* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Специфика сметного ценообразования в строительстве. 3
Реформирование ценообразования. 10
Новые нормативные источники 12
Структура себестоимости СМР. 17
Примеры сметной документации 23
Список используемой литературы. 30
Специфика сметного ценообразования в строительстве.
Сметная стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений – предприятий, зданий, сооружений – сумма денежных средств, необходимых для его реализации в соответствии с проектными материалами.
Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
Индивидуальный характер строящихся зданий и сооружений, особенно в гидротехническом строительстве, а также существенная зависимость стоимости от конкретных условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяют установить единые отпускные цены на строительную продукцию, как это делается в других отраслях народного хозяйства. Поэтому цена в основном рассчитывается индивидуально на основе сметной документации в соответствии с объемами работ, методами технологии производства и единичных расценок на отдельные виды работ.
2021 03 17 Круглый стол на тему «Ценообразование в строительстве»
Многообразие строительной продукции. Каждый объект строительства имеет свои особенности, и он, в определенной мере, неповторим. Даже объекты, строящиеся по типовому проекту, имеют свои особенности, так как они привязываются к определенной местности. Из этой особенности вытекает, что каждый строительный объект имеет свою индивидуальную цену.
Длительность производственного цикла строительства. Эта особенность проявляется в том, что в условиях инфляции проектная цена может не совпадать с фактической. Эта же особенность заставляет всех заинтересованных участников инвестиционного процесса учитывать фактор времени при формировании цены на строительную продукцию.
Высокая материалоемкость строительной продукции, что обусловливает необходимость систематически отслеживать цены на строительные материалы и определять, как они влияют на себестоимость строительной продукции, а, следовательно, и на ее цену.
В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик, каждый из которых преследует свои интересы.
Поэтому окончательная цена на строительную продукцию – это согласованная и компромиссная цена между заинтересованными юридическими лицами.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов.
Актуальные вопросы ценообразования в строительстве на современном этапе
Такие принципы нахождения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных сметных расчетов (смет), объектных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Сметная документация составляется в определенной последовательности, по принципу от частного к общему (от простого к сложному): от расчета сметной стоимости отдельных видов работ до определения стоимости строительства в целом.
В составе проектно-сметной документации сметные расчеты располагаются в обратной последовательности, т. е. вначале сводный сметный расчет стоимости строительства, затем объектные сметы и т. д. ,
Локальные счетные расчеты (сметы) являются первичными сметными документами.
Локальные сметы составляются для определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат в составе рабочего проекта или рабочей документации. При двухстадийном проектировании на стадии «Проект» разрабатываются локальные сметные расчеты, которые отличаются от локальных смет меньшей детализацией расчетов и требуют использования укрупненных показателей и сметных нормативов (УПСС, УСН. ПРЗС и др.). Исходными данными в любом случае являются:
• параметры зданий и объемы работ;
• действующие сметные нормативы и свободные (рыночные) цены и тарифы.
При этом используют укрупненные сметные нормативы и действующие единичные расценки.
На монтаж технологического и других видов оборудования составляются отдельные локальные сметные расчеты (сметы). Они составляются:
• по зданиям и сооружениям — на строительные работы, ремонтно-строительные и ремонтно-реставрационные работы, внутренние санитарно-технические работы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, монтаж и приобретение технологического и других видов оборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики, слаботочных устройств (связь, сигнализация и т. п.), приобретение приспособлений, мебели, инвентаря и другие работы;
• по общеплощадочным работам — на вертикальную планировку, устройство инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территории, малые архитектурные формы и др.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка расчетов в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств. Группировка по разделам должна соответствовать технологической последовательности работ и учитывать специфические особенности отдельных видов строительства. По зданиям и сооружениям допускается разделение па подземную часть (работы «нулевого цикла») и надземную часть.
По специальным строительным работам и по установке оборудования рекомендуются следующие разделы:
• по специальным строительным работам:
? фундаменты под оборудование;
? каналы и приямки;
? обмуровка, футеровка и изоляция;
? химические защитные покрытия и т. п.;
• по установке оборудования:
? приобретение и монтаж технологического оборудования;
? металлические конструкции (связанные с установкой оборудования) и т. п.
