Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части применения положений статьи 112 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 2 (16.12.2021)
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что частью 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок заключения таких контрактов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Кроме того, федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 449-ФЗ) внесены изменения, предусматривающие дополнение статьи 112 Закона N 44-ФЗ положениями о том, что в целях реализации национальных проектов Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (далее — перечни) (часть 55 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, положения частей 55 — 63 статьи 112 Закона N 44-ФЗ распространяются только на контракты, заключенные в целях реализации национальных проектов, в соответствии с утвержденными перечнями объектов капитального строительства.
Закупки в сфере строительства в 2022. Развитие или постановка на паузу. День 1 (15.12.2021)
Согласно части 59 статьи 112 Закона N 44-ФЗ порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, указанного в части 56 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом в целях определения и обоснования начальной (максимальной) цены такого контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не применяется проектно-сметный метод.
Департамент сообщает, что в настоящее время проект приказа «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, включенных в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации национальных проектов, перечень которых утвержден указом Президента Российской Федерации, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Порядка изменения цены такого контракта и Методики составления сметы такого контракта», разработанный Минстроем России во исполнение части 59 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, проходит процедуру межведомственного согласования.
Источник zakupki-inform.ruПроцедура закупки в строительстве
С трудностями в процессе проведения торгов может столкнуться даже квалифицированный специалист по закупкам. Например, поставщики могут совершать ошибки в оформлении документов, а технические описки в заявке наверняка приведут к тому, что заявку отклонят.
Заказчики могут забыть указать в техническом задании некоторые параметры, которые позволят предложить товар, фактически не подходящий заказчику, или оборудование, которое не будет взаимодействовать с уже имеющимся в одной рабочей среде.
Нередки случаи, когда в условиях контракта указаны или, наоборот, не прописаны существенные моменты, влияющие на ценообразование контракта и его дальнейшее исполнение. Например, заказчик не указал необходимость сборки мебели после ее поставки, и возникла необходимость закупать услуги по сборке отдельно.
Закупки в сфере строительства являются одними из самых важных при размещении государственного и муниципального заказа и обычно находятся на особом контроле, поэтому допускать ошибки при их проведении крайне нежелательно.
Ошибки на этапе разработки проектной документации
С первыми ошибками специалисты по закупкам могут столкнуться уже при составлении проектной документации. Попытка сэкономить на этом этапе во много раз повышает риск привлечения неопытных проектировщиков, что может дать на выходе некорректно составленные документы. В итоге скрытые дефекты будут выявлены только подрядной организацией уже на этапе исполнения работ по капремонту, что повлечет за собой в лучшем случае удорожание стоимости исполнения контракта, в худшем — невозможность его дальнейшего исполнения.
Подрядчик-проектировщик может отдать проект на субподряд внутри своей же организации (например, проектированием вентиляции будет заниматься один отдел, а системой противопожарной безопасности — другой). Отдельные проектировщики не видят картину в целом, что может привести к противоречиям в финальном сведенном документе и к серьезным проблемам при выполнении работ строительным подрядчиком.
Чтобы избежать таких ошибок, необходимо осуществлять конкурсный отбор проектировщиков, учитывая не только цену исполняемого контракта, но и опыт и квалификацию самих участников.
Ошибки на этапе обоснования начальной максимальной цены
Часто заказчики допускают ошибки при обосновании НМЦК закупки. Большинство заказчиков считает, что сметной стоимости достаточно, чтобы объявить НМЦК и проводить закупку по этой цене. Минстроем России принят приказ №841/пр, который определяет порядок обоснования НМЦК при проведении закупок в рамках градостроительной деятельности. В соответствии с этим приказом следует разграничивать понятия «сметная стоимость» и «НМЦК».
Сметная стоимость — это суммарная стоимость видов работ, оборудования, материалов и т.д. НМЦК — это цена, от которой мы готовы проводить данную закупку. Согласно приказу Минстроя, она определяется как стоимость сметных работ, увеличенная на показатель инфляции, который предполагает, что работы будут проводиться некоторое время и рыночная конъюнктура может поменяться.
Например, может произойти удорожание строительных материалов или изменение курса валют, которое также приведет к удорожанию материалов, затратам на з/п сотрудников и пр. В связи с этим заказчики, которые проводят закупку, исходя исключительно из сметной стоимости, часто получают жалобы от участников закупок. Применение приказа Минстроя для правильного расчета НМЦК позволит избежать конфликтов и ошибок.
