Храм трехкупольный крестовидный в плане. Есть готовый вариант с цокольным этажом.
На первом этаже (отметка 0.000) размещаются молельный зал храма, притвор, лестница с выходом на хоры и колокольню, (отметка 0.360) в восточной части храма расположен алтарь с ризницей и пономарской.
На втором этаже (отметка 4.700) размещаются служебные помещения и галерея для хора. Есть вариант с балконом.
На отметке 9.000 размещается колокольня.
Высота центрального купола до креста 20,7 м.
Высота колокольни до креста 18,6 м.
Источник: architect-n.ru
Проект организации строительства на строительство храма
Культовые здания — это церкви, храмы, монастыри и другие сооружения, которые предназначены для регулярного проведения богослужений и иных религиозных обрядов. Также в некоторых случаях они могут являться музеями и представлять интерес для широких масс, среди которых туристы, в том числе иностранные.
Нусипбеков М.А. ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ВОЗВЕДЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Процесс проектирования культовых зданий в некоторых случаях усложняется. Причина — то, что при этом важно учесть некоторые каноны и другие религиозные требования. Речь идет и о внутреннем убранстве, и об обработке фасада. По этой причине проектирование следует доверять опытным специалистам, которые с одной стороны знакомы и следуют актуальным нормам и требованиям, а с другой учитывают ненормированные законодательством, но важные для заказчика пожелания.
Проектирование культовых зданий и сооружений должно основываться и на том, что будущие строительные работы могут иметь особое расписание. Так, для заказчика может быть важным воздерживаться от проведения работ в определенные дни и даже длительные временные интервалы.
Важно помнить о том, что культовое здание часто является объектом повышенного внимания и рассчитано на длительный срок эксплуатации. Во многих случаях окончание срока эксплуатации как таковое не предусматривается.
В зависимости от бюджета и пожеланий заказчика культовые здания могут проектироваться и возводиться не только на основе применения популярных строительных материалов, но предусматривать использование дерева, камня и других материалов. Культовые здания возводятся на постоянной основе во многих населенных пунктах — от областных центров до небольших деревень. В отдельных случаях они становятся центром не только религиозной, но и культурной жизни. Поэтому важным моментом является проектирование не только самого объекта, но и прилегающей к нему территории.
Источник: www.teoc.ru
Проект организации строительства на строительство храма
Проект деревянного приходского храма на 100 чел. во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова), епископа Вятского и Глазовского. (Республика Коми, Усть-Цилемский р-н, поселок Новый Бор).
В Мамадышском районе продолжается строительство нового храма
• Дипломный проект выполнен на реальной основе по письму заданию от настоятеля будущего храма (иеромонах Варфоломей – В.В. Потапов) во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова), епископа Вятского и Глазовского и общины православного прихода поселка Новый Бор (Сыктывкарская епархия).
• В настоящее время на основе выполненного дипломного проекта осуществляется строительство храма во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова).
Руководитель дипломного проекта: Елена Игоревна Пименова (педагог высшей категории, почетный работник СПО);
Консультанты:
— Архитектура, интерьер, макет: Елена Игоревна Пименова;
— Конструкции: Марина Владимировна Клевцова (педагог высшей категории);
— Инженерные системы, экономика и технология строительного производства: Лидия Михайловна Ермакова (педагог высшей категории, почетный работник СПО).
В 2005 году в ГБОУ КАМС № 17, в рамках существующей профессии «Архитектура» был открыт повышенный уровень обучения «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения», являющийся уникальным, не имеющим аналогов явлением в Российском образовании.
Создание повышенного уровня специальности «Архитектура» обусловлено многими параметрами и наряду с сугубо профессиональными потребностями, очень важным является аспект духовно – нравственного состояния нашего общества и, в особенности, юношества и молодёжи. Очевидно, что сегодня люди нуждаются в особой духовной заботе и духовном руководстве, т.к. до сих пор испытывают на себе последствия долгих лет государственного атеизма, которые не смогли изменить полностью душу нашего народа, но сильно повредили ее. Для того чтобы духовное исцеление и возрождение России коснулось каждой души, каждого сердца, нам нужно больше храмов.
Одной из важнейших целей, побудивших создать повышенный уровень специальности «Архитектура» было стремление оказывать бескорыстную помощь в проектировании объектов храмостроения всем нуждающимся приходам, на что изначально ориентированы наши студенты. Объектами нашей помощи и проектной деятельности являются Епархии и приходы РПЦ, а так же общественные организации, нуждающиеся в строительстве храмов, часовен, купален над Святым источником, воскресных школ, странноприимных домов и реставрации объектов храмостроения.
Основной целью нашей проектной деятельности является стремление принять участие в процессе возрождения России, чему способствует строительство новых и реставрация существующих храмов и прочих объектов храмостроения, в процессе реализации, которой ставятся следующие задачи:
— привлечение юношества и молодежи к процессу возрождения России;
— обращение молодежи и юношества к базовым духовно – нравственным ценностям (милосердие, бескорыстность, сострадание, ответственность за судьбу Родины);
— оказание бескорыстной помощи нуждающимся епархиям, приходам, общественным организациям и частным лицам в разработке проектов строительства и реставрации объектов храмостроительства для последующей их реализации.
Таким образом, нашей деятельности в полной мере соответствует принцип: создаем храм – возрождаем Россию – творим наше будущее.
Создавать проекты объектов храмостроения студенты начинают уже в процессе учебы на стадии курсового и дипломного проектирования. Руководитель специальности Е.И. Пименова и студенты повышенного уровня находятся в постоянном контакте с представителями Епархий и приходов Русской Православной Церкви, а также общественными организациями (Московское общество «Мемориал», Общественная организация «Фонд Новочеркасская трагедия», Интернет журнал «Юная роса»).
С 2005 по 2011 гг. разработаны проекты объектов храмостроения для:
• Смоленской епархии (г. Рославль);
• Азовской, Ростовской и Новочеркасской епархий (г. Азов, г. Ростов-на-Дону, г. Новочеркасск);
• Алтайской и Барнаульской епархии (с. Турочак, с. Каракокша);
• Ижевской епархии (г. Ижевск);
• Каширской епархии (с. Вослинки);
• Нижегородская епархия (Боровический р-н);
• Воркутинской и Сыктывкарской епархии (республика Коми, Усть-Цилемский р-н, пос. Новый Бор, с. Медвежка);
• Липецкой епархии (г. Елец);
• Архангельской и Холмогорской епархия (Лёкшмозеро).
В рамках учебной проектной деятельности студентами повышенного уровня обучения осуществляются следующие проекты:
-Курсовые проекты: «Звонница», «Купальня над Святым источником», «Часовня»:
-Дипломный проект: «Странноприимный дом», «Воскресная школа», «Храм на 50 – 300 молящихся», реставрация объектов храмостроительства.
(Автор программ, методических пособий, разработок, руководитель проектирования, консультант по архитектуре и интерьеру и макетированию преподаватель Е.И. Пименова).
Все проекты обеспечиваются конструктивным обоснованием (преподаватель Клевцова М.В.), расчетом инженерных систем, экономическим и технологическим сопровождением (преподаватель Ермакова Л.М.), что позволяет впоследствии, воплотить их в реальности.
За истекший период разработано на бескорыстной основе 87 вариантов объектов храмостроительства (утверждено к строительству 15).
В настоящее время, по проектам, разработанным студентами, строятся следующие объекты:
1. Воскресная школа на 50 чел в г. Рославль (Смоленская епархия);
2. Храм на 100 молящихся во имя новомученика Виктора (Островидова) в. пос. Новый Бор (республика Коми, Усть-Цилемский р-н);
3. Храм на 100 молящихся во имя Покрова Божией Матери в с. Медвежка (республика Коми, Усть-Цилемский р-н);
4. Странноприимный дом на 45 чел (г. Елец);
5. Часовня во имя Свв. Флора и Лавра (Лёкшмозеро);
6. Часовня во имя иконы Божией Матери «Целительница» (Лёкшмозеро);
7. Купальня над Святым источником (д. Лисово, Боровический р-н).
В процессе работы над проектами объектов храмостроения выделяются следующие базовые этапы:
a. Получение письма – задания на проектирование от заказчика;
b. Обсуждение с заказчиком необходимых условий входящих в задание на проектирование объекта.
c. Выезд на место предполагаемого места проектирования объекта (по возможности);
На данном этапе студенты под руководством преподавателя осуществляют осмотр территории предполагаемого строительства, производят фотофиксацию местности и выявление оптимальных видовых точек, выполняют необходимые обмеры местности;
d. Сбор исторического материала, связанного с проектированием объекта.
2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято постановление «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В нем среди многих рекомендаций, говорится:
«Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали».
Это положение наилучшим образом соответствует концепции разработки проектов по специальности «Архитектура зданий, сооружений и комплексов культового назначения», на основании чего в 2010 – 2011 уч. году одной из тем дипломного проекта была утверждена разработка проекта деревянного приходского храма на 100 чел. во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова), епископа Вятского и Глазовского. (Республика Коми, Усть-Цилемский р-н, поселок Новый Бор).