Объектные сметы (расчеты) составляются на объект в целом. В объектной смете объединяются (суммируются) данные из локальных смет с группировкой работ и затрат с последующим добавлением лимитированных и других затрат. Сметы составляются на базовом или текущем уровне цен.
По объектной смете осуществляются расчеты за выполненные строительные (ремонтно-строительные) и монтажные работы между заказчиком и подрядчиком.
При наличии в проектах на жилые здания встроенных или пристроенных помещений торговли и коммунально-бытового обслуживания объектные сметы должны составляться отдельно для жилой части и указанных частей строящихся объектов.
Допускается составление и одной общей объектной сметы, но с выделением из итоговой суммы стоимости жилой части здания и встроенных или пристроенных частей.
В объектном сметном расчете (смете) показываются общая сметная стоимость, средства на оплату труда, расчетный измеритель и показатели единичной стоимости (на 1 м 3 объема здания и т. п.).
При составлении объектных сметных расчетов (смет) используются также укрупненные сметные нормативы и стоимостные показатели объектов-аналогов.
Объектные сметы объединяют локальные сметы по всем видам работ: общестроительным внутренним санитарно- и электротехническим, противопожарно-охранной сигнализации, телефонизации, приобретению и монтажу оборудования, мебели, инвентаря. После итога суммирования локальных смет дополнительно начисляются им лимитированные затраты.
Таким образом, объектный сметный расчет (смета) определяет сметный лимит стоимости объекта, формирует свободную договорную цену на строительную продукцию.
В конце объектной сметы указывается размер возвратных сумм.
Сметная заработная плата (Зсм) используется для планирования фонда оплаты труда и формируется из следующих частей:
Где: Злс —заработная плата по соответствующим локальным сметам, включая заработную плату рабочих, учтенную в сметных накладных расходах;
Звр — заработная плата рабочих в составе стоимости возведения титульных временных зданий и сооружений, сверх учтенной в сметных накладных расходов по нетитульным временным зданиям, сооружениям, приспособлениям и устройствам;
Ззу — заработная плата рабочих, учтенная в составе зимних удорожаний;
Зрс — сметная заработная плата в составе резерва средств на непредвиденные работы и затраты, находящегося в распоряжении подрядчика.
Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим полную сметную стоимость строительства. Утвержденный в установленном порядке, он служит основанием для определения размера необходимых капитальных вложений и открытия финансирования строительства
По данным сводного сметного расчета оценивается эффективность проектных решений.
В сводный сметный расчет включаются отдельными строками данные по всем объектным сметам без сумм па покрытие лимитированных затрат и расчетов на отдельные виды затрат (в целях исключения двойного их учета).
В сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:
1. Подготовка территории строительства.
2. Основные объекты строительства.
3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
4. Объекты энергетического хозяйства
5. Объекты транспортного хозяйства и связи.
6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
7. Благоустройство и озеленение территории.
8. Временные здания и сооружения.
9. Прочие работы и затраты.
10. Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия.
11. Подготовка эксплуатационных кадров.
12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Основной является глава 2, которая включает итоги но всем объектным сметам основных объектов строительства.
К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:
• перечень сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;
• нормы накладных расходов;
• норматив сметной прибыли;
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются:
• возвратные суммы (определяются расчетами) и выносятся в заголовок;
• сумма налога на добавленную стоимость (НДС) под наименованием «Затраты, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость (НДС)».
В состав сметной документации входит также «Сводка затрат» — документ, определяющий стоимость строительства крупных предприятий в неосвоенных районах с указанием стоимости объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.
Реформирование ценообразования.
В системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения, которые связаны, в первую очередь, с внедрением новой государственной сметно-нормативной базы 2008 года.
В 2003 году было 48 сборников на строительные работы, но отсутствовал 35-й – на подземные работы. В 2008 году этот сборник был восстановлен, благодаря чему количество элементно-сметных норм увеличилось с 43 тысяч до 44,5 тысячи. При переработке элементно-сметных норм в единичные расценки раньше было рассчитано 45 сборников (из 48). В новой редакции таких сборников стало 46 (из 47). Единичных расценок стало больше – 42 790
Изменилась кодификация материалов. Материалы из одного сборника переписались в другой, при этом изменился не только номер сборника, но и позиция после номера. (против 35,5 тысячи в старой редакции). Таким образом, новая нормативная база, не совместима со старой.
