В данной статье рассматривается текущее состояние российского рынка судостроения, перспективные направления развития отрасли, роль инвестиционных проектов, а также особенности нормативно-правового-регулирования судостроительной промышленности.
Российская судостроительная промышленность — одна из крупнейших машиностроительных отраслей, обладающая высоким научно-техническим и производственным потенциалом, влияющим на развитие технологий в смежных отраслях. В настоящее время судостроительная отрасль Российской Федерации — это около 600 предприятий: более 90 проектных и научно-исследовательских организаций, 180 верфей и судоремонтных заводов и 310 предприятий, выпускающих комплектующие изделия.
В период с 2010 по 2018 годы на российских верфях построены 858 судов и объектов морской техники. Динамика объема грузооборота российских портов в последние годы показывает тенденцию устойчивого роста: в 2018 г. — 787 млн. т., прогнозируется, что к 2020 г. он достигнет уровня в 884 млн. т, к 2025 – 995 млн. т., а к 2030 г. и в дальнейшей перспективе – более 1 млрд. т. Учитывая имеющиеся существенные ресурсы российской судостроительной отрасли, объем выпускаемой гражданской продукции, как в количественном, так и в стоимостном выражении будет только расти. Все эти факторы способствуют повышению спроса на продукцию судостроения, в том числе и качественные комплектующие изделия.
Строительство инновационного траулера на Северной верфи! | Репортаж с судостроительного завода
Портфель текущих и запланированных к постройке судов сформирован в следующих сегментах: ледокольный флот, рыболовные суда, скоростные и круизные пассажирские суда, суда для плавания по внутренним водным путям, морская техника для освоения шельфа, а также научно-исследовательские суда различного назначения. В настоящее время законтрактовано или находится на стадии строительства порядка 150 единиц судов и плавсредств гражданского назначения.
В сложившихся экономических условиях ключевым путем развития судостроительной отрасли является реализация следующих крупных инвестиционных проектов.
Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК «Звезда») — стратегический проект отечественного судостроения, в перспективе может стать крупнейшей в России верфью крупнотоннажного судостроения. В настоящее время сформирован перспективный план загрузки ССК «Звезда» до 2035 года, который включает в себя более 100 единиц крупнотоннажных судов и морской техники следующих классов: суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники, в том числе техника, которая ранее в Российской Федерации не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений и недостаточного опыта строительства таких объектов. Работы по строительству ССК «Звезда» ведутся непрерывно, уже введены в эксплуатацию объекты первой очереди. Ожидается, что строительство комплекса завершится в 2024 году.
Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) создается в Кольском заливе, в районе села Белокаменка Мурманской области в рамках проекта «Арктик СПГ 2». В условиях устойчивого роста мирового спроса на сжиженный газ, особенно важно занять эту нишу на мировом рынке.
Судостроительный завод «Море» в Крыму готовится к модернизации
Создание ЦСКМС позволит приобрести передовые компетенции в строительстве и проектировании высокотехнологичной морской техники, реализовать стратегические цели Российской Федерации по обеспечению соответствующей доли на мировом рынке газа и укреплению присутствия в Арктике, создать порядка 10 000 рабочих мест. Начало работы первой очереди завода (заливки первой железобетонной платформы) запланировано на третий квартал 2019 года.
До конца года заработают и цеха по монтажу оборудования завода СПГ, который будет смонтирован на платформе. Второй сухой док планируется ввести в эксплуатацию в 2020 году. Общий объем инвестиций предположительно составляет 120 млрд.руб. Основной задачей проекта является строительство специализированной верфи, состоящей из двух сухих доков размерами 400 на 175 м каждый (крупнейшие сухие доки в России), что позволит производить уникальные морские объекты: железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов Арктики, крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути.
Жатайская судоверфь – ключевой проект для развития Арктики и ее инфраструктуры, реализация которого началась в апреле 2019 года согласно государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Ввод объекта в эксплуатацию планируется в конце 2021 года, что обеспечит создание около 750 новых рабочих мест. Жатайская судоверфь обеспечит развитие транспортно-логистических коридоров, относящихся к акватории Северного морского пути, и, как следствие, приведет к социально-экономическому развитию всех прилегающих территорий, развитию кооперация с другими судостроительными предприятиями страны.
Производственный план Жатайской судоверфи предусматривает строительство речных судов в соответствии с потребностями судовладельцев Ленского бассейна. Планируется, что на Жатайской судоверфи будет строиться по десять судов в год, модернизироваться шесть судов и утилизироваться два суда в год, что поспособствует улучшению экологической обстановки в Ленском бассейне, а так же стимулированию спроса и расширению рынка сбыта современных судов. Финансирование на строительство судоверфи составит порядка 4,2 млрд. рублей из федерального бюджета, а общая сумма бюджетных ассигнований — 5,8 млрд. рублей.
Месторождение Каменномысское-море открыто в 2000 году, его запасы составляют 535 млрд. кубометров природного газа. Добыча планируется с 2021г., обеспечение будет осуществляться 42 скважинами.
