Проблемы ценообразования в строительстве

Половцев И.Н. Проблемы в области ценообразования строительной продукции в Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2016. № 6 (27). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/3242 (дата обращения: 06.10.2022).

Keywords: building construction, estimated costs, project evaluation, design, estimate documentation, pricing, standardization, education, qualification

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблем важной части любой проектной документации — деятельности в области расчета смет. Определение затрат на реализацию того или иного проекта производится вне зависимости от источника финансирования. И частные и бюджетные инвесторы заинтересованы в определении достоверной стоимости проекта. По итогам проведенного анализа автор выделяет три основные группы проблем, связанных со ценообразованием в строительной сфере.

ABSTRACT

This article analyzes the problems of an important part of any project documentation – activities in the field of calculation of estimates. Determination of costs for the implementation of a project is carried out regardless of the funding source. Both private and budgetary investors are interested in determining the validity of the project cost. According to the results of the analysis the author identifies three main groups of problems related to pricing in the construction sector.

Михаил Хазин: О безрезультатность реформы ценообразования в области строительства

Одним из важнейших критериев для принятия управленческих решений являются экономические показатели стоимости того или иного проекта. В строительно-инвестиционном цикле стоимостной показатель, отражающий требуемые со стороны заказчика вложения, носит название сметы строительства (реконструкции). Для разработки этой сметы применяется специализированный экономический аппарат, именуемым сметным делом. Задачей настоящего исследования является выявление основных проблем в области сметного дела.

Все заказчики заинтересованы в максимально достоверном определении затрат на строительство. Об этом, в частности свидетельствует принятие Правительством Российской Федерации постановлений о проведении для всех крупных инвестиционных проектов (в 2016 — при стоимости более 4 млрд.руб, а с 2018 года — при стоимости более 1.5 млрд.руб.) публичного технологического и ценового аудита [11], а также о проведении проверки достоверности сметной стоимости для объектов финансируемых за счет средств федерального бюджета [9].

Достоверно определенная сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) того или иного объекта капитального строительства позволяет заказчику принимать адекватные решения о целесообразности работ и их продолжительности. Занижение на начальном этапе сметной стоимости приводит к необходимости впоследствии выделять бюджетному или частному инвестору дополнительные ассигнования, что негативно сказывается на всем процессе перспективного финансового планирования.

Для бюджетов последствия необходимости выделения дополнительных средств оборачивается невозможностью начать новые инвестиционные проекты, в том числе социальной направленности. Для частных инвесторов недостоверная начальная стоимость уменьшает эффективность капитальных вложений и влечет снижение прибыльности.

20.04.19 Круглый стол №2: проблемы ценообразования в строительстве, сметная нормативная база

Таким образом, все экономические субъекты, вне зависимости от их форм собственности и административного подчинения заинтересованы в достоверном определении стоимости капитальных вложений в новое строительство или реконструкцию (капитальный ремонт, техническое перевооружение) объектов капитального строительства.

Однако проведенный нами анализ сложившейся ситуации позволяет выделить в сметном деле три существенные системные проблемы, оказывающие негативное влияние на инвестиционную политику в области строительства. Две из них носят объективный и одна — субъективный характер. В настоящем исследовании нами формулируются основные проблемы сметного дела, препятствующие правильному определению затрат на строительство, для возможности, впоследствии, поиска пути их решения.

Проблема первая. Устаревшая сметно-нормативная база.

Градостроительное законодательство предусматривает в составе проектной документации для объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, обязательную разработку раздела «Смета на строительство объектов капитального строительства» [13]. Бюджетные заказчики обязаны использовать утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства сметные нормативы [10].

Для объектов, финансируемых из федерального бюджета, кроме проверки проектной документации, предусмотренной общими нормами градостроительного законодательства [9] предусматривается отдельная проверка достоверности определения сметной стоимости строительства [10].

К сожалению, сметно-нормативные базы, используемые в настоящее время, основаны на принципах определения сметных затрат на строительство по старой административной схеме [1], на основе устаревших технологических решений по организации работ [21], а также с использованием материалов, которые в настоящее время заменены более технологичными и эффективными. Все это вместе требует кардинального реформирования системы сметного нормирования в строительстве [5].

Эти недостатки существующих сметно-нормативных баз приводят предпринимателей, для которых нет законодательно закрепленного требования использовать только утвержденные сметные нормативы, к необходимости разрабатывать собственные отраслевые и корпоративные сметные базы [20].

Сметы при частном финансировании строительства также используются, только в ином виде (например, метод укрупненных сметных норм [23]). Именно на основании смет осуществляется оценка эффективности капитальных вложений, планируются расходы на строительство, оцениваются темпы производства работ [24]. Таким образом, смета как часть документации, сопровождающей процесс строительства (реконструкции, капитального ремонта), есть всегда и это один из главных элементов строительного производства [2].

Разнообразие различных сметно-нормативных баз приводит к тому, что расчетная стоимость одного и того же объекта может отличаться в разы в зависимости от источника финансирования (частный или бюджетный инвестор), что нельзя признать целесообразным.

Приведение сметно-нормативной базы к реалиям сегодняшнего дня (использование новых материалов, технологий и методов строительства) является насущной проблемой всего строительного комплекса. Полагаем, что решением этой важной задачи должны быть озадачены государственные научно-исследовательские институты, прежде всего входящие в систему Российской академии архитектуры и строительных наук.

Проблема вторая. Отсутствие системы подготовки специалистов сметного дела.

