Какие документы должны быть оформлены при предоставлении земельного участка для огородничества
Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Оформление земли
Очень редко реальные границы участков соответствуют границам, которые обозначены в документах на дачный надел. Нередко за годы пользования дачники передвигали заборы, присоединяя к своему участку лишние метры. К тому же раньше земельные наделы порой мерили, что называется, на глаз. К примеру, установлено требование в отношении отдельных участков — по норме б соток, этот размер и указывали в решении о предоставлении надела, хотя фактически с учетом «нарезки» участка могло быть и 6,5 и 5,5 сотки.
Оформление прав на садовый земельный участок
Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы (Бутовецкий А
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе на региональном уровне установить в качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан факт создания таких объединений не из числа лиц, которые учтены органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков.
Как правильно распорядиться участком для огородничества
После принятия заявления власти назначат публичные слушания, на которые будут приглашены соседние землепользователи. По итогам слушаний решение об изменении ВРИ участка под огородничество будет принимать комиссия на основании плана развития городской территории и высказанных на слушании замечаний.
Какие документы должны быть оформлены при предоставлении админстрацией гражданину земельного участка для огородничества
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) администрацией района Санкт-Петербурга (далее — Администрация), должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Как оформить бесплатно в собственность Земельный участок в СНТ, когда на руках Членская книжка?
Получили документы о собственности на земельный участок
- невысокая стоимость, которая позволяет приобрести участок сейчас, а строительство дома отложить на необходимый Вам срок;
- возможность выбрать самостоятельно участок который понравился вам! И на нем построить дом по своему проекту, а затем продумать проект и выбрать необходимые материалы вашего будущего жилища;
Аренда земли для огородничества
Люди, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки людей, подавших заявление о предоставлении имущества, утверждаются органом местного самоуправления
Какие документы должны быть оформлены при предоставлении земельного участка для огородничества
Я снова задалась целью изменить разрешенное использование (назначение) земельного участка с «для ведения огородничества» на другое. Прошу Вашего совета в отношении выбора вида разрешенного использования «ИЖС», «ЛПХ» или «под дачное строительство». Разница между «ИЖС» и «ЛПХ» понятна, а что значит третье? Моя цель пока — провести газ или электричество к уже имеющемся на участке летнему щитовому домику, потом строительство жилого дома, при этом возможность регистрации в нем не так важна.
Администрация Ленинградской области
6. В целях формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, комиссия запрашивает у органов, осуществляющих распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и(или) муниципальной собственности, информацию о наличии земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан.
Источник: exjurist.ru
Правовой режим земель, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного строительства
В соответствии с Законом от 15 апреля 1998г. организационно-правовая форма садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан возможна в трех видах: товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства.
Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать ассоциации (союзы) объединений (ст. 9 Закона от 15 апреля 1998г.), которые являются юридическими лицами и имеют целью создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции.
Закон предоставляет право и рекомендует органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку членам некоммерческих объединений граждан по вопросам налоговых и иных платежей, кредитования на льготных условиях, предоставления различных услуг агротехнического, энергетического, организационного и иного характера, землеустройства и т.п.
Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 — 35 Закона от 15 апреля 1998г. («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»), а также Законом от 30 июня 2006г. (Закон о «дачной амнистии»).
Предоставление земельных участков членам объединений осуществляется органами местного самоуправления по месту размещения объединения. Предоставленные ранее (до принятия ЗК РФ) участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования сохраняются за гражданами бессрочно, с правом бесплатной приватизации их по желанию граждан Улюкаев В.Х. Земельное право: Учебник. М. 2012. С. 146..
Нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом норм, содержащихся в федеральных нормативно-правовых актах.
Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.
Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на два этапа:
- 1) выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- 2) предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам.
На первом этапе органом местного самоуправления по месту проживания граждан формируется персональный состав членов объединения; им же устанавливается конкретный район возможного расположения и землеобеспеченности объединения и осуществляется его регистрация как юридического лица.
Предоставление общего земельного участка для размещения соответствующего объединения осуществляется решением органа местного самоуправления по месту размещения объединения. Общий земельный участок предоставляется объединению бесплатно в срочное пользование на период разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации и застройки территории объединения. Проект заказывается администрацией объединения, утверждается органом местного самоуправления, предоставившим земельный участок, и переносится в натуру.
На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) — в собственность объединений как юридических лиц.
Предоставление участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется решением органа местного самоуправления. При этом гражданам, как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам — бесплатно.
Завершающим этапом предоставления земель является государственная регистрация прав на земельные участки.
Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть общими, установленными ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ, о которых уже упоминалось ранее, и специальными, установленными ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
К специальной группе правомочий садоводов, огородников и дачников относятся следующие.
- 1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Закона). Это означает, что гражданин, во-первых, получает земельный участок в собственность и, во-вторых, что член объединения может по своему желанию выйти из его состава для обособленного, т.е. вне рамок объединения, ведения садового, огородного или дачного хозяйства.
- 2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.
- 3. При отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка граждане имеют право одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в размере целевых взносов.
- 4. Члены некоммерческого объединения в случае его ликвидации имеют право на получение причитающейся им доли имущества общего пользования.
- 5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.
- 6. Граждане, получившие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды, вправе в индивидуальном порядке приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.
В Законе достаточно много внимания уделяется защите прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и самих объединений как юридических лиц, а также ответственности за нарушение законодательства.
Закон устанавливает жесткую дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, к административной ответственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства:
- — нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
- — сокрытие информации о наличии свободных земель;
- — нарушение требований законодательства при отводе земельных участков;
- — противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель в границах объединений либо в зонах их размещения.
К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства:
- — регистрация заведомо незаконных сделок с огородным, садовым или дачным участком;
- — искажение учетных данных государственного земельного кадастра;
- — умышленное занижение размеров платежей за землю.
В случаях, не влекущих за собой уголовной или административной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
Источник: studwood.net
Предоставление земельных участков для садоводства огородничества дачного строительства
Комментарий к новому Закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества»
Настоящее издание содержит постатейный комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающему в силу с 1 января 2019 года.
Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
Источник: kommentarii.org
Земли общего пользования
Для начала следует разобраться, что под собой подразумевает понятие земель общего пользования.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.
К числу земель общего пользования в садоводческом товариществе относятся:
- улицы, переулки и площади;
- автомобильные дороги и проезды;
- парковые территории;
- зоны водоемов и пляжи;
- зеленые зоны.
Площадь земель общего пользования можно рассчитать, вычитая из общей территории СНТ площади всех участков, находящихся в собственности граждан.
На землях общего пользования могут быть размещены объекты, направленные на удовлетворение потребностей членов СНТ (например, ЛЭП, трубо-, газопроводы, помещения правления СНТ, подсобные помещения).
Земельные участки общего пользования в СНТ должны быть расположены на территории товарищества, в соответствии с проектом межевания территории СНТ. Проект межевания утверждается членами товарищества, правление которого обязано, как представитель юридического лица, поставить эти земли на кадастровый учет.
Законодательством предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка — привлечение к административной ответственности и штраф, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка общего пользования. Для граждан размер штрафа составит от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб., в том случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка.
До вступления в силу в 2019 году Федерального закона № 217-ФЗ, земли общего пользования на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам земли общего пользования предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.
После вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ статья 24 разрешила передавать все земли общего пользования в долевую собственность владельцев участков СНТ. Для этого необходимо получить согласие всех собственников земель на территории товарищества.
Налог на земли общего пользования
Если имущество и земли общего пользования находятся в долевой собственности членов СНТ, то уплата налогов за эти земли ложится на садоводов. Размер налога индивидуален для каждого владельца и напрямую зависит от размера доли общего имущества.
Если земли и имущество были переданы муниципалитету, никаких дополнительных налогов платить не нужно.
Порядок оформления земель общего пользования в долевую собственность
- Провести общее собрание, утвердить проведение работ по межеванию, оформить протокол;
- Выбрать уполномоченное лицо, которое будет ответственным за заключение договора с геодезической компанией;
- Геодезисты приедут в СНТ, оценят объем и стоимость работ, а затем приступят к съемке территорий;
- кадастровые сведения, предоставленные геодезической компанией после завершения всех работ, будут обработаны картографом, а затем переданы кадастровому инженеру;
- завершающим этапом работ станет схема уточнения или определения границ земель общего пользования, которая будет передана на утверждение председателю СНТ;
- если замечаний от уполномоченных лиц не поступит, специалисты сформируют окончательный межевой план.
Про то, как правильно провести выдел земель общего пользования из состава СНТ объясняет статья 24 217-ФЗ: Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
1. Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.
Права собственности на такое имущество закреплены в статье 25 217-ФЗ: Право собственности на имущество общего пользования
1. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.
4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.
6. Собственник садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, не вправе: 1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на имущество общего пользования; 2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок.
7. Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на садовый или огородный земельный участок не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на имущество общего пользования, являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).
