Образование земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности – это кадастровые работы по формированию совершенно нового земельного участка из земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства.
Выполнение работ включает в себя геодезические измерения границ формируемого участка (определение точных координат участка на местности), подготовку кадастровым инженером межевого плана, подача межевого плана в Росреестр. Результатом работ является занесение сведений о вновь образованном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
В каких случаях требуется услуга образования земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности?
- в случае необходимости оформления в собственность (прирезка) или в аренду территории, не стоящей на кадастровом учете, смежной земельным участком, находящимся в собственности у заинтересованного лица,
- в случае отсутствия в ЕГРН сведений о земельном участке под зарегистрированным строением, находящимся в собственности у заинтересованного лица (предварительное согласование предоставления земельного участка)
На каком основании это делается?
Перераспределение земельного участка землями государственной или муниципальной собственности.
Согласно Земельному Кодексу РФ формирование нового земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется исключительно в соответствии с одним из следующих документов:
- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ,
- проектная документация лесных участков,
- утвержденная органом государственной или муниципальной власти схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории.
При отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Только на основании утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование следующих земельных участков:
- образуемых из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территорий,
- образуемых из земельных участков, предоставленных садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам,
- образуемых в границах территорий, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключены договора о их развитии,
- под многоквартирными домами,
- для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
В жилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности производится только на основании проекта межевания территории. Если проект межевания территории не утвержден, то заинтересованному лицу необходимо подать в орган местного самоуправления обращение о возможности внесения в разрабатываемый проект межевания территории сведений об испрашиваемом земельном участке.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В нежилой застройке формирование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности может проводиться на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в том случае, если проект межевания территории не разработан.
Источник: cgiku.ru
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности отдельным категориям граждан в безвозмездное пользование, в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов.
- Предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам осуществляется в порядке очередности.
- Земельный участок, предоставляется однократно по выбору заявителя в безвозмездное пользование, аренду или в собственность бесплатно.
Вы можете принять участие в программе, если относитесь к одной из следующих категорий граждан:
- ветераны Великой Отечественной войны;
- инвалиды Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды боевых действий;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или полных кавалеров ордена Славы;
- лица, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащие реабилитации либо пострадавшие от политических репрессий;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы;
- лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
- лица, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 кв. метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.
- гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка;
- гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения дачного хозяйства, садоводства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в соответствии с законодательством;
- гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности жилого помещения, в том числе жилого дома, либо не используют жилое помещение на условиях социального найма. Данное условие распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона;
- гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности иного жилого помещения, в том числе жилого дома, за исключением того, в котором они совместно проживают Данное условие распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона;
- гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не отчуждали жилое помещение, в том числе жилой дом Данное условие распространяется на категорию граждан, указанную в пунктах 8, 9 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, расположенные на территории Республики Крым и находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Источник: xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности (Статьи 30 – 33 ЗК РФ)
Различаются два порядка предоставления земельных участков для таких целей:
1. предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта — осуществляется в аренду , а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и МСУ — в постоянное (бессрочное) пользование; религиозным организациям для строительства зданий религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий;
2. предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта — осуществляется исключительно на торгах.
Предварительное согласование — проведение мероприятий по информированию о предполагаемом строительстве всех заинтересованных лиц (населения, органов государственной власти и МСУ) и выбору участка для строительства с учетом мнений заинтересованных лиц (цель — обеспечение интересов лиц, чьи права могут быть затронуты таким строительством).
Порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта:
1. проведение работ по формированию земельного участка — определение границы, разрешенное использование, технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения; решение о проведении торгов.
2. государственный кадастровый учет земельного участка ;
3. проведение торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды — проводятся в целях обеспечения равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав. Решение о проведении торгов — орган государственной власти или МСУ, уполномоченный на распоряжение земельными участками. Информация о проведении торгов — в общедоступных СМИ.
Порядок торгов — согласно Постановлению Правительства. Результаты торгов — протокол , на его основании — заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка с победителем торгов. При наличии только одного желающего приобрести права на земельный участок, его предоставление осуществляется без проведения торгов исключительно на праве аренды (формирование земельного участка; принятие решения о его предоставлении без проведения торгов; публикация в СМИ; предоставление).
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта:
1. Подача заявления о предоставлении земельного участка заинтересованным лицом в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками (назначение объекта, место размещения, обоснование размера участка, испрашиваемое право на земельный участок).
2. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Акт о выборе, прилагаются проекты границ участка и расчеты убытков обладателей прав на земельные участки.
3. Предварительное согласование места размещения объекта осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками.
4. Проведение работ по формированию земельного участка;
5. Государственный кадастровый учет земельного участка;
6. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
7. Предоставление земельного участка заявителю в аренду или в постоянное бессрочное пользование (федеральным казенным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, органам государственной власти или МСУ).