Основной и самый важный этап реформы ценообразования в строительстве – это возврат к бюджетному планированию на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС) и укрупненных показателей конструктивных решений (УПКР). В постановлении Правительства № 427 от 18.05.2009 г речь идет об укрупненных показателях как об определителе максимальной стоимости строительства объекта, превышать которую нельзя. Более того, фиксирование максимальной цены объекта, публичный метод оценки стоимости и официальные нормативы – это прямой антикоррупционный шаг, который не позволит завышать стоимость и получить излишки денег в виде взяток. Государство получит механизм и данные, на которые оно может опираться при составлении бюджета на последующие периоды.
Второй этап — подготовка существующей сметно-нормативной базы к дальнейшему использованию в основном этапе. По п.2.5 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС81-35.2004), Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) используются для разработки укрупненных нормативов. С этим и связана была работа по их переработке, корректировке и дополнениям. С этим же связаны и перекодировка ресурсов, которая позволит в дальнейшем вводить общие для всей территории страны новые ресурсы, и выпуск новых единичных расценок всех уровней.
Государственная сметно-нормативная база ГЭСН, ФЕР редакции 2008–2009 годов состоит в из двух частей: первая – нормы и расценки на новое строительство и ремонтно-строительные работы (ГЭСН, ФЕР, ГЭСНр, ФЕРр) введенные в действие приказами Минрегиона № 207 и № 253; вторая – нормы и расценки на монтажные, пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНм, ГЭСНп, ГЭСНмр, ФЕРм, ФЕРп, ФЕРмр), а также сборники средних сметных цен на эксплуатацию машин и автотранспортных средств и сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции в редакции, введенной в действие письмом Росстроя № СК-2919/02.
В официальной редакции сметно-нормативной базы, действующей на настоящий момент, – около 3800 новых расценок (ФЕР, ФЕРр), в том числе учитывающих технологии по устройству автомобильных работ, благоустройству территории, прокладке трубопроводов больших диаметров, горизонтального бурения скважин и т.д.
Федеральные единичные расценки (ФЕР), согласно п. 2.12, 3.28 и 3.30 МДС81-35.2004, служат для определения сметной стоимости базисно-индексным методом. Изменились базовые стоимостные показатели расценок. Второй участник расчета – индекс служит для приведения базового уровня цен к текущему.
Новые нормативные источники
“Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц” утверждены постановлением Правительства РФ от 7.05.2003г. №262 (“Об утверждении Правил…”).
Теперь порядок возмещения убытков определяется новыми Правилами, тогда как возмещение потерь сельскохозяйственного производства по-прежнему регулируется действующим Положением “О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.01.1993 г. № 77 (согласно п. 2 Постановления № 262, которым это прежнее Положение признается утратившим силу только в части возмещения убытков). Из этого следует, что сохраняется и норма, в соответствии с которой не требуется возмещать потери сельскохозяйственного производства “при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения” (п.
33 Положения от 28.01.1993 г.). В то же время, для возмещения убытков законодательство не выделяет эти случаи, и очевидно, что убытки, причиненные изъятием земельных участков и/или ограничением прав субъектов землепользования при создании охраняемых природных (а равно историко-культурных) территорий, должны возмещаться в полной мере.
Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (куда полностью попадает изъятие для создания ООПТ), включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством (п. 1 Правил).
Возмещение убытков при этом производится за счет соответствующих бюджетов (п. 4), и размер их рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, которые должны быть утверждены Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством имущественных отношений РФ (п. 5).
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав (п. 8). Для иных субъектов землепользования учитывается то же самое, за исключением понижения рыночной цены участка (п. 8).
Определенное значение для правовой защищенности степных экосистем Правила могут иметь и в обратной ситуации, когда пользователю (собственнику, владельцу, арендатору) степного (пастбищного, сенокосного) участка требуется возместить свои убытки, причиненные его изъятием либо ограничением прав, не связанным с природоохранными целями, и/или ухудшением качества земель. При определении размера убытков, причиненных собственникам, пользователям, владельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (п. 9). Также в этих ситуациях в полной мере возмещаются и потери сельскохозяйственного производства (кроме случаев, перечисленных в п. 33 Положения от 28.01.1993 г.).
Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) утверждено постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.
“Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется – экологический мониторинг). Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации”.
Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (Министерство природных ресурсов РФ, Росгидромет, Росземкадастр, Минсельхоз РФ, Госкомитет по рыболовству и др.). На МПР РФ возложена обязанность координировать деятельность федеральных органов по организации и осуществлению экологического мониторинга, согласовывать методические и нормативно-технические документы по вопросам организации и осуществления мониторинга, обеспечивать (с участием других заинтересованных органов) совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создавать условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
Цели экологического мониторинга сформулированы следующим образом:
наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
“Положение организации…” также определяет задачи экологического мониторинга и сферы использования его результатов.
Постановление Правительства РФ “О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений” от 21.08.2003 г. № 514.
Комиссия создается “в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов и внедрению организационных и экономических механизмов в области реформирования и регулирования земельных отношений”. Постановлением утверждено также Положение о Правительственной комиссии. В соответствии с ним, комиссия является координационным органом со следующими задачами:
а) обеспечение разработки проектов концепций нормативных правовых актов и методических документов, направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений;
б) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений;
в) содействие внедрению организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений.
Структура себестоимости СМР.
Структурой сметной стоимости строительства (строительно-монтажных работ) называют распределение общей стоимости по группам затрат с указанием их удельного веса. В табл. 1 приводится примерная технологическая структура сметной стоимости строительства объектов различного назначения.
Таблица 1 Примерная структура сметной стоимости строительства, %
Строительно-монтажные работы (Ссмр)
Приобретение основного и вспомогательного технологического оборудования (Со6)
Прочие работы и затраты (С )
Одной из важнейших задач строительства является сокращение его сроков и тем самым повышение его эффективности. Из анализа структуры сметной стоимости можно сделать вывод, что одним из главных направлений в этом отношении является прежде всего совершенствование строительных и конструктивно-компоновочных решений, повышение уровня их технологичности, улучшение организации строительства, что в конце концов обеспечивает сокращение объемов работ, выполняемых на строительной площадке, тем самым ускоряя строительство и повышая его эффективность.
По методам расчета и экономическому содержанию сметная стоимость строительно-монтажных работ (Сс ) слагается из затрат на строительное производство и сметную прибыль. Затраты на производство работ делятся на две группы: прямые затраты (Зп) и накладные затраты (Нн). Соответственно этому определению формула цены единицы строительной продукции (С ), или единичная сметная стоимость работ, может быть представлена в следующем виде:
Ссмр = Зп + Нн + Нп,
Где Нп — сметная прибыль.
Прямые затраты Включают: оплату труда рабочих-строителей; стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов. Прямые затраты формируют основную часть стоимости строительно-монтажных работ.
К Оплате труда рабочих Относятся: все расходы по оплате труда производственных рабочих, занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов в рабочей зоне и от приобъектного склада до места укладки.
Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин, включают в состав затрат на эксплуатацию этих машин. В указанных статьях затрат не учитывается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих другие хозяйства строительной организации.
В Стоимость материалов Включаются затраты на приобретение материалов, полуфабрикатов, изделий, деталей и конструкций, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также затраты, связанные с заготовкой и доставкой их на приобъектные склады строительства. Под приобъектным складом понимают места хранения или разгрузки материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, откуда они непосредственно подаются в рабочую зону для производства строительных и монтажных работ.
Все строительные материалы, детали и конструкции подразделяются на две группы: Местные и привозные. К местным относятся материалы, поступающие на строительство с предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, расположенных в районе строительства. Это кирпич, камень, щебень, гравий, песок, бетонная смесь и растворы, бетонные и железобетонные конструкции. К привозным относятся материалы, поступающие на стройку с промышленных предприятий. Это стальные и деревянные конструкции, металл, цемент, пиломатериалы, стекло и т. д.
Сметная цена на материалы определяется по действующим региональным сборникам сметных цен с учетом всех затрат до приобъектного склада (так называемая цена франко-приобъектный склад), т. е. включает отпускную цену, транспортные расходы, наценки снабженческо-сбытовых организаций, заготовительно-складские расходы.
