Опыт региональных проектов ИНП РАН. Практическое состояние дел в регионах. Проблемы регионального развития в России. Откуда берутся эти проблемы? Почему всё происходит именно так? Дело ли в уровне региональных чиновников или нет? Общая нехватка ресурсов и экономических полномочий в регионах.
Отсутствие возможностей для развития промышленности. Бюрократическая нагрузка. Вывод ресурсов из регионов. Парадокс Кузбасса. Межрегиональные трансферты.
Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН 21-22 марта 2019. Программа конференции и видео выступлений других участников здесь.
Тезисы
Современные проблемы регионального развития России*
На протяжении последних лет российские регионы и муниципалитеты сталкиваются с целым рядом проблем, которые серьезно затрудняют их нормальное социально-экономическое развитие. Причем эти проблемы носят очень устойчивый характер, воспроизводятся из года в год и, как правило, не могут быть устранены собственными усилиями региональных и муниципальных властей. Кроме того, как показывает опыт, простое улучшение макроэкономической конъюнктуры также не приводит к кардинальному решению проблем регионального развития – в лучшем случае острота этих проблем несколько смягчается.
Проблемы в сфере микроэлектроники в РФ. Кто виноват и что делать?
Проблемы такого рода плохо видны с федерального уровня и в рамках современной макроэкономической политики учитываются в недостаточной степени. Недоучет этих проблем порождает серьезные диспропорции пространственного развития, которые разрушают естественные экономические и социальные связи между российскими территориями. Это обстоятельство, с одной стороны, создает большие трудности для регионов, а, с другой стороны, значительно снижает эффективность самой макроэкономической политики.
Диспропорции пространственного развития. Представляется, что к наиболее значимым диспропорциям пространственного развития в России можно отнести следующие две:
- Большое число депрессивных территорий с минимальной экономической активностью и низким уровнем реальных доходов населения. Подобные территории есть практически в каждом российском регионе. Нередко они покрывают площадь региона полностью. Например, как показывают данные Росстата (ФСГС), в 2016 г. сразу в 22 субъектах федерации из 85 объем ВРП на душу населения более чем в два раза уступал среднероссийскому [1].
На текущую поддержку этих территорий, в основном социальную, страна тратит значительные финансовые ресурсы, но это помогает решать только сиюминутные проблемы. При отсутствии полноценной экономической активности никакого устойчивого развития в долгосрочной перспективе на этих территориях не будет, и проблемы будут воспроизводиться снова и снова.
- Очень значительные межрегиональные различия в уровне экономической активности, а также в уровне и качестве жизни населения. В частности, по данным Росстата, в 2016 г. душевой ВРП Ненецкого автономного округа в 54,53 раза превышал душевой ВРП Ингушетии. И даже если не принимать во внимание крайние случаи и усреднить душевой ВРП по федеральным округам, разница остается очень значительной. Например, душевой ВРП Центрального федерального округа (ЦФО) в 2016 г. превосходил душевой ВРП Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в 3,34 раза [1].
Межрегиональные разрывы в среднедушевых денежных доходах населения не так значительны (в основном благодаря трансфертам из федерального бюджета), однако и их вряд ли можно считать нормальными. Например, по данным Росстата, в 2017 г. ежемесячные среднедушевые доходы населения Ямало-Ненецкого автономного округа в 4,74 раза превышали доходы населения Республики Ингушетия, а средние доходы по ЦФО превышали доходы по СКФО в 1,7 раза [1].
Что мешает застройщикам строить качественно. Проблемы себестоимости строительства
Следует отметить, что с точки зрения сохранения социально-экономической стабильности особенно нежелательны значительные разрывы в доходах между соседними регионами. Однако в реальности таких разрывов в России очень много. Наиболее характерный пример – разрыв в доходах между московским регионом (город Москва и Московская область) и окружающими его областями Центральной России. В 2017 г. ежемесячные среднедушевые доходы населения Москвы превышали доходы населения всех окрестных областей, кроме Московской, в 2,1-2,6 раза. Разрыв в среднедушевых доходах между Московской областью и соседними регионами тоже был достаточно значительным – 1,5-1,7 раза [1].
Разумеется, приведенные данные отражают номинальные денежные доходы, и в них не учтен разный уровень потребительских цен. Однако даже если учесть ценовой фактор, оценка межрегиональных разрывов в уровне доходов уменьшится лишь частично, и в целом эти разрывы все равно следует считать слишком большими.
Подобные различия влекут за собой масштабный отток населения с депрессивных территорий в благополучные регионы. В результате происходит обезлюживание многих регионов; разрывается экономическое и социальное пространство страны; сокращается потенциал, который можно использовать для развития. По сути дела, ситуация в России начинает сближаться с положением дел в бедных странах третьего мира, где немногочисленные переполненные мегаполисы сочетаются с бедной и пустеющей периферией.
Причины, которые способствуют возникновению диспропорций пространственного развития, можно подразделить на объективные и субъективные.
К объективным причинам можно отнести разную обеспеченность регионов первичными ресурсами – ценными полезными ископаемыми, плодородными земельными угодьями, благоприятными климатическими условиями и т.д. Выгодность географического положения – близость к магистральным транспортным коридорам, зонам интенсивной международной торговли, большим финансовым центрам – также носит объективный характер. В значительной мере объективным фактором можно считать исторические обстоятельства, предопределяющие низкий базовый уровень развития ряда регионов – в частности, их многолетнее недофинансирование и избыточное выкачивание ресурсов с их территории. Ярким примером территории, пострадавшей от такой политики, можно считать российское Нечерноземье [2-4].
Что касается субъективных причин, порождающих диспропорции пространственного развития, то к ним в первую очередь можно отнести ошибки социально-экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Представляется, что именно эти ошибки во многом предопределили целый ряд проблем, с которыми сталкиваются российские регионы.
Ключевые проблемы социально-экономического развития регионов России. В число ключевых проблем регионального развития в настоящее время, на наш взгляд, входят следующие.
- Общая нехватка финансовых ресурсов, с которой сталкивается большинство российских регионов и муниципалитетов. В значительной степени эта нехватка объясняется спорными пропорциями распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы. По данным Росстата, в 2014 г. 61,95% доходов консолидированного бюджета страны (без учета доходов внебюджетных фондов) поступило в федеральный бюджет, а в бюджеты регионов и муниципалитетов – только 38,05%. К 2017 г. пропорции распределения стали несколько более благоприятными для регионов – 58,37% и 41,63%, соответственно, но все равно перекос в пользу федерального центра остается значительным [5].
Недостаток ресурсов у региональных властей приводит к тому, что их собственные возможности по финансированию процессов развития очень ограничены. Подавляющую часть своих наличных ресурсов большинство регионов вынуждено тратить на выполнение определенных законами социальных обязательств или на устранение разного рода прорывов в инфраструктурном хозяйстве и социальной сфере – по сути дела, на «латание дыр». На финансовую поддержку инвестиций, инноваций, бизнес-инициатив и т.п. денег остается крайне мало. Например, в таком крупном промышленном регионе как Тульская область нам сообщили, что в 2017 году на поддержку местного малого бизнеса – одного из ключевых для развития территории секторов – удалось выделить всего 70 млн руб., или примерно 0,1% от расходов регионального бюджета [6].
В этих условиях регионам приходится рассчитывать либо на помощь со стороны федерального центра, либо на успехи в деле привлечения инвесторов со стороны. Однако помощь из федерального бюджета также довольно редко нацелена на поддержку процессов развития, а массовое появление в регионе новых инвесторов в условиях длительной экономической стагнации в стране вовсе не гарантировано.
- Низкая степень свободы в части проведения регионами собственной социально-экономической политики.
Такое положение дел определяют следующие факторы.