Ошибки на этапе осуществления закупки
Серьезные и обидные ошибки могут возникнуть уже при осуществлении самой закупки. Для проведения крупной закупки в области строительства и капитального ремонта заказчик может выбрать либо электронный аукцион, либо открытый конкурс в электронной форме.
Если заказчик выбирает электронный аукцион, то важно помнить, что к участникам закупок на сумму от 5 млн рублей и выше устанавливается дополнительное требование — наличие как минимум одного ранее выполненного контракта. Перед подачей заявки участник закупки должен заблаговременно предоставить данную информацию оператору электронной площадки.
Нарушение этого требования приводит к невозможности подачи заявки на участие, и закупка может не состояться в связи с отсутствием поданных заявок. Единственная рекомендация в данном случае — заранее провести подготовительную работу перед публикацией закупки, пригласить участников и предупредить их о необходимости заранее предоставить документы оператору ЭТП.
В рамках проведения конкурсной процедуры заказчики могут неправильно выбрать способ закупки в виде конкурса с ограниченным участием, ориентируясь на необходимость установления дополнительных требований к участникам по аналогии с аукционом.
Но, к сожалению, на строительство и капитальный ремонт дополнительные требования устанавливаются только в рамках электронного аукциона, и проведение такой закупки в виде конкурса с ограниченным участием не предусмотрено законом, за исключением работ по сохранению объектов культурного наследия, а также строительства в сфере атомной энергетики.
При проведении открытого конкурса заказчик должен установить критерии оценки в соответствии с постановлением Правительства № 1085. Некоторые заказчики не принимают к подтверждению квалификации участников закупки контракты на исполнение сноса объектов капитального строительства.
Они объясняют это тем, что при закупке на строительство и капремонт они рассматривают контракты, которые относятся именно к такой сфере деятельности, а снос не может в полной мере отображать опыт исполнения подобных контрактов.
Однако практика ФАС показывает, что применять постановление правительства № 1085 нужно с точностью до запятой. В постановлении, в частности, указано, что к контрактам, подтверждающим квалификацию участника, относятся в том числе и контракты на снос объектов капитального строительства. Как бы заказчику ни хотелось применить принцип «ломать — не строить», практика применения постановления у нас уже сложилась.
Ошибка на этапе исполнения контракта
В рамках исполнения контракта подрядчик также может столкнуться с рядом трудностей. Например, обнаруженные скрытые дефекты или удорожание строительных материалов, погодные условия, которые повлекли за собой невозможность в данный период осуществлять работы. Что делать в таких случаях?
Подрядчик обязан своевременно уведомить заказчика о сложностях, которые возникают при исполнении контракта. Данное положение прописано в статье 94 закона №44-ФЗ. Тем не менее некоторые подрядчики этого не делают и констатируют факт невыполнения работы только на этапе сдачи.
С одной стороны, заказчик должен применить соответствующие санкции в отношении данного участника, назначить неустойки. С другой стороны, подрядчик не готов нести наказание, потому что выполнить эти работы он не смог по объективным причинам.
Решить вопрос можно, если проинформировать заказчика заранее и согласовать внесение изменений в проектную документацию и в условия контракта. Согласовав это с органами власти, стороны получат возможность внесения изменения в контракт на строительство, заключенный на срок больше года.
Ошибки на этапе экспертизы исполнения контракта
Еще одна головная боль заказчиков — экспертиза исполнения контракта и привлечение экспертов. Во-первых, в качестве эксперта можно привлечь разработчика проектной документации — это разрешается в рамках закупки у единственного поставщика в части авторского надзора. Во-вторых, экспертов также можно найти путем конкурентных процедур.
Тем не менее некоторые заказчики проводят экспертизу собственными силами, при этом далеко не всегда обладая необходимым экспертным уровнем, чтобы найти скрытые дефекты. В результате дефекты выявятся на этапе эксплуатации, что может привести к серьезным последствиям вплоть до угрозы жизни людей.
Источник rb.ruПроцедура закупки строительных работ по 44-ФЗ
Для закупки строительных работ по общему правилу вы можете проводить как электронный аукцион, так и открытый конкурс в электронной форме, поскольку эти работы не включены в аукционный Перечень.