Дипломант: студентка Бритвина А.Л.
Выдача задания состоялась: 16 мая 2011 г.
Дипломный проект разрабатывался и выполнялся: с 16. 05. 2011 по 24.06.2011 г.
При разработке проекта была поставлена цель: разработать объёмно – пространственную и планировочную структуру храма, исходя из конкретного письма – задания от настоятеля будущего храма во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова), епископа Вятского и Глазовского и общины православного прихода поселка Новый Бор.
Для достижения данной цели были разрешены следующие задачи:
*Разработано конкретное объёмно – пространственное решение храма в предлагаемой градостроительной ситуации с последующим выполнением в чертеже и макете.
*Решена планировка храма с учётом конкретных функциональных требований.
*Разработано конструктивное решение храма, наиболее соответствующее объёмно – пространственной композиции и требуемых материалов (дерево)
*Решено внутреннее пространство храма с разработкой иконостаса, элементов внутреннего убранства (киот, аналой, Голгофа, скамья для отдыха прихожан, свечной ящик, паникадило, подсвечник – 3-4 элемента по выбору) и схема росписи внутреннего пространства храма.
*Разработано принципиальное решение инженерных систем храма.
*Составлен сводный сметный расчет и определить рентабельность по возведению храма.
*Рассчитана удельная трудоемкость при строительстве храма.
*Составлена сетевая модель на строительство храма.
*Составлен стройгенплан храма.
К разрабатываемому проекту предъявляются следующие требования:
1. Генеральный план разрабатывается с учётом конкретной территории, предназначенной для размещения храма, при осуществлении её зонирование на следующие функциональные зоны: входную, храмовую, вспомогательную.
2. Состав и габариты помещений:
— Алтарь (6х215;3 м.)
-Средняя часть храма (6х6 м.)
— Трапезная (6х215;3 м.)
— Притвор (6х215;3 м.)
-Паперть (3х215;3 м.)
3. Планировочные требования и функциональное назначение:
— Тип храма: клетский;
4. Композиционное решение храма: свободно – нерегулярное.
5. Объёмно – планировочное решение: храм бесстолпный, однонефный, одноглавый (при наличии 4 декоративных главок), асимметричный в плане, с разнообразным покрытием различных функциональных частей.
Разработаны элементы наружного убранства храма.
6. Материалы и конструкции: Дерево. Конструкции покрытий выбраны соответственно масштабу и объёмно – пространственному решению храма.
7. Архитектурно – художественное решение храма (интерьер):
Символическое отражение образа Царства Небесного; Красота, как выражение Божественного начала; Следование традициям; Узнаваемость форм.
Разработаны индивидуально «небо», иконостас, напольный киот, аналой, Голгофа, паникадило, подсвечники.
В состав проекта входят:
*Генплан М 1: 200.
*Фасады М 1: 100, 1: 75; 1: 50.
*Планы М 1: 100, 1: 50.
*Разрезы М 1: 100, 1: 50.
*Иконостас М 1: 40.
* Детали интерьера: киоты для икон, паникадило, свечной ящик, Голгофа, подсвечники М 1: 10, М 1: 15, М 1: 20.
*Рабочий макет М 1: 50.
Графические изображения проекта размещены на 3-х подрамниках размером 55х215;75.
Чертежи проекций выполнены в компьютерной графике.
Рабочий макет выполнен из бумаги, картона (в том числе и цветного), пенокартона, легкого пластика.
В августе 2011 года состоялась закладка храма во имя Новомученика Священномученика Виктора (Островидова).
В 2011 – 2012 уч. году студентами ГБОУ СПО КАМС № 17 разрабатываются проекты мемориальной звонницы, посвященной подвигу Народного ополчения 1612 года, часовен памяти Новомучеников и Исповедников в земле Российской просиявших (Кашира, Мезень, Лубны, Житомир, Можайск), часовни памяти писателя Д.И. Стахеева (Алушта), храмов в Лёкшмозеро и Алуште.
Мы проектируем храмы не только для того, чтобы украсить наши города и села. Мы проектируем храмы для того, чтобы украсить наши души, чтобы люди обрели подлинный смысл жизни и через это обретение изменили мир, сделали его подобным тому Миру, который Бог пожелал иметь, Его создавая. Мы верим, что можем способствовать решению этой глобальной задачи, потому что будем решать ее, опираясь не только на свои скромные силы, но зная, что вместе с нами Бог, Который дает нам Служение, дабы мир стал лучше.
Источник: www.nkj.ru
Размещение и генеральные планы храмовых комплексов
1. Входная зона
1.1 Остановка общественного транспорта
1.2 Въездные и входные ворота
1.3 Автостоянка
1.4 Церковный киоск
1.5 Скамьи для отдыха
1.6 Цветник
2. Храмовая зона
2.1 Храм
2.2 Круговой обход
2.3 Площадка перед входом
2.4 Дренажный колодец
3. Вспомогательная зона
3.1 Церковно-причтовый дом
3.2 Озелененная территория
3.3 Туалеты для прихожан
4. Хозяйственная зона
4.1 Хозблок с гаражом
4.2 Хозяйственный въезд
4.3 Мусоросборник
4.4 Печь для сжигания записок
4.5 Стоянка автотранспорта
Рис.63. Примерная схема генерального плана комплекса городского приходского храма
Во входной зоне следует предусматривать въезд для автотранспорта и вход для прихожан. В этой зоне предусматриваются киоски по продаже церковных принадлежностей, места для отдыха прихожан. Входная зона должна иметь связь с храмовой зоной.
Храмовая зона, предназначенная для проведения религиозных обрядов, должна иметь непосредственную связь с входной и вспомогательной зонами. В храмовой зоне следует предусматривать здания храмов, колоколен и звонниц, часовен, памятников, водосвятных колодцев, площадки для проведения культовых мероприятий и отдыха прихожан.
Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3 до 5 м с площадками шириной до 6 м перед боковыми входами в храм и напротив алтаря.
Перед главным входом в храм, располагаемым, как правило, с западной стороны, следует предусматривать площадь из расчета 0,2 м на одно место в храме.
Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка.
Здания храмов следует размещать, как правило, не ближе 3 м от красных линий застройки для организации кругового обхода вокруг храма. При реконструкции и строительстве храмов в районах затесненной городской застройки это расстояние может быть сокращено, но с возможностью организации кругового обхода, вплоть до красных линий застройки с выходом Крестного хода за пределы храмовой территории.
В храмовой зоне допускается устройство захоронений в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ N 1600-77. Вопрос о каждом захоронении должен решаться с участием органов Госсанэпиднадзора.
Вспомогательная зона, предназначенная для организации приходской, учебной, благотворительной и иной деятельности, должна быть, как правило, связана с входной и храмовой зоной. В этой зоне рекомендуется размещать церковно-причтовый дом, воскресную школу, богадельню или иные здания и сооружения в соответствии с заданием на проектирование.
Церковно-причтовый дом, гостиница и воскресная школа могут быть отдельно стоящими или сблокированными между собой, а иногда с храмом и хозяйственным блоком, обеспечивая возможность сообщения между собой без выхода на улицу, что предпочтительно для условий Севера. Богадельню рекомендуется располагать смежной с озелененными участками храмового комплекса.
Туалеты для прихожан могут быть размещены в отдельно стоящем здании или быть сблокированы с другими вспомогательными зданиями храмового комплекса. Туалеты для священнослужителей должны размещаться отдельно от туалетов общего пользования.
В зависимости от градостроительной ситуации здания и сооружения вспомогательного назначения могут размещаться на участке храма в соответствии с функциональным зонированием территории, а также в стилобатной части храма или в пристройках к нему.
Хозяйственная зона приходского храмового комплекса, предназначенная для размещения хозяйственных сооружений, в том числе складов, мастерских, гаража для автотранспортных средств, площадки для мусоросборника и печного устройства для сжигания поминальных записок, должна иметь удобные подъезды со стороны транспортных магистралей (в том числе для пожарных машин) и быть оборудована стоянкой для грузового и легкового автотранспорта, принадлежащего храму. Площадь стоянок грузовых автомобилей и автобусов рассчитывается в соответствии с их габаритами. Площадь хозяйственной зоны определяется размером зданий и сооружений хозяйственного назначения, количеством автотранспортных средств, определяемым заданием на проектирование, и составляет ориентировочно 15% от площади участка. Подъезд грузовых транспортных средств следует предусматривать со стороны хозяйственной зоны храмового комплекса.
В крупных монастырских комплексах с развитой системой зданий и сооружений хозяйственного назначения при проектировании хозяйственной зоны следует руководствоваться #M12291 5200165СНиП 2.08.02-89#S*.
На земельных участках храмов следует предусматривать подъездные дороги к главному входу в храм, а также к основным эвакуационным выходам из всех зданий и сооружений, входящих в храмовый комплекс.
Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру. Главный вход следует размещать со стороны подходов и остановок общественного транспорта с ориентацией на вход в храм. При вместимости храма более 300 человек следует предусматривать второй въезд на территорию со стороны хозяйственной зоны. Допускается не ограждать земельные участки храмов, расположенных в мемориальных комплексах, а также часовен.
За пределами ограды храмовых комплексов следует предусматривать стоянки автомобилей из расчета 2 машино-места на каждые 50 мест вместимости храма. Автостоянки легковых автомашин и автобусов, а также остановки общественного транспорта следует располагать на расстоянии, как правило, не далее 50 м от зданий храмов.
При планировке стоянок легковых автомобилей необходимо исходить из следующих норм: ширина полосы стоянки автомобилей вдоль проезжей части улицы — 3,0 м; при стоянке автомобилей под углом 45° к оси проезжей части улицы — 6,0 м. Площадь на один автомобиль при однорядной стоянке — 20,0 м, при многорядной стоянке — 25 м.
Территория храмового комплекса должна быть озеленена. Площадь озеленения рекомендуется не менее 15% площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона. Ширина полос зеленых насаждений приведена в табл.25.
Дороги, площадки и обход вокруг храма должны иметь твердое покрытие, как правило, из плитки с вертикальной планировкой, обеспечивающей сток дождевых вод.
Ограду рекомендуется выполнять из декоративных металлических решеток высотой 1,5-2,0 м. Размеры и устройство калиток в оградах должны обеспечивать беспрепятственный проход для инвалидов на колясках и престарелых прихожан. Высота проема ворот для въезда пожарных автомобилей на храмовую территорию должна быть не менее 4,25 м, а ширина не менее 3,5 м.
Наружное освещение земельных участков храмовых комплексов должно проектироваться в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания.
Планировку территорий епархиальных центров, духовных миссий, монастырских комплексов и комплексов общественного назначения, включающих здания и сооружения православных храмов, следует осуществлять в соответствии с заданием на проектирование и градостроительным заключением.
Здания и сооружения храмовых комплексов
Электроснабжение, электрооборудование, электрическое освещение, слаботочные устройства зданий и наружное освещение зданий и территории следует предусматривать в соответствии с требованиями #M12291 871001026СНиП 23-05-95#S, #M12291 871001016СНиП 3.05.06-85#S, #M12291 901708153ВСН 59-88#S, #M12293 0 1200003114 3645986701 3867774713 77 4092901925 584910322 1540216064 77 77ПУЭ#S и #M12291 1200004996СП 31-103-99#S.
Категория надежности электроснабжения зданий, входящих в храмовые комплексы, должна приниматься II, технических средств противопожарной защиты — I. Типы вводных и распределительных щитов определяются заданием на проектирование.
Во всех помещениях зданий храмовых комплексов должна предусматриваться скрытая электропроводка. В подсобных помещениях допускается открытая электропроводка.
В зданиях и сооружениях храмовых комплексов следует предусматривать отопление и вентиляцию, которые должны быть выполнены в соответствии со #M12291 9056428СНиП 2.04.05-91#S* и требованиями #M12291 1200004996СП 31-103-99#S.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений) церковно-причтовых домов: крещальни, мастерских, трапезной, просфорни, туалетных. Их проектирование должно вестись в соответствии с требованиями #M12291 9056428СНиП 2.04.05-91#S*.
В зданиях и сооружениях храмовых комплексов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, наружное противопожарное водоснабжение, канализацию и водостоки, которые необходимо проектировать в соответствии со #M12291 5200243СНиП 2.04.01-85#S*, #M12291 871001008СНиП 2.04.02-84#S* и #M12291 1200004996СП 31-103-99#S.
При определении расходов воды на наружное пожаротушение категорию зданий храмовых комплексов следует определять применительно к указаниям табл.6 #M12291 871001008СНиП 2.04.02-84#S*.
Расчет расхода воды на хозяйственно-питьевые нужды следует производить в соответствии с указаниями приложения 3 #M12291 5200243СНиП 2.04.01-85#S* по аналогу зданий административного назначения.
При отсутствии в районе строительства наружных сетей водопровода и канализации в I и II климатических районах допускается устройство отдельно стоящих люфт-клозетов, а в III климатическом районе — наружных стационарных уборных, оборудованных отоплением, вытяжкой из выгреба и искусственным освещением.
Часовни
Часовни — это молитвенные здания без алтаря.
Часовни могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными, могут входить в состав храмового комплекса, здания или комплекса общественного назначения, располагаться самостоятельно на селитебной территории или в природной среде. Часовни могут быть отапливаемыми или неотапливаемыми, закрытыми и открытыми, одноэтажными и с цокольным этажом, выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона. Форма плана бывает, как правило, прямоугольная, восьмиугольная, круглая, но может быть и иной. Форма кровельного покрытия может быть также различной: купольная, шатровая или скатная. Сочетание формы плана с типом покрытия дает большое разнообразие композиционных решений, отдельные примеры которых представлены на рис.64.
Рис.64. Типология часовен в соответствии с формой плана, типом покрытия и формой завершения стены
Здания часовен, как и храмов, должны быть увенчаны главой с Крестом.
Высота часовен от пола до потолка должна быть не менее 3,0 м.
Часовни площадью до 10 м , вместимостью до 10 человек могут состоять из одного помещения, а большей площади и вместимости — могут иметь вспомогательные помещения.
Часовни в основном делятся на водосвятные, погребальные, мемориальные и богослужебные.
Водосвятные часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов или закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м . Мемориальные часовни отмечают значимые для Церкви места. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Их вместимость может составлять от 5 до 50 человек.
Колокольни и звонницы
Колокольни и звонницы, служащие для подвески колоколов, могут быть отдельно стоящими, пристроенными, встроенными. Они располагаются, как правило, с западной стороны храма (рис.65). Встроенные звонницы могут устанавливаться в барабанах глав храма. Такие храмы носят название «под колоколы». Колокольни устраиваются, как правило, в виде высоких одно- или многоярусных башен с открытыми проемами в ярусах, где на горизонтальных перекладинах подвешены колокола.
Рис.65. Варианты размещения звонницы
Количество ярусов с открытыми проемами может быть от одного до трех с высотами от пола до потолка нижнего открытого яруса не менее 4,0 м, а верхних не менее 3,0 м. Следует иметь в виду, что при размещении колоколов на нескольких ярусах колокольни появляются трудности в синхронизации действий звонарей.
Колокольни могут быть столпообразные или шатровые, а в плане квадратные, восьмигранные или круглые. Наиболее употребительные одноярусные, восьмигранные, шатровые колокольни.
Подъем на колокольню должен осуществляться по внутренней лестнице с поручнем шириной не менее 0,8 м.
Звонницы устраиваются в виде крытой площадки-галереи или стенки с одно- или многоярусными проемами для подвески колоколов на горизонтальных брусьях-перекладинах, звон в которые можно производить и с уровня земли при помощи веревки.
Размеры проемов определяются архитектурой колокольни (звонницы), диаметром колоколов и условиями свободного распространения звука. Для распространения звука колокольного звона на максимальное расстояние требуются максимально возможные размеры проемов колокольни. Преимущество имеют звонницы-стены, где колокола почти полностью открыты и нет препятствий для распространения звука. Однако в этом случае возникают проблемы с организацией звонарского места, защиты его от осадков.
Для управления колокольным звоном следует предусматривать звонарский помост, изготавливаемый из дерева или металлической арматуры. Он располагается на расстоянии 1,7 м от низа балки колокольни и имеет размеры в плане около 1,5х1 м с лестницей, поручнем высотой не менее 1,1 м, стойкой высотой до 1 м для крепления тяг подзвонных колоколов к «гребешку» и педалями для крепления тяг больших колоколов.
Число колоколов в звонах должно быть, как правило, 4: 1-й большой, воскресный, 2-й полиелейный, 3-й вседневный, 4-й зазвонный. Минимальное число колоколов — три: один большой и два малых, зазвонных, например, колокола весом 14, 8, 4 кг. Такой подбор из трех небольших колоколов общим весом 26 кг дает возможность развития звукоряда в дальнейшем. Чаще всего в звонах бывает 6-8 колоколов (праздничный, воскресный, полиелейный, вседневный, малый и зазвонные).
Варианты колокольного набора приведены в табл.26.
Вес отдельных колоколов, кг
Минимальный звукоряд из трех колоколов:
34 — средний (в звоне выполняет функции большого колокола);
8 и 15 — малые (зазвонные)
Малый набор из четырех колоколов:
42 — средний (альт) выполняет функции большого колокола;
109 — средний (тенор) в звукоряде выполняет функции большого колокола (можно заменить на 88);
109 — средний (тенор) в звукоряде выполняет функции большого колокола;
109 — средний (тенор) в звукоряде выполняет функции второго большого колокола;
236 — второй большой колокол;
109 — средний (тенор) можно убрать из звукоряда;
Подбор колоколов должен осуществляться в соответствии с акустическим паспортом, в котором указываются количество колоколов, их вес и тональное соответствие в звоне.
