етствии с настоящим договором, прав на объекты, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а также в случае предоставления третьим лицам прав владения и пользования такими объектами, устройствами или сооружениями в порядке, установленном разделом IXI настоящего договора; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
к) незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на канализационных сетях, сооружениях и устройствах, о нарушениях работы централизованной системы водоотведения либо о ситуациях (угрозах их возникновения) , которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде;
л) обеспечивать в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждений или неисправностей канализационных сетей, принадлежащих абоненту на законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, и устранять последствия таких повреждений, неисправностей;
Проектирование и строительство очистных сооружений. Сточные воды предприятий
м) предоставлять иным абонентам и транзитным организациям возможность подключения (присоединения) к канализационным сетям, сооружениям и устройствам, принадлежащим абоненту на законном основании, только по согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
н) представлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения об абонентах, в отношении которых абонент выполняет функции транзитной организации, по форме и в объеме, которые согласованы сторонами настоящего договора;
о) не создавать препятствий для осуществления водоотведения в отношении абонентов и транзитных организаций, канализационные сети которых присоединены к канализационным сетям абонента , или расположены в границах земельного участка абонента, или проходят через помещения, принадлежащие абоненту; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
п) не допускать возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, а также не осуществлять производство земляных работ в местах устройства централизованной системы водоотведения, в том числе в местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента и охранных зонах таких сетей, без согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
р) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец — гаситель напора;
с) обеспечивать разработку плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
т) в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — декларация) и уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства в случае нарушения декларации.
13. Абонент имеет право:
а) получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
б) получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию об изменении установленных тарифов на водоотведение;
в) привлекать третьих лиц для выполнения работ по устройству узла учета __________________________________________________________________________;
(да, нет — указать нужное)
г) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору;
д) осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельный отбор проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
V. Порядок осуществления учета принимаемых сточных вод, сроки и способы предоставления организации водопроводно-канализационного хозяйства показаний приборов учета
14. Для учета объемов принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
15. Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб сточных вод указываются по форме согласно приложению № 4.
16. Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает ___________________________________________________________________________.
(указать одну из сторон договора)
17. Количество принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
18. В случае отсутствия у абонента приборов учета сточных вод абонент обязан до ____________________________ установить и ввести в эксплуатацию приборы учета
сточных вод (распространяется только на категории абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации) .
19. Сторона, осуществляющая коммерческий учет принятых (отведенных) сточных вод, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, расчет объема принятых (отведенных) сточных вод расчетным способом, вносит показания приборов учета в журнал учета принятых сточных вод, передает эти сведения другой стороне не позднее _____________________________.
(указать дату)
20. Передача сторонами сведений о показаниях приборов учета и другой информации осуществляется любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») , позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
VI. Порядок обеспечения абонентом доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств
21. Абонент обязан обеспечить представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации доступ к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и иным объектам абонента, местам отбора проб сточных вод, приборам учета (узлам учета) сточных вод и иным устройствам, которыми абонент владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании и (или) которые находятся в границах его эксплуатационной ответственности, в следующем порядке: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
а) организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно, не позднее 15 минут до начала процедуры обследования, или отбора проб, или начала работ на канализационных сетях, оповещает абонента о дате и времени посещения проверяющих с указанием списка проверяющих (при отсутствии у них служебных удостоверений или доверенности) . Оповещение осуществляется любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») , позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
б) уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение или доверенность на совершение соответствующих действий от имени организации водопроводно-канализационного хозяйства или иной организации;
в) доступ к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод обеспечивается представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации только в установленных местах отбора проб, местах установки узлов учета, приборов учета и иных устройств, предусмотренных настоящим договором;
г) абонент вправе принимать участие в проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом, а также присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства работ на канализационных сетях; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
д) отказ в доступе представителям (недопуск представителей) организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации приравнивается к самовольному пользованию централизованной системой водоотведения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод;
е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных настоящим договором, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
VII. Контроль состава и свойств сточных вод, места и порядок отбора проб сточных вод
22. Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
23. Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб сточных вод приводятся по форме согласно приложению № 4 к настоящему договору.
VIII. Порядок контроля за соблюдением абонентами показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения
24. Нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения, городского округа нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению № 5. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
25. Сведения о нормативах состава сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению № 6. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
26. Контроль за соблюдением абонентом требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных для него нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного для него норматива по объему сточных вод.