Жесткая регламентация в части расходов регионального и муниципальных бюджетов. Национальная бюджетно-финансовая система сейчас устроена таким образом, что подавляющая часть денежных средств, которыми распоряжаются регионы, должна расходоваться строго целевым порядком. При этом перечень целевых нужд и масштабы их финансирования определяются в основном федеральным центром при помощи достаточно жестких нормативов. Невыполнение этих нормативов влечет за собой жесткие санкции как по отношению к отдельным чиновникам, так и к регионам в целом.
В рамках этих правил игры регионам предписано финансировать в основном социальную сферу, коммунальное хозяйство и нужды населения. В этих обстоятельствах объем свободных финансовых ресурсов, которые используются для поддержки реального сектора экономики, в большинстве регионов очень невелик.
Таким образом, в современных условиях многие региональные администрации – это скорее распорядители спущенных сверху смет, чем органы власти, принимающие масштабные самостоятельные решения по развитию экономики и социальной сферы.
Чрезмерная регламентация в сфере отчетности и бюрократической переписки. Переусложненные регламенты, связанные с бюджетным процессом, влекут за собой перегруженность региональной исполнительной власти чисто бюрократическими задачами (заполнение многочисленных отчетов, написание обязательных справок, ответов на письма и т.п.).
При этом качество этих регламентов в основном низкое. Зачастую они вынуждают региональные власти выполнять малоэффективные действия, не имеющие особого отношения к реальным проблемам территории, или тратить излишние ресурсы на решение третьестепенных проблем в ущерб решению первостепенных.
Кроме того, регламенты, которые направляются в регионы различными ведомствами, часто противоречат друг другу.
Наличие институциональных разрывов в системе управления пространственным развитием и развитием регионов. К числу таких разрывов относятся, в частности, дублирование функций в одних случаях и отсутствие ответственных за решение проблемы в других случаях.
Например, часть образовательных учреждений в регионах подчиняется федеральному центру, часть – местным ведомствам. В этих условиях проводить согласованную политику и решать вопросы финансирования в сфере образования крайне затруднительно.
Другой пример – неурегулированность сфер ответственности при управлении лесным хозяйством, что влечет за собой большие проблемы, в частности, при борьбе с лесными пожарами (когда не всегда понятно, какое ведомство, что и где именно должно делать и какие полномочия оно имеет).
Недостаточное влияние крупных инвестиционных проектов общенационального значения на развитие региональных экономик. Как уже отмечалось выше, развитие территорий может быть ускорено за счет прихода в регион крупных инвестиций извне. Довольно часто такие инвестиции приходят в российские регионы в процессе реализации крупных проектов общенационального масштаба.
Чаще всего это инфраструктурные проекты, связанные со строительством дорог федерального значения, магистральных трубопроводов, больших портов и других масштабных объектов. В ряде случаев это может быть строительство новых крупнейших промышленных предприятий. Например, на российском Дальнем Востоке к числу таких проектов можно отнести строительство верфи «Звезда», Восточного нефтехимического комбината, добывающих мощностей Эльгинского угольного месторождения и ряд других.
В то же время, как показывает практика, влияние таких проектов на развитие регионов, в которых они реализуются, в большинстве случаев имеет очень умеренный масштаб. Разумеется, в момент активной фазы крупных инвестиционных проектов формальные показатели динамики региональных экономик – темпы роста ВРП, инвестиций, строительства и др. – быстро увеличиваются. Однако даже на стадии строительства инвесторы нечасто прибегают к услугам местных поставщиков. Оборудование, комплектующие, рабочая сила и строительные материалы в основном завозятся из других регионов России или из-за рубежа. После завершения проектов их влияние на региональные экономические системы, как правило, сокращается еще больше, поскольку потребность новых производственных мощностей в местных ресурсах обычно минимальна.
Яркий пример такого рода – последствия строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). В реализацию этого мегапроекта были вложены колоссальные деньги – 717 млрд руб. в ценах 2012 г., или 23,3 млрд долл. США [7].
Ввод этого нефтепровода в действие имел огромное макроэкономическое значение, позволив нарастить вывоз нефти из России больше на 50 млн тонн, преодолеть ряд геополитических ограничений и существенно повысить доходы федерального бюджета от экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых. Однако влияние нефтепровода на экономику тех шести регионов, через которые он проходит, оказалось совершенно несопоставимым по сравнению с суммой сделанных инвестиций. В частности, число постоянных рабочих мест в компании «Транснефть-Восток», обслуживающей трубопровод, составляет всего лишь 6416 [8], или примерно 0,12% от суммарной численности занятых в указанных регионах.
Вывод финансовых ресурсов из регионов работающими на их территории крупными корпорациями. Эта проблема характерна в основном для регионов, где работают крупные сырьевые корпорации или крупные корпорации, производящие продукцию первого передела (металлургическую, химическую и т.п.).
Конечно, федеральный центр тоже в определенном смысле выводит финансовые ресурсы из регионов (вследствие искаженных пропорций распределения налоговых доходов). Однако затем федеральная власть посредством межбюджетных трансфертов все-таки возвращает преобладающую часть изъятых ресурсов назад в регионы, пусть порой не очень эффективными способами.
Что же касается крупных корпораций, особенно частных, то они предпочитают тратить значительную или даже подавляющую часть выведенных ресурсов за пределами региона [9-10]. Такую финансовую политику крупных корпораций в целом не следует считать злонамеренной. Эта политика вытекает из коммерческой логики – денежные ресурсы направляются туда, куда с точки зрения владельцев компаний деньги вкладывать выгоднее. Однако вследствие такого поведения корпораций регионы не получают должной отдачи даже от весьма быстрого развития сырьевых производств на своей территории (примеры: Кузбасс [11], Сахалин и др.).
В настоящее время это противоречие между интересами регионов и корпораций пытаются устранить, как правило, в рамках неформальных переговоров между губернаторами и владельцами. Этот механизм, безусловно, позволяет найти некоторые взаимоприемлемые решения, однако считать его оптимальным и эффективным все-таки нельзя.
Во-первых, губернатор может защищать интересы региона лишь в меру своей влиятельности и понимания ситуации, и здесь далеко не все губернаторы располагают равными возможностями. Во-вторых, неформальный характер договоренностей позволяет в некоторых случаях уклоняться от их выполнения. В-третьих, такой характер решения проблем всегда содержит в себе серьезные коррупционные риски. В результате во многих случаях российские регионы оказываются не в состоянии настоять на полноценном соблюдении своих интересов.
Фактическое отсутствие или низкое качество стратегических документов по долгосрочному пространственному развитию России. В частности, в настоящий момент в России нет актуального федерального долгосрочного прогноза социально-экономического развития (даже несмотря на наличие законов, предписывающих его обязательную разработку). А недавно принятая федеральная стратегия пространственного развития имеет целый ряд серьезных недостатков и по-прежнему жестко критикуется экспертным сообществом.
В этих обстоятельствах российским регионам очень затруднительно планировать свое средне- и долгосрочное социально-экономическое развитие. Уровень неопределенности настолько велик, что значительная часть региональных инвестиционных замыслов и прогнозных расчетов оказывается «построенной на песке». Как следствие, многие из этих замыслов вскоре теряют актуальность, а ресурсы и силы, потраченные на их подготовку, оказываются израсходованными зря.
Нацеленность нынешней региональной политики и законодательства на поощрение конкуренции между регионами и почти полное отсутствие мер и норм, нацеленных на поощрение межрегионального сотрудничества. В целом процесс межрегиональной конкуренции в вопросах привлечения инвесторов с точки зрения социально-экономического развития России можно расценивать как положительный. Эта конкуренция подталкивает регионы к различным институциональным улучшениям, снижению бюрократических барьеров, развитию инфраструктуры для бизнеса и инфраструктуры для производства, реализации мер финансовой поддержки и прочим важным улучшениям.