Для расчета уровня звука колокольного звона принимается звук удара «во вся», когда одновременно ударяют во все колокола.
Основное правило развески колоколов — постепенное увеличение веса колоколов справа налево от звонарского помоста.
Примеры развески колоколов на звонницах с различным количеством проемов приведены на рис.66.
Рис.66. Варианты развески колоколов
В колокольном подборе вес большого благовестного колокола должен быть равен суммарному весу всех остальных колоколов. Вес каждого следующего колокола составляет половину веса предыдущего.
Балки для подвески малых (зазвонных весом 4-52 кг) и средних (весом 52-240 кг) колоколов следует располагать в проемах колокольни на высоте 2,5-2,7 м от уровня пола. Накрест лежащие балки большого сечения для подвески больших колоколов (весом 240-1400 кг) следует размещать внутри яруса колокольни на высоте до 3,5 м с обеспечением расстояния от уровня пола до нижнего пояса колокола не менее 2 м. Малые (зазвонные) колокола располагаются, как правило, в западном проеме колокольни у звонарского помоста, с которого звонарь должен видеть входную зону храма, в т.ч.: начало и окончание Крестного хода, подъезд архиерея.
Балки могут использоваться деревянные или металлические, но с обеспечением мероприятий для снижения передачи на балки ударных и вибрационных нагрузок (амортизирующие подкладки из твердой резины под хомут, обшивка досками металлического двутавра или швеллера и др.). Оптимальный размер зазора между балкой и колоколом равен 45 мм.
Проемы в колокольнях должны иметь ограждения высотой 1,0-1,2 м, служащие для безопасности, а также крепления колокольных тяг. Ограждение проемов может быть глухим или решетчатым для увеличения размера проема и беспрепятственного распространения звука.
Пол должен иметь уклоны к проемам в пределах 3-5°, служащие для отражения звука и для стока воды. Поверхность пола должна быть в целях предотвращения скольжения шероховатой.
В шатровых завершениях колоколен могут устраиваться открытые проемы «слухи», имеющие в основном декоративное значение, а также способствующие, в целях снижения ветровой нагрузки, турбулентности обтекающего воздушного потока. В распространении звука колокольного звона «слухи» практически не играют роли и в расчете уровня звука не учитываются.
На верхних закрытых ярусах колоколен возможна установка курантов с механической передачей к тягам колоколов. Применение технических средств звукоусиления колокольных звонов не рекомендуется, а применение вместо колокольных звонов технических средств звуковоспроизведения не допускается.
Подъем колоколов на колокольню может осуществляться в процессе строительства колокольни подачей снизу до устройства перекрытий или сверху до устройства покрытия. В современной практике храмостроительства, когда колокола подвешивают после возведения колокольни, подъем их на колокольню осуществляется с помощью крана и выносной площадки с подачей сбоку через арочный проем.
В проем устанавливают две двутавровые балки, которые надежно крепятся к конструкции колокольни. Вылет балок наружу должен немного превышать диаметр самого большого колокола. На балки укладывают катки из труб диаметром 30-40 мм, а на катки — поддон из дерева или металла с колоколом. На катках колокол закатывают внутрь колокольни и устанавливают под местом подвески.
К несущей балке колокол поднимают с помощью ручных лебедок или цепных талей. Если проем колокольни оказывается меньше диаметра колокола, то осуществляется растеска проема с одной или двух сторон.
Крещальни
Крещальни, предназначенные для крещения детей и взрослых, могут быть расположены в отдельных зданиях, пристроены или встроены в здания храмов и церковно-причтовых домов.
В состав помещений крещален входят: собственно крещальня, подсобное помещение, раздевалки для взрослых крещаемых, помещение ожидания и для переодевания младенцев, туалетная. В крещальных храмах при крещальне устраивается алтарь. Ввиду того, что алтарь в крещальном храме не имеет литургического значения, он может быть минимального размера. Площади помещений крещален в зависимости от их вместимости определяются заданием на проектирование. Высоту помещений крещален от пола до потолка следует принимать не менее 3 м.
В крещальнях для взрослых крещаемых по возможности должна устраиваться стационарная купель с подводкой горячей и холодной воды и спуском освященной воды в дренажный колодец, расположенный на храмовой территории. Однако может быть предусмотрена и переносная купель. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов купели, не должна превышать 60 °С.
Размер купели для взрослых должен быть не менее 1х1 м при глубине не менее 0,7 м для обеспечения полного погружения.
Над уровнем пола крещальни борта стационарной купели должны подниматься на высоту 0,6-0,9 м с обеспечением уровня воды на высоте от уровня пола 0,3-0,6 м. Они могут выполняться из кирпича или бетона и быть облицованы мрамором, керамической плиткой или другим материалом, допускающим влажную уборку. Ванна купели может быть выполнена из нержавеющей стали или пластика.
Для подъема и спуска в купель предусматриваются ступени с поручнем. Над купелью может устраиваться сень в виде шатрового или купольного покрытия на столбах, выполненная из дерева, камня или металла.
Помещения крещален должны быть оборудованы переносными купелями для крещения младенцев диаметром 0,6-0,9 м, столами для переодевания грудных детей шириной 0,9 м и кипятильниками.
Для установки купели для крещения младенцев следует предусматривать свободное место перед стационарной купелью с круговым обходом вокруг купели для крещения младенцев шириной не менее 0,7 м.
Полы в крещальнях рекомендуется выполнять из влагостойких материалов: мрамора, керамической плитки, а также с устройством подогрева.
Церковно-причтовые дома и другие сооружения
Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.
Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др. Их следует проектировать, как правило, не более четырех этажей. Высоты этажей следует принимать в соответствии со #M12291 5200165СНиП 2.08.02-89#S*. Высоту этажа, где размещается крещальня, рекомендуется принимать не менее 3,0 м.
Состав помещений церковно-причтовых домов, численность церковного причта, обслуживающего и технического персонала и посетителей, на которое рассчитываются площади помещений и количество санитарно-технического оборудования, устанавливаются заданием на проектирование.
При проектировании церковно-причтовых домов следует предусматривать объединение отдельных помещений по функциональным группам, исходя из требований организации приходской жизни храма с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных требований.
Следует избегать планировочных решений с неблагоприятным соседством (например, кухни трапезной с прачечной и т.д.).
Пример планировочного решения церковно-причтового дома, включающего основные помещения, приведен на рис.67.
Рис.67. Пример планировочного решения церковно-причтового дома
1 — вестибюль; 2 — помещение охраны; 3 — вестибюль крещальни; 4 — ожидальная; 5 — крещальня (двухсветная);
6 — подсобное помещение; 7 — библиотека; 8 — ризница; 9 — просфорня; 10 — кладовая;
11 — техническое помещение; 12 — комнаты отдыха причта; 13 — помещение секретаря;
14 — кабинет настоятеля; 15 — кабинет старосты; 16 — бухгалтерия; 17 — комната отдыха персонала;
18 — швейная мастерская; 19 — иконописная мастерская; 20 — классные комнаты;
21 — трапезная персонала; 22 — трапезная причта; 23 — кухня; 24 — санузлы
Входная группа помещений включает вестибюль, помещение охраны, лестничную клетку, туалетные. Гардеробную в вестибюле служебно-бытовой группы помещений допускается не предусматривать.
Административная группа помещений включает: кабинет настоятеля, кабинет старосты, бухгалтерию, зал заседания Церковного Совета (может быть совмещен с трапезной или классной комнатой). Административная группа помещений должна иметь непосредственную связь с входной группой (при размещении на этажах — через лестничную клетку). При храмах вместимостью до 100 человек количество административных помещений может быть уменьшено.
Трапезная группа помещений включает помещения кухни с кладовыми продуктов, трапезную для священников, трапезную для персонала. В трапезную группу может включаться также трапезная для нуждающихся. В этом случае она должна размещаться на первом этаже и иметь самостоятельный вход.
Группа помещений отдыха, включающая комнаты отдыха персонала и церковного причта, должна располагаться в зоне, обособленной от зоны, предназначенной для посетителей.
Группа помещений подсобного назначения включает просфорню, ризницу, постирочную и кладовые. Просфорня должна проектироваться с соблюдением требований санитарной гигиены и пожаробезопасности, предъявляемых к помещениям, оборудованным шкафами для выпечки хлеба.
При наличии алтаря в крещальне над ним не допускается размещение иных помещений.
Крещальня должна размещаться на первом этаже и иметь самостоятельный вход.
Учебная группа помещений включает классные комнаты и библиотеку духовной литературы. Вход в библиотеку должен быть организован непосредственно снаружи и (или) из входной группы помещений.
Группа помещений, связанных с благотворительной деятельностью, включает: пункт приема-выдачи благотворительной помощи, медицинский пункт и трапезную для нуждающихся. Вход в помещения этой группы рекомендуется устраивать отдельным от остальных групп помещений.
