Муниципалитету стало проще избежать ошибок при предоставлении земли в аренду или собственность без торгов. Теперь вы можете принимать решения с учетом последних выводов Верховного суда. Он обобщил судебную практику по делам, связанным с предоставлением участков для осуществления сельскохозяйственного производства, в Обзоре от 23.12.2020.
На этот документ можно опираться и в случае, если возникнет судебное разбирательство по иску арендатора или прокурора. Нижестоящие инстанции будут ориентироваться на выводы Верховного суда. В статье — ответы на вопросы, которые часто возникают у муниципалитетов при предоставлении земельных участков в аренду или собственность.
Кому можно предоставлять земельные участки без торгов
Муниципалитет может предоставить свой земельный участок другому лицу в собственность или в аренду по итогам торгов (п. 1 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.6 ЗК). Но есть случаи, когда администрация вправе не проводить торги.
Это возможно, в частности, если вы предоставляете участок для ведения сельского хозяйства или осуществления связанного с ним производства (см. таблицу ниже).
Переуступка права аренды земельного участка в 2022 году
Случаи, когда можно предоставить участок в аренду или продать его без торгов
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству
или сельскохозяйственной организации
Арендатор должен:
• быть участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
• использовать землю для ведения сельского хозяйства или осуществления иной
связанной с сельскохозяйственным производством деятельности
Арендатор должен использовать землю для осуществления сельскохозяйственного производства.
Казачье общество — для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования.
Оно должно значиться в государственном реестре казачьих обществ
Сельхозпроизводителю с действующим договором
аренды земельного участка
У уполномоченного органа не должно быть информации о выявленных в рамках государственного
земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства при использовании участка.
Арендатор должен подать заявление о заключении нового договора аренды, пока не истек срок
действия старого договора
Арендатору земельного участка, предназначенного
С момента заключения договора аренды либо передачи прав и обязанностей по такому договору
должно пройти не менее трех лет. Не должно быть выявленных и не устраненных нарушений
законодательства при использовании участка.
Арендатор должен подать заявление о заключении договора купли-продажи, пока не истек
срок действия договора аренды
Можно ли предоставить участок без торгов, если на него есть несколько претендентов
Если заявки на получение участка поступили от нескольких предпринимателей, то орган МСУ должен провести торги и предоставить землю победителю. Верховный суд признал такой подход правильным (п. 1 Обзора).
ПРИМЕР 1. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) потребовал предоставить ему земельный участок в аренду без торгов. Он ссылался на положения части 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но местные власти ответили отказом, так как на участок были и другие претенденты. Глава хозяйства обратился в суд. Он потребовал признать незаконным решение органа МСУ и обязать муниципалитет заключить договор с КФХ.
Выкуп земли из аренды в собственность
Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав заявителя. Последний имеет право заключить с органом МСУ договор аренды без торгов как сельскохозяйственный производитель, участник отраслевой программы господдержки (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК, п. 8 ст. 10 Закона № 101-ФЗ).
Вышестоящие суды с такой позицией не согласились. Верховный суд их поддержал. В орган МСУ, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений от потенциальных арендаторов. В этой ситуации орган МСУ обязан провести торги (определение Верховного суда от 03.02.2020 № 302-ЭС19-27335).
В каком случае можно продлить договор аренды без торгов
Торги не потребуются, если участок уже находится в аренде у сельхозпроизводителя и он желает продлить договор на новый срок (подп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК). В таком случае орган МСУ вправе не публиковать извещение о предоставлении участка для ведения сельского хозяйства и сельхозпроизводства (п. 2 Обзора).
На заметку: Продлить аренду на новый срок можно независимо от категории земель
ПРИМЕР 2. Администрация муниципального образования и глава КФХ заключили договор аренды земельного участка без торгов. Позже стороны подписали дополнительное соглашение, которым продлили срок действия договора на пять лет. Но прокурор счел, что участок надо было предоставить по итогам торгов. Он обратился в суд с иском о признании соглашения недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, а также суд округа исковые требования удовлетворили (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2019 по делу № А19-17524/2017). Зато Верховный суд поддержал главу КФХ. Он указал, что новый договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, можно заключить без торгов, если выполняются три условия.
1. Муниципалитет предоставил арендатору землю для ведения сельскохозяйственного производства.
2. Нет информации о том, что орган государственного земельного надзора выявил нарушения при использовании арендуемого участка. Либо арендатор допустил нарушения, но устранил их.
3. Арендатор подал в орган МСУ заявление о заключении нового договора аренды земельного участка раньше, чем истек срок действия старого договора.
Глава КФХ 10 лет использовал спорный участок по договорам аренды для ведения сельскохозяйственной деятельности и нарушений не допускал. Заявление о заключении договора аренды направил вовремя. Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Можно ли без торгов продлить договор аренды на неопределенный срок
Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).