Однако в целом ряде случаев правила, регулирующие эту конкуренцию, начинают наносить явный ущерб развитию регионов. Дело в том, что в соответствии с этими правилами, практически все финансовые льготы инвесторам де-факто предоставляются за счет региональных бюджетов. Иными словами, предоставление льгот инвесторам ведет к выпадению доходов регионального бюджета. Поэтому когда регион стремится предложить потенциальным инвесторам более значительные, чем у соседей, финансовые льготы, он автоматически снижает текущие доходы своего консолидированного бюджета еще больше.
Конечно, в будущем можно ожидать компенсации выпадающих доходов за счет расширения налоговой базы, которое происходит после завершения инвестиционных проектов. Но, как показывает практика, полномасштабной компенсации регионам приходится ждать достаточно долго – до десяти лет и более. При этом решение многих текущих проблем из-за выпадения сегодняшних бюджетных доходов затягивается.
Кроме того, предоставление льгот вновь приходящим в регион предприятиям и отсутствие льгот у предприятий, которые уже работают в данном регионе, нарушает принципы справедливой конкуренции. Это обстоятельство также не очень выгодно для регионов, которым зачастую приходится изыскивать ресурсы для компенсации потерь «старым» предприятиям.
В то же время сегодняшнее законодательство пока не позволяет (или крайне затрудняет) прямое финансовое сотрудничество регионов и муниципалитетов. Сейчас, например, региону или муниципалитету практически невозможно профинансировать проект, реализуемый на территории его соседей. Также отсутствуют нормы, прямо позволяющие осуществлять горизонтальные трансферты между территориями.
Вследствие такого положения вещей крайне подолгу решаются даже самые понятные и насущные вопросы межтерриториального сотрудничества. В частности, представители российских городов часто жалуются на то, что даже за свой счет построить новый полигон для бытовых отходов или новое кладбище на территории соседних муниципалитетов сейчас практически невозможно. Прежде всего, из-за многочисленных законодательных ограничений, многие из которых не выглядят оправданными.
Предложения по совершенствованию политики пространственного развития России. Таким образом, решение проблем пространственного развития России требует значительной корректировки государственной региональной политики. Представляется, что ситуация может быть серьезно улучшена за счет следующих действий.
Необходимо вернуться к вопросу о пропорциях распределения налоговых доходов между разными уровнями бюджетной системы, в первую очередь между федеральным центром и регионами. Задача найти новые источники социально-экономического развития требует частичного перераспределения как полномочий, так и ресурсных возможностей в пользу регионов (во многих случаях регионы намного лучше понимают, какие именно местные проблемы необходимо решать в первую очередь). В этой связи, пересматривая пропорции распределения налоговых доходов между федеральным и консолидированными региональными бюджетами, имеет смысл рассмотреть возврат к соотношению «пятьдесят на пятьдесят», хотя бы в долгосрочной перспективе.
Такой структурный сдвиг будет очень непросто осуществить в рамках существующего Бюджетного Кодекса. В то же время с этой целью можно, например, постепенно увеличивать ставки имущественных налогов (жестко привязанных к территории), одновременно снижая ставки налогов на экономический результат (на прибыль, НДС и т.п.).
При этом возможны налоговые эксперименты в границах отдельных пилотных территорий. В частности, есть предложения о том, чтобы менять межбюджетные пропорции распределения для тех налоговых поступлений, которые будут получены сверх некоторого базового уровня. Такой подход создаст регионам и муниципалитетам новый стимул для более быстрого наращивания налоговой базы, так как именно дополнительные доходы позволят им получать более высокую долю отчислений, чем раньше [12].
Желательны изменения в законодательстве, нацеленные на облегчение межрегионального сотрудничества (допустимость горизонтальных трансфертов, софинансирования регионами межрегиональных проектов, финансирования создания объектов на других территориях и т.д.). Эти изменения простимулируют запуск и реализацию проектов, для которых масштаб одного региона слишком мал. Кроме того, будет облегчен переток ресурсов от финансово сильных к финансово слабым территориям. Также в ряде случаев можно надеться на замену неоправданной межрегиональной конкуренции на более плодотворное межрегиональное сотрудничество.
Следует рассмотреть возможность законодательного ограничения масштаба финансовых льгот, предоставляемых на региональном уровне. Некоторые губернаторы уже высказываются за такое ограничение, чтобы ограничить масштаб выпадающих бюджетных доходов. При этом они предлагают перенести основной акцент на межрегиональную конкуренцию в институциональной и инфраструктурной сфере. Иными словами, регионы должны привлекать потенциальных инвесторов не столько финансовыми льготами, сколько минимизацией бюрократических сложностей и облегчением доступа к инженерным, энергетическим и транспортным сетям.
Создание механизмов, стимулирующих локализацию смежных и вспомогательных производств на территориях, где функционируют основные производства крупных корпораций. Разумные решения в этой сфере помогут решить проблему оттока финансовых ресурсов из регионов по линии крупных корпораций. Кроме того, это даст возможность повысить социально-экономический эффект, который регионы получают от реализации крупных инвестиционных проектов.
Возможно, норму о минимально необходимом проценте локализации производства на территории региона следует включать в специальные инвестиционные контракты (СПИКи) или другие подобные законодательные инструменты, регулирующие взаимоотношения инвесторов с российскими регионами и муниципалитетами.
Дебюрократизация процесса управления регионами. Снижение бюрократической нагрузки на региональные структуры власти и подчиненные им учреждения, во-первых, уменьшит бюджетные расходы на покрытие разного рода транзакционных издержек, а, во-вторых, освободит время и ресурсы исполнителей для решения практических задач.
В рамках работы по дебюрократизации следует резко уменьшить число документов обязательной отчетности, прежде всего тех, которые в дальнейшем практически не используются для практической работы в регионах и муниципалитетах.
В частности, совершенно очевидно, что никакого практического смысла не имеет обязательная разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития всех без исключения российских муниципалитетов. Подавляющее число муниципалитетов не имеет ни ресурсов, ни квалификации для разработки таких стратегий. Необходимость в таких стратегиях также сомнительна в виду крайне высокой зависимости муниципалитетов от динамики развития их регионов и практической невозможности проводить сколько-нибудь самостоятельную социально-экономическую политику на муниципальном уровне. При этом можно оставить муниципалитетам право разрабатывать долгосрочные стратегии по собственному желанию.
Одно только решение о переходе от обязательной разработки муниципальных стратегий к добровольной сможет сократить поток бюрократической отчетности на несколько десятков тысяч документов, почти каждый из которых имеет объем в сотни страниц.
Также можно было бы, например, объединить разработку региональных долгосрочных прогнозов, долгосрочных стратегий и схем территориального планирования (сейчас это различные документы). Желательно также резко уменьшить число запросов вышестоящих ведомств к регионам и муниципалитетам по предоставлению различных внеплановых справок и отчетов.
* Статья подготовлена в рамках Комплексного плана научных исследований (КПНИ) «Научно-методическое сопровождение стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России» на 2019-2021 гг., который реализуется по заданию Минобрнауки РФ.
Источник: ecfor.ru
Актуальные проблемы развития российской экономики и промышленности
Ключевые проблемы развития современной промышленности
Промышленность является одной из ключевых отраслей материального производства, которая ежедневно усиливает воздействие на социальное и экономическое развитие человечества. Промышленность, как и все другие отрасли экономики, имеет целый ряд весомых проблем, которые необходимо разрешить в ближайшем будущем.
Промышленность – это совокупность предприятий и других организаций, которые заняты производством орудий труда, как для самой промышленности, так и для других ее отраслей, добычей материалов, сырья, топлива, производством электрической энергии последующей обработкой продукции, что получены в процессе промышленности или произведены сельским хозяйством.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Проблемы промышленного развития 410 руб.
- Реферат Проблемы промышленного развития 270 руб.
