Объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Соотношение понятий "недвижимость" и "объект капитального строительства" Виды объектов капитального строительства. Некапитальные строения. Временные постройки. Классификация объектов капитального строительства
Статья 1 ГрК РФ. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
1) градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий;
2) территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
3) устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений;
4) зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
6) градостроительное зонирование — зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
7) территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
8) правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
9) градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
11) красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;
12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
13) строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
14) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
14.1) реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
14.2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
14.3) капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
15) инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;
16) застройщик — физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику;
17) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор);
18) объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;
19) объекты регионального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;
20) объекты местного значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации;
21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;
22) технический заказчик — юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также — функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса;
23) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
25) транспортно-пересадочный узел — комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой;
26) нормативы градостроительного проектирования — совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
27) программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения;
28) программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа — документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения;
29) машино-место — предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
30) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — сметная стоимость строительства) — сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;
31) сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
32) сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;
33) сметные нормативы — сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм;
33.1) укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства;
34) деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории — осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов;
35) элемент планировочной структуры — часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
36) благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
38) элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Комментарии к ст. 1 ГрК РФ
Новый Водный кодекс РФ 2006 г., как и Водный кодекс РФ 1995 г., начинается с определения основных понятий водного законодательства . Это облегчает понимание терминологии и законоположений Кодекса, в отличие от некоторых российских законов (например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» ), не имеющих специальных статей по основным понятиям.
Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 1997; Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М.: Дело, 2002; Экологическое право / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2006.
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Многие понятия водного законодательства заимствованы из естественных наук (прежде всего гидрологии): водный объект, речной бассейн, водный режим, водные ресурсы. Задача законодателя в этом случае состоит в том, чтобы придать данным терминам правовое значение. Например, понятия «речной бассейн» и «водохозяйственные участки» связаны с бассейновыми подходами в управлении водным хозяйством, делением на бассейновые округа (ст. 28), а также с гидрографическим и водохозяйственным районированием территории России (ст. 32). К числу трудных для определения понятий принадлежит термин «водный объект». В ВК РФ 2006 г. дано представление о водном объекте как о постоянном или временном скоплении вод, имеющем характерные формы и признаки водного режима. В свою очередь, водный режим рассматривается как изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте. Для водотоков, водоемов, ледников и снежников присущи различные формы водных режимов и даже агрегатных состояний. Упомянутое скопление вод может быть как в формах рельефа, так и в недрах.
Приведенное положение позволяет уверенно отличать водные объекты от плавательного бассейна или от сезонного снежного покрова. Однако есть природные образования, не достигшие всех признаков водных объектов, но заслуживающие внимания как для освоения, так и для предотвращения вредного воздействия. В частности, трудно назвать полноценными водными объектами так называемые «дышащие» озера. Суть этого явления заключается в неожиданном и быстром (иногда в одну ночь) появлении и исчезновении вод во впадинах рельефа. «Дышащие» озера наблюдаются в различных российских регионах от Новгородской области до Дагестана. Объясняются эти явления карстовыми процессами и связью с подземными водами .
Вода России. 1999. N 12. С. 8.
Водный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность водных объектов в пределах российской территории. Судя по легальному определению, в водный фонд входят не только поверхностные, но и подземные водные объекты. Это означает, что положения ВК РФ по вопросам водопользования распространяются и на подземные воды. Однако согласно статьям 5, 8, 9 ВК РФ формы собственности на подземные водные объекты, их границы, основания и порядок приобретения права пользования ими определяются законодательством о недрах. Следовательно, отношения по использованию водного фонда регламентируются не только водным законодательством, но и законодательства о недрах. В свою очередь, различия поверхностных и подземных водных объектов обусловливают ведение по водному фонду как водного реестра, так и учета подземных вод, предусмотренного законодательством о недрах.
Согласно статье 102 ЗК РФ земли поверхностных водных объектов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, расположенных на водных объектах, образуют категорию земель водного фонда. Данная категория земель существует в нашей стране с конца 60-х годов XX в. и до сих пор находится в государственной собственности .
Шейнин Л.Б. Земельное право России: Учеб. пособ. М.: Эксмо, 2007. С. 102 — 108; Сиваков Д.О. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004; Он же. Эволюция понятия земель водного фонда по законодательству СССР и Российской Федерации: Сб. докладов научно-практической конференции «Проблемы применения нового Земельного кодекса России». М.: Наука и кооперативное образование, 2002.
Следующий ключевой термин — «охрана водных объектов». В расширительной трактовке охрану водных объектов следует определять как деятельность, направленную на защиту водной среды от вредного воздействия, на сохранение и восстановление водных объектов. Охрана водных объектов предусмотрена положениями водного, природоохранного и санитарного законодательства, призванными упреждать, пресекать и устранять последствия вредного воздействия.
В свою очередь, в самом водном законодательстве предусмотрены положения по защите водных объектов от загрязнения, засорения, истощения, нормированию допустимого воздействия на водные объекты, охране водосборных площадей. Водные объекты могут быть признаны особо охраняемыми. Предусмотрен правовой режим водоохранных зон, ограничивающий застройку и иную хозяйственную деятельность на территории, примыкающей к акваториям поверхностных водных объектов. Кроме того, предусматриваются зоны и округа санитарной охраны, зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
Негативное воздействие вод отличается большим разнообразием, а опасность происходит от различных видов водных объектов. При этом негативное воздействие на близлежащую территорию может оказать даже заброшенный пруд с обветшавшей малой плотиной, которая может прорваться из-за резкого повышения воды, например из-за обильных осадков. В комментируемой статье к негативным воздействиям отнесены затопление, подтопление, заболачивание, разрушение (абразия) берегов. Однако этот перечень не является закрытым. Его можно продолжить, назвав еще сходы ледников, которые влекут и человеческие жертвы (вспомним Кармадонскую трагедию в сентябре 2002 г., приведшую к многочисленным жертвам).