Документ: Определение от 20.05.2020 № 310-ЭС19-25907
ПРИМЕР 3. Компания взяла землю в аренду на пять лет. Использовала участки в сельскохозяйственном производстве. Когда срок договора истек, компания продолжила использовать эти участки. Ее руководство полагало, что договор аренды возобновился на неопределенный срок. Со стороны арендодателя возражений не было.
В период действия договора компания обратилась в уполномоченный орган (комитет) с заявлением о заключении договора аренды на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК.
Комитет компании отказал. Тогда она обратилась в суд с иском о признании отказа незаконным.
Верховный суд указал, что Земельный кодекс и Закон № 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, не исключали возможность возобновления на неопределенный срок договора, при заключении которого можно было не проводить торги. Договор аренды муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК, если его заключили до вступления в силу закона, который сделал торги обязательными (ст. 422 ГК, п. 1 постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 № 73). Положения кодекса в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, прямо не исключают применение пункта 2 статьи 621 ГК к договору аренды муниципального земельного участка, правомерно заключенному без торгов. Верховный суд удовлетворил иск.
В какой момент у арендатора возникает право выкупить участок
Арендатор может выкупить арендуемый участок в собственность, но не сразу. Он должен использовать эту землю как минимум три года (п. 2 ст. 39.3 ЗК). Отсчитывайте этот срок не только по последнему договору аренды.
Учитывайте еще и предыдущие арендные соглашения, последовательно заключенные с данным арендатором (п. 4 Обзора).
ПРИМЕР 4. Глава КФХ попросил администрацию продать арендованный им земельный участок без торгов. Чиновники отказали предпринимателю: трехлетний срок с момента заключения последнего договора аренды еще не истек. Глава КФХ обратился в суд.
Суд указал, что администрация и глава КФХ последовательно заключали договоры аренды земельного участка для ведения сельхозпроизводства. Хозяйство использовало землю в общей сложности более трех лет. Поэтому отказ администрации незаконен.
3 года — минимальный срок использования арендованной земли. Только когда он истечет, у арендатора возникнет право выкупить участок
Срок аренды неважен для выкупа земли, если арендатор переоформил право постоянного (бессрочного) пользования участком сельскохозяйственного назначения на право аренды. В этом случае сельхозпроизводитель вправе приобрести участок в собственность независимо от срока его использования по договору аренды (п. 7 Обзора).
ПРИМЕР 5. У арендатора было право бессрочного пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения. Он переоформил это право, заключив договор аренды на 49 лет. Сразу после этого арендатор попытался выкупить землю. Чиновники, а затем суды первой и апелляционной инстанций отказали сельхозпроизводителю.
Они указали, что он использует участок менее трех лет с момента заключения договора аренды (подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК).
Верховный суд исправил эту ошибку. Арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования участком из земель сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствуют здания или сооружения, на право аренды, вправе приобрести эту землю в собственность. Ограничения по сроку владения таким участком по договору аренды для реализации права на выкуп не предусмотрены.
Участок какой площади вправе выкупить сельхозпроизводитель
Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).
ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным.
Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.
Можно ли выставлять на торги земельные доли
Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).
ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.
Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.
Можно ли продать сельхозпроизводителю участок в составе земель населенных пунктов
Если участок включили в состав земель населенного пункта, то арендатор не может выкупить его для целей сельскохозяйственного производства. Выкуп становится невозможным с момента, когда изменился вид разрешенного использования участка в соответствии с правилами землепользования и застройки (п. 8 Обзора).
На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли
ПРИМЕР 8. Компания более трех лет была арендатором участка, предназначенного для сельхозпроизводства. Она обратилась в департамент администрации с заявлением о выкупе этой земли без торгов. Департамент в выкупе отказал. В соответствии с генпланом и правилами землепользования и застройки участок был отнесен к зоне общественно-деловой застройки. Его использование в сельскохозяйственных целях не предполагается. Компания обратилась в суд, потребовала признать отказ незаконным и обязать департамент заключить договор купли-продажи участка.+
Суды отказали в иске. Само по себе включение участка в состав населенного пункта не является ограничением для его выкупа арендатором. Однако выкупить эту землю для сельскохозяйственного производства невозможно. Разрешенное использование земельного участка должно соответствовать целям его использования, указанным в заявлении арендатора.
В противном случае муниципалитет вправе ответить отказом (п. 14 ст. 39.16 ЗК).
Источник: cmokhv.ru
Правовые проблемы получения земельных участков для добычи полезных ископаемых
Разведка и добыча полезных ископаемых невозможна без приобретения прав на земельный участок. Право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав — недропользования и землепользования. При всей связанности эти прав на практике возникают сложные ситуации и правовые коллизии.
