Газобетонные блоки 400 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Армирование кладки – арматура от 6мм, через каждые три ряда. Перекрытия оконных и дверных проемов – уголок 75х75 обработанный грунтовкой.
Стены несущие внутренние
Газобетонные блоки 250 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Перекрытия дверных проемов – уголок 50х50 обработанный грунтовкой.
Перегородки межкомнатные — нет.
Армопояс — монолитный ж/б пояс 200х250 мм с утеплением (50мм) и кладкой доборного блока (150мм)
Перекрытие 1 этаж — деревянное
Антисептированый пиломатериал 1 сорта: Лаги, брус 200х50 с шагом 59-60см; Черновой пол 2 эт., доска 150х40;
Перекрытие второго этажа — деревянное
Антисептированый пиломатериал 1 сорта: лаги, брус 200х50 с шагом 59-60см
Стропильная система
Антисептированый пиломатериал 1 сорта: Стропила, брус 150х50 с шагом 59-60см; контробрешетка, брусок 50х50; обрешетка, доска 25х150; гидроизоляция;
Кровля — металлочерепица 0,45 мм, покрытие полиэстер, цвет на выбор.
Накладные расходы и сметная прибыль 2021. Коэффициенты. Учет множественных видов работ
Вентшахта — нет
Окна — нет
Дверь входная — нет
Лестница междуэтажная- деревянная, временная
Проект
Архитектурно-строительная часть. При заключении договора подряда, стоимость проекта – 0 руб.
Комплектация дома и перечень используемых материалов могут быть изменены и дополнены согласно Вашим пожеланиям.
В стоимость строительства включено:
- Материалы и инструменты.
- Cтроительно — монтажные работы.
- Инвентарные и накладные расходы.
- Вагончик для проживания строителей.
- Доставка в пределах 70 км от КАД
Фундамент
Железобетонная монолитная плита высотой – 250 мм, с прокладкой коммуникаций (канализация — труба d110 , гильза для ввода воды и эл.ва — труба пнд d50). Двойной армированный каркас: арматура A3 d12 мм; ячейка армокаркаса 200 мм; вязка арматуры – вязальной проволокой; бетон М-300; песчаная подушка – 300 мм;
Стены несущие фасадные
Газобетонные блоки 400 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Армирование кладки – арматура от 6мм, через каждые три ряда. Перекрытия оконных и дверных проемов – уголок 75х75 обработанный грунтовкой.
Стены несущие внутренние
Газобетонные блоки 250 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Перекрытия дверных проемов – уголок 50х50 обработанный грунтовкой.
Перегородки межкомнатные
Газобетонные блоки 150 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Перекрытия дверных проемов – уголок 50х50 обработанный грунтовкой.
Армопояс
монолитный ж/б пояс 200х250 мм с утеплением (50мм) и кладкой доборного блока (150мм)
Междуэтажное перекрытие — монолитное
Железобетонная монолитная плита высотой – 160 мм, двойной армированный каркас: арматура A3 d12 мм; ячейка армокаркаса 200 мм; вязка арматуры – вязальной проволокой; бетон М-300; применение бетонанасоса для подачи бетона.
Перекрытие второго этажа — деревянное
4. Смета. Что такое накладные расходы (НР)
Антисептированый пиломатериал первого сорта: лаги, брус 200х50 с шагом 59-60см;
Утепление перекрытия, 200 мм – плитный минеральный утеплитель; гидро и пароизоляция;
Стропильная система
Антисептированый пиломатериал первого сорта: Стропила, брус 150х50 с шагом 59-60см; контробрешетка, брусок 50х50; обрешетка, доска 25х150; гидроизоляция;
Кровля
металлочерепица 0,45 мм, покрытие полиэстер, цвет на выбор.
Окна
ПВХ «Rehau Sib», белого цвета, 3 камерный профиль 60мм, двухкамерный стеклопакет.
Дверь входная
металлическая с порошковым напылением и фурнитурой.
