6. В каком году наша страна и Русская Православная Церковь праздновали тысячелетие крещение Руси?
7. Какое государство является родиной Иисуса Христа?
А. Египет В. Византии
Б. Индия Г. Палестина
8. В каком месте возник Киево – Печорский монастырь?
А. сражения Владимира с кочевниками В. пещер
Б. сбора дани Г. княжеских хором
9. Какие языческие праздники остались на Руси после крещения?
А именины В. Яблочный Спас
Б. масленица Г. Иван Купала
10. Кто такой игумен?
А митрополит В. восприемник
Б. настоятель Г. монах
11. Кто назвал Киев «нашим русским Иерусалимом и Константинополем в одном лице»
А. Петр В. Алексий
Б. Кирилл Г. Илларион
12. Кто из русских князей произнёс слова «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло»?
А. Игорь В. Владимир Мономах
Б. Ярослав Мудрый Г. Святослав
13. В каком произведении Владимир Мономах завещал своим детям блюсти евангельские заветы, сделав их основой своей жизни?
День 24. Привезли дом из бытовок.
А. Русская правда В. Правда Ярославичей
Б. Поучение детям Г. Домострой
Предварительный просмотр:
Тема 2: Православие в Московской Руси.
Выберите правильные ответы:
1. В каком веке на Русь напали кочевники — монголы?
2. Как стало называться государство монголов – татар?
А. Королевство Венгрия В. Волжская Булгария
Б. Золотая Орда Г. Болгарское царство
3. При каком митрополите Москва стала центром православия?
А. Алексий В. Филипп
4. С каким митрополитом московский князь Иван Данилович выстроил в Москве Успенский Собор?
А. Алексий В. Филипп
5. Как звали митрополита, который помогал московскому князю Дмитрию Ивановичу укреплять княжескую власть и собирать русские земли в единое государство?
А. Алексий В. Филипп
6. Кто является основателем Троицкого монастыря?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
7. В каком году город Константинополь, центр всего православного мира, был взят турками?
8. В каком году Единая Христианская Церковь разделилась на православную и католическую?
9. Что такое уния?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
10. Что такое автокефалия?
А. самоуправление В. ополчение
Б. красный угол в доме Г. объединение
11. После, какого события русские правители и простые люди стали верить в то, что Россия — главная защитница православия во всем мире?
А. нашествия монголо-татар на Русь
Б. после взятия Константинополя турками
В. после ареста князем Василий II митрополита — униата
Г. после основания православной епархии в городе Сарай
12. На что тратила Православная Церковь десятую часть собираемой с населения дани?
А. на завоевания монголов-татар
Б. на строительство храмов, монастырей
В. написание икон
Г. печатание книг
13 . Кто выступал против того, чтобы монастыри владели каким – либо имуществом?
ГОТОВОЕ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ ДЛЯ ДОМА! НУЖНА ТОЛЬКО ОДНА КАМЕРА!
А . митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. князь Василий II
14. Как переводится слово «стяжать»?
А. самоуправление В. ополчение
Б. накопление богатства Г. объединение
15. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того, чтобы она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с теми, кто нарушает евангельские заповеди?
А. митрополит Алексий В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский Г. Иосиф Волоцкий
Предварительный просмотр:
Тема3: Православие при первых царях и императорах
Выберите правильный ответ:
1. В XVI(16веке) во Вселенской Православной Церкви существовало четыре Патриарших престола. Где они были расположены?
А. на Руси Б . в Византии В. В Польше Г. в Швеции
2. В каком году митрополит московский Иов стал Патриархом всея Руси.
А. 1590 Б. 1587 В. 1589 Г. 1588
3. Какое прозвище было у Ивана IV Васильевича?
А. Тишайший Б. Грозный В. Освободитель Г. Окаянный
4. Как звали митрополита, который отказался благословить Ивана и обвинил его в пролитии крови ни в чём не повинных христиан?
