Проект производства работ (ППР) Строительство нефтепровода
Данный проект производства работ (ППР) на строительство межпромыслового надземного магистрального нефтепровода диаметром 530 мм ЦПС «Южное Хыльчую» — БРП «Варандей» разработан на основании договора № 05-339-20 с ЗАО «Глобалстрой — Инжиниринг» и в соответствии с техническим заданием на разработку ППР.
В качестве исходных материалов при разработке ППР были использованы: рабочий проект 2604, разработанный ООО «ПермНИПИнефть», материалы и разработки ЗАО «Глобалстрой — Инжиниринг», предоставляемые по условиям договора.
2. Общее описание трассы трубопровода
2.1. Краткая характеристика района строительства
2.2. Климатические условия строительства
3. Продолжительность строительства
4. Стратегия привлечения субподрядчиков к проекту
5. Организационная структура и офисы. Связь на период строительства
6. Стройгенплан и транспортная схема
7. Структура строительного производства
Проектирование газопровода жилого дома
8. Основные решения по организации и производству работ
8.1. Подготовительный период 20
8.1.1. Мобилизация технических и людских ресурсов 20
8.1.2. Строительство городков 21
8.1.3. Приемка и транспортировка материалов и оборудования 25
8.1.4. Приемка трассы от Заказчика и геодезическая разбивка 25
8.1.5. Подготовка полосы отвода 26
8.1.6. Устройство вдольтрассового проезда 27
8.1.7. Погрузо-разгрузочные работы 32
8.2. Основные линейные работы 35
8.2.1. Вывозка и раскладка труб на трассе (свайная и рабочая) 35
8.2.2. Установка свайных фундаментов 36
8.2.3. Монтаж металлоконструкций под трубные опоры 37
8.2.4. Монтаж подвижных и неподвижных опор 39
8.2.5. Сварочно-монтажные работы 40
8.2.5.1. Линейная часть 41
8.2.5.2. Компенсаторы 42
8.2.6. Методы контроля сварных соединений 45
8.2.7. Укладка и крепление труб на опорах 45
8.2.8. Изоляция стыков трубопровода 48
8.2.9. Ликвидация технологических разрывов 50
8.2.10. Монтаж узлов запорной арматуры 52
8.2.11. Монтаж узлов пуска и приема средств очистки и диагностики 53
8.2.12. Строительство вертолетных площадок и подъездных дорог 53
8.2.13. Строительство переходов через водные преграды 55
8.2.14. Строительство оленьих переходов и переездов техники 59
8.2.15. Строительство переходов через р. Черная, Хыльчую, Ярэйю 62
9. Очистка полости, калибровка и испытание нефтепровода 62
10. Монтаж скин-сиситемы 63
11. Контроль качества строительства 63
12. Охрана труда и промышленная безопасность 65
12.1. Законодательные и правовые акты. Нормативные документы 65
12.2. План по охране труда и промышленной безопасности 65
12.3. Требования к персоналу 65
12.4. Организация работ 66
12.5. Производство основных видов работ 68
12.5.1. Погрузочно-разгрузочные работы 68
12.5.2. Бурение скважин и погружение свай 70
Индустриальная гибель, или Почему на ЕС можно ставить крест
12.5.3. Производство сварочных работ 71
12.5.4. Радиографический контроль сварных стыков 74
12.6. Обеспечение пожаробезопасности 76
13. Природоохранные мероприятия 76
13.1. План по ООС 76
13.2. Инженерно-геологические условия 76
13.3. Минимизация опасных геологических процессов 79
13.4. Временные городки строителей 81
Приложение 1. Технологическая схема нефтепровода 87
Приложение 2. Организационная структура ЗАО «Глобалстрой-Инжиниринг» и Порядчиков 88
Приложение 3. График строительства 89
Приложение 4. Стройгенплан и транспортная схема 90
Приложение 5. Технологические карты 91
Приложение 6. Инструкция по очистке полости, калибровку и испытание трубопровода 92
Приложение 7. Операционные технологические карты на сварку и ремонт стыков 93
Приложение 8. Инструкция по проведению аттестации сварщиков и технологии сварки 94
Приложение 9. План по обеспечению и контролю качества 95
Приложение 10. План по ОТ и ПБ 96
Приложение 11. План по ООС 97
Приложение 12. План по обеспечению связи на объекте 98
Проект производства работ (ППР) на строительство межпромыслового надземного магистрального нефтепровода диаметром 530 мм ЦПС «Южное Хыльчую» — БРП «Варандей» разработан на основании договора № 05-339-20 с ЗАО «Глобалстрой — Инжиниринг» и в соответствии с техническим заданием на разработку ППР.