Лестница междуэтажная
Вентканалы и дымоходы
Проект
Архитектурно-строительная часть. При заключении договора подряда, стоимость проекта – 0 руб.
Комплектация дома и перечень используемых материалов могут быть изменены и дополнены согласно Вашим пожеланиям.
В стоимость строительства включено:
Материалы и инструменты.
- Cтроительно — монтажные работы.
- Инвентарные и накладные расходы.
- Вагончик для проживания строителей.
- Доставка в пределах 70 км от КАД
Фундамент
Железобетонная монолитная плита высотой – 250 мм, с прокладкой коммуникаций (канализация — труба d110 , гильза для ввода воды и эл.ва — труба пнд d50). Двойной армированный каркас: арматура A3 d12 мм; ячейка армокаркаса 200 мм; вязка арматуры – вязальной проволокой; бетон М-300; песчаная подушка – 300 мм;
Утепленная отмостка — вокруг дома.
Стены несущие фасадные
Газобетонные блоки 400 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Армирование кладки – арматура от 6мм, через каждые три ряда. Перекрытия оконных и дверных проемов – уголок 75х75 обработанный грунтовкой.
Стены несущие внутренние
Газобетонные блоки 250 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Перекрытия дверных проемов – уголок 50х50 обработанный грунтовкой.
Перегородки межкомнатные
Газобетонные блоки 150 мм (D-500); Кладка на клей для газобетона; Перекрытия дверных проемов – уголок 50х50 обработанный грунтовкой.
Армопояс
монолитный ж/б пояс 200х250 мм с утеплением (50мм) и кладкой доборного блока (150мм)
Междуэтажное перекрытие — монолитное
Железобетонная монолитная плита высотой – 160 мм, двойной армированный каркас: арматура A3 d12 мм; ячейка армокаркаса 200 мм; вязка арматуры – вязальной проволокой; бетон М-300; применение бетонанасоса для подачи бетона.
Перекрытие второго этажа — деревянное
Антисептированый пиломатериал первого сорта: лаги, брус 200х50 с шагом 59-60см; утепление перекрытия, 200мм – плитный минеральный утеплитель; гидро и пароизоляция;
Стропильная система
Антисептированый пиломатериал первого сорта: Стропила, брус 150х50 с шагом 59-60см; контробрешетка, брусок 50х50; обрешетка, доска 25х150; гидроизоляция;
Кровля
металлочерепица 0,45 мм, покрытие полиэстер, цвет на выбор.
Окна
ПВХ «Rehau Sib», белого цвета, 3 камерный профиль 60мм, двухкамерный стеклопакет.
Дверь входная
металлическая с порошковым напылением и фурнитурой.
Лестница междуэтажная — монолитная.
Вентканалы и дымоходы — из кирпича/газоблока.
Фасадная отделка
цокольная часть: искусственный декоративный камень; внешние стены дома: декоративная фасадная штукатурка «Короед»; устройство водосточной системы (из пластика) по периметру кровли дома; обшивка свесов кровли виниловыми софитами с перфорацией. Возможна отделка стен фасадными панелями (сайдингом), облицовочным кирпичом (доп. услуга).
Черновая внутренняя отделка — штукатурка, шпаклевка стен.
Утепленная стяжка пола.
Подвесной (натяжной) потолок.
Инженерия
электрика (+ TV, интернет), отопление (комбинированное: теплый пол + радиаторы), водопровод (горячая и холодная вода), канализация, вентиляция.
Чистовая отделка
поклейка обоев, окраска потолка, укладка ламината и плитки, установка сантех. приборов, установка электроприборов, монтаж межкомнатных дверей.
Проект
Архитектурно-строительная часть. При заключении договора подряда, стоимость проекта – 0 руб. Комплектация дома и перечень используемых материалов могут быть изменены и дополнены согласно Вашим пожеланиям.
В стоимость строительства включено:
- Материалы и инструменты.
- Cтроительно — монтажные работы.
- Инвентарные и накладные расходы.
- Вагончик для проживания строителей.