А. Иов Б. Алексий В. Филипп Г. Гермоген
5. В каком веке народные восстания, голод и разорения, вторжения иноземцев обрушились на Русскую землю?
А. XV (15) Б. X I V (14) В. XVI (16) Г. XVII (17)
6. Чьи войска захватили Москву, столицу России?
А. польские Б. турецкие В. половецкие Г. финские
7. Что такое ополчение ?
А. патриарх Б. народное восстание В. дружина Г. народное войско
8. Кого царь Алексей Михайлович добился лишения сана патриарха?
А. Никона Б. Алексий В. Филипп Г. Гермоген
9. Пётр I отменил патриаршество и учредил другой орган для управления делами Православной Церкви. Какой?
А. Синод Б. Сенат В. коллегии Г. приказы
10. Кто из императоров отобрал у Церкви имущество и сократил число монастырей?
А. Иван IV Б. Петр I В. Екатерина II Г. Алексей Михайлович
11. Кто такие старцы?
А. монахи, получившие дар духовной мудрости
Б. сан патриарха В. народное войско Г. не повинные христиане
12. Назовите центры старчества
А. О́птина пустынь Б. Саро́вская пустынь
В. Московская область Г. Пермская область
13. Кто сказал слова «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение»?
Источник: nsportal.ru
Обряды при переходе в новый дом
В системе соответствующих восточнославянских представлений построенный, но не заселенный жильцами дом становится отдельным (выделенным из остального пространства) объектом, который, однако, еще не занял своего определенного места в положительном или отрицательном ряду универсальной классификации, с помощью которой человек ориентируется в окружающем мире. Другими словами, дом еще не вполне принадлежит сфере «культуры», хотя уже выделен из «природы». Известная амбивалентность дома, сочетание в нем признаков «культуры» и «природы», определила характер действий, направленных на вытеснение природного начала и окончательное инкорпорирование дома в область освоенного. Об этом говорят следующие действия ритуального характера.
Древний человек никогда не был до конца уверен в том, что действительно не нарушил ни одного мистического запрета при выборе места, сроков и материалов строительства; в том, что во время самой работы должным образом выполнил все необходимые правила; в том, наконец, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение, сопроводив нехорошим помыслом притворно-ласковые слова. Короче, следовало обязательно испытать, “доброй” ли получилась изба, можно ли в ней вообще жить? Или все-таки завелось какое-то зло и, того гляди, потребует жертвы, убьёт первого вошедшего в дом?
«При переходе в новый дом первым во двор пускается петух, а в избу — кошка. Без петуха во дворе и скот вестись не будет, а если и будут дойные коровы, то молоко и масло от них получится безвкусным, совершенно «пустым». Кошка же первой встретит своего хозяина на том свете».
«Всякий, вошедший в дом «первым», по народному поверью, «до году помрет»; посему, когда входят в новый дом, то пускают в него прежде кошку (иногда — черного кота)».
«В Подольской губернии в новый дом на одну ночь пускают в новый дом черного петуха и курицу, а затем уже переходят на жилье в новый дом».
«Прежде чем войти в избу, пускают туда петуха и ждут, не запоет ли скоро. Если запоет, то, значит, в новом доме заживется весело, а если не запоет — наоборот».
«Как проснемся на заре, чтобы добрые люди не видели, чтобы худого слова не сказали, чтобы кто путь не перешел…. Петух и курица с нами. Как идем через порог, петуха и курицу пустим вперед себя».
В приведенных описаниях первых шагов переселения в новый дом обращают на себя внимание несколько моментов. Прежде всего, этот обряд следует отнести к числу мантических ритуалов. Их общий смысл — моделирование временного аспекта жизни людей в новом жилище. В конкретной ситуации переселения их можно интерпретировать и как своего рода проверку того, обладает ли построенный дом качествами, необходимыми для нормальной (с точки зрения данного коллектива) жизни в этом доме. Причем характерно, что проверялись не только практические (прочность, надежность и т.п.), но и знаковые свойства дома, т.е. оценивался его семиотический статус (жилище — не жилище).