Негативное воздействие вод может происходить в рамках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также носить постепенный, «ползучий» характер (заболачивание, подтопление и т.д.). Негативное воздействие вод имеет не только прямые (гибель населения и имущества), но и косвенные последствия. Так, при попадании в зону наводнения промышленных предприятий, объектов городского хозяйства может произойти химическое загрязнение территории с последующим отравлением и самого вышедшего из берегов водного объекта.
В этой ситуации важными полномочиями обладает МЧС России. Его деятельность регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . В последнее время проблема вредного воздействия вод широко освещается в юридической литературе .
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. М.: Ось, 1998; Евсегнеев В.А. Российское и зарубежное законодательство о защите населения и территорий от наводнений. М.: Былины, 2003; Тимофеев Л.А. Правовые основы предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод. Саратов: Изд-во ФГУ ВПО «Саратовская ГАУ», 2004.
Многие изменения в составе понятий и их определений по сравнению с ВК РФ 1995 г. достаточно рельефны. Как известно, в настоящее время происходит реформа в области природопользования. Применительно к водному хозяйству она выражается в отмене лицензирования водопользования, а также в большем учете частных интересов в области водопользования. В результате из статьи исключены следующие понятия: «лицензия на водопользование», «распорядительная лицензия» .
Бобылев А.И. Новеллы Водного кодекса Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2006. N 10. С. 4 — 12.
Определенные в комментируемой статье понятия отражают концептуальные положения водного права, его принципы и подходы. В то же время было бы неверно считать, что в названной статье присутствуют все легальные понятия и их определения. Имеются также и термины, характеризующиеся прямо по тексту Кодекса: «договор водопользования», «решение о предоставлении водного объекта в пользование», «передача права пользования водным объектом». Наличие в ВК РФ определений названных понятий позволит раскрыть практически важный аспект водного права — договорные отношения в области водопользования.
В завершение следует отметить, что терминологический аппарат как ВК РФ 1995 г., так и ВК РФ 2006 г. неоднократно критиковался специалистами водного и рыбного хозяйства. С точки зрения последних, терминология используется не всегда профессионально .
Дубинина В.Г. О проекте новой редакции Водного кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы сохранения и восстановления биоресурсов морей и внутренних водоемов России: Сб. докладов пленарного заседания научного консультативного совета ФГУ «Межведомственная ихтиологическая комиссия» по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем. 21 — 23 сентября 2005 г. Мурманск: ПИНРО, 2006. С. 64 — 69.
Принятие нового Водного кодекса РФ привело к изменениям в «соседних» отраслях законодательства, прежде всего в земельном законодательстве. Эти изменения затронули и нормы-дефиниции, что можно проследить на примере легального определения уже упомянутой нами категории земель водного фонда.
В первоначальной редакции статьи 102 Земельного кодекса РФ 2001 г. (далее — ЗК РФ) дается следующее определение земель водного фонда: «К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».
Как видно из этого определения, в ЗК РФ предусмотрено вхождение водоохранных зон и зон охраны водозаборов в состав земель водного фонда.
В связи с принятием нового ВК РФ 2006 г. редакция статьи 102 ЗК РФ 2001 г. была обновлена. В настоящее время к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 102 ЗК РФ, на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и водным законодательством.
Таким образом, водоохранные зоны официально «выпали» из категории земель водного фонда. Тем не менее это не означает, что категорически запрещено включать их в состав земель водного фонда. Просто они могут быть во многих других категориях земель (земли поселений, земли особо охраняемых природных территорий). Однако за этим просто скрывается более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон. С одной стороны, это помогает заинтересованному инвестору, а с другой — способствует усилению антропогенной нагрузки.
К сожалению, в настоящее время доля земель водного фонда по сравнению с общей водной акваторией России на удивление мала: она составляет 1,2% общего земельного фонда. Это вызвано, в частности, тем, что землепользователи и органы власти не заинтересованы в отнесении хозяйственно ценных и инвестиционно привлекательных участков к категории земель водного фонда. Целевое назначение данной категории будет означать существенные ограничения для хозяйственного использования. Упущения с учетом площади земель водного фонда имеют еще одну причину — отсутствие должного внимания к водным объектам труднодоступных районов нашей страны, в которых могут таиться еще неосвоенные водным хозяйством богатые запасы вод. Это, как правило, земли запаса.
С другой стороны, Земельный кодекс существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Согласно статье 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков» это означает передачу их в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральным законом. Согласно указанной статье к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или участки, занятые ГТС.
Земли водного фонда, будучи занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами, согласно Налоговому кодексу РФ не признаются объектами обложения земельным налогом. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще недавно согласно статье 10 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» налог за земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, все-таки платили . При этом платить налог приходилось как за покрытые, так и за непокрытые водой земли, т.е. не только за берег, но и за дно. Теперь со вступлением в силу главы 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов, которые, как было указано ранее, могут относиться к категории земель водного фонда.
Градостроительный кодекс РФ ( ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ. Глава 1. Общие положения (ст. 1 — 5.2). … 20) объекты местного значения — объекты капитального строительства , иные объекты , территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Признаки объекта капитального строительства по градостроительному кодексу
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
Объект капитального строительства. Понятие, признаки, виды объектов: здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства, линейные объекты
- Определение понятия «объект капитального строительства», признаки
- Соотношение понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства»
- Виды объектов капитального строительства: здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства, линейные объекты
- Некапитальные строения. Временные постройки
- Классификация объектов капитального строительства
Определение понятия
«объект капитального строительства»
Законодательством РФ не установлен четкий перечень объектов, которые относятся к объектам капитального строительства.