В перспективе несколько месторождений в окрестностях Ямбурга будут разрабатываться взаимосвязанным технологическим комплексом с транзитом газа через имеющиеся мощности на Ямбургском месторождении. Для основного куста газовых скважин будет применена ледостойкая платформа, строительство которой по предварительным оценкам начнется в 2020 году, согласно плану мероприятий по обустройству газового месторождения Каменномысское-море. Продолжительность строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП) «А» – 3,5 года – принята на основании протоколов о намерениях с российскими верфями. Транспортировка ЛСП «А» на месторождение намечена на лето 2023 г. К этому моменту должны быть завершены следующие работы: построены и введены в эксплуатацию суда на воздушной подушке (СВП), суда обеспечения; сформирован парк вертолётов морского исполнения для оказания услуг по авиаперевозкам; проведена реконструкция портопункта Ямбург; завершено строительство двух ниток подводного газопровода от ЛСП «А» до берегового технологического комплекса.
Дноуглубительный флот
В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года основным направлением развития является строительство новых и модернизация существующих портов (морское портовое хозяйство России насчитывает свыше 870 портовых комплексов), а также акваторий и подходных каналов к ним. Это предполагает большие объемы дноуглубительных работ.
Для обеспечения планов развития звеньев транспортной инфраструктуры до 2035 года необходимо создание не менее 74 земснарядов, в то же время финансово-экономическое состояние заказчиков обеспечивает создание только 32 единиц техники (43% от расчетной потребности). Ежегодный объем дноуглубительных работ, требующих применения современных земснарядов на внутренних водных путях Российской Федерации, составляет 23 млн м 3 . В программу закупок под обновление технического дноуглубительного флота до 2020 года вошло 65 земснарядов по 17 проектам. Благодаря нарастающему вниманию к вопросам дноуглубления со стороны государства и реализуемым в судостроительной отрасли мерам государственной поддержки с упором на импортозамещение, можно с уверенностью утверждать, что новые технологии и новое оборудование, разработанные отечественными предприятиями, будут востребованы, причем строительство дноуглубительного флота России возможно с использованием мощностей отечественных судостроительных предприятий и проектных организаций. Кроме того, внедрение новых разработок будут способствовать повышению конкурентоспособности как дноуглубительного сектора, так и развитию судостроительной промышленности в целом, что позволит максимально использовать мощности и научно-технический задел отрасли.
Развитие Северного морского пути
В последние годы принят ряд государственных решений, направленных на восстановление и развитие Северного морского пути (СМП). Его использование отнесено к основным национальным интересам Российской Федерации в Арктике. Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерациии обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года поставлены задачи модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение СМП как единой национальной транспортной магистрали.
Коммерческие предприятия, осваивающие природные ресурсы Арктики, строят универсальные ледоколы-снабженцы и совместно с судоходными компаниями развивают арктический транспортный флот и нефтегазовые перегрузочные терминалы за счет собственных и привлеченных средств. Развитие портового хозяйства осуществляется субъектами Российской Федерации, судоходными компаниями и другими коммерческими предприятиями.
Восстановление и развитие инфраструктуры СМП необходимо рассматривать как приоритетный для государства комплексный инвестиционный проект, важность которого определяется его геополитическим и экономическим значением, в том числе, необходимостью осуществления перевозок при освоении и эксплуатации углеводородных месторождений. Его реализация не только расширит транспортную систему, но и будет способствовать социально-экономическому подъёму северных районов страны, обеспечению национальной безопасности России.
Действующие меры государственной поддержки судостроительной промышленности
Одним из основных факторов развития отрасли судостроения, способствующих эффективной реализации политики импортозамещения и локализации, является разработка проектов нормативно-правовых актов. К действующим мерам государственной поддержки судостроения можно отнести следующие постановления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. №383 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 — 2016 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 — 2016 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов». За 2018 год в рамках данного постановления были предоставлены субсидии российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для закупки гражданских судов в размере 563 452,7 тыс. рублей, на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей — в размере 886 718,1 тыс. рублей. Итого было просубсидировано 20 предприятий в общей сумме – 1 450 170,8 тыс. руб. В настоящее время субсидируется 118 судов, среди которых танкерные и сухогрузные суда, баржи и буксиры.
На вышеуказанные субсидии Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования в 2019 году – 2,3 млрд руб., в 2020, 2021 и 2022 годах по 3,8 млрд руб. ежегодно.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».
Субсидия предоставляется на одно судно взамен одного утилизированного или на одно новое судно взамен нескольких утилизированных. Размеры субсидий:
15 % на приобретение (строительство) нового пассажирского судна;
10 % на приобретение нового гражданского судна иного типа;
10 % на приобретение нового судна рыбопромыслового, технического флота (предельной стоимостью, не более 70 млн. руб.).
За прошлый год в рамках постановления № 502 были предоставлены субсидии российским организациям: ОАО «Московское речное пароходство», ООО «ВодоходЪ», ООО «Рыболовецкая компания «Вирма» в размере 539 920,0 тыс. руб. Таким образом, действие такого нормативно-правового акта обеспечит отечественные верфи и компании, занимающиеся утилизацией, заказами, позволит сократить затраты на приобретение новых судов, сделает целесообразным утилизацию старых судов и в целом будет способствовать обновлению флота.
На данные меры в бюджете предусмотрены ассигнования в 2019 году – 0,3 млрд руб., в 2020, 2021 и 2022 годах по 0,5 млрд руб. ежегодно.
Одним из определяющих нормативно-правовых актов, способствующих развитию отечественного судостроения, является постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 351, в котором утверждены изменения в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее – ПП № 719) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части раздела XVIII. «Продукция судостроения».