- Доставка в пределах 70 км от КАД
Скорость строительства?
- Получение исходных данный, разработка проекта от 3 недель до 2-х месяцев;
- Строительство «коробки» дома площадью 100-150 м2 — 2 — 3 месяца;
- Устройство инженерных коммуникаций — 2 — 3 недели;
- Внутренние и наружные отделочные работы от 1 до 3 месяцев.
- В итоге, средний срок строительства «под ключ» дома площадью около 150 м2 составляет около 6,5 месяцев.
Частые вопросы
Газобетон — представляет собой разновидность ячеистого бетона. Внешне он выглядит как обычный камень, структура которого состоит из небольших полых отделений толщиной до 3 мм каждое. Качество газобетона напрямую зависит от равномерности расположения пор по объему материала, равности их диаметра и степени закрытости. В современном производстве газобетон изготавливается из кварцевого песка, некоторой доли извести и водного цемента.
- Малый вес блока при его объеме. Например, на строительство сооружения общей площадью в 200 м2 при работе бригады из трех человек уходит не более одного месяца, что значительно быстрее, нежели при работе со строительным кирпичом или деревом.
- Термоизоляция блока. Воздух, содержащийся в небольших порах, препятствует уходу тепла из дома, и препятствует его излишнему прохождению, например в летний период.
- Экологичность. Газобетон совершенно не поддается процессам гниения, чем положительно выигрывает у дерева, а также обладает сопротивлением к появлению коррозии, чем выигрывает у металлических конструкций.
- Пожаробезопасность. Он не поддается возгоранию и способен сопротивляться открытому пламени в течение 2 часов.
Ни один производитель не сможет назвать точное количество лет, которое может прослужить конструкция из газобетона. Однако, все они сходятся в одном — 100 лет — это еще не максимальный его срок.
Эти рекомендации носят усредненный характер и составлены на основе статистики использования газобетона в строительстве и рекомендациях самих производителей.
Источник: nsk.stroitelstvo-domov-pod-klyuch.ru
Проект накладные расходы в строительстве
Доброго времени суток уважаемые форумчане. Составляю смету на проектные работы. Проектируемый объект – Научно-производственный комплекс, включающий в себя 20 подобъектов. Применяю СБЦП 81-2001-03 Глава 2.6 и соответственно табл. 22.
У меня вопрос, подскажите пожалуйста по какому сборнику правильнее расценить такие подобъекты, как: 1)Централизованный пост безопасности; 2)Модульная котельная; 3)Очистные сооружения; 4)Транспортный бокс; 5)Бытовой корпус.
Источник: cmet4uk.ru
МДС 81-4.99 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве
Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся разработкой сметной документации для строительства и вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве
РАЗРАБОТАНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (руководитель — В.А. Степанов, ответственный исполнитель — Г.П. Шпунт, исполнители — Г.А. Шанин, А.В. Белов).
РАССМОТРЕНЫ на заседании Межведомственной комиссии (Рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.2000 г. постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76.
ВЗАМЕН: Методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции и Методических рекомендаций о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве с изменениями и дополнениями к ним (письма Минстроя России от 30.10.92 № БФ-907/12 и от 13.11.96 № ВБ-26/12-368, письмо Госстроя России от 18.10.93 № 12-248).
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, Методические указания носят рекомендательный характер.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях развивающихся рыночных отношений.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
— заказчиками при составлении инвесторских смет, используемых для предварительной оценки стоимости объектов строительства, подготовки торгов и для переговоров с подрядчиком;
— подрядными организациями для расчетов за выполненные работы с учетом структуры, особенностей управления и обслуживания строительного производства.
1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
— укрупненные нормативы по основным видам строительства;
— нормативы по видам строительных и монтажных работ;
— индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации;
— предельные нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, предназначенные для определения стоимости работ в базисном уровне цен.
1.4. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
— средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;
— сметной стоимости прямых затрат в базисном уровне сметных норм и цен.
Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в прил. 1.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (далее — Управление ценообразования).
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.), или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
Система указанных нормативов состоит из 9 видов и приведена в прил. 2.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
3.2 Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ определяются на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по специализированным организациям-представителям, в объеме работ которых удельный вес данного вида работ составляет не менее 70 %, с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и специальных строительных работ.
Система указанных нормативов состоит из 47 видов и приведена в прил. 3.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 78.
3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве, приведен в прил. 4.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».
К ним относятся:
— пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
— налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
— затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
— отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
— затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3-х километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
— дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
— затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
— предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
— дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
— расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
— затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета, стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
— по нормируемым статьям затрат — на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
— по ненормируемым статьям затрат — в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.11.98 № 110.
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в прил. 6 и 7. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:
административно-хозяйственных, вязанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.
4. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ.
4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы начисление накладных расходов производится в конце расчета (сметы) — за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам — в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
Источник: docinfo.ru
Интеграция проектного управления в систему управления предприятием
Многие строительные, инжиниринговые, консалтинговые организации являются проектно-ориентированными по своей сути: их деятельность заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Но даже на предприятии, которое не является проектно-ориентированным, существует множество других видов деятельности, которыми можно управлять, как проектами: продвижение нового бренда, открытие нового производства, деятельность по обновлению основных средств. Проектное управление деятельностью по развитию позволяет акцентировать внимание на результате и управлять именно его достижением, не позволив превратить развитие в «процесс ради процесса», что может принести немало выгод предприятию.
Однако методы управления проектами ориентированы на управление «целенаправленным ограниченной во времени деятельностью», а большинство организаций не ограничивает время своего существования. Кроме того, любая организация (в т.ч. проектно-ориентированная) должна выстраивать свою стратегию, иметь постоянную оргструктуру, управлять своими активами, что выходит за рамки управления проектами.
Возникает вопрос: как интегрировать управление проектами в систему управления предприятием? В этой статье рассматривается подход, основанный на выделении портфелей проектов, представляющих своеобразный «интерфейс» между «проектной» и «непроектной» компонентами деятельности организации. Изложение структурировано в соответствии с процессом подготовки к внедрению управления проектами в следующем порядке:
распределяется ответственность за проекты по организационной структуре (в случае необходимости оргструктура корректируется);
формируются процессы и процедуры управления проектами в рамках установленного распределения ответственности;
определяются механизмы стимулирования сотрудников и руководителей к выполнению установленных процедур.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ СТРУКТУРЫ
Внедрение управления проектами (УП) начинается с определения сферы применения методов и средств управления проектами, т.е. с определения деятельности, которую целесообразно структурировать в виде проектов. Основным критерием выделения проектов является необходимость в обособлении некоторой деятельности в виде отдельного объекта управления.
Пример – Такую деятельность службы ИТ предприятия как поддержку пользователей, регламентное обслуживание техники, управление конфигурацией нецелесообразно структурировать в виде проектов, поскольку управление каждым запросом пользователя или изменением конфигурации как проектом приведет к загромождению проектной структуры, когда «за деревьями не будет видно леса».
При определении проектной структуры целесообразно разработать структурные декомпозиции работ (WBS) для типов проектов. Это один из наиболее простых и четких способов указать, какая деятельность входит в проект, какая остается за его рамками.
При разработке WBS следует учитывать, что некоторые работы могут сами управляться как проекты (т.е. быть подпроектами), а некоторые работы служат для интеграции непроектной деятельности в проект.
Подпроекты
При определении проектной структуры следует иметь ввиду, что проект может быть разбит на подпроекты, руководство которыми делегируется центрам ответственности, необязательно находящимся в линейном подчинении центра ответственности, отвечающего за проект в целом. Их взаимодействие определяется специальным документом, обычно называемым уставом, паспортом проекта, соглашением и т.п.
