Ценообразование в строительстве — сложный процесс, при этом цена изначально должна быть гибкой, ведь на нее влияют порой даже посторонние факторы — экономическая и политическая ситуация, невозможность доставки иностранных отделочных материалов. При этом показатели строительной компании (себестоимость продукции, объем и структура капитальных вложений, производительность труда и др.) очень жестко привязаны к цене.
На Руси во все времена была популярной фраза: «Да этому товару красная цена — столько-то». Ее произносили как покупатели, так и продавцы, правда, с разной с целью: продавец хотел поднять цену, а покупатель — сбить до предела.
Теперь от «фольклора» перейдём к реалиям XXI века. В современном ценообразовании словосочетание «красная цена» можно трактовать так: наиболее оптимальная стоимость работ, услуг, продукции взаимовыгодная для обеих договаривающихся сторон. Применительно к строительной отрасли можно привести и официальную формулировку: «Ценообразование в строительстве — механизм образования стоимости услуг и материалов на строительном рынке».
Ценообразование в строительстве
Ценообразование имеет общие принципы формирования цены, но многие отрасли с учетом их специфики имеют свои дополнительные критерии. В любом случае нужно помнить всегда одно, цена — это не только экономическое понятие, но также инструмент развития отрасли. От точного «попадания» в цену в судьбе каждой строительной организации или фирмы зависит очень многое — современное техническое и финансовое состояние и перспективы на будущее. Ключевые производственные показатели строительной компании (себестоимость продукции, объем и структура капитальных вложений, производительность труда и др.) очень жестко привязаны к цене. Именно цена лежит в основе грамотного и квалифицированного планирования и финансирования капитальных вложений, расчета эффективности проектов, промежуточной и итоговой оценки работы организации, анализа экономического эффекта от приобретения и внедрения новой техники и материалов.
Лозунг «Строить быстро, красиво и дешево» звучит очень романтично, но чтобы он реально работал, нужно очень грамотно оценить каждый шаг, этап строительства. Цена влияет на все в строительном производстве: грамотный экономист может как повысить эффективность организации, так и привести ее к стагнации. Главная задача цены — выражение стоимости производимой продукции.
Подобно измерительному инструменту, цена отражает затраты необходимого труда по организации производственных процессов, финансовой деятельности. Цена, помимо прочего, имеет важную позитивную составляющую для всей отрасли — она неизбежно заставляет производителя снижать различные издержки — трудовые, материальные, финансовые. Естественно, это должно происходить не за счет снижения качества строительства, в таком случае даже маленькая экономия может привести к очень большим расходам.
Сергей Поляков, Специфика ценообразования в строительстве. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;9.
Источник: panor.ru
Структура ценообразования в строительстве.
Текст книги «Сметное ценообразование в строительстве»
Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действовавшая до 1991 г., базировалась на фиксированных, неизменных в течение длительного периода времени (от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости, составляющих основу цены строительной продукции. В условиях жесткой централизации планирования и управления экономикой она была направлена, прежде всего, на сохранение стабильного уровня цен и очень слабо реагировала на изменение ценовых факторов. Эти изменения доводились до строительно-монтажных организаций в директивном порядке через финансовые планы подрядных министерств и ведомств. Такой порядок определения стоимости приводил к серьезным искажениям в оценке результатов производственно-финансовой деятельности непосредственных производителей строительной продукции.
С переходом экономики России на рыночные отношения произошли существенные изменения в системе ценообразования в строительстве. Это в первую очередь связано с тем, что произошло изменение формы собственности практически всех участников многоинвестиционного процесса, коренным образом изменилась структура источников финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен на конкурентной основе. Кроме того, с переходом на рыночные отношения в стоимости строительной продукции появились новые виды затрат, которые необходимо учитывать при разработке сметной документации: плата за землю, затраты на получение сходных данных, оплата услуг федеральных и региональных центров ценообразования, затраты на разработку и экспертизу конкурсной документации и т. д.
Цена строительной продукции стала результатом договора между заказчиком и подрядчиком, следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, предметом купли и продажи.
Вместе с тем, свобода ценообразования вовсе не означает вседозволенности в установлении цен. В начальной фазе перехода к рынку появились “теории” о том, что при рыночных отношениях сметы вообще не будут нужны. Рынок и только рынок, соотношение спроса и предложения будут определять цену строительной продукции. Таков был аргумент сторонников так называемого рыночного подхода.
