Проблема жилья в нашем обществе, имеет постоянную прописку. Меняются времена, меняется общество, но жильё в дефиците постоянно. Огромные пространства страны, множество климатических зон, разная плотность населения, создают дополнительные трудности, но системного подхода к решению самой острой проблемы, как не было, так и нет.
Ущерб от недостатка жилья в России, его низком качестве, дороговизне содержания и большого объёма жилья, в виде многоэтажных казематов, никто не считал, но он сопоставим с потерями от системных глобальных катаклизмов. Сколько теряет Государство от бытового семейного неустройства, сколько семей теряют или не используют свой потенциал, сколько детей, выращенных в «скотских» условиях, так и не стали достойными гражданами своей страны, не говоря о тех, кто мог родиться, но не родился!
Почему нет решений, обеспечивающих выделение земли под жилую застройку с дорогами и коммуникациями? Почему Государство не может решить проблему обустройства застраиваемых площадей в регионах?
Газификация российских регионов
Давно известно, что эффективность строительства качественного и современного жилья, зависит от объёма и процента готовности «заводского» объёма строительства! Парадокс, но в России нет ведомства, отвечающего за его развитие! Наши строители имеют производительность труда в 3 – 4 раза меньше, чем в развитых странах, а проблема в правительстве не рассматривается! Именно заводское домостроение может решить проблему доступных цен на жильё, выполняя основной объём строительных работ на заводском конвейере.
Индустриализация в строительстве – это процесс развития и совершенствования применения крупноразмерных элементов зданий высокой заводской готовности, с использованием средств механизации и автоматизации строительных процессов. Цель индустриализации – повышение производительности труда, замена ручного труда на механизированный процесс, ускорение темпов строительства и ввода объектов, снижение их стоимости и повышение качественных характеристик.
Современные экономические условия и проводимые в стране реформы привели к регионализации, которая в значительной степени изменила отношение к проблемам регионального уровня. В связи с этим следует отметить, что регион – это сложный социально-экономический комплекс, в котором между социальной и экономической сферами, а также между структурами региональной власти, бизнеса и общественными организациями устанавливаются согласованность, взаимозависимость, способствующие более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения.
Кроме того, социальная сфера может рассматриваться как деятельность, нацеленная на развитие человека. В этом случае сюда следует отнести социальные институты и стандарты, связи и отношения, складывающиеся между субъектами общественной жизнедеятельности. Развитие экономики невозможно без предварительного разрешения острых проблем в социальной сфере. Но именно деятельность социальной сферы проявляется в снижении социальной напряженности, ее смягчении и преодолении, устранении социальных конфликтов. Наиболее острой социальной проблемой, сегодняшнего дня в регионах, является проблема жилья и её решение, невозможно без структурных изменений и согласованных действий власти, бизнеса и общественных организаций.
🏡Регионы — Лидеры. Частное Жилое Строительство в России. #ижс
Одним из таких вариантов, может быть инновационный проект, создания социального кластера, развития социально-экономического пространства и индустрии нового поколения по решению проблемы жилья, для социально значимых групп населения.
Но сначала обратимся к содержанию самого понятия кластера. Термин «кластер» в переводе с английского языка означает «пучок, кисть, совокупность, скопление». В общем понимании – это совокупность элементов, которая имеет определенные свойства для решения поставленных задач.
Для социального кластера характерны те же преимущества, какими обладает, например, промышленный кластер. Это возможное увеличение сети поставщиков социальных услуг и потребителей, упрощенный доступ к отечественному и международному рынку труда и капитала. Сюда же можно отнести сотрудничество с финансовыми организациями, которое способствует привлечению денежных средств на создание новых инвестиционных проектов социального назначения. Важным преимуществом может служить активное сотрудничество с органами власти с целью защиты социальных интересов на законодательном уровне, а также получение всевозможных льгот и субсидий.
На стадии создания социальных кластеров органы власти должны оказывать значительную помощь, что может проявляться в виде кластерных инициатив, координации процесса создания кластера, предоставления финансовых и административных ресурсов, создания новых социально-экономических мотиваций. В настоящее время в России в социальном аспекте целью функционирования кластеров является ускорение формирования современной социальной среды, отвечающей требованиям цивилизации начала XXI века. Сегодня, в условиях регионов, эти требования относятся как к уровню жизни, характеризующему степень удовлетворения материальных потребностей граждан, так и к комплексной характеристике качества жизни и жилищными условиями.
Решение их является неотъемлемой функцией Государства. Однако оно дистанцировалось от решения этих проблем, т. к., во-первых, не имеет для этого необходимого количества ресурсов, а во-вторых, не может достаточно эффективно использовать выделяемые средства. В силу этих причин повышение уровня качества жизни только с помощью Государства не будет достигнуто.
Реальными возможными партнерами государства для выполнения конкретных мер и мероприятий по повышению уровня качества жизни могут быть:
- бизнес как деловое сообщество;
- вузы, НИИ и иные научные структуры как научное сообщество;
- некоммерческие организации.
Причем каждый из этих партнеров имеет свои собственные индивидуальные особенности и может быть использован в различных ситуациях или обстоятельствах.
Использование кластерной технологии организации, способно обеспечить повышение результативности управления социальной сферой региона за счет более рационального распределения всех видов ресурсов, роста числа организаций социальной инфраструктуры региона, быстрого распространения нововведений в их работе, повышения уровня удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, досуга.
В условиях перехода от традиционного к инновационному пути развития, весомым фактором в росте конкурентоспособности экономики на макро и микро-уровнях в целом, а так же повышения уровня инновационного потенциала в частности, становится формирование кластерного подхода к управлению инновационным развитием. Кластерный подход, как альтернатива традиционному отраслевому подходу, на сегодняшний день требует формирования качественно новых условий хозяйствования, нацеленных на объединении бизнес структур в инновационно-технологические комплексы, путем активизации взаимовыгодного сотрудничества. Формирование кластерной системы, как базиса инновационного развития, должно способствовать повышению эффективности инновационной политики в сфере экономики и промышленности.
Решение проблемы жилья имеет очень большое внимание государственных органов, существуют соответствующие программы, выделяются бюджетные средства для обеспечения жильём, отдельных социальных групп граждан, но пока эффективность, применяемых мер низка.
- В регионе отсутствует скоординированная политика достижения максимальной выгоды, от предпринимаемых мер.
- Выделяемые средства используются с низкой эффективностью.
- Предлагаемый регламент контроля за расходованием бюджетных средств на эти цели – мало эффективен.
- Общественные организации, призванные работать в тесном сотрудничестве с госорганами, не имеют достаточных прав и мало влияют на принятие решений и окончательные результаты, проводимых мероприятий.