Пример – Так, например, у ИТ-компании есть заказчик, до сих пор только заказывавший программное обеспечение у департамента заказных разработок (центр ответственности за портфель проектов), а теперь заказавший комплексный проект, включающий поставку и настройку оборудования. В этом случае департамент заказных разработок в проекте предусматривает подпроект, выполнение которого делегируется департаменту системной интеграции (тоже являющемуся центром ответственности за свой портфель проектов и имеющему своих заказчиков).
Интеграция с непроектной деятельностью
Рассмотрим организацию, которое имеет собственные производственные мощности и выполняет заказы на проектирование и производство изделий. Проектированием изделия естественно управлять как проектом. Однако производственные мощности одновременно загружены производством полуфабрикатов и готовой продукции как разным заказам, так и просто на склад для последующей продажи. Кроме того, в случае длительного производственного цикла для оптимизации затрат на переналадку оборудования и сокращения времени выполнения заказа, видимого для клиента, делаются заделы полуфабрикатов и комплектующих. Для управления таким производством обычно используются методологии MRP, MRP II.
В описанном случае целесообразно управлять заказом как проектом и в структурной декомпозиции работ предусмотреть работы, связанные с производственными заданиями, которые управляются в системе MRP. Это позволит интегрировать производственную деятельность в план проекта, скоординировать выполнение производственных заданий по срокам с другими работами, зарезервировать материалы и комплектующие под работу и свести все затраты в денежном выражении в бюджете проекта.
Другим примером интеграции с непроектной деятельностью может служить интеграция с деятельностью службы снабжения. Ряд дорогостоящих материалов закупается под заказы, но многие «ходовые» и недорогие комплектующие материалы закупаются крупными партиями. В этом случае в структуре работ для закупок первого типа можно выделить полноценные работы в проекте. Закупки второго типа также целесообразно обозначить работами, но это будут скорее проекции закупок на проект. С ними будут связываться (как результаты) материалы, полуфабрикаты и другие ресурсы, которые нужны для проекта и они будут использоваться для координации работ проекта с закупками по срокам.
Таким образом, интеграция с непроектной деятельностью на уровне структурной декомпозиции работ осуществляется путем введения работ, обозначающих элементы непроектной деятельности. Это позволяет в дальнейшем управлять непроектной деятельностью, как элементом проекта, координируя ее по срокам и стоимости с другими работами проекта.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Основным отличием проектов от традиционных центров ответственности организации состоит в том, что время существования проектов ограничено. Для интеграции системы управления проектами в систему управления предприятием вводится понятие портфеля проектов.
Под портфелем проектов понимается совокупность проектов, находящихся в компетенции одного постоянного центра ответственности. Часто эти проекты выполняются на общем пуле ресурсов (финансы, люди, оборудование, материалы, энергия), при этом пул ресурсов и результаты всех проектов портфеля находятся в компетенции одного центра ответственности. Однако в случае матричной организационной структуры ресурсы не принадлежат центру ответственности, а придаются ему другими центрами ответственности на основе планов проекта (можно сказать «выкупаются» за счет средств, заложенных в бюджеты проектов).
Из определения видно, что для того, чтобы определить портфель проектов, необходимо:
1. Определить проекты.
2. Определить центр ответственности (руководителя или руководящий орган).
3. Определить пул ресурсов.
В таблице ниже приведены примеры портфелей проектов на различных предприятиях.
Табл. 1
Промышленное предприятие (завод)
Директор по реконструкции
Обновление и ремонт оборудования
Ремонтная служба, финансы для заключения договоров с подрядчиками
Директор по производству
«Производство на заказ», «сборка на заказ»
Производственные мощности и рабочие
Директор по капитальному строительству
Внедрение и развитие автоматизированных систем
Сотрудники, финансы для заключения договоров с подрядчиками
Ремонт зданий и сооружений, строительство
Ремонтные бригады, финансы для заключения договоров с подрядчиками, сотрудники аппарата управления
Директор по развитию
Проекты по реструктуризации, внедрению инноваций, открытию новых видов бизнеса
Сотрудники компаний холдинга, финансы на закупки услуг подрядчиков
Директор проектно-ориентированной бизнес-единицы
«Проекты на заказ»
Директор по маркетингу
Формирование и развитие бренда
Сотрудники, финансы для заключения договоров с подрядчиками
Внедрение и развитие автоматизированных систем
Сотрудники, финансы для заключения договоров с подрядчиками
В любой момент времени в портфеле проектов существуют уже выполняемые проекты. Поэтому портфель проектов можно считать постоянным центром ответственности и планировать его деятельность можно в рамках некоторого периода, например, года.
