Российская экономика показала отличную устойчивость в западным санкциям, пишет Asharq Al-Awsat. Путин заявил, что самое страшное уже позади. Конечно, еще не все | 16.10.2022, ИноСМИ
Сокращение безработицы и уровня инфляции, а также более низкие, чем ожидалось, показатели дефляции — российская экономика демонстрирует отличную устойчивость к западным санкциям. Все благодаря энергетическим ресурсам, но в долгосрочной перспективе Москве все же предстоит решить некоторые проблемы.По словам ее властей, инфляция снижается и все рабочие места заняты, что противоречит прогнозам многих финансовых экспертов о грядущем крахе российской экономики.Во вторник Международный валютный фонд (МВФ) поддержал точку зрения России, отметив, что рецессия будет менее масштабной, чем ожидалось, благодаря экспорту нефти и относительно стабильному внутреннему спросу.МВФ прогнозирует, что падение ВВП в России составит всего 3,4% в течение всего года, что далеко от катастрофического прогноза, сделанного в марте после начала военной операции на Украине.Кроме того, МВФ указывает на устойчивость экспорта сырой нефти и внутреннего спроса при усилении поддержки фискальной и денежно-кредитной политики и восстановлении доверия к российской финансовой системе.В сентябре Владимир Путин подчеркнул: «Пик самой сложной ситуации в экономике России пройден».По его словам, это нашло отражение в снижении уровня безработицы до самого низкого показателя в 3,8% и инфляции до 13,7% в течение одного года.
Универсальный проект фундамента. Почему у ДК130 ленточный фундамент и 14я арматура.
Как известно, уровень безработицы и инфляции достигли рекордно высоких значений весной после первого пакета международных санкций.»Можно сказать, что влияние первых санкций прошло, особенно в финансовом секторе, — говорит заместитель главного экономиста Института международных финансов Елена Рыбакова. — России удалось подготовиться и адаптироваться к санкциям».Дипломатическое и экономическое расхождение с Западом ускорило сближение Москвы с Пекином, ее энергоемким соседом, с которым страна имеет общую границу протяженностью более 4000 километров.»Перед лицом практически недостижимого европейского рынка компании вынуждены искать альтернативы в других регионах, особенно в Азии и Турции», — говорит профессор Московского государственного университета Наталья Зубаревич.Москва и Пекин заявили о желании оплачивать газовые контракты в рублях и юанях, что является победой России по снижению зависимости ее экономики от доллара.Кроме того, Москва высоко оценила заявление альянса ОПЕК+ на прошлой неделе о намерении резко сократить добычу нефти, что вызвало гнев Вашингтона. Российская сторона может извлечь большую выгоду из повышения цен на черное золото.Трудности, с которыми столкнулись европейцы и «Большая семерка» при определении цен на российскую нефть, способны помочь российской экономике преодолеть все препятствия.Однако структурно она окажется в зависимости от непредвиденных энергетических доходов, а сектора с более высокой добавленной стоимостью ожидает дальнейший спад.Усиление изоляции, вероятно, обременит тех, кто зависит от зарубежных стран с технологической точки зрения, тем более что обещания относительно создания альтернативных российских продуктов пока не претворены в жизнь.В частности, Россия сталкивается с нехваткой деталей, необходимых для сборки автомобилей. В середине сентября, например, японская компания Toyota закрыла сборочный завод в Санкт-Петербурге из-за дефицита ключевых материалов.Еще одной проблемой является европейское эмбарго на российскую нефть, которое вступит в силу 5 декабря. Оно будет предшествовать запрету на нефтепродукты, запланированному на февраль 2023 года, когда российская экономика особенно зависит от энергоносителей.Отметим, что по данным Минфина России, в период с января по август 2022 года более 40% федеральных доходов приходилось на продажу газа и нефти.