- Отношения бизнеса и администраций не эффективны, постоянно находятся в зоне повышенного коррупционного внимания, а проводимые конкурсы и аукционы проблемы не решают.
Все эти, негативные проявления, не помогают в решении жилищной проблемы, а усугубляют её.
Они могут быть устранены или их воздействие на конечный результат снижено, при создании социального кластера регионального значения. Именно, кластер поможет устранить проблемы взаимодействия бизнеса и власти, позволит общественным организациям вплотную приблизиться к решению и контролю за реализацией региональных программ, создаст возможность реализации принятых решений на платформе Государственного частного партнёрства.
Инвестиционно-строительная деятельность представляет собой сложный многофакторный процесс, требующий взаимодействия большого количества участников, привлечения значительных трудовых и материальных ресурсов, финансовых средств на длительный промежуток времени. В настоящее время строительный комплекс находится в достаточно сложных экономических условиях, связанных, в первую очередь, со снижением инвестиционной и покупательской активности основных его субъектов, которое стало следствием экономического кризиса, начавшегося в конце 2014 г. и развивающегося в настоящее время достаточно быстрыми темпами.
Из-за снижения темпов экономического роста в строительной отрасли многие участники строительного процесса в целях минимизации своих издержек приостановили расширение объемов производства. Государство, хотя и пытается обеспечить строительные организации необходимым объемом строительно-монтажных работ в рамках реализации федеральных целевых инвестиционных программ, в силу бюджетных ограничений не в состоянии существенно повлиять на рост объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство».
Таким образом, сохранение существующей модели ведения бизнеса в строительной отрасли и затягивание процессов структурной реформации не позволит строительным организациям успешно развиваться в условиях рыночной конкуренции и экономического кризиса. Одним из направлений успешного развития предприятий строительного комплекса является формирование сетевых форм объединения организаций, фокусирующихся на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями региона.
Перспективной и активно вошедшей в практику предпринимательской деятельности является кластерная форма организации бизнеса. В отличие от отраслевого подхода кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на экономическую политику развития инвестиционно-строительного комплекса с учетом потенциала его экономических субъектов.
Жилищно-строительный кластер отличается от других типов объединений тем, что объединяет всех участников процесса производства конечной строительной продукции, от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, включая сферу обслуживания и специализированную инфраструктуру. Жилищно-строительный кластер, по нашему мнению, это крупное объединение географически локализованных в рамках региона строительных предприятий. Это могут быть поставщики материальных, трудовых, научных и инвестиционных ресурсов, а также необходимого бизнес сообщества, которое имеет общую стратегию активизации инвестиционной деятельности для производства конкурентоспособной строительной продукции (объектов жилого назначения), обладающей совокупностью технических, экономических и эстетических свойств с целью удовлетворения потребностей населения в комфортном и доступном жилье.
Одной из ключевых целей формирования и развития жилищно-строительного кластера является удовлетворение потребности населения в новом жилье. Жилищно-строительный кластер является разновидностью отраслевых кластеров с преобладанием горизонтальных связей между участниками. Наличие задач социального плана, при правильно созданной структуре и налаженных связях между участниками, обеспечит прогнозируемый объём строительства и финансирование отдельных объёмов, за счёт бюджетного финансирования. Координатором формирования и функционирования кластера может стать некоммерческая организация под условным названием «Координационный совет кластера».
К основным задачам формирования регионального социального жилищно-строительного кластера можно отнести:
- Формирование переговорной площадки для участников инвестиционного строительного комплекса.
- Выработка для всех участников принципов вертикальной интеграции.
- Разработка и принятие экономической модели, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых Государством на решение жилищной проблемы для отдельных социальных групп населения, создание возможностей для участников программ накопления своих денежных средств и использование их с максимальной выгодой.
- Разработка единых стандартов качества строительной продукции, контролирование выполнения работ с целью получения современного, качественного жилья по доступным ценам и экономной его эксплуатации.
- Решение проблемы подготовки кадров для жилищно-строительного кластера.
Повышение эффективности строительного производства за счет:
- снижения производственных издержек;
- повышения качества управления;
- повышения эффективности системы сбыта;
- реализации стратегии диверсификации;
- модернизации производственной базы.
Цель кластерной политики региона – укрепление взаимосвязей между экономическими субъектами кластера. Дополнительно достичь упрощения доступа к новым технологиям, минимизации рисков, за счет различных форм совместной экономической деятельности. Организации общих НИОКР, коллективного использования знаний и основного капитала, ускорения процессов обучения за счет концентрации и контактов специалистов высокого уровня, снижения издержек в различных сферах, за счет усиления доверия между участниками кластера. Инициаторами проведения кластерной политики выступают не только государственные служащие, но и союзы предпринимателей, которые предлагают проекты развития региональных кластеров.
Основные отличительные параметры формирования и реализации региональной кластерной политики по сравнению с традиционной промышленной и строительной политикой: стратегия развития территории, взаимоотношения власти и бизнеса; производство и технологии; критерии экономической эффективности; рынок труда; институциональная среда; тип доминирующих коммуникаций между предприятиями. Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в таблице.
Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое! Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки.
Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья. Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно.
Индустриализация в строительстве – это процесс развития и совершенствования применения крупноразмерных элементов зданий высокой заводской готовности, с использованием средств механизации и автоматизации строительных процессов. Цель индустриализации – повышение производительности труда, замена ручного труда на механизированный процесс, ускорение темпов строительства и ввода объектов, снижение их стоимости и повышение качественных характеристик. Ситуация в малоэтажном строительстве уже требует радикальных преобразований, а задачи кратного увеличения объёмов ввода жилья в регионах и на сельских территориях не могут быть выполнены без создания индустрии нового поколения.
С точки зрения исполнения нужна индустриализация процесса, нужна конвейерная технология «Заводского домостроения». Нужны революционные преобразования, так как только эта часть жизнеобеспечения человека, причём самая важная, за последние 100 лет простояла на месте, а на фоне технологических прорывов в автомобилестроении, связи, телевидении, электроники и т.д. выглядит доисторическим мамонтом. Повышение требований к качественным характеристикам современного жилья, глобальные изменения в стоимости энергоресурсов, возросшие требования к экологическим стандартам, всё это в совокупности обязывает пересмотреть существующие нормы и регламенты строительства.
Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое!
Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки. Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья, должно строиться жилья малоэтажного формата.
Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно. Рассмотренная проблема эффективного проектирования и строительства малоэтажных жилых домов — чрезвычайно актуальна для настоящих условий и будущих.
