Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется многодетным семьям для целей:
- индивидуального жилищного строительства;
- ведения личного подсобного хозяйства;
- садоводства или огородничества.
2. Есть ли какие-то требования к многодетной семье, желающей бесплатно получить земельный участок?
Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» определены два критерия, которым должна удовлетворять многодетная семья, чтобы претендовать на земельный участок:
- все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
- родители многодетной семьи постоянно проживают на территории Нижегородской области не менее пяти лет (под постоянным проживанием подразумевается наличие постоянной регистрации в любом муниципальном образовании на территории Нижегородской области).
3. Почему для получения участка для индивидуального жилищного строительства требуют представить справку о нуждаемости в жилых помещениях?
Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» установлено (часть 1 статьи 2), что в случае бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства члены многодетной семьи должны состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Выбор и приобретение земельного участка под строительство жилого дома
Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (статья 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Для участков иного целевого назначения (личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество) состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется.
Логика закона проста:
Если многодетная семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то органы госвласти или органы местного самоуправления предоставляют такой семье земельный участок для индивидуального жилищного строительства и обеспечивают подведение доступных коммуникаций до границ участка. Многодетная семья строит себе дом и улучшает жилищные условия.
Если же многодетная семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то органы госвласти или органы местного самоуправления предоставляют такой семье земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества с тем, чтобы семья могла, например, обеспечить себя свежими овощами и фруктами или организовать летний отдых на природе на своей территории.
4. Что подразумевает под собой земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства?
Статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
«Мои документы». Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» предусмотрено предоставление многодетным семьям земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Такие участки предоставляются сразу в собственность многодетной семье; обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не предусмотрено.
5. Хочу подать заявление на получение бесплатной земли под строительство дома для многодетной семьи. Я прописана в Москве, муж и дети в Нижегородской области.
Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» не предусмотрено предоставление земельных участков многодетным семьям, в случае постоянной регистрации членов многодетной семьи в разных субъектах Российской Федерации.
6. Мы хотели бы подать пакет документов на получение земельного участка как многодетная семья, старший ребенок ходит в школу в другом регионе (живет с моей мамой). Не повлияет ли это на право получении земли?
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, все члены которых являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Нижегородской области. Таким образом, для участия в реализации Закона и принятия многодетной семьи на учет в целях предоставления земельного участка учитывается факт постоянного проживания на территории Нижегородской области всех членов семьи заявителя, в том числе детей.
7. У нас многодетная семья, хочу получить земельный участок для строительства дома, но не знаю, куда обратиться, и какие документы нужны. Земля для многодетных семей выдается в собственность или в аренду до полного строительства дома?
В случае, если Ваша многодетная семья желает получить земельный участок, Вам необходимо обратиться с заявлением и ниже перечисленным пакетом документов в администрации районов (городских округов) Нижегородской области, на территории которых Вы хотели бы получить земельный участок.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документы, удостоверяющие личность и принадлежность к гражданству Российской Федерации, на каждого члена семьи и их копии;
- документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке (при наличии), свидетельства о рождении (усыновлении) детей, свидетельство о расторжении брака (при наличии)), и их копии;
- документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Нижегородской области, на каждого члена семьи (справка о составе семьи, выписка из домовой книги), выданные не ранее 30 дней до даты обращения многодетной семьи с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка;
2) справка об обучении ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении детей, обучающихся в данных организациях;
3) справка из военного комиссариата о призыве на военную службу либо о прохождении альтернативной гражданской службы в отношении детей, проходящих военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу;
4) справка медико-социальной экспертизы об установлении ребенку инвалидности в отношении детей-инвалидов;
5) подтверждение из органов опеки и попечительства об отсутствии судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей обоих родителей либо единственного родителя многодетной семьи либо об отсутствии сведений о передаче детей под опеку (попечительство), в том числе в приемные семьи (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия такого документа).
6) справка органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области о том, что члены многодетной семьи состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в случае бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства);
7) согласие на обработку персональных данных на каждого члена семьи.
Земельный участок предоставляется однократно бесплатно в собственность всем членам многодетной семьи в равных долях.
8. Где будет выделен земельный участок?
Предоставление участков, находящихся в муниципальной собственности, а также участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Нижегородской области, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области.
Предоставление участков, находящихся в областной собственности, осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Уполномоченные органы ежегодно формируют перечни земельных участков для бесплатного предоставления отдельным категориям граждан. Местонахождение земельных участков уполномоченные органы определяют самостоятельно.
По вопросу местонахождения предлагаемых к предоставлению земельных участков заинтересованные лица вправе обратиться в уполномоченные органы.
