«Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки» разработаны ОАО ПКТИпромстрой (к.т.н. С.Ю. Едличка, А.В. Колобов, к.т.н. В.В.
Шахпаронов, Ю.А. Ярымов, к.т.н. А.И. Творогов) с участием ГУП НИИМосстрой (д.т.н. Е.Д.
Белоусов, к.э.н. В.В. Затван, к.т.н. Н.М. Пукемо), НИИОСП (д.т.н. В.А. Ильичев, к.т.н.
Л.Г. Мариупольский, Б.Ф. Кисин).
Правила содержат организационно-технологические требования, предъявляемые при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки.
Настоящие правила разработаны с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции и граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов.
Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки.
Проект организации строительства и реконструкции в стесненных условиях в nanoCAD СПДС Стройплощадка
Правила следует также рассматривать как свод извлечений из правил производства строительных работ в г. Москве и действующих строительных норм и правил в части организации и технологии строительного производства.
Настоящие правила согласованы с Москомархитектурой, Мосгосэкспертизой, Объединением административно-технических инспекций, компанией Главмосстрой, ОАО Мосинжстрой, МосжилНИИпроектом, ОАО Москапстрой.
1 . Общие положения.
1.1 . Настоящие организационно-технологические правила устанавливают общие требования к организации и технологии строительного производства, которые необходимо учитывать при предпроектной и проектной подготовке и строительстве (реконструкции) зданий и сооружений в стесненных условиях существующей городской застройки, вне зависимости от их назначения и принадлежности, с целью обеспечения сохранности существующих объектов, снижения строительного, экономического и материального риска, защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции.
1.2 . Правила предназначены для организаций и физических лиц, ведущих на территории г. Москвы (независимо от права владения, использования или аренды земельных участков) предпроектную подготовку, проектирование и строительство (реконструкцию) разных по назначению объектов, для организаций, осуществляющих оформление исходно-разрешительной документации, экспертизу проектов, авторский и технический надзор, археологический, экологический, административный контроль за производством строительно-монтажных работ, а также для информирования граждан, проживающих в районе реализации градостроительных проектов в условиях существующей городской застройки и участвующих в процессе подготовки градостроительных решений.
Проект ПОС — Проект организации строительства
1.3 . Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и приле гающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности работающих на строительном производстве и проживающего населения.
1.4 . Регулирование взаимоотношений граждан и заказчиков (застройщиков, инвесторов), проектных и строительных организаций при реализации градостроительных решений, в том числе в стесненных условиях существующей городской застройки осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом города Москвы, а также законами города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», «О территориальном общественном самоуправлении в г. Москве», «О районной Управе в г. Москве».
1.5 . Участие граждан в процессе обсуждения градостроительных планов, проектов и решений осуществляется в соответствии с законом города Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве».
1.6 . Органами власти и заказчиками разработки проектов строительства (реконструкции) организуются совместно с разработчиками градостроительных планов и проектов публикация основных положений этих документов (адрес объекта, назначение, этажность, площадь застройки, расстояние до ближайших жилых домов), информирование граждан о месте и времени, когда они смогут ознакомиться с проектами и обеспечивается возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления. В случае несогласия с принятым решением граждане, проживающие в г. Москве и достигшие 18-ти летнего возраста имеют право на независимую экспертизу градостроительных проектов за счет собственных средств, в том числе техническую и экологическую.
1.7 . Проведение проектно-изыскательских и строительных работ организациями и физическими лицами, не прошедшими лицензирования в «Мосстройлицензии» на право выполнения этих видов деятельности не допускается.
1.8 . Организациями, участвующими в предпроектной подготовке, проектировании и строительстве (реконструкции), а также Мосгосэкспертизой и ИГАСН учитываются результаты геотехнической экспертизы, осуществляемой экспертно-консультативной комиссией по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при Правительстве Москвы с учетом требований МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» и СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
1.9 . Организации, ответственные за учет, соблюдение, надзор и контроль за реализацией правил:
— Заказчик (застройщик, инвестор);
— Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза);
— Экспертно-консультативная комиссия по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Москвы;
— Московский земельный комитет (Москомзем);
— Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН);
— Объединение административно-технических инспекций правительства г. Москвы (ОАТИ);
— Управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры г. Москвы (УГПОИП).
— Московский городской комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов (Москомприрода);
— Центр Госсанэпиднадзора г. Москвы (ГЦЭН);
— Московский городской округ Госгортехнадзора России;
— Управление государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы;
— Управление государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы (УГПС);
— Московский центр лицензирования строительной деятельности (Мосстройлицензия);
— Архитектурно-планировочные управления административных округов (АПУ административных округов).
1.10 . Правила разработаны на основании и с учетом действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил (приложение 1 ).
2 . Подготовка предпроектной документации.
2.1 . Особенности строительства (реконструкции) объектов, осуществляемого в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются при подготовке предпроектной документации, разрабатываемой в соответствии с порядком, установленным распоряжением Мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории города Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей».
2.2 . На этапе предпроектных проработок, указанные особенности учитываются:
— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации в случае размещения локальных объектов на территориях, предварительно требующих комплексного градостроительного решения;
— при предпроектной архитектурно-строительной проработке на стадии выбора архитектурно-планировочного решения (архитектурной концепции), для определения оптимального варианта размещения объекта, его объемно-пространственного решения, уточнения границ территории, взаимосвязи с окружающей застройкой (конкурсные проекты, размещение объектов в зонах особого регулирования застройки).
2.3 . На этапе подготовки комплекта исполнительно-разрешительной документации особенности учитываются:
а) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) при предоставлении права строительства (реконструкции) и аренды земельного участка, в составе:
— согласованного городскими надзорными органами градостроительного заключения с эскизом;
— заключения по инженерному обеспечению объекта с предварительными условиями присоединения к городским инженерным сетям городских эксплуатационных организаций;
— заключения экологической экспертизы;
— заключения геотехнической экспертизы ТЭО строительства, программы инженерно-геологических изысканий и программы работ по техническому обследованию зданий и сооружений.
б) в документации, передаваемой инвестору (заказчику, застройщику) для предоставления права на использование территории под внутриквартальные инженерные объекты в составе:
— градостроительного заключения на установку сооружений, использование территории и внутриквартальные инженерные объекты с эскизом № 1 на установку сооружений.
в) в документации подготавливаемой подразделениями ГлавАПУ Москомархитектуры и института МосжилНИИпроект, по видам строительных работ, не требующих разработки распорядительных документов Правительства Москвы, в составе:
— заключения для представления на Межведомственную комиссию;
— разрешения Москомархитектуры на проектирование;
— разрешения на проведение работ по реконструкции (по отдельным помещениям и элементам фасада).
2.4 . На этапе предпроектной проработки, выполняемой в процессе подготовки исполнительно-разрешительной документации при размещении объектов, предусматривающих дополнительную разработку или корректировку предпроектной документации или в зонах особого регулирования территории, особенности учитываются:
— при разработке (корректировке) предпроектной градостроительной документации;
— при разработке предпроектной архитектурно-строительной документации.