В качестве исходных материалов при разработке ППР были использованы: рабочий проект 2604, разработанный ООО «ПермНИПИнефть», материалы и разработки ЗАО «Глобалстрой — Инжиниринг», предоставляемые по условиям договора.
Проект производства работ выполнен в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
• СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы;
• СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;
• СНиП 12-01-2004. Организация строительства;
• СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ;
• СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
• СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
• СНиП 3.01.04-87*. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов;
• СНиП 3.05.05-84. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы;
• СНиП II-89-80*. Генеральные планы промышленных предприятий;
• СНиП II-23-81*. Стальные конструкции;
• СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции;
• ВСН-31-81. Инструкция по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Министерства нефтяной промышленности;
• ВСН 004-88. Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация;
• ВСН 006-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка;
• РД 153-006-02. Инструкция по технологии сварки при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов;
• ВСН 008-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция;
• ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание;
• ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть I, II;
• ВСН 013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты;
• ВСН 014-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды;
• СТП 0147323.020-88. Проектирование нефтепромысловых трубопроводов, прокладываемых в условиях распространения вечномерзлых грунтов;
• СП 34-116-97. Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов. Москва 1997 г.;
• ГОСТ 23118-99. Конструкции стальные строительные. Общие технические требования;
• ТУ 5768-008-3368067-01. Трубы стальные теплогидроизолированные нефтепроводные для надземной прокладки;
• СН 452-73. Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов;
• СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
• СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
• СП 12-136-2002. Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ;
• Правила техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов, утв. 11.08.1981 г. Миннефтегазстрой;
• Правила охраны магистральных трубопроводов с дополнениями, утв. постановлениями Госгортехнадзора России от 24.04.1992 г, №9; от 23.11.94, №61;
• Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Постановлением Правительства РФ, №6 от 01.07.2003г.;
• ПОТРМ-016-2001 (РД 153-34.0-03-150-00). Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок;
• ПБ 03-273-99. Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства;
• ППБ 01-2003. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;
• ПБ 08-624-03. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности;
• ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»;
• ПБ 10-157-97. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;
• ПОТ Р М-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
• ПТБ-88. Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах;
• СП 12-135-2003. Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда:
ТИ Р О 005-2003. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей;
ТИ Р О 006-2003. Типовая инструкция по охране труда для газосварщиков (газорезчиков);
ТИ Р О 007-2003. Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих;
ТИ Р О 009-2003. Типовая инструкция по охране труда для землекопов;
ТИ Р О 010-2003. Типовая инструкция по охране труда для изолировщиков на гидроизоляции;
ТИ Р О 011-2003. Типовая инструкция по охране труда для изолировщиков на термоизоляции;
ТИ Р О 015-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов автогрейдеров;
ТИ Р О 018-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов автомобильных, гусеничных или пневмоколесных кранов;
ТИ Р О 020-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов бульдозеров;
ТИ Р О 023-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов бурильно-крановых самоходных машин;
ТИ Р О 024-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов машин для забивки и погружения свай;
ТИ Р О 034-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов трубоукладчиков;
ТИ Р О 038-2003. Типовая инструкция по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых;
ТИ Р О 039-2003. Типовая инструкция по охране труда машинистов электростанций передвижных;
ТИ Р О 040-2003. Типовая инструкция по охране труда для монтажников наружных трубопроводов;
ТИ Р О 052-2003. Типовая инструкция по охране труда для электросварщиков;
ТИ Р О 056-2003. Типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих работы на подмостях с перемещаемым рабочим местом;
ТИ Р О 057-2003. Типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов;
ТИ Р О 060-2003. Типовая инструкция по охране труда для работников, выполняющих строповку грузов;
• ВСН-31-81. Инструкция по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Министерства нефтяной промышленности;
• РД 10-40-93. Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;
• РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы;
• РД 10-107-96. Типовая инструкция для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;
• РД 10-274-99. Типовая инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками;
• РД 10-276-99. Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков;
• ГОСТ 12.2.004-75* ССБТ. Машины и механизмы специальные для трубопроводного строительства. Требования безопасности;
• ГОСТ Р 12.2.011-2003 ССБТ. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности;
• ГОСТ 12.3.003-86* ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности.
2. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТРАССЫ ТРУБОПРОВОДА
Строительство нефтепровода производится на участке от камеры запуска очистных устройств, расположенной на ЦПС Южное Хыльчую до узла подключения к резервуарному парку БРП «Варандей» протяженностью 153,2 км.
Прокладка нефтепровода выполняется надземно из труб диаметром 530 мм с теплоизоляционным пенополиуретановым покрытием толщиной 100 мм в металлической оболочке из оцинкованной стали толщиной 1 мм, на свайных опорах по первому принципу использования вечномерзлого грунта с сохранением его в основании в естественном мерзлом состоянии. Минимальная высота прокладки принята равной 1,0 м от поверхности земли.
Проектируемые концевые сооружения на БРП «Варандей» располагаются в районе существующего резервуарного парка, построенного по проекту ООО «Поляр-инжениринг».
Перечень объектов строительства:
• Нефтепровод «ЦПС «Южное Хыльчую»-БРП «Варандей» протяженностью 153,2 км, в том числе;
Линейная часть –152,7 км;
Переходы через водные преграды – 0,5 км;
• Вдольтрассовый технологический проезд протяженностью-153,2 км;
• Линейные крановые узлы – 25 шт., камеры пуска и приема СОД (1 пуска и 1 приема);
• Вертолетные площадки – 13 шт:
• Балочные переходы-9 шт:
• Оленьи переходы –13 шт, в том числе совмещенные с переездами для буровой техники – 7 шт;
• Переезды буровой техники – 4 шт;
• Трансформаторные подстанции – 18 шт.
Объекты строительства показаны в Технологической схеме нефтепровода, разработанной ГСИ, и представлена в Приложении 1.
Для пожаротушения зданий и сооружений, расположенных на площадке существующего резервуарного парка, построены противопожарная насосная станция, кольцевые сети водопровода и резервуары противопожарного запаса воды объемом 2х700м3 каждый. Пожаротушение резервуарного парка, манифольда, печей нагрева осуществляется системой автоматического пожаротушения пеной средней кратности.
Заполнение резервуаров противопожарного запаса осуществляется из близлежащих естественных водоемов или привозной водой.
Мощности существующих и ранее запроектированных систем электроснабжения, канализации на площадке существующего БРП не достаточны для подключения на период строительства.
2.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА СТРОИТЕЛЬСТВА
Трасса нефтепровода проходит по территории Ненецкого автономного округа Архангельской области вблизи побережья Баренцева моря и идет с запада на восток по землям (пастбищам) СПК «Харп», ПСК-К «Ижемский оленевод» и К(Ф)Х Союза оленеводов «Ерв».
Начало нефтепровода – ЦПС Южно-Хыльчуюского нефтяного месторождения, расположен примерно в 120 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар. Конец трассы – Варандейский отгрузочный терминал, расположен на южном берегу Баренцева моря.
Ближайшими населенными пунктами, имеющими морское и воздушное сообщение с областным центром г. Архангельском, являются г. Нарьян-Мар и жилой городок вахтового типа Варандей, расположенный непосредственно на южном берегу Баренцева моря на территории Варандейского месторождения.
Нефтепровод проходит по северо-восточной окраине Русской равнины, в Большеземельской тундре. На большей территории рельеф полого-холмистый, грядовый и лишь на севере в районе Варандейского месторождения равнинный, заболоченный. Абсолютные отметки колеблются от 150 до 1,5 метров.
Населенные пункты в районе прохождения трассы нефтепровода отсутствуют. Автомобильные дороги с покрытием или отсыпкой в районе работ отсутствуют. Дорожная сеть представлена зимниками к буровым скважинам, а также тропами и оленьими нартовыми дорогами, ведущими к пастбищам.
Трасса нефтепровода пересекает 12 рек и 43 ручья. Характеристика пересекаемых водотоков приведена в разделе 8.2.13. Ширина ручьев в коридоре трассы – до 16 м.
Замерзают реки в конце октября – начале ноября. Большинство мелких рек промерзают до дна, толщина льда 0,7-1,2 м. Вскрываются реки в первой половине июня.
Уровенный режим рек характеризуется высоким весенним половодьем, летней меженью, затяжными осенними паводками и зимней меженью.
2.2. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
В целом климат района носит континентальный характер. Продолжительность зимы составляет 7-8 месяцев, лето около 3 месяцев, переходные сезоны – весна и осень короткие, не более 1-2 месяцев.