Объект капитального строительства — объект (или комплекс объектов), возведенный с целью длительной эксплуатации и образующий с земельным участком единое архитектурно-градостроительное, объемно-пространственное, функциональное, инженерно-техническое и технологическое целое.
Объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, данная норма права, определяя родовое понятие «объект капитального строительства», с одной стороны, называет четыре вида объектов, которые относятся к числу таковых:
а с другой — перечисляет объекты, которые таковыми не являются:
временные постройки;
киоски;
навесы;
другие подобные постройки.
Правовые характеристики указанных объектов капитального строительства даны в других нормативных правовых актах, в частности, в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент).
Объекты капитального строительства могут создаваться только в процессе строительства (п. п. 10, 13 ст. 1 ГрК РФ), что предполагает поэтапное выполнение проектных, монтажных, пусконаладочных работ.
В случае, если предполагается строительство объекта капитального строительства, относящегося к недвижимому имуществу, необходимо получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию. После чего объект можно поставить на кадастровый учет, а также зарегистрировать на него право собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
О соотношении понятий «недвижимость» и «объект капитального строительства» см. ниже.
К основным признакам объектов капитального строительства можно отнести следующие:
- прочная связь объекта с землей и наличие заглубленного фундамента (вместе с тем некапитальный объект тоже может иметь фундамент);
- невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
К дополнительным признакам объектов капитального строительства можно отнести:
- наличие стационарных коммуникаций (водо-, газо-, электро- и теплоснабжения и т.д.);
- длительный срок эксплуатации объекта.
Соотношение понятий «недвижимость»
и «объект капитального строительства»
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Понятие «объект недвижимости» не тождественно понятию «объект капитального строительства». Объект недвижимости может и не являться объектом капитального строительства, равно как и капитальный объект не всегда является недвижимым имуществом.
Например, жилой дом или здание являются объектами недвижимости и объектами капитального строительства в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ, ч. 1 ст. 130 ГК РФ (созданы в результате строительства, имеется прочная связь с землей и самостоятельное функциональное назначение).
Земельный участок относится к недвижимому имуществу в силу прямого указания ст. 130 ГК РФ, но не является объектом капитального строительства поскольку не является результатом строительства.
Строение вспомогательного использования может иметь все признаки объекта капитального строительства (результат строительства, прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба), в то же время такой объект не будет относиться к недвижимому имуществу, поскольку отсутствует «самостоятельное функциональное назначение объекта», соответственно, отсутствуют качества самостоятельного объекта недвижимости.
По вопросу о тождественности понятий «объект капитального строительства» и «объект недвижимости» остается актуальной позиция ВАС РФ, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13 по делу N А76-1598/2012, где указано следующее.
Такой вывод был сделан в отношении регистрации права собственности на ограждение на фундаменте. Суд указал, что в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота.
Виды объектов
капитального строительства
Здание
Здание — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Технического регламента). Названные три основных элемента (подсистемы) здания охарактеризованы в этой же статье Технического регламента:
-
— это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п. 14 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
- сеть инженерно-технического обеспечения — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20 ч. 2 ст. 2 Технического регламента);
- система инженерно-технического обеспечения предназначена для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. (п. 21 ч. 2 ст. 2 Технического регламента).
Здания можно классифицировать по следующим основаниям:
- в зависимости от целевого назначения здания подразделяют на: жилые и нежилые здания;
- в зависимости от типов многоквартирных зданий выделяют: здания многоквартирные галерейного типа, здания многоквартирные коридорного типа и здания многоквартирные секционного типа;
- в зависимости от отнесения жилых зданий к жилому фонду выделяются: жилые здания, входящие в жилой фонд, жилые здания (помещения), не входящие в жилой фонд, ведомственное жилье;
- в зависимости от значения (главенствующего или второстепенного) здания на земельном участке подразделяют на: основные (главенствующие по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению) и служебные (имеют по отношению к основному зданию второстепенное значение на земельном участке);
- по типам эксплуатационных режимов с учетом функционального назначения выделяют следующие здания: предназначенные для постоянного или длительного (круглосуточного) проживания людей; предназначенные для временного пребывания людей, преимущественно ритмичного характера (рабочий день, школьная смена, сеанс и т.д.); здания производственного или складского назначения.
Строение
Определения понятия «строение» в Техническом регламенте не имеется. Есть только определение «строительная конструкция», рассматриваемое как часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Строение — это родовая юридическая категория, обозначающая совокупность капитальных архитектурно-строительных объектов, включая здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и их разновидности. В этом смысле строение можно считать синонимом понятия «объект капитального строительства».
Следует учитывать, что строения могут быть как капитального, так и некапитального типа (п. п. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ). В Гражданском кодексе РФ строения не названы в качестве объектов недвижимости. В целях учета жилищного фонда в РФ строениями считаются отдельно построенные здания, дома, состоящие из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (приложение 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37).
Объект капитального строительства можно поставить на кадастровый учет только в качестве здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона о государственной регистрации недвижимости). Кадастровый учет строений законодательством не предусмотрен.
Сооружение
Сооружение (за исключением некапитального) — это один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов; (пункт 23 части 2 статьи 2 Технического регламента).
Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.
Сооружение может быть и некапитальным, т.е. не иметь прочной связи с землей. Конструктивные характеристики некапитального сооружения позволяют переместить их и (или) демонтировать, впоследствии собрать без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных сооружений (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Такие сооружения не должны признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия всех признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.
При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Объект незавершенного строительства
Градостроительный кодекс РФ и Технический регламент не содержат определение понятия «объект незавершенного строительства». Данное определение содержится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22 октября 2008 г.:
к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относятся объекты: строительство которых продолжается; строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке; находящиеся в эксплуатации, по которым акты приемки еще не оформлены в установленном порядке.
Для понимания того, является ли какой-либо объект объектом незавершенного строительства нужно учитывать правовую позицию Верховного Суда РФ:
«При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).» (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).