В состав художественных мастерских входят помещения для работы иконописцев и пошива церковных принадлежностей.
Примерный состав и площади помещений церковно-причтовых домов приведены в табл.27.
Наименование помещений, групп помещений
Площадь, м на 1 человека из числа причта
Группа административных помещений
Кабинеты настоятеля, старосты, бухгалтерии
Зал заседаний Церковного Совета
Группа помещений отдыха
Комнаты отдыха причта и персонала
Комнаты отдыха архиерея
Группа помещений трапезной
По нормам предприятий питания
Кухня с кладовой продуктов
Трапезная для персонала
Группа подсобных помещений
В соответствии с п.6.40 #M12291 1200004996СП 31-103-99#S
В соответствии с п.6.40 #M12291 1200004996СП 31-103-99#S
Группа помещений благотворительной деятельности
Пункт приема-выдачи гуманитарной помощи
Медицинский пункт, в т.ч. матери и ребенка
Учебная группа помещений
Библиотека духовной литературы
Художественные мастерские
Туалетные с умывальниками должны размещаться при трапезной, при крещальне, при комнатах отдыха церковного причта и в зонах пребывания посетителей, в том числе в составе входной группы помещений.
Общее количество санитарных приборов в мужских и женских туалетных следует предусматривать из расчета 1 унитаз на каждые 15 человек в пропорции 1:2. При туалетных следует предусматривать умывальники из расчета 1 умывальник на каждые 20 человек.
Для священнослужителей следует предусматривать отдельную туалетную. В тамбуре перед туалетной должна быть предусмотрена вешалка для одежды.
Размещение вспомогательных помещений в стилобатной части храмов бывает необходимо, как правило, при размещении храмов-памятников на городских площадях и бульварах, т.е. на участках, где отсутствует «тыловая» зона. Однако, при этом возникает трудность с естественным освещением, обеспечением пожаробезопасности и с размещением туалетов, которые могут быть в стилобатной части только в западной стороне, в т.ч. под притвором. Кроме того, значительно удлиняются пандусы для инвалидов при подъеме на уровень пола храма.
Примеры отдельно стоящего церковно-причтового дома и вспомогательных помещений, размещенных в стилобатной части храма, приведены на рис.68 и 69.
Рис.68. Проект церковно-причтового дома в Москве
Рис.69. Блок вспомогательных помещений в цокольной части храма в г.Долгопрудный (арх. С.Кузнецов)
1 — вестибюль подклета; 2 — центральный холл; 3 — крестильный храм; 4 — алтарь; 5 — кабинет настоятеля;
6 — ризница настоятеля; 7 — раздевалка; 8 — трапезная; 9 — комната хора; 10 — кухня; 11 — ризница;
12 — классы; 13 — бухгалтерия; 14 — кабинет помощника настоятеля; 15 — кладовая
Туалетные для прихожан, располагаемые отдельно от туалетных для причта, с входом непосредственно с храмовой территории, следует проектировать из расчета 1 прибор на 100-150 прихожан по числу вместимости храма в пропорции 1:2 в мужских и женских туалетных.
Проектирование зданий богаделен, гостиниц, жилых домов причта, келейных корпусов, воскресных школ и гимназий, а также зданий иного назначения, которые могут входить в состав приходских и монастырских комплексов, епархиальных центров следует проектировать по заданию на проектирование с соблюдением требований нормативных документов по проектированию соответствующих объектов. Пример жилых домов причта из дореволюционной практики см. на рис.70.
Рис.70. Дома священника и диакона (из альбома образцовых проектов 1911 г.)
Хозяйственный блок приходского комплекса, как правило, должен включать в свой состав гараж, мастерские и хозяйственный склад. Площадь гаража принимается из расчета 18 мна одну машину и 30 м на один автобус; площадь мастерских — по заданию на проектирование, площадь склада 18-60 м.
Здания хозяйственного назначения должны быть, как правило, отдельно стоящими с подвалом или цокольным этажом. Отдельные помещения (стоянки автомобилей, мастерские, кладовые) могут быть сблокированы с церковно-причтовыми домами.
При наличии, например, в монастырях, производственных зданий и сооружений их проектирование следует вести с соблюдением требований #M12291 871001214СНиП 2.09.03-85#S*.
4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТАВ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ
И РЕСТАВРАЦИЮ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И КОМПЛЕКСОВ
ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
В процессе подготовительных работ, проектирования и согласования проектов храмов на каждом этапе инвестиционного процесса должно быть предусмотрено участие Церкви в лице благочинного округа и правящего архиерея той епархии, на территории которой строится храм, вне зависимости от того, кто является официальным заказчиком и инвестором строительства.
Введение
4.1. Порядок разработан в развитие положений и в соответствии с п.2.3 #M12291 9053289СНиП 11-01-95#S «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации, охватывает круг вопросов, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов.
4.2. При реконструкции, реставрации и капитальном ремонте зданий и сооружений православных храмов, являющихся памятниками истории и культуры, следует учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
4.3. В случае нового строительства на территориях памятников истории и культуры, проектирование следует вести на основании планового задания, выданного Управлением государственного контроля и охраны памятников истории и культуры.
4.4. Проекты реставрации следует осуществлять в соответствии с #M12291 1200003246РНиП 1.02.01-94#S «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры».
Общие положения
4.5. Разработка проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов осуществляется на основе предпроектных материалов (эскизного проекта или градостроительного обоснования), одобренных региональными Епархиальными Управлениями Московской Патриархии, в том числе (при их наличии) Епархиальными Комиссиями по архитектурно-художественным вопросам, епархиальными архитекторами или иными представителями Церкви, назначенными правящим архиереем.
4.6. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
4.7. В необходимых случаях Епархиальные Управления на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать собственные документы с учетом региональных особенностей.
4.8. Проектирование храмов должно осуществляться церковными или иными проектными организациями и физическими лицами, получившими в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности.
4.9. Заказчиками строительства зданий, сооружений и комплексов православных храмов могут быть православные общины, церковные или иные организации, независимо от источника инвестиций. Заказчик должен иметь выданную в установленном порядке лицензию на выполнение функции заказчика по строительству, которая должна быть приложена к комплекту документов, представляемых Заказчиком (застройщиком) для оформления разрешения на строительство. При отсутствии лицензии у православной общины или иных организаций функция заказчика может быть передана ими юридическим организациям (в том числе проектировщику), имеющим лицензию на этот вид деятельности.
Заказчик осуществляет получение прав на проведение работ, сбор исходных материалов и документов, предоставляемых Проектировщику, согласование и утверждение проектной документации, представление ее на заключение в органы государственной экспертизы, оформление разрешения и ордера на производство строительных работ.
Рекомендуемая последовательность действий Заказчика приведена на #M12293 0 1200032440 415956267 2012520056 3874882821 62189584 4042872221 1696842249 396586 12стр.147#S.
4.10. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый Заказчиком с привлекаемой им для разработки проектной документации проектной организацией Московской Патриархии, другими проектными, проектно-строительными организациями, юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть разработанное Заказчиком совместно с проектировщиком задание на проектирование, определяющее характер и стадийность выполнения проектных работ, включающее основные требования Заказчика, в том числе по обязательному выполнению отдельных положений #M12291 1200004996СП 31-103-99#S, и условия исходно-разрешительной документации, утвержденное Заказчиком и согласованное в установленном порядке, в том числе с Епархиальным Управлением Московской Патриархии.
Рекомендуемый состав задания на проектирование зданий, сооружений и комплексов православных храмов приведен на #M12293 0 1200032440 163668973 4294960038 3926272205 3924172945 4294967268 645657849 612594774 1427834555стр.145#S.
4.11. Количество стадий проектирования зависит от статуса объекта. Основной утверждаемой стадией проектирования и основным проектным документом на строительство (реконструкцию) храмов и их комплексов является, как правило, проект (П) строительства. На основании утвержденного в установленном порядке проекта строительства разрабатывается рабочая документация (РД).
Для небольших храмов и храмов, строящихся по проектам повторного применения, а также для часовен на основе одобренных Епархиальными Управлениями предпроектных проработок может сразу разрабатываться «рабочий проект» (РП), включающий утверждаемую часть в объеме стадии «проект» и рабочую документацию (РД). Стадийность проектирования устанавливается в архитектурно-планировочном задании (АПЗ).
Источник: dereksiz.org
Готовые проекты православных храмов. Современная архитектура и рпц. По типу конструкции
В России все церковное искусство крайне консервативно, и архитектура церквей здесь не исключение. Эксперименты недопустимы, все делается по классическим канонам, и любое отклонение воспринимается в штыки. Католическая церковь в этом плане куда прогрессивнее. Вспомните, например, по проекту постмодерниста Марио Ботты, или . Таких примеров много, часто церкви становятся архитектурными достопримечательностями, а то и новыми символами города, в котором они построены.
Недавно мне на глаза попался интересный проект: из заброшенной телебашни в Екатеринбурге хотят сделать церковь. Довольно смело. Что думаете?
