Предоставление земельных участков для строительства без предварительного

1. Данная статья имеет отношение к предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов. По смыслу рассмотренного выше п. 5 ст. 30 ЗК принятие решения о предоставлении земельных участков по данной процедуре состоит из четырех этапов (см. соответствующий комментарий).

Статья 31 посвящена реализации первого этапа — выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта. При этом данная статья регулирует в основном процедурные вопросы осуществления данного этапа. Некоторые иные связанные с этим вопросы (о допустимых видах предоставляемых по данной процедуре прав на землю, случаях, когда предварительное согласование места размещения объекта неприменимо, и т.д.) регулируются в иных статьях ЗК — прежде всего в ст. 30 (п. п. 3, 11).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает заявительный порядок выбора земельных участков для строительства. В этом состоит одно из отличий от процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта, при которой заявление заинтересованного лица — физического или юридического — не является обязательным (см. п. 4 ст. 30 ЗК). Рассматриваемый пункт отвечает на вопросы о том, в какие органы следует обращаться с заявлением и каким оно должно быть по содержанию.

Анонс вебинара «Предоставление земельных участков для строительства. Практика разрешения споров»

Говоря об органах, в которые заявителю надлежит обращаться, закон упоминает исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные в ст. 29 ЗК. С учетом положений указанной статьи (см. комментарий к ней) можно сделать вывод, что заявление должно подаваться в орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельного участка, т.е. уполномоченный действовать от имени собственника земельного участка (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования). Однако с учетом того, что при обращении с заявлением заинтересованное лицо не всегда обладает информацией о том, в отношении каких именно земельных участков будет осуществляться процедура выбора (поскольку право определения вариантов выбора участка, как будет показано далее, принадлежит не заявителю, а уполномоченным органам), не исключена в дальнейшем передача заявления по подведомственности, с извещением об этом заявителя. В случае обращения заявителя в ненадлежащий орган принявший заявление орган должен передать его по подведомственности либо уведомить заявителя о том, в какой именно орган ему следует обращаться.

— назначение объекта. Заявителю следует наиболее точно отражать желаемое назначение объекта, поскольку именно оно, в случае его соответствия разрешенному использованию земельного участка согласно зонированию территории, будет согласовываться соответствующими органами и в дальнейшем должно стать основной для окончательного определения разрешенного использования участка;

— предполагаемое место размещения объекта. Заявитель должен предложить уполномоченному органу вариант(-ы) размещения будущего объекта, однако должную степень точности указания на потенциальное место закон не определяет, в связи с чем предложение заявителя может сводиться к указанию как на конкретный участок, имеющий границы, так и на более неопределенную территорию (квартал, микрорайон, район); однако более детальные требования в данном вопросе могут быть установлены законодательством субъекта РФ или нормативными актами органов местного самоуправления;

Предоставление участков для строительства

— обоснование примерного размера земельного участка. Требований к форме и содержанию такого обоснования Кодекс не содержит, в связи с чем оно может быть составлено в произвольной форме, если иное не следует из региональных (субъектов РФ) или местных нормативных актов;

— испрашиваемое право на участок. Возможные для приобретения заявителем виды прав на землю по процедуре предварительного согласования места размещения объекта указаны в п. 3 ст. 30 ЗК.

Каких-либо требований к форме заявления заинтересованного лица комментируемый пункт почти не содержит. Единственным положением, которое на основании данного пункта можно рекомендовать к применению при составлении подобных заявлений, является целесообразность озаглавить документ следующим образом: «Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта». Однако даже при отсутствии данного текста в заглавии из содержания заявления должна вытекать именно эта его суть. В противном случае не исключена квалификация соответствующими органами заявления как инициирующего иную процедуру приобретения прав на землю, например без предварительного согласования места размещения объекта.

2 — 4. Пункты 2 — 4 комментируемой статьи посвящены мероприятиям, осуществляемым в рамках выбора земельного участка до составления акта о выборе земельного участка для строительства. Примечательным и важным для понимания данных и ряда последующих пунктов является то, что независимо от формы собственности на земельные участки и адресата заявления заинтересованного лица мероприятия по выбору земельного участка осуществляют органы местного самоуправления. В случае непосредственного обращения к ним физического или юридического лица данные органы обеспечивают выбор участка на основании заявления указанного лица, а в случае обращения к ним исполнительного органа государственной власти, в который поступило заявление, — на основании данного обращения. Соответственно, государственные органы не вправе заниматься выбором земельных участков (за исключением принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в таком размещении) и должны передавать такие вопросы на исполнение органам местного самоуправления. Единственное исключение из данного правила имеет место в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в силу п. 10 комментируемой статьи.