В некоторых случаях для закупки строительных работ можно провести, например:
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме, если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. При этом НМЦК таких закупок должна быть более 100 млн руб. (ч. 2 ст. 56.1 Закона N 44-ФЗ, позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99);
- запрос котировок в электронной форме, если НМЦК не превышает 3 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ);
- закупку у единственного подрядчика, если есть основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обратите внимание: до 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ.
Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности при закупках на выполнение федеральным органом исполнительной власти (его подведомственным учреждением), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, работ по строительному контролю (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, ч. 66, 67 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 543).
За нарушение порядка проведения закупок вас могут привлечь к ответственности. Например, если вы провели запрос котировок в электронной форме, когда закупка была возможна только в форме аукциона или конкурса, штраф составит 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Обратите внимание: приобретение недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, вместо закупки строительных работ по такому объекту неправомерно. С учетом конкретных обстоятельств неправомерным могут признать также приобретение готового объекта недвижимости у единственного поставщика (Письмо ФАС России от 24.10.2019 N ИА/93181/19). Ведомство дополнительно указало: Закон N 44-ФЗ позволяет по итогам конкурентной закупки заключить договор купли-продажи квартиры, которая будет создана (с учетом позиции ВАС РФ) (Письмо от 09.12.2019 N МЕ/108026/19).
Для проведения конкурентной закупки обычно необходимы следующие документы:
Составляя документацию, учтите требования к формированию предмета закупки. В частности, строительные работы можно включить в один лот с иными работами только в определенных случаях. Например, их можно объединить с проектированием и вводом в эксплуатацию объекта капстроительства, если контракт заключается по ч. 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Правила заключения такого контракта установлены Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563.
Документы нужно разместить в ЕИС не менее чем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ):
- за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
- семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб.;
- семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, если НМЦК не более 2 млрд руб. и закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства;
- 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в остальных случаях;
- 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме).
Обратите внимание: при проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС размещается только извещение и проект контракта, документация о закупке не формируется (ч. 1, 4 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).
Документация должна включать информацию, содержащуюся в извещении, и документы (информацию), указанные в ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в том числе:
- требования к участникам закупки. Устанавливаются единые требования, а при необходимости доптребования (ч. 1, 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Учтите, что выполнять строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства по договору подряда имеют право ИП и юрлица — члены соответствующей СРО, кроме случаев, указанных в ч. 2.1, 2.2 ст. 52 ГрК РФ (ч. 2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Исходя из сложившейся практики ФАС России, рекомендуем при установлении требования о членстве в СРО участника закупки предусмотреть в документации:
- требование о том, что уровень ответственности участника в компенсационном фонде должен быть не меньше, чем его предложение о цене контракта;
- обязанность участника представить в составе заявки выписку (ее копию) из реестра членов СРО, которая подтверждает его членство в этой организации. При этом не стоит устанавливать конкретное требование к сроку ее действия или дате выдачи. Полагаем, что она должна быть действительной на момент окончания срока подачи заявок.
Дополнительные требования нужно предусмотреть при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта для федеральных нужд более 10 млн руб. (для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд — более 5 млн руб.), если закупаются следующие работы (позиции 2 — 2(6) Приложения N 1 к Постановлению N 99):
- по строительству, реконструкции объекта капстроительства;
- строительству, реконструкции линейного объекта;
- строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- ремонту, содержанию автодорог;
- капремонту объекта капстроительства;
- капремонту линейного объекта;
- сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта).
Дополнительные требования также следует установить при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме с НМЦК выше 100 млн руб., если закупаются работы по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) (позиция 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99).
Учтите: нельзя устанавливать дополнительные требования одновременно по нескольким позициям Приложений N N 1 и 2 к Постановлению N 99 (Письмо Минфина России от 17.09.2020 N 24-02-05/81672);
- утвержденнуюпроектную документацию. Ее необходимо включить, если закупаются работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства. Исключение составляют два случая (п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ):
- подготовка проектной документации по законодательству не требуется;
- работы закупаются согласно ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Если вы планируете осуществить закупку работ по строительству, реконструкции объекта капстроительства не полностью, а отдельными этапами, проектную документацию в отношении каждого этапа нужно разработать в объеме, необходимом для его осуществления (Письмо Минстроя России от 21.11.2019 N 44567-ОД/08). Учтите, что возможность выполнить такие работы по этапам нужно обосновать.