9. В нашей многодетной семье старшему ребенку исполнилось 18 лет, он учится на дневном отделении. Можем ли мы подать заявление на получение земельного участка или мы опоздали?
В соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей.
В рамках Закона в составе многодетной семьи учитываются, в том числе дети, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, до достижения ими 23 лет.
Учитывая изложенное, многодетная семья, имеющая в своем составе 18-летнего ребёнка, обучающегося на дневном отделении образовательного учреждения, вправе реализовать своё право на бесплатное предоставление земельных участков.
10. У меня трое детей. Младший ребенок рожден во втором браке. Второй муж детей не удочерил в силу обстоятельств. Проживаем мы все на одной площади, но прописаны не вместе. Подскажите, пожалуйста, имеем ли мы право на получение земли, и какова процедура оформления?
В соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области», после рождения третьего ребенка Вам предоставлено право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, либо ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества (по выбору многодетной семьи), вне зависимости от усыновления (удочерения) Вашим супругом первых двоих детей.
Таким образом, подать документы на получение земельного участка Вы можете на себя и своих детей.
11. Наша семья является многодетной, имеем ли мы право на бесплатное проведение коммуникаций при строительстве частного дома?
В соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» многодетным семьям предоставлено право на бесплатное предоставление земельных участков для строительства жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется из числа сформированных земельных участков, то есть отмежеванных и поставленных на кадастровый учет, и включенных в Перечни земельных участков для предоставления многодетным семьям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона земельные участки для индивидуального жилищного строительства должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта Нижегородской области, либо на ее создание должно быть предусмотрено финансирование на текущий год.
12. Мы проживаем в Богородском районе. Как многодетная семья получили земельный участок для строительства дома, но не успели построить дом. Что нам делать?
В настоящее время Законом Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» установлено, что земельный участок предоставляется всем членам многодетной семьи в собственность бесплатно. Ранее, до января 2019 года, действовала норма, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись многодетной семье в аренду.
Таким образом, если срок договора аренды земельного участка истек, а многодетная семья не успела построить жилой дом, ей следует обратиться в администрацию того муниципального образования, которая предоставила земельный участок в аренду, с заявлением о предоставлении арендованного земельного участка в собственность бесплатно.
13. Возможно ли выделение земельных участков для приёмной семьи, воспитывающей трёх приёмных и более детей с целью улучшения жилищно-бытовых условий детей?
Частью 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» установлено, что многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей. В составе многодетной семьи учитываются:
- дети, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, не достигшие возраста 18 лет;
- дети, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до достижения ими возраста 23 лет;
- дети, проходящие военную службу по призыву или альтернативную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, до достижения ими возраста 23 лет;
- дети-инвалиды без ограничения возраста.
Частью 3 статьи 2 Закона определено, что в составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе находящиеся в приемных семьях.
Таким образом, в рамках действующего областного Закона выделение земельных участков для приёмной семьи, в том числе, воспитывающей трёх и более приёмных детей, не предусмотрено.
14. В соответствии с действующим законодательством многодетные семьи имеют право безозмездно получить земельный участок. Можно ли отказаться от земельного участка и получить денежную компенсацию?
Вопросы предоставления сертификата на улучшение жилищных условий взамен предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства регулируются законом Нижегородской области от 02.04.2020 №26-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельного участка на территории Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области».
Ознакомиться с указанным вопросом можно на сайте министерства в разделе Сертификаты на улучшение жилищных условий.
15. Наша многодетная семья уже три года стоит в очереди. Старшему сыну скоро исполнится 18 лет. Нас снимут с очереди?
Частью 7 статьи 4 Закона Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» установлено, что многодетная семья, состоящая на учете, сохраняет право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с Законом независимо от возраста детей на момент фактического предоставления земельного участка.
16. Мы прописаны в Ардатовском районе. Можем ли мы, как многодетная семья, встать на очередь в Выксе, где мы сейчас живем и где работает муж?
Закон Нижегородской области от 01.12.2011 № 168-З «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области» позволяет многодетной семье подать заявление на получение земельного участка в любое муниципальное образование на территории Нижегородской области.
Закон позволяет многодетной семье подать заявление в несколько муниципальных образований. В этом случае, если в одном муниципальном образовании многодетная семья получает земельный участок, в других муниципальных образованиях она будет снята с учёта (принцип однократности предоставления земельного участка).
Источник gosim-no.ruПозиция Комитета
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен гражданам, имеющим трех и более детей в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Порядок предоставления земельных участков рассматриваемой категории лиц на территории Тверской области урегулирован Законом Тверской области от 07.12.2011 года № 75-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» (далее — Закон № 75-ЗО).