Структура портфелей проектов может быть и иерархической: портфель разбивается на подпортфели, за которые отвечают подчиненные центры ответственности.
Пример – Например, в портфеле проектов службы информационных технологий холдинга, за который отвечает вице-президент по ИТ, выделены портфели ИТ-проектов предприятий холдинга и портфель проектов центрального аппарата, за каждый из которых отвечает директор ИТ соответствующей компании холдинга.
Пример структуры проектов со связями «проект-подпроект» и вложенными портфелями приведен
на Рис. 1.
Рис. 1 — Проекты, подпроекты и портфели в структуре предприятия
(стрелки означают включение проекта в другой проект в качестве подпроекта)
При управлении портфелем проектов целесообразно выделять роли, приведенные в Табл. 2.
Центр ответственности за портфель проектов.
Центр ответственности за проект.
Руководитель функционального подразделения
Центр ответственности, «продающий» ресурсы проекту, портфелю проектов.
1) Сотрудники, выполняющие работу по проектам, подчиненные руководителям проектов.
2) Другие стороны, не выполняющие работ (не включаемые в бюджет проекта), но заинтересованные в успехе (или не успехе) проекта.
Оказывает услуги по администрированию и методическую поддержку руководителям и директору проектов.
1) Постоянная организационная структура портфеля проектов, как в случае матричной, так и в случае чисто проектной структур организации будет иметь вид, представленные на Рис. 2.
Рис. 2- Постоянная часть оргструктуры портфеля проектов
Одной из наиболее сложных проблем является разделение полномочий между функциональными руководителями и руководителями проектов. Обычно это достигается за счет того, что руководитель проекта имеет бюджет за средства из которого «выкупает» ресурсы (в основном рабочее время сотрудников) у функциональных подразделений. При этом сотрудники подчиняются руководителю проекта (выполняют работу по проекту) в режиме установленном планом проекта, который обычно утверждается общим руководителем для руководителя проекта и функционального руководителя. В этой ситуации, руководители функциональных подразделений несут ответственность за профессиональные навыки специалистов, работоспособность оборудования, в отличии от схемы «проект-подпроект», когда выкупается услуга, и центр ответственности за подпроект полностью отвечает за ее оказание и управляет своим подпроектом.
4. ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
Здесь будут рассмотрены только основные «точки интеграции» процедур управления проектами с процедурами управления организацией:
Оценка и отбор проектов
В виде проектов может быть структурирована как основная производственная деятельность организации (для коммерческих организаций обычно это выполнение заказов), так и деятельность по ее развитию. И в том и в другом случае необходимо выбирать, какие проекты следует выполнять, а от каких следует отказываться: это определяется стратегией организации.
На сегодняшний день, одним из наиболее мощные средств формализации и коммуникации стратегии является сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), включающая кроме традиционных финансовых показателей еще и показатели, характеризующие взаимоотношения с клиентами, производственные процессы, технологический и кадровый потенциал. Соответственно, процедуры отбора проектов должны быть построены с учетом влияния проектов на значения этих показателей.
Для проекта по основной производственной деятельности должна проводиться оценка влияния на показатели компании, т.е. моделироваться как изменятся эти показатели в случая принятия проекта. Потребность в проектах по развитию организации вообще может формироваться исходя из необходимости покрытия разрыва между существующим уровнем показателей и целевым. Например, для снижения уровня запасов материалов (увеличения оборачиваемости материалов) может быть запущен специальный проект по внедрению автоматизированной системы, реализующей методологию MRP. Естественно этот проект должен оцениваться с точки зрения того, насколько он позволит снизить запасы, и исходя из этого же должны приниматься решения в ходе его реализации.