Источник: www.shpora.su
Предоставление земель для строительства из государственной собственности
от 19 декабря 2007 года N 48
О землепользовании в городе Москве
(с изменениями на 8 июня 2022 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 21 декабря 2011 года N 66 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, специальный выпуск N 6, 27.12.2011);
Законом города Москвы от 10 июля 2013 года N 42 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 18.07.2013);
Законом города Москвы от 24 декабря 2014 года N 67 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2014);
Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 24 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017);
Законом города Москвы от 27 декабря 2017 года N 58 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 28.12.2017);
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 25 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.06.2019);
Законом города Москвы от 18 марта 2020 года N 5 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.03.2020);
Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.05.2021);
Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 11 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.05.2022);
Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.06.2022);
Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 16.06.2022).
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользования в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Москве, особенности управления землями в городе Москве, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности, порядок охраны земель, а также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в городе Москве в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 27 июня 2022 года Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17. — См. предыдущую редакцию)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные положения
1. Земли в городе Москве используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения города Москвы.
2. Использование земель в городе Москве должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы.
3. Действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы.
4. Все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
5. Соблюдение установленных в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы обременений и ограничений по использованию земельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве.
Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования землепользования в городе Москве
К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования землепользования в городе Москве относятся:
1) определение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы (далее — собственность города Москвы), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
2) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации изменений границ между субъектами Российской Федерации — городом Москвой и иным субъектом Российской Федерации и представление их на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
3) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов об утверждении (изменении) границ города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
4) установление в соответствии с федеральным законодательством ставок земельного налога в городе Москве, порядка и сроков уплаты земельного налога;
5) установление льгот по уплате земельного налога в городе Москве и порядка их предоставления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
8) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством, Уставом города Москвы и законами города Москвы к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.
Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве
1. К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся:
1) организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом города Москвы от 24 декабря 2014 года N 67. — См. предыдущую редакцию)
2) установление порядка определения границ территориальных зон, линий градостроительного регулирования, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
3) резервирование земель для государственных нужд;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
4) принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
5) принятие решений о развитии застроенных территорий;
7) установление обременений и ограничений по использованию земельных участков, в том числе земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается;
8) осуществление муниципального земельного контроля на территории города Москвы (далее — муниципальный земельный контроль) в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июня 2022 года Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 17. — См. предыдущую редакцию)
9) расчет цены земельных участков, отчуждаемых из собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения в собственность граждан и юридических лиц, определение сроков и иных условий оплаты цены;
10) снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесения платы;
11) установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав;
12) учет плательщиков арендной платы за землю, подлежащей направлению в бюджет города Москвы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, сроков и полноты внесения арендной платы;
13) сбор, формирование данных и ведение информационных ресурсов города Москвы по учету состояния земель и земельных участков в городе Москве, расположенных на них объектов капитального строительства и иных градостроительных объектов, градостроительных регламентов, обременений и ограничений по использованию земельных участков, учету объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также иной необходимой информации;
14) передача органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (далее — уполномоченные им органы), а также передача федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками в пределах территории особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, на срок ее существования;
15) установление публичных сервитутов в интересах города Москвы, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
16) представление интересов города Москвы при регистрации имущественных прав города Москвы на земельные участки, расположенные в городе Москве, вне города Москвы на территории Российской Федерации, в Федеральной регистрационной службе, на земельные участки, расположенные за пределами Российской Федерации, — в иностранных регистрирующих органах;
16.1) установление порядка определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
(Пункт 16.1 дополнительно включен с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года)
16.2) установление порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
(Пункт 16.2 дополнительно включен с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года)
17) установление перечня городских организаций, с которыми осуществляется обязательное согласование проекта границ земельных участков, образуемых для предоставления гражданам и юридическим лицам, а также земельных участков, образованных путем объединения или раздела существующих земельных участков;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2020 года Законом города Москвы от 18 марта 2020 года N 5. — См. предыдущую редакцию)
18) принятие решений о внесении земельных участков или права аренды земельных участков в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
19) установление сроков приведения фактического использования земельных участков в соответствие с градостроительным регламентом, когда фактическое использование представляет опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия;
19.1) установление случаев и порядка предоставления гражданам в первоочередном и внеочередном порядке земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов или в собственность бесплатно;
(Пункт дополнительно включен с 27 июня 2022 года Законом города Москвы от 8 июня 2022 года N 19)
20) иные полномочия в области землепользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают рациональное и социально ориентированное использование земель в городе Москве в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
3. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании переданного Российской Федерацией полномочия Правительство Москвы (уполномоченные им органы) от имени Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение землями в городе Москве, находящимися в собственности Российской Федерации.
Статья 3.1. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — городских округов, поселений в области землепользования в городе Москве
К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — городских округов, поселений в области землепользования в городе Москве относятся:
1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд в границах внутригородского муниципального образования;
3) резервирование земель для муниципальных нужд в границах внутригородского муниципального образования;
4) осуществление муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на территории внутригородского муниципального образования;
5) расчет цены земельных участков, отчуждаемых из муниципальной собственности, определение сроков и иных условий оплаты цены;
6) иные полномочия в области землепользования в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законами города Москвы.
(Статья дополнительно включена с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 31).
Глава 2. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена
Статья 4. Государственная собственность на землю в городе Москве
1. В соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
3. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве безвозмездного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
4. Земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются.
5. В решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2015 года Законом города Москвы от 1 апреля 2015 года N 13, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года. — См. предыдущую редакцию)
Источник: docs.cntd.ru