3 . Правила при проектировании.
3.1 . Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки вне зависимости от их назначения и принадлежности, устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.
3.2 . Проектная документация по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям, отчеты по инженерно-геологическим изысканиям, техническому обследованию зданий и сооружений и программы по мониторингу деформации подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.
3.3 . На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей, определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
Перечень зон постоянно и потенциально действующих опасных производственных факторов и требования по безопасности работающих на строительстве (реконструкции), пешеходов, соседних зданий и сооружений, в которых находятся люди, установлены СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве».
3.4 . При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, в местах наложения разрабатываемых выемок или отсыпаемых насыпей на охранные зоны существующих подземных и воздушных коммуникаций, а также подземных сооружений, при пересечении разрабатываемых траншей с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций в соответствии с правилами и требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий» и перечисляются меры по обеспечению их сохранности с указанием документов, которыми они регламентируются.
3.5 . В стесненных условиях существующей городской застройки, а также на улицах и площадях с усовершенствованным дорожным покрытием, интенсивным движением транспорта и пешеходов, способ прокладки определяется с участием заказчика, подрядчика и владельца территории или дороги. При этом преимущество отдается закрытым способам (в щитовых тоннелях и коллекторах или в футлярах, проложенных способом продавливания) с обозначением границ производства работ световой сигнализацией и указателями.
3.6 . При прокладке, перекладке или реконструкции нескольких подземных сооружений на одной строительной площадке (улице, проезде), независимо от их количества и ведомственной принадлежности разрабатывается комплексный проект, заказчиком которого выступает единый заказчик. Во избежание повторных разрытий проезжей части улиц в проектах предусматривается устройство уходов подземных сооружений за пределы красных линий, прокладка которых будет проводиться в ближайшие 5 лет в соответствии с генеральными схемами инженерных сетей.
Прокладка нескольких подземных коммуникаций на одной улице (проезде) в зависимости от назначения, технических возможностей и экономической целесообразности проектируются в специальных проходных коллекторах или совмещено в одной трассе.
Решения, связанные со строительством и реконструкцией объектов, расположенных в зоне действующих линий метрополитена, согласовываются со службой тоннельных сооружений Московского метрополитена, а в зоне проектируемых и строящихся линий метро — с институтом «Метрогипротранс».
3.7 . В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений предусматриваются мероприятия по инженерной защите площадки строительства и окружающих зданий и сооружений, согласованные с владельцами указанных объектов, базирующиеся на результатах инженерно-геологических изысканий, обследования зданий и сооружений, проектной документации по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям строящегося объекта и учитывающие результаты геотехнической экспертизы.
3.8 . Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения, прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений состоит из нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга, которые разрабатываются с целью: наблюдений за деформациями подземного пространства; наблюдений за деформациями окружающих зданий и сооружений; геодезических наблюдений за тоннельными конструкциями (при необходимости); наблюдений за деформациями самого строящегося сооружения; наблюдений за состоянием окружающей среды; наблюдений за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую программу, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ информируются владельцы зданий.
3.9 . При принятии решений по технологии и порядке выполнения работ по устройству оснований, фундаментов и подземных сооружений исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и вокруг существующих подземных сооружений и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований в котлованах, выемках и других выработках, предназначенных для устройства фундаментов и подземных сооружений.
3.10 . При применении свай, забиваемых либо вибропогружаемых в грунт, учитывается необходимость пробных погружений свай с целью исключения недопустимых колебаний конструкций окружающих строительную площадку зданий и сооружений.
3.11 . Организация движения транспортных средств, в т.ч. внутрипостроечных на строительной площадке и территории прилегающей к ней, скорости движений автотранспорта вблизи мест производства работ, организация движения пешеходов определяются схемой движения средств транспорта в составе строительного генерального плана в соответствии с правилами и требованиями СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве», СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», которая согласовывается с владельцами зданий, органами надзора и местной администрацией.
3.12 . Подъездные дороги проектируются с преимущественным использованием существующих автодорожных трасс и в необходимых случаях с устройством временных дорог с применением твердого дорожного покрытия с учетом характера и массы перевозимых грузов.
3.13 . Строительные площадки и участки производства строительно-монтажных работ огораживаются инвентарными ограждениями, расположение которых, функциональное назначение и технические требования к их устройству предусматриваются строительным генеральным планом.
В инвентарные ограждения включаются: защитно-охранные, предназначенные для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию и участки с опасными и вредными производственными факторами и обеспечения охраны материальных ценностей строительства; сигнальные, предназначенные для предупреждения о границах территорий и участков с опасными и вредными производственными факторами.
Ограждения снабжаются доборными элементами: защитным козырьком, тротуаром, перилами, подкосами.
Технические условия по устройству инвентарных ограждений установлены ГОСТ 25407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ», порядок устройства ограждений в г. Москве определены распоряжением премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 года № 370-РП и положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП).
3.14 . Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом:
— минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих; устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения;
— применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью;
— расположения на спланированной площадке в безопасной зоне с отводом поверхностных вод и максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих;
— оборудования электроосвещением, водопроводом, канализацией, электроотоплением, телефонизацией и радио;
— обеспечения подъезда пожарных автомобилей;
— оформления необходимыми надписями и указателями.
3.15 . В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, а также рекультивации земель, извлечению из грунта ликвидируемых подземных коммуникаций, сооружений и металлического шпунтового ограждения.
3.16 . Емкость складских помещений и площадь площадок для складирования рассчитывается на кратковременное хранение текущего запаса необходимых материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий, поставляемых на строительную площадку в специальной таре и упаковке. Строительные конструкции подаются в монтажную зону и монтируются с транспортных средств.
Не допускается складирование на строительной площадке длинномерных изделий (конструкций, прокат, лесоматериалы), а также материалов, отгружаемых навалом.
Укрупнительная сборка конструкций допускается в исключительных случаях при соответствующем техническом обосновании и разработке проекта специального монтажного оборудования для укрупнительной сборки и такелажных приспособлений, обеспечивающих проектное положение при монтаже укрупненных конструкций
Места вывоза грунта, а также строительного мусора, отходов строительных и инженерных работ определяются в проекте в соответствии с действующим порядком в г. Москве.
3.17 . При необходимости рекультивации земли, предотвращения или очистки вредных выбросов в почву, водоемы и атмосферу разрабатываются специальные мероприятия, предусматривающие порядок снятия и хранения плодородного слоя почвы, необходимые решения по приведению земельного участка в состояние, пригодное для его использования по назначению, а также меры по предотвращению вредных выбросов с канализацией стоков в городские сети, устройством сбросных желобов и мусоросборников и т.д.
3.18 . Механизация строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) в стесненных условиях проектируется путем применения строительных машин, имеющих небольшие габариты, высокую маневренность, электрический привод, обладающих нормативным уровнем шума, выбросов отработанных газов, освидетельствованных соответствующими сертификатами.
Эксплуатация башенных кранов, отработавших два и более нормативных срока, а также если наработка составила более 20 тысяч моточасов, не допускается.