Право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а победа на аукционе и получение лицензии на недропользование — лишь основание для оформления земли. Важно отметить, что, на практике, Роснедра не оказывают поддержки победителю аукциона при оформлении прав на землю. В законодательстве не установлены гарантии защиты прав пользователей недрами перед собственниками или иными титульными владельцами земли. Проблемам урегулирования вопросов пользования земли между правообладателем земельного участка и недропользователем посвящена эта статья.
Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в границах принадлежащего земельного участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд (глубиной до 5м), а также производить устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт с объемом извлечения до 100 м3 в сутки, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»). Любые другие виды недропользования требуют получения лицензии на недра.
Однако, получение лицензии на право пользования недрами — это первый шаг к освоению перспективного участка. Кроме того, в формулировках законодательства не ясно, что нужно сделать раньше оформить права на землю или получить лицензию на недра. Вроде бы очевидно, что сначала предоставляется лицензия, а потом оформляются права на землю. Но в п.4 ст. 12 ФЗ «О недрах», указано, что лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, который выделен для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Перед началом геологоразведочных работ недропользователь должен получить ряд дополнительных разрешений и согласований, без которых он не может приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых.
Виды таких разрешительных документов можно разделить на две группы.
Первая группа связана с получением разрешений на пользование недрами, а вторая с пользованием земельным участком.
Разрешение на проведение работ в целях недропользования зависит от того, к какой категории земли относится земельный участок (до перевода), и требуется ли нарушение поверхностного слоя земли в процессе проведения работ.
Для пользования недрами необходимо:
— оформление геологического отвода (для проведения геологоразведочных работ);
— оформление горного отвода (для добычи полезных ископаемых);
— составление и согласование технического проекта и иной проектной документации по освоению полезных ископаемых.
Для пользования земельным участком должно быть оформлено:
— право собственности или право аренды на земельный участок или зарегистрирован сервитут;
— проведена экологическая экспертиза (в указанных законом случаях).
Одним из основных вопросов недропользования является оформление прав на земельный участок над участком недр. В соответствии с предыдущей редакцией ст.11 ФЗ «О недрах» предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Однако в действующей редакции закона осталась лишь отсылка к земельному законодательству без указания на особенности процедуры изъятии земли для целей недропользования. Так, отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Получение прав на землю зависит от того в чьей собственности находится участок, какие виды работ будут производиться (с повреждением или без повреждения почвенного слоя) и от того какое установлено целевое назначение (категория) участка.
Условия предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности указаны в статье 25.1 ФЗ «О недрах». Так использование этих земель может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке статьи 39.2 Земельного кодекса РФ. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения работ.
В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности в соответствии со ст.25.2 ФЗ «О недрах» допускается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением недр и добычей полезных ископаемых, могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению органов исполнительной власти.
В настоящее время в практике возникают проблемы, связанные с использованием земельных участков при разведке и добыче полезных ископаемых.
Во-первых, это сложности с переводом земель в случае, если целевое назначение земли не соответствует целям недропользования. Земельное законодательство выделяет семь категорий земель (ст.7 Земельного кодекса РФ). Наибольшую долю в структуре земельного фонда России занимают земли лесного хозяйства (более 60% всех площадей), к землям сельхозназначения относятся более 20% земель по кадастру.
Если земельный участок относится к категории, которая не предполагает проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых, то требуется изменение целевого назначения участка. Например, если месторождение открыто на сельскохозяйственных землях, то обязателен перевод в категорию земель промышленности, энергетики и транспорта. Также требуется поменять вид разрешенного использования на «недропользование» (код 6.1).
До проведения работ по добыче полезных ископаемых необходимо произвести перевод земли из одной категории в другую.
Если земельный участок относится к землям водного или лесного фонда, то возможно освоение участка без изменения правового статуса земли.
В случае если на участках лесного фонда не предполагается вырубка лесных насаждений и строительство объектов, то допускается проведение разведочных работ без предоставления лесного участка.
Второй проблемой является отсутствие ясных правил выкупа земли при изъятии и порядок компенсации убытков собственников. Процесс изъятия и оценки земли достаточно длительный и сложный процесс.
В соответствии со статьей 25.2 Закона РФ «О недрах» допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса.
Так, согласно п. 2 ст. 56.2 Земельного кодекса решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, принимают уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Форма указанного ходатайства установлена приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250.
Компания «Юрнедра» специализируется на вопросах недропользования и земельного права и оказывает услуги в области права.Наши юристы готовы проконсультировать по вопросам перевода земли по тел. +7 (964) 799-56-65, +7 (916) 614-56-74
Источник: jurnedra.ru