На основании рассматриваемых пунктов можно условно выделить три стадии выбора земельного участка (до составления акта о выборе).

I. Определение возможных вариантов размещения объекта.

Несмотря на то что ст. 31 ЗК неоднократно упоминает не о варианте, а о вариантах (т.е. во множественном числе) выбора земельного участка и размещения объекта, все же буквальный анализ соответствующих положений не дает оснований однозначно полагать, что орган местного самоуправления обязан разработать более одного варианта размещения объекта и не вправе ограничиться лишь одним вариантом. Вместе с тем независимо от количества разрабатываемых в каждом случае вариантов все они должны соответствовать градостроительным, экологическим и иным требованиям, применимым к рассматриваемой территории, и учитывать действующую документацию государственного кадастра недвижимости и землеустройства (т.е. не противоречить ранее утвержденным границам земельных участков, охранных зон, проектам межевания и иным документам по планировке территории, данным о разрешенном использовании и ограничениях/обременениях в использовании земельных участков и т.д.).

В результате осуществления данной стадии орган местного самоуправления получает документацию, содержащую проекты границ земельных участков, потенциально пригодных для размещения на них планируемого объекта строительства, а также собственно варианты размещения данных объектов в пределах границ земельных участков. Таким образом, определяется также и разрешенное использование земельного участка.

II. Проведение процедур согласования.

Согласование документации, разработанной на первой стадии, производится с органами и организациями, перечень которых является различным в зависимости от ряда факторов — назначения будущего объекта, его параметров, правового режима предполагаемых к предоставлению земельных участков и т.д., и регулируется актами законодательства: земельного, градостроительного, экологического, о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иных отраслей как федерального, так и регионального и местного уровня. Например, в Москве соответствующие вопросы регулируются распоряжением мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. N 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей», Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ, некоторыми иными нормативными актами.

Одновременно с согласованием документации должно производиться определение технических условий подключения будущего объекта к инженерно-техническим сетям и платы за такое подключение.

Немаловажным положением, затрагивающим первую и вторую стадии выбора земельных участков, является закрепленное в п. 2 правило, обязывающее государственные органы, а также органы местного самоуправления и муниципальные организации бесплатно, по запросам обеспечивающих выбор органов местного самоуправления предоставлять последним в двухнедельный срок различную документацию и информацию, которая может быть необходима для выбора участков или их согласования, включая технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Соблюдение данного положения могло бы в значительной мере упростить, ускорить и удешевить процедуру приобретения заинтересованными лицами прав на земельные участки. Однако в настоящее время практика применения данных положений Кодекса во многих регионах России такова, что очень часто будущим застройщикам предлагается самостоятельно и за свой счет получить технические условия, иную документацию и информацию и пройти процедуру согласования границ участка и размещения на нем планируемого объекта. И происходит это зачастую с грубейшими нарушениями установленных законом сроков — вся процедура может занимать в среднем до нескольких месяцев. Добиваясь же применения положений ЗК, будущие застройщики нередко встречаются с «контрмерами» со стороны органов власти и организаций: например, такими как выдача технических условий с крайне невыгодными параметрами, делающими реализацию проекта изначально невыгодной.

III. Информирование о планируемом предоставлении земельных участков для строительства и изъятии земельных участков.

Обязанность органов местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства следует из п. 3 комментируемой статьи. Аналогичная обязанность возникает при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей строительства в силу п. 4 данной статьи.

Декларируя право граждан, общественных организаций (объединений), религиозных организаций и органов территориального общественного самоуправления участвовать в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы, ЗК не раскрывает формы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей), сроки и процедуры такого участия. Равно как и не говорит о формах и сроках информирования населения органами местного самоуправления. В этой связи решение соответствующих вопросов осуществляется в настоящее время в основном на региональном и местном уровне. В качестве примера можно привести акты московского законодательства: Закон города Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» или распоряжение мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий». Следует отметить, что указанные акты, равно как и акты федерального законодательства, не придают мнению населения, общественных или религиозных организаций решающего значения, т.е. не требуют обязательного получения согласия указанных лиц на осуществление планируемого строительства, а лишь обязывают органы власти и застройщиков своевременно предоставлять информацию о будущем строительстве, обеспечивать возможность участия указанных лиц в ее обсуждении, а также принимать юридически значимые решения с учетом выявленного таким образом мнения.