3.19 . При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:
— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства строительно-монтажных работ.
Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей), при условии применения технических решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомление проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке.
3.20 . При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового кранового пути, производится расчет на раздавливание этих коммуникаций и при необходимости разрабатывается специальный проект их перекрытия.
3.21 . Освещение строительной площадки, участков работ, рабочих мест, проездов и проходов к ним в темное время суток проектируется в соответствии с ГОСТ 12.1.046-85 «Нормы освещения строительных площадок». Освещенность проектируется равномерной, без слепящего действия осветительных приспособлении на работающих. Строительное производство в неосвещенных местах не допускается.
3.22 . В соответствии с распоряжением Департамента строительства Правительства Москвы от 22.02.96 г. № 29 «Об использовании моек колес автомашин на строительных объектах в центральной части г. Москвы» проектируется установка моек для колес автомобилей на выезде со строительной площадки с отводом воды в ливневую канализацию.
3.23 . Организация производства строительно-монтажных работ в пределах охранных, заповедных и санитарных зон и территорий проектируется в порядке, установленном специальными правилами и положениями о них.
3.24 . В соответствии с решением Совета Комплекса перспективного развития города от 23.08.97 года № 10 «О соблюдении санитарно-гигиенических требований при ведении строительных работ в центре города и порядке уплотнения сложившейся застройки» для обеспечения нормальной жизни москвичей рекомендуется проектным организациям детально прорабатывать проекты организации строительства (ПОС). Учитывать в их составе разработку оптимальных транспортных схем, устройство моек и автономных очистных сооружений. Разработчикам ПОС рекомендуется применять грузоподъемное, транспортное и строительное оборудование, обладающее нормативным уровнем шума, выбросами отработанных газов и, кроме того, освидетельствованное соответствующими сертификатами Госгортехнадзора.
4 . Правила на стадии строительства.
4.1 . Здания и сооружения, строительство (реконструкция) которых осуществляется в стесненных условиях существующей городской застройки относятся к категории сложных объектов и возводятся в строгом соответствии с проектом производства работ (ППР). Строительный генеральный план для таких объектов составляется на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ — земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части зданий, кровельные или отделочные работы.
4.2 . Проекты производства работ на устройство оснований, фундаментов и подземных сооружений вместе с документацией по мониторингу деформаций подземного пространства и фундаментов зданий и сооружений подлежат геотехнической экспертизе.
4.3 . В соответствии с СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» в составе проектов производства работ на возведение уникальных объектов и объектов со сложными техническими решениями разрабатываются программы необходимых исследований, испытаний и режимных наблюдений, включая методы технического контроля, обеспечивающие надежное проведение строительных работ и последующую эксплуатацию сооружений.
4.4 . Производство работ в непосредственной близости от существующих зданий и сооружений осуществляется с учетом:
— специальных мероприятий по обеспечению сохранности существующих строений, базирующихся на результатах инженерных изысканий и обследования зданий и сооружений и учитывающих особенности инженерно-геологических условий площадки, а также состояние строительных конструкций строений;
— решений по усилению существующих зданий и сооружений, включая укрепление грунтов оснований;
— мероприятий по мониторингу строящихся и существующих строений и прилегающего к ним подземного пространства.
4.5 . Устройство оснований с применением забиваемых, либо вибропогружаемых в грунт свай производится с учетом необходимых пробных погружений свай и измерений колебаний конструкций, окружающих строительную площадку зданий и сооружений.
4.6 . Строительные, монтажные и специальные строительные работы выполняются в строгом соответствии с технологическими картами, в которых детально отражаются методы организации и производства работ, способы входного, операционного и приемочного контроля качества с использованием современных средств, а также решения по охране труда и технике безопасности.
4.7 . Подготовка площадки со сносом зданий и сооружений производится без устройства дополнительного складирования с вывозом строительного мусора в установленные места. Сжигание отходов на месте не допускается. Снос (перенос) зон отдыха, детских площадок, малых форм согласуется с органами местной администрации.
4.8 . Территории строительных площадок ограждаются инвентарными ограждениями с устройством защитных козырьков, перил и т.д. в соответствии с «Положением о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве» (приложение к распоряжению премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г. № 370-РП).
На ограждениях строительных площадок размещается информация о строящемся объекте и его границах с краткой характеристикой и указанием организации, ведущей строительство (реконструкцию) и ответственного руководителя стройки.
Строительная площадка оборудуется освещением и указателями опасных участков и зон, пунктами очистки и мойки колес автотранспорта с отводом воды в ливневую канализацию, бункерами-накопителями для сбора строительного мусора или специальными площадками, а также туалетами. Устройство выгребных ям не допускается.
На строительном объекте осуществляется постоянный контроль содержания вредных веществ в воздухе, а также предельных величин вибрации и шума.
Выполнение работ в ночное время производится по разрешению префектуры административного округа или правительства г. Москвы и с согласия органа местного самоуправления.
4.9 . Котлованы и траншеи устраиваются преимущественно с вертикальными стенками с использованием креплений с учетом ограничения движения транспорта и пешеходов, обеспечения сохранения свойств грунтов оснований и сохранности находящихся в непосредственной близости зданий и сооружений.
Разрытия, не предусмотренные проектом, не допускаются. При необходимости дополнительных разрытий котлованов и траншей оформляется разрешение, а при производстве работ обеспечивается безопасный проезд спецавтотранспорта и движение пешеходов.
Грунт отвозится в отвал на площадки, определенные заказчиком.
4.10 . Траншеи, проходящие вдоль проезжей части или тротуара, сдаются под восстановление дорожного покрытия поэтапно, независимо от окончания работ на всем протяжении траншеи.
Восстановление дорожного покрытия и благоустройство прилегающей территории производится при наличии ограждения, оборудованных на проезжей части красными габаритными фонарями и дорожными предупредительными знаками.
4.11 . При установке кранов для выполнения строительно-монтажных работ на территории строительной площадки указываются границы рабочих и опасных зон, связанных с работой крана, при этом установка и эксплуатация башенных кранов проходит обязательное согласование в МГО Госгортехнадзора.
На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
В случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги (тротуары) предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:
— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов.
4.12 . Привязка кранов осуществляется с учетом степени ограничения его движения (поворота стрелы, изменения вылета крюка, передвижения крана или грузовой тележки) посредством установки датчиков и концевых выключателей, либо путем визуального ограничения, основанного на оборудовании на местности хорошо видимых сигналов.
В случае необходимости совместной работы монтажного крана с другими строительными машинами и оборудованием, в том числе и с другими кранами, разрабатываются специальные мероприятия, обеспечивающие безопасные условия.
4.13 . Ответственные конструкции по мере их готовности принимаются в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или авторского надзора) с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций по установленной форме. Акты освидетельствования скрытых работ составляются на завершенный процесс.
4.14 . Прием и монтаж строительных конструкций, материалов в пакетах, изделий и деталей производится с транспортных средств со строгим соблюдением часового графика при осуществлении оперативно-диспетчерского управления ходом работ.