Следует также отметить, отсутствие специально подготавливаемых для работы в сметной области специалистов. Ни одна из специальностей высшего и среднего специального образования не предполагает подготовку специалистов в области сметного нормирования [18]. Подготовка в архитектурно-строительных учебных заведениях экономистов не позволяет утверждать, что тем самым решается проблема подготовки специалистов-счетчиков. Понятие «экономист» характеризует широкий спектр деятельности, как правило, относящийся к анализу хозяйственной деятельности в целом. Среди экономических специальностей отдельно выделяются специальности типа «финансы и кредит» (подготовка банковских служащих), «бухгалтерский учет и аудит» (подготовка специалистов в сфере бухгалтерского учета).

Специалист в сметной области по законодательству должен знать методические и нормативные документы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве; организацию разработки проектной документации, порядок ее согласования и утверждения; порядок финансирования строительства, основы бухгалтерского учета и налогообложения в строительстве; экономику отрасли; основы архитектурного и технологического проектирования зданий и сооружений; прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления сметных расчетов [16]. А по мнению многих проектировщиков сметчик кроме того должен еще самостоятельно, по чертежам, определить перечень и объемы используемых материалов, выбрать необходимый метод монтажа, подобрать недостающие в проекте строительные материалы. Стоит отметить, что часто проектировщики инженерных сетей водопровода и канализации считают, что, например, не обязаны знать правила проектирования электроснабжения, поскольку они работают с другим инженерным разделом. Специалист-сметчик же должен знать не только правила проектирования всех инженерных сетей, но и, по мнению этих проектировщиков, знать особенности производства каждого из видов монтажных работ (строительные конструкции, водопровод, газоснабжение, электроснабжение, отопление, лифтовое хозяйство, слаботочные сети и тому подобное).

При подготовке экономистов этому всему не обучают. Исходя из норм Приказа № 188, специалисты сметного дела должны иметь высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство» [16], но это же образование получают лица и осуществляющие строительство и проектирование зданий. Из логики Министерства следует, что любой строитель, имеющий высшее образование должен уметь квалифицированно подготовить качественную сметную документацию. Полагаем, что такое расширительное толкование специальности «Промышленное и гражданское строительство» не приемлемо и для подготовки специалистов сметного дела требуется выделить особую специальность.

Формирование отдельной специальности позволит целенаправленно готовить специалистов как для работы в области применения сметных нормативов, так и в области их разработки и усовершенствования.

Проблема третья. Недостатки проектной документации.

Существенной проблемой подготовки сметной документации для конкретного объекта является часто встречающаяся недоработка проекта. В среде проектировщиков и строителей бытует мнение, что проект может быть существенно доработан на стадии «рабочая документация». Мы полагаем, что это мнение в корне ошибочно [19] и состоит в попытке оправдать упущения в проектных решениях, вызванных нехваткой времени на проектирование и недостаточностью квалификации проектировщиков, считающих, что их основная задача — дать принципиальные решения, а как это будет реализовываться — будет решаться в ходе строительства.

Такой подход не позволяет заказчику строительства в полной мере оценить размер затрат на строительство (реконструкцию) того или иного объекта капитального строительства. Следствием являются долгострои и бесконечно увеличивающиеся затраты застройщиков (как бюджетных, так и частных) на реализацию проектов.

Наиболее показательным может быть пример со строительством в Санкт-Петербурге нового футбольного стадиона на Крестовском острове [22]. Вопрос о реконструкции построенного в 1950-м году Стадиона им. С.М. Кирова на 100 тысяч зрителей (проект А.С. Никольского [6]), реконструированного к Олимпиаде-80 (число мест для зрителей сократилось до 76 тысяч) начал обсуждаться в руководстве города в 2004 году [12].

Работы были начаты в 2008 году [7] и продолжаются по настоящее время, при этом сметная стоимость строительства возрастала несколько раз. Поскольку российское законодательство о государственном заказе не позволяет произвольно увеличивать сумму государственного заказа, чтобы продолжать строительство, в Санкт-Петербурге был принят специальный Закон «Об изменении цены государственного контракта». Закон гласил: «Разрешить изменение цены государственного контракта от 17 декабря 2008 года N 25/ОА-08 на выполнение работ по завершению проектирования (стадия «РД») и строительства объекта: «Проектирование и строительство футбольного стадиона в Западной части Крестовского острова с разборкой существующих конструкций стадиона им. Кирова по адресу: Крестовский остров, Южная дорога, 25» для государственных нужд Санкт-Петербурга, заключенного между Комитетом по строительству и закрытым акционерным обществом «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» (с дополнительными соглашениями к нему), с 13042013,6 тыс.руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) в ценах IV квартала 2008 года до 22572890,7 тыс.руб. (с учетом налога на добавленную стоимость) в ценах IV квартала 2010 года» [14]. Увеличение стоимости составило 73 % (положительные заключения ФГУ «Главгосэкспертиза России» от 23.12.2010 № 1291-10/ГГЭ-5251/05 и №1297-10/ГГЭ-5251/10 по проектным решениям ГУП МНИИП «МОСПРОЕКТ-4» [3]).

По состоянию на сентябрь 2015 года стоимость строительства стадиона на 69 тысяч мест (согласно положительным заключениям ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 21.07.2014 № 910-14/ГГЭ-5251/05 и СПб ГАУ «ЦГЭ» от 25.08.2014 № 78-1-6-0326-14) составляет 34 936 004,36 тысяч рублей [17]. Таким образом, себестоимость строительства 1 места для зрителей составляет 506 тысяч рублей (справочно: утвержденная Минстроем стоимость квадратного метра жилой площади в Санкт-Петербурге на II квартал 2016 года составляет 58,3 тысячи рублей [8]).