По данным наблюдений на метеостанции Варандей среднегодовая температура воздуха в районе –5,5 С (минус 5,5 С). Средняя температура самого теплого месяца-июля +9,1С. Средняя температура самого холодного месяца-февраля -18,9 С (минус 18,9 С). Абсолютный максимум температуры +32 С, абсолютный минимум -44 С (минус 44 С). Годовая амплитуда температуры воздуха 28,1 С.
Средняя месячная температура воздуха в летний период 3-13°С. В любой из летних месяцев возможны заморозки. Максимальная температура воздуха в отдельные дни достигает 34°С. Самым теплым месяцем года является июль — средняя температура воздуха +13 +9°С.
На территории проектируемого нефтепровода преобладают ветры юго–западного и южного направлений. Средняя скорость ветра составляет 6,3 м/с, при этом в течение года изменяется незначительно: от 5,4 м/с в июле до 7,0 м/с в январе. Однако максимальные значения скорости ветра во все месяцы превышают 20 м/с, а в декабре – феврале и в августе превышают 20 м/с, достигая 34 м/с.
Порывы ветра во все месяцы могут превышать 30 м/с, достигая 40 м/с. Летом преобладающими являются ветры северного и северо-восточного направления. Среднегодовые скорости ветра от 4,6 м/сек до 6,2 м/сек.
Количество осадков на территории Варандейского месторождения относительно невелико и немногим превышает 400 мм в год, основное количество которых (272 мм) приходится на теплое время года: с апреля по октябрь.
Устойчивый снежный покров в районе появляется в конце октября – начале ноября и сохраняется до конца мая — июня. В среднем за год отмечается 236 дней со снежным покровом. Нарастание высоты снежного покрова происходит всю зиму, достигая максимума к концу апреля 20 – 55 см на открытых участках.
Число дней со снежным покровом в районе строительства в среднем составляет 210-240 дней
Сезонное оттаивание в районе начинается в середине июня, а промерзание в конце сентября – начале октября. Полное промерзание слоя сезонного оттаивания завершается обычно в конце первой половины зимы (середина декабря – январь).
Мощность мерзлой зоны в данном регионе составляет 50 – 200м. Среднегодовые температуры грунтов варьируют от +1 до –2,5С.
Гидрографическая сеть района работ представлена реками, их многочисленными притоками, безымянными ручьями. Питание рек преимущественно снеговое, а также за счет осадков летне-осеннего периода и грунтовых вод.
3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА
Нормативная продолжительность строительства магистрального трубопровода диаметром 530 мм определяется по СНиП 1.04.03-85*, глава 7.
При расчете продолжительности строительства приняты следующие коэффициенты:
1,6 — строительство в Ненецком автономном округе Архангельской области;
0,85 – для трубопроводов диаметром 720 мм и менее.
Протяженность строящегося нефтепровода диаметром 530 мм на участке «ЦПС Южное Хыльчую» — БРП «Варандей» составляет 153,2 км. Для определения продолжительности строительства трубопровода протяженностью 153,2 км применяется метод линейной интерполяции, исходя из имеющихся в нормах протяженности трубопровода 100 км — 16 мес.; 200 км — 18 мес.
Продолжительность строительства на единицу увеличения протяженности равна (18-16)/(200-100) =2/100=0,02 мес. Прирост равен 53,2 км.
Продолжительность строительства (Т) с учетом интерполяции будет равна:
Т = (0,02 х 53,2 + 16) х1,6х 0,85 = 23,2 мес.
в том числе:
• подготовительный период — 6 мес.
• строительство трубопровода — 15,2 мес.
• испытание и пуско-наладочные работы — 2,0 мес.
Согласно календарному графику строительства, утвержденного Генеральным директором ООО «Нарьянмарнефтегаз» С.В. Гнатченко (Приложение 6 к Договору № 187-КС-2005 от 31 марта 2005 г.) строительство магистрального нефтепровода будет производиться с декабря 2005 до конца апреля -2007 года. Учитывая природные условия района строительства, принято основное линейное строительство выполнять в два зимних периода: с начала декабря до конца апреля 2005 –2006 г.г. и 2006 –2007 г.г.
В период с июня 2005 г по декабрь 2006 г будет выполняться завоз материалов:
• водным транспортом в порты Дресвянка и Варандей (в период навигации);
• железнодорожным транспортом на ст. Усинск.
Календарный график строительства нефтепровода представлен в Приложении 3.
Строительство нефтепровода предусмотрено вахтовым методом.
Вахтовый метод организации работ, основанный на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства. Работа на вахте организуется по специальному режиму труда при суммированном учете рабочего времени с предоставлением межвахтового отдыха в местах постоянного жительства.
