Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»
Статья посвящена вопросам определения современным российским законодательством линейных объектов , раскрытию существующих на практике подвидах указанной категории имущества. В отсутствие четкого понятийного ап парата автором предлагается собственная формулировка понятия « линейного объекта », под лежащего включению в федеральное законодательство. При этом обосновывается позиция, со гласно которой предусмотреть общепринятую и универсальную категорию линейного объекта допустимо только лишь в случае параллельного установления понятий его подвидов, что, в свою очередь, предоставит возможность учесть интересы участников рассматриваемых правоот ношений ввиду особенностей физического и эксплуатационного характера данных объектов. В публикации также предлагается классификация линейных объектов по различным основаниям.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зайнуллин Раят Айратович
The Notion and Types of Linear Objects in Present-Day Russian Legislation
The paper deals with legislative definition of linear objects and existing asset categories. Due to the absence of accurate conceptual framework, the author suggests definition of the notion of “linear object” that should be included into Federal legislation. The author of the paper justifies that foreseeing of common and universal category of linear object is possible on the basis of simultaneous definition of its types. It would allow taking into account the interests of participants of legal relations considering physical and exploitation character of the objects. The classification of linear objects based on different grounds is proposed.
Основы машинного обучения, лекция 16 — отбор признаков
Текст научной работы на тему «Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве»
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4
Понятие и виды линейных объектов в современном российском законодательстве
Аспирант кафедры гражданского права Академии социального образования (Казань)
Статья посвящена вопросам определения современным российским законодательством линейных объектов, раскрытию существующих на практике подвидах указанной категории имущества. В отсутствие четкого понятийного аппарата автором предлагается собственная формулировка понятия «линейного объекта», подлежащего включению в федеральное законодательство. При этом обосновывается позиция, согласно которой предусмотреть общепринятую и универсальную категорию линейного объекта допустимо только лишь в случае параллельного установления понятий его подвидов, что, в свою очередь, предоставит возможность учесть интересы участников рассматриваемых правоотношений ввиду особенностей физического и эксплуатационного характера данных объектов. В публикации также предлагается классификация линейных объектов по различным основаниям.
Ключевые слова: линейный объект, площадный объект, виды линейных объектов.
Машинное обучение . Лекция 4. Отбор признаков и понижение размерности
Развитие современной инфраструктуры будь то производственной или социальной невозможно представить без сети линейных сооружений. Вопросы передачи и получения энергии, сырья, продукции, как и в любых других общественных отношениях требуют достаточной правовой регламентации и прозрачности правил поведения ее участников, потому как, в конечном счете, это определяет степень их удовлетворенности и возможность дальнейшего развития ключевых секторов экономики. Более того, это стратегические объекты (сети линейных сооружений), без которых невозможно представить современное государство и общество.
На сегодняшний день общая протяженность линейных объектов (далее — ЛО) в России не поддается счету и по разным оценкам превышает 1 млн. км, что вызывает еще большее недоумение в свете отсутствия должного внимания со стороны законодателя. При возникновении необходимости решить те или иные вопросы правового характера, связанные с эксплуатацией линий электропередач, газопроводов, систем канализации и др., правоприменитель сталкивается с множеством проблем, вызванных с отсутствием четкой нормативной правовой базы,
позволяющей прийти к единообразной юридической практике.
Однако следует быть последовательным и обратить прежде внимание на проблемы, связанные с отсутствием четкого понятийного аппарата и характеристик отнесения указанных объектов инфраструктуры к категории линейных.
Актуальность поднятой темы обусловлена еще и тем, что прямые исследования, посвященные вопросу понятийного регулирования отношений, связанных с рассматриваемыми сооружениями, в отечественной правовой науке практически отсутствуют.
Разберем существующие в настоящее время законодательные понятия ЛО и их отдельных видов.
Ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от
29.12.2004 г. № 190-ФЗ (далее — ГрК РФ) [1] в качестве линейных объектов называет линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), автомобильные дороги, железнодорожные линии, трубопроводы и другие аналогичные сооружения.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в дру-
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4
гую» [2], к ЛО относятся дороги, линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, газопроводы, нефтепроводы, железнодорожные линии, трубопроводы и другие подобные им сооружения.
Вместе с тем оба эти определения оставляют место для других ЛО, к которым можно причислить мосты, фуникулеры, туннели, метро и т.п.
Относительно новые понятия даны в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «. 20) сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;
21) система инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;
23) сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов» [3].