- Контрольная работа Проблемы промышленного развития 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Наиболее важной и актуальной проблемой современной промышленности является первостепенная необходимость ее модернизации. Благодаря промышленности можно обеспечить стремительный рост и развитие производства. А это, в свою очередь, приводит к повышению его эффективности и конкурентоспособности, а также позволит развить существующие и развить новые целевые рынки. Основным инструментом, который сможет реализовать данные задачи, является технологическая модернизация. Фактический потенциал промышленности заметно уступает требованиями мирового рынка, все промышленные комплексы уже давно нуждаются в новом современной оборудовании, методах и технологиях.
Второй немаловажной проблемой промышленного развития является нестабильная технически-материальная база и недостаток финансирования. В условиях постоянной нехватки материальных ресурсов, промышленные организации и предприятия не имеют возможности усовершенствовать и обновить свою техническую базу, а также внедрить инновационные технологии и перейти на новый уровень технического промышленного развития. Освоение, разработка и внедрение новых современных технологий – вот ключевая задача и основная необходимость любой отрасли промышленности.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Третьей важной проблемой, которая негативно воздействует на развитие промышленности, является недоработанная и недостаточно развитая научно-исследовательская работа в промышленной сфере. Неидеальная научно-производственная база и нехватка проведенных научно-исследовательских мероприятий, которые занимаются освоением, разработкой и внедрением в промышленность новых современных технологий, приводит к негативным результатам и значительно снижает темпы роста производства.
Четвертая основная проблема промышленного развития – это стремительный отток квалифицированных кадров и ухудшение социальной обстановки на предприятии. Нехватка квалифицированных работников резко влияет на развитие промышленного комплекса.
Проблемы и перспективы развития высокотехнологической отрасли в России
Проблемы и перспективы развития высокотехнологической отрасли вРоссии
Суворова Ирина Арсалановна, студент;
Мижит-Оол Орлан Радиславович, студент
Дальневосточный федеральный университет
На сегодняшний день большинство производственных процессов выполняются за счёт автоматизированных производственных линий; все коммуникации между людьми, которые находятся на расстоянии, осуществляются за счёт таких средств связи, как: смартфоны, планшеты, компьютеры, смарт-часы и тому подобное. Другими словами — жизнь людей напрямую зависит от различных технологий, которые упрощают жизнь людей во всех её проявлениях. Однако подавляющее большинство создаются на территории США, Южной Кореи, Японии, Китае и стран европейского союза. На территории российской Федерации также создаются различные технические устройства, но уступающие во всех своих проявлениях зарубежным аналогам.
Существует ряд проблем, которые способствовали и способствуют замедлению темпа развития технологической отрасли Российской Федерации:
1) Отсутствие высококвалифицированных кадров в технической отрасли в российских компаниях является основной проблемой. Однако стоит отметить, что идёт речь не об необразованности отечественных специалистов, а наоборот — ввиду их высококвалифицированности зарубежные их в свои компании под предлогом лучших условий труда и жизни для их семьи, что является мотивирующим фактором работы отечественных специалистов в зарубежных компаниях. В итоге в российских компаний работают люди, не обладающими достаточными знаниями для эффективного развития и создания различных устройств.
2) Отсутствие поддержки со стороны государства. Когда компания находится на стадии зарождения, ей невероятно трудно удерживаться в условиях сегодняшней ситуации на рынке. Россия не предлагает никаких существенных льгот, помогающим мелким предприятиям. Тем самым, даже очень перспективные проекты покупаются зарубежными компаниями, и, как и в большинстве случаев, компания поменяют свою локацию на территорию другой страны.
3) Следующая проблема присуща, в основе, российскому населению — устоявшиеся стереотипы о невероятно низком качестве товара российского производства. В некотором роде — это даже не стереотип, а факт. Но со стороны населения существует недоверие к российским производителям, как раз из-за стереотипов о низком качестве, тем самым у компании очень низкие продажи даже при качественном производстве.
4) Высокая конкуренция по аналогичным товарам. Однородный товар, схожий по характеристикам, предлагают десятки различных компаний. И у зарубежных компаний-гигантов, себестоимость производства одного товара гораздо ниже чем у российского производителя, тем самым и цену зарубежная компания может поставить ниже, чем у российского аналога.
Резюмируя все данные проблемы, делается вывод, что в современных реалиях в России невозможно достичь положительного результата без координатного изменения как подхода к специалистам в технологической отрасли, так и к изменения отношения государства к развития технологической отрасли в России.
Для примера необходимо разобрать российский смартфон «Yota Phone» (рис.1), и его характеристики (рис.2)
Данный смартфон вышел в 2013 году, и уже на тот момент его внутренние составляющие и технические характеристики были на уровне смартфонов 2011 года. При создании данного смартфона был сделан акцент на нестандартность идеи, а именно — с одной стороны сам смартфон, с другой стороны телефона электронная книга, однако такая идея была воспринята критична пользователями.
Причинами провала продаж данного смартфона можно назвать:
1) Плохие технические характеристики;
2) Нестандартный дизайн телефона с 2-мя экранами;
3) Не оптимизированное программное обеспечение, что вызывало много программных сбоев в работе телефона;
4) И самая основная причина — высокая цена. На момент выхода телефон продавали за 35 000 рублей, данная цена была установлена на уровне цен конкурентов топовых устройств. Разумеется, в виду незнания компании и слишком высокой цены люди не покупали данный телефон.
В 2015 года компания Yota перезапустила модель, обновив её и улучшив технические составляющие. Устройство получило название «Yota phone 2», технические характеристики были улучшены, но они были улучшены относительно прошлой модели, и все равно данные характеристики были присущи телефонам 2014 года, что говорит о том, что компания опять выпустила телефон слишком поздно и ещё по более высокой цене. Причины провала продаж идентичны причинам предыдущей модели.
Анализируя данную ситуацию, делается вывод, что ещё одной проблемой развития технологической отрасли России является не компетентный менеджерский состав, поскольку даже при перезапуске телефона причины остались абсолютно такие же как и с первой моделью, а цена увеличилась на 50 %.
Россия обладает высоким потенциалом для развития технологической отрасли, поскольку большое количество самых высококвалифицированных специалистов, работающих в крупных компаниях, как Google, Apple, Tesla и т. п. рождены и выросли в России, а специалисты — это как раз основа развития технологической отрасли. Для масштабного изменения технологической отрасли и последующего её развития необходимо:
1) Провести ведущими IT-компаниями России изменения условий труда сотрудникам, заработную плату и проводить все необходимые мероприятия для улучшения уровня их жизни. Именно таким способом зарубежные компании переманивают российских специалистов. Им предлагается дешёвое жильё, высокая заработная плата, в большинстве случаев бесплатная еда на работе. Также учитывая тот факт, что уровень качества жизни в таких странах как США, Канада лучше, чем в России, то становится вполне понятно почему российские специалисты переезжают в другие страны.
2) Нанимать специалистов из-за рубежа предлагая им лучшие условия. Данный пункт является очень затратным для российских компаний, поскольку для того, чтобы сотрудник перешёл в компанию из России, ему нужно предложить высокую заработную плату и приложить все силы к созданию лучших условий труда, что будет очень затратно для российских компаний.
3) Осуществлять поиск и последующий наём специалистов среди студентов. Например: компания выбирает несколько человек и составляет с ними договор, что после окончания университета данный студент будет работать в российской компании, предлагая им ежемесячную солидную сумму. Таким образом, у компаний будет готовый контракт на 3–4 года. В данном пункте трудно предугадать компаниями насколько квалифицирован будет тот или иной студент, но тут уже необходимо проводить более тщательный отбор и проводить различные испытания.
4) Со стороны государства оказывать материальную поддержку перспективным технологическим проектам. Очень распространены случаи, когда группа студентов, товарищей придумывают, патентуют и максимально корректно доказывают теоретически свою идею, но не имеют средств на её осуществление. Компании-гиганты выкупают данные идеи и патенты за солидную для людей сумму, однако ценность этой идеи намного выше, за сколько её продают. Таким образом, государство необходимо проводить конкурсы на материальное обеспечение перспективных проектов.