Диалоги с сопредельным государством / чат рулетка / Старт в 16:30по МСК. (Операция «ХРИЗАНТЕМА»)
Источник: inosmi.ru
Федеральный закон от 07.10.2022 г. № 390-ФЗ
Внести в Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 41; 2016, № 27, ст. 4298; 2018, № 27, ст. 3943; 2019, № 31, ст. 4449) следующие изменения:
а) часть 1 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:
«14) утверждает порядок проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна и выдачи заключения по результатам ее проведения, порядок установления платы за проведение проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна, а также порядок отбора организаций, осуществляющих проверку достоверности (экспертизу) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, приостановления и лишения полномочий таких организаций и требования к ним;
15) утверждает правила разработки и утверждения нормативов трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов.»;
б) часть 3 дополнить пунктами 10 — 15 следующего содержания:
«10) утверждает методические документы, используемые при определении ориентировочной стоимости строительства судна и определении, изменении цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, а также осуществляет методическое руководство по вопросам определения ориентировочной стоимости строительства судна и определения, изменения цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна;
11) утверждает методические документы, используемые при определении трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна, а также осуществляет методическое руководство по вопросам определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна;
12) утверждает форму заключения по результатам проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна;
13) утверждает нормативы трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов;
14) устанавливает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, порядок определения ориентировочной стоимости строительства судна;
15) устанавливает порядок определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна.»;
2) дополнить главой 41 следующего содержания:
«Глава 41. Особенности промышленной политики в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов
Статья 221. Формирование и реализация промышленной политики в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов
Формирование и реализация промышленной политики в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов осуществляются в соответствии с целями, задачами и приоритетными направлениями, определенными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и стратегией развития судостроительной промышленности, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Статья 222. Формирование и реализация промышленной политики в области определения ориентировочной стоимости строительства судна, а также в области проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна
1. В целях стимулирования субъектов деятельности в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов к рациональному и эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов осуществляются формирование и реализация промышленной политики в области определения ориентировочной стоимости строительства судна, а также в области проведения проверки достоверности (экспертизы) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна. Положения настоящей статьи не распространяются на отношения в сфере государственного оборонного заказа, а также на отношения, связанные с экспортом товаров (работ, услуг).
2. Ориентировочная стоимость строительства судна и трудоемкость его строительства подлежат определению при проектировании судна.
3. Ориентировочная стоимость строительства судна определяется с применением затратного метода в порядке, установленном уполномоченным органом.
4. Ориентировочная стоимость строительства судна применяется до установления цены строительства судна в отношениях, связанных с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, при проверке эффективности инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также может применяться при осуществлении мер государственной поддержки при строительстве судов и определении цен строительства судов.
5. Обязательная проверка достоверности (экспертиза) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна проводится в случае необходимости представления государственными заказчиками судов документов для проведения предусмотренной Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета, а также в случае необходимости представления заказчиками судов документов для проведения предусмотренной нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов.
6. Результатом проверки достоверности (экспертизы) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна является заключение о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения ориентировочной стоимости строительства судна. При получении отрицательного заключения обоснование ориентировочной стоимости строительства судна подлежит корректировке в соответствии с замечаниями, указанными в данном заключении, и представлению для проведения повторной проверки достоверности (экспертизы).
7. Проверка достоверности (экспертиза) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна при осуществлении мер государственной поддержки может проводиться в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации.
8. Проверка достоверности (экспертиза) обоснований ориентировочной стоимости строительства судна и цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна наряду со случаями, предусмотренными частями 5 и 7 настоящей статьи, может проводиться в случаях, установленных уполномоченным органом в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9. Наряду со случаями, предусмотренными частями 5, 7 и 8 настоящей статьи, проверка достоверности (экспертиза) обоснования ориентировочной стоимости строительства судна может проводиться в случаях, предусмотренных техническим заданием на разработку проекта судна, извещением об осуществлении закупки или документацией о закупке на разработку проекта судна (если Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрена документация о закупке).
10. Наряду со случаями, предусмотренными частями 7 и 8 настоящей статьи, проверка достоверности (экспертиза) обоснования цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна может проводиться в случаях, предусмотренных контрактом (договором) на проектирование, строительство, ремонт, утилизацию судна, или по соглашению сторон.