В новый дом старались пустить живое существо (петуха, курицу, кошку), которое, скорее всего, выступало в роли ритуального двойника человека, его «дублера» (поверье о смерти в течение года жильца, вошедшего в дом первым). Показательно, что в их число входят наиболее близкие человеку домашние животные и птица. Если учесть, что необжитый дом представляется нечистым, то выбор кошки, курицы и особенно петуха и с этой точки зрения не случаен, так как в системе восточнославянских верований им приписывалась очистительная функция.
Можно предположить и мифологические корни этой процедуры, прежде всего мифологический прецедент заселения мира живыми существами в устойчивой последовательности: сначала животные, а потом — люди.
Непосредственному переходу людей в новый дом предшествует также ряд операций, связанных с «переселением домового» и перенесением некоторой сущности прежнего жилья («доли»), воплощенной, например, в гоне прежнего очага, в некоторых его атрибутах, в домашнем соре, иконах и т.д. «Переходя в новый дом, хозяин ночью входит в старый дом, кланяется на все четыре стороны и приглашает домового пожаловать в новый дом. В новом доме в подъизбице или же на чердаке ставится и угощение домовому: ломоть хлеба с солью и чашка водки». Особый ритуал приглашения домового объясняется представлениями о том, что «без приглашения домовой не покидает вполне старого дома, и поэтому ему приходится вступать в спор с вновь пришедшем домовым. Неприглашенный домовой жалобно плачет и нередко мстит как прежнему, уже выехавшему, так и новому хозяину дома».
Сор, конечно, переносили не весь, лишь горстку, которую и бросали в святом (красном углу), а прочий тщательно выметали из покидаемого дома, чтобы «не оставить в нём Долю». Следует упомянуть здесь и обряд «доваривания каши», символизирующий преемственность нового очага по отношению к прежнему: хозяйка в последний раз топила старую печь, ставила горшок каши и варила её до полуготовности, потом снимала и в чистом полотенце несла в новый дом — доваривала окончательно уже там.
Считалось, что переносить «символы обжитости» должны предпочтительно люди, имеющие детей (если хозяева были бездетны, это делали их друзья, уже ставшие родителями), беременные женщины, вообще люди молодые, а не старики. Почему выбор был таковым, наверное, особых объяснений не требуется. Всё должно было способствовать богатству, прибытку, многочадию в доме.
Всюду стремились, чтобы переезд не пришелся на «тяжелый» день недели: иначе, мол, какое-нибудь несчастье скоро заставит снова переезжать. И очень интересно отметить, как проявилось в христианскую эпоху древнейшее правило — во всём следовать примеру Богов. В некоторых местах въезд в новый дом старались приурочить к церковному празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первое возжигание огня в новой печи — целая отдельная тема. После святого угла это было второе по ритуальной значимости место в доме. Стоит добавить, что «возгнетание» огня было ещё и своего рода юридическим актом, закреплявшим право собственности.
Непременным элементом новоселья поныне остаётся застолье, на которое созывают гостей. Сейчас для нас такое застолье — просто праздничная пирушка, завершение трудов и награда за них. А вот в древности она поистине «освящала» вновь осваиваемое пространство, ещё крепче утверждая в нём хозяев.
И если теперь с новосёлами пируют друзья, сослуживцы, те, кто помогал с переездом, то раньше это была в основном родня. Приходили к столу не с пустыми руками: все несли хлеб-соль — чтобы он никогда не переводился на новом столе, чтобы не оскудевала Божья ладонь.
А, кроме того, особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу. Обязательно должен был стать кто-то домовитый, хозяйственный, порядочный. Добрый и щедрый — ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого всё валится из рук. Но уж об этом заботились соседи и друзья новосёлов.
Любопытно, однако, что окончательно освоенной, «освящённой», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освящения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освящение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы.
Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».
Попытаемся обобщить наблюдения, полученные в ходе рассмотрения обрядов при строительстве дома и его обживании.