При закупке работ по капремонту объекта капстроительства за счет бюджетных средств вы не обязаны формировать проектную документацию в полном объеме (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). ФАС России отметила, что при закупке таких работ может быть подготовлена только смета.
В этом случае от участников нужно требовать предоставить в первой части заявки исключительно согласие на выполнение работ (Информация ФАС России). Однако есть и альтернативная позиция.
Важно! Если вы планируете осуществить строительство, капремонт, реконструкцию объекта капстроительства в рамках нацпроектов (госпрограмм), то перед разработкой проектной документации направьте задание на проектирование на проверку в органы (организации) госэкспертизы субъектов РФ (Письмо Минстроя России от 09.04.2020 N 13809-ИФ/01). Примерная форма задания на проектирование объекта капстроительства приведена в Приложении к Методическим рекомендациям о порядке согласования такого задания, которые содержатся в том же Письме;
- требования к содержанию и составу заявки.
Если для закупки строительных работ вы собираетесь провести конкурс с ограниченным участием в электронной форме, то требования к содержанию и составу заявки установите в общем порядке.
Обратите внимание! Утверждены типовые формы заявок на участие в закупках в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Их следует учитывать, в частности, при установлении требований к составу заявок (ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона они зависят от того, входит ли в состав аукционной документации проектная документация:
- если она включена, то укажите, что в первой части заявки участник представляет только согласие на выполнение работ на условиях документации. Оно дается с использованием средств электронной площадки, поэтому не требуйте формирования отдельного файла (п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Если электронный аукцион признан несостоявшимся, можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение в документацию иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
- если она не включена, то первая часть заявки помимо согласия на выполнение работ должна содержать сведения о товаре, который будет поставляться при их выполнении, а именно (ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ):
— наименование страны происхождения товара;
— сведения о товарном знаке (при наличии) и конкретных показателях товара, соответствующих положениям документации. Такую информацию участник представляет, если в документации не указан товарный знак либо он предложил товар с другим товарным знаком.
Наличие проектной документации в составе аукционной документации не повлияет на требования к составу второй части заявки. Нельзя требовать представления в ее составе документов, подтверждающих соответствие доптребованиям.
Такие документы участник закупки представляет оператору электронной площадки, который проверяет только их комплектность и принимает решение о размещении в реестре участников (ч. 12, 13 ст. 24.2, ч. 8.2 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217). Соответствие участника аукциона доптребованиям проверяет комиссия при рассмотрении вторых частей заявок.
Учтите, что в рамках конкурса с ограниченным участием в электронной форме представление этих документов требовать нужно. С учетом положений ч. 12 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ полагаем, что не надо признавать заявку не соответствующей требованиям документации в связи с их отсутствием в составе заявки, если необходимые документы представил оператор электронной площадки.
При проведении открытого конкурса в электронной форме требования к содержанию и составу заявки зависят от наличия проектной документации:
- если вы включили ее в описание объекта закупки, укажите, что в первой части заявки участник должен только выразить согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией о закупке. Он должен сделать это с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, поэтому не требуйте сформировать согласие в виде отдельного файла (п. 3 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Учтите, если открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, то можно провести запрос предложений в электронной форме по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае необходимо установить требование представить в составе заявки только названное согласие. Включение иных требований к составу заявки является нарушением Закона N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 01.10.2020 N ИА/85170/20);
- если проектной документации нет, укажите, что первая часть заявки должна содержать (ч. 4 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ):
-
на выполнение работ;
- предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (если устанавливаете критерий оценки заявок «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»). Учтите: отсутствие такого предложения не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
- сведения о товаре, который будет поставляться при выполнении работ: наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие положениям конкурсной документации, и указание на товарный знак (при наличии), если в конкурсной документации не указан товарный знак либо участник предлагает товар с другим товарным знаком.
На требования к составу второй части заявки на участие в таком конкурсе наличие проектной документации не влияет;
- дату окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Заявки необходимо рассмотреть в срок, не превышающий (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ):
- 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства;
- пяти рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме);
- трех рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок на участие:
- в электронном аукционе, если НМЦК не более 300 млн руб. (не более 2 млрд руб. — при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства);
- открытом конкурсе в электронной форме (конкурсе с ограниченным участием в электронной форме), если НМЦК не более 1 млн руб.