8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 217-ФЗ, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) решение о передаче указанного имущества принято общим собранием членов товарищества; 2) в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности; 3) в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.
Ограничения при использовании земель общего пользования
При использовании земель общего пользования садоводы не имеют права:
- расширять площадь индивидуальных земельных участков за счет ЗОП;
- устраивать незаконные свалки мусора, строительных материалов и других отходов на землях общего пользования;
- перекрывать въезд воротами и шлагбаумами для других членов СНТ;
- самовольно устанавливать торговые объекты, хозпостройки и другие помещения для оказания платных услуг без согласования с остальными собственниками.
Если у Вас имеются вопросы по данной теме или необходима консультация и помощь — вы можете написать нашим специалистам через форму обратной связи — и мы обязательно рассмотрим обращение!
Источник: preds.ru
Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках
Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
1. Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
3. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 22
Комментируемый Закон в целом сохранил подход, который был сформирован в Законе N 66-ФЗ после вступления в силу положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (1 марта 2015 г.). Данный подход заключается в сосредоточении всех положений о порядке предоставления садоводам и огородникам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в ЗК РФ.
В связи с этим ни комментируемая статья, ни Закон N 217-ФЗ в целом не регулируют данный вопрос, ограничиваясь установлением отдельных особенностей, связанных с коллективным характером отношений в области садоводства и огородничества.
С 1 марта 2015 г. садоводы и огородники, в том числе создав некоммерческое товарищество, вправе подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (в случае если отсутствует утвержденный проект межевания территории или сформированный земельный участок) и обратиться с заявлением о предоставлении заинтересовавшего их земельного участка.
Кроме того, важно отметить, что ЗК РФ установил разные порядки предоставления земельных участков для коллективного ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (то есть предоставления земельных участков юридическим лицам), а также напрямую закрепил возможность предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства гражданам индивидуально.
Таким образом, исходя из норм ЗК РФ можно выделить следующие способы предоставления земельных участков:
1. Для ведения коллективного садоводства, огородничества (то есть садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам).
В данном случае земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются первоначально в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам (подп. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Договор безвозмездного пользования заключается на срок по выбору заявителя, который не должен превышать пять лет. По договору безвозмездного пользования садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество обязано обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории (только проекта межевания — в случае предоставления земельного участка для ведения огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Учитывая безвозмездный характер получения земельного участка, законодатель установил требования к обоснованности размеров таких земельных участков, при этом поставив расчет предельного размера земельного участка в зависимость от максимального размера садовых или огородных земельных участков (п. 6 и 7 ст. 39.10 ЗК РФ).
До 1 марта 2015 г. в соответствии с п. 1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, устанавливались законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако продолжают действовать и ранее принятые законы субъектов Российской Федерации. В связи с этим на практике может возникнуть вопрос о том, каким документом — законом субъекта Российской Федерации или градостроительным регламентом — руководствоваться при определении предельного размера земельного участка в целях его предоставления некоммерческому объединению граждан для ведения садоводства или огородничества.
Согласно ч. 20 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу данного Закона в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Таким образом, законодатель расставил приоритеты при определении размеров земельных участков в целях их предоставления — предельные размеры, установленные градостроительным регламентом, а при его отсутствии — предельные размеры, ранее установленные в соответствии со ст. 33 ЗК РФ законами субъектов Российской Федерации. При этом такие законы должны были быть приняты до 1 марта 2015 г.
Вместе с тем представляется, что при разработке правил землепользования и застройки органы местного самоуправления могут учитывать предельные размеры земельных участков, ранее установленные законами субъектов Российской Федерации для определенных целей.
Следует отметить, что в ряде случаев федеральными законами установлены размеры земельных участков, предоставляемых отдельным категориям граждан. Так, Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предусмотрено бесплатное предоставление в собственность земельных участков для ведения садоводства и огородничества в размерах, установленных в соответствии с Земельным кодексом РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы и не менее чем 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности для Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Данные нормы не в полной мере согласуются с положениями ЗК РФ в части предельных размеров земельных участков и, как видится, могут быть реализованы только в случае предоставления земельных участков в индивидуальном порядке.
Образованные земельные участки предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду на срок до сорока девяти лет членам соответствующего товарищества, а земельные участки общего назначения — бесплатно в общую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества (подп. 3 п. 2 ст. 39.3, подп. 3 ст.
39.5, подп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
При этом вид права, на котором член садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества желает приобрести садовый или огородный земельный участок, определяется самим заявителем путем соответствующего указания в заявлении о предоставлении земельного участка (подп. 5 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).