Читайте также:  Все справочники по строительству нормы

Генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин в своем интервью журналу «Строительство и городское хозяйство» явно указывает на существенные недоработки проекта: «С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне» [4]. Отсутствие детальной проработки проекта на начальной стадии привело к увеличению сметной стоимости на 168%, в то время как согласно утвержденным индексам-дефляторам [15] стоимость в период с 2008 по 2014 год могла увеличиться только на 53 %.

В условиях постоянной доработки проектных решений (на описанном и других объектах строительства), и, как следствие, корректировки сметной стоимости объекта, заказчик лишен возможности объективно оценить свои затраты на строительство, а значит, принять объективное управленческое решение о целесообразности строительства, и не может составить реальный финансовый плана строительства.

Эта проблема основана на субъективных факторах, связанных с желанием как можно скорее начать строительство, не продумав все проектные решения, а также на отсутствие законодательно закрепленного перечня изменений, допускаемых на стадии «рабочая документация» [19].

Таким образом, можно выделить три типа проблем, связанных со сметным нормированием:

  • устаревшая сметно-нормативная база;
  • отсутствие специально подготовленных специалистов в области сметного нормирования;
  • слабая проработка решений на стадии «проектная документация».

Именно над решением этих трех проблем, полагаем, следует работать органам государственной власти, учебным заведениям и саморегулируемым организациям в области проектирования и строительства.

Список литературы:

1. Горячкин П.В. О состоянии вопросов ценообразования и сметного нормирования в строительстве // Градостроительство. — 2010. — № 6. — С. 50–58.

Источник 7universum.com

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

Ценообразование является важнейшим направлением экономической работы на предприятии. Перед всеми предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями встает задача определения цен на свои товары, работы и услуги. От правильности установления цен во многом зависят объем реализации продукции, рентабельность производства, другие показатели деятельности и, как следствие, конкурентоспособность предприятия.

Структурная перестройка экономики и переход России к рыночным отношениям привели к коренным изменениям социально-экономического развития страны, одним из главных направлений которого является вопрос ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Вопрос о необходимости реформирования системы ценообразования в современных условиях неоднократно поднимался на всероссийских форумах строителей с участием Министерства регионального развития РФ, ответственных работников Правительства РФ, депутатов Государственной Думы.

Идеология реформы возникла с выходом Приказа Министерства регионального развития России от 11.04.2008 г. № 44, утверждающего «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» [1].

Реформа ценообразования длится четырнадцать лет, при этом нормативная база практически не изменяется и фактически опирается на устаревшие СНиПы. В то же время для внебюджетных строек инженерами-сметчиками разработаны и применяются вполне современные сметные стандарты.

Следует подчеркнуть, что сферы регулирования сметного и технического нормирования характеризуются общими принципами [4]:

— единый подход к разработке методических и методологических документов;

— использование системы технических документов, национальных стандартов и сводов правил;

— взаимосвязь стоимостных и технических норм, единый понятийный инструментарий.

До недавнего времени на всей территории России действовала единая сметная база 2001 года. В 2008, 2009 годах данная база «обновлялась», была переиздана и продвигалась как эталон. Однако она не стала ни прозрачнее, ни точнее. В ней упоминаются тысячи устаревших норм и расценок 30-40-летней давности.

Отсутствует стимулирование применения новых технологий и новейших строительных материалов. Как следствие, за период с 2010 по 2012 годы вышло 35 приказов Минрегиона России с изменениями и дополнениями к утвержденным ранее государственным сметным нормативам (только к сборнику цен на материалы, изделия и конструкции было внесено около 30 000 дополнений и поправок), что свидетельствует о внедрении якобы «новой» системы ценообразования без необходимости проведения экономических расчетов, профессиональной оценки и экспертиз, интеграции межведомственных баз данных [3]. При этом строительные организации вынуждены за деньги постоянно приобретать сметные сборники с вносимыми изменениями на договорной (рыночной) основе.

Так, приказом Минрегиона России от 17.11.2008 г. № 253 были утверждены стоимостные нормативы устройства буронабивных свай, технология производства которых широко используется на строительстве олимпийских объектов. Применение новых нормативов повлекло за собой безосновательное завышение сметной стоимости в несколько раз. Показателем уровня этих нормативов стало уточняющее письмо Минрегиона России от 20.08.2010 г. № 30424-КК/08, в котором предлагается при составлении сметной документации на устройство буронабивных свай к прямым затратам в базисном уровне цен применять понижающий поправочный коэффициент 0,4.

Существующая стратегия реформирования ценообразования в строительстве при сложившемся положении не сможет и не позволяет строительной отрасли стать конкурентоспособной на международном рынке.

Действующие методические документы помимо потери своей актуальности не отражают целостного алгоритма формирования стоимости строительной продукции. В каждом из них освещен, как правило, «узкий» вопрос: сметные цены на материалы и их перевозку, на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, оплату труда (соответственно в МДС 81-2.99, МДС 81-3.99, МДС 83-1.99) и т.д. Большая часть методических документов, введенных в федеральный реестр сметных нормативов, по своей сути, направлены на разработку сметных норм, расценок и цен. В ряде названий действующих МДС даются указания о том, как разрабатывать нормы. А пользователю (заказчику, подрядчику, сметчику и др.) нужна настольная книга о том, как ему работать — как составлять сметы, как применять нормативы, как определять стоимость.