Имела ли под собой достаточно твердую почву такая аргументация? В большинстве своем строители работают на заказ. Возведение объекта, будь то жилой дом или иные сооружения, а, следовательно, и его стоимость и расчеты за него должны определиться по смете и только по смете. Только после того, когда заказчик вступит в права владельца и в силу коммерческих или иных причин захочет продать свою собственность, стоимость ее будет определяться рыночным путем, с учетом спроса и предложения.
Именно в этом состоит суть различий понятий сметной стоимости и рыночной стоимости первичного и вторичного рынка.
Ценообразование – это причинно обусловленный процесс, предполагающий свои правила и порядок, при которых нельзя ориентироваться только на рыночную конъюнктуру с ее непредсказуемостью. В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», регламентирующим началом взаимоотношения заказчика и подрядчика, является договор подряда, который определяет цену строительной продукции и способы ее установления. Исходя из этого, основной задачей системы ценообразования в строительстве является обеспечение полного набора сметных нормативов и условий их применения для формирования договорных цен на строительную продукцию, их экономической оптимизации и государственного регулирования через отдельные виды ресурсов.
Нормативы и методические регулирование процессом ценообразования осуществляется в настоящее время Министерством регионального развития РФ и его Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Все большую роль в методическом и нормативном обеспечении ценообразования в строительстве играют региональные центры по ценообразованию в строительстве, координационный центр по ценообразованию и сметному нормированию и др. С 2003–2004 гг. в строительстве действует по сути дела, новая сметно-нормативная база 2001 г., в которой с 2004 г. обновились, по существу, все основные методические документы по ценообразованию в строительстве.
В этой связи в учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы ценообразования в соответствии с условиями становления рыночных отношений, изложенных в свете действующих нормативных документов и законодательных актов Российской Федерации., приводятся практические примеры расчета сметной документации различными методами, даются разъяснения и методическое обеспечение, связанное с подготовкой сметной документации, согласования цен и тарифов, договорной цены на строительную продукцию.
Наряду с подготовкой работников экономических специальностей и менеджмента данное пособие может быть использовано студентами технических специальностей строительной отрасли. Пособие может быть использовано практическими работниками, занимающимися вопросами сметного ценообразования и сметного нормирования, проектированием организаций строительства и отдельных видов строительно-монтажных работ.
Глава 1. Состав и структура сметного ценообразования и сметного нормирования
1.1. Цена как экономическая категория рынка
В условиях рыночных отношений перед предприятиями и организациями в качестве одной из основных проблем встает проблема определения цены на свои товары, работы и услуги. Цена находит свое отражение практически во всех сторонах деятельности предприятия, определяя структуру и объем производства, движение материальных и финансовых потоков, массу прибыли и рентабельность производства. Выбранная в этой связи ценовая политика оказывает всестороннее воздействие на процесс и результаты функционирования предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке.
Суть ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на свою продукцию такие цены и так варьировать ими в зависимости от складывающийся ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Цена для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием ценового продвижения товаров на рынок и их реализации.
Исторически сложилось так, что цены устанавливались в результате переговоров (договорные цены) между продавцом (изготовителем) и покупателем (потребителем). Следует отметить, что цена была решающим фактором, определяющим выбор покупателя. Однако на покупательском выборе в последнее время кроме фактора дешевизны все более энергичнее стали отражаться другие ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг и т. д.
Механизм цен, ценообразование и ценовая политика – это очень сложный и тонкий инструмент рынка. В этой связи можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования.
1. Классический – наиболее известнаязатратная теорияценообразования (Смит, Риккардо, Маркс и др.). Стоимость товара в ней представлена овеществленным в нем трудом товаропроизводителей, т. е. стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена здесь формируется из средних затрат производителей, выпускающих данные товары. Недостаток этой модели является недооценка рыночного спроса.
2. Теория предельной полезности (Вальрас, Паретто, Самуэльсон и др.). Основой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для потребителя. Главная трудность здесь – количественное измерение полезности, методы ее учета.
3. Теория спроса и предложения (Маршалл, Кларк, Пигу и др.). Основоположник этой теории Маршаллрассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы. Ценовое решение, не соответствующее спросу ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности. Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса.
