Приемка и ввод в эксплуатацию объекта строительство которого закончено

Споры, связанные с введением в эксплуатацию новостроек

Законодатель не определил в нормативно-правовых актах сам термин «новостройка». На практике под новостройкой понимается строящееся здание, которое не введено в эксплуатацию. До вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации процесс ввода объекта в эксплуатацию регулировался различными нормативными документами в зависимости от того, какой именно объект принимался в эксплуатацию. С 1 января 1988 г. были введены в действие Строительные нормы и правила СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, которые действуют и в настоящее время.

В соответствии с указанными правилами законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения подлежат приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок. В настоящий момент согласно положениям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Именно данный документ подтверждал момент создания нового объекта недвижимости с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также устанавливал возможность его эксплуатации (использования) в соответствии с целевым назначением.

  1. отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
  2. несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории и проекта межевания территории;
  3. несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
  4. несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.

Можно ли оспорить само разрешение на ввод объекта в эксплуатацию?

Разрешение на ввод эксплуатацию — это документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, и выдается органами государственной власти и местного самоуправления застройщику. Поэтому по своей правовой природе он является ненормативным актом, который может быть оспорен в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, зачастую при заявлении об оспаривании разрешения на ввод эксплуатацию заявитель злоупотребляет правом, поскольку без данного документа право собственности на помещение в новостройке не подлежит регистрации.

Кроме того, важно знать, что при обращении с требованием о рассмотрении законности выдачи разрешения или признания его недействительным не разрешается сам спор о праве собственности на объект.

В пункте 56 постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержится прямое указание на то, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежитоспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Многие граждане при строительстве индивидуального жилищного объекта полагают, что ввод помещения в эксплуатацию необязателен. Данная позиция представляется ошибочной. Каковы последствия несоблюдения введения объекта в эксплуатацию?

В соответствии с частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию влечет наложение административного штрафа. Таким образом, в случае выявления факта эксплуатации индивидуальных жилых домов без разрешения на ввод их в эксплуатацию либо незарегистрированных в Росреестре, такие граждане могут быть привлечены к административной ответственности в установленном порядке. Кроме того, для выявления незарегистрированных и не сданных в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства, а также установления факта их эксплуатации администрацией населенного пункта могут проводиться систематические проверки. Важно понимать, что граждане, проживающие в доме, не введенном в эксплуатацию, не могут рассчитывать на меры социальной поддержки со стороны государства. Например, не смогут оформить субсидии на оплату коммунальных услуг, не имеют права прописаться в доме. В случае стихийных бедствий собственнику не будет выдана компенсация в связи с утратой имущества.

Читайте также:  Что означает стадия р при проектировании объектов транспортного строительства

При вводе объекта в эксплуатацию при строительстве дома на основании Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» важным аспектом является качество передаваемого объекта. Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям СНиП.

В соответствии со статьей 755 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок составляет пять лет и может быть увеличен соглашением сторон. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, если иное не предусмотрено договором.

Исходя из системного толкования указанных норм материального права следует, что в связи с характером спорных правоотношений, возникающих между дольщиком и застройщиком в области долевого строительства многоквартирного дома, законодателем предъявляются повышенные требования к качеству объекта долевого строительства, которые в том числе проявляются в установлении продолжительного гарантийного срока, обусловленного как видом строения (жилой дом), так и целями его использования. При этом законодатель, формируя период гарантийного срока, учитывал, что недостатки объекта долевого строительства, с учетом наличия широкого спектра градостроительных особенностей многоквартирного дома, могут проявиться в течение длительного периода, начиная с момента передачи участнику долевого строительства объекта недвижимости.

На основании пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ участник долевого строительства вправе предъявлять застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока.

Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами (пункт 2 статьей 755 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ(постановление от 8 мая 2013 года № А33-18054/2011 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа).

Следовательно, мнение о том, что факт возникновения недостатков до передачи результата работ или по причинам, возникшим до этого момента, должен доказать участник долевого строительство, является неправомерным.

Источник

Акт ввода в эксплуатацию объекта

Составление акта ввода в эксплуатацию объекта производится тогда, когда на объекте завершается строительство, реконструкция или капитальный ремонт. Акт служит подтверждением того, что все работы на объекте закончены и он полностью готов к использованию по назначению. Такой акт составляется как в отношении к объекту жилой застройки, так и в отношении к нежилым зданиям и сооружениям.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Порядок написания акта

Для составления акта привлекается специальная комиссия, в состав которой входят представители строительной компании, заказчика, а также надзорных органов. Члены комиссии проводят комплексный осмотр объекта, а также свидетельствуют качество и сроки выполнения работ строительным правилам и нормам.

Градостроительные планы, разрешающие акты, проекты застройки и прочие бумаги относятся к разрешительной документации и должны быть учтены при производстве строительных работ на объекте, поэтому комиссия обращает на них особое внимание.