Линейные объекты
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они являются видом сооружений и, соответственно подвидом объектов капитального строительства.
В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ обозначено понятие «линейные объекты» путем перечисления основных видов таких объектов — это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Линейные объекты должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). В иных случаях линейные сооружения не будут относиться к недвижимости. Так, например, линии связи могут быть как недвижимостью (линейно-кабельные сооружения), так и движимым имуществом — линии передачи, физические цепи.
Таким образом, если линейный объект отвечает признакам сооружения, то на него распространяются положения ГрК РФ о линейных объектах.
Если линейный объект не отвечает признакам сооружения, то на него не распространяются нормы ГрК РФ о линейных объектах, но в то же время могут распространяться положения иных законов, которые регулируют отношения, связанные с линейными объектами, не являющимися объектами капитального строительства (земельные, природоохранные и т.д.).
Некапитальные строения.
Временные постройки
Некапитальный объект не имеет прочной связи с землей, и он может быть предназначен для временного использования.
Некапитальные строения не относятся к объектам капитального строительства и недвижимому имуществу.
Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Таким образом, отличительной чертой некапитальных объектов является возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
Другим отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок
Временная постройка — объект, возведенный с целью непродолжительной эксплуатации, вспомогательного характера использования и не имеющий сложных конструктивных особенностей.
К временным постройкам можно отнести:
- киоски и навесы;
- некоторые объекты благоустройства территории, в том числе павильоны, элементы оборудования остановок общественного пассажирского транспорта, механизированные автопарковки, телефонные кабины и т.д.;
- любые постройки, которые предназначены для обслуживания основного объекта либо имеют вспомогательный характер (сараи, бани, теплицы, парники и т.д.);
- легковозводимые конструкции, легкие сборно-разборные сооружения;
- постройки, возводимые в лесу (сушилки, грибоварни, склады).
Классификация объектов капитального строительства
По уровню значения объекты капитального строительства подразделяются на (п. п. 18 — 20 ст. 1 ГрК РФ):
- объекты федерального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации);
- объекты регионального значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ);
- объекты местного значения (т.е. объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов).
В зависимости от функционального назначения и характерных признаков объекты капитального строительства подразделяются на следующие виды (абз. «а» — «в» п. 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87):
- объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения); (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Также отдельно можно выделить особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства (ст. 48.1 ГрК РФ).
Различия между капитальными и некапитальными объектами уточняет Градостроительный кодекс РФ (пункты 10, 10.1 и 10.2 статьи 1), по которому список объектов капитального строительства представлен в более подробном формате: объекты незавершённого строительства : здание, строение, сооружение. … отсутствием прочной связи с землёй. возможностью выполнения перемещения, демонтажа и последующей установки без существенного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, обеспечиваемой конструктивными характеристики. Виды работ, выполняемые только про строительстве ОКС .
Капитальные и некапитальные (временные) постройки – их различия и особенности с позиции закона и на примерах
Строительство многих объектов не обходится без получения разрешения на строительство. По завершении их возведения требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.
Чтобы построить жилой дом на участке для ИЖС или ЛПХ застройщики должны уведомить местные органы власти:
- сначала о начале строительства, для чего направляют уведомление о таком намерении
- после того, как дом построен, – уведомление о завершении строительства
Для другой части объектов подготовка и получение разрешений не требуется. По окончании строительства такие объекты не ставятся на государственный кадастровый учёт. Они лишены правового статуса объектов недвижимости, то есть на них невозможно оформить собственность. Эти объекты называются временными, некапитальными и нестационарными.
Различия между капитальными и некапитальными объектами можно определить, рассмотрев признаки капитальности объекта, установленные Градостроительным кодексом РФ, и сравнив их с особенностями некапитальнымх построек, признаки которых в градостроительном законодательстве не отражены.
Капитальные строения
1. Характеристики капитального строения
Типы капитальных строений
Все здания и сооружения относятся к одному из следующих двух видов строений:
- капитальное строение или сооружение
- некапитальное строение или сооружение
Различия между капитальными и некапитальными объектами уточняет Градостроительный кодекс РФ (пункты 10, 10.1 и 10.2 статьи 1), по которому список объектов капитального строительства представлен в более подробном формате:
- объекты незавершённого строительства:
-
- здание, строение, сооружение
- исключения:
- некапитальные строения и сооружения
- неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и др.)
- ЛЭП
- линии связи и линейно-кабельные сооружения
- трубопроводы
- автомобильные дороги
- ж/д линии
- другие сооружения
- киоски
- навесы
- строения, сооружения, обладающие следующими характеристиками одновременно:
- отсутствием прочной связи с землёй
- возможностью выполнения перемещения, демонтажа и последующей установки без существенного ущерба назначению и без изменения основных характеристик, обеспечиваемой конструктивными характеристики
Виды работ, выполняемые только про строительстве ОКС
Только с ОКС связаны задачи нового строительства, расширение объекта капитального типа, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт и снос объекта, К ним относится и задача возведения зданий, строений, сооружений на месте сносимых объектов капитального строительства.
Признаками капитальности объекта могут служить те виды работ, что выполняются при его строительстве:
- проектно-изыскательские
- фундаментные
- монтаж опорной конструкции, ограждений
- подвод коммуникаций
- пуско-наладочные
Связь строения и земли как особенность ОКС
Земляные работы по устройству заглубленного фундамента являются одним из этапов капитального строительства объекта. Через фундамент производится привязка капитального строения к земле. Здание и земля под ним становятся единым объектом. Демонтаж или перенос такого строения на другой участок сопряжён с причинением существенного ущерба строению и невозможностью сохранения его основных характеристик.
По ГК РФ (пункт 1 статьи 130), к недвижимому имуществу относится всё, что прочно связано с землей, что невозможно переместить в другое место, не причинив при этом значительный ущерб объектам.