Транспортная составляющая сметной цены бывает весьма значительна. Понятие «франко» определяет границу передачи материала строительной организации. С этого момента собственником материала становится строительная организация, она и несет дальнейшие расходы по их хранению, транспортировке и т. д.
Расходы по эксплуатации строительных машин и оборудования Определяются стоимостью машино-часа эксплуатации того или иного вида строительного оборудования. Стоимость машино-часа обычно определяется по калькуляции. В стоимость машино-часа включают: доставку машин на строительную площадку, амортизационные отчисления, перемещение их с одного объекта на другой, монтаж и демонтаж, ремонт, заработную плату машинистов и другого обслуживающего персонала, затраты на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и др. Сметные цены машино-часов строительных машин публикуются в Сборниках сметных цен на эксплуатацию строительных машин.
Прямые затраты при составлении сметы определяются на основании физических объемов работ, конструктивных решений сооружений, принятых методов технологии производства работ и организации строительства, единичных расценок на отдельные виды работ.
Накладные расходы Предусматриваются в сметах на строительство для покрытия собственных расходов строительной организации, связанных с организацией и управлением строительством, обеспечением необходимых производственно-хозяйственных условий для функционирования процесса строительного производства, организации и обслуживания строительно-монтажных работ. Накладные расходы становятся частью себестоимости строительно-монтажных работ. Исходя из условий, накладные расходы подразделяются на четыре части.
1. Административно-хозяйственные расходы, включающие оплату труда инженерно-технических работников (ИТР) и младшего обслуживающего персонала (МОП); командировочные расходы, канцелярские и почтово-телеграфные расходы; оплата консультационных и аудиторских услуг; отчисления на социальные нужды работников управления; другие расходы, связанные с административно-хозяйственной деятельностью.
2. Расходы на обслуживание работников строительства, переподготовку кадров; отчисления на медицинское и социальное страхование строительных рабочих, охрану труда и технику безопасности, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий.
4. Прочие накладные расходы, включающие страхование имущества строительной организации, затраты на рекламу, представительские расходы, платежи по кредитам банков и т. п.
Примерные размеры накладных расходов в зависимости от вида строительства (в %): промышленное строительство -112 от средств на оплату труда рабочих и механизаторов в составе прямых затрат; жилищно-гражданское — 118; сельскохозяйственное — 115; водохозяйственное — 106; энергетическое — 114.
Сметная прибыль — это отчисления денежных средств для покрытия расходов строительной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников. (Сметная прибыль не относится к себестоимости работ.) Эти расходы включают: затраты на развитие производства, модернизацию оборудования, реконструкцию объектов основных фондов; частичное пополнение собственных оборотных средств; расходы на уплату налога на прибыль по установленной законом ставке; затраты на материальное стимулирование работников; оказание материальной помощи; затраты на развитие социальной сферы; проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха. Сметную прибыль определяют в 65% от средств на оплату труда рабочих и механизаторов. Величина сметной прибыли допускается в размере 12% общей суммы прямых затрат и накладных расходов.
Примерная структура себестоимости строительно-монтажных работ выглядит следующим образом, %:
1.Прямые затраты 77
в том числе:
Оплата труда рабочих 13
Стоимость материалов, изделий 47
Эксплуатация строительных машин и оборудования 17
2. Накладные расходы (расчетно) 23
Список используемой литературы.
Степанов И.С. – «Экономика строительства».
Ардзинов В.Д. – «Ценообразование и составление смет в строительстве.»
В.Н. Ильин, А.Н. Плотников – «Сметное ценообразование в строительстве.»
Савина С.В. – «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве в современных условиях: учебное пособие»
Приказ № 253 Министерства регионального развития Российской Фе-дерации «Об утверждении государственных сметных нормативов на строительные и специальные строительные работы в сфере градо-строительной деятельности» от 17.12.2008.