11. Результаты проверки достоверности (экспертизы) обоснования цен проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна учитываются при определении или изменении цены в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (договора) на проектирование, строительство, ремонт, утилизацию судна.
Статья 223. Формирование и реализация промышленной политики в области определения трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна
1. В целях стимулирования субъектов деятельности в сфере проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов к рациональному и эффективному использованию трудовых ресурсов и обеспечению повышения производительности труда уполномоченным органом осуществляются формирование и реализация промышленной политики в области определения трудоемкости проектирования, включая разработку проекта, рабочей конструкторской, эксплуатационно-сдаточной и другой конструкторской документации, строительства, ремонта, утилизации судна.
2. Трудоемкость проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна определяется в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом, в целях планирования численности работников при производственной деятельности, а также обоснования затрат на оплату труда, учитываемых в ценах проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна.
3. Нормативы трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судов содержат значения величин трудозатрат на выполнение установленного объема работ по проектированию, строительству, ремонту, утилизации судна и методику расчета трудоемкости проектирования, строительства, ремонта, утилизации судна с учетом конструктивных особенностей судна и организационно-технических условий выполнения работ.».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Источник: www.kremlin.ru
masterok
Многие студенты ненавидят математику, хотя мир работает на математике. Огромные суммы денег и оборудование стоимостью в миллионы долларов были потеряны просто потому, что кто-то допустил небольшую математическую ошибку.
10. Атака ракет типа «Скад» в войне в Персидском заливе
25 февраля 1991 года иракская ракета «Скад» нанесла удар по базе армии США в Даране, Саудовская Аравия, убив 28 солдат и ранив ещё 100. Катастрофа была неожиданной, если учесть, что база была защищена системой ПВО «Патриот». Расследования показали, что система не пыталась перехватить «Скад».
Ошибка была связана с программным обеспечением, питающим часы системы. Часы записывали время в десятых секундах (одна десятая секунды), но сохраняли эти данные в виде целого числа. Для этого они преобразовывали время в 24-битное число с плавающей точкой. Однако округление времени при их преобразовании привело к постепенному увеличению погрешности в работе системы. В результате система не смогла перехватить ракеты после 20 часов непрерывного использования.
Во время атаки рассматриваемая ракетная батарея «Патриот» проработала 100 часов. Разница во времени была такова, что она искала не в той части неба входящую ракету и поэтому не нашла цели. Армия США была проинформирована об этой проблеме с программным обеспечением и выпустила обновление 16 февраля. Обновление достигло базы в Дхаране 26 февраля, на следующий день после атаки.
Мы уже обсуждали этот случай подробнее тут в блоге — Как один маленький баг угробил 28 американцев
9. Испанская программа подводных лодок S-80
В 2003 году Испания запустила программу подводных лодок S-80 на сумму 2,7 миллиарда долларов для строительства чётырех дизель-электрических подводных лодок для ВМС Испании. Испания почти завершила строительство одной из них в 2013 году, когда обнаружила, что лодка на 70 тонн тяжелее, чем должна была быть. Испанский флот боялся, что подводная лодка никогда не всплывёт, если уйдёт под воду.
Подводная лодка оказалась тяжёлой после того, как кто-то поставил десятичную точку в неправильном месте во время вычислений. Никто не обнаружил ошибку, пока первая субмарина не была закончена, а остальные три уже строились. Позже Испания подписала контракт на 14 миллионов долларов с Electric Boat из Гротона, штат Коннектикут, чтобы те помогли им снизить вес 2200-тонной подводной лодки.
Вот тут мы обсуждали этот случай подробнее — https://masterok.livejournal.com/4625979.html
8. Рейс 143Air Canada
В июле 1983 года самолёт Boeing 767 Air Canada, летевший из Оттавы в Эдмонтон с 69 пассажирами и членами экипажа, вынужден был совершить аварийную посадку после того, как закончился запас топлива на высоте 12500 м. Двигатели внезапно потеряли мощность, и самолёт начал снижаться к земле. Он пролетел 100 километров до посадки в Гимли, Манитоба.