Комплектование вахтового (сменного) персонала осуществляется из числа высококвалифицированного персонала, состоящего в штате предприятия и с их согласия, не имеющих медицинских противопоказаний к выполнению работ указанным методом, и с учётом психологической совместимости персонала вахты. К работам не привлекается персонал моложе 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируется графиком работы на вахте, утверждается руководителем организации и доводится до сведения работников. В графиках указывается время начала и окончания ежедневной работы (смены), перерывов для отдыха и питания, а также для еженедельного вахтового и межвахтового отдыха. Часы переработки рабочего времени в пределах графика работ на вахте могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых дней с последующим предоставлением дополнительных дней отдыха. Сменяемость вахтовых рабочих может осуществляться побригадно, звеньями и индивидуально.
Продолжительность рабочего дня по проекту принята 10 часов, количество рабочих дней в неделе — 6 дней. Работы ведутся в 2 смены.
Источник: www.justfx.ru
Проект организации строительства магистральных трубопроводов
На стадии разработки технического проекта при двухстадийном проектировании и на стадии разработки технорабочего проекта при одностадийном проектировании проектная организация составляет проект организации строительства (ПОС). На основе его решений генподрядная строительная организация до начала строительства разрабатывает проект производства работ (ППР).
ПОС и ППР составляют в целях разработки наиболее рациональных конструктивных решений, применения передовых организационных схем и внедрения совершенных технологических процессов при сооружении линейной части трубопроводов. Составление ПОС и ППР и точное выполнение их положений способствуют своевременному окончанию линейных работ и вводу трубопровода в эксплуатацию с наименьшими затратами труда и средств.
Выполнение линейных работ без разработки ПОС и ППР ведет, как правило, к затяжке строительства, неоднократным доработкам и переделкам, увеличению трудозатрат, ухудшению качества работ.
Проекты организации строительства и производства работ по отдельным их видам как составная часть общих проектов строительства должны разрабатываться на основе:
выполнения работ индустриальными методами с применением наиболее рациональных средств механизации;
своевременного выполнения подготовительных мероприятий, обеспечивающих планомерное развитие строительства трубопровода и эффективное производство комплекса основных линейных работ в течение всего года;
организации поточного выполнения всех основных работ механизированными комплексами и максимального совмещения их во времени;
соблюдения техники безопасности и охраны труда (согласно СНиП III-A.11—70).
Проект организации строительства как раздел общего проекта должен составляться на основании следующих исходных материалов:
данных ТЭО, генплана трассы или отдельного его участка, карт и топографических планов района, данных инженерных изысканий, сводного календарного графика строительства всего трубопровода, плана выполнения комплекса работ подготовительного периода;
данных о наличии дорог, мостов, карьеров и предприятий строительной индустрии; сведений строительной организации о предполагаемых ресурсах рабочей силы, механизмов, транспортных, средств, материальных фондов; решений по способам организации строительства и средств механизации различных видов работ, согласованных с министерствами или строительными организациями (транспортные схемы, методы производства работ по крупным переходам, сооружаемым по индивидуальным проектам и др.); документов согласования с местными организациями вопросов по использованию существующих средств связи и транспортных путей на период строительства трубопровода; документов согласования с землепользователями с учетом требований по рекультивации плодородных земель.
В проекте организации строительства устанавливают объемы и сроки производства всех видов работ и порядок их выполнения, определяют методы работ, состав и необходимое число машин и механизмов, стоимость основных и вспомогательных работ.
Содержание, объем и порядок составления проектов организации строительства и производства работ определяются по СН 47—74.
Проект организации строительства магистрального трубопровода должен включать в себя следующие материалы:
комплексный укрупненный сетевой график или сводный календарный план работ основного и подготовительного периодов строительства;
генплан строительства с отражением комплекса сооружений, станций разгрузки основных материалов, графика работы линейных колонн и размещения сварочных, битумоплавильных и сварочно-изоляционных баз;
основные решения по организации строительства;
сводные ведомости объемов линейных работ (включая переходы, промышленные площадки и др.) и работ подготовительного периода;
сводный график потребности в строительных материалах и оборудовании;
пояснительную записку, в которой приводится краткая характеристика трубопровода (диаметр, протяженность, наличие промышленных и жилых зданий, стоимость объекта, сроки строительства), определяются заказчик, генеральный подрядчик и основные исполнители работ, дается описание специфических условий трассы, указываются сроки, объемы и стоимость работ по участкам трубопровода.