Процесс преобразования «природного» (не освоенного человеком) в «культурное» (освоенное) включал ряд моментов, которые представляются существенными для выявления механизма освоения в традиционной культуре.
1. Выделение части окружающего пространства. Наложение ограничений на выделенное пространство. Выявление места строительства (как и пригодных для строительства деревьев) имело подчеркнуто ритуальный характер. Системы действующих запретов имели не только и не столько практический, сколько символический смысл.
Они представляли собой своеобразные классификации, в которых объектам приписывалось положительное или отрицательное значение, соотносимое с системой социальных ценностей коллектива. В том случае, если классификация не распространялась, например, на те или иные части пространства, они вводились в эту классификацию с помощью дополнительной операции — гадания. В гаданиях моделировались основные параметры будущего жилища — его пространственные, временные и социальные характеристики. Выделяемое место (и материал) подвергалось в ходе строительства дальнейшим ограничениям. С этой точки зрения всё строительство представляло собой последовательное наложение ограничений на материал и пространство.
Венец сруба можно рассматривать как классический способ ограничения пространства. Универсальность четырехчленных моделей не только пространственно-временного, но и социального континуума позволяет предположить наличие глубинных концептуальных связей между структурой осваиваемого пространства и социальной организацией коллектива.
Следует заметить, что ограничениям подвергался не только материал, место строительства, но также и время выполнения наиболее значимых (с ритуальной и практической точек зрения) операций.
2. Упорядочение выделенного и ограниченного пространства. Придание ему характера определенным образом организованной структуры. Упорядочение неразрывно связано и по сути дела является следствием наложения ограничений.
При строительстве жилища упорядочение ведётся в двух планах: горизонтальном и вертикальном. При этом происходит расчленение пространства на значимые части и установление между ними этими частями структурных отношений. Создаётся своего рода «грамматика» пространства, тесно связанная с «грамматикой» поведения людей в этом пространстве. Такое пространство описывается с помощью ряда бинарных противопоставлений, из которых наиболее существенными оказываются оппозиции верх — низ (для вертикальной структуры); внутреннее — внешнее; центр — периферия (для горизонтальной структуры); открытое — закрытое (для обеих плоскостей).
В число правил организации внутреннего пространства русского и восточнославянского жилища XIX — начала XX в. входит различение двух центов дома: переднего угла и печи, выделение более освоенной, более ценной внутренней части жилища, в противоположность менее освоенной, менее ценной внешней части и др.
3. Семантизация пространства. Уже самые первые действия (выбор части пространства, заготовка материала) направлены на установление корреспонденций между выделяемыми объектами и планом содержания традиционной картины мира. Место, материал и время строительства оказываются соотнесенными с концепциями жизни, смерти, доли, богатства, бедности, плодородия и т.д.
В этом смысле весьма показателен выбор средств чисто символических операций — гаданий при выборе места строительства, деревьев. В результате подобных действий элементы окружающего природного пространства расчленялись на два ряда объектов, имеющих смысл в дихотомии положительного — отрицательного. Дальнейшие ритуализованные действия можно рассматривать как наделение выбранного места и материала только положительными значениями, которые в итоге составляют концепцию жилища как наиболее освоенной части пространства.
Жилище в ходе строительства постепенно включалось во все актуальные для данной модели мира содержательные схемы, и прежде всего в схему макрокосм — микрокосм.
Установлений подобий между человеком, концепцией человеческой жизни и жилищем прослеживается на лексическом, изобразительном и обрядовом материале. В последнем случае характерным примером может послужить генетическая реконструкция так называемой строительной жертвы.
Не менее часто прослеживаются следы аналогий между представлениями об устройстве вселенной (макрокосма) и жилища. В ритуально-мифологическом плане показательны, прежде всего, концепции «мирового дерева», призванной «объяснить» устройство универсума, параллели между строительством и мифологической процедурой “создания” мира.