Он приземлился на ипподроме, который изначально был взлётно-посадочной полосой. К счастью, никто не погиб. Однако два человека получили лёгкие травмы, а носовая часть была разрушена. Эта посадка принесла Рейсу 143 прозвище «Планёр Гимли».
Авария была связана с ошибкой преобразования. Air Canada использовала британскую систему мер, но перешла на метрическую, которую уже использовал этот Boeing 767. Наземные экипажи Air Canada использовали британскую систему при заправке самолёта. Они измеряли топливо в фунтах вместо килограммов.
Один килограмм равен 2,2 фунта. Это означало, что у самолёта было всего около половины количества топлива, необходимого для завершения полёта. Пилоты не заметили расхождений, потому что датчик топлива не работал. Наземные экипажи использовали капельные палочки для измерения топлива во время заполнения резервуаров.
Интересно, что наземные экипажи ошиблись дважды. Первый раз в Монреале, а второй – в Оттаве. Самолёт совершил перелёт из Монреаля в Оттаву без происшествий, но буквально столкнулся с проблемами, когда летел из Оттавы в Эдмонтон.
7. Потопление «Вазы»
10 августа 1628 года Швеция запустила новый, хорошо вооружённый и большой военный корабль: «Ваза». Судно едва проплыло 20 минут, когда затонуло менее чем в миле от берега. Тридцать человек погибли в результате потопления. Корабль был позже найден в 20-м веке и сейчас хранится в Музее Вазы.
Историки измерили весь корабль и обнаружили, что его строители использовали две разные единицы измерения. Одной был шведский фут, а другой – амстердамский фут. Шведский фут составляет 30,48 см, в то время как амстердамский – 27,94 см.
Разница между обеими единицами измерения привела к тому, что одна сторона оказалась тяжелее другой. Вот почему корабль наклонился в сторону и быстро затонул после того, как по нему ударили два порыва ветра. Историки добавляют, что влияние ветра было усугублено тем фактом, что верх корабля был тяжелее его дна.
Была у нас про это тема — Корабль на час
6. Крушение Mars Climate Orbiter
Mars Climate Orbiter был совместным проектом компании Lockheed Martin и NASA / JPL стоимостью 125 миллионов долларов. Проект получил неловкое завершение, когда орбитальный аппарат, скорее всего, потерпел крушение на Марсе из-за простой ошибки преобразования в 1999 году. Lockheed Martin использовал британскую систему мер при программировании программного обеспечения, но НАСА использовало метрическую систему.
Инженеры НАСА обнаружили бы ошибку, если бы обратили внимание. Однако они этого не сделали. Никто не понимал, что что-то не так во время девятимесячного путешествия Mars Climate Orbiter на Марс. Ошибка стала очевидной только тогда, когда НАСА потеряло связь с орбитальным аппаратом.
В ответ на инцидент Джон Логсдон из Института космической политики Университета имени Джорджа Вашингтона сказал, что всё это было «глупо». Джон Пайк из Федерации американских учёных добавил: «Было неловко потерять космический корабль из-за такой простой математической ошибки».
5. Взрыв ракеты Ariane 5
4 июня 1996 года ракета Ariane 5 Европейского космического агентства взорвалась через 37 секунд после взлёта. На борту космического корабля находились четыре спутника. Ракета и спутники стоили 370 миллионов долларов. Авария была связана с целочисленной ошибкой переполнения в программном обеспечении, используемом для запуска ракеты.
Целочисленное переполнение – это математическая ошибка, которая возникает, когда числа, сгенерированные системой, превышают объём памяти этой системы. Ariane 5 работала на 16-битном программном обеспечении, способном хранить числа до 32767. Ракете удалось создать числа намного больше этого.