В пояснительной записке к ПОС дается также краткое изложение основных решений по организации строительства: распределение объемов работ по основным исполнителям, очередность сооружения участков трубопровода, число, оснащение, размещение и направление движения подразделений, выполняющих линейные работы, расположение переходов, промышленных зданий, складов и жилых городков, указываются методы производства работ, приводятся основные технико-экономические показатели.
При проектировании магистральных трубопроводов протяженностью менее 100 км без промежуточных компрессорных станций строительный генплан и график работы линейных колонн в составе проекта организации строительства составляют только в случае весьма сложных условий трассы. Пояснительная записка при этом дается в сокращенном виде.
Проект организации строительства является документом для планирования капитальных вложений и объемов работ, обеспечения строительства машинами, рабочими кадрами и необходимыми материально-техническими ресурсами.
Источник: infopedia.su
Проектирование нефтепроводов: состав работ и особенности разработки
Проектирование нефтепроводов необходимо не только в сфере нефтедобычи, но и в других отраслях производства: химической, медицинской, пищевой, металлургической, тяжелой промышленности и ряда других, где требуется доставка нефти и нефтепродуктов.
Проектирование такого сооружения – занятие ответственное и выполняется квалифицированными проектировщиками. В результате получается проект, который позволяет построить нефтепровод без перерасхода средств и материалов, при сохранении эксплуатационных характеристик. В нашей статье мы расскажем о том, как осуществляется проектирование нефтепроводов и на какие этапы оно разбито.
Группы нефтепроводов
Нефтепроводы предназначены для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. В последнем случае также применяется термин «нефтепродуктопровод» или, в зависимости от конкретного вида нефтепродукта, «бензинопровод», «мазутопровод» и т. д.
Все эти трубопроводы также классифицируются по своему назначению:
- промысловые (по ним подается сырая нефть непосредственно от добывающих скважин к различным устройствам для подготовки нефти в пределах промыслового участка);
- местные (связывают промыслы или пункты нефтепереработки с главными узлами магистральных нефтепроводов);
- магистральные (предназначены для перемещения подготовленной нефти и нефтепродуктов от промысловых участков и нефтехранилищ к потребителям — на нефтебазы, перевалочные узлы, нефтеналивные пункты и терминалы, промышленные предприятия и т. д.);
- технологические (по ним нефть транспортируется в пределах одного предприятия или их группы для внутренних технологических нужд).
Технологическая нефтепроводная инфраструктура помимо собственно трубопроводов состоит из различных арматурных систем (запорной, регулирующей, предохранительной), фильтров, систем выравнивания давления и других устройств. Сеть данного вида нефтепроводов ограничивается входными и выходными задвижками нефтеперекачивающих станций.
Состав проектной документации для нефтепровода
Проектирование нефтепроводов выполняется квалифицированными инженерами. Помимо собственно разработки проекта специалисты проводят комплекс работ по инженерным изысканиям. Результаты изыскательных мероприятий позволяют учитывать особенности топографии и геологии местности, всецело изучить окружающий ландшафт.
Проектная документация включает в себя несколько разделов. Их количество определяется требованиями к конкретному нефтепроводу. Обязательно должны присутствовать следующие разделы:
- задание на проектирование нефтепровода, пояснительная записка;
- планировка участка с указанием зон подключения и перекачки нефти;
- архитектурные, строительные, инженерные и иные решения, позволяющие определить расположение начальных и конечных точек нефтепровода;
- принятые варианты конструкции;
- описание технологии для обустройства элементов инженерной инфраструктуры на промышленном участке;
- проект организации строительства с указанием всех этапов запланированных работ;
- список противопожарных и природоохранных мероприятий;
- сметная документация по строительным работам.
Отдельное внимание уделяют методике прокладки трубопровода. Чаще всего нефтепроводы прокладывают под землей, однако в некоторых случаях целесообразен надземный вариант размещения на опорах. Наземная прокладка используется гораздо реже как исключение при необходимости преодоления сложных форм рельефа или переувлажненных участков.
Проект нефтепровода подразумевает создание инженерного объекта, его безопасную эксплуатацию и периодическое обслуживание. Профилактика и ремонт проводятся в соответствии со следующей нормативной документацией:
- СНИП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»;
- РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов»;
- Методика оценки остаточного ресурса технологических трубопроводов.
Порядок проектирования нефтепроводов
Проектирование магистрального нефтепровода и его возведение должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами РФ. Далее необходимо определить заказчика, генерального подрядчика и проектную организацию.