Читайте также:  Как найти заказы на строительство и ремонт

С информированием о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд дело обстоит иначе — эти вопросы урегулированы ст. ст. 279 — 283 ГК, а также ст. ст. 49 и 55 ЗК. В частности, ст. ст. 279 и 283 ГК предусматривают уведомление субъекта прав на изымаемый участок о предстоящем изъятии не менее чем за один год до него.

Законами субъектов РФ также могут быть предусмотрены нормы, посвященные информированию об изъятии земельных участков для указанных нужд.

5 — 7. Формальной целью осуществления предусмотренных п. п. 2 — 4 комментируемой статьи мероприятий является составление органом местного самоуправления акта о выборе земельного участка для строительства (по необходимости — также и для установления охранной или санитарно-защитной зоны), на основании которого сам орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, по обращению которого выбор участка производился, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта.

Форма данного акта федеральным законодательством не утверждена, в связи с чем некоторые органы местного самоуправления утвердили ее самостоятельно. Например, типовая форма акта о выборе земельного участка утверждена Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 5 сентября 2005 г. N 1447 «Об утверждении типовых форм распоряжений главы муниципального образования город Краснодар по вопросам предоставления земельных участков, договора аренды земельного участка, договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, акта выбора земельного участка». Постановлением администрации Великого Новгорода от 2 августа 2002 г. N 127 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов границ земельных участков» также утверждена форма акта о выборе земельного участка для строительства, значительно отличающаяся от формы, утвержденной в Краснодаре.

Земельный кодекс выдвигает лишь одно требование к акту о выборе земельного участка — к нему должны прилагаться определенные материалы. Во-первых, это утвержденные органом местного самоуправления проекты границ земельных участков согласно разработанным вариантам их выбора, а во-вторых, это расчеты убытков субъектов прав на землю, но только в тех случаях, когда предполагается изъятие у них земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом требование о необходимости предварительного согласования данных расчетов с указанными субъектами отсутствует, хотя это может способствовать возникновению споров по поводу изъятия земли. До 1 января 2008 г. также действует правило о необходимости расчетов потерь сельскохозяйственного производства, они тоже прикладываются к акту.

Уполномоченный государственный или муниципальный орган, рассмотрев акт выбора земельного участка, вправе принять одно из двух решений: о его утверждении или об отказе в размещении объекта. Причем в случае, если к акту прикладывалось более одного варианта размещения объекта, утверждение акта производится лишь по единственному варианту, который выбирается по усмотрению утверждающего органа.

8. Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, составляющий три года, императивен и не может быть изменен законодательством субъектов РФ или местными нормативными актами. Случаи досрочного прекращения действия данного решения либо его изменения закон не рассматривает, что представляется значимым пробелом. О возможности продления действия решения упоминается лишь вскользь — см. последний абзац п. 8.

Большая часть комментируемого пункта связана с возможным изъятием земельных участков для публичных нужд в связи с потенциальным решением о предоставлении выбранного земельного участка для целей строительства. При этом абз. 2 данного пункта, относящий риски улучшений земельного участка после информирования о его возможном изъятии на его правообладателя, почти идентичен положению ст. 280 (в совокупности со ст. 283) ГК, с той лишь разницей, что ЗК расширяет круг таких субъектов, включая в него, помимо обладателей вещных прав на землю, также арендаторов и лиц, которым участок принадлежит на праве безвозмездного (срочного) пользования.

9. Данный пункт обоснованно допускает возможность обжалования в суд любого решения уполномоченного органа, связанного с выбором земельного участка, — как положительного (о предварительном согласовании места размещения объекта), так и отрицательного (об отказе в размещении объекта). Это выгодно отличает данный пункт, например, от п. 9 ст. 30 ЗК, предусматривающего возможность обжалования лишь отказного решения о предоставлении земли для строительства. Последствия признания судом недействительным положительного решения уполномоченного органа сводятся к компенсации всех расходов заявителя, обоснованно понесенных им для получения указанного решения и документально им подтвержденных.

10. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург руководствуются исключительными правилами в силу закона не только в данном случае. В связи с особенностями организации местного самоуправления на территориях данных субъектов РФ, установленными ст. 79 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований определяются законами данных субъектов РФ, в интересах сохранения единства внутригородского хозяйства.

В этой связи мероприятия по выбору земельных участков для строительства входят в этих городах в компетенцию соответствующих государственных органов до тех пор, пока данные полномочия не переданы законами Москвы и Санкт-Петербурга органам местного самоуправления. Аналогичное регулирование имеет место также, например, в вопросах распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК), осуществления градостроительной деятельности (ст. 63 Градостроительного кодекса) в Москве и Санкт-Петербурге.