27. При наличии у абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов по объему сточных вод абонента производится путем сверки общего объема отведенных сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов сточных вод, для которых не устанавливаются нормативы по объему сточных вод.
28. При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
IX. Условия прекращения или ограничения приема сточных вод
29. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществить временное прекращение или ограничение приема сточных вод абонента только в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», и при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения приема сточных вод, установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
30. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение одних суток со дня временного прекращения или ограничения приема сточных вод уведомляет о таком прекращении или ограничении:
б) орган местного самоуправления; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
в) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
г) лиц, с которыми организацией водопроводно-канализационного хозяйства заключены договоры по транспортировке сточных вод, если временное прекращение или ограничение приема сточных вод абонента приведет к временному прекращению или ограничению транспортировки сточных вод. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
31. Уведомление организацией водопроводно-канализационного хозяйства о временном прекращении или ограничении приема сточных вод, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении приема сточных вод направляются соответствующим лицам любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») , позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.
IXI. Порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение
311. В случае перехода прав на объекты, в отношении которых осуществляется водоотведение в соответствии с настоящим договором, прав на объекты, устройства и сооружения, предназначенные для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а также в случае предоставления прав владения и (или) пользования такими объектами, устройствами или сооружениями третьим лицам абонент в течение 3 рабочих дней со дня наступления одного из указанных событий направляет организации водопроводно-канализационного хозяйства письменное уведомление с указанием лиц, к которым перешли эти права, документов, являющихся основанием перехода прав, и вида переданного права с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, являющихся основанием перехода прав.
Такое уведомление направляется любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение уведомления адресатом.
312. Уведомление считается полученным организацией водопроводно-канализационного хозяйства с даты почтового уведомления о вручении, или с даты подписи уполномоченного представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства, свидетельствующей о получении уведомления, либо с иной даты в соответствии с выбранным способом направления.
(Дополнен разделом — Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
X. Порядок декларирования состава и свойств сточных вод (настоящий раздел включается в договор при условии его заключения с абонентом, который обязан подавать декларацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации)
32. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
33. Декларация разрабатывается абонентом и представляется в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 ноября предшествующего года.
34. К декларации прилагается заверенная абонентом схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и канализационных колодцев, предназначенных для контроля состава и свойств сточных вод. При наличии нескольких канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких канализационных выпусков. Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску абонента, выполненных по поручению абонента лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728)
35. Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются абонентом в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке:
а) учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод;
б) исключаются значения запрещенного сброса;
в) не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.
36. Перечень загрязняющих веществ, для выявления которых выполняются определе
Источник: government.ru
Как устроена канализация в городе — центральная канализация на примерах
Промышленные стоки могут представлять опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей. Поэтому их прием в систему городской канализации регулируется документами о приеме и нормативными актами.
Для того, чтобы начать выводить свои сточные воды в канализацию населенных пунктов предприятием получаются разрешительные документы и заключаются договоры о приеме-сбросе вод с местным водоканалом. Разрешение будет выдано предприятию после составленного и подписанного государственной комиссией эксплуатационного акта приемки объекта. Поэтому, сначала необходимо завершить все работы по постройке водоотводящих систем самим предприятием. Затем в Водоканал подается заявление и назначается дата проведения комиссии.
Система водоотведения предприятия должна включать объекты очистки сточных вод, чтобы подготовить стоки к приему системами водоканала. Концентрация в них вредных веществ не должна превышать разработанные нормативы.
Документы
Перед тем, как пригласить комиссию, нужно позаботиться чтобы в порядке были следующие документы:
- Свидетельство об аренде или праве собственности на здание, помещение предприятия включая водопроводные сети.
- Устав организации или предприятия.
- Свидетельство о занесении соответствующих записей о предприятии в Государственный и Единый реестры юрлиц.
- Свидетельство о нахождении на учете в налоговых службах по месту расположения предприятия.
- Приказ о назначении или избрании руководителя или директора предприятия (протокол собрания, решение принятое единым участником).
- Приказы о назначениях лиц, которые будут нести ответственность за отбор проб стоков круглосуточно, включая все рабочие дни, в установленных местах забора проб на всех объектах.
- Условия для включения объектов капитального строительства в сети водоотведения (проект, ТУ).