Однако стоит отметить, что некоторые российские , занимают большую долю рынка в России при продаже бытовой техники. Более того, цена на продукции значительно ниже цен конкурентов, на некоторые категории товаров цена ниже в 3–4 раза при абсолютно тех же технических характеристик, как и у зарубежных компаний. Качество продукции у данной компании на удовлетворительном уровне, но если учесть тот факт, что компания ещё молодая и уже стала продавать большой ассортимент товаров, то можно сделать вывод, что в некоторых категориях технологического рынка Россия постепенно развивается.
Технологические отрасли в России практически не развиваются в ввиду множества проблем, но все они упираются именно в материальную составляющую, именно поэтому необходимо предпринимать меры для предотвращения этой проблемы, так как российские специалисты обладают огромным потенциалом и знаниями, которые смогут продвигать технологические отрасли России к успешному будущему.
- Гасанов М. А., Сухих В. О. Интеллектуальная собственность и рынок // NovaInfo.Ru. 2021. Т. 1. № 45. С. 82–87.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Нестабильный курс рубля: причины, плюсы и минусы // Молодой ученый. — 2021. — № 7. — С. 747–750.
- Хвостенко Т. М., Поцепай А., Ловцов А. Дискуссия на тему: «Первый русский смартфон-Yotaphone» // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2013. № 2. С. 36–37.
- Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Интернет-торговля как один из видов электронной коммерции // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 329–332.
- Алексеев А. В. Инвестиции в развитие российского смартфона Yotaphone // статья в открытом архиве № 60864 23.12.2014
- Гормакова Н. И. Мобильный бизнес: перспективы развития подвижной связи в России // Электросвязь. 2007. № 7. С. 63–64.
Предприятия пищевой промышленности
2017 стал годом положительного динамичного роста сферы производства пищевых продуктов. Это обусловлено применением санкционных ограничений по отношению к России, введением политики импортозамещения, программ государственных льгот. В таблице приведены крупнейшие по производительности труда изготовители товаров продовольствия в России по итогам 2021г.
По процентному росту производительности труда за двенадцать месяцев лидерами стали:
- Каневсксахар – 107%;
- Великоустюгский ликеро-водочный завод – 101%;
- Таганский мясокомбинат – 95%.
Интересный пример: По степени внедрения инновационных технологий при производстве и поставках молочной продукции стоит отметить Группу , ставшую лидером по производству продуктов из молока на международном рынке и реализующую свои товары на всей территории России. С помощью технологии блокчейн покупатель может проконтролировать всю цепочку производства продуктов ГК «Галактика» – от хозяйства до полки. Как это сделать: Сканируем штрих-код, который на продукции, вводим дату изготовления, вносим индивидуальный код, получаем всю информацию об этом продукте!
Кризис обнажает проблемы строительной отрасли
Еще до COVID-19 показатели производительности строительной отрасли были низкими по сравнению с другими секторами экономики. По уровню цифровизации за строителями стоят только товарищи, работающие в аграрной промышленности и поэтому отступать строительной отрасли уже некуда.
1. Застойная производительность, низкая оцифровка данных и низкая рентабельность (2-10% в развитых странах, и 15-30% в развивающихся) преследуют отрасль в течение многих лет. А высоко-индивидуальный подход к строительству и фрагментированная экосистема только добавляет проблем в копилку факторов, тормозящих развитие всего сектора.
Заметным результатом повышения производительности например в обрабатывающей промышленности является относительная цена автомобиля. Стоимость автомобиля снизилась со 140% среднего «национального дохода на душу населения в США» в 1910 году до 33% в 2012 году, а стоимость среднего жилья при этом выросла с 333% до 619% от дохода на душу населения в течение этого же периода.
2. За последние десятилетия количество данных, используемых при планировании — росло как лавина, в то время как входящие данные не только не обрабатывались, но впоследствии редко систематизировались, теряясь навеки на локальных дисках. Поэтому на данный момент строительная отрасль является одной из наименее оцифрованных отраслей экономики.
К сожалению строительный проект нельзя сравнить со средним IT стартапом. Канбан для стандартного IT проекта будет иметь в 100 раз меньше задач чем Канбан при строительстве небольшого уличного бассейна. Строительная отрасль намного сложнее и запутанней чем банковская сфера (100x) или автономные автомобили (10x), поэтому до применения больших данных и машинного обучения при планировании проектов, что могло бы дать новый толчок отрасли — ещё далеко.
В обычном ИТ проекте, можно предположить примерно 1000 процессов. В машиностроильным проекте таких процессов будет уже 10 тыс. В строительном же проекте подобных процессов от 100 тыс. до 1 млн.
Строительная отрасль отстаёт от других секторов — потому что она большая и неоднородная
и ей понадобятся ещё много лет, чтобы догнать уровень автоматизации, которого уже сегодня достигло например машиностроение.
3. Одной из главных проблем по сравнению с другими отраслями, с которой сталкивается строительная отрасль, является низкий уровень производительности. Одновременно с этим 78% инженерных и строительных компаний считают, что риски при проектировании новых проектов увеличились в несколько раз.
Развитие легкой промышленности
Поскольку товары, которые выпускаются данной сферой деятельности, являются важными и значимыми для всего населения страны, то отрасль постоянно развивается и модернизируется, поскольку необходимо постоянно улучшать качество производимых товаров. Дело в том, что в других странах легкая промышленность является более развитой, в результате чего иностранные конкуренты имеют возможность предлагать российскому населению более качественные и надежные товары. Это ведет к тому, что отечественное производство и товары теряют свою привлекательность. Поэтому многие крупные компании, работающие в сфере легкой промышленности, пытаются внести определенные изменения в свою деятельность, для чего приобретают современное оборудование и вводят инновационные технологии.
Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России
Прибыльность и развитость производителей продовольственных товаров определяется двумя основными факторами: близостью к сырью и спросом среди населения.
Расположение перерабатывающего комплекса в непосредственной близости с сырьевым производителем позволяет сэкономить на транспортных расходах, издержках по хранению. Сырье регулярно поступает в переработку, процесс производства имеет непрерывный цикл, что является основополагающим в стабильности. Ориентация на потребительский спрос необходима организациям, выпускающим изделия с коротким сроком хранения.
На характер размещения отраслевых предприятий пищевой промышленности влияют также следующие факторы:
- Сезонный характер поставки сырья;
- Невозможность сырьевой транспортабельности;
- Экономическая необоснованности логистических мероприятий;
- Характер потребительского спроса;
- Массовая востребованность продуктов питания;
- Существенная доля транспортных расходов в себестоимости продукции и др.
Кризис строительной отрасли в Европе
Строительная отрасль остается одним из наиболее важных секторов экономики в Европе, представляя около 10% ВВП и 50,5% валового накопления основного капитала, обеспечивая 20 миллионов прямых рабочих мест только в ЕС.
Кризис 2008 года сильно ударил по строительной отрасли Европы. Греция пострадала больше всех и потеряла 80% своей строительной промышленности в период с 2010 по 2013 годы. В остальных странах ЕС произошел внезапный спад производства — от -54,4% в Литве в 2009 году до почти стабильных уровней активности в Германии и Австрии.
Кризисы сглаживают всплеск активности в докризисные годы.
До 2007 года объемы строительства в ЕС росли с каждым годом. Тем не менее, рынок показал резкое снижение после 2008 года. Кризис евро и последовавший за ним — глобальный финансово-экономический кризис, оказали большое влияние на строительную отрасль во многих европейских странах и в посткризисный период количество занятых в строительстве сократилось на 15-30%:
- Только в Европе около 4 000 000 человек «покинули» строительство
(от пика в 2007 году до «дна» в 2013 году) - с 2014 по 2021 год 70% этих людей вернулись в строительную отрасль
Население Европы за последние 20 лет выросло на 15 миллионов человек и в то же время около 5 миллионов человек покинули
строительную отрасль.