Согласно новой редакции продукция судостроения разделяется на 2 основные группы: морские суда и речные суда. Также в новой редакции ПП № 719 определены критерии поэтапной локализации по 21 позиции СКО и судовых систем, позволяющие судостроителям из имеющегося перечня выбрать наиболее приемлемые для них позиции СКО (с 2019 года 8 позиций, с 2021 года – 16, с 2023 года — 21). Постепенное повышение требований позволяет заказчикам судов адаптироваться к новым условиям, а с увеличением серийности производства оборудования к 2023 году, стоимость на единицу продукции будет снижаться, что сделает отечественное оборудование более конкурентоспособным по цене. Выделены требования для систем судовых, предполагающие использование при их производстве иностранных деталей, узлов и комплектующих с соблюдением процентной доли стоимости — не более 40 процентов цены общего количества деталей, узлов и комплектующих, необходимых для производства товара.
Применение новых требований к продукции судостроения, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, в рамках ПП № 719 будет способствовать созданию благоприятных условий для развития внутреннего производства судов и комплектующего оборудования, увеличению загрузки предприятий, формированию дополнительного спроса, диверсификации производства и, как следствие, наращиванию объёмов продукции отечественного производства.
В целях реализации плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 1936-р сформирован новый план импортозамещения, утвержденный приказом Минпромторга России 01.03.2019 №580. Данный план включает в себя 76 позиций судов и судового комплектующего оборудования: акцент сделан на суда определенных классов и категорий, малооборотные и среднеоборотные дизели, комплексы специальных палубных механизмов для добывающих рыбопромысловых судов, спасательные средства коллективного пользования. Отраслевой план мероприятий наглядно демонстрирует наиболее уязвимые технологические направления в судостроении, над которыми должна быть проведена тщательная работа по созданию отечественных аналогов.
Развитие строительства малотоннажных судов рыбопромыслового флота.
Программа обновления рыбопромыслового флота
Отдельно стоит отметить меры государственной поддержки рыбопромыслового флота, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. № 633 о предоставлении инвестиционных квот рыбопромысловым судам, в котором отражены следующие критерии локализации:
а) до 2020 года: стоимость товаров, работ, услуг, приобретённых (оказанных) на территории РФ в ходе строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций, должна составлять не менее общей 30 % стоимости его строительства;
б) после 2020 года — не менее 40 % стоимости строительства объекта инвестиций.
В данном нормативно-правовом акте также определены требования к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, правила расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов. Например, доля квот под проект зависят от типа судна, вида рыбы, района добычи.
По результатам работы программы обновления рыбопромыслового флота к 2019 году было отобрано или допущено к конкурентной процедуре более 40 проектов по строительству новых рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов. Совокупный объем заявленных инвестиций по указанным проектам составил более 140 млрд. рублей. Как следствие, к 2025 году предполагается обновление более 20 % совокупной мощности отечественного рыбопромыслового флота.
В целях дальнейшего расширения охвата сегмента типоразмеров рыбопромысловых судов Минпромторгом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации, предполагающий утверждение правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство малых судов рыбопромыслового флота. Размер субсидий, предоставляемых исключительно под строительство судна, составит 30% от капитальных затрат. В дальнейшем эта мера господдержки будет расширяться как в сторону увеличения лимитов бюджетного финансирования, так и серийности строительства данных типов судов. По предварительным оценкам Росрыболовства перспективная потребность в строительстве среднетоннажных и малотоннажных судов рыбопромыслового флота составляет более 60 судов.
Реализация данной программы приведет к повышению инвестиционных интересов и кредитной устойчивости проектов, чему будет способствовать ряд факторов, таких как: существенный объем господдержки, повышенные требования к производительности, топливной эффективности, безотходности на проектируемых судах, серийность строительства, что в свою очередь снижает стоимость строительства для заказчика и т.п.
Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России, Росрыболовством и отраслевыми организациями ведется непрерывная работа по определению потребности в новых судах, оптимальных параметров судов для каждого бассейна. Это необходимо для расчета потребности в бюджетных ассигнованиях и формирования план-графика работы. По предварительным оценкам Росрыболовства на первом этапе реализации программы господдержки может быть построено около 30 судов.
Международное сотрудничество
В рамках реализации концепции «9 мостов» российско-корейского торгово-экономического сотрудничества, 11 сентября 2018 года в г. Владивостоке было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между АО «Концерн «Моринсис-Агат» и Корейским научно исследовательским институтом морского оборудования (KOMERI). В целях успешного развития импортозамещения в сфере судостроенияна базе АО «ЦНИИ «Курс» создан Российско-Корейский центр оборудования для морской техники, основными направлениями деятельности которого являются совместные исследования и разработки, развитие научно-исследовательских и технологических проектов, содействие и сопровождение корейских компаний на российский рынок в целях обеспечения локализованного производства на территории Российской Федерации, организация и проведение семинаров, симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий для обмена научно-техническими достижениями и развития сотрудничества корейских и российских отраслевых предприятий. В рамках работы Центра регулярно проводятся семинары и рабочие встречи для российских и корейских производителей судового комплектующего оборудования, ведется работа по определению потребностей в локализации и поставке корейского оборудования, разрабатывается дорожная карта взаимодействия сторон.