- Контрольная съемка наружных объектов канализационной сети.
- Акт о проведении работ по присоединению или врезке.
- Техпаспорта на применяемые при проведении работ по врезке и монтажу водоотводящей системы материалы и оборудование.
- Ведомость о проведении тестов прочности используемого бетона.
- Акты, регистрирующие положительный результат испытаний очистных сооружений предприятия на водонепроницаемость и прочность.
- Чертежная документация систем, задействованный в отводе стоков.
- Свидетельства, подтверждающие нанесение и нахождение в целостности антикоррозийных покрытий соединений и сварных швов, а также о проведенной диагностике швов.
- Сведения о допущенных отклонениях от первоначального строительного проекта.
- Эксплуатационная документация (акты) трубопроводных систем.
- Эксплуатационная документация о внутренней канализационной системы предприятия.
- Чертежи разводок канализационных сетей и используемых сантехнических единиц.
- Заявка с перечислением объектов водоотведения субабонента и абонента.
- План мероприятий по сокращению сброса сточных вод.
Химические и прочие ограничения на сточные воды
К разрешенным к сбросу в канализационные системы сточным водам, применяется целый ряд ограничительных параметров. Ограничивается в основном состав стоков, но могут ограничиваться и некоторые другие параметры.
- Запрещено сбрасывать количество сточных вод, превышающее оговоренный лимит.
- Содержание в водах взвешенных, плавающих и растворенных частей не может превышать установленную норму.
- В составе не должны находиться частицы, способные приводить к засорению трубопровода канализации или способствующих образованию на стенках трубопроводов отложений.
- Сточные воды не могут быть причиной разрушения и повреждения материалов из которых формируется трубопровод или элементы очистных сооружений канализации.
- Не могут содержать взрывоопасные примеси, а также бактериальные загрязняющие вещества. К смесям, запрещаемым к сбросу относят: нерастворимые масла, смолы, мазуты, грунты, бензин, дихлорметан, бензол и пр.
- Допустимая температура канализационных стоков не может быть больше 40ºС. Допустимая величина рН может колебаться в пределах 6.5 — 9.0.
- Сточные воды не могут содержать кислоты или газы, испарения которых способны наносить вред человеческому здоровью. Также в них не должны находиться примеси, мешающие биологической очистке канализационных вод и стоков.
Запреты
При получении разрешения предприятием на сброс сточных вод, организация или предприятие обязуется соблюдать следующие запреты, разработанные специалистами Водоканала. Запретительная документация опирается на законы о защите окружающей среды и связана с самостоятельным сбросом предприятием стоков в природные водоемы.
Запрещается сбрасывать в канализацию воды дождевые, талые, поливомоечные. Нельзя направлять в канализацию нормативно незагрязненные воды, то есть чистые. Также не рекомендуются к сбросам воды, имеющие только механические частицы или строительный мусор.
Запрещено также подключать к своим сетям стоки соседних предприятий без соответствующих разрешений.
Что такое ливневая канализация
Ливневая канализация (техническое обозначение К2, в быту просто ливневка) представляет собой систему приема и транспортировки дождевой воды к точке сброса. Осадки стекают с кровли зданий или с поверхности земли в специальные приемники. По ним вода движется к коллектору, поступает на очистные сооружения (ОС), после чего сбрасывается в водоем.
На вопрос — обязательно ли наличие ливневой канализации — всегда следует утвердительный ответ. Наличие правильно оборудованной ливневки является обязательным требованием по благоустройству населенного пункта. Сбор дождевых вод должен быть грамотно организован, как того требует действующее законодательство. Задачи систем К2:
- удаление излишков дождевых и талых вод;
- защита фундаментов и других опорных конструкций зданий, сооружений;
- исключение затопления подвалов, тоннелей, метро и других объектов.
Сброс ливневой канализации в водный объект (питьевой водоем) без очистки запрещен. Однако, допускаются экстремальные сбросы при сильном превышении объемов сточных вод во время затяжных ливней. Как правило, объем воды возрастает не сразу, поэтому первый поверхностный смыв проходит очистку.
Следующие объемы сточных вод считаются условно чистыми, поэтому их разрешается сбрасывать в водный объект без очистки. Это оправдывает сброс ливневки в канализацию, если дождевые стоки получены не с промышленных площадок, автостоянок и других загрязняющих объектов. Однако, каждый случай подобного сброса должен иметь техническое обоснование и соответствующие разрешения.