Проектируя высококомфортную жилую среду для человека, необходимо учитывать большое количество разнообразных требований и факторов, влияющих на качество человеческое жильё. При этом основополагающим принципом является учет природно-климатических условий, социально-психологических факторов, архитектурно-строительных, экономических и других требований. Чрезвычайно остро сегодня стоят и экологические проблемы. Их решение требует бережного отношения ко всем природным ресурсам, всестороннего учета направления господствующих ветров, характера рельефа, утилизации отходов жизнедеятельности и проведения других природоохранных мероприятий при эксплуатации жилых домов.
Ипотека, как финансовый инструмент, хороша для очень ограниченного числа населения, а что делать остальному народу? Накопительная система в стране не приживается и это «заслуга» законодателей и администраций регионов, но шанс её развития есть. Необходимо обобщить, имеющийся положительный опыт, необходимо изменить общественное мнение, надо создать возможности развития ещё одного финансового инструмента, для населения с небольшими и не стабильными доходами. Мировой опыт говорит об его эффективности, но нам нужна политическая воля. Всё это можно изложить в виде идеологических тезисов, выработать детальный план движения, ещё раз вернуться к формированию программы решения жилищной проблемы, но на новой основе, которая бы учитывала реальное положение дел в стране и в обществе.
Жильё должно строиться энергоэффективным, экологичным, современным и иметь доступную стоимость. Однако одним снижением цен не обойтись, так как не должно страдать качество, возводимого жилья, да и на фоне инфляции такое снижение эффективным не будет. Значит надо обратить особое внимание на финансовую сторону проблемы. Тем более, что такой финансовый инструмент существует.
В странах Европы это Строительные Сберегательные Кассы (ССК), в России это Жилищные Накопительные Кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному Закону ФЗ — № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов не высока и этому есть ряд объяснений. Прежде всего, первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах.
Законодатель, при формировании закона, допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учёл сложившиеся разночтения тарификации услуг Госорганов. Всё это привело проблемам в развитии ЖНК, хотя есть ряд хорошо работающих кооперативов. Как правило, успешные ЖНК работают в регионах, где они пользуются поддержкой местных администраций, охватывают большие территории, имею большую численность кооператоров. Стабильность работы им обеспечивают Договора о сотрудничестве с местными строительными предприятиями, которые соглашаются проводить пересчёт вносимых денежных сумм в квадратные метры, по текущим ценам, сохраняя их потенциал, уберегая их от инфляции.
Результаты успешно работающих кооперативов, говорят об их эффективности. Учитывая, что в регионах и на сельских территория, нет других вариантов решения проблемы жилья, стоимость получаемой денежной помощи рекордно низка, удобна и доступна для всех категорий граждан, такой вариант нуждается во внимании и применении. Учитывая, что ЖНК является некоммерческой организацией социальной направленности, необходимо установить соответствующие отношения с местными администрациями. Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов.
Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «чёрных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтённых платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без Договоров, без гарантий, где все расчёты ведутся в наличной форме. Сегодня в РФ строится более 40 млн. м2 малоэтажного жилья и большая часть построенного, выполнена без Договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения.
По планам Минстроя РФ, объёмы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой», как минимум на 20-30 млн. м2 жилья в год! Так что программа развития деятельности ЖНК, это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей. Необходимо законодательно, закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК, в соответствии с программами строительства жилья.
Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития. Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации. Это комплексная задача и её решение должно быть организовано совместными усилиями бизнеса, Государства и общественных организаций региона.
Только такой синтез позволит решить проблемы жилья для социально значимых групп населения, можно будет организовать системную замену старого жилого фонда на современное жилище и обеспечить население комфортным, современным, экологическим жильём по доступным ценам. Все элементы такого объединения нами опробованы, все они показали свою эффективность, дело за руководством регионов.
Источник: ardexpert.ru
Проблемы культурного кластера в регионах России
Старт программе строительства культурных кластеров в регионах России был дан Президентом РФ В.В. Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ в марте 2018 года.
Тогда Президент РФ объявил, что в течение ближайших лет усилиями федерального центра в рамках национальной программы «Культура» в четырех городах России: Севастополе, Владивостоке, Калининграде и Кемерово будут созданы четыре культурно-образовательных комплекса. Отличительной чертой этого проекта должно было стать возникновение в этих городах филиалов крупнейших культурных институтов обеих столиц, таких, как Мариинский театр оперы и балета, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея и Большой театр.
Инициатива, прозвучавшая в президентском Послании, затем получила конкретизацию в Указе главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В январе 2019 года в совещании в Кремле с участием Президента РФ, посвященном исполнению этого Указа, приняли участие члены Правительства, руководители регионов, деятели культуры и искусства.
Разумеется, никто из собравшихся не высказал никакого сомнения в обоснованности данного решения и его выгоде для того или иного региона: создание культурного кластера в каждом из них предполагало перечисление большого количества средств из федерального бюджета, появление новых рабочих мест, повышение уровня культурной насыщенности городской среды.
Выгоды были очевидны и безусловны.
Избрание данных четырех городов для создания соответствующих кластеров получало логичное объяснение: из числа городов страны выбирались три, расположенные на фронтире российской государственности – в крымском и калининградском эксклавах, на ее крайней дальневосточной периферии, и один город, находящийся в географическом центре России – Западной Сибири.
Дополнительным мотивом для включения в этот список Калининграда был вопрос об эксплуатации той инфраструктуры, которая возводилась в городе для проведения Чемпионата мира по футболу в июне 2018 года.
Владивосток испытывал аналогичные проблемы с эксплуатацией всей той инфраструктуры, что была создана в городе к саммиту АТЭС 2012 года на прилегающем к городу острове Русский. Вошедший в 2014 году в состав России Севастополь должен был подтвердить обоснованность своего статуса города федерального значения. Наиболее проблемным, с точки зрения инфраструктуры, оставался именно регион Кузбасса.
Ещё в 2018 году определился и основной организатор и заказчик проекта со стороны государства. Им стал образованный в июне того же года Фонд «Национальное культурное наследие», который в декабре 2019 года возглавила петербургский реставратор Наталья Волынская. Попечителями Фонда становились те самые вышеупомянутые культурные учреждения столиц – они должны были поделиться кадрами, ресурсами и культурно-выставочными объектами с региональными центрами. Организацию работы первоначально взяла на себя руководимая Аркадием Ротенбергом компания «Стройгазмонтаж».
Как писала в этот момент пресса, компании надлежало освоить в ходе строительства 120 млрд рублей. Роль Ротенбергов в этой истории была немедленно подсвечена столичной прессой, с самыми нелестными комментариями в адрес бизнесменов.
Возможно, отчасти в силу той же причины уже в сентябре 2019 года «Стройгазмонтаж» отказался от своих контрактных обязательств, отдав право на выполнение контракта компании «Стройтрансгаз», контролируемой другим крупным российским бизнесменом Геннадием Тимченко.