Процесс реформирования ценообразования, необходимо начинать с принципиальной переработки основного документа системы методического регулирования — «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, которая должна соответствовать положениям статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и раздела 11Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [2]. В ней необходимо установить требования к оформлению сметной документации и созданию единого подхода к формированию сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом изменений в законодательстве, новых методов строительного производства.

Для осуществления комплексного реформирования системы ценообразования в строительной отрасли, следует принять во внимание следующее [5]:

1. Нужен новый отсчет во времени, например 2010 год, когда процесс инфляции стабилизировался (5-6 % в год) и цены на строительные механизмы и материалы не различаются в несколько раз по периодам инвестиционной деятельности «проект — строительство».

2. Оперативное реагирование на изменение рыночных цен на строительные ресурсы, для этого необходима соответствующая система мониторинга рынка.

3. Своевременность учета новых технологий строительства, что позволит актуализировать сметные нормативы.

4. Обеспечение специализированных организаций — разработчиков технологических карт и сметных норм опытными кадрами специалистов.

5. Предоставление информации о текущих ценах и номенклатуре применяемых материалов производителями стройматериалов и поставщиками продукции, что является важнейшей задачей для оказания содействия реформе ценообразования.

В рыночной экономике процесс ценообразования между субъектами осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением. Роль государства заключается в поддержке отечественного товаропроизводителя.

Зарубежный опыт в области формирования стоимости объектов свидетельствует о высоких требованиях к сметной документации, используемой при выборе подрядчика на торгах. Главное для инвестора — потребительские качества конечной продукции. Понятие соотношения «цена — качество» является центральным элементом решений в рамках политики цен.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена вступлением России в ВТО, что ставит перед отраслью задачу разработки стандартов нормативной базы ценообразования в строительстве с учетом мировой практики и внешнеэкономической деятельности.

Реализуемая модель реформирования системы ценообразования в строительстве диктуется практической необходимостью выстраивания реальной государственной политики на этом направлении с тщательным учетом широкого спектра интересов и возможностей, учитывающих характерные территориальные особенности регионов России [5].

Список использованных источников

Приказ Министерства регионального развития РФ от 11.04.2008 № 44 «Порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;

Приказы Минрегиона России «Об утверждении государственных сметных нормативов в сфере градостроительной деятельности»;

Горячкин П.В. Консультации по вопросам ценообразования в строительстве. – М.: 2004.- 400 стр.

Источник scienceforum.ru

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассмотрены основные методы ценообразования в строительстве . Определены их основные достоинства недостатки. Выявлена специфика и основные трудности в подсчете стоимости строительства . Обоснована необходимость переработки методов определения стоимости строительства .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никулин М.О.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Никулин М.О., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н., доцент Питель Т.С. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

В статье рассмотрены основные методы ценообразования в строительстве. Определены их основные достоинства недостатки. Выявлена специфика и основные трудности в подсчете стоимости строительства. Обоснована необходимость переработки методов определения стоимости строительства.

Стоимость строительства, ценообразование в строительстве, базинсо-индексный метод, ресурсный метод, сметная стоимость строительства.

The article discusses the main methods of pricing in construction. Their main advantages and disadvantages are determined. The specifics and main difficulties in calculating the cost of construction are revealed. The necessity of processing methods for determining the cost of construction is justified.

Construction cost, pricing in construction, basinso-index method, resource method, estimated cost of construction.

Введение. На сегодняшний день, если провести анализ, используемых на данный момент, сметных нормативов, то можно сделать вывод, что как никогда актуальна проблема несоответствия сметной стоимости строительных работ и материалов, с использованием при расчете федеральных, территориальных или отраслевых нормативов, с фактической рыночной стоимостью строительного производства.

Основная часть. Строительство предприятий, зданий, сооружений и других объектов ведется по проектам. Проект на строительство — это комплекс графических, технических, экономических, текстовых документов и расчетов, необходимых для определения возможности и целесообразности строительства объекта в заданном районе и в установленные сроки.

Стоимость строительства определяется сметами. Смета представляет собой расчет общественно необходимых затрат на строительство объектов, т.е. цену строительной продукции. Проектно-сметная документация разрабатывается, проходит экспертизу и утверждается до начала строительства [2].

В процессе разработки проектно-сметной документации определяются место строительства, его назначение, необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы, возможности обеспечения электроэнергией, сырьем, кадрами.

Научно-технический прогресс в области строительства связан с разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологических процессов. Условия рыночной экономики способствуют поиску таких технологических решений, которые позволяют обеспечить выполнение поставленных перед строительными организациями задач в кратчайшие сроки с минимальными затратами материально-технических ресурсов. Строительство должно вестись в технологической последовательности в соответствии с календарным планом (графиком) с учетом обоснованного совмещения отдельных видов работ. Выполнение работ сезонного характера (включая отдельные виды

Читайте также:  Строительство дома или готовый

подготовительных работ) необходимо предусматривать в наиболее благоприятное время года в соответствии с решениями, принятыми в проекте организации строительства [5].

Для подсчета стоимости строительства, капитального ремонта и реконструкции различных объектов зачастую применяется базисно-индексный метод. При расчете стоимости строительных работ вышеуказанным способом за основу берутся территориальные сметно-нормативные базыпо прогнозным ценам с учетом индексов, в которых учитывается среднеотраслевой уровень строительного производства определенного региона. Данные базы и коэффициенты перевода стоимости строительного производства из базового уровня цен в текущий (или же на конкретный период прошлых лет) периодически актуализируются в лицензионных сметных программных комплексах, например таких, как: Смета.ру, Гранд-смета и др.