При отсутствии роста производительности в строительном секторе, и росте населения, отток рабочих из строительства указывает не на проблемы, а скорее на рост количества предложений в смежных отраслях.
Куда уходят строители? Означает ли это, что появились новые, более привлекательные отрасли с добавленной стоимостью?
Влияние COVID-19 на строительную отрасль
С начала осени 2021 года мы можем ожидать спада в строительной отрасли, который возможно ударит сильнее по экономике, чем кризис 2008 года. При сохранении перманентных карантинов и развития инфраструктуры для удалённой работы — снизится спрос на офисные помещения, предложения квартир рядом с этими офисами, коммерческие площади и offline торговые центры в городах.
Уже сейчас можно работать из любого удобного места и продавать/покупать любые товары из любой точки мира, где ловит интернет. В этот кризис начнут расти новые компании и стартапы которые до следующего большого кризиса приведут нас к новому уровню потребления и возможности зарабатывания денег.
Нам будут необходим быстрый доступ в Интернет и тёплое бунгало для ночлега. А в городах будут оставаться семьи с детьми и люди преклонного возраста, которым нужна инфраструктура родственников, образования и досуговых центров.
Отрасли пищевой промышленности
На сегодняшний день существует более тридцати обособленных отраслей по выпуску пищевых продуктов, табачных и алкогольных изделий.
Что производит пищевая промышленность:
- Молочные изделия;
- Продукты длительного хранения, специальной обработки (консервация);
- Пеработка мяса;
- Масложировая продукция;
- Макаронные изделия, размол муки;
- Виноделие;
- Табачная продукция, курительные принадлежности;
- Кондитерские изделия;
- Напитки с низким уровнем содержания алкоголя и безалкогольные;
- Переработка рыбы и морепродуктов;
- Добыча и подготовка (измельчение, добавление добавок) соли;
- Производство сахара;
- Выращивание фруктов, овощей, зелени;
- Хлебопродукция.
Обширное отраслевое разъединение связано с массовостью производства, сложностью совмещения разных видов сырьевой обработки. Каждая сфера позиционируется на отдельном направлении, разрабатывает все возможные пути обработки сырья, продуктовый ассортимент. Наиболее крупными и перспективными отраслями являются производство мяса, молока, мучных изделий и продовольственных товаров.
Основные отрасли пищевой промышленности – обработка сырья, поступающего по транспортным сетям страны (например, обработка молочной и мясной продукции, поступающих с фермерских хозяйств). Данная группа производства имеет распространение в зависимости от логистики, близости к крупным промышленным центрам и комплексам. Вторая категория продукции развивается относительно формирующегося спроса населения и сырьевой базы.
Главная масса производства профилируется на переработке материалов, небольшая часть занимается добычей природных ресурсов (рыба, соль, растения, возможные к употреблению в пищу). При осуществлении деятельности предприятия обязаны обеспечить оптимизацию производственного цикла, безопасность и высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособность на международном рынке.
Роль пищевой промышленности
Большой потенциал для развития производства в пищевой промышленности сформирован за счет богатой сырьевой базы, создаваемой сельским хозяйством. Деятельность строится на непосредственной связи с торговыми компаниями. Локализация, массовость, высокая рентабельность и сопротивляемость экономическим изменениям сделали сферу пищевой промышленности лидирующей.
Характеристики и значение пищевой промышленности позволяют установить, что инвестирование в сферу производства отечественных пищевых продуктов – одно из прибыльных и быстро окупаемых. Это обусловлено доверием граждан к сырьевой базе, непосредственной близостью предприятий к потребителям, альтернативной ценовой политикой.
Источник: baikalhangkai.ru
Четыре главные проблемы России на столе Путина. Кто будет отвечать за провал?
Стратегия развития России – это борьба с низкими доходами семей и строительство опережающими темпами. Путин обозначил задачи на период экономического роста и объяснил, чем власть будет заниматься после выборов.
В Конституции России сказано, что Россия – это социальное государство, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ни один «либерал» в это никогда не поверит, а реальная практика властей, увы, часто заставляет разувериться в этом даже самых лояльных патриотов. Но одного человека, который безусловно верит в эти положения основного закона страны, мы с вами знаем – и это сам президент, человек, который определяет смысл деятельности всех органов власти и направление, по которому пойдёт страна.
Конечно, его вчерашнее выступление на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам можно счесть политическим жестом. Оппозиция не преминет отметить, что речь президента – жест поддержки в сторону «партии власти», которой не очень легко приходится на выборах в Государственную Думу. Наверное, если бы президент говорил только о достигнутых в 2020–2021 гг. результатах, это было бы так, но, говоря о пути, которым идёт страна, Владимир Путин неожиданно для многих сосредоточил внимание на проблемах.
4 проблемы России – мнение Путина
Вот главные из них, названные словами президента:
Мы хорошо понимаем, что наряду с реальными достижениями есть и значительное число нерешённых задач. Проблем, которые чувствительны для людей. Это прежде всего бедность, низкие доходы многих семей, невысокое качество первичного звена здравоохранения, изношенность школьных зданий.
Повторим: это сказано на заседании Совета по стратегическому развитию. То есть решение названных проблем, с точки зрения Путина, – это и есть стратегия развития страны.
Как может быть реализована стратегия, основная решаемая задача которой – борьба с бедностью? Совершенно очевидно, что только одним способом – вложением как можно большего количества государственных средств в прямую помощь нуждающимся, а также обеспечением для них возможности заработка. Старый спор между «системными либералами» и партией развития в руководстве страны закончен: президент видит необходимость финансирования всё большего количества социальных проектов, более того, для него и все инфраструктурные вложения в экономику – это социальный проект. Значительно более важный, чем складирование денег в «кубышку» резервных фондов.
Деньги есть, и на них надо строить жильё и школы
Решение задач борьбы с бедностью в относительно короткой перспективе, следуя мысли президента, возможно, так как Россия после тяжёлого 2020 года вступила в период экономического роста. В этом пункте Путин, вновь неожиданно для многих, продемонстрировал очень большой оптимизм, сказав, что «экономический рост по итогам текущего года составит порядка четырёх процентов», и добавив, что «уровень безработицы практически вернулся к параметрам 2019 года», – хотя, конечно, добавил Путин, многие ещё испытывают сложности с трудоустройством.
Перечисляя те самые «реальные достижения», на одно из первых мест президент поставил поддержку семей с детьми.
На протяжении последних лет мы создаём именно целостную систему поддержки семей с детьми, шаг за шагом принимаем здесь необходимые решения.
Потому что на практике принцип «человек – это высшая ценность» означает для Путина реализацию концепции «сбережения народа» – а это означает поддержку семей, то есть рождения и воспитания детей.
Вообще, если выстроить иерархию стратегических задач России по Путину, то семья и деторождение окажется на первом месте – это абсолютно традиционалистская политическая, социальная и экономическая установка. А из необходимости поддержки семей с детьми уже выстраивается всё остальное: и борьба с бедностью, и направление экономического роста, и выбор способов стимулирования экономики.
Сразу после поддержки семьи президент заговорил об улучшении жилищных условий – в прошлом году их смогли улучшить 3,5 миллиона граждан России. Это означает, что стройка – важнейший фактор экономического роста. И потому, что имеет огромное социальное значение, и потому, что в этой отрасли сравнительно быстро оборачиваются средства.
Соответственно, задача, которую ставит Путин, – увеличить темпы и объёмы строительства. В жилищной сфере – льготная ипотека помогает и отрасли, и людям. И в сфере инфраструктуры.
В этом месте возникает и партия «Единая Россия»:
За ближайшие пять лет – и мы договорились об этом на недавнем съезде партии «Единая Россия» – нужно провести капитальный ремонт школ, прежде всего в сёлах, небольших населённых пунктах. Здесь также предстоит продолжить формирование современной среды для жизни, включая строительство, оборудование сельских клубов и так далее.