Источник: stzkrf.ru

Предоставление земельного участка без предварительного согласования места расположения объекта

Законодательством уточняется процедура предоставления земельных участков для строительства, при этом устанавливается весьма существенное разграничение предоставления земельных участков с обязательным согласованием места размещения объекта и без такового. При этом устанавливается обязательное условие, что предоставление земельного участка в собственность под строительство без предварительного согласования может производиться только с обязательным заключением договора, предметом которого является земельный участок на торгах. По сути это означает, что торги фактически «заменяют» в данном случае собой процедуру согласования.

Предварительное согласование требуется при предоставлении земельных участков под застройку либо в аренду, либо в постоянное (бессрочное) пользование.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием[7]:

· государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

· заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

· заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Отношения по застройке земельных участков регулируются помимо Земельного кодекса и иными нормативными актами, которые в принципе не должны противоречить нормам ЗК РФ в том, что касается именно предоставления земли.

Так, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 8 мая 1998 г. определены градостроительные требования к использованию земельных участков в городских и сельских поселениях, в том числе при их застройке (ст. 56 Градостроительного кодекса). В соответствии с указанным Кодексом при предоставлении земельных участков градостроительные требования к их использованию определяются, градостроитель ной документацией о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также правилами застройки[8].

При предоставлении земельных участков органы местного самоуправления подготавливают следующую информацию о градостроительных требованиях к использованию земельных участков:

· местоположение земельных участков; проекты границ земельных участков в соответствии с проектами планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий; разрешенное использование земельных участков;

· обеспечение земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

При строительстве объектов недвижимости в городских и сельских поселениях в соответствии с градостроительной документацией» о застройке и градостроительными регламентами, как указывается Градостроительным кодексом, предварительное согласование размещения объектов недвижимости не проводится.

Кроме того, Градостроительный кодекс устанавливает, что при проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки органами местного самоуправления к их участникам могут устанавливаться следующие дополнительные требования:

· возмещение убытков и иных затрат на снос объектов недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования;

· строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· соблюдение сроков строительства объектов недвижимости; благоустройство территорий общего пользования.

Указанные требования сохраняются в случае перехода прав на земельный участок другому лицу.

Застройщик, получивший земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды, имеет право разрабатывать и реализовывать проект его застройки или проект межевания данного земельного участка с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам.

Обязательному включению в документ, удостоверяющий право на земельный участок в городских и сельских поселениях, подлежит следующая информация[9]:

· код территориальной зоны, установленный правилами застройки; функциональное назначение территориальной зоны, в пределах которой находится земельный участок;

· местоположение земельного участка или его части в границах зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон, а также в границах территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и иных территорий, ограничения, на использование которых устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

· наличие в границах земельного участка объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, с указанием их параметров и ограничений на использование указанных объектов; наличие в границах земельного участка зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного земельного участка, с указанием ограничений на использование данного земельного участка в связи с расположением на нем указанных объектов.

Читайте также:  Требования участников строительства о передаче нежилых помещений

При делении земельных участков или изменении их границ и параметров соблюдаются красные линии, линии регулирования застройки и требования градостроительных регламентов к минимальным размерам земельных участков.

Продолжает действовать ряд подзаконных нормативных актов, регулировавших предоставление земельных участков под застройку до принятия настоящего Земельного кодекса. При этом следует учесть, что все подзаконные акты, не прекратившие свое действие применяются только в части, не противоречащей ЗК РФ.

В целях обеспечения оборота земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, был принят Указ Президента РФ от 26 ноября 1997 г. № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды»[10].

Указ определяет, что расположенные на территориях городских и сельских поселений земельные участки, предназначенные в соответствии с градостроительной и землеустроительной документацией под за стройку, либо право аренды этих земельных участков подлежат продаже гражданам и юридическим лицам на торгах (аукционах, конкурсах), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. На основании этого Указа Постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 2 был утвержден порядок проведения таких конкурсов и аукционов (см. ст. 38 ЗК РФ).

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется порядке, предусмотренном ЗК РФ, и состоит из следующих этапов[11]:

1. Проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

· определение разрешенного использования земельного участка;

· определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

· принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

· публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

2.Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с, правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ.