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [4] (далее — Закон о связи), линейно-кабельными сооружениями связи являются сооружения электронной связи и иные объекты инженерной инфраструктуры, приспособленные или созданные в целях размещения кабелей связи. В частности, к ним относятся подземные и наземные сооружения специализированных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов, закрытые подземные переходы, кабельные переходы через водные преграды, кабельная канализация.
Эти определения наиболее полно выражают сущность понятий и применяются на практике при составлении нормативно-технической документации, но являясь сугубо специальными, не могут использоваться с юридической науке в качестве универсальных и общепринятых.
В отсутствии законодательного определения и урегулирования правоотношений, связанных с определением ЛО, существуют попытки разрешения ситуации со стороны органов исполнительной власти.
Так, по ЛО связи принято Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 68, которым утверждено Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи [5]. Положением определено, что «линейно-кабельные сооружения связи — совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
— наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
— предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
— наличие протяженности (длины)».
Далее п. 5 Положения установлены «линейно-кабельные сооружения связи, являющиеся объектами недвижимости, в частности:
— наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;
— кабельные переходы через водные преграды;
— закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.)».
Однако по другим видам ЛО таких определений не имеется.
Как видно из вышеприведенных норм, ни одна из них не дает исчерпывающего перечня имущества, подпадающего под определение «линейные объекты».
По результатам проведенного анализа в целях упорядочения существующих правоотношений в области энергетики, строительства, коммуникации и т.п. полагаем необходимым предусмотреть на законодательном уровне следующее сформулированное определение линейного объекта как наиболее полного и отвечающего требованиям современных реалий — система либо часть системы инженернотехнического обеспечения, в составе разнородных вещей, функционально и технологически взаимосвязанных, используемых в одном производственном процессе, выполненного надземным, наземным, подземным, а также подводным способом, предназначенный для выполнения производственных (электро-, газо-, нефте-, водо- проводы и др.) и транспортных функций (дороги и пути всех назначений, переходы, переезды и др.), включая элементы вспомогательного и (или) дополнительного назначения (трансформаторы, опоры и др.).
Данная норма вполне гармонично смотрелась бы в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» среди прочих имеющихся определений различных юридических категорий.
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4
Но в тоже время представляется неверной попытка определить все имеющееся многообразие линейных объектов через единое понятие, что обусловит введение для всех единого правового регулирования, не учитывающего отраслевую специфику таких объектов. Поэтому здесь же следует предусмотреть определение так называемых площадных, внутриплощадных и иных объектов, которые технологически связанны с ЛО, куда также будут входить резервуарные парки, емкости хранения конденсата, насосные станции, трансформаторы, пункты подогрева нефти, станции подземного хранения газа, амбары аварийного выпуска, наливные и сливные эстакады и другие подобные сооружения, узлы измерения продукции, а также объекты автомобильного, внутреннего водного, морского, воздушного и железнодорожного транспорта.
В частности, включение некоторых так называемых линейных объектов — автомобильных и железных дорог, магистральных нефтегазопроводов высокого давления — в единую с линиями электропередач, кабелей связи, продуктопроводов терминологическую сетку без установления возможности их разграничения в принципе недопустимо. Указанное становится понятным уже только потому, что первые, занимая земельные участки фактически исключают возможность их использования для каких-либо иных целей. Вторые же напротив не влекут за собой серьезных последствий для владельцев земель, даже при соблюдении режимов использования этих объектов (охранных зон).
Отсюда установление в федеральном законодательстве однозначного определения понятия «линейные объекты» как правовой категории, также требует разрешения вопрос о классификации данных объектов и разграничении их по подвидам. Обратное же может привести к расширенному толкованию этих объектов и как следствие к ущемлению прав собственников и владельцев при урегулировании возникающих при их размещении и эксплуатации правовых вопросах.
Такая ситуация может сложиться при введении публичных сервитутов в отношении земельных участков для целей размещения и эксплуатации линейных объектов. В практической и научной среде сервитут для ЛО имеет особо важное значение, в свете обеспечения стабильного функционирования и развития инфраструктуры в государстве в целом. В тоже время применительно к сервитутным отношениям расширение прав одних лиц влечет за собой ограничение прав других, поэтому получить прямо противоположный эффект в результате непродуманной законодательной инициативы не сложно. Схожего мнения придерживается М. Бочаров, указывая, что единообразное правовое регулирование в рассматриваемом случае необходимо лишь отчасти [6, с. 4].
