Проблемы государственного строительства суверенной России

Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п.

Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека;

Технологический суверенитет: композитные материалы в России

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписа-ний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, — например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета — доктрины «государственного суверенитета», «суверенитета народа», «суверенитета нации», «ограниченного суверенитета», «абсолютного суверенитета» вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Что такое суверенитет

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как «суверенитет народа», «народ — единственный источник власти», «право нации на самоопределение», «государственное образование» показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства — внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Читайте также:  Совмещенный график строительства это

По нашему мнению, В.Ф. Калина достаточно обоснованно предложил считать исходными принципами федерализма следующие.

1. Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.

2. Разграничение на конституционном и договорном уровнях предметов ведения между федерацией и ее субъектами и возможностей их изменения.

3. Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.

4. Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.

5. Равноправие субъектов федерации.

6. Территориальный подход к строительству федерации.

7. Принцип системности, в котором важнейшую роль играет необходимость сохранения государственной целостности (единая форма государственного правления, политического и государственного режима). Сохранение или разрушение системных связей с субъектами федерации напрямую связано с вопросами обеспечения безопасности такого государства (экономической, политической, военной, экологической, геополитической и т.п.)

Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:

1. Исключительной компетенции федерации — определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

2. Совместной компетенции — установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;

3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.

Проблема соотношения суверенитета, предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации всегда была центральной в федеративном государстве.

При ее решении важно исходить из следующего:

— сам факт вступления республики в федерацию означает, что ее суверенитет не может осуществляться так же, как если бы она в нее не входила и оставалась полностью независимым государством;

— вступая в федерацию, республики тем самым признают ее суверенитет, а также верховенство федеральных законов и иных установлений в сферах и вопросах, отнесенных к совместному ведению федерации и ее субъектов;

— хотя носителем суверенитета федерации выступает ее многонациональный народ, он представляет собой не механическую сумму источников власти ее субъектов, а новое качество;

— законодательство субъектов федерации не должно стоять выше федеральных;

— самоограничение суверенных прав и полномочий республик-субъектов федерации не означает потерю ими своего суверенитета;

— суверенитет федерации и суверенитет входящих в нее республик не абсолютны, а относительны не только в смысле их существования в рамках признания приоритета общечеловеческих ценностей и принципов международного права, но и потому, что это взаимосвязанные, сопряженные суверенитеты, каждый из которых не должен вести ни к автократии, ни к сепаратизму.

Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.

Субъекты федерации равноправны в отношениях между собой и с федеральным центром, но в то же время могут иметь дополнительные права, если это связано с дополнительными функциями и обязанностями, что не должно повлечь за собой неравноправие субъектов. Принцип многообразия форм федеративных связей должен быть четко закреплен в законодательстве.

Источник: infopedia.su

Тема 3.6. Семинар. Проблемы государственного строительства суверенной России.

Проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).

Методические рекомендации по подготовке к семинару:

В ходе подготовки ответа на первый вопрос обратите внимание на следующие проблемы:

— этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. в Москве. Их последствия. Президентские указы: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.;

Читайте также:  Как скоро начнется строительство

— новые органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы? Объясните, почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции. Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? Объясните причину опасности оттягивания факта принятия Конституции;

— время возобновления деятельности Государственной думы. Ее основные функции. Результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г.? Их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Особенности и этапы развития многопартийности в России.

Почему становление нового Российского государства было столь трудным?

В ходе подготовки ответа на второй вопрос обратите внимание на следующее:

Кроме того, в ходе подготовки к семинару следует подготовить:

— сообщение на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»;

— сообщение на тему: «Политический портрет В.В. Путина»;

— в качестве учебного индивидуального задания в письменной форме (объемом 2-3 страницы) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.

— Большая энциклопедия России: Современная Россия. М., 2007. MDF.eBook. (комп. изд).

— Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

— История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М., 2011.

— История современной России, 1991-2003: учеб. пособие/ В.И. Короткевич. СПб., 2004.

— Россия. ХХ век: документы и материалы /Под ред. А. Безбородова. В 2-х кн. М., 2004. *

Дополнительная

— Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004.

— Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб., 2009.

— Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2005.

— Кобринский А.Л. Проблемы государственного строительства в Российской Федерации. М., 2001.

— Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

— Разуваева Н.Н. История России: конец ХХ века: курс лекций. Уфа, 2010.

— Согрин В.В. Политическая история современной России: 1985-2001. От Горбачева до Путина. М., 2001. *

— Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001. *

Тема 3.9. Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Сущность и причины локальных национальных, религиозных конфликтов на постсоветском пространстве и пути их разрешения.

Вопросы для обсуждения:

Назовите примеры локальных национальных и религиозных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.

Какие, на Ваш взгляд, причины привели к возникновению локальных национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве? Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов?

Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?

В чем причины кризиса в Чеченской республике?

Была ли, с Вашей точки зрения, возможность избежать этого кризиса или смягчить его проявления? Обоснуйте свой ответ, опираясь на конкретные события.

Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, Вы можете назвать?

Что Вы знаете о националистических движениях в современной России.Чем объясняется своеобразие русского национализма?

В чем заключается принципиальная разница в разрешении национальных конфликтов в условиях демократического и авторитарного политических режимов?

Читайте также:  Что нужно для строительства монолитного дома

Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?

Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных и религиозных проблем?

Методические рекомендации по подготовке к дискуссии:

В ходе подготовки к занятию студенту необходимо:

— доработать конспект лекций по данной теме;

— разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «религиозный конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение»;

— выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной и религиозной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной и религиозной розни в Российской Федерации.

— Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб., 2004. См.: Интернет-ресурс: virmk.narod.ru›U DISCIPLINA…posobie/BARANOV…28.htm

— Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ – начала ХХI века. М., 2007.

— История современной России, 1991-2003: учеб. пособие/ В.И. Короткевич. СПб., 2004.

— История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева. М., 2011.

Дополнительная

— Абдулатипов Р.Г. Российская нация: Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. М., 2005.

— Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

— Васильев Л.С. Современный Восток идет в наступление. М., 2004.

— Здравомыслов В.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2.

— Здравомыслов В.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. 2-е изд. Часть. 2. М., 1999.

— Иноземцев В. Контуры посткризисного мира: конфликты и альянсы XXI века // Россия в глобальной политике. 2009. Т. 7. № 3. С. 80–91.

— Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные подходы // Общественные науки и современность. 1997. № 1.

— Матвеев В.В. Национальный вопрос и государственно-политические реальности России // Российская историческая политология. / Отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998.

— Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. № 4. С. 83.

— Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2006.

— Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М., 2005.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...