Следует отметить, что цена – это сложная экономическая категория, в которой сфокусированы практически все экономические отношения в обществе. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения, цена – это денежное выражение стоимости, а ценообразование – процесс ее формирования.
Прежде чем принимать на практике ту или иную ценовую политику, необходимо повседневно отслеживать за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен, как правило, формируется из рассмотренных цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен приводимых в статистических справочниках, цен предложений, справочных цен.
Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров.
Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, которые отражают фактические сделки на определенный период времени. Эти цены подвержены влиянию экономической конъюнктуры.
Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж.
Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т. д. при их рассмотрении следует иметь ввиду, что они не отражают реальной действительности, так как в них при реализации может иметь место система скидок. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.
Контрактные цены – это цены, по которым можно продавать товар, но чаще всего в результате переговоров участников торга (покупателя и продавца) происходит их снижение, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв.
Подвижная цена – в случаеизменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена.
Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены с учетом изменения издержек производства, произошедших в момент исполнения контракта.
Экспортная цена товара – устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкирование цены). На уровеньэкспертной цены влияют объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны – импортера.
В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.
Методы государственного регулирования проявляются под воздействием государства на процесс ценообразования. Различают методы прямого и косвенного регулирования.
К методам прямого регулирования относятся:
– административное установление цен;
– установление предельного уровня цен;
– регламентация уровня рентабельность;
– установление норматива для определения цен.
К методам косвенного регулирования относятся:
– регулирование денежного обращения;
– индексация заработной платы;
– регулирование государственных расходов;
– установление норм амортизации и др.
Свободные (договорные)цены устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения.
Мировые цены применяются в международной торговле и устанавливаются на основе коммерческих сделок (чаще всего биржевых торгов).
Экономическая сущность цен проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присуще цене как экономической категории. Выделяют пять основных функций цены:
– учетно-измерительная – определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда;
– перераспределительная – реализуется посредством распределения и перераспределения национального дохода через акцизы, НДС и т. п. между: отраслями, регионами, населением, видами товаров;
– стимулирующая – стимулирует товаропроизводство через уровень заключенной в ней прибыли путем варьирования его надбавками, скидками и т. п.
– балансирующая – (балансирование спроса и предложения) осуществляет связь производства и потребления, предложения и спроса;
– размещения производства – действует совместно с перераспределительной функцией, способствует переливу капиталов в те сферы экономики, в которых имеется повышенных спрос и высокая норма прибыли.
В рыночной экономике государство не несет ответственность за обязательства и действия предприятия. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательской деятельности, изучение возможностей рынка и изыскание резервов снижения цены и повышения конкурентоспособности.
Особенности ценообразования в строительстве обусловлены спецификой строительной продукции: ее индивидуальностью, сложностью, зависимостью от природно-климатических условий, крупным размером затрат, особенностями движения факторов производства по сравнению с другими отраслями экономики.
Следует отметить, что цены на строительную продукцию определяются исходя из общих принципов ценообразования. Вместе с тем система цен в капитальном строительстве характеризуется специфическим чертами, отражающими технико-экономические особенности этой отрасли. К числу этих особенностей относятся: территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана; высокий уровень материалоемкости, относительно большая продолжительность производственного цикла; использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования; постоянные воздействия атмосферно-климатических факторов.
Существенная особенность строительной продукции состоит в ее многообразии. Она изготавливается «на заказ», который определяется проектом. Каждый проект на строительство нового, расширения, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий следует разрабатывать исходя из необходимости применения новых передовых видов техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих его конкурентоспособность и большую вероятность победы на подрядных торгах. С учетом этих требований в проекте должны быть учтены такие технологические, конструктивные, объемно-планировочные и архитектурные решения, которые обеспечивали бы всесторонний учет природно-географических условий района, в котором сооружены объекты.
Все это предопределяет необходимость индивидуального характера ценообразования строительной продукции, определяемой на основе смет. Механизм формирования цен на строительную продукцию базируется на нормативных методах, носящих рекомендательный характер.
В процессе формирования цены используются сотни сметных нормативов, а в целом в капитальном строительстве их тысячи. Следует отметить, что по масштабам охвата нормируемых видов и комплексов работ, ресурсов и затрат и по их номенклатуре система сметного нормирования и ценообразования в строительстве не имеет аналогов ни в одной отрасли материального производства.