Признаки капитальности сооружений
Сооружение – это строительная система с наземной и, возможно, подземной частями. Состоит она из несущих и иногда ограждающих строительных конструкций.
В область использования сооружений входят многие задачи:
- выполнение производственных процессов
- хранение продукции
- временное пребывания людей
- перемещения людей и грузов.
Отдельное сооружение со всеми устройствами, образующими с ним единое целое, также считается капитальным объектом:
- плотина – состоит из тела плотины, фильтров и дренажа, шпунтов и цементационных завесов, водоспусков и водосливов с металлическими конструкциями, креплениями откосов, автодорог по телу плотины, мостиков, площадок, ограждений и др.
- автодорога – включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.) и другие сооружения, относящиеся к дороге (ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты, ров)
- стадионы – специально оборудованные площадки для занятия различными видами спорта (городошная и легкоатлетическая площадки, футбольное и хоккейное поля, беговая дорожка и ямы для прыжков)
- площадки на земле, являющиеся приспособлением самой площадки для физкультуры и спорта
- функциональные устройства для передачи энергии и информации:
- ЛЭП
- теплоцентрали
- трубопроводы
- радиорелейные линии
- кабельные линии связи
- специализированные сооружения систем связи
- другие аналогичные объекты с сопутствующими комплексами инженерных сооружений
Когда строящиеся строения или сооружения становятся объектами капитального строительства?
От момента закладки фундамента и до завершения строительства строения или сооружения считаются объектами капитального строительства, то есть незаконченными (незавершёнными).
По мере их возведения они постепенно преобразуются в капитальные объекты с запланированным сроком эксплуатации. Длительный срок эксплуатации – одна из характерных особенностей капитального объекта.
Капитальные строения или сооружения становятся строениями только после сдачи их в эксплуатацию.
Все капитальные строения и сооружения должны регистрироваться в ЕГРН (статья 131 ГК РФ).
2. Общий перечень видов ОКС
Основные характеристики капитальных построек, их функциональные признаки и статус постройки позволяют сформировать самый общий перечень видов объектов капитального строительства:
- по функциональному признаку
- производственные и промышленные ОКС
- здания для производственных и промышленных целей с расположенными в них производственными цехами, линиями и сопутствующими им объектами)
- объекты обороны или безопасности
- непроизводственные ОКС
- частные и многоквартирные жилые дома
- здания и помещения коммунальной сферы и социально-культурного назначения
- линейные ОКС
- инженерно-коммуникационные сети:
- водопроводная, канализационная, газопроводная и другие инженерные сети)
- трубопроводы
- линии связи и электропередач
- дороги, пути сообщения и прилегающие к ним объекты (тоннели, мосты)
- инженерно-коммуникационные сети:
- по статусу:
- жилые здания:
- оснащённые нeoбхoдимыми коммуникациями
- состоящие из надземной и подземной частей, предназначенных для проживания людей, размещения производства или содержания животных
- нежилые здания и сооружения
- мосты
- ЛЭП
- стадионы
- объекты промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого, административного, учебного назначения, объекты здравоохранения
- другие
- незавершённое строительство
- объекты и сооружения, возведение которых начато, но не окончено или приостановлено на фиксированный срок
Для отдельных зданий, помещений или сооружений общими признаками капитальности могут служить технические характеристики:
- возведение на специально смонтированном фундаменте
- подведение стационарных коммуникаций
- оснащение ряда объектов оборудованием, подсобными конструкциями:
- эстакадами
- пандусами
- т.д.
В завершённом состоянии такие здания, помещения или сооружения называются капитальными объектами. Они являются объектами недвижимости, так как все они неизменно связаны с землёй.
Срок эксплуатации таких объектов длительный и исчисляется многими годами.
3. Частный жилой дом – это капитальная постройка или нет?
Жилой дом, представляющий собой здание (строение), возводимое или существующее на земельном участке, предназначенном для ИЖС, садоводства или ЛПХ (в черте населённого пункта) признаётся объектом капитального строительства.
В пункте 39 статьи 1 ГрК РФ даётся понятие самого объекта индивидуального жилищного строительства (частного жилого дома):
объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание со следующими параметрами:
- количество надземных этажей – не более чем 3
- высота не более 20 м
- состоит из комнат и помещений вспомогательного использования для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием людей в таком здании
- не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
Градостроительным кодексом установлено, что понятия:
- «объект индивидуального жилищного строительства»
- «жилой дом»
- «индивидуальный жилой дом»
равнозначны и в этом значении равнозначно используются и в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а параметры объектов ИЖС в равной степени применяются к жилым домам и индивидуальным жилым домам.
Некапитальные строения
1. Характеристики некапитального строения
Поскольку нормативные критерии, позволяющие однозначно определить, является или нет объект или сооружение некапитальным, в Градостроительном кодексе РФ сформулированы несколько скудно, для вычленения конкретных особенностей некапитальных построек приходится использовать только характеристики ОКС и «действовать от обратного», признавая следующее:
- в отличие от капитальной постройки (объекта недвижимости), некапитальные постройки или сооружения, не являются объектами капитального строительства, то есть это движимые объекты и сооружения, обладающие техническими характеристиками, которые способны обеспечить:
- перемещение строения или сооружения (или их конструктивных частей)
- выполнение демонтажа и переноса без причинения существенного вреда строению и без изменения основных характеристик такого строения
- некапитальные строения имеют ограниченный срок пребывания на месте их установки
- временная постройка (некапитальный объект) не обладает прочной связью с землей:
- или не имеют фундаментов
- или не имеют капитальных (заглубленных) фундаментов
Итак, можно констатировать, что, к основным критериям некапитальности строения относятся следующие:
- временность использования и более короткий срок эксплуатации
- возможность перемещения постройки без несоразмерного ущерба её назначению
- отсутствие загубленного фундамента
- отсутствие стационарных коммуникаций (как правило)
- меньший срок возведения в сравнении с капитальными строениями
- исключение необходимости получения разрешения на строительство
- невозможность регистрации права собственности в ЕГРН
В полной мере перечисленные критерии не могут служить гарантией отнесения постройки к движимому или недвижимому имуществу, то есть к некапитальному или капитальному объекту. Мало того, в ряде случаев возникает необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку указанные критерии могут оказаться совсем не очевидными.