Магистральные трубопроводы проектируются в порядке, утвержденном действующими нормами. Так, сначала формируются технико-экономическое обоснование и задание на проектирование, затем создается технический проект с чертежной рабочей документацией. Сам процесс проектирования можно разбить на 2 крупных этапа:
- подготовительный этап;
- непосредственно разработка проекта.
Обоснование технико-экономической части (ТЭО) и задание на проектирование формируются на подготовительной стадии. Также в рамках этого этапа проводят инженерные изыскания. Проектирование в свою очередь могут разбивать также на две части: технический проект и создание рабочих чертежей. Либо создается единый технорабочий проект.
Разработка ТЭО осуществляется проектировщиками, после чего документ направляется на экспертизу в министерство. Затем он должен пройти согласование в Госплане. Технико-экономическое обоснование в основном требуется в случае крупных и сложных проектов нефтепроводов для определения целесообразности капиталовложений. Перед этим разрабатывается технический (или технорабочий) проект, который впоследствии является составной частью задания на составление обосновательной части.
Составление технико-экономического обоснования подразумевает под собой тщательную проработку вариантов и выбор наиболее оптимального из них с выводами и рекомендациями. Выбранный вариант должен обосновываться путем описания целесообразности будущего строительства, указания сроков и этапности строительных работ. Здесь также приводится список мероприятий, которые потребуется решить силами других отраслей. Задание на техническое или технорабочее проектирование также прикладывается к ТЭО. Оно рассматривается и утверждается соответственно на этапе экспертизы и утверждения ТЭО.
Задание на разработку проекта формируется заказчиком совместно с проектировщиком. Оно должно основываться на технико-экономическом обосновании с учетом технической возможности предлагаемых решений.
Необходимая информация, которая должна быть отражена в задании:
- характеристика местности и условий прокладки трубопровода;
- название нефтепродукта для транспортировки по проектируемому трубопроводу, сведения о качестве этого продукта;
- проектные объемы перекачки, сведения о потребителях продукта;
- режим работы нефтепровода;
- список материальных ресурсов для обеспечения строительных работ;
- список требуемых для строительства технических сооружений;
- плановые сроки на проектные и строительные работы;
- мощностные и прочие характеристики подрядной строительной организации.
Помимо задания на проектирование от заказчика потребуется предоставить исходную информацию, требуемую для проектных работ, а также документальное подтверждение финансового обеспечения для выполнения проектирования. Это регламентируется требованиями СН 202-76.
Задание, утвержденное органами власти, передается вместе с остальными документами проектировщикам. Затем проектная компания организует и проводит инженерные изыскания для выбора наиболее оптимального направления трубопровода. Полученные в ходе изыскательских работ материалы включаются в проект и передаются непосредственно строителям.
В техническом проекте по данным изысканий определяются технико-экономические показатели эксплуатации нефтепровода, перечисляются основные решения по прокладке этого объекта, выдается полная смета всего строительства.
Данные сведения приводят в соответствующих разделах:
- пояснительная записка,
- технико-экономическая и технологическая части;
- генеральный план будущего нефтепровода с графической частью;
- раздел по рекультивации участка;
- блок, посвященный организации труда и производства в ходе эксплуатации трубопровода;
- блок, посвященный организации строительных работ;
- сметная часть;
- раздел, решающий вопросы жилищного и культурно-бытового строительства.
Точный состав технического проекта должен учитывать используемые в данной отрасли промышленности образцы проектной документации. К данному документу также прилагается спецификация применяемых материалов и оборудования.
Технический проект утверждается проектировщиками и передается заказчику, который в свою очередь на основе выданных материалов оформляет заявку на приобретение необходимых стройматериалов и технического оснащения. Данная заявка отправляется генподрядчику.
Как известно, если проектирование выполняется в одну стадию, составляют технорабочий проект. В нем должны быть перечислены основные вопросы, решаемые в рамках технического проекта без детального описания решений, принятых в ТЭО. Изложенные пункты должны касаться технологии производства оборудования и связанных с ней решений, количества требуемых ресурсов (в том числе сырья), очередности строительства, генерального плана проектируемого объекта, различных показателей строительства. Технорабочий проект, как правило, разрабатывается при проектировании несложных и небольших участков трубопроводов и вмещается в себя также рабочие чертежи.