При формировании цены на строительную продукцию применяются затратные методы, суть которых сводится в последовательном калькулировании затрат, определении сметных цен на производственные ресурсы, виды работ, объекты и на стройку в целом. Основа цены строительной продукции состоит из двух элементов: объемов (количества), относящихся к конструктивным частям здания (видам строительных и монтажных работ), предусмотренных проектом, и величины нормативных (сметных) затрат на единицу конструктивных частей здания (видов работ).
Становление и развитие рынка инвестиционных ресурсо-капитальных вложений, проектов, строительных услуг – потребовал принципиально новых подходов к определению цены на строительную продукцию, основанных на применении договорных цен.
В условиях рыночных отношений цена стройки во все большой степени определяется наряду с расчетами стоимости, учитывающими технологические и конструктивные решения объектов, влияние «факторов рынка», соотношением спроса и предложения, количеством участников торгов и качеством их оферт, влиянием налогов и других экономических индикаторов. В этой связи и система цен, и, механизма их разработки и реализации должны развиваться, отражая динамику сложных, порой противоречивых процессов, происходящих в инвестиционной сфере в условиях ее развития с учетом требований рынка. Стадии этого развития должны быть органически связаны с основными этапами происходящей в стране экономической реформы, в том числе и с реформой в системе ценообразования.
Поскольку рынок инвестиционных ресурсов еще не начал работать в полную силу, договорные цены на строительную продукцию должны обеспечить существенные снижения сферы централизованного сметного нормирования, даже, при условии бюджетного финансирования капитальных вложений. Это становится более очевидным, так как сметные нормативы разработаны по принципу «усредненности».
К особенностям ценообразования в строительстве следует отнести и то, что цена строительной продукции – это своего рода «собирательная» цена. Она включает в себя и оптовые цены промышленности, и тарифы на транспортные перевозки и энергоносители и др. В договорных ценах на строительство необходимо учитывать изменения в условиях ценообразования в промышленности, на транспорте, в сфере обращения.
Согласование заказчиком и подрядчиком особых условий строительства, реализация которых связана с необходимостью выделения дополнительных решающих ресурсов, также делает специфичной договорную цену стройки (средства на строительство во временных зданий и сооружений, дополнительные средства при производстве работ в зимнее время и т. п.). Стороны договариваются о включении в цену строительной продукции индексов ее удорожания, вызываемых инфляционными процессами, а также величины «строительного риска», обусловленного неопределенностью экономических, социальных и иных условий проектирования и строительства.
Могут иметь место и другие факторы, учет которых возможен в договорной цене строительной продукции. По мере развития рыночных отношений, ликвидации монополизма подрядных организаций, преодоления расбалансированности рынка и создания условий для свободной конструкции договорные цены во все большей степени становятся следствием результата спроса и предложения.
Этим и определяется разница между сметной стоимостью объекта, исчисленной по сметным нормам и расценкам и его договорной ценой.
Исходным моментом при определении договорных цен является сметная стоимость, к проекту, учитывающая конкретные технологические, конструктивные и объемно-планировочные решения, экономико-географические и природно-климатические условия районов и зон, особенности «привязки» стройки к местным условиям.
Оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком в ходе заключения и исполнения договора подряда на строительство. По заказу инвестора разрабатывается инвесторская смета (расчеты, калькуляции издержек, стартовые цены), которые предназначены для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных стадиях его подготовки. Для обоснования предложений по договорной цене строительной продукции подрядная организация составляет более подробные сметные расчеты (сметы) подрядчика.
Сметная стоимость строительства, таким образом, представляет собой сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяемую в соответствии с проектными материалами.
Методические основы системы ценообразования в строительстве складывались на протяжении длительного периода времени, начиная с середины 50-х годов прошлого века, когда в состав СНиП вошли сметные нормы и правила (СНиП IV).
В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система договорных цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но и в этих условиях сохранить необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методического его обеспечения, так и системы сметных нормативов.
Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России. После его ликвидации в 2004 г. эти функции перешли к Федеральному Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству министерства регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
В условиях рыночной экономики, когда ценовые соотношения на строительную продукцию являются прямым следствием спроса и предложения на рынке инвестиций, определение реальной стоимости объектов строительства, их реконструкции, расширения и технического перевооружения относится к числу основных направлений ценовой политики через механизм договорных цен на строительную продукцию.