Формирование земельного участка, как объекта недвижимости, в том числе и для выставления его на торгах, должно осуществляться как с соблюдением требований, установленных настоящей статьей, так и законодательством о землеустройстве. Существенное значение также имеет и порядок учета земельных участков на основании законодательства о земельном кадастре[12]. Так, согласно Федеральному закону «О землеустройстве» земельный участок, как объект землеустройства, должен иметь план — документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей (ст. 1 Федерального закона). При этом при формировании земельного участка устанавливается местоположение его границ, варианты его использования с учетом размеров, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на нем объектов инженерной, транспортной и социальном инфраструктур, а также иные характеристики участка.

3. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых дня такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

4. Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Проведение торгов, предметом которых является земельный участок, предназначенный под строительство, осуществляется с соблюдением требований ст. 30, 38 настоящего Кодекса, а. также ст. 447, 448 ГК РФ, устанавливающих общие требования по заключению договоров на торгах.

Источник: megaobuchalka.ru

§ 3. Порядок предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта

В соответствии с п. 4, 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка;

2) государственный кадастровый учет земельного участка;

3) проведение торгов (по общему правилу);

4) подписание договора аренды земельного участка и его государственная регистрация (в случае необходимости) при передаче земельного участка в аренду, заключение договора купли-продажи земельного участка и государственная регистрация перехода права собственности при продаже земельного участка.

Определенные особенности предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта установлены в настоящее время для жилищного строительства, в том числе для комплексного освоения земельного участка в этих целях.

Процедура предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта, как правило, начинается с определения уполномоченным органом власти земельных участков, планируемых к предоставлению.

— органы строительства и архитектуры области и органы местного самоуправления на основании градостроительной документации вырабатывают предложения по территориям, предназначенным для размещения объектов капитального строительства;

— Координационный совет по выработке единой земельной и градостроительной политики в Тюменской области рассматривает возможные варианты использования территорий для целей строительства и дает поручение сформировать земельные участки, предназначенные для строительства объектов различного целевого назначения;

— на основании поручения Координационного совета Совместная комиссия по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам определяет порядок работ по формированию земельных участков;

— Департамент имущественных отношений Тюменской области проводит конкурс на подбор организаций, победитель которого уполномочен проводить работы по формированию земельных участков за счет средств областного бюджета;

— Совместная комиссия определяет земельные участки, подлежащие выставлению на торги, очередность их проведения, существенные условия торгов;

— Департамент имущественных отношений Тюменской области после принятия Совместной комиссией решения издает распоряжение о проведении торгов .

Глава II Положения о порядке предоставления земельных участков и осуществления градостроительной деятельности на территории административного центра Тюменской области и Тюменского района (приложение к Постановлению правительства Тюменской области от 5 июля 2005 г.

В Иркутске Комитет по городскому обустройству администрации г. Иркутска ежегодно формирует перечень земельных участков, по которым целесообразно проведение торгов, и выносит его на рассмотрение думы города. Изменения в перечень земельных участков вносятся на основании решений постоянной комиссии думы города по собственности и земельным отношениям .

Пункт 2.1.1 Положения о порядке подготовки документов при организации и проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории г. Иркутска (приложение к решению думы г. Иркутска от 31 августа 2005 г. N 004-20-160182/5).

Источник: jurisprudence.club

Как начать оформление земельного участка в аренду под ИЖС без проведения аукциона?

Есть свободный участок в пределах города, на кадастровой карте есть только кадастровый квартал, номера еще нет. С чего начать оформлять земельный участок в аренду под ИЖС без аукциона? Для обращения в департамент имущественно-земельных отношений нужно сначала получить схему от кадастрового инженера и приложить её к заявлению или же это делается позже?

Дмитрий, здравствуйте. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст.39.14 Земельного кодекса РФ

следовательно, сначала необходимо обратиться за схемой.

Значит, сначала нужно обратиться к кадастровому инженеру за схемой, а потом с этой схемой обращаться в департамент и писать заявление о предоставлении аренды на этот участок? Получается на основании этой схемы предоставляется участок?

А что делается потом? Нужно получить разрешение на строительство, пройдя все инстанции? Регистрация кадастрового номера? Есть ли какая-то последовательность действий?

Значит, сначала нужно обратиться к кадастровому инженеру за схемой, а потом с этой схемой обращаться в департамент и писать заявление о предоставлении аренды на этот участок? Получается на основании этой схемы предоставляется участок?

Дмитрий

Вы, конечно, можете ее заказать и кадастровому инженеру, но разумнее обратиться за ней в органы, в полномочия которых входит распределение земельных ресурсов, в Вашем случае это отдел по строительству и архитектуре Администрации города Азова. Вообще в Азове имеетс решение Азовской городской думы №179 от 25.07.2012 г. Там подробно расписан порядок ваших действий.