Проект церкви предложила архитектурная мастерская «ПТАРХ и Партнеры». По мнению ее сотрудников, храм Святой Екатерины лучше всего разместится в заброшенной телебашне.
Анатолий Пташник, директор мастерской:
«Мы разрабатывали эти эскизы по собственной инициативе, потому что с телебашней нужно что-то делать. У нас есть две концепции. Либо это будет храм, либо религиозно-культурный центр, то есть кроме храма появится концертный зал, форум, выставочные площади. Работа эта сделана, чтобы продолжить и объединить дискуссии о судьбе телебашни и храма Святой Екатерины, чтобы прийти к некому консенсусу об этих значимых объектах.
Архитектор считает, что размещенный в телебашне храм станет отличной высотной доминантой. При этом он заявляет, что он готов к дискуссиям на эту тему.
По другому проекту храм предлагалось построить в акватории Городского пруда. Но такое расположение вызвало много споров среди местных жителей. А идея строительства храма в телебашне, по мнению Пташника, наоборот должна всех объединить.
Это первый вариант проекта.
Храмы, церкви, соборы – это сложные объекты строительства. Их проектирование, как и любых других зданий, осуществляется по определенным стандартам и нормам. Чтобы учесть все нюансы, а также избежать ошибок, осуществлять разработку проекта храма должны профессионалы.
Компания “Моспроект” предлагает готовые решения церквей, других зданий и сооружений от опытных инженеров. Мы также выполняем проектирование по техническому заданию заказчика. Подробнее в разделе « «.
Виды храмов
По типу материала из которого строятся
По типу конструкции:
- Крестово-купольные
Представляют собой прямоугольные в плане постройки. Архитектурные элементы постепенно понижаются от центрального купола, составляя пирамидальную композицию. Сверху здание образует форму в виде креста.
Главная особенность – кровля в виде четырехгранной или многогранной пирамиды, по виду напоминающей шатер.
Секции ставятся друг на друга в несколько этажей и постепенно уменьшаются кверху.
В плане представляют собой круглые здания. Это цилиндрические постройки увенчанные куполом.
Церкви также различаются по вместительности :
- Менее 200 человек
- От 500 до 1000 прихожан
- Более 1000 человек
Что такое типовой проект?
Это набор готовой документации с чертежами, схемами, спецификациями, которую можно использовать несколько раз. То есть планы зданий, проверенные временем, строительством и несколькими заказчиками. Использование типового проекта требует меньше времени для прохождения государственной экспертизы, а кроме того, обходится дешевле, чем индивидуальное решение.
Из чего он состоит:
- Генеральный план
- Пояснительная записка
- Архитектурные, объемно-планировочные, конструктивные решения
- Схемы инженерных коммуникаций
Сопровождение и доработка
Наши специалисты сопровождают проект на всех этапах его реализации. Кроме того, инженеры всегда готовы доработать предложенное решение по желанию заказчика, внести правки в соответствии с принятыми стандартами и нормами строительства. После этого мы также помогаем пройти госэкспертизу измененной документации.
Нормы, которым соответствует проект
- СП 31-103-99 “Здания, сооружения и комплексы православных храмов”
- МДС 31-9.2003 “Православные храмы”
- Стандарт АВОК-2-2004 “Храмы православные. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха”
Закажите проект в Моспроект
Приобрести проект храма можно тремя основными способами.
Второй – написать на нашу почту: [email protected]сайт
Можно ли считать, что храмы, которые во множестве строятся сейчас в России, отражают облик возрождающегося Православия? Известный церковный архитектор Андрей Анисимов думает, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой — открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры.
— Кто обычно решает, как будет выглядеть новый храм?
В лучшем случае — настоятель, но, как правило, старается диктовать свою волю попечитель. И если заказчики имеют какое-то представление о церковной архитектуре, о церковном искусстве, то это хорошо. А если у них нет таких представлений и они основываются только на своем вкусе, который к тому же сформировался в советское время, когда церквей не строили, то, конечно, ситуация более сложная. Но ведь архитектор может показать свои варианты и найти какой-то компромисс. Главная проблема в том, что церковная архитектура — молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы.
Прихожане и клирики часто жалуются, что в новом храме тесно, холодно или душно, что акустика плохая; художники жалуются, что им непонятно, как современные храмы, в основе архитектуры которых синтез разных традиций, расписывать изнутри… Должны ли учитываться все эти пожелания при проектировании новой церкви?
Все, что вы перечислили, — это беда неопытных архитекторов, которых выдернули с проектирования какого-нибудь торгового комплекса и попросили построить храм по случаю.
Конечно, главная задача храмостроителя — организовать пространство удобно; надо хотя бы знать, где что в храме находится, как идет служба, откуда произносится возглас, какой должна быть акустика, что происходит в алтаре и сколько там должно быть места. Мне пришлось видеть проект, созданный, кстати, академиком, в котором в подклет вела винтовая лестница вокруг престола…
Так как любое церковное искусство имеет сакральное значение, каждый элемент внешнего и внутреннего убранства храма должен быть четко продуман, вплоть до дверной ручки. То есть когда проектируется храм, уже понятно, какой там будет иконостас, какие росписи, понятно, музыка какого стиля там должна звучать. Для меня идеал — это наша древность: иконопись, знаменный распев.
Храмовая архитектура — это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьезными знаниями. Архитектор, который впервые с этим сталкивается, очень самоуверен. Я сам прошел через все это — мне казалось 25 лет назад, что я все знал. Это теперь я понимаю, что нахожусь только в самом начале пути и с каждым проектом узнаю все больше и больше, что-то новое и важное.
А поначалу кажется все просто, и заказчики и архитекторы кидаются в «творчество». А потом ведь по этим зданиям, которые построены по наитию, без понимания гармонии храмового пространства, потомки будут судить о духовной культуре нашей эпохи!
А нет ли готового решения? Например, типовых проектов храмов, которые легко, быстро и недорого можно построить?
Каждый раз это индивидуальный проект. Есть традиция, разнообразие церковной архитектуры колоссальное, поэтому нет смысла строить что-то однотипное — на сложности работ и стоимости это никак не отразится.
Кстати, когда к нам в мастерскую приходят заказчики, то мы их, как правило, приятно удивляем: они открывают для себя столько разных интересных архитектурных решений, что появляется возможность подумать и выбрать проект в зависимости от того, где будет стоять новый храм, какое будет посвящение и кто будет в него ходить.
К примеру, иконостас. Он не обязательно может быть деревянным или закрытым… Так, сейчас мы сделали проект интерьера храма в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Тут мы предложили заказчику открытый иконостас — ведь в этом храме будут собираться новоначальные, молодежь, и, конечно, такой иконостас будет выполнять просветительские, миссионерские задачи.
Хорошо, если заказчик точно знает, что именно он хочет, но так редко бывает. Проблема в том, что у людей существуют не просто вкусовые какие-то предпочтения, а стереотипы.
— То есть все, кто заказывает строительство храма, хотят одного и того же? А чего именно?
Например, одно время все хотели храм, подобный тому, что на Поклонной горе. И это несмотря на то, что проект этот не самый удачный. Но многим нравится, что он выглядит под стать современной архитектуре — много стекла и бетон. Но не могут быть у храма стеклянные стены, иначе как тогда в нем молиться! Храм должен быть закрытым пространством.
— А что «модно» сейчас?
Как правило, если строят храм в каком-либо городе, местная областная администрация вместе со спонсорами вкладывают туда очень большие деньги. Ведь в провинции храмов не хватает, а новый большой собор — это уже как визитная карточка. И власти стремятся сделать так, чтобы она выглядела как можно более монументально и богато. Поэтому приветствуется мрамор, золото, а если не так много средств — то искусственный мрамор и нитрид титана, что еще хуже. Например, золотой крест на фоне медной крыши воспринимается как некий акцент, он венчает здание, а если все покрыть нитридом титана? Когда вся крыша золотая — это уже перебор, должна же выстраиваться какая-то логика, драматургия пространства…
Обычно такие крупные стройки поручают местным строительным организациям и архитекторам. Губернатора можно понять: почетно, если все сделают его местные мастера. Но проблема в том, что церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более трудно найти специалиста.
В этих условиях очень правильной мне кажется рекомендация Святейшего Патриарха Кирилла: «Давайте поскромнее». Например, когда мы строили Владимирский скит на Валааме, средства были, но расходовать их надо было разумно, вот и решили потратить их не на блеск куполов, не на мраморную роскошь, а сделать храм более строгим, кирпичным, чтобы он вписывался в окружающий северный пейзаж: немного резьбы, немного мозаики… Ведь церковь располагается в монашеской обители. При этом храмовый комплекс включает в себя и келейный корпус, и крестильню, и многие другие необходимые монахам помещения. Нужно было создать именно живой храм, а не просто памятник — поэтому решили деньги потратить на то, что действительно необходимо.