Базисно-индексный метод приближает стоимость строительства к оптимальному уровню, так как стоимость всех ресурсов в текущем уровне цен определяется по результатам ежемесячного отслеживания и расчета средних и средневзвешенных цен, проводимых региональными центрами по ценообразованию в строительстве [6].

Но, в свою очередь, от данного метода вытекает следующая проблема, а именно, отслеживание цен региональными центрами по ценообразование, их прогнозирование и составление верных индексов и коэффициентов для подсчета. В настоящее время нет какой-либо единой информационной системы, которая могла бы вести данный мониторинг и своевременно и точно следить за динамкой цен, впоследствии анализируя их и внося коррективы в индексы. А поскольку развитие технологий, появление новых материалов и машин в строительной отрасли происходит довольно быстро, то вышеуказанные центры по ценообразованию в полной мере не справляются с данной задачей, либо собранный прогноз и последующие внесенные коррективов в индексы уже теряют свою актуальность.К тому же, условиях рыночной экономики и ситуации в нашей стране в данный период времени далека от какого-то постоянства на строительном рынке, и динамика цен на различную строительную продукцию и материалы может стремительными темпами меняться, причем в краткосрочный период. А строительство же некоторых объектов может растягиваться на несколько лет, и на финальном этапе фактические затраты могут значительно возрасти. То есть рассчитанная таким методом сметная стоимость строительства в итоге может сильно разниться от фактической [6].

Все же стоит отметить, что даже при наличии данных недостатков, заказчик при применении базисно-индексного метода при подсчете стоимости строительного производства получает гарантию, что его расходы на создание строительной продукции не превысят среднерегиональный уровень, да и данный метод как раз ориентирован на то, чтобы участники строительного процесса вышли на обоснованный уровень расходов, а не на то, что будет иметь место покрытие фактических издержек подрядными организациями, в которых нередко происходит перерасход ресурсов, потеря рабочего времени, а также затраты, связанные с оплатой услуг посредников и др.

Законодательством РФ четко не определено, каким методом при составлении сметной документации следует руководствоваться, поэтому все зависит от конкретных условий договора и ситуации на рынке и экономике в целом. Производить стоимостные расчеты наиболее точно позволяет ресурсный метод.

Суть этого метода заключается в том, что калькирование затрат ведет в фактических ценах. То есть расчет производиться, исходя из потребности в изделиях, материалов, конструкциях, выраженных в натуральных показателях. Также учитывается место строительного производства, расстояние при доставке материалов, их способы, расход различных энергоносителей, время работы строительных механизмов и машин, составы рабочих групп, как машин, так и самих рабочих.

Источниками для получения данных являются проектная документация, нормативные сборники и др.

Главным же недостатком вышеуказанного метода является то, что при его применении во много раз возрастают трудоемкость и объем сметной документации, и составление полноценной сметы на этапе проектирования, ввиду отсутствия как у проектировщиков, так и у подрядчиков (заказчиков) полных данных о стоимости ресурсов и их аналогов, становится невозможным.

Любой сметный расчет строительно-монтажных работ будет напрямую зависеть от составляющих, из которых калькулируется сметная стоимость. Он будет наиболее точным, если уделять внимание всем условиям при производстве работ в месте строительства, постоянно производить соответствующие корректировки в расценке материалов и работ, включать в смету такие факторы, как, например, стесненность, работы на высоте, климатические условия и др., а также использовать корректирующие коэффициенты, основанные на нормативных документах, учитывающие современные технологии в строительстве.

На данный момент актуализация сметно-нормативной базы происходит примерно раз в год. Но, чтобы охватить весь комплекс современных технологий в строительстве и ввести соответствующие коррективы в расценки, этого недостаточно.

Для того, чтобы по максимуму нивелировать разницу между сметной стоимостью и реальными затратами на строительство объектов, было введено в действие. Постановления Правительства РФ от 23.09.2016 г. №959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».

Суть его заключается в том, что планируется запустить ФГИС ЦС (Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве). ФГИС ЦС — федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве, основной задачей которой является мониторинг стоимости строительных ресурсов в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации. Государственная система мониторинга должна будет позволить увеличить точность сметных расчетов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации. В ФГИС планируется использовать новый классификатор строительных ресурсов, который состоит почти из 69 тысяч позиций (материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов) со своим уникальным кодом, гармонизированным с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Но в виду огромного количества материальных ресурсов в строительстве и большого числа субъектов РФ, подготовить ФГИС к 2017 году не вышло, в связи с чем он был перенес на 2018 год, а в последующем был объявлен еще один перенос, и Минстрой РФ заявил, что система заработает не раньше 2022 года [4].

Следует отметить, система должна позволить уйти от расчета смет по базисно-индексного метода к ресурсному. Но ресурсный метод требует значительно больших трудозатрат, а в свою очередь приведет к значительному увеличению времени составления сметной документации, вследствии чего возрастут сроки подписания контрактов, договоров, что скажется на времени производства всего строительного процесса, и итогом будет являться удорожание всего строительства. То есть решение одной проблемы может породить новые.

Вывод. Исходя из вышеизложенного напрашивается очевидный вывод, современные методы составления сметных расчетов, основа для которых была заложена еще в 2000 году, нуждаются в глобальной переработке подпроцессов, следствием которых сметные расчеты должны будут максимально приблизить сметную стоимость строительства к рыночной.