Не нужно устанавливать дату рассмотрения первых частей заявок при проведении открытого конкурса в электронной форме, если в описание объекта закупки включена проектная документация (п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Учтите также: если в состав аукционной документации включена проектная документация и участник представил согласие, то он считается допущенным к участию в электронном аукционе. При этом первые части заявок не рассматриваются (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ);
- дату проведения электронного аукциона или дату подачи участниками открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) окончательных предложений о цене контракта.
Обычно дата проведения аукциона — это следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок. Если в аукционную документацию включена проектная документация, то аукцион начнется через четыре часа после окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Данное условие применимо и в случае, если окончание такого срока выпадает на нерабочий день (Письмо Минфина России от 10.06.2019 N 24-06-06/42421).
Вместе с тем рекомендуем не устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в аукционе на нерабочий (выходной или праздничный) день.
Дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме (конкурса с ограниченным участием в электронной форме) — это второй рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Если в конкурсную документацию включена проектная документация, дату подачи окончательных предложений устанавливать не нужно (ч. 3 ст. 54.6, ч. 4 ст. 56.1, п. 1 ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ);
- обоснование НМЦК. Учтите: если вы закупаете работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу расположенных в РФ объектов капстроительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также строительству на территории РФ некапитальных строений и сооружений, то расчет и обоснование НМЦК нужно осуществить в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
Важно! При закупке работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства на территории РФ может потребоваться обязать подрядчика выполнить часть из них самостоятельно (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ). Возможные виды работ и их объем необходимо включить в документацию (пп. «а» п. 2 Постановления N 570).
Положения Постановления N 570 не применяются к закупке, предусматривающей выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ (Письмо Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96959).
Обратите внимание: утверждены Требования к типовой документации для закупок в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 N 1401). Такую документацию разработает Минфин России (п. 5 указанных Требований, Письмо Минфина России от 19.11.2019 N 24-06-05/89376). Применять ее придется в обязательном порядке (ч. 5 ст.
24.1 Закона N 44-ФЗ).
Проверьте, соответствуют ли данные проводимой закупки информационной карте. Если да, то вы должны использовать типовой контракт или типовые условия. Например, в сфере строительства утверждены:
- типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (Приказ Минтранса России от 05.02.2019 N 37);
- типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капстроительства (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр). Данный Приказ не действует в отношении заключенных по ч. 16, 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактов, предметом которых является в том числе проектирование объектов капстроительства (Письмо Минфина России от 08.04.2020 N 24-03-08/27815);
- типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр).
Если типовые условия вам не подходят (например, закупаете работы, не указанные в информационной карте), подготовьте проект контракта самостоятельно. В нем, в частности, учтите требования Закона N 44-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание: к контракту на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства законодательно установлен ряд требований, например:
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как провести закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021)
Специфика закупок строительных работ
За последние 12 календарных месяцев федеральные, региональные и муниципальные заказчики разместили около 40 тысяч извещений о строительстве и капремонте жилых и нежилых зданий на общую сумму более 700 млрд рублей. Как видим, рынок государственного заказа для строительных работ огромен. Федеральные, региональные и муниципальные заказчики могут закупать строительные работы практически всеми существующими способами. Рассмотрим их.
Электронный аукцион
С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.16 № 471-Р). В него включены почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.
Открытый конкурс
Заказчик может объявить открытый конкурс на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные объекты).
Конкурс с ограниченным участием
Такой конкурс заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты, а также на ремонт дорог, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ) для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей.
Запрос предложений
Заказчик проводит процедуру в двух случаях:
* если конкурс не состоялся,
* если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Запрос котировок
Если НМЦ не превышает 500 000 рублей.
Закупки у единственного поставщика
Если НМЦ не превышает 100 000 рублей.
Какие требования может предъявить заказчик к поставщику?
Общие требования к поставщикам и перечень документов, необходимых для участия в торгах, определены Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ. Однако на определенные виды строительных работ могут понадобиться свидетельства о допуске СРО (саморегулируемая организация). Перечень работ, для которых нужны допуски, приведен в приказе Минрегиона РФ от 30.12.09 № 624. Поэтому перед тем как подавать заявку на участие в торгах нужно убедиться в наличии всех необходимых документов и их действительности. Если для каких-либо видов строительных работ допуск СРО не нужен, то заказчик не имеет права его требовать.
В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования. Например:
* Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ;
* Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта;
* Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.
Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:
* К опии выполненных контрактов и актов приемки;
* Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании);
* Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ;
перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
Источник etpgpb.ru