Партия власти получает явную поддержку – и заодно задачи на пять лет вперед. Причём такие задачи, не справиться с которыми означает затормозить развитие страны. Это, конечно, предвыборное заявление.
Подписывайтесь на канал «Царьград» в Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Источник: tsargrad.tv
ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ
Настоящее состояние Российского станкостроения: проблемы и перспективы
Несмотря на несколько стратегий и планов по импортозамещению в станкостроении, Россия может остаться без собственных станков, особенно сложных. Дело прежде всего в критических комплектующих, производство которых мы так и не собрались наладить за последние годы.
Если у вас есть полноценные станкостроение и современное электронное машиностроение и вы в состоянии изготовить любой станок и любую электронную машину, то вы сможете произвести и любое устройство — от игрушек до планшета, от трактора до ракеты. Ведь любое современное устройство состоит из деталей и узлов двух типов: первые получены в результате механической обработки, вторые — это разнообразные электронные компоненты. Первые изготавливают на станках, производством которых занято станкостроение, вторые — на машинах, которые производит электронное машиностроение. О плачевном состоянии российского электронного машиностроения и важных усилиях по его возрождению мы недавно писали.
А главное, не было предусмотрено выделение ресурсов на их выполнение. Проанализировать ход и проблемы импортозамещения в станкостроении тем более важно, что, по мнению наших респондентов, сейчас в Минпромторге заняли такую позицию: с одной стороны, «у предприятий нет проблем с приобретением необходимых станков», а с другой стороны, «все уже локализовано в достаточной степени», — а это, к сожалению, не так. Ведь даже если локализовать 90% изделия, но не обеспечить локализацию каких-то критических комплектующих, то говорить об успехах локализации бессмысленно. А проблемы с критическими комплектующими остаются. О чем мы расскажем ниже.
Крайнев А.Ф. «Искусство построения машин и сооружений с древнейших времен до наших дней»
ЧТО НУЖНО ИМПОРТОЗАМЕЩАТЬ
Все станкостроение можно подразделить на две основные группы: «рядовые» станки «нормальной» точности для производства простых изделий и сложные, многокоординатные прецизионные станки.
Нишу «рядовых» станков в мире уверенно занимает Китай. Когда китайцы решили развивать у себя в стране станкостроение, они начали со строительства заводов по выпуску самых массовых и простых станков. Фактически повторяя советский путь, начали с токарных станков с ручным управлением типа 16А20 разработки завода «Красный пролетарий», которые производились в СССР с 1973 года.
Таких станков действительно нужно было в те годы довольно много. Например, Астраханский станкостроительный завод в системе Минсельхоза выпускал подобные простые токарные станки для ремонтных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Но еще в советское время их производство сильно сократилось. Хотя модернизированная модель станка 16А20, уже с ЧПУ, производится в России до сих пор — конечно, в несравнимо меньших количествах. А китайцы под эту массовую потребность начали делать свои станки, и очень успешно.
Даже при самом поверхностном анализе видно, что эти документы не конкретные планы, а перечисление желательных целевых показателей, при этом никак не расписано, кто и как их достигает
Что касается прецизионных и особо сложных станков, например пятикоординатных, то лидером в их производстве уже многие годы является Германия, серьезную конкуренцию которой составляют Швейцария, Япония, Тайвань, Южная Корея.
И именно такие станки являются предметом всяческих санкций и в первую очередь нуждаются в импортозамещении. Ведь их экспорт в Россию всегда был серьезно ограничен в соответствии с так называемым Вассенаарским соглашением по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий двойного применения), в котором Россия тоже принимает участие.
В соответствии с этим соглашением каждое государство само определяет, что из подобных товаров и технологий оно готово продавать и кому. И большинство наиболее современных и точных металлообрабатывающих станков и комплектующих для них подпадало под ограничения этого соглашения. После 2019 года эти ограничения были в значительной мере ослаблены, но теперь они вернулись в еще большем объеме в виде санкций. Так что проблема импортозамещения в станкостроении возникла не сегодня, но именно сейчас стало окончательно ясно, что без импортозамещения не обойтись.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ
Надо заметить, что современные станкозаводы, по существу, превратились в сборочные производства. А необходимые для этого комплектующие, которые как раз и обеспечивают заданные точностные и другие важнейшие параметры станков, производятся на специализированных производствах, и их экспорт в Россию является предметом отдельных санкций. Спроектировать и изготовить даже самый современный станок не проблема, если у вас есть комплектующие соответствующего уровня. Вот почему, когда мы говорим об импортозамещении в станкостроении, то в первую очередь мы имеем в виду производство основных комплектующих. Автор этих строк писал об этом еще в 2014 году в журнале «Эксперт».
Рассмотрим состояние производства некоторых из них в настоящее время в России.
Линейные направляющие (опоры) качения. Еще в последние советские годы было начато строительство завода в Липецке для их производства, которое отвечало очень высоким требованиям. Ведь для того, чтобы изготовить прецизионную направляющую, необходимо не только специальное оборудование очень высокого класса (выше по классу, чем сама направляющая), но и здания со всеми атрибутами прецизионного машиностроения — чистые и термоконстантные цеха со специальной защитой оборудования от воздействия внешних вибраций, а также очень высокий уровень всех контрольно-измерительных приборов, позволяющий производить отбор изготовленных направляющих по классу точности. К 1991 году этот завод построили, но, как отметил один из наших респондентов, он так и не был запущен в строй.
Прецизионные шпиндели*, шарико-винтовые передачи. Одной из основных комплектующих, определяющих характеристики станка, являются используемые в нем шпиндели.
Последние годы основная тенденция на станках нормальной точности — использовать шпиндели так называемого картриджного типа, когда шпиндель является самостоятельным узлом, в котором уже предусмотрены все функции: и зажим инструмента, и подача смазочно-охлаждающих жидкостей через шпиндель — все интегрировано прямо в этом узле. Он и называется «картриджного типа» потому, что является целиком сменным узлом. Дело в том, что шпиндель изнашивается быстрее, чем станок в целом. И шпиндели меняются, в зависимости от интенсивности использования станка, условно раз в год или два. Но в России шпиндели такого типа никто не делает.
Как пояснил один из наших респондентов, «мы можем собирать шпиндели. Мы худо-бедно можем изготавливать их корпуса, валы, другие детали, но шпиндельных подшипников для прецизионных станков в России нет». А именно они определяют характеристики шпинделей.
Спроектировать и изготовить даже самый современный станок не проблема, если у вас есть комплектующие соответствующего уровня. Вот почему, когда мы говорим об импортозамещении в станкостроении, то в первую очередь мы имеем в виду производство основных комплектующих
Производство ультрапрецизионных подшипников качения может существовать только рядом с производством обычных подшипников повышенной точности, потому что прецизионные получаются выборкой из этих обычных. Причем эта выборка составляет единицы процентов от всей партии, так как требования по точности обработки колец для прецизионных подшипников превосходят все возможности существующего механообрабатывающего оборудования.
Поэтому, как заметил один из наших респондентов, прецизионный подшипник получается только в результате многоступенчатого отбора и колец, и шариков. Так же как и в случае с направляющими. И требования к производству тоже аналогичные. И пока такого производства в России нет.
Аналогичная ситуация с производством ШВП — шарико-винтовых передач.
* Шпиндель — рабочий вал металлорежущего станка. На шпиндель закрепляется инструмент (фреза, сверло, шлифовальный круг и т. п.) или обрабатываемое изделие. К шпинделю предъявляются высокие требования по точности вращения, существенно влияющей на точность обработки. Поэтому их устанавливают на подшипниках качения высокого класса точности или подшипниках скольжения, а особо быстроходные шпиндели внутри шлифовальных станков (частота вращения до 100000 об/мин) — на подшипниках скольжения с воздушной смазкой. Привод современного шпинделя осуществляется от встроенного электродвигателя (мотор-шпиндель).