Законодательные нормы
Обязательность наличия ливневой канализации определена законом. Сброс неочищенных стоков в водные объекты влечет административную и уголовную ответственность руководителей или виновных лиц. Массовое поступление отходов в водоем приравнивается к экологической катастрофе.
Основная опасность исходит от промышленных предприятий, но и ливневые системы способны переносить большие объемы вредных веществ. Поверхностные смывы несут нефтепродукты, смазочные материалы, топливо различных видов. Если эти компоненты не удалить, возникнет перегрузка центральных очистных сооружений, неочищенные стоки будут поступать в водоемы.
Обязательность ливневой канализации обусловлена СНиП 2-07-01-89. Сброс стоков в водные объекты обязательно должен быть согласован с Росрыболовством и другими природоохранными организациями. В границах обслуживаемого участка должны иметься локальные очистные станции (ЛОС), обеспечивающие подготовку ливневых стоков к подаче на центральные ОС.
Дренаж
К ливневой канализации также относятся дренажные сети. Они выполняют удаление излишков влаги из верхних слоев почвы. Дренажные трубопроводы соединяются с ливневыми коллекторами после прохождения специальных очистных резервуаров. Это песколовки, решетки и прочие фильтрующие приспособления. Подобное оборудование имеется и на ливневых системах.
Основным отличием дренажных сетей является подземное размещение трубопроводов. Если глубина погружения оказывается слишком большой, приходится строить насосную станцию и поднимать стоки под давлением в более высокий резервуар. Оттуда они самотеком поступают в коллектор.
Выдача разрешений
Непосредственное получение предприятием разрешительной документации организуется с опорой на инструкцию о выдаче разрешений. Инструкция разрабатывается для каждого региона в отдельности специальными управляющими и надзорными органами.
Инструкция регламентирует правила условия выдачи разрешений и отказ в выдаче, а также процедуру получения разрешительных документов. Данный документ предусматривает приостановку и возобновление действий ранее полученных разрешений на сброс предприятием промышленных стоков.
Самые распространенные методы очистки сточных вод: химические и механические. Методы обеззараживания стоков описаны здесь.
Прочее
- Если у предприятия изменился режим работы и, как следствие, режим водоотведения, то оно обязуется уведомить службы управления водными ресурсами в десятидневный период.
- Чтобы получить новое разрешение, предприятию необходимо предоставить новый проект своей канализационной системы.
- Плата, взимаемая с предприятий на природоохранные мероприятия, может быть значительно снижена или упразднена, если организация предоставляет грамотный план мероприятий по снижению количества сброса сточных вод.
- Если предприятие ведет сброс стоков вне соответствия плану, то надзорные органы вправе произвести перерасчет платы в сторону ее увеличения.
Как очищать сточные воды?
Разобравшись с появлением, классификацией сточных вод и их делением по загрязнителям, посмотрим, как происходит их очистка.
Все методы очистки можно поделить на несколько основных групп. Сразу стоит отметить, что деление укрупнённое, и существуют методы, находящиеся на стыке.
1) Механическая очистка. Это любые методы, при котором происходит выделение включений различной степени крупности и фазы, при этом химический состав стока не меняется или меняется незначительно (как правило, при различных дозациях реагентов), а также не меняются фазовые состояния воды. Это различные решётки, сетчатые фильтры, жироловки, песколовки, сепараторы, волоконные и плёночные фильтры. Частично сюда относится и флотация.
2) Физическая очистка. Сюда можно отнести технологии, при которой сточной воде придаётся некоторая дополнительная энергия. За счёт этого происходит выделение загрязнений и меняется химический состав воды. Дистилляция, электрокоагуляция, центрифугирование, электродеионизация – примеры таких методов. Из стыковых способов можно отметить ионообменные технологии.
3) Химическая очистка. Предполагает добавку различных реагентов, при которых происходят реакции, изменяющие химический состав стока. Целевые загрязнения при этом удаляются в виде осадка, газовыделения, коагуляции и подобных процессов.
Стоит отметить, что биологический метод, широко применяемый для очистки хозяйственно-бытовых стоков, является разновидностью химического класса. Микроорганизмы используют различные ферменты для проведения реакций, разлагающих сложные органические загрязнения до простых – воды, углекислого газа, метана, азота и кислорода. Для интенсификации применяются физические методы, например принудительное насыщение кислородом — аэрация, но в основе процесса лежат именно химические реакции.