Между тем, в декабре того же года фонд «Национальное культурное наследие» возглавила Наталья Волынская, карьерный взлет которой пресса связывала именно с влиянием Ротенбергов. Возможно, отчасти под воздействием традиционно негативно настроенной против этого семейства прессы российская власть решила совершить рокировку: человек Ротенбергов приходил к руководству крупным фондом, в то время как само возведение дорогих объектов было отдано другим.
Как бы то ни было, в результате всех этих перетрясок и согласований 2019 год оказался потерян для целей строительства культурного кластера. Фактически ни в одном из вышеуказанных регионов не был возведен ни один из объектов так наз. «кварталов искусств» или «кварталов образования».
Однако, помимо этого, приступив к строительству, региональные власти практически в каждом из городов культурного кластера обнаружили, что столкнулись с глухим и не имеющим пока политического оформления, но тем не менее вполне реальным недовольством самой идеей и ходом осуществления проекта со стороны жителей каждого из четырех городов.
Это региональное недовольство имеет очень разный характер, и оно совершенно не одинаково в каждом из четырех городских центров. Максимальных показателей оно достигает именно в Кемерово, где против строительства культурного кластера выдвинуто наибольшее число претензий. На втором месте по градусу недовольства можно, вероятно, поставить Севастополь. Третье место занимает Владивосток. Наименьшие претензии к самому кластеру и к конкретным особенностям его регионального воплощения имеют представители общественности Калининграда.
Разберём последовательно все претензии, начиная с самых общих, кончая специфически региональными.
Оставим в стороне самую острую и резонансную тему этого года, касающуюся деятельности фонда «Национальное культурное наследие», которая связана с увольнением в результате коронавирусной эпидемии от 60 до 80 % сотрудников организации, причем часто с невыплатой вовремя заработной платы. Этот сюжет имеет все-таки косвенное отношение к самому факту формирования культурного кластера в регионах.
Рассмотрим последовательно три региональных центра: Кемерово, Владивосток и Калининград – и попытаемся проанализировать набор возражений против строительства культурного кластера со стороны местной общественности.
Прежде всего, нужно сказать, что во всех случаях к кластеру есть несколько общих претензий.
Связаны они с тем, что местные работники культуры ожидают резкого перетока квалифицированных кадров из городских образовательных, музейных и культурных учреждений в те, что будут созданы в рамках филиалов столичных организаций, где уровень зарплат должен оказаться заметно выше.
Это, как считается, приведет к недоукомплектованности местных учреждений культуры и острому дефициту кадров. Калининградские коллеги, наименее болезненно, кстати, относящиеся к появлению кластера, даже употребляют термин «высасывание кадров».
При этом недофинансирование других важных сфер жизни, таких, как медицина и среднее образование, и в целом сокращение рабочих мест в условиях рецессии сделает сферу культурных услуг трудоизбыточной.
Поэтому у экспертов и наблюдателей возникает естественное опасение, что земли, отданные под строительство кластера, в конечном счете будут использоваться в других, коммерчески более выгодных целях – скажем, для строительства элитного жилья.
Особенно внятно эти опасения звучат именно в Севастополе, но они высказываются в том числе и в Кемерово, и во Владивостоке.
К этим претензиям добавляются также страхи, отчетливо высказываемые сибиряками, что некоторые из возводимых культурных учреждений будут положены на баланс города, и не будут финансироваться из государственного бюджета.
В условиях существования целого ряда нерешенных острых проблем города, в особенности связанных с медицинским обслуживанием и очисткой речных вод от промышленных и канализационных сливов, эта трата кажется представителям инициативных групп Кемерово, с кем нам удалось пообщаться, явно излишней.
Между тем, у жителей города имеется очень большой реестр дополнительных замечаний к проекту. Попытаемся его кратко описать.
Кемерово
В Кузбассе на сегодняшний день уже инвестировано в проект около 1 млрд рублей. Общая площадь нового кластера составит более 100 га.
В рамках проекта планируется построить:
- Культурно-образовательный комплекс в Ленинском районе;
- Кузбасский центр искусств;
- Филиал Государственного академического Мариинского театра;
- Филиал ЦМШ при Московской государственной консерватории;
- Филиал Государственного Русского музея;
- Филиал Московской государственной академии хореографии;
- Фондохранилище с реставрационным центром.
Таким образом, совокупный объект будет состоять из филиала Государственного русского музея, театра оперы и балета на 950 мест (филиал Мариинского театра), Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Центра искусств с концертным залом на 600 мест; музейного комплекса с фондохранилищем (филиал Русского музея), а также нескольких учебных корпусов с интернатом и общежитиями для учащихся.
Сам проект культурного кластера включает две составляющие — культурно-образовательную, которая появится в Ленинском районе, и музейно-театральную в Центральном районе. Образовательный квартал планируют сдать к 1 сентября 2021 года, что приурочено к празднованию 300-летнего юбилея промышленного освоения региона.
Образовательный квартал включает в себя: учебный корпус хореографической академии с общежитием, музыкальную школу с интернатом для учеников и общеобразовательную школу.
Сдача музейно-театрального комплекса запланирована на 2023 год. Культурный кластер разместится на двух площадках. Образовательный комплекс построят в Ленинском районе, рядом с перекрестком проспекта Химиков и улицы Ворошилова, а музейный — в центре города, на берегу реки Искитимки.
Отметим, что стройка ведется уже с 2019 года и к настоящему моменту еще не возведено ни одного здания.
Перечислим целый ряд конкретных претензий к данному проекту. Он критикуется за:
- Отвлечение бюджетных денег от насущных задач, связанных с медициной и образованием. Руководитель социального портала «Открытый город» Максим Учватов сообщил нам, что, согласно проекту, в возводимом к 2021 году сегменте кластера планируется построить три объекта на одной большой площади – «филиал Мариинки, музыкальную школу со школой искусств и новый краеведческий музей. Филиал Мариинки падает на федеральный бюджет, а площадь и музей со школой встанут на баланс города, соответственно на муниципальный бюджет».
- Нарушение юридических прав собственников, ущемление их интересов. Речь идет о другой, музейной, части кластера, которую собираются возводить в долине реки Искитимки. Как сообщил нам профессор Кемеровского государственного университета Сергей Чирун, « в процессе подготовки площадки под строительство жителям г. Кемерово пришлось вывезти личные металлические гаражи. Их переставили на окраину города, а из-за отсутствия охраны неизвестные ограбили не меньше 20 переставленных гаражей». По сообщениям прессы, уже подано около 40 судебных исков к городским властям за незаконное перемещение их собственности.