На разных этапах реализации инвестиционно-строительного проекта формируются различные виды стоимость – сметная, рыночная, договорная, фактическая и балансовая (инвентарная) стоимость объекта строительства.
Сметная стоимость строительства определяется на основе обобщения опыта уже выполненных строительно-монтажных работ и усреднения прошлых показателей затрат заказчика и подрядчика при аналогичном строительстве. В рыночных условиях хозяйствования сметная стоимость является только начальным, отправным пунктом процесса расчета договорной цены и может стать основополагающим документом по финансированию строительства только при условии внесения специальной оговорки в договор подряда между заказчиком и подрядчиком.
Рыночная цена строительной продукции определяется как объективно обусловленная стоимость возведения конкретного объекта на данном региональном рынке в реальный период времени, устанавливаются по законам рыночной конъюнктуры подрядной деятельности и под влиянием спроса и предложения на строительную продукцию. Она является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и учитывает дополнительные рыночные факторы изменения сметной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов и тендеров.
Договорная цена строительной продукции формируется на основе данных о сметной стоимости строительства и рыночной цене строительной продукции. Договорная цена устанавливается с учетом сметных расчетов и прогноза, изменения уровня предстоящих затрат за расчетный период времени проведения строительства. Договорная цена зависит также от формы подрядного договора, продолжительности строительства; порядка авансирования и расчетов за выполненные работы.
Фактическую цену строительной продукции определяют акты выполненных работ, которые дополнительно учитывают компенсацию фактических затрат подрядчика, корректировку цен по фактическим срокам выполнения работ, индексацию накладных расходов, прочих затрат и сметной прибыли, отличную от индексации прямых затрат.
Фактическая цена строительства используется в качестве основы для формирования балансовой (инвекторной) стоимости законченных строительных объектов.
С учетом мирового опыта и конкретных условий развития рыночных отношений можно сформулировать следующие основные принципы построения новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
1. Определение стоимости строительства осуществляется как инвестором, так и подрядчиком.
При разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвестора составляются инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек), предназначенные для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства (при подготовке торгов или для переговоров с подрядчиками).
При подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) тендерной документации или материалов, ее заменяющих, разрабатываются сметы (расчеты, калькуляции издержек производства) подрядчика.
2. Инвесторские сметы составляются в двух уровнях цен:
в базисном уровне, определяемом на основе сметных норм и цен, введенных в действие с 1 января 1991 г., оптовых цен и тарифов по состоянию на 1 августа 1990 г., а при их отсутствии – с использованием сметных норм и цен 1984 г., с применением соответствующих индексов, а так же в ценах 2000 г.
в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемом – по времени осуществления строительства.
3. В базисный уровень цен для расчета величины накладных расходов, сметной прибыли, прочих и лимитируемых затрат не рекомендуется включать стоимость материальных ресурсов, используемых при строительстве.
4. При разработке инвесторских смет используются укрупненные показатели базисной стоимости строительства, а также данные о базисной стоимости строительства ранее построенных объектов аналогов, приведенные к текущему уровню цен путем расчета интегральных индексов на базе набора ресурсов и статистических индексов цен по отдельным ресурсам.
5. Сметы подрядчика разрабатываются в текущих (прогнозных) ценах на основании данных об объемах работ и потребности в ресурсах, которые содержатся в сметах инвестора, составляемых в базисном уровне цен, и собственных оценок уровня цен на ресурсы и работы, складывающихся для данной подрядной организации.
6. Выбор метода составления смет осуществляется в каждом конкретном случае инвестором и подрядчиком в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.
7. Основными параметрами договора о цене строительной продукции являются:
7.1.Строительная часть капитальных вложений (строительство зданий, сооружений с их инженерным оборудованием);
7.2.Технологическая часть капитальных вложений (изготовление, приобретение, доставка, хранение, монтаж и наладка технологического оборудования);
7.3.Части «7.1.» и «7.2.» вместе (строительство «под ключ»)
8. Основой сметного нормирования и ценообразования в строительстве является принцип усреднения. Принцип усреднения имеет место как при нормировании расхода материалов, так и заработной платы, затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов. Этот принцип в полной мере относится и к сметному ценообразованию.
На многие идентичные материалы у разных поставщиков цена разная. Различие достигает 10 %, а иногда и превышает их. Составить сметные цены на основе данных какого-то одного предприятия-изготовителя было бы не верно. Нет никаких гарантий, что в ближайшее время этот завод-изготовитель не повысит цену на свою продукцию и, следовательно, сметная цена не окажется заниженной.