1. Селютина Л.Г. Современные аспекты процесса управления инвестиционной деятельности в сфере воспроизводства жилищного фонда // Paradigmata poznani. 2017. № 2. С. 28-30.

2. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы, 2006 г., под редакцией Горячкина, С.-Пб, 2018. 203 с.

3. Определение стоимости строительной продукции: Сметы, ведомости, рекомендации М.: Строительство. Изд. 2-е, перераб. и доп, 2018 г.

4. Сметные нормы и расценки на новые технологии в строительстве. Часть III. Москва, 2019. 371 с.

5. Питель Т.С. Взаимосвязь копинг-стратегий как фактор устранения сопротивления инновациям в хозяйствующих субъектах // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 4 (30). С. 61-63.

6. Питель Т.С. Стратегические маршрутные карты как инструмент управления инновационным процессом хозяйствующих субъектов // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 2 (28). С. 21-24.

7. Укрупненные показатели базисной стоимости строительства по объектам-аналогам (УПБС-2001) Издание 2, переработанное и дополненное. Под общей редакцией В.С. Башкатова. М.: Издат-М, 2009. 368 с.

ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В СВЕТЕ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА В.В. ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2019 №490 «О РАЗВИТИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сеничкина В.Н., бакалавр 4 курса направления подготовки 38.03.01 «Экономика».

Научные руководители: д.э.н., профессор Ажлуни А.М., д.э.н., доцент Докальская В.К.

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

В статье, исследуемой на основе системного подхода содержания искусственного интеллекта, в которой отражено в алгоритме общенациональной российской стратегии 1Т, изучен зарубежный опыт и на основе SWOT-анализа рассмотрены основные плюсы и минусы стратегии 1Т технологии и процесса централизации экономики с учетом возможного финансирования способом реализации бюджетного федерализма. Приведены примеры искусственного интеллекта, которые уже существуют и применяются в повседневной жизни.

Охарактеризованы направления искусственного интеллекта, дается общий обзор современного состояния исследований и разработок в системе ИИ, показаны возможности использования ИИ во всех отраслях экономики и человеческой жизни. Подчеркивается важность экономики в сфере искусственного интеллекта.

Рассказывается об утвержденной стратегии 2020 года, посвященной данной теме статьи. Затрагиваются недостатки данной системы, ее проблемы. В статье делаются выводы о том, что, искусственный интеллект — это динамично развивающаяся система, имеющая ряд недостатков, но в то же время эти же недостатки можно исправить или улучшить, тем самым передвигая искусственный интеллект на следующий уровень развития. И скоро она станет такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как интернет или другие технологии. Технологии искусственного интеллекта повышают эффективность работы компаний за счет

Источник cyberleninka.ru

Проблемы ценообразования в строительстве. Автор статьи — Дорожкин В.Р. Руководитель Воронежского РЦЦС, доктор экономических наук, профессор

Программа Смета.РУ

Владимир Романович Дорожкин – с 1969 по 1978 г трудился в проектно-изыскательских институтах. С 1979 г руководил крупным строительным управлением. В середине 80-х под его руководством были построены уникальные гидротехнические сооружения по водоснабжению и канализованию г. Севостополя. Ряд лет работал в Главном Управлении архитектуры и градостроительства администрации Воронежской области.

Кандидат технических наук (1978 г), доктор экономических наук (2000 г), профессор, руководитель Воронежского Регионального центра ценообразования и экономики в строительстве, Почетный строитель Российской Федерации, член международной ассоциации стоимостных инженеров ACostE (Великобритания), сертифицированный профессиональный менеджер по управлению проектами (РМР).

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

6 лет назад руководством строительного ведомства РФ была поддержана идея о внедрении ресурсного метода в стоимостных расчетах с получением информации из Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС).

Всем участникам инвестиционно-строительного процесса (ИСП) посулили точные (достоверные) расчёты, которые обеспечат снижение стоимости при строительстве в первую очередь бюджетных объектов.

Так ли это? Наконец-то нашли решение и приостановили введение очередных «новых» СНБ?

Много раз мы писали в различных СМИ о необходимости создания Системы ценообразования и Управления стоимостью в строительстве.

Непонимание Системы, как единого целого, приводит к произвольному трактованию, выхватыванию из целого отдельных элементов без учёта взаимосвязей, что и приводит к различным ошибкам при формировании стоимости строительной продукции.

Недавние руководители Минстроя волюнтаристски требовали регистрировать 400000 ресурсов и считать только ресурсным методом.

Не получилось. Пожалуй, никогда и не получится.

Теперь мониторинг ведётся всего по 396 (!) ресурсам один раз в квартал и на его основе экспертиза рассчитывает индексы к уровню цен 2000 г. Кто определил именно эту номенклатуру ресурсов? Какова достоверность директивных индексов?

Читайте также:  Расходы на строительство после регистрации права

Много лет анонсируется создание ФГИС, но воз и ныне там. Кто обосновал точность стоимостных расчётов по базе из ФГИС?

В странах с развитой экономикой никто не вводит каждые два-три года новых СНБ и никто не создаёт ФГИС!

У них непрерывно действует система Управления стоимостью (СУС) при реализации ИСП, в которую входит система ценообразования в строительстве (СЦС).

У нас СЦС полностью до сих пор не создана. Её необходимо разрабатывать на федеральном уровне и параллельно вводить во всех регионах. Отдельные элементы СЦС создаются без особого успеха много лет.