После того, как комиссия удостоверится в том, что все нормы соблюдены, она отражает свои выводы в акте ввода объекта в эксплуатацию. Датой ввода считается дата визирования этого документа.

Если комиссия не даст положительного заключения о вводе сооружения в эксплуатацию, использовать его нельзя до устранения всех выявленных нарушений и замечаний.

Основные правила составления акта

Данный документ не имеет стандартного унифицированного образца, поэтому составляться он может в свободном виде или по специально разработанному и утвержденному внутри предприятия шаблону.

Читайте также:  Лекция требования к выполнению проектных работ влияющих на безопасность объектов строительства

Он в обязательном порядке должен содержать сведения о заказчике и подрядчике, а также о самом объекте. Под документом свои подписи должны поставить и представители надзорных инстанций, отвечающие за контроль за теми или иными коммуникациями внутри объекта.

Акт ввода в эксплуатацию составляется в нескольких экземплярах, один из которых остается у предприятия-заказчика, второй передается компании-подрядчику, а остальные – представителям контролирующих инстанций, присутствовавшим при процедуре ввода в эксплуатацию. Все экземпляры должны быть подписаны всеми членными специальной комиссии и утверждены должным образом.

К акту прикладывается техническая документация по объекту (выписи из техпаспорта, план здания и т.д.).

Инструкция по написанию акта ввода в эксплуатацию объекта

  • В верхнем правом углу документа оформляется утверждение документа с указанием номера, даты приказа и организации заказчика. Здесь после полного оформления документа свою подпись должен будет поставить руководитель организации.
  • Чуть ниже вписывается полное наименование предприятия – заказчика, с указанием его регистрационных данных (из учредительных документов), а также дата составления акта и коды (вида операции, строительной организации, участка и объекта).

Образец заполнения акта ввода в эксплуатацию объекта. Часть 1

Третья часть акта включает в себя несколько пунктов.

  1. В первом указывается информация об акте приемки объекта (его номер и дата), а также дополнительно проведенные работы по наладке приборов и оборудования.
  2. Во втором пункте фиксируется то, что все коммуникации (водоснабжение, канализация, вентиляция, электрооборудование и т.д.) соответствуют стандартами и нормам и приняты представителями государственных надзорных структур.
  3. Третий пункт касается финансовой части по вводимому в эксплуатацию объекту – здесь указываются затраты, понесенные заказчиком в ходе строительства (отдельно на работы, отдельно на материалы, оборудование и инструмент).
  4. В четвертый пункт вносятся какие-либо дополнительные сведения и, наконец, пятый пункт удостоверяет то, что объект готов к эксплуатации.

Образец заполнения акта ввода в эксплуатацию объекта. Часть 2

После внесения основный сведений о приемке объекта и фиксации факта ввода его в эксплуатацию, акт должен быть подписан всеми членами комиссии, присутствовавшими при осмотре объекта и делавшими вывод о его пригодности к использованию. Их подписи должны быть проставлены напротив указания должностей и названий организаций, которые они представляют.

Внизу документа пишется решение о вводе в эксплуатацию, которое заверяется руководителем компании-заказчика. Затем указывается дата составления решения и с этого момента объект считается введенным в эксплуатацию.

Источник

Ввод в эксплуатацию ОКС. Юридические аспекты. Взаимодействие с контролирующими органами и между участниками строительного процесса.

1. Современная законодательно-нормативная база строительного процесса, изменения в законодательстве РФ в сфере строительства, влияющие на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию в 2021 г.

  • «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019);
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 13 августа 2019 года;
  • Важные уточнения терминологии основных понятий Градостроительного кодекса; изменения в ст. 51 «Разрешение на строительство» и ст. 55 «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» ГрК РФ; регулирование подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и др.
  • Комментарии к новым положениям законодательства о земле, градостроительстве, недвижимости, новое в оформлении землепользования и строительства.

3. Перечень случаев, при которых при строительстве или реконструкции объектов не требуется получать разрешение на строительство и разрабатывать документацию по планировке территории, а также виды объектов, которые можно размещать без предоставления земельных участков. Линейные объекты; линии связи и сооружений связи; линии электропередачи; тепловые сети; водопроводы; линейные объекты, размещаемые пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальные объектами, и одновременно, строительство, реконструкция таких объектов осуществляется за пределами границ населенных пунктов; автомобильные дороги и другие объекты. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. №1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. Технический план и декларация об объекте недвижимости. Требования к подготовке этих документов и составу содержащихся в них сведений. Требования органов Госстройнадзора и/или исполнительного органа власти к техническим планам зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства при приемке объекта в эксплуатацию.