Для удаления строительного мусора со строящихся зданий и лесов применяются закрытые желоба, закрытые ящики или контейнеры.
4.15 . При производстве изоляционных работ запрещается варка и разогрев битумных мастик в котлах.
Битумная мастика доставляется на строительную площадку автобитумовозами и подается к рабочему месту по трубопроводу или в закрытой металлической таре.
4.16 . При производстве отделочных работ, связанных с устройством и оформлением фасадов зданий и сооружений, рабочая зона огораживается металлическим декоративно-сетчатым навесным ограждением.
4.17 . Геодезический контроль при производстве строительно-монтажных работ выполняется линейным инженерно-техническим персоналом с обязательным привлечением геодезических служб строительных организаций.
4.18 . При устройстве и эксплуатации сетей и установок временного электроснабжения на строительной площадке предусматривается выполнение контрольных операций (визуальный осмотр сетей, замеры сопротивления изоляции проводов и кабелей, проверке непрерывности цепей заземления и т.д.), проводимых с большой частотой по сравнению с регламентными нормами, установленными для постоянных сетей.
4.19 . Производство строительно-монтажных работ при отсутствии противопожарного водоснабжения, дорог, подъездов и связи не допускается. В зимнее время обеспечивается утепление пожарных гидрантов и емкостей, очистку дорог от снега и выполнение других дополнительных мер по усилению пожарной безопасности строек.
Приложение 1
Перечень действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства г. Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил.
— Закон об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства (постановление Правительства РФ от 19.06.94 г. № 726);
— Распоряжение Президента РСФСР от 27.11.91 № 105-РП «Об образовании органов государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР»;
— Закон г. Москвы от 25 июня 1997 г. № 28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве»;
— Закон г. Москвы от 24.01.96 г. № 1 «О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города»;
— Закон г. Москвы от 11.01.95 г. № 1-4 «Об ответственности за нарушения правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы»;
— Закон г. Москвы от 18.12.96 г. № 34 «О пожарной безопасности»;
— Закон г. Москвы от 10 июля 1996 г. № 26-27 « О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве»;
— Закон г. Москвы от 11.09.96 г. № 28-91 «О районной управе в г. Москве»;
— Распоряжение правительства Москвы от 04.05.95 г. № 441-РЗП «О мерах по предотвращению загрязнения дорог и территорий г. Москвы строительным транспортом»;
— Распоряжение премьера правительства Москвы от 09.09.97 г. № 992-РП «О мерах по предотвращению повреждений подземных инженерных коммуникаций»;
— Распоряжение мэра Москвы от 23.12.96 г. № 617/1-РМ «Об организации конкурсов по реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников»;
— Распоряжение правительства Москвы от 19.06.97 г. № 636-РЗП «О дальнейшем совершенствовании московской системы сертификации в строительстве»;
— Распоряжение премьера правительства Москвы от 8 апреля 1997 г № 370-РП «Об утверждении положения о порядке устройства ограждений фасадов зданий и сооружений и ограждений строительных площадок на период строительства, реконструкции, реставрации и капитального ремонта в г. Москве»;
— Распоряжение премьера правительства Москвы от 19 марта 1996 г. № 261-РП «О введении в действие московской системы сертификации в строительстве»;
— Распоряжение мэра Москвы от 8 апреля 1997 г. № 273-РМ «Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г. Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей»;
— Постановление правительства Москвы от 14.04.92 г. № 206 «О повышении роли объединения городских административно-технических инспекций в благоустройстве и содержании города»;
— Распоряжение мэра Москвы от 05.11.93 г. № 628-РМ «О московской государственной вневедомственной экспертизе»;
— Распоряжение мэра Москвы и государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 07.10.96 г. № 371/1-Рм-1-30/1967 «О внесении изменений и дополнений в положение о московском земельном комитете и усилению мер по государственному контролю за использованием и охраной земель в г. Москве»;
— Положение о государственном архитектурно-строительном надзоре РФ, утвержденное приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13.12.91 г. № 4;
— Положение о центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, утвержденное первым заместителем министра здравоохранения РФ 03.04.97 г.
— Постановление правительства Москвы от 14.11.95 г. № 916 «О мерах по пресечению самовольного строительства в Москве и усилению контроля за качеством проектной документации»;
— Распоряжение мэра Москвы от 2 октября 1996 г. № 350/1-РМ «О мерах по недопущению изменений в процессе строительства архитектурных и проектных решений, согласованных Москомархитектурой и Мосгорэкспертизой»;
— Распоряжение мэра Москвы от 6 августа 1996 г. № 190/1-РМ «Об усилении контроля за выдачей разрешений на производство строительных работ по новому строительству и реконструкции»;
— Распоряжение мэра Москвы от 30 октября 1996 г. № 444/1-РМ «О мерах по усилению контроля за качеством архитектурных решений объектов на территории города»;
— Распоряжение мэра Москвы от 31.12.96 г. № 1031 «О дальнейшем упрощении порядка подготовки исходно-разрешительной документации для проектирования и строительства на территории г. Москвы»;
— Постановление правительства Москвы от 18.02.97 г. № 105 «О дополнительных мерах по обеспечению защиты объектов строительства при проведении строительных и монтажных работ»;
— Постановление правительства Москвы от 26.12.95 г. № 1015 «Об уточнении порядка рассмотрения вопросов сохранения объектов историко-градостроительной среды в исторически сложившихся районах г. Москвы»;
— Постановление правительства Москвы от 29.12.92 г. № 1141 «О повышении качества массового строительства в г. Москве»;
— Постановление правительства г. Москвы от 05.01.93 г. № 5 «Об освоении земельных участков под жилищное строительство на территории ЦАО»;
— Распоряжение мэра г. Москвы от 06.04.93 г. № 213-РМ «О мониторинге земель в г. Москве»
— Постановление правительства Москвы от 13.04.93 г. № 341 «О мерах по реконструкции центральной части г. Москвы»;
— Постановление правительства Москвы от 16.12.97 г. № 896 «О мерах по усилению контроля за строительством и реконструкцией при производстве работ в стесненных условиях окружающей сложившейся застройки»;
— Распоряжение мэра г. Москвы от 02.07.93 г. № 400-РМ «Об уточнении порядка подготовки и выпуска распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации, расширения объектов в г. Москве»;
— СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства»,
— СНиП III-4-80* «Техника безопасности в строительстве»;
— СНиП 3.08.01-85 «Рельсовые пути башенных кранов»;
— СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»;
— СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»;
— СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»;
— СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты»;
— СНиП 1.06.05-85 «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений»;
— СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»;
— СНиП III-10-75 «Благоустройство территории»;
— СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
— СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;
— СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства: основные положения»;
— МГСН 2.07.97 «Основания, фундаменты и подземные сооружения»;
— Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-93);
— Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Утверждены Госгортехнадзором России 30.12.92 г.)
— Правила организации производства земляных и строительных работ в г. Москве (утверждены постановлением правительства Москвы от 21 февраля 1995 года № 160);
— Информационные письма Госгортехнадзора России.