Очень жалко, когда есть все возможности, денег потрачено много, а храм получается невнятным. Именно поэтому, кстати, многие прихожане не любят посещать такие храмы, называют их «новоделами», чувствуют там себя неуютно. Не надо забывать, что эстетическое впечатление от здания церкви имеет важное миссионерское значение.
Но далеко не каждый приход или город в провинции может «пожаловаться» на избыток денег на строительство храмов.
Самое главное здесь — не количество денег, а то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Не нужно задаваться целью за 3 копейки построить храм Христа Спасителя, нельзя делать дешевку с искусственным золотым блеском и фальшивыми брильянтами. Ведь и из недорогих материалов можно создать художественное произведение.
Должен использоваться качественный материал, который подходит для храма. На мой взгляд, это не может быть бетон. Он не пропускает воздух и влагу, это холодный материал, ночью он охлаждается, а когда днем в храм приходят люди, температура повышается, образуется конденсат. В таком здании всегда душно: сложно продумать вентиляцию, она потребует дополнительных больших денег. То есть, придумав храм из «современного и недорогого» материала — бетона, мы должны придумать к нему эффективную систему отопления, вентиляции, специальные краски для внутренних росписей, чтобы выдержали конденсат, и так далее.
В кирпичном храме, который расписан фресками, стены «дышат», впитывают в себя влагу, а потом долго ее отдают: часть — наружу, часть — внутрь. Поэтому в старинных храмах никогда не бывает очень холодно или очень душно. Так что архитектурная традиция тут не просто выполняет эстетические функции — следование ей помогает решать многие практические проблемы, пришедшим в храм помолиться комфортно находиться в этом помещении.
Поэтому и за небольшие деньги можно сделать храм, который будет отвечать определенным необходимым запросам: он должен быть вместительным, теплым, но главное — он должен быть храмом.
![]() |
Если говорить о недорогих материалах, то можно использовать газосиликатные блоки, которые обладают всеми характеристиками кирпича, но они дешевле. Чаше всего мы ищем материалы, которые используются при реставрации. Цемент — это зло для храма.
Используя такие традиционные приемы, можно возвести небольшой храм даже за 5-6 миллионов рублей (без учета стоимости коммуникаций) и за 2,5 месяца работы — и там сразу можно будет служить.
Сейчас мы разрабатываем как раз такую «линейку» бюджетных храмов. Их принцип — легкое и быстрое возведение, так как многолетняя стройка выжимает огромные средства.
— А можете ли вы назвать какие-то конкретные удачные проекты, глядя на которые потомки не осудят нас?
Может быть, это новый храм в Зачатьевском монастыре в Москве. По крайней мере, для столицы, где вообще много всего очень разного строят, это удачная работа, в которой старые традиции сочетаются с современными технологиями. Этот собор хорошо вписывается в архитектуру центра Москвы.
![]() |
Вообще всего десять лет назад я не смог бы ответить на этот вопрос — то, что строили тогда, трудно назвать шедеврами, особенно в глубинке. Теперь постепенно возникают какие-то интересные архитектурные проекты.
К сожалению, нет такой традиции сейчас, чтобы архитектурные мастерские существовали при Церкви; может быть, была бы полезна такая централизация. Тогда был бы единый центр, который мог бы анализировать и упорядочивать все разнородные процессы, которые происходят в храмостроительстве.
— Но ведь вы сказали, что типовые проекты невозможны?
Конечно, не надо типовые… Но ведь можно как-то задать направление, заказы распределять тем, кто лучше с ними справится. Может быть, я не прав, но лично мне хочется несколько ограничить полет фантазии строителей, ведь сейчас, просто имея желание, можно строить все что угодно…
В этом году в МАРХИ наконец собираются открыть обучение по специальности «Храмостроитель»; за этим новым начинанием все архитекторы следят с надеждой.
В предыдущие эпохи в искусстве господствовал какой-либо один стиль. Как можно охарактеризовать стиль сегодняшней храмовой архитектуры?
Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура. Но, в любом случае, могу сказать точно, что ее законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приемы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у нее другие.
Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приемы, которые бы порывали с традициями.
![]() |
В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко.
Какой стиль господствует в современном храмостроительстве? Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции. Есть несколько архитекторов, которые занимаются храмостроительством постоянно — тут уже есть на что посмотреть. Ведь если появляются знания, практический опыт, да еще если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции.
Общей концепции ни у кого нет. Все делают по-разному. Да и я сам могу, например, сделать проект в стиле модерн, или в стиле XVII века, или в стиле византийской архитектуры. Это не потому, что у меня в голове каша, а потому, что это все — любимое. Зависит от ситуации, местоположения, посвящения, предназначения, истории создания храма.
— Есть ли в архитектуре канон как в иконописи?
Как такового прописанного канона нет. Есть в Писании указания, каким должен быть храм, они даны Самим Богом: как строить Скинию. Сказано, что должен быть сам храм, что должен быть алтарь, святая святых, должен быть притвор, двор и так далее. Это является догматичным. Все остальное — это традиция.
Наша задача — выбрать из этой традиции то, что относится именно к традиции, а не к вкусам, которые господствовали в данный период времени. То есть, например, храмы эпохи классицизма или барокко более близки светской архитектуре. В барочном иконостасе, например, вам и иконы будут плохо видны за элементами декора — в то время архитекторов стиль интересовал больше, чем сакральный смысл каждой детали интерьера.
А вот, например, если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдем в архитектуре ничего лишнего — все подчинено определенной символике. Причем если это царская архитектура — то она монументальная, там есть и золото, и мозаики, и мрамор. Но существуют и простые маленькие храмы; вспомните, например, Балканы — и там тоже пространство организовано удивительно гармонично.
В любом церковном искусстве главное — это пропорция, потому что пропорции подчеркивают красоту формы. Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым. Любой маленький балканский храм, который площадью 3 на 4 метра, очень красив.
— А русскую традицию маленьких деревянных сельских храмов не стоит ли продолжить?
Деревянный храм в древнем карельском селе было построить естественно и несложно. Под рукой был и необходимый материал, и мастера, которые отлично владели своим ремеслом, передавали его из поколения в поколение.
![]() |
Сейчас лес диаметром 36 см уже надо заказывать чуть ли не через Правительство России, а строители уже не владеют приемами деревянного храмостроительства — надо тогда искать специалистов-реставраторов, которых всего несколько. Стоить такой «правильный» деревянный храм будет столько же, сколько и каменный. А строить из «карандашиков» — оцилиндрованного бруса, из которых строят дачи и баньки. Да из них же нельзя возводить храмы, это уже не архитектура! Конечно, сейчас строят такие варианты только как временные: эти здания некрасивы, недолговечны, да и пожароопасность высокая.
Сейчас широко обсуждается создание в разных районах Москвы храмов «шаговой доступности», которые возведут из модулей. Сама идея вопросов не вызывает, а как вы можете оценить замысел с точки зрения архитектуры?
Если это модули, значит это бетон… Правда, я проектов этих не видел лично, поэтому судить не берусь.
Быстровозводимые храмы — это просто воплотить; например, сейчас мы строим храм на Ленинском проспекте, он почти готов за 2,5 месяца.
Можно быстро построить маленькие храмы — хотя бы по примеру псковской архитектуры, которая до невозможности простая, но удивительно одухотворенная.
Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нем, создать общину — трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане.
Сейчас в многомиллионном мегаполисе церквей очень мало. У нас в московских храмах в воскресенье и праздники яблоку негде упасть, а в будние дни туда приходят на службу 10-15 человек. Огромный храм дорого содержать. То есть всю неделю надо отапливать храм ради того, чтобы в воскресенье там была служба. А потом приходят счета за коммунальные услуги, и всем становится плохо.
А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов — это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.
Многие жители городов считают, что архитектура храма должна вписываться в окружающую городскую застройку. Целесообразно ли это, по-вашему?
Это смотря какая застройка. Иногда в той же Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в нее здание храма, да еще подгонять его стиль под нее. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом.
Такая Церковь как бы говорит: есть мирская жизнь, а есть церковная, и если вы хотите такой жизни — приходите сюда. То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории. Например, в Сретенском монастыре храм окружен садом. И это не потому так устроено, что наместник, отец Тихон, розы любит, это так должно быть — как образ райского сада в центре Москвы.
Вы говорили об архитектуре Византии и Святой Руси как об эталоне, который нужно копировать. Но, например, стиль модерн, возникший в начале XX века, тоже претворял древние образцы, однако художники тогда строили по-настоящему новаторские храмы.
Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А.В. Щусев и И.Е. Бондаренко, — это образец прекрасной церковной архитектуры. Почему он был удачным?
Потому что художники изучали Псков и Новгород, изучали древность, исконные традиции… Ведь именно в ту эпоху, в начале XX века пришло понимание, что наше традиционное наследие очень богатое и интересное. И тогда стали ориентироваться не на Запад, как это было на протяжении несколько веков, начиная с Петра I, а на свое собственное искусство.