Таким образом, мы видим, что для очистки от практически любого загрязнения можно подобрать ту или иную технологию. К сожалению, не все методы являются дешёвыми и эффективными, но, как правило, дорогостоящие или низкоэффективные (в силу своей природы) методы применяются для очистки от специфичных промышленных загрязнителей.
Поэтому очень важно минимизировать попадание таких веществ в стоки. Также следует иметь в виду, что смеси некоторых веществ например, гликоли) могут вести себя непредсказуемо и требовать принципиально разных методов очистки в зависимости от соотношений в смеси и внешних факторов (например, температуры стока). Это делает очистку таких стоков затратным мероприятием, а к тому же повышает риски неполной обработки. Поэтому сейчас пристальное внимание обращают на разведение стоков различной природы в разные системы очистки, поскольку переработка их в общей массе может быть существенно дороже и неудобнее, чем по отдельности.
Источник: spark-welding.ru
Ливневая система водоотведения в водоохранной зоне
Промышленные стоки могут представлять опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей. Поэтому их прием в систему городской канализации регулируется документами о приеме и нормативными актами.
Для того, чтобы начать выводить свои сточные воды в канализацию населенных пунктов предприятием получаются разрешительные документы и заключаются договоры о приеме-сбросе вод с местным водоканалом. Разрешение будет выдано предприятию после составленного и подписанного государственной комиссией эксплуатационного акта приемки объекта. Поэтому, сначала необходимо завершить все работы по постройке водоотводящих систем самим предприятием. Затем в Водоканал подается заявление и назначается дата проведения комиссии.
Система водоотведения предприятия должна включать объекты очистки сточных вод, чтобы подготовить стоки к приему системами водоканала. Концентрация в них вредных веществ не должна превышать разработанные нормативы.
Жидкие бытовые отходы это?
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов»
«жидкие бытовые отходы» — хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Обратимся в Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), раздел 7 :
«ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)
Таким образом, сточная вода образуется если водоотведение происходит:
- через очистные сооружения с дальнейшим отведением в систему оборотного водоснабжения
- сброс в водный объект
- через централизованную систему водоотведения.
В остальных случаях — это жидкие бытовые отходы.
В интернете очень много статей, критикующих способ отнесения к сточным водам или отходам в зависимости от способа удаления. Ниже в статье представлены 2 разъяснения по этому вопросу.
Обустройство ливневой канализации на объекте
Работы выполняются по требованиям СНиП и проектной документации. Состав системы:
- наземные элементы — решетки, дождеприемники, лотки;
- подземные коммуникации: системы трубопроводов, желобов, ревизионных колодцев и т.п. Для подключения к централизованной канализации обязательно устанавливается перепадный колодец. Дополнительно, если сточные воды оказываются загрязненными, обустраиваются очистные сооружения;
- водосточную систему. Система желобов и труб, которая устанавливается на кровельных свесах и фасаде здания. Используется для сбора воды с поверхности кровли и отвода в ливневую канализацию через точечные дождеприемники.
Дополнительно, для организации принудительного стока может использоваться насосное оборудование.
Наземные и подземные элементы устанавливаются до обустройства искусственных покрытий, газонных площадок, цветников, подъездных путей и пр. Материалы лотков, труб, решеток, колодцев инженеры подбирают, учитывая предполагаемые механические нагрузки на конкретной территории. Диаметры желобов и труб, их пропускная способность определяются объемом отводимой воды.
Жидкие бытовые отходы или сточные воды — разъяснения
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2021 года N 12-50/07137-ОГ
Об обращении с жидкими бытовыми отходами
Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или к отходам зависит от способа их удаления.
В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты после соответствующей очистки, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2015 г. № 12/59/16226 Об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам
5 августа 2015
Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.06.2015 № ВС-03-04-28/9892 и письмом от 21.04.2015 № 1075/02-23 рассмотрело запрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам и сообщает.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Что будет, если необходимых документов в организации нет
Все документы разрабатывают штатные гидрогеологи или специализированная подрядная организация. Документацию необходимо согласовать в Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре и Министерстве экологии и природопользования РФ.
Проверки проводят по плану раз в три года. Проверка может быть внеплановой, если в контрольно-надзорные органы поступают заявления о нарушениях: от граждан, организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.