1. Общие положения. . 1
2. Подготовка предпроектной документации. . 3
3. Правила при проектировании. . 4
4. Правила на стадии строительства. . 8
Приложение 1. Перечень действующих законодательных и нормативных актов и документов Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений и распоряжений правительства г. Москвы, ведомственных нормативных актов, строительных норм и правил. . 11
Источник: gosthelp.ru
Организационно-технологические решения строительства в стесненных городских условиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / СТЕСНЕННЫЕ ГОРОДСКИЕ УСЛОВИЯ / CRAMPED URBAN CONDITIONS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL DESIGN / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / TECHNOLOGICAL PROCESSES / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ORGANIZATION OF CONSTRUCTION / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONSTRUCTION TECHNOLOGIES / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / CONSTRUCTION AND INSTALLATION WORKS / MEANS OF MECHANIZATION / ENVIRONMENTAL SAFE / СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чебанова С.А., Поляков В.Г., Бурлаченко О.В.
В работе изложены результаты и намечены этапы исследований технологических процессов в стесненных городских условиях . Показано целесообразность системного подхода к повышению качества возведения, в том числе, с учетом оценки состояния окружающей среды и необходимости уменьшения негативного воздействия от строительно-монтажных работ на близлежащие застроенные территории. Обосновывается необходимость учета вышеперечисленных факторов при разработке проекта производства работ.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чебанова С.А., Поляков В.Г., Бурлаченко О.В.
Влияние организационно-технологических решений строительства в стесненных городских условиях на окружающую среду
Исследование влияния метеорологических условий на концентрацию взвешенных веществ на нестационарных рабочих местах при проведении строительных работ на территории санитарно-защитных зон
Сравнение влияния армирования фибровыми волокнами различных видов на свойства центрифугированных и вибрированных изделий из тяжелого бетона класса В35
Organizational and technological solutions for construction in cramped urban conditions
The article presents the results and outlines the prospects of scientific research of technological processes in cramped urban conditions . The expediency of a systematic approach to improving the quality of construction is shown, including taking into account the assessment of the state of the environment and the need to reduce the negative impact of construction works on nearby built-up areas. The necessity of taking into account the above factors in the development of the project for the production of works is substantiated.
Текст научной работы на тему «Организационно-технологические решения строительства в стесненных городских условиях»
Организационно-технологические решения строительства в стесненных
С.А. Чебанова, О.В.Бурлаченко, В.Г. Поляков Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Аннотация: В работе изложены результаты и намечены этапы исследований технологических процессов в стесненных городских условиях. Показано целесообразность системного подхода к повышению качества возведения, в том числе, с учетом оценки состояния окружающей среды и необходимости уменьшения негативного воздействия от строительно-монтажных работ на близлежащие застроенные территории. Обосновывается необходимость учета вышеперечисленных факторов при разработке проекта производства работ.
Ключевые слова: строительство, стесненные городские условия, организационно-технологическое проектирование, технологические процессы, окружающая среда, организация строительства, строительные технологии, строительно-монтажные работы, средства механизации.
Разработка и обоснование рациональных и эффективных методов по возведению зданий и сооружений в стесненных условиях строительной инфраструктуры — решение организационно-технологических вопросов при строительстве в сложившейся застройке городских микрорайонов [1-5].
В статье рассмотрены некоторые особенности технологических процессов в стесненных городских условиях.
Технологические решения конструкций зданий.
Производство бетонных работ зависит от уровня стесненности строительной площадки, глубины заложения и конструкции запроектированных фундаментов, геологических условий, высоты помещения, ширины пролеты, шага колонн, несущих стен, доступности высотной отметки и оси при бетонировании. Важным при этом является постоянное совершенствование технологии работ, в том числе организация: централизованной доставки на объекты с растворобетонного узла (РБУ) бетонной смеси и раствора; снижение трудоемкости опалубочных работ, основными направлениями механизации опалубочных работ являются применение полносборной опалубки [6], что позволяет свести до минимума
операции по ее монтажу и демонтажу; централизованной заготовки арматурных элементов и каркасов. При устройстве свайных фундаментов предпочтение следует отдавать безударному способу, поскольку при забивке свай в непосредственной близости от существующих зданий наблюдались осадки, деформации [1]. Рекомендуется максимально использовать буронабивные сваи.
Особенности монтажных работ.
Методы организации монтажных работ подразделяют по признакам: последовательность монтажа; направление монтажа; способ подачи конструкций в рабочую зону; этапы монтажных работ; степень совмещения монтажных работ со смежными строительными работами. Выбор способа перемещения и перестановки конструкций, материалов, изделий рациональных методов производства монтажных работ существенно зависит от условий внутренней стесненности строительного объекта. Важнейшими показателями применяемых средств механизации, в том числе, малой механизации и методов производства монтажных работ являются условия внешней стесненности строящегося объекта, зависящие от размещения объекта и плотности застройки ситуационного плана приобъектной территории.
Оценка стесненности строительной инфраструктуры
Для возведения зданий и сооружений разрабатывается строительный генеральный план (стройгенплан), в котором рассчитываются и размещаются все объекты временной строительной инфраструктуры: грузопотоки материалов, изделий и конструкций с выбором и обоснованием параметров горизонтального транспорта; строительный объем (его вес и габариты) вертикального транспорта с размещением и привязкой к объекту кранов, подъемников, лифтов; склады и площадки для резервного складирования материалов и изделий; дороги, сети энергоснабжения, водоснабжения,
канализации, теплоснабжения и связи. Также на стройгенплане предусматриваются административно-бытовые помещения, санитарные узлы, душевые, поливочный водопровод, пункт мойки колес. Размещение и компоновка перечисленного выше предусматривается на основе календарных планов производства работ. При этом взаимоувязка элементов строительной инфраструктуры осуществляется с учетом непрерывности, ритмичности, прямоточности и специализации [5].
Расчет стройгенплана с ограниченной существующей инфраструктурой города (дороги, тротуары, здания, инженерные сооружения, зеленые насаждения, парки и т. п.) усложняется стесненными условиями производства строительных работ. Усложняется задача объемно-планировочных решений зданий, технологии строительства и организации их возведения, размещение временной строительной инфраструктуры при ограничениях по нормативным срокам строительства.
Особенности осуществления строительства объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки обязательно должны учитываться в соответствии с Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за № 1443/пр от 20 октября 2017 года. Коэффициент стесненности и организация строительных генеральных планов значительно влияют на экономические показатели производства. Что подтверждают стройгенпланы, разработанные проектными организациями с использованием различных средств механизации [5]. Рекомендуем использовать машины и механизмы нового поколения в соответствии с современными экологическими требованиями (шум, вибрация, выбросы).
При проектировании организационно-технологических решений в проекте производства работ рекомендуем учитывать уровень негативного
воздействия на окружающую среду планируемой территории [7-10] с учетом экологического паспорта объекта.
1. Поляков В. Г., Чебанова С. А., Ступницкий В. С. Повышение экологической безопасности при строительстве зданий в стесненных городских условиях // Вестник Волгоградского государственного архитектурно- строительного университета. Сер. Строительство и архитектура. 2018. Вып. 51(70).