Это и «новые» СНБ (переписанные сборники ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 с незначительными изменениями и дополнениями) и организация мониторинга (Постановление Правительтсва РФ 2016 г), и надуманные кем-то отдельные квартальные индексы, что далеко от необходимого их количества для разных уровней стоимостных расчётов, и передача вопросов ценообразования в строительстве в компетенцию Госэкспертизы (будто им нечем больше заняться), и, наконец, создание тарифно-квалификационной системы – мнимого решения отдельных проблем, назначенной в качестве сверх-панацеи от приписок и коррупции. Что бы там не затевали в «верхах», зарплата строителей остаётся низкой. Это все понимают, но ничего не меняется.

Во всех СНБ, начиная с СНБ-2001 г, значительно занижены нормы оплаты труда.

В структуре стоимости строительства вся оплата труда в фирме (не только рабочих и механизаторов в прямых затратах) сейчас составляет 10-14%. До начала капиталистических реформ эта доля составляла 20-25%. В странах рыночной экономики сегодня это 30-40%.

В США есть чёткое деление на квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Неквалифицированные получают 15-20 долларов в час, квалифицированные 27-35 долларов в час. Уровень зарплаты зависит от состава бригад и видов выполняемых работ. Для всех видов работ в авторитетных сборниках фирмы «MEANS» приводится размер почасовой оплаты и норма выработки. Всё четко.

И никаких квалификационных разрядов, которые «сверху» пытаются вернуть в российские рыночные реалии.

Из разных источников известно, что в России зарплата строителя выросла в январе 2021 г, достигнув 47600 р в месяц (280 р или 3,2 евро в час). Для сравнения: в Чехии и Польше средняя зарплата рабочего составляет около 10 евро в час, в Германии около 17 евро в час, в Австрии около 20 евро в час.

Вот с оплаты труда и следует начинать корректировку норм выработки и стоимости в каждом виде работ. В сотнях строительных фирм необходимо возродить «фотографии рабочего дня» на разных видах работ.

Стоимостные показатели из ФГИС никак нельзя использовать на фирменном уровне расчетов, где в исполнительные сметы входят конкретные цены на ресурсы (материалы, машины, оплату труда).

Несколько слов о «Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли», утверждённых Вице-премьером России М.Ш. Хуснуллиным 10.12.2020г. Приведём отдельные пункты, которые должны быть раскрыты и откорректированы.

Не хотелось, чтобы они остались только на бумаге… И вопрос к тем, кто готовил «План мероприятий. »: предусмотрено ли, как будет обеспечиваться отслеживание каждого пункта? Кто конкретно (и поимённо!) будет вести, контролировать и отвечать (вплоть до отставки) за выполнение мероприятий? Практически все пункты привязаны к ФГИС.

Нужна наполняемость ФГИС.

А нужна ли сама ФГИС?

В Германии, Австрии и Чехии, где автору статьи пришлось работать последние 10 лет подобных вопросов никто не ставит, как и не пытается ввести новых и новейших СНБ.

Сборники норм и расценок издаются в ценах января каждого года, они пополняются с учётом внедрения новых технологий и видов работ.

Долгое время практически в каждом регионе РФ работали РЦЦС, которые эффективно обеспечивали стоимостные расчёты текущим уровнем цен на строительные ресурсы и расчётом целого комплекса индексов цен, в том числе по статьям затрат и успешно осуществляли ряд координирующих задач.

Следовало бы подробно справиться об их судьбе у руководителей Минстроя и руководителей регионов. Их преобразовали, присоединили, ликвидировали… Разогнали.

На сегодняшний день в стране сохранилось около 15 центров, которые ещё что-то делают, в основном, чтобы обеспечить зарплату своим специалистам.

В подведомственные вновь созданному Минстрою структуры пришли новые «эффективные менеджеры», по-видимому, вовсе неосведомлённые о сути Системы ценообразования в строительстве. Чтобы блеснуть интеллектуальным потенциалом и кипучей деятельностью, провозгласили начало судьбоносных реформ. Цели не достигли, поставленные задачи не решили, реформы провалили, но отпущенные средства освоили с чувством и без остатка. Никто ни за что так и не ответил.

«Реформы» замышлялись и проводились сверху, обратной связью и мнением профессионалов на местах никто и не поинтересовался. Хотя попытки достучаться «до небес» были.

В «Плане…» упоминается о расчётно-аналитической модели. Если речь идёт о ресурсно-технологической модели (РТМ), всё понятно. РТМ состоит из двух блоков: ресурсного и стоимостного. Они разрабатывались на постоянной основе. Ведь новый вид работ – это всякий раз новая РТМ.

Также были и РТМ на отдельные укрупнённые виды работ, конструктивные элементы и так до объектов-аналогов (в «Мероприятиях» — объекты-представители). Словом, ничего нового и самостоятельного.

В «Плане…» также отсутствует всякое упоминание об агрегированных стоимостных показателях для производства укрупнённых стоимостных расчётов.

Огромный массив стоимостных показателей требует дифференциации. Ведь понятия «цена предмета торгов», «цена единицы работ», «цена готовой строительной продукции на рынке», «оптовая цена», «цена реализации», «сметная цена» отличны по своей величине и назначению.

Опыт показывает, что сметы из проектного института находят применение в строительстве через год, два и более. Возникает вопрос: на базе каких цен тогда составлять Акты формы №2? Инфляция в строительстве никогда не составляла менее 5-7% в год!

Строительные фирмы работают на фирменном уровне формирования стоимости СП и им больше подходит ресурсный метод. Но ведь есть ещё региональный уровень, который в наибольшей степени отражает уровень общественно-необходимых затрат и рыночное значение прибыли. Здесь всегда будет актуален ресурсно-индексный метод.