- Несоответствие задачи строительства кластера реальным демографическим трендам развития города. По словам того же Чируна, «регион страдает от проблемы оттока населения и, в первую очередь, – молодёжи». Тезис, согласно которому, создание в Кузбассе мощного культурного кластера позволит остановить отток молодёжи из региона, вызывает у региональных экспертов обоснованные сомнения. Уже существующие в регионе учреждения культуры: театры, музеи и т. д., — являются дотационными и испытывают серьезную проблему с наполняемостью посетителями. При этом, как сказал нам в беседе Сергей Чирун, проведенные в регионе исследования показывали, что «молодёжь покидает регион отнюдь не по причине недостатка учреждений культуры, а совершенно по другим причинам».
- Ущерб, наносимый проектом городской среде. Отмечается, что в долине реки Искитимки, где вырыт котлован для строительства музейного комплекса, уже вырублено несколько сот деревьев. Общественники высказывают постоянные опасения, что кластер «испоганит реку», увеличит экологические проблемы города, и без того очень острые в связи с попыткой «облагораживания» Рудничного бора, основного лесо-паркового массива города. Нельзя исключить, что кампания по защите первоначального облика Рудничного бора может также включить в себя и требование прекращения строительства в долине реки Искитимки.
- Ущерб архитектурному облику города. Здесь критики обращают особенное внимание на несоответствие городским реалиями и художественным вкусам кемеровчан одного их ключевых сооружений проекта — слишком авангардного и помпезного 10-ти этажного здания кузбасского центра искусств и филиала Мариинского театра из стекла, стали и натурального белого камня площадью более 81 тыс. кв. м.
- Возникновение в ходе строительства неприятных и неудобных для жителей города казусов, типа закрытия популярного в городе 50-метрового бассейна «Лазурный». Губернатор Сергей Цивилев уже опроверг факт окончательного прекращения работы бассейна, связав приостановку его деятельности с необходимостью его реконструкции. Однако, разумеется, губернатору поверили не все жители и популярности строящемуся культурному кластеру этот слух не доставил.
Неприятие культурного кластера в регионе не вышло на уровень политического протеста, однако несомненно эта история еще проявит себя в 2021 году, в период думской кампании.
Экозащитная и градозащитная тематика вкупе с набором экономических и социальных претензий к региональной власти, конечно, сыграет на руку думской оппозиции, если она отважится поднять данную тему, что нельзя исключать в ситуации известной фронды по поводу дела Навального депутатов заксобрания в соседней Новосибирской области.
Владивосток
Критика культурного кластера в Приморье значительно слабее, чем в Западной Сибири, хотя набор претензий к строительству в целом соответствует кемеровскому кейсу.
Часть культурного комплекса, расположенная на острове Русский, состоит из филиалов Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, интернатов и общежитий для учащихся, а также жилого комплекса для проживания преподавателей и артистов.
Общая стоимость культурного кластера во Владивостоке – около 30 млрд рублей.
Вторая часть комплекса расположена в материковой части города, в районе улицы Аксаковской. Здесь, на площади порядка 3,5 гектара, планируется возвести концертный зал Мариинского театра, музейный комплекс филиалов Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея искусства народов Востока, Приморской государственной картинной галереи и Высшую школу музыкального и театрального искусств.
Помимо общих со всеми другими регионами претензий есть и две специфических.
Первая касалась истории с выдачей заработанной платы и премиальных средств строителям кластера. В марте 2020 года произошла забастовка строителей культурного кластера в регионе в связи с перерасчетом премий. В забастовке участвовали, по данным властей, около 400 человек (из примерно 2100), жаловавшиеся на частичную невыплату зарплаты, невыдачу рабочего инвентаря, неоплату переработок.
Прокуратура Приморского края совместно с Роспотребнадзором начали проверку соблюдения трудового законодательства и санитарно-эпидемиологических условий пребывания вахтовиков, занятых на строительстве музейного-театрального комплекса на острове Русский. Также следственное управление по Приморскому краю СК РФ организовало проведение доследственной проверки в связи с невыплатой заработной платы работникам ООО «Стройтрансгаз-Восток». Расследование газеты «Комсомольская правда» инцидента с выданными деньгами затронуло и тяжелые условия жизни рабочих (многие из них живут в хостелах без горячей воды, столовая находится в ангаре).
Вторая группа претензий опять же была связана с экологией, в данном случае острова Русский. То же самое вышеупомянутое расследование «Комсомольской правды» выявило тот факт, что для строительства кластера было уничтожено 3911 деревьев и 20 тыс.кв.м травяного покрова.
Чаще всего, однако, местные эксперты, с кем нам довелось пообщаться, сокрушаются по поводу того обстоятельства, что строительство явно выходит из намеченных графиков, и это выдает сложности с финансовым обеспечением работы.
По информации СМИ, к сентябрю 2020 года должны были быть сданы часть объектов на острове Русский (музыкальная школа, общеобразовательная школа и интернат), объекты находятся в высокой степени готовности. Однако по свидетельству местных жителей, эти объекты до сих пор не сооружены.
Приведем два в целом положительных относительно самой идеи кластера мнения местных коллег, сходящихся, однако, в печальной констатации недоделанности проекта.
Хабаровский политолог Леонид Бляхер считает создание культурного кластера позитивным явлением, которое позволит иметь столь далеко от центра театральное искусство столичного уровня.
«Бизнес уйдет, стройка закончится, – считает он, – а сделанное дело останется, и будет приносить плоды. Архитектурный вкус создателей кластера оставляет желать лучшего, однако лучше так, чем никак. Главный минус в случае реализации кластера – в нереализованности местных творческих коллективов. Однако на текущий момент проблема в другом – владивостокский проект, который был заявлен к реализации первым из 4 кластеров, явно затормозился, и вообще непонятно, будет ли он доведен до конца».
С мнением Бляхера в целом согласна жительница Владивостока, органист, преподаватель Дальневосточной государственной академии искусств Екатерина Огаркова, которая оценивает создание кластера как позитивное явление, однако она отмечает, что строительство застопорилось, сроки реализации проектов уже сорваны:
«С самого начала эта идея с кластерами показалась красивой, но, как всегда, все свелось к бизнесу.
Планировали одно, а вышло другое.
Здания до сих пор не построены, хотя активно начали строить. Что-то там пошло не так. Я говорю о филиале ЦМШ на острове Русском. Пока все приостановилось. Школа второй год базируется у нас в институте. Это из плохого. Из хорошего – активно закупают инструменты, рояли, духовые, струнные.
Всё. На мой взгляд, все это чистый бизнес под красивой вывеской. На Орлиной сопке в центре города планировался огромный центр Театрального искусства.