Если обнаружат, что в организации нет необходимых документов, то выдадут предписания для исправления нарушений. Какие — зависит от давности, объемов, характера и условий эксплуатации сооружений.
Если нарушения не устранить вовремя, оштрафуют недропользователя. Статьи, по которым наступает ответственность, смотрите в таблице.
Основания и размеры штрафов за отсутствие лицензии на скважину
Закон | Основание | Штраф для организации |
Части и статьи 8.13 КоАП РФ | Нарушение правил охраны водных объектов | До 300 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
статьи 8.42 КоАП РФ | Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения | До 400 000 руб. |
Части и статьи 8.45 КоАП РФ | Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод | До 1 000 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток |
(г. Пятигорск) год назад купила у другой организации помещение кондитерского цеха. Для забора артезианской воды используется скважина. Лицензию на нового владельца не переоформили.
По действующему законодательству подземные воды относят к разряду полезных ископаемых, а штрафы за эксплуатацию недр без лицензии не отличаются гуманностью. Нет различий, добываете вы незаконно уголь, золото, алмазы или воду из скважины.
Эксплуатация скважины подпадает под действие статьи 7.3 «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами» Кодекса РФ об административных нарушениях. По этой статье юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб. была оштрафована на 500 000 руб. и получила предписание оформить лицензию.
После уплаты штрафа владелец скважины обязан оформить лицензию на пользование недрами или ликвидировать ее за свой счет (ст. 49 Закона РФ «О недрах»).
Отходы из септиков — жидкие бытовые отходы из выгребных ям
Чаще всего вопрос отнесения к жидким бытовым отходам или сточным водам касается сточных вод (отходов), которые откачивают из септиков.
В данном случае — если отходы из септика передаются на очистные сооружения для дальнейшей их очистки, то это сточные воды.
Если отходы из септика передаются на полигон для захоронения отходов или утилизируются, то это отходы.
Что делать собственникам неканализированных» квартир — заключать договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов из выгребных ям. Каждый многоквартирный дом имеет свою выгребную яму, так как отсутствует присоединение к центральной сети канализации. Следовательно откачка и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям должны производиться специализированным транспортом для утилизации в специально отведенное место.
Жидкие бытовые отходы: перечень и ФККО
Перечень ЖБО, представленных в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО). Все отходы относятся к 4 классу опасности.
Жидкие бытовые отходы (ЖБО) образуются от эксплуатации жилых объектов и предприятий, не оборудованных системой и сооружениями по отводу сточных вод. Хозяйственно-бытовые и фекальные сточные воды собираются и накапливаются в специальных сооружениях — резервуарах и отстойниках (выгребных ям). Попадание хозяйственно-фекальных стоков из выгребных ям в окружающую среду должно быть исключено. Отходы, образующиеся от откачки и очистки выгребных ям представлены ?.
Наименование | Код ФККО/класс опасности |
Отходы (осадки) из выгребных ям | 73210001304 |
Отходы коммунальные жидкие неканализированных объектов водопотребления | 73210101304 |
Отходы очистки септиков для очистки хозяйственно- бытовых сточных вод малоопасные | 73210311394 |
Какие документы необходимы по очистным сооружениям
Для ввода очистных сооружений в работу необходимо подготовить:
- акт отвода земли под строительство очистных сооружений;
- акты на скрытые работы по каждому сооружению;
- акты на проверку работы всех механизмов, вспомогательных агрегатов, систем электроснабжения, вентиляции и отопления;
- акты гидравлических испытаний трубопроводов и сооружений;
- исполнительный генеральный план сооружений с коммуникациями и с данными привязки, профили по воде и по илу;
- исполнительные чертежи сооружений;
- технические паспорта на заводские изделия, на стандартное и нестандартное оборудование и приборы, на уложенный в сооружение бетон;
- данные по гидрогеологическим условиям строительной площадки;
- проект очистных сооружений с полным технологическим расчетом;
- разрешение на сброс очищенных сточных вод;
- график аналитического контроля очистных сооружений.
Перед сдачей очистных сооружений подрядчику необходимо провести:
- гидравлические и технологические испытания трубопроводов и емкостей;
- комплексное опробование оборудования под нагрузкой на воде (не менее 3 суток);
- проверку взаимодействия всех сооружений.