Европейское космическое агентство использовало то же программное обеспечение, что и в ракетах Ariane 4. У них были проблемы с Ariane 5, потому что она была быстрее, чем Ariane 4. Чем быстрее, тем больше числа. Программное обеспечение не может обрабатывать большие показания, из-за чего ракета становится негодной. Наземный контроль приказал самоуничтожиться.
4. Выплата дивидендов и выкуп акций Банка Америки
Федеральная резервная система регулярно заставляет банки проходить стресс-тесты. Стресс-тест – это анализ финансового состояния банка в условиях стимулированной негативной экономической ситуации. Стресс-тесты необходимы, чтобы определить, достаточно ли силён банк, чтобы преодолеть страшную рецессию или финансовый кризис.
В 2014 году Банк Америки показал, что впервые после финансового кризиса 2008 года он прошёл стресс-тест Федеральной резервной системы. Банк добавил, что собирается выплатить дивиденды своим акционерам и выкупить акции на 4 миллиарда долларов. Позже банк отозвал заявление и обнаружил, что допустил некоторые ошибки.
Банк Америки не прошёл стресс-тест. Он только думал, что сделал это, потому что допустил ошибку в определении стоимости некоторых облигаций, принадлежащих его дочерней компании, Merrill Lynch. Акционеры были недовольны, и акции банка упали на 9 миллиардов долларов (пять процентов от общей стоимости) в тот же день, когда была обнаружена ошибка.
3. Проблема моста в Лауфенбурге
Некоторое время назад Германия и Швейцария договорились построить мост через Рейн между своими городами по обе стороны, оба под названием Лауфенбург. В соответствии с соглашением, каждая страна должна была начать строительство со своей стороны реки и встретиться посередине. Мост близился к завершению в 2003 году, когда обе страны поняли, что одна половина моста была на 54 сантиметра выше, чем другая.
Ошибка возникла из-за того, что каждая страна по-своему определила термин «уровень моря». Большинство стран используют разные методы определения уровня моря, учитывая, что он не везде одинаков. Германия для его определения использует Северное море, а Швейцария предпочитает Средиземное.
Разница между соответствующими уровнями моря в этих странах составляла 27 сантиметров. Германия и Швейцария знали об этом и учли это в своих расчётах. Тем не менее, кто-то сделал так, что несоответствие удвоилось, в результате чего одна сторона моста стала на 54 сантиметра выше, чем следовало.
2. Проблема негабаритного поезда во Франции
В 2014 году Societe Nationale des Chemins de Fer francai (SNCF), государственный железнодорожный оператор Франции, обнаружил, что его новые скоростные поезда были слишком широкими для 1300 станций по всей стране. Проблема заключалась в том, что он заказал 1860 поездов у Alstom из Франции и Bombardier из Канады. SNCF определил, что необходимо уменьшить ширину поездов, чтобы станции могли их разместить. Ошибка обошлась в миллионы евро.
Этот инцидент вызвал некоторое недовольство во Франции; Министр транспорта назвал это «комично трагическим». Canard Enchaine, еженедельная сатирическая газета, сделала карикатуру, в которой пассажирам на платформе было приказано «втянуть животы», когда один из новых поездов подошёл к станции.
Ошибка произошла потому, что французские вокзалы различаются по размеру. SNCF знал об этом и просил Reseau ferre de France (RFF), который отвечал за пути, измерить пространство возле путей. У SNCF и RFF возникли некоторые проблемы после того, как выяснилось, что RFF пропустил 1300 старых станций в своих первоначальных расчётах. Эти станции были уже, чем другие. Было слишком поздно, так как некоторые поезда уже доставили, а другие находились в стадии строительства.
1. Ошибка муниципального совета Амстердама на 188 миллионов евро
В декабре 2013 года финансовое управление городского совета Амстердама отправило 188 миллионов евро более чем 10000 бедных семей, проживающих в городе. Позже город обнаружил, что совершил ошибку в платежах. Изначально планировалось направить 1,8 миллиона евро, а не 188 миллионов евро.