2. Детализация признаков некапитальных строений
Более зримые черты некапитальные (временные) объекты получили в государственных строительных стандартах. К примеру, в прежде действовавшем ГОСТ 25957-83 «Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения» введены следующие понятия:
в строительстве титулом здания, титулом сооружения называется краткая характеристика строения (объекта), содержащая его основные показатели:
- наименование
- местонахождение
- технические показатели
- титульные здания и сооружения
- это временные здания и сооружения для нужд строительства в целом
- они используются многократно, обладают высоким эксплуатационным ресурсом
- нетитульные здания и сооружения
это временные здания и сооружения для обеспечения нужд отдельного объекта
- мобильное (инвентарное) здание или сооружение
это здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого отвечает следующим характеристикам:
- возможность передислокации
- сборно-разборная, сборная, разборная особенность конструкции:
- состоит из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединяемых в конструктивную систему на месте эксплуатации
В другом государственном стандарте ГCН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных, модульных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ» указывается (пункт 1.1):
«к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ».
Понятия, данные в стандартах, распространяются на некапитальные объекты, выполняющие роль вспомогательных и обеспечивающие строительство объекта (жилого дома, жилого комплекса, крупного производственного объекта и др.). Такими некапитальными объектами могут быть используемые многократно бытовые городки на строительных площадках. По завершении строительства объекта все временные сооружения подлежат демонтажу.
Благодаря понятиям о временных, модульных зданиях и сооружениях, введённых стандартами, область их применения существенно расширилась. Этому способствовало появление новых строительных материалов и технологий.
Проектные и технологические разработки и создание различных легковозводимых конструкций, лёгких сборно-разборных сооружений, не имеющих прочной связи с землёй, обладающих возможностью перемещения без ущерба назначению, позволили отнести их или к некапитальным строениям, или объектам вспомогательного использования:
- объекты, не имеющие фундамента, со стенами и перекрытиями из металлических конструкций
- торговые павильоны
- площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс)
- площадки для обучения вождению автотранспортных средств
- временные автостоянки и парковки
- временные сооружения торговли и сферы услуг
- антенно-мачтовые сооружения сотовой связи
- плоскостные парковки – площадки для легкового автотранспорта без устройства фундаментов
- малые архитектурные формы (элементы декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование) – без устройства фундаментов и прокладки подземных коммуникаций
- фонтаны:
- с устройством ограждающих конструкций гидротехнических систем с заглублением до 0.5 м
- без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения
- с устройством ограждающих конструкций, размещаемых с заглублением до 0.3 м
- инвентарные объекты заводского изготовления
- объекты модульного типа общей площадью основания до 25 м 2
в том числе с подключением к сетям электроснабжения и организацией оснований с заглублением до 0.4 м, без устройства фундаментов и организации подключения к инженерно-техническим сетям водопровода, канализации, газо-, теплоснабжения.
3. Размещение некапитальных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной собственности
Оперативная реакция федеральных и региональных властей на развитие некапитальных объектов выразилась в федеральных и региональных законах, муниципальных решениях. В них конкретизировалось понятие некапитального объекта, отражены функциональное назначение и параметры застройки.
- ФЗ«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ( № 381 от 28.12.2009 – статья 2, пункт 6):
- нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение
- объекты, не являющиеся ОКС (некапитальными объектами) – объекты, для размещения которых:
- не требуется оформление разрешения на строительство
- выполненные из легковозводимых конструкций
- без заглубленных фундаментов, коммуникаций и подземных сооружений, сезонного или вспомогательного назначения
В число временных объектов включены:
- летние павильоны
- беседки
- навесы
- сцены
- торговые киоски, павильоны и иные объекты мелкорозничной торговли
- теплицы, парники
- остановочные павильоны
- наземные туалетные кабины
- другие подобные сооружения
Рекомендация
Всем заинтересованным в установке и размещении некапитального объекта или сооружения, в том числе и на специально отводимых местах, необходимо выяснить требования, действующие в муниципалитете.
4. Требования к некапитальным объектам в Санкт-Петербурге
Детальные характеристики некапитальных объектов и требования к их параметрам отражены в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» (№ 1830 от 30.12. 2010):
- для размещения временных (некапитальных) объектов производственно-складского назначения:
- площадь размещаемого на земельном участке объекта должна составлять не более 300 м 2
- высота – не более 4 м (в случае хранения строительных материалов – не более 6 м)
- за исключением случаев размещения временных (некапитальных) объектов производственно-складского назначения на ЗУ, для которых ВРИ «для размещения промышленных объектов» и «для размещения складских объектов» в пределах границ соответствующей территориальной зоны являются основными ВРИ:
- площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 1000 м 2
- высота – не более 7 м
- площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 500 м 2
- площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 150 м 2
- высота – не более 6 м
- площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 30 м 2
- площадь размещаемого на земельном участке объекта – не более 18 м 2
- высота – не более 4 м
- площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 1000 м 2
- площадь размещаемого земельном участке объекта – не более 400 м 2
- высота – не более 6 м
- площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 700 м 2
- площадь размещаемого земельном участке объекта – не более 300 м 2
- высота – не более 6 м
Размещение некапитальных объектов и сооружений на собственном земельном участке
1. Требования к размещению некапитальных объектов
Наличие права собственности на земельный участок – это весьма благоприятная возможность для размещения некапитальных построек, в особенности при существующем запрете на возведение капитальных объектов. Ведь использование участка под размещение временного объекта никак не нарушает этот запрет при определённых «но».