К 2021 году уже должны были построить. На сегодняшний день – ничего. Проект красивый, громоздкий, да. Филиал РГИСИ уже тоже юридически заработал, но бухгалтерия их находится в здании Восточного института, а мастер-классы они проводят тоже у нас или где попало). Как-то всё это печально. Но государственную машину уже не остановить.
Есть претензии и с экологической точки зрения. Остров Русский сейчас активно застраивают. Мост уже второй собираются строить. Уникальная природа под угрозой».
Калининград
Итак, недовольство проектами присутствует и во Владивостоке, но в значительно меньшем масштабе, чем в Кемерово. Что касается Калининграда, то хотя коллеги, с кем довелось пообщаться (некоторые предпочли не называть своих имен), и высказывали аналогичный скепсис относительно успехов проекта и переживали за «высасывание кадров» из местных учреждений культуры, никто из них не выразил какой-то особой озабоченности строительством культурного кластера в городе.
Причина здесь в том, что строительство зданий музейного и театрального центров – филиалов столичных культурных учреждений – происходит на Октябрьском острове, в некотором отдалении от центра города, что не должно послужить причиной нарушения его привычного облика. На том же острове в 2018 году состоялись соревнования в рамках Чемпионата мира по футболу, и очевидно, что остров как своего рода культурная вывеска Калининграда требует нового функционального наполнения.
Серьезных экологических и тем более градозащитных возражений против этого строительства у местной общественности нет.
Присутствует только общий скепсис относительно востребованности подобного рода проектных сооружений и их кадрового обеспечения. Но уровень этого скепсиса явно уступает градусу не только кузбасского, но и севастопольского недовольства.
Опрошенные эксперты выражают недоумение по поводу недостроенности соответствующих объектов к сентябрю 2020 года и сомнение в возможности оперативно заврешить проект в следующем году.
Но особого неприятия новых сооружений они не проявляют.
Итак, при общем скепсисе и общей враждебности к культурному кластеру у местной общественности всех четырех городов, все же отношение к соответствующей проблеме резко разнится в отдельных регионах.
Только в том случае, когда строительство порождает дополнительные проблемы, связанные с ущемлением юридических прав владельцев гаражей или участков или же с разрушением привычной для города природной и культурной среды, градус претензий резко повышается, иногда достигая красной черты, за которой наступает «политизация» конфликта.
Когда экологического диссонанса и юридических нарушений не наблюдается, скепсис не переходит в новое качество, по временам даже отступая перед робкими надеждами на возникновение новых рабочих мест в сфере услуг и, собственно, в области культуры.
Севастопольская ситуация, как представляется, сегодня приближается к кемеровской, хотя все-таки и уступает ей по количеству претензий к строительству.
Однако в Севастополе гораздо более активно проявляет себя городское сообщество, что делает местный кейс еще более значимым для анализа успешности продвижения федеральных проектов в местной городской среде.
А вот, например, мнение Захара Прилепина о кластерах – по его словам, в регионах нет людей, способных физически наполнить эти кластеры качественным продуктом:
«Все очень зависит от кадров. Я вижу огромные перспективы. Конечно же, сочетание музейной, музыкальной, академической и прочих форм взаимосотрудничества могло бы дать необычайный эффект. Но главное, чтобы все это не забюрократизировалось, чтобы поступали деньги и чтобы ковид всё это не сожрал.
Потому что кластер откроют, а потом нельзя будет три года туда приходить или надо будет приходить на уроки пения обязательно в маске, а на уроки виолончели — в перчатках.Поэтому в нашем бушующем мире всё это сложновато.В целом же у нас пока нет такого количества кадров, которые способны все эти кластеры потянуть. Я более-менее знаю региональную ситуацию, и могу сказать, что этих кадров мы не имеем, их надо срочно воспитывать, срочно надо создавать этих людей, которые обладают базовым фундаментальным чудесным образованием и ещё и понимают, зачем они всё это делают.Потому что у нас пока в каждом регионе есть по внебрачному сыну Гельмана в переносном смысле слова, а людей, у которых религиозное отношение к культуре, у нас мало».
Источник: sevastopol.su
Страна бездорожья. Как в регионах России строят и ремонтируют автотрассы?
Откуда берутся разбитые, размытые и просто опасные для водителей дороги в стране, если на их ремонт и строительство тратят огромные деньги?
В России нормам соответствует всего 44,2% всех региональных дорог, о чём недавно отчиталась Счётная палата, тогда как показатель нормативности федеральных трасс почти в два раза выше – 84%. Почему? Аудиторы Счётной палаты назвали основной проблемой недофинансирование, которое не оставляет регионам шанса привести в порядок дорожное полотно. При этом федеральные дороги стоят в восемь раз дороже региональных. На ремонт одного километра автомагистрали в среднем тратят более двух миллионов рублей.
Почему сложилась такая диспропорция? Во-первых, дороги федерального значения находятся в привилегированном положении из-за финансирования. Акцизы на автомобильное топливо идут в федеральный дорожный фонд, который может получать средства из федерального бюджета.
Ремонтом региональных дорог (а их существенно больше, чем федеральных) субъекты федерации занимаются самостоятельно за счет собственных бюджетов. Федеральный дорожный фонд периодически помогает им деньгами – межбюджетными трансфертами, но ям на дорогах все равно слишком много из-за нехватки денег. В 2019 году расходы федерального дорожного фонда составили 680,4 миллиарда рублей. На обслуживание федеральный трасс потратили 579,4 миллиарда, региональным фондам выделили 101,1 миллиарда. Сложнее всего приходится муниципалитетам, которые своих дорожных фондов не имеют вовсе и вынуждены зависеть от средств, которые выделит регион – если выделит вообще.
Плохое состояние дорог в России зависит от четырех основных факторов. Во-первых, большую роль играет климат – из-за перепадов температур и уровня влажности дорожное полотно подвергается серьезным испытаниям и быстрее изнашивается. Во-вторых, дороги часто неправильно эксплуатируются, поскольку не на каждой трассе есть разделения по скоростным режимам или весу техники.
Особенно остро это сказывается на фоне того, что некоторые трассы очень длинные и не имеют дублеров. Поэтому они испытывают постоянную нагрузку, а закрытие их на ремонт может вызвать коллапс. В-третьих, дорожное покрытие быстро изнашивается из-за использования шипованной резины и различных реагентов для очистки дорог.
Четвёртая причина плохих дорог – неправильный или несвоевременный ремонт покрытия. Система дорожных тендеров в стране такова, что дороги строят те, кто предложил наименьшую стоимость и кратчайшие сроки выполнения проекта. Естественно, на качество дорог это влияет крайне негативно, поскольку хорошие материалы и строительную технику нельзя купить дёшево.