Источник: referatbank.ru
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Определение сметной стоимости строительства: Методическое пособие по проведению практических занятий и выполнению курсовых работдля студентов специальности 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) /Сост. М.К. Беляев, О.Н. Антонян, А.С. Соловьева – Волгоград: ВолгГАСУ, 2005 г., 55 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА |
2. ОСОБЕННОСТИ СМЕТНЫХ ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ |
2.1. Сметно-нормативная база определения строительства |
2.2. Федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (ФЕР-2001, ТЕР-2001) |
2.3. Определение стоимости сметных ресурсов |
2.3.1. Методы определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин |
3. СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ |
3.1. Составление локальных сметных расчетов (смет) |
3.2. Составление объектной сметы |
3.3. Определение в составе сметной документации, нормативной трудоемкости и заработной платы рабочих, занятых на строительно-монтажных работах |
3.4. Составление сводного сметного расчета стоимости строительства |
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЫ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ |
4.1. Роль договора в формировании суммы договорной цены на строительную продукцию |
4.2.Формирование договорных цен на строительную продукцию |
4.3. Состав договорной цены на строительную продукцию |
Литература |
ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Необходимость постоянного совершенствования системы ценообразования в строительстве, где непосредственно создаются основные фонды, обусловлена динамичностью его развития, развитием НТП собственно в строительной отрасли и отраслях, для которых создается готовая строительная продукция. Кроме того, необходимость постоянного совершенствования системы ценообразования сопряжена с неравномерностью качественного развития строительной отрасли по регионам и территории страны. Постоянство действия процесса совершенствования системы ценообразования в объективно изменяющихся условиях вызывает необходимость разработки научно обоснованного, постоянно действующего методического обеспечения для его осуществления. Последнее обстоятельство возможно при единстве методического обеспечения всех участников капитального строительства и осуществлении государственного регулирования важнейших вопросов ценообразования.
— принципы взаимоотношений субъектов строительного рынка в рамках ценообразования;
— принципы ценообразования в строительстве;
— государственная система регулирования цен на строительную продукцию.
Ценообразование в строительстве строится на принципах, определяемых следующими условиями рыночных отношений.
1. Цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в процессе строительного производства в полном объеме и прибыль в объеме нормы, а инвестору (заказчику) определяет объемы капитальных вложений на строительство объекта.
2. Цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона в периоды предпроектного обоснования, проектирования и строительства объекта, т. е. в уровне текущих сметных цен на ресурсы и тарифы.
3. Метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяется инвестором и подрядчиком и фиксируется в контракте (договоре).
4. Цены в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируются на основании правил, рекомендованных системой ценообразования и сметного нормирования (СЦиСН), являющейся единой для участников строительного рынка независимо от формы собственности.
Источник: megaobuchalka.ru
Принцип ценообразования в строительстве в современных условиях
В условиях глобализации, повышения конкуренции на мировом рынке, особенно важными становятся вопросы управления стоимостью инвестиционно-строительного проекта. Переход к рыночным отношениям в строительстве в России повлек реформирование и совершенствование сметно-нормативной базы системы ценообразования, методов расчета стоимости строительной продукции, механизмов формирования договорной стоимости с использованием современных информационных технологий.
Необходимость кардинальных преобразований в сфере ценообразования строительства очевидна сегодня для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. В процессе установления стоимости строительной учитываются многие переменные факторы, начиная от форм взаимоотношений участников инвестиционного процесса, источников финансирования и заканчивая региональными особенностями определения цены на строительную продукцию.
Формирование объемов и планирование инвестиций в капитальное строительство основывается на стоимости строительных ресурсов и продукции строительства. Именно поэтому ценообразование и сметное нормирование являются ключевыми вопросами строительной отрасли.
Инвесторы, застройщики, заказчики, а главное, будущие собственники недвижимости придают все большее внимание точности и достоверности сметных расчетов для более объективного формирования инвесторских смет и договорных цен с подрядными строительными организациями и поставщиками материально-технических ресурсов.
Решение проблемы повышения эффективности инвестиций, направляемых на развитие основных фондов, зависит от правильности определения стоимости капитального строительства на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Основной целью реформы ценообразования является создание современной нормативно-правовой и методической базы, которая обеспечит соблюдение баланса интересов всех участников строительного процесса, единство подходов и методов нормирования и мониторинга стоимости строительной продукции.
Их совместная реализация позволит грамотно распределять бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство, и сократить сроки внедрения информационных технологий.
