсидии должны соответствовать результатам федерального проекта;
б) значения показателей результативности предоставления субсидии, определенных решением о предоставлении субсидий (при их наличии), а также условие об их достижении юридическим лицом;
в) сроки перечисления субсидии (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридического лица, источником финансового обеспечения которых является субсидия);
г) положения, устанавливающие права и обязанности сторон договора (соглашения) о предоставлении субсидии и порядок взаимодействия сторон при его реализации;
д) положения, предусматривающие в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, перечисление субсидии юридическому лицу в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридического лица, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на счет, указанный в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил;
е) обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
ж) обязанность юридического лица обеспечить финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) объекты недвижимого имущества в размере, предусмотренном решением о предоставлении субсидий и договором (соглашением) о предоставлении субсидии;
з) обязанность юридического лица обеспечить финансовое обеспечение работ и услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок принятия решений о предоставлении субсидий, без использования на эти цели средств, предоставляемых из федерального бюджета;
и) положения о запрете:
на приобретение юридическим лицом за счет субсидий иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных с достижением целей предоставления субсидии и определенных решением о предоставлении субсидий;
на перечисление юридическим лицом субсидий в качестве взносов в уставные (складочные) капиталы других организаций, вкладов в имущество таких организаций, не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы;
на осуществление операций, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, при осуществлении казначейского сопровождения субсидий;
к) обязательство юридического лица осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества после ввода их в эксплуатацию и (или) приобретения, без использования на эти цели средств, предоставляемых из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правила предоставления указанных средств;
л) положение о возврате юридическим лицом в федеральный бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридического лица, источником финансового обеспечения которых является субсидия), если получателем средств федерального бюджета не принято в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил решение об использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году (далее — решение об использовании остатка субсидии);
м) порядок и сроки представления юридическим лицом отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности и (или) результатов предоставления субсидии;
н) право получателя средств федерального бюджета на проведение проверок соблюдения юридическим лицом условий, определенных договором (соглашением) о предоставлении субсидии;
о) ответственность юридического лица за нарушение условий, определенных договором (соглашением) о предоставлении субсидии;
п) обязанность юридического лица по возврату соответствующих средств в федеральный бюджет в случае установления по итогам проверок, проведенных получателем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии.
12. В договор (соглашение) о предоставлении субсидии в дополнение к положениям, предусмотренным пунктом 11 настоящих Правил, также включаются положения, содержащие условия, определенные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.
13. Юридическое лицо представляет получателю средств федерального бюджета отчетность о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении юридическим лицом значений показателей результативности и (или) результатов предоставления субсидии в сроки, определенные договором (соглашением) о предоставлении субсидии, при условии, что отчетность об указанных расходах представляется не реже одного раза в год не позднее 20-го рабочего дня по окончании отчетного года.
14. Федеральный орган исполнительной власти или организация, осуществляющие от имени Российской Федерации права акционера (участника) юридического лица, и (или) получатель средств федерального бюджета не позднее 3 месяцев со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства или приобретения объекта недвижимого имущества, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляет действия, направленные на увеличение уставного капитала юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Источник: docs.cntd.ru
Меры поддержки
Воспользуйтесь онлайн-инструментами поиска доступных мер поддержки для вашей организации от государства и институтов развития. Финансовые и нефинансовые меры поддержки для бизнеса в одном месте. Более 15 мер поддержки имеют возможность электронной подачи.
Открыт прием заявок
Патентование изобретений и(или) полезных моделей в Российской Федерации
Ваучер на патентование изобретений и(или) полезных моделей за рубежом
Партнерские организации
Экспортёрам: субсидии на сертификацию и подтверждение соответствия продукции
Экспортерам: субсидии на транспортные расходы
Экспортёрам: субсидии на патентование за рубежом
Экспортёрам: субсидии на сертификацию менеджмента
Экспортёрам: субсидии на адаптацию продукции к внешним рынкам
Грант на образование в целях трудоустройства физических лиц
Заявка на включение в реестр социальных предприятий города Москвы
Льготное финансирование для организаций по цифровой трансформации и внедрения цифровых решений
Грантовая поддержка Фонда «Сколково»: Микрогранты
Грантовая поддержка Фонда «Сколково»: Минигранты
Совместные займы ФРП с РФРП по программе «Проекты развития»
Программа ФРП «Производительность труда»
Программа ФРП «Маркировка лекарств»
Программа ФРП «Конверсия»
Программа ФРП «Лизинг»
Программа ФРП «Станкостроение»
Программа ФРП «Проекты развития»
Консультации по открытию и развитию бизнеса
Предоставление субъектам МСП места в бесплатном коворкинг-центре
Программа поддержки российских брендов и товаров за рубежом
Финансирование коммерческого кредита экспортёра
Страхование краткосрочной дебиторской задолженности
Предоставление возможности участия с оборудованным рабочим местом на коллективных выставочных экспозициях, организуемых Фондом инфраструктурных и образовательных программ на профильных выставках
Содействие продвижению инновационной, в том числе нанотехнологической продукции
Поручительство по кредитам и займам для субъектов МСП зарегистрированным в городе Москвы
Субсидия на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и (или) программных продуктов
Поручительство по банковским гарантиям для субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки города Москвы
Поручительство по договорам лизинга для субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки города Москвы
Поручительство по факторингу для субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки города Москвы
Поручительство по договорам об открытии аккредитива для субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки города Москвы
Поручительство по договорам кредита, банковской гарантии для обеспечения и исполнения госзаказа, а также контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ
Предоставление поручительств для субъектов МСП от Мосгарантфонда (Согласие на обработку персональных данных)
Заявка на льготное кредитование на инвестиционные цели
Возможности сервиса
Навигатор по мерам поддержки
Какая задача стоит перед вашей компанией?
Калькуляторы мер поддержки
Гранты на приобретение оборудования
Грант на выплаты процентов по кредитам на развитие деятельности и приобретение оборудования
Поможем подобрать меру поддержки и ответим на все вопросы
Как подать заявку в электронном виде
Часто задаваемые вопросы
Сервис предоставляет меры поддержки для предприятий различных направлений — поддержка МСП, стимулирование экспорта, развитие кадрового потенциала, а также компенсацию средств на проведение НИОКР и расширение производственных мощностей.
В данном сервисе представлены следующие инструменты подбора мер поддержки — поисковая строка, навигатор и подбор на основе информации о компании заявителе
Подать заявку на меру поддержки можно, осуществив переход на официальный сайт администратора, а также воспользовавшись функционалом электронном подачи* в контуре цифровой платформы
Для подачи заявки в электронном формате, следует подписать ее с помощью УКЭП, предварительно заполнив все поля и приложив перечень требуемых документов
Перечень мер поддержки, на которые реализован функционал электронном подачи расположен в следующем разделе
Да, можно. Данный функционал доступен в личном кабинете организации. Для этого необходимо нажать кнопку “Отозвать заявку”. В течении 1-2 рабочих дней ваша заявка будет отозвана.
Источник: i.moscow