Еще в большой степени принцип усредненности имеет место при нормировании лимитированных затрат. Так, затраты на удорожание работ в зимние время начисляются круглогодично, в то время как усложняющие факторы имеют место только зимой. Отсюда, летом строителям переплачивают часть средств, а зимой недоплачивают.
Источник: iknigi.net
Принципы сметного ценообразования и оценки себестоимости в строительстве зданий и сооружений
Специфика сметного ценообразования в строительстве.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений – предприятий, зданий, сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его реализации в соответствии с проектными материалами.
Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
Индивидуальный характер строящихся зданий и сооружений, особенно в гидротехническом строительстве, а также существенная зависимость стоимости от конкретных условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяют установить единые отпускные цены на строительную продукцию, как это делается в других отраслях народного хозяйства. Поэтому цена в основном рассчитывается индивидуально на основе сметной документации в соответствии с объемами работ, методами технологии производства и единичных расценок на отдельные виды работ.
Многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену.
Длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию.
Высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену.
Особенности ипотеки предприятий зданий и сооружений
. регистрации; Выявить сложности, возникающие в процессе реализации заложенного имущества; Определить особенности ипотеки, связанные с залогом отдельных видов недвижимого имущества; Определить направления, по . обеспечения исполнения обязательств представляет большой интерес и очень важно и актуально. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть ипотеку как один из способов обеспечения .
В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – это согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов.
Такие принципы нахождения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве
формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в определенной последовательности, по принципу от частного к общему (от простого к сложному): от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом.
В составе проектно-сметной документации сметные расчеты располагаются в обратной последовательности, т. е. вначале сводный сметный расчет стоимости строительства, затем объектные сметы и т. д. ,
Локальные счетные расчеты (сметы)
Локальные сметы составляются для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. При двухстадийном проектировании на стадии «Проект» разрабатываются локальные сметные расчеты, которые отличаются от локальных смет меньшей детализацией расчетов и требуют использования укрупненных показателей и сметных нормативов (УПСС, УСН. ПРЗС и др.).
Исходными данными в любом случае являются:
- параметры зданий и объемы работ;
- действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.
При этом используют укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.
Определение сметной стоимости строительства объекта производственного назначения
. Локальные сметы, Локальные сметные расчеты, Объектные сметы, Объектные сметные расчеты, Сметные расчеты на отдельные виды затрат, Сводные сметные расчеты, Сводка затрат ведомость сметной стоимости Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, составляется в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию .
На монтаж технологического и других видов оборудования составляются отдельные локальные сметные расчеты (сметы).
- по зданиям и сооружениям — на строительные работы, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т. п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и другие работы;
- по общеплощадочным работам — на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка расчетов в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Группировка по разделам должна соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям допускается разделение па подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть.
По специальным строительным работам и по установке оборудования рекомендуются
- по специальным строительным работам:
- ? фундаменты под оборудование;
- ? специальные основания;
- ? каналы и приямки;
- ? обмуровка, футеровка и изоляция;
- ? химические защитные покрытия и т. п.;
- по установке оборудования:
- ? приобретение и монтаж технологического оборудования;
- ? технологические трубопроводы;
- ? металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т. п.
Объектные сметы (расчеты)
По объектной смете осуществляются расчеты за выполненные строительные (ремонтно-строительные) и монтажные работы между заказчиком и подрядчиком.
При наличии в проектах на жилые здания встроенных или пристроенных помещений торговли и коммунально-бытового обслуживания объектные сметы должны составляться отдельно для жилой части и указанных частей строящихся объектов.
Допускается составление и одной общей объектной сметы, но с выделением из итоговой суммы стоимости жилой части здания и встроенных или пристроенных частей.
В объектном сметном расчете (смете) показываются общая сметная стоимость, средства на оплату труда, расчетный измеритель и показатели единичной стоимости (на 1 м 3 объема здания и т. п.).
При составлении объектных сметных расчетов (смет) используются также укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели объектов-аналогов.
Объектные сметы объединяют локальные сметы по всем видам работ: общестроительным внутренним санитарно- и электротехническим, противопожарно-охранной сигнализации, телефонизации, приобретению и монтажу оборудования, мебели, инвентаря. После итога суммирования локальных смет дополнительно начисляются им лимитированные затраты.