Размещение некапитальных построек на участке, как и любое другое его использование, должно соответствовать:
- земельному законодательству:
- в первую очередь, ВРИ ЗУ и градостроительному регламенту
- общим требованиям санитарных и пожарных нормативов
На участке, предоставленном для размещения промышленных объектов, могут устанавливаться некапитальные объекты производственного назначения – склады, иные объекты, вспомогательные по отношению к деятельности предприятия. Но размещение на таком участке объектов торговли или иного назначения будет неправомерно. На том же основании невозможно разместить магазин на собственном участке ИЖС/ЛПХ, торговать продуктами, пивом и сигаретами в ларьке на своём садовом участке, организовать на нём автостоянку.
Если на ЗУ будет размещено некапитальное строение, не соответствующее режиму использования участка, претензий со стороны земельного надзора не избежать. Образуется состав такого административного правонарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению. Это обстоятельство, в случае неустранения правонарушения, влечёт наложение административного штрафа (пункт 1 статьи 8.8 КоАП РФ).
При условии соблюдения противопожарных и санитарных норм не будет никаких проблем, если на участках:
- ИЖС
- садовых
- ЛПХ (в черте населённого пункта)
- участках, предоставленных для организации КФХ:
- в том числе на с/х земле
планируется размещение таких временных построек, как веранды, беседки, барбекю, сараи, ангары, дровники, заборы, дорожки, теплицы, парники, навесы, курятники и др. Все эти объекты являются вспомогательными по отношению к основной постройке, которой является жилой дом. Хозяйственные постройки, площадь которых превышает 50 м 2 необходимо поставить на государственный кадастровый учёт и зарегистрировать.
2. Считаются или нет садовых дом, баня и гараж некапитальными строениями
Понятие «садовый дом» введено ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 2 статьи 3 ФЗ № 217 от 29 июля 2017 года).
Такие и даже полноценные жилые дома можно возводить на земельных участках, предназначенных для отдыха граждан и выращивания ими для собственных нужд с/х культур. На таких участках разрешено также размещение хозяйственных построек и гаражей.
Садовым домом считается здание сезонного или вспомогательного использования. Его назначение – отдых граждан, удовлетворение их бытовых и иных нужд, связанных при временном пребывании в таком доме. Таким образом, садовый дом является объектом нежилого назначения, то есть объектом недвижимости вне зависимости от его, а значит некапитальной строением он считаться не может. Хозяйственные постройки и гаражи к садовым домам не относятся. Садовые дома подлежат государственному кадастровому учёту.
В соответствии с требованиями федерального закона №217-ФЗ необходимо подать уведомление в местную администрацию как о начале строительства, так и вводе в эксплуатацию садового дома, даже если этот дом будет представлять быстровозводимую модульную конструкцию.
Ориентир на то, что дом из сборно-разборной конструкции является некапитальныой подстрокой и на незаглубленном фундаменте, будет неверным. Такой дом имеет ряд признаков капитального объекта (назначение, коммуникации), а потому является объектом недвижимости и временным постройкой считаться не может.
Дать однозначный ответ на вопрос о некапитальности в отношении бани и гаража также не получится. Всё зависит от особенностей возведения этих строения.
Баня будет считаться некапитальной (временной) постройкой, если она одноэтажная и была возведена на нескольких опорах или на лёгком фундаменте.
Если же баня была установлена на земельном участке как конструкция в уже собранном виде и без проведения земляных работ, то такое сооружение будет считаться некапитальным (временным).
А вот баня, представляющая собой постройку, возведённая на заглубленном фундаменте, имеющая дополнительные комнаты, оснащённая необходимыми коммуникациями, относится уже к капитальным строениям.
Примерно такие же выводы можно сделать и о гаражах:
- гаражи из кирпича да ещё с подвалом и эстакадой, при строительстве которых выполнялись земляные работы – это капитальные строения
- гаражи контейнерного типа, установленные на площадках, которые были лишь утрамбованы или отсыпаны щебнем, – временные сооружения, поскольку такие гаражи без проблем можно перевезти на другое место
3. Как регулируется размещение временных объектов на собственном участке?
Федеральным законодательством не регулируются вопросы, связанные с определением условий и порядка размещения движимых построек на земельных участках, уже находящихся в собственности физических лиц или организаций. Они в компетенции региональных и муниципальных властей.
Так, в Москве не установлен какой-либо специальный порядок получения разрешения на размещение некапитального объекта на земельных участках, находящихся в собственности частных лиц. Из этого следует возможность размещения временных объектов без разрешения на установку и проведения иных предварительных согласований.
В Московской области, напротив, законами закреплено требование о том, что все некапитальные объекты размещаются с разрешения органов местного самоуправления. Эти органы утверждают ещё и порядок получения такого разрешения. Как правило, разрешение на размещение некапитальных объектов оформляется в виде постановления администрации муниципального образования.
Другие муниципалитеты в других регионах могли ещё и не принять документы, содержащие подробные правила о порядке возведения временных построек. По этой причине в ряде случаев строительство некапитальных объектов становится так же возможным без разрешений и согласований. Если же порядок всё же утверждён, то, как понятно, ситуация «без вариантов». Местные законы, постановления или положения нужно чтить и соблюдать.
4. Когда сборно-разборная конструкция не признаётся некапитальным (временным) объектом?
Современный строительный рынок предлагают готовые к сборке на месте конструкции домов и мобильных сооружений, обеспечивающих существенную экономию средств, высокую скорость возведения объектов, их надёжность и долговечность. Такие показатели делают их максимально привлекательными для широкого круга застройщиков (производственных или торговых компаний, дачников, фермеров и т.д.).