Нюансы проектирования трубной системы для нефтепровода
Проектная организация должна оценивать высокую степень ответственности, налагаемой на строительство проектируемого объекта. На эксплуатацию нефтепровода будут влиять несколько важных факторов:
- химическое воздействие;
- коррозионные процессы;
- высокая влажность, риск развития плесени и микроорганизмов;
- повышенное внутреннее и внешнее давление;
- частота использования и естественный износ;
- высокие температуры, резкие ее перепады и т. д.
Помимо внешнего воздействия трубопровод подвергается влиянию транспортируемого продукта. Сама субстанция может быть жидкой, вязкой, сыпучей и включать в себя жиры, различные взвеси твердых частиц, иные элементы, способные повредить инженерные коммуникации. Все эти факторы необходимо учитывать в процессе проектирования.
Нефтепровод — одна из наиболее сложных и трудозатратных коммуникаций, на проектирование и прокладку которой уходит достаточно много времени. Связано это с использованием тяжелых металлов при производстве, с необходимостью проведения сварочных, утеплительных и прочих работ в процессе монтажа. Ошибки в строительстве и эксплуатации недопустимы, так как это чревато серьезными и даже катастрофическими последствиями. Поэтому нормы проектирования нефтепроводов и газопроводов должны неукоснительно соблюдаться, а схемам данных коммуникаций необходимо уделять повышенное внимание.
В чертежной документации трубопроводы отображаются в виде совокупности следующих частей:
- Линия — прямолинейный или ломаный участок коммуникации, не имеющий на своем протяжении разветвлений.
- Узел — соединение нескольких линий, оборудованное механизированной или автоматизированной регулировочной системой. Узлы предусматриваются на участках, где в будущем планируется модернизация или укрупнение производства. Это дает возможность не прерывать производственный цикл при подключении новых линий. В зависимости от конфигурации различают плоскостные (соединение в одной плоскости) и пространственные (соединение в нескольких плоскостях) узлы.
- Элемент — небольшой отрезок трубопровода, имеющий сварные соединения с другими частями коммуникации.
- Блоком называют часть системы, выполняющую определенную функцию. Например, одна линия может делиться на несколько функциональных блоков, каждый из который закреплен за конкретным производственным цехом или обслуживается конкретным оборудованием.
- Соединительные детали включают в себя различные отводы, переходники, тройники, заглушки, фланцы, прокладки и т. д.
- Секция — это конструкция, производимая в заводских условиях и затем транспортируемая к месту монтажа. Составляющими этих изделий служат отрезки труб и соединительные элементы. Не включаются в секции контрольные устройства и механизмы.
Проектная организация фактически выполняет роль конструкторского бюро, собирающего единую систему из нескольких составных частей. Проектирование нефтепроводов регулируется нормами СНиП 3.05.05-84 С. 7 и СП 527-80, поэтому проектную работу выполняют в программном обеспечении, содержащем в себе все необходимые нормативы.
На практике сегодня наблюдается усложнение конфигураций трубопроводных систем. Это связано со стремлением промышленных предприятий минимизировать объемы отходов производства. В результате сети коммуникаций становятся все более запутанными.
Вместе с тем производители трубопроводов выпускают сборно-разборные конструкции, позволяющие собирать требуемую конфигурацию как конструктор. В прежние времена в распоряжении проектировщиков были лишь трубы и колена. Нынче у заводов, производящих трубопроводы, появилась возможность выпускать целые мини-системы, которые после выпуска достаточно перевезти и смонтировать на месте.
Подбор оборудования для нефтепровода
Основными исходными данными для подбора являются плотность, вязкость и температура нефтепродукта, а также проектный напор насосной станции. Последняя включает в себя насос и привод.
В магистральных нефтепроводах насосы могут соединяться друг с другом по параллельной или последовательной схеме. Количество центробежных агрегатов в системе определяется проектным давлением насосной станции, характеристиками самих агрегатов, свойствами транспортируемого нефтепродукта и режимом перекачки. При этом в каждой группе должно быть не более трех рабочих насосов и один резервный.
При последовательном соединении напоры включаемых в систему основных агрегатов суммируются, а сами агрегаты подбираются по подачи. Подпорные насосы можно подключать параллельно. Необходимости в большом напоре в данном случае нет, и при таком соединении двух и более агрегатов они будут давать прежний напор. Подача же здесь суммируется.
Итак, мы разобрали основные моменты, на которые стоит обращаться внимание при составлении проекта нефтепровода. Но наиболее грамотно и с учетом всех нюансов эту работу выполнят только опытные специалисты.
Источник: dorians.ru