Также следует отметить, что федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены отдельные категории граждан, которым земельные участки предоставляются в собственность бесплатно (подп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ). Так, например, Законом Республики Мордовия от 12 марта 2009 г. N 23-З «О регулировании земельных отношений на территории Республики Мордовия» установлено, что земельные участки для садоводства, огородничества и дачного хозяйства предоставляются в собственность бесплатно:
1) инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий;
2) одиноким родителям, имеющим несовершеннолетних детей;
3) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов;
4) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей, в приемной семье;
5) одному из родителей, супруге, не вступившей в повторный брак, военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы;
6) гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, зарегистрированным по месту жительства на территории Республики Мордовия;
7) гражданам, имеющим трех и более детей, в случаях, порядке и размерах, установленных Законом Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. N 50-З «О предоставлении в Республике Мордовия земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»;
8) медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 — 2012 гг. после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта; прибывшим в 2013 — 2015 гг. после окончания образовательной организации высшего образования; медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 г. на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта; фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, принятым на работу в государственные бюджетные учреждения здравоохранения Республики Мордовия в 2014 — 2015 гг. и заключившим с уполномоченным исполнительным органом договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
9) лицам, награжденным государственной наградой Республики Мордовия — орденом Славы I степени;
10) Почетным гражданам Республики Мордовия;
11) тренерам, подготовившим чемпионов Олимпийских игр, постоянно проживающим на территории Республики Мордовия не менее трех лет.
Одним из документов, необходимых для предоставления земельных участков членам товарищества, является решение общего собрания членов о распределении образованных или образуемых земельных участков между его членами с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории.
2. Для ведения садоводства по заявлению отдельного гражданина.
В этом случае предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ, предусматривающей размещение и опубликование уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования указанного извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, осуществляется предоставление земельного участка без торгов в собственность за плату или в аренду на срок по выбору заявителя, но не более чем на сорок девять лет. При поступлении заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе предоставление земельного участка осуществляется по результатам аукциона. При этом участником такого аукциона могут быть только граждане (п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ).
Указанный порядок не применяется в случае предоставления земельного участка для ведения садоводства лицам, в отношении которых федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке (п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ).
В этом случае осуществляется предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов по заявлению заинтересованного лица в порядке, предусмотренном ст. 39.14 — 39.17 ЗК РФ. Арендная плата в таком случае определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка (подп. 3 п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ).
Не применяется порядок, установленный ст. 39.18 ЗК РФ, исходя из его правовой природы, также если согласно федеральным законам, законам субъектов РФ для отдельных категорий граждан предусмотрено предоставление земельных участков для указанных целей в собственность бесплатно. В этом случае предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со ст.
39.19 ЗК РФ в порядке, установленном законами субъектов РФ, а при их отсутствии — ст. 39.14 — 39.17 ЗК РФ (ч. 19 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
В правоприменительной практике выявлены случаи, в том числе применительно к предоставлению садовых земельных участков, когда один гражданин в рамках положений ст. 39.18 ЗК РФ после опубликования сообщений о предоставлении земельных участков подает заявления для инициирования аукционов абсолютно по всем земельным участкам, предлагаемым к предоставлению на территории муниципального образования.
С одной стороны, органы государственной власти и органы местного самоуправления при соблюдении такими гражданами правил подачи заявок на участие в аукционах не вправе отказать им в таком участии. С другой стороны, обратим внимание на Определение ВС РФ от 28 декабря 2016 г. N 32-КГ16-26, в рамках которого судом сделан вывод, что действия подобных лиц следует оценивать на предмет добросовестности их поведения. При этом суд отметил, что, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
3. Для ведения огородничества по заявлению отдельного гражданина.
В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в этом случае без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка на срок до трех лет. Гражданин вправе заключить новый договор аренды такого земельного участка для ведения огородничества, подав соответствующее заявление до дня истечения срока действия договора аренды такого земельного участка.
В настоящее время возможность выкупа такого земельного участка напрямую ЗК РФ не предусмотрена, за исключением выкупа таких земельных участков на аукционе (ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ). Такое право предлагалось предоставить огородникам положениями проекта Федерального закона N 1103583-6 «О внесении изменения в статью 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации» (в части расширения оснований для выкупа гражданами земельных участков без проведения торгов), до настоящего времени находящегося на рассмотрении Государственной Думы . Вместе с тем существует и иная позиция о том, что на огородников распространяется право выкупа земельных участков, предусмотренное подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, что отражено в отзыве Правительства Российской Федерации на указанный законопроект .
Источник: domir.ru