Таким образом, жилище прочно увязывалось с ритуальной схемой жизни человека и мифологической схемой устройства вселенной.
Источник: vuzlit.com
Об освящении жилища (дома/квартиры). Ответы священника
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы, касающиеся темы освящение жилища (дома/квартиры):
• Откуда возникла эта традиция – освящать жилища?
• Может ли сегодня каждый человек самостоятельно освятить свое жилище?
• Сколько раз нужно освящать квартиру? Можно ли освятить, например, офис, фабрику, завод?
• Что происходит во время освящения?
• О чем молится священник в специально составленных молитвах при освящении жилища?
• Можно ли освятить квартиру, чтобы ее лучше продать?
• И как оплачивать труд священника, который освятил жилище, сколько жертвовать?
На данные вопросы отвечает священник Константин Пархоменко:
— Откуда возникла эта традиция – освящать жилища.
— Традиция освящать жилища, и вообще все места, где живет, трудится, просто бывает человек, относится к глубокой древности. Первоначально, конечно, не было такого продуманного чинопоследования, обряда, какой существует сегодня. Верующие люди просто брали святую воду и кропили ею дома, амбары, скот. Или просто читали молитву, обходя помещения.
На Востоке, где для наполнения домов благоуханием с древности использовали специальные ароматические смолы – ладан, верующие люди читали молитву над этим ладаном, клали его в специальную чашу, как бы мы сегодня сказали – кадильницу и обходили помещение с кадильницей. Ароматный дым, наполнявший помещение, символизировал здесь благодать Божию, наполняющую жилище.
Тот разработанный обряд, какой используется сегодня, недавнего времени.
— Значит ли это, что и сегодня каждый человек может освятить свое жилище?
— Прочесть молитву, покадить, окропить квартиру – не только можно, но и нужно каждому. Есть благочестивая традиция раз в неделю, вечером, взять в руки горящие свечи, кадильницу, святую воду и с пением обойти квартиру. Покропить комнаты и помещения. Я знаю семьи, где такую традицию соблюдают. Особенно этого ждут дети…
Но освящение жилища священником – совершенно другое дело. Это не рядовое, пусть очень нужное, дело, а особенное, торжественное событие в жизни семьи. Кстати, поэтому лучше всего, чтобы на освящении жилища присутствовали все члены семьи.
Священник – это человек, поставленный Богом на особое служение, можно выразиться так: это особый делегат Божий. Именно священнику Господь поручает совершать Божественные службы и самую главную из них – Литургию. Поэтому в лице священника (независимо от его нравственных качеств) в Ваш дом приходит как бы Сам Бог. И благословляет ваше жилище.
— Сколько раз нужно освящать квартиру?
— Вообще один раз, но после капитального ремонта можно еще раз освятить. Мы знаем, что после осквернения заново освящают храм. Если в вашем доме произошло что-то нехорошее (избави Вас от этого Бог), также можно освятить. Но вообще один раз.
— Вы говорите: дом, жилище? Только ли их освящают, или можно освятить, например, офис?
— Конечно. Мы как раз с этого начали: любое место, где живет, трудится человек, можно освящать. Однажды меня пригласили освятить новый… туалет, построенный на Сенной площади. Вот это, может быть, единственное место, которое можно не освящать полным чином. Как-то странно было бы идти в туалет, облачаться там в священные одежды, разжигать кадило… Я просто предложил сотрудникам окропить его святой водой. Но если говорить совсем строго, можно было бы освятить и туалет…
Недавно священнослужителей нашего собора пригласили освятить… кондитерскую фабрику «Пекарь». Мы отправились туда всем причтом и торжественно освятили предприятие. (После этого их продукцию моя старшая дочь называет благодатной: «Папа, давай есть благодатный торт». Кстати, благодарностью дирекции за освящение были сладости собственного изготовления, по пакету которых нам вручил директор.)