Таким образом, должен быть комплексный подход к формированию методологии управления стоимостью на всех этапах инвестиционного процесса.
Реформа ценообразование в строительстве – имеет долгосрочный период времени. Первым корректировкам подверглась СНБ-2001 в 2009 и 2014 годах. Однако она не учитывала ряд новых современных строительных машин и механизмов, строительных материалов, обеспечивающих снижение себестоимости строительства. Внесенные изменения в действующую сметно-нормативную базу имели некоторым образом «косметический характер», не затрагивали концептуальных основ сметного нормирования и не изменили их сущность механизма административного планирования и управления инвестиционно-строительной деятельностью.
В конце 2016 –начале 2017 гг. были введены в действие законы, постановления правительства РФ, приказы и методические документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, регламентирующие процесс реформирования сметно-нормативной базы в строительстве.
20 сентября 2018 г. Минстроем России внесен в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, который разделе на 3 этапа до 2022 года.
Одним из таких направлений является создание условий для эффективного планирования и использования бюджетных средств за счет оптимизации сметных цен строительных ресурсов при разработке проектной документации. Основными этапами которого является:
— внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в части:
— установления возможности использования при разработке проектной документации сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании конъюнктурного анализа, в случае, если такие цены отсутствуют в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) и Федеральном реестре сметных нормативов (далее — ФРСН) или не превышают сметные цены, размещенные во ФГИСЦС;
— включения положений по предоставлению обосновывающих материалов определения стоимости строительных изделий и конструкций индивидуального изготовления в случае невозможности использования типовых решений;
— установление возможности (случаев) использования сметных нормативов, действовавших на дату разработки сметной документации.
В конце 2019 г. начале 2020 г. органами государственной власти России было выпущено большое количество нормативно-методических документов в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
И самое долгожданное для определения сметной стоимости строительства Приказами Минстроя от 26.12.2019 № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр с 31.03.2020 введена в действие новая редакция сметно-нормативной базы ФСНБ-2020: ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ценники на перевозки грузов. Обновленная федеральная сметно-нормативная база, включает в себя сметные нормы и расценки, учитывающие использование новых технологий в строительстве
Необходимо также продолжить реализацию мероприятий по совершенствованию единой государственной сметно-нормативной базы, в части:
— учета наиболее оптимальных и рациональных технологий строительного производства, а также специфических и редких видов работ, для обеспечения требуемыми нормативами всех отраслей, ведомств, регионов;
— внесения изменений в порядок и методики разработки и утверждения новых сметных нормативов, направленных на обеспечение сокращения сроков наполнения сметно-нормативной базы необходимыми строительному комплексу нормами и расценками.
Основную экономию от внедрения новой системы ценообразования можно будет получить за счет повышения достоверности оценки на стадии принятия решения об инвестировании в государственные капитальные вложения в любой форме, от прямых бюджетных расходов до средств внебюджетных фондов, субсидий и субвенций.
Основные вопросы, возникающие при проверке сметной документации, и факторы, влияющие на ее качество
● несоответствие формата и состава сметной документации;
● некорректное определение сметной стоимости;
● отсутствие либо некорректное определение предельной стоимости, рассчитанной на основании укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС), либо документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.
Кроме того, ввиду высокого уровня ресурсоемкости строительства существует и проблема учета огромного количества применяемых строительных материалов, отслеживание их цены на рынке применяемых строительных материалов, определения уровня трудозатрат и, соответственно, размера заработной платы в соответствии с квалификацией работника.
В связи этим очень важным является, что с 1 января 2020 года введена обязательная аттестация для всех экспертов, которые подписывают заключения по сметной документации.
Минстрой России разработал соответствующие изменения в статью 49 Градостроительного кодекса. «Перечень направлений деятельности экспертов, дополнен направлением деятельности «Ценообразование и сметное нормирование».
Таким образом, необходимость концептуального реформирования строительного ценообразования сегодня очевидна для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Профессиональным сообществом давно и неоднократно обсуждались острые вопросы, суть которых сводилась к единому мнению: надо решать не отдельные проблемы сметных нормативов, а реформировать систему ценообразования в целом.
Источник: in-regional.ru