Искусственный поиск нового — дело пагубное. Например, иконописец не подписывает свою работу — не он ее автор. Так и архитектор, создавая новое здание, должен каждый раз изучить древние образцы и, уже пропустив их через себя, создавать свой проект. Этот процесс для меня всегда самое приятное в работе. Он дает моему мастерству и моей душе гораздо больше, чем если бы я просто самовыражался как жутко талантливый архитектор.
— Вы считаете, что идеи «русского ренессанса» начала XX века созвучны и нашей эпохе?
Сейчас многие художники ощущают себя в том же состоянии — им еще предстоит изучить, открыть, скопировать многое. Тогда только они смогут творить в рамках традиции. Но, например, новое поколение архитекторов, которым сейчас 20-22 года, уже идет дальше — я это вижу на примере своих учеников. Так, например, я видел проекты храмов в новаторском стиле, но которые созданы не просто в целях самовыражения, а на основе глубокого понимания православных традиций: там остаются формы, пропорции «золотого сечения», построение на четырех столпах, с барабаном и главками, то есть крестово-купольная система. Но такую архитектуру могут создавать только верующие люди, которые знают жизнь Церкви.
Финансово-хозяйственное управление Русской православной церкви, Союз архитекторов России и Гильдия храмоздателей объявили о проведении открытого архитектурного конкурса «Проект православного храма вместимостью 300, 600 и 900 человек с приходским комплексом», сообщается на сайте Программы строительства православных храмов в Москве («Программы-200»).
По итогам конкурса жюри и экспертный совет, в которые вошли известные представители архитектурного сообщества, священники Русской православной церкви и историки храмового зодчества, выберут 9 проектов-победителей — по три в каждой категории.
К участию в конкурсе приглашены профессиональные архитекторы, студенты архитектурных вузов и авторские коллективы.
В сообщении на сайте Программы строительства православных храмов в Москве («Программы-200») говорится: «За последние два десятилетия построено множество церквей. Однако приходится признать, что не все проектные решения отвечают архитектурно-художественным требованиям, как и сами здания — техническим условиям современного строительства».
Организаторы конкурса также подчеркивают, что на сегодняшний день становится актуальным проектирование экономичных и при этом достаточно просторных и функционально наполненных храмов, которые обладают всеми необходимыми помещениями для организации полноценной приходской жизни.
«В условиях ограниченных бюджетов назрела реальная необходимость разнообразить палитру внешней и внутренней архитектуры храмов и православных храмовых комплексов», — говорится в объявлении о начале конкурса.
Проекты храмов для «Программы-200»
В настоящее время в рамках «Программы-200» в основном используются 8 типовых проектов православных храмов вместимостью от 200 до 600 человек.
Разработчиками проектов стали ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна “Моспроект-3”», ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина, ОАО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (МНИИТЭП), а также ООО «Проект+».
Типовые проекты храмов на 200 прихожан
Проектировщик — ООО «ПРОЕКТ+».
Прототипы храма можно найти в раннемосковской архитектуре (Звенигород, древние храмы Троице-Сергиевой Лавры).
Храм небольшой, компактный с приходскими помещениями в нижнем этаже. Рекомендуется для «тесных» участков. Звонница располагается над центральным входом.
Итальянские мотивы. Храм на 200 человек
Здание храма прямоугольное в плане, трехчастное, бесстолпное, трехапсидное, с техническим подвалом. Большой купол венчает собой четырехгранник молельного зала и переходит в стройный восьмигранный барабан в стиле эпохи итальянского Возрождения со шлемовидным навершием.
Зона притвора фактически отсутствует, при этом запроектирован обширный тамбур, где размещена лестница, ведущая на хоры и звонницу. При этом в планировке предусмотрен компактный объем свечной лавки.
Лестница в подвальные помещения расположена в боковой абсиде, что удобно для прохода в подсобные помещения прямо из алтаря (в ризницу, кладовые, санузел и т.д.).
Типовые проекты храмов на 300 прихожан
Собирательный образ старорусской архитектуры — вариант II. Однокупольный храм с тремя алтарными апсидами на 300 человек
Здание храма прямоугольное в плане, трехчастное, четырехстолпное, однокупольное. Храм разработан без звонницы.
Основной вариант фасадов с завершением циркульными или килевидными закомарами.
Явной удачей разработчиков проекта являются вариации объемного решения храма на тему новгородской архитектуры с двумя вариантами кровли: двускатного (щипцового) типа и типа «трилистник» с пониженными углами.
Собирательный образ старорусской архитектуры — вариант III. Однокупольный храм с тремя алтарными абсидами на 300 человек
Здание храма прямоугольное в плане, трехчастное, четырехстолпное, однокупольное, трехапсидное, однопрестольное. Храм разработан без звонницы.
Разработчики попытались создать храм в стиле К.А. Тона, в проектах которого явно видны отголоски Византии в древнерусской интерпретации.
Хоры находятся на антресольном этаже. В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные помещения, вентиляционная камера, электрощитовая.
Типовые проекты храмов на 500 прихожан
Собирательный образ старорусской архитектуры — вариант I. Пятикупольный храм с тремя алтарными апсидами рассчитан на 500 человек
Во внешнем облике храма доминируют элементы владимиро-суздальской школы церковного зодчества.
Здание храма прямоугольное в плане с ярко выраженными входными группами, четырехстолпное, пятикупольное. Храм разработан без звонницы.
В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные помещения, вентиляционная камера и электрощитовая.
Полная версия храма состоит из 4 блоков-модулей: центральная часть храма (шатровая), два боковых придела и притвор-трапезная часть. Проектом предусмотрены разные варианты компоновки этих блоков.
Здание храма имеет в плане крестообразную форму. Высота храма — 32 метра.
Открытые хоры — на втором ярусе. В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные, технические и бытовые помещения. Над папертью размещена невысокая звонница.
Архитектурное решение храма основано на псевдовизантийской традиции храмостроения. Здание трехчастное, четырехстолпное и одноабсидное. В плане храм представляет собой равносторонний греческий крест, вокруг которого формируется прямоугольник основного объема, фасады решены идентично, что создает ощущение цельности и законченности объема.
Храм увенчан пятью шлемовидными главами, из которых центральная выделяется более крупными пропорциями. Центральный купол размещен на круглом барабане, обрамленном рядом окон, зрительно создающим эффект воздушности и легкости купола, по сравнению с общим объемом храма. Малые главы представляют собой тип ротонды с открытой колоннадой. При этом в двух западных малых барабанах расположены звонницы.
На первом этаже расположены: алтарь и лестница, ведущая в ризницу, средняя часть храма с северным и южным приделами, притвор со свечной лавкой, входной тамбур и лестницей, ведущей на хоры, которые расположены на антресольном этаже.
В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные помещения, вентиляционная камера и электрощитовая.
Типовой проект храма на 600 прихожан
Проектировщик: — ООО «ПРОЕКТ+».
Внешняя архитектура разработана в стилистике больших соборов XVI-XVII веков. Отличительной особенностью проекта является постановка боковых глав пятикуполья по осям: запад-восток, север-юг.
В зоне притвора и в подклете расположены помещения, в которых могут разместиться приходские службы, пока строится приходской дом.
Объемно-планировочное решение включается в себя верхний и нижний храмы, «развитый» подклет и входные группы с центральной внутренней лестницей. Отдельно стоящая колокольня представляет тип ростовской звонницы (в уменьшенном виде) с входными воротами на территорию комплекса, помещением охраны и индивидуального теплового пункта (ИТП). В верхнем ярусе — трехпролетный звон.
Проект для повторного применения.
Стоимость готового проекта «Строительной части проекта»: разделы ГП (генеральный план), АР (архитектурные решения), КЖ (конструкции железобетонные), КМ (конструкции металлические) с учетом посадки на генплан составляет – 50 000 руб.
Стоимость изменений в проекте купола, колокольни по желанию заказчика – от 50 000 руб.
Инженерные разделы: ЭО (электроосвещение) и ОВ (отопление и вентиляция) прилагаются в подарок без изменений. При проектировании наружных сетей и изменений в проекте по инженерным разделам цену нужно уточнять.
Качество и объем проектных работ можно увидеть на YouTube, ссылки на этой странице ниже.
Стоимость «Строительной части проекта» абсолютно нового храма, примерно такой же площади — от 170 000 руб. При заказе нового проекта – эскизное проектирование и 3D модель в подарок. При необходимости проектирования инженерных разделов и проекта организации строительства (ПОС), цену нужно уточнять.
Храм трехкупольный крестовидный в плане. Есть готовый вариант с цокольным этажом.
На первом этаже (отметка 0.000) размещаются молельный зал храма, притвор, лестница с выходом на хоры и колокольню, (отметка 0.360) в восточной части храма расположен алтарь с ризницей и пономарской.
На втором этаже (отметка 4.700) размещаются служебные помещения и галерея для хора. Есть вариант с балконом.
На отметке 9.000 размещается колокольня.
Высота центрального купола до креста 20,7 м.
Высота колокольни до креста 18,6 м.
Источник: pozdravish.ru