Таким образом, объектный сметный расчет (смета) определяет сметный лимит стоимости объекта, формирует свободную договорную цену на строительную продукцию.
Оценка стоимости машин и оборудования
. основ оценки стоимости машин оборудования и транспортных средств. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств, в том числе законодательная основа и цели оценки машин, оборудования и .
В конце объектной сметы указывается размер возвратных сумм.
Сметная заработная плата (З см ) используется для планирования фонда оплаты труда и формируется из следующих частей:
Где: З лс —заработная плата по соответствующим локальным сметам, включая заработную плату рабочих, учтенную в сметных накладных расходах;
З вр — заработная плата рабочих в составе стоимости возведения титульных временных зданий и сооружений, сверх учтенной в сметных накладных расходов по нетитульным временным зданиям, сооружениям, приспособлениям и
З зу — заработная плата рабочих, учтенная в составе зимних удорожаний;
З рс — сметная заработная плата в составе резерва средств на непредвиденные работы и затраты, находящегося в распоряжении подрядчика.
Сводный сметный расчет
По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проектных решений.
В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам без сумм па покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат (в целях исключения двойного их учета).
В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются
1. Подготовка территории строительства.
2. Основные объекты строительства.
3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
4. Объекты энергетического хозяйства
5. Объекты транспортного хозяйства и связи.
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
7. Благоустройство и озеленение территории.
8. Временные здания и сооружения.
9. Прочие работы и затраты.
10. Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия.
11. Подготовка эксплуатационных кадров.
12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Основной является глава 2, которая включает итоги но всем объектным сметам основных объектов строительства.
- месторасположение
- перечень сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;
- нормы накладных расходов;
- норматив сметной прибыли;
- показатели стоимости;
- другие сведения.
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются:
- возвратные суммы (определяются расчетами) и выносятся в заголовок;
- сумма налога на добавленную стоимость (НДС) под наименованием «Затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС)».
Реформирование ценообразования.
В системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения, которые связаны, в первую очередь, с внедрением новой государственной сметно-нормативной базы 2008 года.
В 2003 году было 48 сборников на строительные работы, но отсутствовал 35-й – на подземные работы. В 2008 году этот сборник был восстановлен, благодаря чему количество элементно-сметных норм увеличилось с 43 тысяч до 44,5 тысячи. При переработке элементно-сметных норм в единичные расценки раньше было рассчитано 45 сборников (из 48).
Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды
. оценку эколого-экономического ущерба обустраиваемого участка правобережной части Приобского месторождения нефти и на основании проведенного в работе исследования сделать выводы. 1 Основы оценки эколого-экономического ущерба окружающей природной среде 1.1 Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды., Основные .
В новой редакции таких сборников стало 46 (из 47).
Единичных расценок стало больше – 42 790
Изменилась кодификация материалов. Материалы из одного сборника переписались в другой, при этом изменился не только номер сборника, но и позиция после номера. (против 35,5 тысячи в старой редакции).
Таким образом, новая нормативная база, не совместима со старой.
Основной и самый важный этап реформы ценообразования в строительстве – это возврат к бюджетному планированию на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и укрупненных показателей конструктивных решений (УПКР).
В постановлении Правительства № 427 от 18.05.2009 г речь идет об укрупненных показателях как об определителе максимальной стоимости строительства объекта, превышать которую нельзя. Более того, фиксирование максимальной цены объекта, публичный метод оценки стоимости и официальные нормативы – это прямой антикоррупционный шаг, который не позволит завышать стоимость и получить излишки денег в виде взяток. Государство получит механизм и данные, на которые оно может опираться при составлении бюджета на последующие периоды.
Второй этап — подготовка существующей сметно-нормативной базы к дальнейшему использованию в основном этапе. По п.2.5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС81-35.2004), Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) используются для разработки укрупненных нормативов. С этим и связана была работа по их переработке, корректировке и дополнениям. С этим же связаны и перекодировка ресурсов, которая позволит в дальнейшем вводить общие для всей территории страны новые ресурсы, и выпуск новых единичных расценок всех уровней.