Сдачу результата работ подрядчиком и приемку его заказчиком оформляют актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Заказчик организует рабочую комиссию. В нее входят представители: заказчика, генподрядчика, эксплуатирующей организации, субподрядчиков, проектной организации, профсоюза работников, органов государственного санитарного надзора.
- проверяет соответствие построенных сооружений проекту;
- проверяет готовность каждого очистного сооружения и оборудования к пуску в эксплуатацию;
- испытывает сооружения и оборудование;
- принимает в эксплуатацию отдельные вспомогательные здания и сооружения.
Рабочая комиссия может создавать подкомиссии для приемки отдельных сооружений, проверять объемы и качество выполнения скрытых работ, соответствие данных в документах фактическому состоянию сооружений.
Сбор жидких отходов
Сбор жидких бытовых отходов регламентируется Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
- неканализированные домовладения должны быть оборудованы дворовыми уборными с водонепроницаемым выгребом (п.2.3.1);
- расстояние от жилых домов и социальных объектов до уборной должно составлять не менее 20 м, удаленность от объектов должны быть не более 100 м (п.2.3.2);
- расстояние до уборной на территории частного домовладения может составлять до 8-10 м;
- в случае отсутствия централизованной подачи воды (пользованием для водопотребления колодцами и каптажами родников) расстояние от уборной до источника водопотребления должно быть не менее 50 м;
- глубина выгребной ямы должен быть глубиной не более 3 м. Если уровень грунтовых вод выше этой цифры, то соответственно глубина выгреба должна быть меньше. Наполнение выгребной ямы допускается до уровня не выше 0,35 м от поверхности земли (п. 2.3.3);
- очистка выгребной ямы допускается не реже раза в полгода или по мере заполнения;
- в СанПиН имеется требование об ежедневной уборке дворовой уборной; раз в неделю — дезинфекция.
Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).
Эксплуатация ливневой канализации в городских условиях
Пропускная способность водоотвода должна оставаться максимальной при любых условиях. В противном случае после дождей и в период таяния снегов на территории могут возникать подтопления, вода не будет уходить с нее. Для того, чтобы обеспечить работоспособность линейного водоотвода, выполняют:
- его периодическую очистку от отложений, ила, других загрязнений;
- регулярный осмотр наземных элементов, контроль их состояния, очистку от листвы, веток, мусора и т.п.;
- контроль состояния с использованием ревизионных колодцев;
- в зимнее время — удаление льда, снега. Может выполняться с помощью механического инструмента либо путем установки греющих кабелей;
- обслуживание элементов водосточных систем, установленных на кровельных свесах и фасадах зданий.
На отдельных объектах дополнительно реализуют контроль над составом отводимой воды. Для этого периодически берут пробы, которые исследуют, чтобы определить присутствие и концентрации загрязняющих веществ. Реализация такого контроля может быть обязательной по требованиям организации, обслуживающей централизованную сеть.
выполняет обустройство ливневой канализации на объектах городской застройки. У нас можно заказать и проектные, и монтажные работы. Мы предлагаем выгодные цены, гарантируем качественное и оперативное выполнение заказа.
Правила вывоза жидких бытовых отходов
Правила вывоза ЖБО регламентируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.
Периодичность вывоза ЖБО должна осуществляться в установленные сроки, указанные в договоре на оказание услуг. Между тем сроки вывоза ЖБО в договоре должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиям органов местного самоуправления.
В случае, если исполнитель нарушил сроки оказания услуг по вывозу ЖБО, потребитель по своему выбору вправе:
— назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию услуг и (или) закончить оказание услуг и потребовать уменьшения цены за оказание услуг;
— поручить оказание услуг третьим лицам за разумную цену или выполнить их своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения цены за оказание услуг;
— расторгнуть договор об оказании услуг,
— потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
За нарушение сроков оказания услуг по вывозу жидких бытовых отходов, сроков устранения недостатков услуг, а также выполнения иных требований потребителя, установленных Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуг.
Тариф на жидкие бытовые отходы
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данный вывод следует при системном толковании статьи 424 ГК РФ и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 (далее — Правила).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.
При этом, в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.
Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.
С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
В этой связи расходы на вывоз ЖБО учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Отмечаем, что в случае, если потребитель заключает договор водоотведения с гарантирующей организацией, оплата услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов осуществляется с применением установленного гарантирующей организации тарифа на водоотведение.
Источник: aqua45.ru