Казалось бы, при тотальной экономии на подрядчиках и материалах стоимость дорог в стране должна быть предельно низкой. Однако в действительности ситуация обратная. Несмотря на плохое качество дорог в регионах и приемлемое – в крупных городах России (и то не везде), стоимость строительства и ремонта непомерно высока.
Нельзя сказать, что российские власти совсем ничего не делают для борьбы с бездорожьем. В мае 2016 года президент Владимир Путин поручил «качественно улучшить ситуацию с региональными дорогами». Тогда Минтранс придумал проект «Безопасные и качественные дороги»: за два года в 38 крупных агломерациях на федеральные деньги отремонтировали значительную часть дорог.
Потом приоритетный проект стал национальным. Его назвали «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и распространили на 83 региона. Кроме того, в России ввели обязательную гарантию на дорожное полотно, что должно повысить качество строительства и ремонта.
Однако, несмотря на эти меры, состояние дорог во многих регионах по-прежнему оставляет желать лучшего. Особенно тяжелая ситуация в Забайкальском крае и Республике Алтай – здесь количество нормативных дорог не дотягивает до 30%. Периодически появляются цифры затрат на новое строительство и реконструкцию, но жители регионов не видят существенных изменений.
Депутат Совета депутатов Шебалинского района Республики Алтай, сторонник Партии Дела Евгений Каньшин рассказал «Регионам России» о состоянии региональных дорог и проблемах, которые мешают жителям региона передвигаться на автомобилях комфортно и безопасно:
– Региональные дороги – это наш бич. Их практически не строят и не ремонтируют, а если и делают что-то, то только напоказ. В районе “песчаного куста” (он включает 5 сёл, находящихся у реки Песчаной), где я живу, минимум два раза в месяц должны проводить профилирование дорог – они все гравийные.
В действительности же мы видим грейдер пару раз в год, который выполняет профилирование на протяжении всей трассы, и это ещё хорошо. Поэтому дорожная тема настолько острая для нас. Село Мариинск, которое уходит в сторону от основной ветки, в плане содержания дороги находится в наихудшем состоянии.
Нужно смотреть в корень проблемы. Частные компании-подрядчики получают деньги на обслуживание дорог, и они заинтересованы в первую очередь как можно больше заработать, то есть как можно больше сэкономить на содержании дорог. На бумаге показатели выполнения работ высокие, а состояние дорог не меняется. Это значит, что подрядчики получают деньги, а эффективности нет.
Поэтому отрасль нуждается в контроле. Однако и с этим ситуация напряженная.
На национальный проект «Безопасные и качественные дороги» выделены большие суммы. Они не доходят до людей – в больших количествах эти деньги растворяются. И пока дорожная система работает таким образом, деньги продолжают растворяться, их будет трудно проконтролировать. Поэтому необходимо вмешательство муниципальных депутатов – мы все время добиваемся, чтобы нас приглашали для обсуждения содержания и строительства. Во втором квартале текущего года мы муниципальные депутаты встречались с заместителем руководителя Автодора Республики Алтай, где договаривались о таких мероприятиях, но на практике это не происходит.
Все федеральные законы, регламентирующие дорожное строительство, а также процедуры – тендеры, розыгрыши – не проработаны должным образом. Они позволяют заказчикам и подрядчикам легко уходить от ответственности за растраченные деньги. Поэтому либо нужно менять федеральные законы, либо усиливать контроль за расходованием средств. Когда между контролирующим органом и исполнителем есть взаимосвязь, которая позволяет заниматься махинациями, ни о каком качестве не может быть и речи. А когда исполнительные и надзорные функции не смешаны, можно увидеть результат.
Какой ущерб экономике республики наносят не отремонтированные, неправильно построенные дороги, на которые вечно не хватает денег? Дороги – это «артерии» страны. Если они плохо функционируют, значит и люди живут плохо. В Шебалинском районе есть отдалённый участок – так называемый «песчаный куст», я уже упоминал о нём, который соединяет пять сёл.
Они находятся в стороне от федеральной трассы, добраться до «песчаного куста» можно только по разбитой региональной дороге, которая уходит в Усть-Канский район. Водители (в том числе туристы) объезжают эту дорогу стороной, предпочитая добираться по федеральной трассе, хотя этот путь более длинный.
Если ко мне в «песчаный куст» приезжают друзья и знакомые, они сразу хватаются за голову: как мы ездим по бездорожью? А мы уже привыкли и не задаём таких вопросов. При этом жители сёл Мариинск, Ильинка, Барагаш, Шыргайта и Беш-Озек страдают от недостатка инфраструктуры и невозможности реализации продукции животноводства. Из этого вытекают и остальные экономические и социальные проблемы здравоохранения и образования, из-за которых население сёл стремительно уменьшается.
С другой стороны, сейчас в Республике Алтай строят дорогу к Каракольским озерам протяженностью около 47 километров, которая будет проходить по тайге и через одно поселение. На проект четырёхполосной асфальтированной дороги хотят потратить пять с лишним миллиардов рублей. Зачем это нужно?
Чиновники из регионального правительства отвечают, что хотят построить туристический кластер, привлечь инвесторов. Но почему не сделать дорогу, которая соединит десятки населенных пунктов и три административных района?! Их жители нуждаются в том, чтобы ездить, работать, жить, реализовывать свою продукцию. Давайте построим дорогу для них?
Но нам отвечают: нет, для этого есть другой проект. И в России всё так делается: льготами и большими деньгами пользуются отдельные богатые люди, а жизнь населения в целом политикам безразлична, иначе дорогу между сёлами давно бы уже сделали.
А ещё власти безразлично состояние экологии – группа из семи Каракольских озёр уже давно признана памятником природы Республики Алтай. Если туда проведут дорогу, строители загрязнят последние чистые места в регионе. А простые люди всё равно не попадут в эти места и отдыхать там не смогут.
Каракольские озёра и строительство к ним автомобильной дороги – это вообще отдельная тема для разговора, которая требует срочного вмешательства всех неравнодушных людей, кому небезразлична судьба памятника природы. Я просто приведу цифры: памятник природы Каракольские озёра имел площадь 944 га. Сейчас его площадь составляет 19 га. Как это стало возможным?
Хочется задать этот вопрос депутатам Госсобрания Республики Алтай прошлого созыва и действующему созыву, который одобрил строительство данной дороги. Либо не разобравшись в деталях, либо беспрекословно исполняли волю руководства. Я это называю диким капитализмом со звериным оскалом и зелёными глазами. Вы наверное спросите, почему с «зелёными».
Да потому что большинство помешаны на купюрах зелёного цвета и за них готовы рвать друг друга. Пора всем задуматься, что мы оставим своим детям и внукам!