С. 205—211.
2. Чебанова С. А., Поляков В. Г., Ступницкий В. С. Особенности организации строительной площадки в стесненных условиях городской застройки со сложными грунтами // Научные исследования высшей школы в области строительства и архитектуры: сб. ст. Междунар. практ. конф. (5 фев. 2018 г., г. Новосибирск). — Уфа, 2018. — C. 135-137.
3. Чебанова С. А., Николаева Ю. С. О необходимости восстановления нарушенных при строительстве территорий // Научные исследования высшей школы в области строительства и архитектуры: сб. ст. Междунар. практ. конф. (5 фев. 2018 г., г. Новосибирск). — Уфа, 2018. — C. 138-140.
4. Чебанова С. А., Карлов М. А. Об государственной экологической экспертизе в строительстве // Научные исследования высшей школы в области строительства и архитектуры: сб. ст. Междунар. практ. конф. (5 фев. 2018 г., г. Новосибирск). — Уфа, 2018. — C. 132-134.
5. Горячев, О. М. Организационно-технологическая подготовка строительства многоэтажных зданий в стесненных условиях: автореф. дис. . канд. техн. наук. — Москва, 2004 — 22 с.
6. Abramjan S.G., Poljakov V.G., Oganesjan O.V. Pneumatic formwork used in strengthening of structural elements during reconstruction of buildings and
8. Азаров В. Н., Барикаева Н. С., Николенко Д. А., Соловьева Т. В. Об исследовании загрязнения воздушной среды мелкодисперсной пылью с использованием аппарата случайных функций // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3350.
9. Батманов В. П., Сергина Н. М., Дружинина Д. C., Евсеева В. А., Неумержицкая Н. В. О «малой опасности» некоторых видов пыли в воздухе рабочей зоны и в атмосферном воздухе при производстве строительных материалов // Инженерный вестник Дона. 2017. № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4015.
10. Азаров В. Н., Сергина Н. М. Методика микроскопического анализа дисперсного состава пыли с применением ПК. Деп. в ВИНИТИ 15.07.2002, № 1333.10э. Волгоград, 2002, 9 с.
1. Poljakov V. G., Chebanova S. A., Stupnickij V. S. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno stroitel’nogo universiteta. Ser. Stroitel’stvo i arhitektura. 2018. Vyp. 51(70). pp.
205—211.
2. Chebanova S. A., Poljakov V. G., Stupnickij V. S. Nauchnye issledovanija vycshej shkoly v oblasti stroitel’stva i arhitektury: sb. st. Mezhdunar. prakt. konf. (5 fev. 2018 g., g. Novosibirsk). Ufa, 2018. p. 135-137.
3. Chebanova S. A., Nikolaeva Ju. S. Nauchnye issledovanija vysshej shkoly v oblasti stroitel’stva i arhitektury: sb. st. Mezhdunar. prakt. konf. (5 fev. 2018 g., g. Novosibirsk). Ufa, 2018. p. 138-140.
4. Chebanova S. A., Karlov M. A. Nauchnye issledovanija vysshej shkoly v oblasti stroitel’stva i arhitektury: sb. st. Mezhdunar. prakt. konf. (5 fev. 2018 g., g. Novosibirsk) .Ufa, 2018. p. 132-134.
5. Goryachev O. M. Organizacionno tehnologicheskaya podgotovka stroitelstva mnogoetajnih zdanii v stesnennih usloviyah avtoref [Organizational and technological preparation of construction of multi-storey buildings in cramped conditions]. dis. kand. tehn. nauk. Moskva 2004 — 22 p.
6. Abramjan S.G., Poljakov V.G., Oganesjan O.V. International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment (ICMTMTE 2017). MATEC Web of Conferences. Vol. 129, 2017, URL: matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2017/43/matecconf icmtmte2017 05001. pdf.
8. Azarov V. N., Barikaeva N. S., Nikolenko D. A., Solov’eva T. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 4. URL: ivdon.ru/ru/ magazine /archive/n4y2015/3350.
9. Batmanov V. P., Sergina N. M., Druzhinina D. C., Evseeva V. A., Neumerzhickaja N. V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2017, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/4015.
10. Azarov V.N., Sergina N.M. Dep. v VINITI 15.07.2002, № 1333.10e. Volgograd, 2002, 9 p.
Источник: cyberleninka.ru
ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СТРОЙГЕНПЛАНОВ НА ВОЗВЕДЕНИЕ И РЕКОНСТРУКЦИЮ ЗДАНИЙ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ
Классифицированы особенности проектирования строительных генеральных планов в стесненных условиях. Приведены примеры определения различной технологической последовательности возведения зданий. Анализируется возможность изменения конструктивных решений здания, вызванных применяемой технологией.
Рассмотрены возможности определения габаритов внутрипостроечных проездов в стесненных условиях. Представлены основные принципы проектирования внутрипостроечных проездов. Даны рекомендации по размещению приобъектных складов и временных бытовых помещений.
Ключевые слова
Полный текст
Технологическое проектирование осуществляется в рамках проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР). В соответствии с нормативной документацией, определяющей составы ПОС и ППР, в их состав входят стройгенпланы.
В последнее время специалисты, занимающиеся технологическим проектированием, все чаще сталкиваются с ситуацией, когда приобъектное хозяйство необходимо разместить в стесненных условиях строительной площадки. Для правильной организации строительной площадки необходимо предусмотреть следующие условия: — анализ границ отведенной территории и возможность размещения (проектирования) ограждения строительной площадки; — при необходимости устройство дорожных проездов для объездов строительной площадки; — организация подъезда на строительную площадку и выезда с нее; — анализ возможных способов и методов возведения здания или сооружения; — анализ перечня применения возможного подъемно-транспортного оборудования и необходимой строительной техники; — доставка строительного оборудования на объект; — размещение грузоподъемного оборудования на строительной площадке; — возможность обеспечения работы строительной техники; — возможность монтажа или установки крана; — обеспечение условий работы крана; — возможности демонтажа крана и вывоза его со строительной площадки; — размещение временных проездов для строительного транспорта; М. А. Зорина, Г. Н. Рязанова, В. Ю. Алпатов 107 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 3 — размещение временных бытовых помещений; — возможность использования существующих коммуникаций и места подключения к ним.
Таким образом, основными проблемами проектирования строительства в стесненных условиях строительной площадки являются [1]: — выбор и обоснование грузоподъемных машин и оборудования, их привязка к конкретным условиям; — особые условия в формировании границ рабочих и опасных зон; — устройство временных дорог и проездов; — устройство открытых и закрытых складов; — обустройство площадки временными бытовыми помещениями; — при необходимости внесение изменений в технологическую последовательность возведения зданий. Немаловажным условием организации строительной площадки является размещение проездов (дорог), которые составляют единую транспортную сеть, обеспечивающую сквозную или кольцевую схему движения строительного транспорта.