Чтобы не впасть в заблуждение относительного некапитальности того или иного объекта, нужно объективно сопоставить соответствие их будущему использованию, а особенности и технические характеристики — признакам капитальной или некапитальной постройки.
Не исключено, что результаты укажут на приоритет имеющихся у объектов некоторых признаков капитальности. Такие объекты необходимо поставить на государственный кадастровый учёт. Основанием для этого служит разъяснительное Письмо Минэкономразвития №14-00484/16 от 27.01 от 27 января 2016 года. Оно является ответом на запрос ФГУ ФКП Росреестра и включено в запрос Росреестра как приложение.
Относительно рассматриваемого вопроса о капитальности или некапитальности объекта в Письме Минэкономразвития указывается:
«если объект является объектом вспомогательного использования и отвечает признакам объекта недвижимости, основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета у органа кадастрового учёта будут отсутствовать».
Поясним ситуацию на следующих примерах.
Не требующие тяжёлого капитального фундамента, возводимые на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, они удостоены заслуженного внимания по причине облегчённой формы строительства.
Представляя собой изготовленную на заказ каркасную конструкцию, а после возведения сохраняющие способность к перемещению на другое место, они, вместе с тем, отличаются высокой прочностью и долговечностью. Такие дома, как правило, оснащаются стационарными коммуникациями.
Нередко каркасные дома планируются для постоянного проживания. Тогда их необходимо зарегистрировать, чтобы оформить право собственности. Вывод для таких случаев очевиден – быстровозводимые каркасные дома могут считаться объектом недвижимости, а значит являются капитальными.
Перед возведением каркасного дома нужно уведомить администрацию о начале строительства, поскольку у каркасного жилого дома с прочной конструкцией, имеющего площадь, соответствующую нормам проживания, оснащённого необходимыми стационарными коммуникациями, имеющего длительный срок эксплуатации, возводимого для проживания в соответствии с ВРИ земельного участка, есть признаки капитального объекта.
В данном случае технология постройки дома не является определяющим фактором в вопросе об отнесении его к движимому или недвижимому имуществу, а отсутствие капитального фундамента нужно рассматривать в совокупности с другими характеристиками постройки.
- Быстровозводимые сборно-разборные конструкции и сооружения
Виды таких конструкций чрезвычайно разнообразны. Будучи быстровозводимыми, все они представляют собой конструктив заводской комплектации с возможностью их передислокации и повторной установки на новом месте. Недорогие, комфортные, со сроком эксплуатации в нескольких десятков лет, они позволяют решить множество проблем.
Среди таких конструкций присутствуют:
- ангары арочного типа
- ангары, представляющие собой сооружение каркасно-обшивного типа
- быстровозводимые модульные здания (мобильные здания) из стандартных блок-контейнеров
- мобильные здания сборно-разборного типа
Представляя собой временные мобильные сборно-разборные сооружения, временными объектами они они признаются не во всех случаях.
Роль временных объектов они смогут сыграть лишь тогда, когда их использование имеет вспомогательное значение при существующем на земельном участке объекте капитального строительства:
- здания производственного цеха
- здания магазина
- здания склада
- здания фермы на участке с/х назначения
- т.д.
Только при отсутствии у объекта качеств вспомогательного назначения и наличия признаков самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации. Причём независимо от физических характеристик и даже наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Иными словами, если быстровозводимая сборно-разборная конструкция планируется к использованию в качестве основной постройки в соответствии с правовым режимом земельного участка, в которой планируется ведение той или иной деятельности, то любой ангар или мобильное здание, даже установленное на ж/б плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключённое к электроснабжению по временной схеме технологического присоединения, будет признаваться объектом недвижимости. Размещение такого сооружения и ввод его в эксплуатацию требует согласования с органами власти.
Если же такие объекты используются в качестве вспомогательных и при этом не обладают признаками недвижимого имущества (например, сборно-разборные и иные подобные вещи с ограниченными сроками службы), то они не подлежат государственному кадастровому учёту и государственной регистрации. Представляя собой некапитальные объекты, недвижимым имуществом они не являются. Размещение таких объектов на земельных участках в соответствии с правовым режимом участков в согласованиях с органами власти не нуждается.
Вывод
Сами по себе быстровозводимые сборно-разборные конструкции, которые можно возводить на лёгких фундаментах, действительно, являются временными сооружениями (как конструкции), но когда они становятся постройками, капитальность или некапитальность таких построек определяется совокупностью многих факторов:
- целью размещения конструкции
- использованными материалами
- обеспеченностью постройки стационарными или временными коммуникациями
- потенциальными затратами на снос или демонтаж
и, конечно же, условиями размещения некапитальных объектов в соответствии с порядком, действующим в регионе или муниципалитете.
Таким образом, задачи использования некаптиального объекта в качестве основного или вспомогательного объекта в хозяйствовании определяют его капитальность или некапитальность, если возможность использование и размещение такого объекта в качестве некапитального не оговорена в специальном муниципальном решении.
В свою очередь, Градостроительный кодекс закрепил понятия « объект капитального строительства » и «некапитальные строения, сооружения». К капитальным объектам относятся здания, строения, сооружения и объекты незавершенного строительства , за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.). … Также установление признаков недвижимости того или иного объекта является ключевым моментом при рассмотрении дел о признании объектов самовольными постройками либо о признании права собственности на них.
Источники- https://zknrf.ru/Gradostroitelnyy-kodeks/Glava-1/Statya-1/
- https://logos-pravo.ru/articles/obekt-kapitalnogo-stroitelstva-ponyatie-priznaki-vidy-obektov-zdanie-stroenie-sooruzhenie
- https://www.zemvopros.ru/page_12673.htm
- за исключением случаев размещения временных (некапитальных) объектов производственно-складского назначения на ЗУ, для которых ВРИ «для размещения промышленных объектов» и «для размещения складских объектов» в пределах границ соответствующей территориальной зоны являются основными ВРИ:
-