В настоящее время, согласно проведенному исследованию рынка судостроения, номенклатура и объемы производства российских предприятий не покрывают в полной мере имеющиеся потребности судостроения. Однако отечественная судостроительная промышленность обладает достаточным научно-техническим, производственно-технологическим потенциалом, ёмкостью рынка, и у производителей есть все шансы в ближайшие занять ведущие позиции в сегменте строительства судов гражданского флота, т.к. потребность в комплектующих изделиях российского производства, обладающих техническими и эксплуатационными характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам, будет только возрастать.
Кроме того, необходимо выстроить работу с иностранными производителями для организации локализованного производства. Сегодня создаются благоприятные условия для стимулирования локализации производств. При этом ключевым фактором является стабильность российского законодательства и соблюдение государством принятых на себя обязательств, что обеспечит привлечение долгосрочных проектов по локализации и импортозамещению в целом.
Вполне очевидно, что развитие собственного производства широкой номенклатуры продукции судостроительной промышленности позволит Российской Федерации проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на обеспечение технологической безопасности страны. И для решения столь сложной задачи необходим комплексный системный подход, предполагающий тесное взаимодействие государства, бизнеса, научно-исследовательских институтов, что в результате позволит выстроить оптимальную программу развития всей отрасли.
Статья «Ключевые инвестиционные проекты судостроительной промышленности. Меры господдержки» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№8, 2019)
Источник: magazine.neftegaz.ru
Проект строительства судостроительного завода
Судостроительный комплекс «Звезда» — первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, предназначенная для строительства всех типов судов и морской техники для работы на российском шельфе.
Проект создания судостроительного комплекса «Звезда» реализуется консорциумом инвесторов во главе c ПАО «НК «Роснефть» на основании поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Строительство верфи ведется поэтапно в две очереди. Завершение строительства всех объектов планируется в 2024 году. На сегодняшний день основные объекты первой очереди — блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый достроечный стапель, цех сборки блоков, мелководная, южная, грузовая и достроечная набережные, глубоководный пирс и электрическая подстанция мощностью 63 мВт — построены. В обеспечение спуска на воду судов с тяжёлого стапеля построен и осуществляет спусковые операции уникальный траспортно-передаточный док «Вымпел». Введен в эксплуатацию ключевой объект второй очереди – уникальный для России сухой док.
в 2020 г. Заказчику АО «Роснефтефлот» передано головное судно из серии танкеров типа «Афрамакс», получившее имя «Владимир Мономах».
в 2022 г. сдан второй танкер данной серии — «Владимир Виноградов».
Для реализации производственной программы верфи потребуется привлечение высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей и формирование системы подготовки и удержания персонала. После ввода в эксплуатацию на верфи будет работать около 7 500 человек.
Стратегические цели проекта:
- обеспечение национальной безопасности и государственных интересов в области реализации Морской доктрины Российской Федерации
- обеспечение полноценного участия российской промышленности в реализации проектов на континентальном шельфе России
- повышение конкурентоспособности и бюджетной эффективности судостроительной отрасли Российской Федерации
- обеспечение экономических интересов Российской Федерации посредством создания современного флота
Этапы реализации проекта:
- I очередь. Площадка среднетоннажного судостроения
- II очередь. Сухой док и производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники
Основные участники проекта:
Инициаторы проекта: ПАО «НК «Роснефть» и «Газпромбанк» (АО) в лице АО «СТС»
Оператор проекта: АО «ДЦСС»
Разработчик проектной документации: ООО ДПИ «Востокпроектверфь»
Технические консультанты: ФГУП «Крыловский государственный научный центр», АО «ЦКБ «Лазурит», IMG (Германия)
Иностранные партнеры: Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. (Республика Корея), Samsung Heavy Industries Co., Ltd (Республика Корея), Damen (Нидерланды)
Контакты:
Почтовый адрес:
692801, Россия, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Лебедева, 1
Источник: dcss.ru
Пополнение судостроения: что, где и как
В отрасли привыкли к тому, что основная судостроительная деятельность проходит на заводах, которые уже не одно десятилетие усердно трудятся, выполняя различные заказы. Есть и предприятия, которым более 100 лет и, тем не менее, они продолжают успешно развиваться из года в год.
Однако это не значит, что в России не рассматривают возможности строительства новых современных судостроительных заводов или возрождения разрушенных и забытых мощностей. Несколько таких проектов уже реализуются, другие же пока только в планах и в перспективе начнут свою жизнь.
Наш специальный корреспондент Кирилл Воловик собрал и обобщил информацию о новых судостроительных заводах, которые совсем недавно начали трудовую деятельность, либо в ближайшее время появятся в России и начнут составлять конкуренцию другим игрокам на рынке.
Село Белокаменка, Мурманская область
Фото: Кирилл Воловик / Морские вести России
Начнем, пожалуй, с судостроительного гиганта. По крайней мере, потенциального. Это проект «Новатэка» — «Кольская верфь», а если быть точнее, то Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений.
Строительство верфи ведется уже достаточно давно, но информации о ходе строительства немного. Что это будет за предприятие? Верфь будет вести строительство и оснащение плавучих железобетонных конструкций для создания морских сооружений гравитационного типа, то есть транспортируемых к месту базирования на плаву и погружения на дно за счет собственного веса. Назначение платформ — заводы по сжижению и перегрузке природного газа. Модули самого завода сжижения газа также планируется изготавливать на предприятии.