Платёжное программное обеспечение было запрограммировано в центах, а не в евро. Люди получили 15500 евро вместо 155 евро и в одном случае 34000 евро вместо 340 евро.
К счастью, город смог вернуть все деньги, за исключением 2,4 миллиона евро, когда в новостях ошибка была обнародована. Ожидалось, что городу будет сложно вернуть 1,2 миллиона евро. Это значительная сумма вместе с 300000 евро, которые город уже потратил на ликвидацию последствий бедствия.
Источник: masterok.livejournal.com
Как ЦБ будет определять официальный курс и как это повлияет на рубль
ЦБ предложил новые подходы к определению официального курса рубля к доллару, евро и юаню на случай отсутствия биржевых торгов. Сильного влияния на курс эксперты не ждут, но допускают рост его волатильности и задержки в публикации
Банк России подготовил проект указания с описанием дополнительных процедур для установления официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю. Документ был размещен на официальном портале опубликования проектов нормативных правовых актов 3 октября, до 7 октября он будет проходить антикоррупционную экспертизу.
В проекте указания регулятор предлагает расширить методологию формирования официального курса валют к рублю. Сейчас при этой процедуре учитываются только данные биржевых торгов, ЦБ же в случае их отсутствия предлагает использовать данные по сделкам на межбанковском валютном рынке и данные внебиржевых торгов на цифровых платформах.
Формируя новую инфраструктуру, ЦБ готовится к возможному прекращению торгов на бирже — как вследствие возможных санкций в отношении Национального клирингового центра (НКЦ; выступает контрагентом во всех валютных сделках на Мосбирже), так и к постепенному уходу участников на внебиржевой рынок, объясняют эксперты, которых опросил РБК. Они не ожидают кардинальных изменений для рубля в случае расчета курса новыми методами.
Как сейчас устанавливается официальный курс валют
Банк России устанавливает официальный курс валют ежедневно, но только в рабочие дни и без обязательства покупать или продавать валюту по этому курсу. Этот инструмент используется для расчета таможенных пошлин, составления планов доходов и расходов, отчетности, расчета НДФЛ с дивидендов в иностранной валюте и в других случаях.
Сейчас официальный курс евро, доллара и юаня к российскому рублю устанавливается на основе данных о средневзвешенных курсах, рассчитанных на основании сделок, заключенных на Московской бирже. Во внимание принимаются сделки с расчетами «завтра», проведенные в текущий день в период с 10:00 до 15:30, следует из регламентов ЦБ. Когда торги на Мосбирже не проводятся, значение курса устанавливается аналогично предыдущему дню.
Официальные курсы других валют к рублю регулятор устанавливает на основе соотношения официального курса доллара США к котировкам этих валют на 15:30 мск. Раньше ЦБ брал котировки на 11:30 мск из информационных систем Thompson Reuters и Bloomberg, но сейчас они не работают на территории России, поэтому учитываются официальные котировки центральных банков-эмитентов этих валют. Значение также берется на 15:30 мск.
Что предлагает поменять ЦБ
В проекте указания Банк России предлагает расширить методологию определения официальных курсов евро, доллара и юаня к рублю. Приоритетными для регулятора пока остаются данные валютных сделок на Мосбирже. Но в случае отсутствия данных от торговой площадки ЦБ предлагает использовать:
- данные по сделкам с расчетами «завтра», заключенными кредитными организациями до 15:30 мск на валютных рынках. То есть будут использоваться данные по сделкам, которые банки проводят на межбанковском валютном рынке, пояснил РБК президент Ассоциации финансовых рынков России Евгений Егоров;
- данные о сделках с цифровых платформ внебиржевых торгов. Здесь также будут учитываться сделки с расчетами «завтра», проведенные до 15:30 мск. О каких конкретно платформах идет речь, в документе не разъясняется;
- если не будет информации от биржи, банков и с цифровых платформ, значение официального курса будет установлено на том же уровне, что и в предыдущий день.