Глава администрации сельского поселения «Нижнецасучейское» в Забайкальском крае, руководитель местного отделения Партии Дела Леонид Степанов рассказал «Регионам России», как вопросы дорожного строительства решает местная администрация:
– В Нижнем Цасучее 37 улиц. До того как меня избрали главой этого поселения и я пришёл в администрацию со своей командой в 2013 году, здесь больше 15 лет не делали дороги вообще. С 2013 года мы начали активно заниматься этой проблемой и много сделали для Цасучея вообще. Но с тех пор мы столкнулись со множеством «доброжелателей», которые ничего не понимают в дорожном строительстве и благоустройстве и ставят нам всевозможные препоны, пишут кляузы. Я устал доказывать необходимость ремонта той или иной дороги в суде.
ул. Магистральная «до и после»
Губернатор поручил осуществлять контроль за строительством дорог. Мы услышали указание главы региона и подключили к процессу инспектора по надзору за дорожной деятельностью, который может оценить действия подрядчиков. За прошедшие годы я научился работать с документацией и разбираться в этой отрасли, но качество дорог может определить только экспертиза. И это правильно – контролировать качество работ должны именно специалисты, а не люди с улицы.
Сейчас мы делаем две дороги. Одна из них – отрезок в 350 метров по улице Ленина в центре, где построены новые ясли. Вторая – улица Васильева протяжённостью 1 125 метров. Мы пытаемся сделать эту улицу уже 5 или 6 лет, потому что её постоянно затапливает.
Много времени ушло на то, чтобы найти деньги, решить все проблемы с администрацией и убрать электрические столбы, которые стояли прямо посреди улицы. Думаю, в этом году мы доделаем эту улицу.
Мы подготовили проект реконструкции семи улиц, на который нам выделили три с лишним миллиона рублей. Однако выполнить проект проблематично из-за отсутствия денег. Из семи улиц мы отремонтировали две. На остальные дороги деньги не выделяются, на них нужно больше 20 миллионов рублей. Мы хотим сделать районный центр благоустроенным – с нормальными улицами и тротуарами.
Для этого нужны только деньги и контроль за этими деньгами. Нужно следить именно за качественным выполнением подряда. Подрядчиков хватает, конечно, не все они добросовестные, но выяснить это заранее большого труда не составляет.
ул. Комсомольская «до и после»
На выполнение проекта по благоустройству экономической зоны нам выделили 5 миллионов рублей, мы их освоили – частично отремонтировали улицу Ленина. На следующий год мы планируем сделать улицу Пельменёва и улицу Партизанскую – на каждую необходимо потратить около 20 миллионов рублей. Я думаю, что нас услышат и деньги на строительство выделят.
И затем нужно будет довести до конца ремонт улицы Ленина – она проходит через весь Нижний Цасучей. Хотя денег на строительство этой дороги мы тоже не получили, прокуратура обязала нас ремонтировать улицу в судебном порядке. Как это делать – непонятно, поскольку обязательства у нас появились, а денег на их выполнение нам не дали. Поэтому, подчёркиваю, все проблемы строительства, содержания и ремонта дорог решаются достаточным финансированием и контролем.
Источник: www.gosrf.ru
Проблемы строительства в регионах россии
Ведущие эксперты рынка недвижимости в прямом эфире ютуб-канала MACRO TV в рамках проекта «СТРОЙКА. ГЛАВНОЕ» обсудили актуальные вопросы прошедшей недели
Совместный проект компании MACRO и портала ЕРЗ.РФ «СТРОЙКА. ГЛАВНОЕ» проходит каждый вторник в 11:00 (МСК). Спикеры сами выбирают, какие вопросы будут наиболее интересными для строительной отрасли на этой неделе.
24 августа обсуждались следующие вопросы:
• Резкий рост себестоимости строительства; какие способы сохранения маржинальности используют застройщики.
• Проблема аварийного жилья в регионах и как она решается.
В обсуждении вопросов приняли участие:
Кирилл Холопик, генеральный директор Института развития строительной отрасли, руководитель портала ЕРЗ.РФ;
Владимир Щеколдин, коммерческий директор TEN девелопмент;
Игорь Белокобыльский, генеральный директор ГК Стрижи;
Елена Бакаржеева, руководитель управления по ценообразованию в строительстве РКС-Девелопмент.
Эфир открыла Светлана Опрышко, независимый директор компании MACRO и ведущая проекта «СТРОЙКА. ГЛАВНОЕ».
Первым свое экспертное мнение по теме высказал Игорь Белокобыльский (на фото).
Генеральный директор ГК Стрижи видит следующие пути решения проблемы сохранения маржинальности: найти договоренности с поставщиками и снизить входные цены, переструктурировать состав затрат и управленческие решения.
«В первую очередь это касается общехозяйственных расходов, — отметил Игорь. — На каждом из этих направлений удается добиваться успеха. Трагедии нет — проекты не стали убыточными, но компенсировать ту норму маржинальности, которая была 8 месяцев назад, пока не удается».
Далее выступил Владимир Щеколдин (на фото).
«Следует переструктурировать и пересматривать некоторые процессы внутри компании и большую часть работы забирать в свои руки, — отметил он. — Пользоваться услугами сторонних генподрядчиков становится совсем невыгодно».
Елена Бакаржеева (на фото) выделила несколько путей решения обсуждаемых проблем.
«Нанимая субподрядчиков на каждый профиль работ, мы стараемся заключать рамочные договоры с фиксацией стоимости работ, — пояснила Елена. — Также заключаем партнерские соглашения с ведущими поставщиками рынка на те материалы, которые составляют большую часть себестоимости».
Фото: РБК Недвижимость
Кирилл Холопик (на фото) заметил, что на данный момент наблюдается тенденция к снижению роста цен на строительные материалы. Соответственно, в ближайшее время стабилизируется ситуация с ростом себестоимости строительства и снижения маржинальности. Ожидается так называемый «отрицательный рост».
Обсуждая проблему аварийного жилья в регионах, эксперты отметили, что данный вопрос актуален, он решается как на федеральном, так и на региональном уровне. Но в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета решение данной проблемы идет менее быстрыми темпами, чем хотелось бы.
В завершение эфира участники ответили на дополнительные вопросы зрителей трансляции.
Посмотреть полную версию эфира можно по ссылке
Чтобы быть в курсе тем еженедельных эфиров «СТРОЙКА.ГЛАВНОЕ» и получать анонсы всех мероприятий с ведущими экспертами строительной отрасли, регистрируйтесь по ссылке macroconf.ru/erzrf.
Следующий эфир на тему «Лидеры России по скорости строительства» пройдёт 31 августа в 11:00 (МСК).
Желаете принять участие в обсуждении в качестве эксперта? Отправьте заявку на номер (+7 923) 614-90-45 (WhatsApp).
Источник: erzrf.ru