На реализацию проекта планируется привлечь порядка 120 миллиардов рублей. Сегодня по оценкам на стройке задействованы около 4000 человек. После ввода верфи в строй на ней будет занято до 15000 человек, для которых уже строится вахтовый городок. Верфь имеет 2 сухих дока, ее территория более 150 га.
Севастополь
Фото: пресс-служба правительства Севастополя
В начале сентября стало известно о том, что в Севастополе планируется открыть мощный судостроительный кластер. О таких планах рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Вот что сказал чиновник на двусторонней встрече с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым: «Сегодня мы обсудили будущую реконструкцию и модернизацию мощностей «Севастопольского морского завода», а также обеспечение кооперации с «Тринадцатым судоремонтным заводом», который войдёт в состав «ОСК». За счёт этого мы сможем оптимизировать логистику и создать центры компетенций. При этом у города появится возможность развивать освобождающиеся территории, использовать их для гражданской инфраструктуры».
По итогам встречи стало известно, что ОСК завершает акционирование «Севморзавода» и Тринадцатого СРЗ, тем самым создавая мощный судоремонтный, судостроительный кластер.
Череповец, Вологодская область
Иллюстрация: ЧСЗ
Кто бы мог подумать, что на реке Шексне, в городе металлургов, когда-нибудь будет построен полноценный судостроительный завод? А между тем планы по реализации вполне реальные и уже постепенно воплощаются в жизнь – этой осенью на новом предприятии планируется закладка первых судов.
О том, что в Череповце будет судостроительный завод, было решено еще в 2018 году, сами работы начались в 2019-м. По производственным мощностям Череповецкий СЗ будет работать с судами доковым весом до 1000 тонн. По заявлению представителей компании-инвестора, основная продукция завода — баржи и буксиры смешанного «река-море» класса.
Самый крупный инвестор проекта — агропромышленная компания «Дивеевское», которая еще на стадии проработки проекта заявила, что намерена вложить в новую верфь 30% собственных средств, остальное предоставят лизинговые компании. Сам проект, еще на стадии старта, оценивался в 1 млрд рублей.
Согласно расчетам, верфь даст городу 150 рабочих мест. По заявлениям исполнительного директора ЧСЗ Ивана Шмойлова, уже в 2020 году будут заложены 70 корпусов новой серии барж для компании, которая осваивает новую концепцию перевозки грузов по рекам европейской части России.
Поселок Жатай, Якутия
Фото: Российская газета
К Якутии в последнее время приковано много внимания со стороны государства. Сейчас там идет крупномасштабный проект по строительству Жатайской судоверфи на базе Жатайской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Предприятие достаточно старое, но уже много лет оно никак особо не функционировало. А если и функционировало, то занималось не самым интенсивным судоремонтом Ленского объединенного речного пароходства, куда, собственно, и входит.
Больше года назад, в апреле 2019 года, началась реконструкция завода в рамках реализация одного из инвестиционных проектов, связанных с развитием Арктики и ее инфраструктуры.
Планы амбициозные — планируется, что реконструированная верфь сможет производить до 10 судов в год и будет покрывать потребности в речном транспорте для рек Лены, Яны и Колымы, а также в морском для Севморпути.
Пермский край
Фото: pastvu.com
Весной губернатор Пермского края Дмитрий Махонин сделал достаточно сенсационное заявление. Он сказал, что планирует возродить судостроения в регионе.
Как заметил глава региона, у Пермского края есть отличные шансы для реализации задуманного! «Например, судостроительный завод «Кама», и для этого есть все перспективы и разработки, которые в стране являются уникальными. Мы договорились с «Газпромом», что они вторую часть завода по разжижению газа разместят у нас на территории края, это будет единственный регион с объемом производства среднетоннажного СПГ, работающего на внутренний рынок», — рассказал Махонин.Сосновка, Кировская область
Фото: Сосновский ССЗ
Сосновский судостроительный завод, пожалуй, один из самых невезучих судостроительных заводов в России. Конечно, таких предприятий в стране хватает, но Сосновский ССЗ за последнюю десятилетку испытал немало негативных событий. А вот сегодня у него началась хорошая история.
Этим летом из Сосновки пришла приятная новость – нашелся инвестор с желанием реанимировать некогда крупное градообразующее предприятие, местный судостроительный завод. Взялись за это дело «РТ-Капитал» и «Каспийская Энергия Шельф».
Сегодня Сосновский СЗ — это единственное в нашей стране судостроительное предприятие с поточной технологией производства судов различной модификации, способное выпускать до 300 малых судов ежегодно. По словам кредитора, состояние у завода хорошее, сохранность оборудования не менее 60%, есть слип, эллинг, уникальные станки для изготовления корпусов судов, валов, судового оборудования: иллюминаторов, люков, дверей, и др.
Известно, что на Сосновском СЗ кроме строительства судов малой тоннажности, планируется проводить ремонт вооружений и военной техники, изготовление и поставку судового оборудования, валов, иллюминаторов, дверей, люков для нужд судостроительных предприятий.