Что касается остальных валют (кроме евро, доллара и юаня), то их официальные курсы Банк России предлагает устанавливать только на основе данных центральных банков стран-эмитентов этих валют на 15:30 мск, следует из документов. Рассчитывать курс рубля к этим валютам, как и раньше, будут через официальный курс доллара США.
Зачем нужны новые методы для официального курса
Основная цель создания новой методологии — подготовка инфраструктуры к возможным санкциям в отношении НКЦ, которые могут сделать невозможным осуществление торгов валютой на Мосбирже. Об этом риске регулятор предупреждал участников финрынка еще в июне, после того как под санкции ЕС попал Национальный расчетный депозитарий, который учитывает ценные бумаги участников торгов.
Уход от определения официального курса на основе данных по сделкам на Мосбирже может случиться не только из-за фактического ввода санкций на ее структуры, полагает управляющий директор «Газпром Private Banking» Егор Сусин. Он допускает, что в какой-то момент ликвидность торгов на бирже будет ниже, чем на внебиржевых торгах. «Потому что ряд банков все же уходит на внебиржевой рынок, чтобы не нести риски контрагента в лице НКЦ», — объясняет он. В этом случае регулятор может перейти к формированию официального рынка на основе данных от банков. «Сейчас регулятор и занимается формированием этой инфраструктуры, чтобы иметь возможность продолжать фиксировать курс», — говорит эксперт.
В проекте указания ЦБ нет прямого указания на уменьшение ликвидности и, как следствие, переход к другой методологии формирования курса, не согласен Егоров. Он считает, что все-таки в документе подразумевается именно ограничение торгов. «Но у ЦБ могут быть дополнительные внутренние инструкции, в которых будут описаны условия, при которых невозможно использовать данные с биржи. Например, если торги продолжались какое-то короткое время, не с 10:00 до 15:30, а значительно меньше», — допускает он.
Данные с цифровых платформ внебиржевых торгов для ЦБ менее приоритетны, потому что там меньше ликвидность в текущий момент, продолжает Егоров: «Скорее, это резервный вариант на резервный вариант в виде данных кредитных организаций».
Как новая методология может повлиять на курс
Нельзя утверждать, что определение официального курса валют на основе данных банков ухудшит позиции рубля по сравнению с теми показателями, которые устанавливаются на основе данных биржевых торгов, подчеркивает Егоров. «Подавляющее число сделок, которые делают банки со своими клиентами, проходят с расчетами «сегодня», в проекте же документа ЦБ принимаются во внимание сделки с расчетами «завтра». Поэтому от основной массы сделок банков именно с клиентами официальный курс ЦБ зависеть не будет», — объясняет эксперт. Сейчас курсы на бирже и межбанковском валютном рынке примерно одинаковые, делится наблюдениями Егоров: «Но что будет при введении санкций — вопрос неисследованный».
Сусин также не ожидает кардинальных перемен в курсе валют в случае применения иной методологии. «Если мы говорим о крупных внебиржевых операциях, то там курс не хуже, чем на бирже. Курс определяется ликвидностью, объемом торгов, платежным балансом, то есть спросом и предложением валюты. Сейчас на внебиржевом рынке объем меньше, но в другой ситуации может быть наоборот», — говорит эксперт.
Если курс будет формироваться на основе данных от кредитных организаций, есть риск манипуляций, предупреждает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «Но в целом он должен оставаться рыночным. Рубль сам по себе не ослабнет от изменения порядка определения официального курса. Однако сам механизм скорее используют в 2023 году, а прогнозы по валютному курсу на 2023 год — негативные из-за мировой рецессии», — добавляет эксперт. Также остается некоторый риск повышения волатильности дневных данных в случае низкой ликвидности внебиржевых торгов, отмечает Прокудин.
Еще одним следствием применения расчета не на основании торгов на Московской бирже может стать значительная задержка в его публикации вплоть до публикации не «сегодня на завтра», а «завтра на завтра», заключает Егоров.
Источник: www.rbc.ru