Уже после этого я участвовал в освящении небольшого фарфорового завода. А на будущей неделе предстоит освятить один из отреставрированных петербургских парков. Так что молимся везде, где благочестиво живет и трудится человек.
– Вы сказали: благочестиво…
Именно так! Мы не пойдем освящать зал игровых автоматов, где эксплуатируются особенности психики человека и из него «выкачивают» деньги, не пойдем освящать табачную фабрику, sex-shop, стрип-клуб и проч. Но пойдем в любой другой магазин, на завод, в школу или больницу.
– А что происходит во время освящения?
– Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула дом и сюда вошел и остался в этом доме (квартире) Ангел Хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих (если это квартира), всех, здесь работающих (если предприятие, фирма).
Но помните: освятив квартиру, нужно и жизнь вести соответствующую. У одного моего знакомого, ведущего безнравственный образ жизни, в квартире стали происходить странные вещи: скрип половиц, какое-то хождение по коридорам, когда в квартире никого не было, на кухне гремели кастрюли. В общем, типичный полтергейст. Этот человек попросил освятить квартиру.
Священник пришел, освятил – и все странные явления прекратились. Этот человек опять за старое… И через месяц примерно – опять все то же самое, даже еще хуже. То есть бесы, которых освящением выгнали из квартиры, – вернулись.
– Как происходит освящение?
– Мой друг, украинский священник как-то рассказывал: «Пригласили меня освятить квартиру. Закончил, собираюсь. Хозяева спрашивают: “Это все?” Я, в недоумении: “Все”… Хозяева: “Странно… Когда мы освящали свой загородный дом, батюшка пришел с… дрелью. Сверлил в стенах дыры и закладывал туда кресты. А вы почему этого не делали. ».
Думаю, вы понимаете, что сверлить дыры при освящении, мягко говоря, лишне. Как же происходит освящение? Это специальное чинопоследование, которое длится около получаса. Если в двух словах: читаются специальные молитвы; весь дом особым образом окропляется святой водой, освященным елеем (маслом) помазываются стены дома, жилище наполняется благоуханным кадильным дымом, символизирующем благодать Духа Святого.
О чем молится священник в специально составленных молитвах? О том, чтобы Бог приставил к этому месту Ангела Хранителя, чтобы сохранил в мире, любви, здравии всех живущих. Чтобы уберег дом от пожара, воров и иных катастроф и неприятностей.
– А при советской власти квартиры освящали?
– Официально это было категорически запрещено. Священник мог только служить в храме. А пойти покрестить на квартире ребенка, отпеть, освятить жилище – не разрешалось. Считалось, что любые действия вне храма – акции мракобесных церковников, «обрабатывание» религиозным дурманом советских трудящихся и т.д.
Конечно, священники тайно ходили по домам прихожан, но к незнакомым не пошли бы: а вдруг это подставные люди? И когда что-то служили, делали это совершенно скрытно от соседей и знакомых.
– Скажите, а можно освятить квартиру, чтобы, например, ее лучше продать.
– Недопустимо! Однажды меня попросили освятить квартиру. Для меня это было далеко, где-то за проспектом Ветеранов. Приехал, меня встретили у метро. Сели в маршрутку, беседуем.
И тут женщина говорит, что хочет освятить квартиру, чтобы… продать. Я тут же, пока машина не тронулась, выскочил и отправился домой.
Представьте себе, это же откровенный обман Бога. Мы совершаем священный обряд… чтобы кто-то выгодней устроил свою сделку. А если в новоосвященную квартиру поселятся алкоголики, наркоманы, если там, упаси Бог, притон какой-нибудь будет? Освященная квартира – в каком-то смысле, как храм. А тут ежедневно будет унижаться Бог, Ангел Хранитель, святыни.
– Деликатный вопрос: как оплачивать труд священника, который освятил жилище?
Смущаться тут не стоит. Священник – это человек, который живет, в первую очередь, на пожертвования верующих. И поймите: когда священник идет к вам домой или в больницу совершать какую-нибудь требу, он идет туда не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, что-бы исполнить свой долг, помолиться, совершить нужное и важное дело.