Поселок Красные баррикады, Астраханская область
Фото: Rus-shipping.com
Не менее трагичная история у судостроительного завода «Красные баррикады», который еще в 2010 годах был одним из самых успешных и загруженных заводов России. Именно там строились модули для буровых платформ для Каспия. Причем в портфеле были как отечественные, так и иностранные заказчики. Затем генерального директора предприятия Александра Ильичева арестовали, завод признали банкротом, корабелы потеряли работу с многомиллионными долгами.
На помощь заводу «Красные баррикады» пришла ОСК, которая взяла его под свое крыло. Сегодня с нуля набирается штат, появляются первые заказы, предприятие обрело вторую жизнь. Известно, что на судостроительном заводе уже трудятся более 900 работников.
Поселок Жигалово, Иркутская область
Фото: Морская техника
Достаточно необычно само явление, что ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства в поселке Жигалово попала в этот список. Дело в том, что в конце июля на РЭБ состоялась закладка уже второго постановочного судна проекта 3052. Серия судов из 10 единиц такого флота строится по заказу ФКУ «Речводпуть», а 10 судов вполне себе достойное количество.
Для понимания: это суда длиной 36,65 метров, шириной почти 6 метров и экипажем 10 человек.
В Находке успешно функционирует и развивается местный судоремонтный завод. Он бы не попал в обзор, если бы не одно событие, связанное со строительства нового флота.
Находкинский СРЗ получил заказ на строительство 8 краболовов, кили которых сразу же заложил в начале июня 2020 года в рамках инвестиционной программы крабовых квот. Для этого у завода есть слип грузоподъемностью 2500 тон, 6 причалов общей протяженностью 904 метра и два глубоководных пирса.
Как отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко, проект позволит дать новый виток в развитии предприятию –появится возможность создать крупную, эффективную верфь с собственным проектным комплексом для полного цикла постройки различных типов рыболовецких судов. По мнению Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, первые проекты по строительству краболовов покажут, что дальневосточные судостроительные заводы могут составить конкуренцию верфям Северо-Запада.
Поселок Окский, Нижегородская область
Фото: ГЦКБ «Речфлота»
По соседству с гигантами нижегородского судостроения заводом «Красное Сормово» и навашинской «Окской судоверфью» местная компания ГЦКБ «Речфлота» решила построить собственное судостроительное предприятие. Уже даже известно официальное название – судостроительный комплекс «Р-ФЛОТ».
В состав предприятия входит конструкторское бюро «Р-ФЛОТ.Дизайн», непосредственно ГЦКБ «Речфлота», компания по производству оборудования НПО «ГЦКБ Речфлота». Компания планирует предоставлять полный комплекс услуг — от индивидуального эскиза до поставки готового судна длиной до 100 метров.
На территории завода уже построен корпусный цех площадью более 5000 кв. метров, административно-бытовой комплекс 2000 кв. метров, причальная стенка длиной 300 метров. Причем параллельно возведению инфраструктуры на предприятии уже идет достройка и испытание буксирных катеров проекта RT603.
Известно, что на верфи планируется задействовать часть сотрудников ГЦКБ «Речфлота», а также добрать около 100 рабочих.
Фото: Омский ССРЗ
В структуре Иртышского пароходства есть собственные мощности, которые удовлетворяют нужды пароходства — Омский судоремонтно-судостроительный завод.
Сегодня предприятие плотно занимается только ремонтом флота, но потенциально готово к судостроению, так как имеет нужные для этого компетенции. Тем более, что предприятие набирает сотрудников, постоянно расширяется, а, значит, в перспективе вполне может получить и выполнить заказ на судостроение.
Кингисепп, Ленинградская область
Фото: Деловой Петербург dp.ru
Новый игрок на судостроительном рынке России в отрасли всем известен как Кингисеппский машиностроительный завод, который специализируется на ремонте, обслуживании, а также полноценном производстве судовых двигателей. Сейчас же КМЗ можно заслуженно назвать судостроительным заводом.
Дело в том, что на днях предприятие подписало контракт на строительство 13 катеров проекта 3050.1 с ФКУ «Речводпуть». Стоимость контракта составляет 1,1 млрд рублей.
Наш корреспондент попросил заводчан прокомментировать подписанный контракт:
«Кингисеппский машиностроительный завод вложил более 700 млн рублей собственных инвестиций в строительство катеров специального назначения под торговой маркой «КМЗ Проф катера». Выпуск новой продукции позволит нам диверсифицировать портфель заказов и выйти на рынок гражданского судостроения.
В последние годы предприятие усилило собственное конструкторское бюро, это позволило разработать катера двух проектов: 03080 (из стеклопластика) и 04190 (алюминий амг).
Новая производственная площадка под это направление находится в поселке Назия Кировского района Ленинградской области. Производство занимает около 30 тыс. кв. метров.
По нашим оценкам, в корпоративном портфеле сейчас заказы на поставку более 53 катеров разных проектов, в том числе для МЧС, Ространснадзора, Балтийского завода (для атомного ледокола 22220 «Арктика»).
Передать обстановочные суда планируется в администрации бассейнов водных внутренних путей. Поставить их предстоит в речные порты 11 городов страны: по два — в Якутск и Хабаровск, по одному — в Москву, Санкт–Петербург, Печору, Пермь, Волгоград, Красноярск, Иркутск, Новосибирск и Омск. Суда построят в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, уточнили в ФКУ «Речводпуть».