Согласно пункту 14 приказа Минрегиона Российской Федерации от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» (имеет рекомендательный характер), в целях обеспечения мониторинга предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется предусмотреть обязательность формирования и ведения адресного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления таким гражданам на территории муниципального образования, и сводного адресного перечня таких земельных участков на территории субъекта Российской Федерации, а также обязательность размещения указанных перечней в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и периодическое их опубликование в официальных печатных изданиях. В ряде субъектов Российской Федерации данное положение продублировано в региональном законодательстве, как, например: часть 4 статьи 4 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», статья 4.1 Областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 года № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области», подпункт 1 части 2 статьи 4 Закона Калужской области от 26.04.2012 № 275-ОЗ «О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» и др. Однако в тексте Закона № 75-ЗО необходимость наличия перечня земельных участков, предназначенных именно для их предоставления многодетным семьям не установлено, следовательно, у органов публичной власти Тверской области нет обязанности по предварительному составлению списков земельных участков предназначенных именно для рассматриваемой категории граждан.
Об ответственном органе, обеспечивающим финансирование мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям.
В настоящий момент в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации сложился подход, согласно которому органы местного самоуправления должны обеспечивать земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, необходимой инженерной инфраструктурой (в т.ч. организация электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом), необходимой для строительства и эксплуатации жилых домов. Суды рассматривают это в качестве вопросов местного значения муниципальных образований и основывают свои выводы на положениях пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Приказа Минрегиона Российской Федерации от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» (Кассационное Определение Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2019 № 38-ка19-6, Кассационное Определение Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2019 г. № 9-ка19-3 и др. Также добавим, что Верховным Судом Российской Федерации не рассматривается в качестве нарушения законодательства отсутствие инженерной инфраструктуры в момент предоставления земельного участка, допуская ее строительство в течение разумного срока после предоставления земельного участка (Кассационное Определение Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2019 № 38-КА19-6).
Данная судебная практика сложилась до реформы органов местного самоуправления в Российской Федерации, проводимой в настоящее время.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 32 законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», рассматриваемого Государственной Думой Российской Федерации (принят в первом чтении 25 января 2022 года), в целях обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта Российской Федерации за органами местного самоуправления могут закрепляться полномочия по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. изначально данное полномочие предполагается закрепить за региональными властями. Кроме того, Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», вступающий в силу в полном объеме с 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов участия в организации теплоснабжения на территории субъекта Российской Федерации, в том числе составление топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации, осуществление мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, согласование отнесения поселения, муниципального округа, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения (пункт 124 части 1 статьи 44), участие в организации водоснабжения и водоотведения на территории субъекта Российской Федерации, в том числе осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 126 части 1 статьи 44), создание условий для развития газификации и участие в организации газоснабжения граждан, утверждение программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, установление, изменение, прекращение существования охранной зоны газопровода газораспределительной сети (пункт 169 части 1 статьи 44).
Изменение подхода в определении субъекта, ответственного за обеспечение инженерной инфраструктуры земельного участка было сформулировано Президентом Российской Федерации в его пресс-конференции 23 декабря 2021 года, по результатам которой Правительству Российской Федерации, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поручено рассмотреть вопрос об обеспечении земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, необходимой инфраструктурой (инженерной, коммунальной, социальной), а также о финансировании соответствующих расходов (пункт 6 Перечня поручений по итогам пресс-конференции Президента, утверждённого Президентом Российской Федерации 06.01.2022 № Пр-26). Доклад по данной тематике ожидается до 1 июля 2022 года.
Об отсутствии средств в региональном и местном бюджетах на финансирование вышесказанных мероприятий.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (аналогичная позиция зафиксирована и в других актах Конституционного Суда Российской Федерации: Постановление от 17 июня 2004 года № 12-П, Определениях от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 2 ноября 2006 года № 540-О, от 10 октября 2013 года № 1591-О и др.).
Источник komitet4.km.duma.gov.ruОбщий порядок предоставления земельных участков для строительства
В России у некоторых категорий граждан есть возможность получить землю для строительства у государства.
Это можно сделать на платной или бесплатной основе. Земля предоставляется в аренду или временное пользование.
Законодательство
Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.
Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.
Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене.
Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.
Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.
Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:
-
(п.2 ст. 39.3 ЗК);
- предоставление участка бесплатно (ст. 39.5);
- при заключении договора аренды без торгов (ст.39.6);
- предоставление участков в безвозмездное использование.
Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.
Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.
Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.
Основания для получения
В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.
Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.
На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.
Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.
Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.
Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:
- лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
- лица с ограниченными возможности и члены их семей;
- семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды; и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
- молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
- пенсионеры, которые постоянно проживают в селе; или члены их семей.
Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.
Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.
Условия получения
Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.
В числе условий к заявителю могут значиться такие:
- наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
- постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
- наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.
Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.
Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.
Необходимые документы
Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:
- паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
- документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
- справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
- документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).
Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.
После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).
В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.
Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.
Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:
- Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
- В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
- Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
- Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
- Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
- Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
- В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
- При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.
Когда возможен отказ?
Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:
- с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
- участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
- участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
- на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
- участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
- земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
- участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
земля выступает предметом аукциона; - площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
- на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
- участки на заявленном виде прав не выделяются;
- в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- земля изъята для государственных и муниципальных нужд.
Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.
Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.
Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.
На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.
Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления.
Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете здесь.
Важные нюансы, на которые следует обратить внимание
Участки под ИЖС выделяют для возведения здесь дома высотой не более 3 этажей.
К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.
Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.
Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.
Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.
В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.
Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.
Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.
В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.
В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.
Источник zakonguru.comБесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства
— Постановление Правительства Ярославской области от 14.03.2016 № 249-п «Об утверждении формы заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка и Порядка его рассмотрения и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области»
Постановление Правительства ЯО от 14.03.2016 №249-п
— Постановление Правительства Ярославской области от 09.08.2016 № 925-п «О восстановлении граждан, имеющих трех и более детей, на учете в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков»
Постановление Правительства ЯО от 09.08.2016 № 925-п
— Постановление мэрии города Ярославля от 11.08.2017 № 1143 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельных участков»
Постановление мэрии г.Ярославля от 11.08.2017 № 1143
Право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з имеют граждане, которые после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не осуществляли право на бесплатное получение земельных участков в собственность, а именно:
— граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства;
— граждане, исключенные из целевых программ по поддержке молодых семей, реализуемых полностью или частично за счет средств областного бюджета, включающих меры по поддержке индивидуального жилищного строительства, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, если со дня их исключения прошло не более 3 лет;
— граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории Ярославской области и чьи права нарушены, включены уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, в соответствии с критериями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
— граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющие в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
— граждане, являющиеся лицами, которым присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивное звание «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР» или почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з принадлежит гражданам (одному из родителей или единственному родителю), которые имеют трех и более родных и (или) усыновленных детей, не достигших возраста 18 лет на момент подачи заявления, и после вступления в силу Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» не осуществляли предоставленное Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или гражданам, имеющим трех и более детей, снятым с учета в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в связи с достижением детьми возраста 18 лет до дня вступления в силу Закона Ярославской области от 14.07.2015 N 69-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статью 9 Закона Ярославской области «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и восстановленным на данном учете (принятые на учет) в течение трех лет с момента вступления в силу Закона Ярославской области от 09.06.2016 N 31-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;
Также право на однократное получение земельных участков в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з имеют граждане, уволенные с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющиеся ветеранами боевых действий, и граждане, уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющиеся ветеранами боевых действий, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (бланк заявления).
К заявлению прилагаются следующие документы:
— копия документа, удостоверяющего личность заявителя или его представителя, а также копии документов, подтверждающих полномочия представителя.
Для многодетных семей:
— копия свидетельства о рождении или копия свидетельства об усыновлении (удочерении) каждого из детей, копии основных документов, удостоверяющих личность детей, достигших четырнадцатилетнего возраста.
Для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства:
— копия документа, подтверждающего факт установления инвалидности, копии документов, подтверждающих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с федеральным законодательством.
Для граждан, являющихся лицами, которым присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивное звание «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР» или почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
— копия удостоверения к почетным званиям «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР», спортивным званиям «мастер спорта России международного класса», «мастер спорта СССР международного класса», «гроссмейстер России», «гроссмейстер СССР», почетным спортивным званиям «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР», «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный тренер РСФСР» либо копия документа, подтверждающего присвоение данных званий.
Для граждан, уволенных с военной службы в запас (отставку) из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, являющихся ветеранами боевых действий, и граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, являющихся ветеранами боевых действий, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
— копия удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Копия документа, подтверждающего изменение фамилии, имени, отчества гражданина в случае, если в документах, приложенных к заявлению, указанные сведения не совпадают.
Установленный выше перечень документов, представляемых заявителем (его представителем) самостоятельно, является исчерпывающим. При личной подаче заявления и документов гражданин предъявляет вместе с копиями документов их оригиналы для просмотра и заверения копий, если копии нотариально не заверены.
Заявитель (его представитель) вправе представить иные документы, имеющие значение для рассмотрения заявления.
Источник city-yaroslavl.ru