Обычно при проектировании строительных проездов руководствуются следующими принципами [1]: — временные проезды должны обеспечить проезд транспорта от основных транспортных магистралей до строительной площадки. При этом следует миминизировать движение строительного транспорта через густозаселенные жилые кварталы или застроенные территории существующих предприятий; — временная дорога должна заходить в зону действия монтажного крана, чтобы обеспечить разгрузку конструкций, а также подходить к открытым и закрытым складам; — временные дороги, по возможности, должны проходить по трассе проектируемых дорог; — временные дороги следует закольцовывать.
Если нет возможности закольцевать дорогу, то в тупиках следует устраивать площадку для разворота строительного транспорта размерами не менее 12×12 м. Ширина временных дорог определяется исходя из необходимой пропускной способности временного проезда. Обычно временные дороги для строителей устраивают в одну или две полосы.
При этом ширина дорог составляет от 3,5 до 8 м. Радиус закругления временных проездов определяется исходя из маневровых свойств автомашин и автопоездов. Минимальный радиус закругления для строительных поездов — 12 м. В местах закруглений ширина однополосной дороги должна быть увеличена до 5 м. Расчётная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на перекрестке) — не менее 35 м. При производстве строительных работ в условиях плотной городской застройки или на действующем предприятии существующие городские проезды не имеют достаточных для провоза длинномерных грузов радиусов поворота.
В этих случаях доставляемые конструкции делят на отправочные элементы, которые собирают в условиях строительной площадки. Конструкции временных дорог необходимо проектировать согласно нагрузкам, возникающим при движении большегрузного автотранспорта.
При проектировании временных проездов для строительных машин в стесненных условиях не всегда можно реализовать вышеприведенные требования. В этой ситуации можно запроектировать сквозные проезды через строительную площадку. Ниже рассмотрен пример проектирования сквозного проезда в стесненных условиях строительной площадки (рис. 1).
Причем на этих проездах можно предусмотреть как одностороннее, так и двухстороннее движение. В особо сложных случаях, когда невозможно организовать сквозной проезд или площадку для разворота строительных машин, можно подать машину в зону действия крана задним ходом.
При этом на въезде на строительную площадку следует выполнить площадку для разворота машин или радиус поворота дороги на въезде должен быть равен длине транспортного средства. При разработке стройгенпланов важно правильно разместить складское хозяйство.
При проектировании складского хозяйства в стесненных условиях застройки объемы складирования должны быть сведены к минимуму. В случае, если размещение складов в должном объеме выполнить невозможно, следует предусмотреть монтаж и подачу материалов «с колес». Варианты возможного применения данного способа монтажа конструкций представлены на рис.
2 и 7. Одним из важных условий правильной организации строительной площадки является размещение временных бытовых помещений. При проектировании зданий в стесненных условиях для временных бытовых помещений следует выбирать блокируемые контейнерные здания, так как их не только можно поставить вплотную друг к другу, но и разместить в два яруса.
При выполнении работ по реконструкции зданий, техническому перевооружению предприятий временные бытовые помещения и склады можно расположить в существующей или готовой части здания, но при этом строго Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 3 108 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА следить за соблюдением правил техники безопасности при выполнении монтажных и других работ. Иногда представляется возможность разместить данные помещения в соседних зданиях.
Примером сложности выбора технологии возведения здания и кранового оборудования может служить строительство торгового центра в г. Ульяновске. Здание трехэтажное с полным сборным железобетонным каркасом. Размеры в плане 30,0×23,0 м. Здание трехэтажное с подвалом.
Отметка парапета +14,3 м. Отметка пола подвала — 4,2 м. Отметка подколонников — 5,85 м. Каркас состоит из колонн, ригелей и плит перекрытия и покрытия. Сетка колонн 6×6 и 6×3 м. Участок зарегистрирован по Западному бульвару. С северной стороны участка расположена пл. Горького и жилые дома, с западной — автостоянка. По Западному бульвару проходит трамвай и другой общественный транспорт.
В непосредственной близости от территории застройки находится стоянка общественного транспорта. Здание возводится в очень стесненных условиях городской застройки (рис. 1-3). Для монтажа конструкций такого здания могут подходить как самоходно-стреловые, так и башенные или быстромонтируемые краны [2-4]. Но расположить кран можно только со стороны осей А-А и 8-8.
Башенный кран на данной строительной площадке разместить невозможно [1]. Вдоль оси А-А от здания до границы строительной площадки расстояние 5,5 м, а вдоль оси 8-8 — 9 м. Как показано выше, чтобы расположить подкрановые пути длиной 12,5 м, необходима свободная площадка длиной 20,7 м и шириной 11,8 м. Более того, кран должен быть установлен около открытого котлована глубиной 5,8 м. В таком случае кран следует расположить вне призмы обрушения откоса грунта несмотря на то, что разработка котлована должна быть выполнена с применением шпунтового ограждения.
Можно сделать вывод, что без увеличения размеров отведенной под строительство территории башенный кран на данной строительной площадке установить невозможно. Для возведения проектируемого здания можно рассмотреть технологию, при которой оно возводится по захваткам сразу на всю высоту в пределах одной захватки [3, 4].
При такой технологии возведения каркаса необходимо: — разбить здание на две захватки: первая захватка — по всей ширине здания и в осях 1 — 3, вторая захватка — в осях 3 — 8. Длина первой захватки — 12 м, второй — 18 м; — разработать котлован 25 × 20 м и пандус длиной 58 м для производства работ на первой захватке. Котлован и пандус устраивают с применением шпунтового ограждения; — возвести все конструкции каркаса первой захватки от подвальной части до установки элементов покрытия; — перенести бытовые помещения на место вдоль оси А-А; — разработать котлован под вторую захватку, снять лишнее шпунтовое ограждение и засыпать лишнюю часть пандуса; — возвести конструкции здания второй захватки.
В данных стесненных условиях этот способ возведения здания потребует возведения пандуса длиной 58 м для съезда строительной техники в котлован с применением шпунтового ограждения (см. рис. 1). Применение такой технологической последовательности возведения здания может быть ограничено конструкцией этого здания. В данном проекте запроектирован монолитный каркас.
Деформационные или температурные швы, по которым можно произвести разделение здания на отдельно возводимые захватки, не предусмотрены. При устройстве монолитного перекрытия может быть уложена неразрезная арматура, которая не позволит оборвать конструкцию. В случае, если специалист, занимающийся тех- Рис.
1. Возведение торгового центра в г. Ульяновске при помощи автомобильного крана на первой захватке: 1 — самоходно-стреловой кран; 2 — зона действия крана; 3 — опасная зона действия крана; 4 — зона ограничения высоты подъема крюка; 5 — открытый склад с ограничением зоны подъема крюка; 6 — зона ограничения вылета стрелы; 7 — бытовые помещения, установленные в два яруса М. А. Зорина, Г. Н. Рязанова, В. Ю. Алпатов 109 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 3 нологическим проектированием, решит принять данную технологию, ее необходимо согласовать со специалистами, занимающимися проектированием разделов архитектурных решений (АР) и конструкций железобетонных (КЖ). Возможно, будет необходимо внести изменения в конструктивные решения здания.