Что получается
В настоящее время в России прорабатываются одиннадцать проектов по созданию либо совершенно новых, либо восстановление старых судостроительных центров. Все они разных масштабов и назначений, но если даже машиностроительные заводы и маленькие РЭБ находят инвесторов и заказчиков среди судовладельцев, это может говорить о нескольких тенденциях.
Во-первых, о том, что сегодня отечественное судостроение очень востребовано и интересно не только федеральным властям, но и частным компаниям, которые видят в этом сегменте промышленности особые перспективы.
Во-вторых, по всей видимости, функционирующие в данный момент заводы загружены по максимуму в силу своих возможностей и компетенций, а спрос на рынке превышает предложения, то и рассматриваются возможности по созданию новых конкурентоспособных верфей – от крупных до компактных.
В любом случае приятно наблюдать за тем, как даже в Иркутске или Череповце власти и инвесторы обратили свой взор на судостроительную промышленность, видя в этом возможности для развития регионов, а также для создания новых рабочих мест и появления новых налогоплательщиков.
Источник: www.morvesti.ru
Строительство нового судостроительного комплекса
Наименование проекта: Строительство нового судостроительного комплекса ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» для организации специализированного серийного производства высокотехнологичной морской техники
Цель разработки проекта:
- Получение государственной поддержки/налоговых льгот
Структура работы:
- Отчёт о маркетинговом исследовании;
- Обоснование технологических решений;
- Параметрическая финансовая модель проекта;
- Бизнес-план инвестиционного проекта;
- Подготовка документов и комплексное сопровождение проекта при получении мер государственной поддержки.
Регион проекта: Ленинградская область
Заказчик: Завод «Пелла»
Отрасль: промышленные проекты/ судостроение; государственная поддержка/ налоговые льготы
Объём инвестиций: 6 234,8 млн руб.
Заказчик проекта: ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»
Регион реализации проекта: Ленинградская область
Направления проекта: производство дополнительно до 6 ед. в год высокотехнологичных морских судов длиной до 100 м, шириной до 20 м и спусковым весом до 3 000 т
Заинтересованные пользователи:
- Инициатор проекта,
- Партнеры Инициатора проекта,
- Правительство Ленинградской области.
Экономика проекта:
- Общий бюджет проект составляет 6 234,8 млн руб.
- Коммерческая эффективность на расчетном периоде 8 лет:
- NPV (чистая приведенная стоимость) – 1 832 млн. руб.;
- IRR (внутренняя норма рентабельности) – 33,8 %;
- PBP (простой период окупаемости) – 5,8 лет.
Маркетинговое окружение
В течении последних лет в составе российского флота значительными темпами растет количество судов со сроком эксплуатации, превышающим «срок полезного использования». На сегодняшний день в России зарегистрировано 2 744 единицы морских судов, при этом 1 029 из них имеют срок службы более 30 лет. Российскому флоту требуется обновление, однако, российская судостроительная отрасль ориентирована, прежде всего, на строительство военных кораблей. Ключевой объем заказов составляет гособоронзаказ и экспортное строительство военных кораблей.
Одна из наиболее сложных ситуаций складывается в отношении обновления рыбопромыслового флота. На сегодняшний день из всех судов рыбопромыслового флота 18,2% эксплуатируется более 30 лет, 18,0% – 26-30 лет, 23,7% – 21-25 лет. Значительный возраст обуславливает недостаточно высокую производительность российских судов, что в свою очередь влияет на конкурентоспособность всего российского рыбопромыслового флота.
Добывающий флот России в двухтысячные годы пополнился 46 единицами судов, в том числе 35 единиц, в основном малотоннажные, построены на российских предприятиях. Но основное пополнение флота осуществлялось бывшими в эксплуатации судами, приобретенными за границей. В то же время крупнотоннажный добывающий и приемно-транспортный флот практически не пополнялся ввиду отсутствия на рынке предложений, приемлемых для судовладельцев рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли.
Компания-Инициатор проекта с вводом в эксплуатацию нового судостроительного комплекса получила возможность выпускать в регионе дополнительно до 6 ед. в год высокотехнологичных морских судов длиной до 100 м, шириной до 20 м и спусковым весом до 3 000 т. Продукцией ОАО «Пелла» станут экологически чистые морские рыбопромысловые суда: краболовы и ярусники (50 м), траулеры (60 м), траулеры с первичной обработкой на борту (70 м), а также траулеры-процессоры (80 м).
На новых мощностях планируется также строительство мощных и высокоманевренных судов технического флота и других специальных судов, в т.ч. усиленного ледового класса.
Строительство и предпроектные расчёты:
Приведено описание необходимых площадей и производственных помещений, которые будут предназначены для строительства высокотехнологических судов технического флота, транспортных и рыбопромысловых судов с максимальной спусковой осадкой 5,5 м, наибольшей массой 3 000 т. Приведено описание зданий и сооружений завода, рассмотрены вопросы обеспеченности инженерными ресурсами.
Обоснование технологических решений:
Подробно рассмотрены технологические процессы и оборудование, используемые при строительстве перечисленных судов. Приведены описание и основные технические характеристики оборудования, которое планируется использовать на каждом из этапов производства: в корпусообрабатывающем, сварочном, трубообрабатывающем и других цехах.
Специфика работы над проектом:
Финансовая модель, бизнес-план проекта и пакет сопутствующих документов были подготовлены в соответствии с требованиями областного закона № 113-ОЗ «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области».