Так, исходя из анализа действующего законодательства можно привести следующую классификацию линейных объектов, поставив в связи с землей:
В зависимости от назначения ЛО делятся на:
— транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, трамвайные пути, троллейбусные линии)
— водоводы и водопроводы;
Относительно ограничения прав землевладельцев, по которым проходят ЛО, выделяются:
— не затрагивающие режим использования земельного участка (линии связи, все виды трубопроводов выполненных подземным способом и т.д.);
— частично-ограничивающие свободное использование (ЛЭП, газопроводы, продуктопроводы);
— исключающие возможность использования земельного участка в целом либо определенной части (железные дороги, автомобильные дороги, трамвайные пути, троллейбусные линии).
В разрешении поднятой проблемы в дальнейшем следует также учесть, что ЛО является сооружением, предназначенным для снабжения зданий, строений различным ресурсом, длина которого значительно превышает ширину (в большинстве случаев шириной пренебрегают), имеющим земельный участок, выделенный для обеспечения его функционирования. Но и в этом случае необходимо внесение изменений в законодательство, поскольку требования к зданиям и прочим сооружениям не совсем подходят в качестве требований, к примеру, к кабелю. Как бы там ни было кабель не отвечает запросам по этажности и площади, предъявляемым к объектам строительства. При исследовании этого вопроса и ряда других приходим к выводу, что решение данной проблемы могло бы содержаться в федеральном законе или законе субъекта РФ посвященного определенным видам линейных сооружений, что находит единое мнение среди других исследователей [7, с. 58].
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4
1. Федеральный закон от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.
2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.
3. Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.
4. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 г. №126-ФЗ // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.
5. Положение об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утв. постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 68 // СПС ГАРАНТ-Максимум. Арбитражная практика России.
6. Бочаров М. Оформление прав на землю под линейными объектами // ЭЖ-Юрист. — 2005. — № 45. — С. 4-5.
7. Нарушкевич С.В. К вопросу об особенностях линейных систем как имущественных комплексов. Научно-практический журнал. — М.: Издательская группа «Юрист». — 2006. — № 12. — С. 57-58.
The Notion and Types of Linear Objects in Present-Day Russian Legislation
The Kazan social-law institute
The paper deals with legislative definition of linear objects and existing asset categories. Due to the absence of accurate conceptual framework, the author suggests definition of the notion of “linear object” that should be included into Federal legislation. The author of the paper justifies that foreseeing of common and universal category of linear object is possible on the basis of simultaneous definition of its types. It would allow taking into account the interests of participants of legal relations considering physical and exploitation character of the objects. The classification of linear objects based on different grounds is proposed.
ИсточникЛинейный объект — это. Планировка линейного объекта
Линейный объект — это инженерное сооружение, длина которого значительно превосходит его ширину. Относятся к этому классу коммуникаций, к примеру, трубопроводы, автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, метро и т. д. Обозначается расположение линейного объекта кривой, которая способна пересекаться в том числе и сама с собой.
Основные особенности
Если говорить точнее, то линейный объект — это система, проложенная на таком участке земли, длина описывающего прямоугольника которого хотя бы на порядок больше его ширины. Чаще всего такие трассы отличаются масштабностью и охватывают значительные расстояния. Предназначены подобные сооружения могут быть для перемещения как людей, так и грузов или для сохранения какой-либо продукции.
По месту расположения линейные объекты бывают наземными, подземными или надземными. В плане назначения при этом можно выделить:
системы ливневых и канализационных коллекторов;
каналы водоснабжения и орошения;
нефте- и газопроводы.
Линейный объект — это в любом случае сооружение, а не здание.
Нормативно-правовая база: сложности
Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце — приводится их примерный перечень. Формулировок же, с точностью указывающих на их признаки и виды, не существует. Такое положение дел многие юристы считают, конечно же, слабой стороной законодательства РФ.
Из-за отсутствия точного определения, при оформлении и строительстве линейных объектов у заказчиков и исполнителей могут возникать разного рода трудности. Утверждение проектов подобных систем обычно занимает довольно-таки много времени. Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства. А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты.
Задачи проектирования
Перед началом строительства любого линейного объекта, конечно же, следует составить его подробную схему. Основной задачей проектирования подобных систем является выбор оптимального положения трассы на местности. Конечный вариант строительства должен:
во-первых, предусматривать сбалансированность объема земляных работ;
во-вторых, обеспечивать прокладку с наименьшим вредом для окружающей среды.
Собственно сам проект линейного объекта представляет собой комплексный документ, в котором неразрывно связаны как техническая, так и экономическая составляющие строительства. Реализуется он по принципу от общего к частному.