Как результат практически всех упомянутых мер, реформаторы указывают повышение достоверности сметных расчётов.

Понятие «достоверность» априори означает справедливость, надёжность и повсеместно воспринимается как «точность». Никто не определил с какой точностью или погрешностью мы получим цену ресурса из ФГИС.

При наполнении ФГИС по одному из ресурсов возможно получение 10 и более результатов. Следует ориентироваться на среднее арифметическое значение (математическое ожидание), которое по законам теории вероятности и математической статистики будет иметь относительную погрешность (±) 2,3%.

Относительная средняя квадратическая погрешность отдельного результата регистрации в случае не менее 10 результатов по конкретному ресурсу составит(±) 7%.

А всегда ли пользователь может найти 10 или более результатов во ФГИС?

Вот вам и непогрешимая точность, именуемая достоверностью, как красноречивое «достижение» органов экспертизы. Под их руководством никак не решены проблемы и не создана система ценообразования в строительстве.

Стоимость вида работ складывается из 3-х и более ресурсов. Необходимо обосновать точность сметных расчётов для разных стоимостных расчётов, чего нет в «Плане мероприятий…» и документах «новой» СНБ.

И главный вопрос: кому нужна такая ФГИС? Информация о стоимости всех ресурсов должна готовиться на региональном уровне, как и все индексы к конкретному отчётному периоду.

Мы не раз обращались к теме острого противоречия административного и рыночного подходов к стоимостным расчётам.

Тем, кому хочется урезать цену строительства, пора бы уже понять, что при этом не должны страдать рабочие кадры, получая за точно такой же труд на бюджетном объекте меньше среднемесячной зарплаты. Она и так низкая, да и понижать зарплату не позволяет закон.

Не может быть и речи о понижении стоимости материалов, изделий и конструкций. Они должны строго соответствовать всем параметрам проектного решения. Недопустимо нарушать требования качества!

Хотелось бы знать имя первооткрывателя эксклюзивного понятия «начальная минимальная или максимальная цена контракта»… Повсюду в мире пользуются понятиями «цена заказчика» или стартовая цена на предмет торгов, и цена участника (оферента). Установлены и допустимые отклонения. Как правило, стартовую цену считают по региональным рыночным ценам. И заказчик, и подрядчик ориентируются на сложившийся уровень цен.

А вот у нас даже в подрядных торгах (аукционах) «своя особенная стать», и главные здесь опять чиновники.

В «Плане мероприятий…» упоминается о «номенклатуре ценообразующих строительных ресурсов», о «ресурсах-представителях». Специалисты помнят и знают о перечне «материалов-представителей» и РТМ расчёта индекса к стоимости СМР по модели на так называемый «миллионник». Никто ничего лучше пока не придумал. Нужно профессионально осовременить эти понятия и включить их в систему укрупнённых показателей.

Стоимость строительной продукции (СП) и всего ИСП в рыночных условиях определяется потребительским спросом. Она должна соответствовать уровню общественно-необходимых затрат труда и формироваться на основе однотипных СП, объектов-аналогов, обобщения фактических затрат по основной массе готовой СП и её отдельных элементов, конструктивов, видов работ и ресурсов. Наиболее актуальной в рыночных условиях является подсистема укрупнённых показателей.

В нашем Центре была разработана система Укрупнённых показателей, состоящая из 5 уровней агрегирования стоимостных расчётов, начиная от «калькуляции стоимости ресурсов» и заканчивая «стоимостью при обосновании инвестиций» и «концептуальными сметами». Были рассчитаны относительные погрешности на каждом уровне агрегирования.

Мы постоянно поддерживаем эту систему и ежеквартально обновляем в своём бюллетене «Строительство и цены» показатели всех уровней.

Анализ сметных расчётов в проектах нового строительства и при производстве ремонтно-строительных работ показал, что в большинстве случаев сметы составляются на основе ТЕР, откорректированных и внесённых в федеральный реестр сметных нормативов.

Многие ориентируются на уровень текущих цен, также публикуемый ежемесячно в нашем бюллетене.

Разработка региональной системы цен в строительстве была выполнена у нас практически одновременно с введением СНБ-2001 г и она продолжает постоянно совершенствоваться.

В последнее время в нашей области пытаются определить, кто должен заниматься ценообразованием в строительстве, информировать об изменениях в нормативной базе, консультировать, разрабатывать расценки. Вроде бы руководители-чиновники согласны с тем, что должен быть специализированный инжиниринговый центр. Но где его взять? Наш РЦЦС, который делал и продолжает делать всё необходимое для справедливого расчёта стоимости в интересах всех строителей области, будто не замечают.

По-видимому, власти хотят иметь «карманный» центр, как это было с филиалом ФЦЦС, бесславно почившим несколько лет назад. Общеизвестно, что стоимостные показатели в рыночных условиях не зависят от пожеланий чиновников разного ранга.

Важно вовремя отслеживать стоимостные показатели, обрабатывать результаты и оперативно давать текущие цены для всех стоимостных расчётов. Справедливый уровень стоимости не обеспечит усердно насаждаемая ФГИС, данную задачу возможно выполнить только на региональном уровне. Этим уже 28 лет занимается наш центр. Будет заниматься и впредь.

 доб. 142

Дорожкин Владимир Романович,
Руководитель Воронежского РЦЦС, д.э.н., профессор.

Источник general-smeta.ru
Рейтинг
Загрузка ...