Бывает, батюшка приходит в дом причастить человека – и видит бедную обстановку или человеческое горе. Тогда он и вообще не берет денег. Однажды в наш город по делам приехал один мой знакомый священник, отец В. Дела затянулись, и он остался почти без средств. Он сказал мне, что, если ко мне обратятся с просьбой совершить какую-то требу, он был бы благодарен, если бы я дал его телефон.
Он все сделает как надо и, может быть, немножко заработает. Через два дня меня попросили поехать причастить старушку. Я дал телефон этого священника, они созвонились, он поехал и причастил эту старушку. На следующий день я позвонил отцу В. и спрашиваю:
– Ну, как все прошло?
– О, отец Константин, спасибо тебе, познакомился с таким светлым человеком…
Я спросил, заплатили ли ему что-то.
– Что ты, эта старушка такая бедная, заброшенная всеми. Я ей сам сходил, купил продуктов и своих денег оставил.
Так что первое, что я хочу, – это чтобы все, приглашающие священника на требу, знали: он к вам идет не из-за денег.
Второе: Тем не менее, совершенно правильно, жертвовать священнику. Это не оплата Таинства, и меня передергивает, когда люди спрашивают: «Сколько это стоит?».
Таинство, благодать Божия – бесценны! Скажите, сколько вы заплатите в рублях за то, чтобы в вашей квартире поселился невидимый Ангел Хранитель жилища? А ведь как раз это и происходит во время освящения дома! Или сколько стоит Таинство Причащения? Когда священник причащает на дому, то сюда невидимо приходит Сам Христос и соединяется с причащающимся.
Можно это измерить в деньгах? Мне кажется, что всех сокровищ мира не хватит, чтобы оплатить сошествие в нашу убогую квартиру, к нам, грешным, Самого Владыки мира.
Поэтому вопрос нужно ставить так: деньги, которые я даю священнику, я даю ему не за службу, не за Таинство, а как мое пожертвование ему за то, что он, оставив все дела, свою семью (поверьте, священники очень загружены), пришел ко мне и молился о моей нужде. Мы благодарны, что священник молится за нас, даем ему записку со своими именами и пожертвование.
Сколько жертвовать? Жертвовать нужно от всего сердца, сколько можем. Никакой «таксы» не существует. Знаете, вы не поверите, но на практике больше жертвуют бедные люди. Я представляю себе, как они откладывают деньги, может быть, даже в чем-то обделяют себя, чтобы эти пятьсот рублей или тысячу дать батюшке. И знаешь, что если откажешься, очень огорчишь их.
Богатые люди обычно не жертвуют, в том смысле, какой я вкладываю в это слово, они оплачивают труд священника. По тем же тарифам, по которым они оплатят труд слесаря, уборщицы. Поработал полчаса – получи столько-то. Поработал час – получи больше. Вот это неприятно.
Давать нужно от всего сердца. Если жадничаешь, лучше не давай, мне неприятно было бы взять в руки деньги, о которых десять раз подумали – давать или не давать…
Источник: semyaivera.ru
Для чего мы освящаем свои дома и квартиры
Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.
В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.
Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.
Почему необходимы обряды освящения
Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды.
Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные.
Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире.
Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» ( Быт.3:16-17 ).
Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».
Почему так важно освящать дома в наше время
По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.
Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.
Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия, влекущие к погибели все новые и новые души.
Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.
Спасет ли нас освящение дома само по себе
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации.
Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.
Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.
Чин освящения нового дома
По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).
И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс.126:1 ).
Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.
Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.
Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома.
К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.
Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90‑й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк ( Пс. 90:10 ).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2–30; гл. 39, стихи 1–5 и во 2‑й книге Царств, гл.6, стихи 10–12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».
В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).
Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» ( Исх.12:23 ) и… древо жизни вечной.
В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.
Затем священник читает Евангелие ( Лк.19:1-10 ), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ).
После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Источник: azbyka.ru