Государственная сметно-нормативная база ГЭСН, ФЕР редакции 2008–2009 годов состоит в из двух частей: первая – нормы и расценки на новое строительство и ремонтно-строительные работы (ГЭСН, ФЕР, ГЭСНр, ФЕРр) введенные в действие приказами Минрегиона № 207 и № 253; вторая – нормы и расценки на монтажные, пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр), а также сборники средних сметных цен на эксплуатацию машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции в редакции, введенной в действие письмом Росстроя № СК-2919/02.
В официальной редакции сметно-нормативной базы, действующей на настоящий момент, – около 3800 новых расценок (ФЕР, ФЕРр), в том числе учитывающих технологии по устройству автомобильных работ, благоустройству территории, прокладке трубопроводов больших диаметров, горизонтального бурения скважин и т.д.
Федеральные единичные расценки (ФЕР), согласно п. 2.12, 3.28 и 3.30 МДС81-35.2004, служат для определения сметной стоимости базисно-индексным методом. Изменились базовые стоимостные показатели расценок. Второй участник расчета – индекс служит для приведения базового уровня цен к текущему.
Новые нормативные источники
“Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц” утверждены постановлением Правительства РФ от 7.05.2003г. №262 (“Об утверждении Правил…”).
Теперь порядок возмещения убытков определяется новыми Правилами, тогда как возмещение потерь сельскохозяйственного производства по-прежнему регулируется действующим Положением “О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.01.1993 г. № 77 (согласно п. 2 Постановления № 262, которым это прежнее Положение признается утратившим силу только в части возмещения убытков).
Из этого следует, что сохраняется и норма, в соответствии с которой не требуется возмещать потери сельскохозяйственного производства “при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения” (п. 33 Положения от 28.01.1993 г.).
В то же время, для возмещения убытков законодательство не выделяет эти случаи, и очевидно, что убытки, причиненные изъятием земельных участков и/или ограничением прав субъектов землепользования при создании охраняемых природных (а равно историко-культурных) территорий, должны возмещаться в полной мере. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (куда полностью попадает изъятие для создания ООПТ), включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством (п. 1 Правил).
Возмещение убытков при этом производится за счет соответствующих бюджетов (п. 4), и размер их рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, которые должны быть утверждены Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ (п. 5).
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (п. 8).
Для иных субъектов землепользования учитывается то же самое, за исключением понижения рыночной цены участка (п. 8).
Определенное значение для правовой защищенности степных экосистем Правила могут иметь и в обратной ситуации, когда пользователю (собственнику, владельцу, арендатору) степного (пастбищного, сенокосного) участка требуется возместить свои убытки, причиненные его изъятием либо ограничением прав, не связанным с природоохранными целями, и/или ухудшением качества земель. При определении размера убытков, причиненных собственникам, пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (п. 9).
Также в этих ситуациях в полной мере возмещаются и потери сельскохозяйственного производства (кроме случаев, перечисленных в п. 33 Положения от 28.01.1993 г.).
Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.
“Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется – экологический мониторинг).
Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации”.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ, Росгидромет, Росземкадастр, Минсельхоз РФ, Госкомитет по рыболовству и др.).
На МПР РФ возложена обязанность координировать деятельность федеральных органов по организации и осуществлению экологического мониторинга, согласовывать методические и нормативно-технические документы по вопросам организации и осуществления мониторинга, обеспечивать (с участием других заинтересованных органов) совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создавать условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Цели экологического мониторинга сформулированы
наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
“Положение организации…” также определяет задачи экологического мониторинга и сферы использования его результатов.
Постановление Правительства РФ “О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений” от 21.08.2003 г. № 514.
Комиссия создается “в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов и внедрению организационных и экономических механизмов в области реформирования и регулирования земельных отношений”. Постановлением утверждено также Положение о Правительственной комиссии. В соответствии с ним, комиссия является координационным органом со
а) обеспечение разработки проектов концепций нормативных правовых актов и методических документов, направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений;
- б) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений;
- в) содействие внедрению организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений.
сметной стоимости строительства (строительно-монтажных работ) называют распределение общей стоимости по группам затрат с указанием их удельного веса. В табл. 1 приводится примерная технологическая структура сметной стоимости строительства объектов различного назначения.
Таблица 1 Примерная структура сметной стоимости
Строительно-монтажные работы (Ссмр)
Приобретение основного и вспомогательного технологического оборудования (Со6)
Источник: econlib.ru