Значит, сначала нужно обратиться к кадастровому инженеру за схемой, а потом с этой схемой обращаться в департамент и писать заявление о предоставлении аренды на этот участок? Получается на основании этой схемы предоставляется участок?

А что делается потом? Нужно получить разрешение на строительство, пройдя все инстанции?

Регистрация кадастрового номера? Есть ли какая-то последовательность действий?

Последовательность Ваших действий такова. Вначале обратитесь в администрацию поселения с заявлением-просьбой выделить Вам земельный участок для ИЖС. Возможно, что они отправят Вас в департамент имущественных отношений. Это их структурное подразделение. Получив письменное согласие о выделении земельного участка, пригласите кадастрового инженера и сделайте межевание.

Далее, должны получить кадастровый паспорт, а затем регистрировать право собственности в Росереестре.

Если Вы, идя на поводу работников департамента имущественных отношений, проведете межевание и, соответственно, понесете определенные затраты, впоследствии Вам могут отказать в выделении именно этого участка и все Ваши труды и затраты окажутся бессмысленными.

Спасибо за ответ, но уже писали заявление с указанием кадастрового квартала, а в ответ пришло письмо, где нет никакой толковой информации.

«Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов (аукционов)»

И дальше идет перечень этих случаев. Вот это ответ на заявление-просьбу выделить земельный участок под ИЖС.

«К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельныйучасток предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.»

Согласно этому, нужен кадастровый инженер, который предоставит эту схему?

Но тогда могут отказать в выделении этого участа. Как же выбраться из этого круга?

Читайте также:  Техплан незавершенного строительства требования

Согласно закона, департамент имущественно-земельных отношений должен рассмотреть заявление о выделении участка на территории кадастрового квартала?

1. Пишите заявление с указанием данных указанных в п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ

К заявлению прикладываете схему расположения земельного участка и документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Но в Вашем случае только схема и лучше копия паспорта.

2. В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ будет опубликовано извещение о приеме заявлении от других лиц заинтересованных в предоставлении земельного участка.

3. Далее варианты

3.1. Если не будет больше заявлений, то Вам предварительно согласовывают предоставление земельного участка.

Вам нужно будет обратиться к кадастровому инженеру для составления межевого плана и кадастрового учета земельного участка.

После кадастрового учета Вы пишите заявление о предоставлении земельного участка в аренду с приложение решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Получаете договор. Регистрируете его в Росреестре. Все участок Ваш.

3.2. Если поступают то тогда придется брать участок на аукционе.

И да фактически с момента принятия решения о предварительном согласовании предоставления участок фактически Ваш, так как никто не сможет его больше оформить.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

Еще одно уточнение. Схема делается в отделе по строительству и архитектуре Администрации города? Или же они занимаются только определением территории под ИЖС, под заводы, под дачные участки?

Для подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка нужна схема из отдела по строительству и архитектуре?

Уже немного путаюсь, а нежелание департамента и этого отдела по строительству и архитектуре общаться только усложняет весь процесс.

«К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельныйучасток предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.» Согласно этому, нужен кадастровый инженер, который предоставит эту схему? Но тогда могут отказать в выделении этого участа. Как же выбраться из этого круга?

Дмитрий

Дмитрий Вы правильно отметили это круг Законодателя, но пока хотя бы этот круг есть, скоро его тоже наверно не будет(так как все соц.гарантии отменяется), для того чтобы земельный участок Вам предоставили без торгов, аукциона Вам нужно решение о предварительном согласования в соответствии со сти.39.15 Так как Вам земельный участок могут выдать в соответствиии со СТ.39.6 ЗК

15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельностив соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

А ст.39.18 это порядок предварительного согласования, это первым делом извещают граждан о наличии этого земельного участка, потом в течении 30 дней если никого кроме Вас не будет(а если соберуться куча людей или хоть один Вам может и откажут ), то принимаются решение и Вам дают разрешение о предварительном согласовании со ст.39.15.ТЕКСТ СТАТЬИ ПОЛНОСТЬЮ выложу, не помешает почитать

ЗК РФ Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

ВОТ только после решения о предварительном согласования с ВАМИ, Вы можете рассчитывать на предоставления земельного участка Вам без торгов в соответствии со ст.39.11 ЗК

8. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

.

16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

Источник: pravoved.ru

Рейтинг
Загрузка ...