Проблема литья. Как пояснил один из наших респондентов, «дело в том, что в Советском Союзе существовали так называемые центролиты, литейные заводы, которые работали на много потребителей, что позволяло снижать издержки. Потому что содержать собственное литейное производство, даже при программе выпуска в тысячу станков в год, заводам нерентабельно». Вот почему станкостроительные заводы в настоящее время предпочитают заказывать станины, которые как раз изготавливаются литьем, в Китае. Несмотря на логистику, это оказывается выгоднее.
Метрологическое обеспечение станков и их производства. При сборке станков, особенно прецизионных, даже из готовых узлов требуются специальные измерительные приборы, для того чтобы все выставить друг относительно друга. А для самого станка требуются измерительные щупы для привязки к деталям, которые идут в комплекте к станку. «А это, — как отметил один из наших респондентов, — очень наукоемкие приборы, которые импортировались и подпали под санкции. И даже если сейчас станкостроительные заводы имеют в наличии набор этого метрологического обеспечения, то расширение производства и замена выходящих из строя приборов — это проблема, которая проявится. Не сразу, но проявится».
Системы ЧПУ. Проблема шпинделей, в свою очередь, связана с проблемой ЧПУ, которая включает вычислитель верхнего уровня и блоки управления приводами, в том числе шпинделями, так называемые шпиндельные сервопреобразователи**. В России есть сервопреобразователи для работы с двигателем на 3‒4 тысячи оборотов в минуту. А если речь идет о скорости вращения в 20, 30, 40 тысячах оборотов в минуту, которая используется в прецизионных станках, то таких сервопреобразователей у нас пока нет.
У системы ЧПУ есть несколько ключевых характеристик. Во-первых, быстродействие. Наши системы ЧПУ в настоящее время имеют такты интерполяции порядка одной миллисекунды. Для прецизионных, высокоскоростных станков высокого класса это не подходит.
Вторая характеристика, которая очень важна, — технологический функционал системы. Чем дольше система разрабатывалась, чем в больших объемах она выпускалась, тем более развит ее технологический функционал. Для того чтобы воспроизвести технологический функционал, например, самых распространенных систем ЧПУ компаний Fanuc и Siemens, нужно нарабатывать его годами. То есть это просто программное обеспечение большого объема. Ограниченность технологического функционала, по мнению наших респондентов, — это ахиллесова пята всех систем ЧПУ российского производства, потому что их разрабатывали компании, у которых нет ресурсов для разработок такого масштаба.
Еще в 2017 году компания — национальный чемпион «Стан» представила совместную с компанией «Числовая механика» из группы другого национального чемпиона «Т-Платформы» разработку системы ЧПУ «Перспектива» на процессорах «Байкал». Развития эта разработка не получила, к тому же процессоры «Байкал» предполагалось изготавливать на тайваньской фабрике TSMC, которая присоединилась к санкциям.
** Сервопреобразователь, или сервопривод, — исполнительное устройство, которое, получая на вход от системы ЧПУ некое значение управляющего параметра (положение детали или инструмента) и основываясь на показаниях датчиков обратной связи, поддерживает это значение на выходе исполнительного элемента.
Другие проблемы. На этом проблемы импортозамещения не заканчиваются. Аналогичные проблемы существуют с датчиками обратной связи, датчиками угла, линейными датчиками, с высокомоментными и линейными двигателями.
Поворотная ось станков делается сегодня либо на червячной паре, либо direct drive — это прямой привод без редуктора на основе высокомоментного двигателя. При таком решении можно получить очень высокую точность, потому что нет механики. Но у нас не делают редкоземельных магнитов для таких двигателей. И прецизионные червячные пары в России тоже не делаются.
Большие надежды связывались с развертыванием в России производства станков на дочерних предприятиях зарубежных компаний, бравших обязательства по его локализации в России. Так, в 2015 году немецко-японская компания DMG Mori, мировой лидер среди разработчиков и производителей станков с ЧПУ, открыла в Ульяновске станкостроительный завод «ДМГ Мори Рус» на основе СПИКа — специального инвестиционного контракта, который предусматривал, что иностранный инвестор здесь строит производство, принимая на себя обязательства по постепенному увеличению степени локализации продукции. Но компания уже с первого дня заключения СПИКа имеет право объявить всю свою продукцию, которая на самом деле еще не произведена в России продукцией российского происхождения.
Для того чтобы воспроизвести технологический функционал, например, самых распространенных систем ЧПУ компаний Fanuc и Siemens нужно нарабатывать его годами. То есть это просто программное обеспечение большого объема
Как утверждает один из наших респондентов, такой контракт давал «ДМГ Мори Рус» возможность под видом российских станков совершенно официально продавать здесь китайские. В Ульяновске проводилась крупноузловая сборка, а основные узлы поставлялись с китайских заводов ДМГ.
И уже пару лет назад компания собиралась сворачивать в России производство, потому что подходил срок окончания действия СПИКа и они должны были дойти до заявленной вначале степени локализации, которой нет и которая им была невыгодна экономически. А сейчас у компании появилась официальная причина уйти из России — санкции.
НАДЕЖДЫ НА КИТАЙ
У нас многие рассчитывают на возможность замещения станков западных производителей на китайские. Но проблема в том, что самые сложные и прецизионные станки в Китае в значительной мере делаются в кооперации с Тайванем. На Тайване очень развито станкостроение, и тайваньские компании пришли в Китай. Понятно, что это была централизованная государственная политика Китая, в том числе по сближению со своей оторванной территорией, но это привело к тому, что в Китае производятся станки тайваньской конструкции.
Хотя в Китае действительно есть комплектация, которую можно худо-бедно использовать. Но в каждом случае необходимо проверять, является ли это собственно китайской разработкой, а не той же тайваньской, основанной на каких-то европейских или американских лицензиях, которая может быть ограничена к поставке в Россию. Поскольку это закрытая информация, оценить, сколько у китайцев собственно своего, а сколько такого, которое как бы их, а на самом деле может кем-то быть запрещено к поставке, очень сложно. Тем более что мы не знаем, как вообще будет вести себя Китай.
Так называемые российские станки проезжали российскую таможню со стороны Китайской Народной Республики уже с этикетками на русском языке. Потому что китайцы очень специфически — не так, как европейцы, — относятся к своим брендам. Если им выгодно продать свою технику под чужим брендом, они легко идут на это
Но в любом случае, по мнению наших респондентов, мы неминуемо откатимся назад по техническому уровню наших разработок, потому что если брать прецизионное станкостроение, то, конечно, у Китая нет того, что есть у немцев и у японцев. А массовые станки у нас и так почти все китайские.
Дело в том, что уже с 2014 года началась кампания импортозамещения и под давлением растущих ограничений на покупку иностранной техники, иностранного оборудования для стратегических российских предприятий крупные системные интеграторы, которые торговали иностранным оборудованием, предсказуемо начали «перекрашиваться» в российских станкостроителей. И так называемые российские станки проезжали российскую таможню со стороны Китайской Народной Республики уже с этикетками на русском языке. Потому что китайцы очень специфически — не так, как европейцы, — относятся к своим брендам. Если им выгодно продать свою технику под чужим брендом, они легко идут на это.
Но ясно, что такое импортозамещение не выход. Реальное импортозамещение означает создание полноценной инфраструктуры станкостроительной промышленности, главной составляющей которой должно стать производство комплектующих. Это будет непросто: создание станкостроительной промышленности, защищенной от превратностей мировой политики, потребует не просто разработки самых совершенных станков, а выстраивания всей пирамиды предприятий отрасли, от подшипниковых заводов до станкосборочного производства, объединенных в единый комплекс. Необходимо создание полноценного машиностроительного производства, причем оснащенного теми самыми прецизионными станками, которые нам не продают. А еще есть проблема производства чипов для ЧПУ, но об этом в другой статье.
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!
Также читайте:
Запись опубликована автором kornelik в рубрике Новости, Техника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: integral-russia.ru