  • Новое в порядке оформления исполнительной документации представителями заказчика и лица, осуществляющего строительство.
  • Требования государственного строительного надзора к ИТТД при сдаче построенного (реконструированного) объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Читайте также:  Что относится к реконструкции объектов капитального строительства за исключением линейных объектов

6. Нормативные документы, регламентирующие порядок ввода законченного строительством объекта в эксплуатацию, изменения в ст. 55 ГрК РФ . Новая возможность представления в электронной форме документов, необходимых для получения разрешения на ввод, важное изменение определения понятия «разрешение на ввод объекта в эксплуатацию», другие дополнения. Административный регламент «Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию». Процедура выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства спроектированному (ЗОС).

7. Основные мероприятия по объектам, законченным строительством, реконструкцией, техническим перевооружением в эксплуатацию.

8. Проверка соответствия вновь созданного объекта утвержденной проектной документации и техническим регламентам. Реформирование системы стандартов в области строительства: переход к перечню национальных стандартов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ № 1521).

9. Соотношение технического перевооружения и реконструкции. Разграничения понятий строительной деятельности. Понятия и определения реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта, реновации, технического перевооружения зданий и сооружений. Применение понятия перепланировки к нежилым помещениям и соотношение с понятием реконструкции. Особенности заключения договоров на выполнение проектных и подрядных работ на проведение реконструкции, капитального ремонта, реновации, технического перевооружения, модернизации зданий и сооружений.

10. Ввод в эксплуатацию линейных объектов и сетей инженерно-технического обеспечения. Заключение договора на технологическое присоединение к электросетям, особенности осмотра и ввода в эксплуатацию оборудования электроустановок. Арбитражная практика решения вопросов с передачей неоформленных инженерных сетей.

11. Особенности ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Обязательные требования, которые проверяются при вводе такого объекта в эксплуатацию согласно Градостроительному кодексу и N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

12. Государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости с 25.12.2018 г. по № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и ….». Объединение и новые правила кадастрового учёта и регистрации недвижимости, изменения в оформлении землепользования с 2018 г. Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости. Переходный период. Постановка вновь созданного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет по новым правилам. Требования к техническому плану объекта недвижимого имущества. Возможность регистрации прав на вновь построенный объект без разрешения на ввод в эксплуатацию.

13. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как основание регистрации объекта недвижимости. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

14. Отнесение и соотношение объекта капитального строительства, объекта недвижимости, некапитального сооружения, вспомогательного сооружения при вводе в эксплуатацию. Снос и демонтаж имеющегося объекта. Судебно-арбитражная практика.

15. Самовольные постройки: п оследствия создания, легализация, судебная практика. Критерии отнесения объекта недвижимости к самовольному строительству. Допустимые случаи строительства без разрешения на строительство. Сохранение самовольных построек на примерах решений высших судов.

16. Правовой статус объектов незавершенного строительства. Ввод в эксплуатацию, кадастровый учёт и регистрация права собственности на построенный/реконструированный объект, для которого не требовалось разрешение на строительство.

17. Отказы в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию органами государственного строительного надзора. Основания для отказов. Основные ошибки, влияющие на сроки ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. Судебная практика по вопросам ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и инженерных сетей.

18. Проблемы получения разрешения на ввод в эксплуатацию в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации.

19. Организация эффективных договорных взаимоотношений со всеми сторонами строительного процесса на этапе сдачи-приемки объекта в эксплуатацию. Порядок взаимодействия между участниками строительства, обязанности и ответственность сторон. Определение границ ответственности участников в различных видах строительства. Функции Застройщика/Технического Заказчика и Генподрядчика, их ответственность при вводе объекта в эксплуатацию. Особенности взаимоотношений заказчика и генерального подрядчика с представителями субподрядчика, монтажных, наладочных организаций, с поставщиками строительных материалов, изделий и конструкций, банками и кредитными организациями. Договорные отношения Инвестор — Заказчик — Подрядчик на этапе ввода объекта в эксплуатацию. Распределение прав на вновь созданный объект недвижимости. Документация по закрытию инвестиционного проекта. Порядок включения объекта в состав основных средств. Рекомендации по предупреждению споров хозяйствующих субъектов. Судебная практика. Обеспечение качества строительства; отражение этого в договорах и нормах, стандарты ИСО, приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов.

20. Ответственность участников инвестиционно-строительного процесса и руководителей за качество и безопасность. Изменение круга ответственных лиц и усиление мер ответственности. Порядок возмещения вреда в строительстве, ст. 60 ГрК РФ. Актуализация статей 9.4 и 9.5 КоАП РФ. Расторжение договоров в связи с нарушениями стандартов, технических условий, строительных норм и правил и др. Административная ответственность за эксплуатацию объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию. Судебно-арбитражная практика.

21. Подведение итогов семинара. Обсуждение наиболее актуальных тем и ответы на вопросы.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...