При планировании проектов все более частой практикой становится построение системы ключевых показателей проекта. Эта традиция существовала и в функционально-ориентированном бюджетировании, когда вместе с бюджетом бизнес-единицы определялись так называемые «контрольные показатели», на основе которых устанавливалось, достигнуты ли цели, под которые был выделен бюджет. Ключевые показатели проекта должны выбираться таким образом, чтобы на их основе можно было оценить вклад проекта в систему ключевых показателей организации в целом. В особенности это важно, если проект направлен на развитие организации: в этом случае он не приносит прибыли и ключевые показатели – это единственный способ оценить его эффект.
Бюджетирование проектов и портфелей проектов
При планировании бюджета портфеля проектов на период (для простоты будем считать, что на год), необходимо спрогнозировать параметры проектов, которые предполагается выполнять. Также при формировании портфеля необходимо определить ставки распределения накладных расходов, чтобы впоследствии можно было их учитывать при составлении бюджетов проектов.
Ставки распределения накладных расходов вычисляются путем деления всех расходов определенного вида на базу распределения (как в примере выше ставка распределения расходов на аренду офиса определялась путем деления суммы годовой арендной платы на количество человеко-часов, отрабатываемых в течение года). Для распределения некоторых видов расходов в качестве базы используются прямые затраты по проектам. Таким образом, точность прогнозирования затрат по проектам влияет на точность ставок накладных расходов. Неточные ставки приводят к большому перевозмещению или недовозмещению накладных расходов, что приводит к искажению учетной картины.
Поэтому целесообразно прогнозирование портфеля проектов осуществлять в два этапа: на первом получить приблизительные сметы расходов проектов и расходов портфеля, не относящихся к проектам и определить базы и ставки, а на втором спрогнозировать бюджеты проектов.
Если к моменту планирования не все проекты известны (что является обычным явлением), то появляется понятие «нераспределенного бюджета», из которого выделяются ресурсы под проекты по мере их появления. Прогнозирование нераспределенного бюджета является отдельной задачей, которая решается по-разному в зависимости от назначения портфеля проектов (например, для заказных проектов необходим прогноз потока заказов, а для проектов по внутреннему развитию организации – прогноз потребностей в развитии). Здесь могут также применяться методы, основанные на экстраполяции исторических данных о проектах.
5. МОТИВАЦИЯ
Ограничимся одним из определений мотивации, которое будет удобно при дальнейшем изложении.
Мотивация – процесс стимулирования сотрудников к определенному поведению.
Из этого определения следует, что для мотивирования сотрудников необходимо:
1. определить желательное поведение сотрудников;
2. определить процесс стимулирования, т.е. систему правил, процедур, механизмов стимулирования.
Под программой мотивации будем понимать систему мероприятий, выполняемых в течение определенного промежутка времени, направленных на стимулирование определенных сотрудников к определенному поведению.
Построение программы позволяет управлять мероприятиями по мотивации как проектами. Действительно, в программе мотивации на каждый период определены цели, заинтересованные стороны (руководство и сотрудники организации), ограничено время, определены мероприятия, что позволяет разрабатывать календарные планы и бюджеты, оценивать результаты. Более того, в компании может действовать ряд программ мотивации направленных на различные группы сотрудников или проектов, и управление программами мотивации как проектами позволяет их координировать по финансированию, времени,содержанию и, даже, включить как проект в портфель проектов.
Далее рассмотрим вопросы определения желательного поведения сотрудников, его оценки, формирования и распределения премиальных фондов.
Определение желательного поведения сотрудников
Определить желательное поведение сотрудников можно через систему целей. Механизмы стимулирования в этом случае привязываются к степени достижения цели, которая должна характеризоваться некоторым показателем. В таблице приведены примеры целей.
Источник: pmpractice.ru