Проектирование: основные этапы
Линейный объект — это с ооружение обычно не только масштабное, но и значимое. Поэтому к составлению его проекта следует подходить со всей ответственностью. Начинают разработку этого документа чаще всего с обоснования технической и экономической (ТЭО) необходимости строительства. Степень проработки материалов и их объем в каждом конкретном случае определяются инструкциями и зависят от характеристик и назначения будуще й трассы .
После разработки ТЭО, перед строительством объекта, отраслевыми управлениями министерств должны быть проведены все необходимые экспертизы. В случае соответствия положений ТЭО предусмотренным нормативам и инструкциям документ утверждается в определенном законом порядке.
На следующем этапе подрядчик должен получить от заказчика подробное задание на проектирование линейного объекта. Составляется этот документ, конечно же, с учетом технико-экономических показателей, принятых в ТЭО.
Проект планировки линейного объекта: выбор трассы
Место прокладки сооружения чаще всего определяется уже на этапе составления ТЭО. При этом учитываются следующие условия:
ширина трассы магистрали не должна превышать параметров, предусмотренных нормативами для данной конкретной разновидности объекта;
в обязательном порядке должны быть соблюдены основы земельного законодательства;
размер полосы, место прохождения трассы, способ использования материальных ресурсов, методы механизации строительных работ — все это должно быть согласовано с соответствующими органами.
Какие документы должны быть включены
У нас в стране могут сооружаться самые разные по назначению линейные объекты. Проекты подобных трасс, однако обязательно должны включать в себя:
чертежи на предполагаемый объем работ хотя бы первого года строительства.
Таким образом составляется проект для очень масштабных объектов. Если же сооружение предполагается построить в срок до 2 лет, чертежи должны быть предоставлены на весь объем работ.
Особенности составления
Планировка линейного объекта должна, конечно же, производиться на основе соответствующих геологических и топографических изысканий. Также предварительно следует изучить и проанализировать метеорологические, гидрологические и социальные факторы района прокладки.
Основными задачами составления технорабочего проекта являются:
определение связи и взаимодействия трассы с другими объектами общегосударственной сети;
выбор основного технологического оборудования;
выбор оптимального варианта прокладки трассы, ее промежуточных и конечных пунктов;
решение вопросов подачи к месту строительства электроэнергии, воды и других необходимых ресурсов.
Проект планировки территории линейного объекта обычно включает в себя:
проект полосы отвода;
конструктивные и технологические решения объекта;
проект организации строительства;
описание зданий, строений и сооружений, включенных в инфраструктуру объекта;
описание предусмотренных мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды;
список мер по обеспечению пожарной безопасности;
смету на строительство.
В некоторых случаях проект может включать в себя и другие документы, предусмотренные федеральным законодательством.
Типовые проекты
К группе линейных объектов, помимо всего прочего, относятся и разного рода коммуникации цехов предприятий всевозможной специализации. Индивидуальные проекты для таких трасс составляются достаточно редко. По большей мере в данном случае пользуются типовыми. Иногда при прокладке трасс за основу берутся также стандартные, но при этом немного измененные проекты. Корректировки в типовые документы разрешается вносить только с согласия ответственных министерств и ведомств РФ.
Территории линейных объектов: межевание
Располагаются такие трассы только на многоконтурных земельных участках. То есть на тех, которые не могут быть образованы путем объединения обычных. Для каждого линейного объекта составляется один межевой план без учета количества кадастровых кварталов. Для контуров при этом отводится часть земель общего пользования.
Составляется проект межевания линейного объекта обычно в несколько этапов. Вначале главам местных администраций тех участков, на которых будет проводиться трасса, отсылается письмо с просьбой о предоставлении разрешения на разработку проекта. П осле получения распоряжения от властей кадастровые инженеры могут собственно приступать к такой процедуре, как межевание . Линейные объекты могут разграничиваться ка к сотрудник ами государственных органов, так и частных компаний.
Начать работу инженеры могут только при наличии у них следующих документов:
проекта планировки участка;
плана участка с изображением схем установки объектов газо-, водо-, тепло- и энергоснабжения;
выписки из кадастра недвижимости;
На заключительном этапе проект утверждается органами власти. Все сведения, собранные в процессе межевания, при этом вносятся в ГКН. После этого можно приступать к заключению договоров на аренду земельных участков. Подписывать эти документы имеют право как представители заказчика, так и юристы исполнителя.
Источник