Для представленного проекта метод возведения здания по захваткам сразу на всю высоту является неприемлемым по следующим причинам (см. рис. 1, 2): — появляется необходимость в изменении конструкции здания; — невозможно организовать въезд на строительную площадку и выезд с нее при помощи площадки для разворота; — невозможно провести длинномерные грузы, так как пандус и поворот строительного проезда с радиусом 6 м позволяет пройти лишь транспорту длиной до 6 м; — значительно повышается длина шпунтового ограждения и объем разрабатываемого грунта, что ведет к увеличению затрат на строительство; — потребуется снимать шпунтовое ограждение пандуса и устанавливать его при разработке котлована под вторую захватку; — потребуется засыпка лишней части пандуса; — на втором этапе производства работ появляется необходимость переноса временных бытовых помещений; — при выполнении работ на второй захватке ограничено место для установки временных бытовых помещений; — невозможно установить мойку колес в пределах строительной площадки; — на втором этапе ограничивается площадь открытой площадки для складирования строительных конструкций и приема раствора и бетонной смеси.
Анализ вариантов размещения строительной техники и методов возведения здания показал, что наиболее приоритетным вариантом является установка строительного крана вдоль оси А-А и возведение здания традиционным поэтажным способом. Вдоль оси А-А возможно установить пневмоколесный самоходно-стреловой кран или быстромонтируемый кран (см. рис. 3).
Еще одним ярким примером сложности выбора технологических решений для возведения объекта капитального строительства «Жилой комплекс со встроенно-пристроенными помещениями, расположенный по адресу: Рис. 2. Возведение торгового центра в г. Ульяновске при помощи автомобильного крана на второй захватке: 1 — самоходно-стреловой кран; 2 — зона действия крана; 3 — опасная зона действия крана; 4 — зона ограничения вылета стрелы; 5 — бытовые помещения, установленные в два яруса Рис.
3. Возведение торгового центра в г. Ульяновске при помощи быстромонтируемого крана: 1 — быстромонтируемый кран; 2 — линия ограничения переноса груза; 3 — знак ограничения переноса груза; 4 — открытый склад с ограничением зоны подъема крюка; 5 — опасная зона действия крана; 6 — бытовые помещения, установленные в два яруса Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 3 110 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА г. Самара, Самарский район, ул. Водников, 33».
Здание сложной конфигурации переменной этажности. Подземная часть здания прямоугольная в плане, двухэтажная. Здесь располагаются паркинг и коммерческие помещения.
Здание разделено деформационными швами: по длине 31,09 + 36,19 м, по ширине 21,49 + 22,99 м. Расстояние между осями в деформационных швах 0,65 м. Высота здания переменная до 35,8 м. Жилая часть здания состоит из трех кирпичных секций переменной этажности от 6 до 8 этажей. Четвертая секция — двухэтажные коммерческие помещения и паркинг, над которым расположена дворовая территория жилого дома.
Здание располагается на склоне, поэтому «подземная часть» здания вдоль оси 8-8 полностью находится ниже уровня грунта, а вдоль оси 1-1 уже полностью возвышается над уровнем грунта. Строительство выполняется в крайне стесненных условиях и в окружении плотной существующей городской застройки. Здание возводится в 5 этапов: — 1 этап. Разрабатывается котлован под все здание.
Сначала разрабатывается грунт под четвертую секцию, затем под первую, вторую и третью секции. При разработке котлована вдоль осей А-А, Н-Н, 18-18 необходимо выполнить крепление откоса при помощи шпунтовых свай (рис. 4); — 2 этап.
Производится бетонирование фундаментной плиты в следующей последовательности: сначала бетонируется плита фундамента четвертой секции, затем первой, второй и третьей секций (см. рис. 4); — 3 этап.
На фундаментную плиту четвертой секции устанавливается башенный кран с вылетом стрелы 40 м. Башенным стационарным краном бетонируются конструкции паркинга под жилыми секциями и возводятся сами жилые секции. Башенный кран разбирается и вывозится со стороны ул. Водников (рис. 5); — 4 этап.
Короткобазовым самоходно-стреловым краном монтируются конструкции паркинга и коммерческих помещений, кроме помещений в осях И — К и 1 — 2/1 (рис. 6); — 5 этап. Чтобы не выходить за пределы строительной площадки, самоходно-стреловой кран устанавливается на уже забетонированные конструкции покрытия четвертой секции и с них производится бетонирование конструкций в осях И — К и 1- 2/1 (рис.
7). Для бетонирования конструкций четвертой секции, после снятия башенного крана применяется короткобазовый кран СТ-2-2-40 (заменяющий кран SRС550С). При работе крана с перекрытия под аутригеры необходимо подложить двойные деревянные щиты площадью не менее 1 м2. С конструкций каркаса паркинга необходимо на период работы крана не снимать конструкции опалубок.
При проектировании работы крана с конструкций перекрытия здания необходимо проверить несущую способность данного перекрытия на такую усиленную нагрузку. Возможность такого рабочего расположения крана необходимо обязательно согласовать с проектировщиками раздела КЖ. Обычно в таких ситуациях кран устанавливается на конструкциях Рис. 4. Возведение жилого комплекса по ул.
Водников в г. Самаре, 1 и 2 этапы: 1 — самоходно-стреловой кран; 2 — путь движения крана; 3 — зона действия крана; 4 — опасная зона действия крана; 5 — бытовые помещения, установленные в два яруса Рис. 5. Возведение жилого комплекса по ул. Водников в г. Самаре.
3 этап: 1 — башенный кран; 2 — зона действия крана; 3 — знак ограничения переноса груза; 4 — линия ограничения переноса груза; 5 — опасная зона действия крана; 6 — открытый склад; 7 — бытовые помещения, установленные в два яруса М. А. Зорина, Г. Н. Рязанова, В. Ю. Алпатов 111 Градостроительство и архитектура | 2019 | Т. 9, № 3 подземного паркинга, перекрытие которого рассчитано на вес пожарной машины с заполненной водой емкостью. Вес самоходно-стрелового крана с грузом обычно не превышает веса пожарной машины.
Выводы. Проектирование стройгенпланов в стесненных условиях многогранная задача, в которой необходимо учесть конструктивные особенности здания, возможности доставки оборудования конструкций и материалов, размещение внутриплощадочных проездов, особенности размещения приобъектных складов и временных бытовых помещений, а в некоторых случаях предусмотреть возможность изменения традиционной технологической последовательности возведения зданий.
Рис. 6. Возведение жилого комплекса по ул. Водников в г. Самаре, 4 этап: 1 — самоходно-стреловой кран; 2 — зона действия крана; 3 — опасная зона действия крана; 4 — открытый склад; 5 — бытовые помещения, установленные в два яруса Рис. 7. Возведение жилого комплекса по ул. Водников в г. Самаре. 5 этап: 1 — самоходно-стреловой кран; 2 — зона действия крана; 3 — опасная зона действия крана; 4 — зона ограничения вылета стрелы крана; 5 — бытовые помещения, установленные в два яруса; 6 — бытовые помещения, установленные в один ярус
Источник: journals.eco-vector.com