Источник: prcs.ru
Как создают первую в России верфь крупнотоннажного судостроения «Звезда»
В ходе рабочей поездки в Приморье президент России Владимир Путин посетит судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда»). После ввода в эксплуатацию он станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения и будет выпускать целую линейку средне- и крупнотоннажных судов и морской техники, в том числе танкеры, газовозы, элементы буровых платформ, суда снабжения и сейсморазведки.
Уверен, что коллектив предприятия хорошо понимает масштаб и важность стоящих задач, сделает все необходимое, чтобы создать здесь конкурентоспособный центр судостроения, готовый производить самую современную и востребованную продукцию. «Звезда» обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей России и мира
Где строят и что будет
ССК «Звезда» строится в городе Большой Камень Приморского края. Проект реализуется консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк».
Базой для новой верфи стал дальневосточный завод «Звезда». Это единственный на Дальнем Востоке завод, специализирующийся на ремонте, переоборудовании и модернизации атомных подводных лодок и кораблей с атомной энергетической установкой. Его технические возможности позволяют изготавливать, поднимать и перемещать плавучие сооружения весом до 13,5 тыс. тонн.
Новая верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. Это, в частности, танкеры водоизмещением до 350 тыс. тонн, газовозы емкостью до 250 тыс. куб. метров, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа.
Генеральный директор ССК «Звезда» с 2016 года — Сергей Целуйко. Ранее он работал главным строителем судов снабжения на ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург).
Кому принадлежит
Первоначально учредителями судоверфи, чья стоимость оценивалась в $1 млрд, выступали ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, на тот момент — в составе Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) и крупная южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding Дальневосточный проектный институт «Востокпроектверфь».
17 декабря 2015 года у строящейся верфи появилось юридическое лицо — из состава АО «ДВЗ «Звезда» было выделено ООО «ССК «Звезда». По данным «Спарк-Интерфакс», в новом предприятии у ДВЗ осталось 0,010% акций. 99,99% получило акционерное общество «Современные технологии судостроения» (СТС). До 2017 года оно на паритетной основе принадлежало Газпромбанку и «Роснефти».
В феврале 2017-го стало известно, что в рамках финансирования «Звезды» 89% акций АО «СТС» выкупил государственный холдинг «Роснефтегаз» (основной владелец «Роснефти»).
Как проходит строительство
Строительство судоверфи ведется с 2009 года. На основе проекта постановления правительства РФ от 28 января 2016 года создана территория опережающего развития (ТОР) «Большой Камень», ССК «Звезда» стал ее первым резидентом.
- Проект реализуется в два этапа.
1 сентября 2016 года в присутствии президента РФ Владимира Путина на площадке предприятия были сданы в эксплуатацию блок корпусных производств и окрасочные камеры.
8 сентября 2017 года Владимир Путин принял участие в церемонии запуска в эксплуатацию тяжелого достроечного стапеля с передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники.
Открытый стапель оснащен мощным крановым хозяйством: в его состав входят четыре башенных крана грузоподъемностью по 100 тонн, два козловых крана грузоподъемностью по 320 тонн, а также самый большой кран в России «Голиаф» грузоподъемностью 1 тыс. 200 тонн (построен китайской компанией China Heavy Industry Corporation).
24 июля 2018 года на верфь был доставлен один из ключевых ее элементов — плавучий транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тыс. тонн, построенный по российскому заказу в Циндао (КНР) компанией BSIC.
- Сдача всех объектов первой очереди намечена на 2019 год.
Вторая очередь строительства предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для постройки крупнотоннажных судов и офшорной техники. Планируется, что поэтапный ввод комплекса в эксплуатацию будет завершен в конце 2024 года.
В начале 2017 года стоимость проекта оценивалась в 145,5 млрд рублей. В октябре 2017-го стало известно, что правительство РФ в 2018–2022 годах может выделить ССК «Звезда» субсидии в размере 5,9 млрд рублей.
Численность сотрудников верфи в сентябре 2018 года — около 1 тыс. 500 человек, из них 89% — жители Дальнего Востока. Планируется, что к 2024-му на «Звезде» будут работать около 7 тыс. 500 человек.
Закладка судов и портфель заказов
Пилотную загрузку комплексу обеспечивает нефтяная компания «Роснефть», заключившая с ДЦСС эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях «Звезды».
8 сентября 2017 года президент РФ Владимир Путин принял участие в закладке четырех многофункциональных судов снабжения для «Роснефти». Суда получили имена «Владимир Мономах», «Александр Невский», «Екатерина Великая» и «Святая Мария».
По состоянию на сентябрь 2018 года в портфеле заказов ССК «Звезда» — 26 контрактов на строительство судов:
- десять танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе;
- десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тыс. тонн;
- арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тыс. тонн;
- суда снабжения.
По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, «Звезде» для «выхода на позитивную экономику работы» до 2035 года нужно получить портфель в 178 судов.
В 2017 году комплекс начал оформление документов для получения лицензии на атомное судостроение. В июле этого года замминистра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев заявил, что на Дальнем Востоке будет построен перспективный атомный ледокол «Лидер». Решение о том, какое именно предприятие будет создавать ледоколы этого типа, президент РФ Владимир Путин озвучит на Восточном экономическом форуме.
Источник: tass.ru