С 2018 года в Ростовской области реализуется один из крупнейших инфраструктурных проектов России – строительство Багаевского низконапорного гидроузла. Возведение этого гидротехнического сооружения было запланировано еще в 1948 году комплексной программой по строительству Волго-Донского водного пути. Сегодня Волго-Донской путь – это наиболее загруженная часть Единой глубоководной системы европейской части России. По водной магистрали международного значения осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок и проходят основные экспортно-импортные грузопотоки.
Безопасность объекта для населения как приоритетная задача
Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»
Однако в настоящее время на участке пути от Кочетовского гидроузла до города Аксай в Ростовской области наблюдается значительное обмеление. Это не только существенно ограничивает пропускную способность Единой глубоководной системы, но и создает ряд других проблем: снижение уровня безопасности условий судоходства, ограничение водоснабжения многих населенных пунктов в низовьях реки, негативное влияние на развитие промыслового рыболовства и др. Строительство Багаевского гидроузла, результатом которого станет увеличение глубины реки Дон ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров, призвано решить эти проблемы и создать условия для эффективного системного развития транспортной инфраструктуры.
Видеообзор строительства Багаевского гидроузла (ноябрь 2022)
Строительству гидроузла предшествовали многочисленные инженерные изыскания и научные исследования, проведенные в ходе проектирования. Приоритетной задачей стало обеспечить безопасность объекта для окружающей среды и местного населения. Для этого специалисты создали модель гидроузла в масштабе 1:100. В ходе испытаний на модели экспертами были проверены основные параметры объекта и отработаны различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе строительства и эксплуатации гидроузла, в частности варианты защиты берегов на случай катастрофических паводков.
Проектная документация прошла не только обязательную государственную экспертизу, но и две независимые общественные экологические экспертизы, выполненные в установленном действующим законодательством порядке. По результатам этих экспертиз сделаны однозначные выводы о соответствии проектных решений экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. После тщательных изысканий была определена оптимальная, более низкая по сравнению с первоначальным предложением, отметка нормального подпорного уровня водохранилища, обеспечивающая необходимые судоходные габариты при существенном снижении негативного воздействия на окружающую среду. При снижении нормального подпорного уровня оптимизируются также и параметры водохранилища – сокращаются необходимый объем для заполнения и площадь зеркала водохранилища, увеличивается его проточность.
Реализация проекта
Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В апреле 2018 года стартовал первый этап, в ходе которого выполняются работы подготовительного периода.
Строительство Багаевского Гидроузла
Подготовительные работы включают в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.
На начальном этапе были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве Дона обнаружены фрагменты ряда затопленных судов. Среди них идентифицированы части двух бронекатеров проекта 1125 Азовской военной флотилии, подорванных и затопленных экипажами в июле 1942 года в период наступления немцев. Крупногабаритные фрагменты извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.
Поднятые артефакты времен Великой Отечественной войны переданы в народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».
Также были соблюдены ограничения на выполнение работ в пойме реки Дон в период с 1 марта по 31 сентября, связанные с нерестом и скатом молоди рыб. Эти меры в первую очередь были предусмотрены для минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе на водные биологические ресурсы.
В связи с вышеперечисленными факторами, а также неблагоприятными погодными условиями начать полномасштабные дноуглубительные работы удалось только в декабре-январе 2018-2019 гг.
До начала нерестового периода 1 апреля на строительной площадке активно велись дноуглубительные работы и намыв площадок объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения через пульпопровод протяженностью 1300 метров.
По окончании нерестового периода и получения согласования территориального органа Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству работы продолжились и в настоящее время находятся на завершающей стадии, ведется планировка площадки под требуемую отметку и работы по формированию откосов.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия зимы 2018-2019 годов и вынужденные задержки в реализации проекта, выполнен объем работ, необходимый для пропуска судов через левый рукав Дона. Судоходство в левом рукаве было открыто по направлению вверх в одностороннем режиме.
Важность этого момента заключается в возможности обеспечения судоходства в период намыва площадок стройбазы на правом берегу с пересечением пульпопроводами существующего судового хода.
После получения разрешения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в период ската молоди (с 1 июня по 30 сентября) продолжены дноуглубительные работы для обеспечения параметров пути, необходимых для прохода судов с полной осадкой. 8 сентября состоялось переключение судового хода. На месте старого участка русла будут возведены сооружения напорного фронта.
Практически завершено строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта.
Уже построена временная линия электропередач, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного периода.
Также в ходе реализации первого этапа предусмотрен ряд природоохранных мероприятий. В соответствии с заключением Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству предусмотрен выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон, проводится еженедельный мониторинг экологической обстановки, для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Завершение работ подготовительного этапа запланировано на декабрь 2019 г.
Второй этап строительства Багаевского гидроузла – это возведение и устройство ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды на Дону.
Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву реки. Устройство рыбопропускного шлюза и уникального рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.
Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.
Завершение строительства гидроузла запланировано на 2023 г.
Эффективная схема взаимодействия
Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП
Инспекция портконтроля бассейна за 10 месяцев 2019 г. выполнила 673 проверки, в результате которых выявлено 2543 нарушения обязательных требований, временно задержано 44 судна. Процент временных задержаний от общего количества проверок составляет 6,5%.
Основной причиной временных задержаний судов в навигацию 2019 г. стало нарушение экипажами судов требования п. 109 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. К началу навигации многие компании не обеспечили готовность экипажей морских судов и судов река-море плавания для работы на внутренних водных путях. Члены экипажей, имеющие морские дипломы и несущие навигационную ходовую вахту, не имели свидетельств о прохождении проверки знаний «Правил плавания судов по внутренним водным путям». Морской диплом в таком случае не подходит.
За этот период навигации ИГПК выявлено 14 административных правонарушений, составлено 14 протоколов, материалы переданы в Южное УГМРН Ространснадзора, возвратов не было. Здесь инспекция кроме основных нормативно-правовых актов РФ руководствуется Распоряжением Ространснадзора и Росморречфлота № АК-281-р (фс), № АД-238-р от 20.06.2014 «О взаимодействии капитанов морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальных управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов». Разработанная в 2016 г. схема взаимодействия ИГПК, ЮУГМРН Ространснадзора, Волго-Донской транспортной прокуратуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, эффективна в применении.
К транспортным происшествиям на водных путях приводят нарушения обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта. Работа инспекции бассейна направлена на их выявление, устранение и, как следствие, снижение аварийности в бассейне.
Дипломирование
Служба аттестации, дипломирования и выдачи УЛМ Администрации оказывает услуги:
1. Дипломирование членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, лоцманов.
2. Оформление и выдача удостоверений личности моряка (УЛМ), оформление и выдача мореходных книжек (МК), внесение записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверка судовых ролей.
Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.
За оказанием услуг в службу обращаются Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта, около 450 судовладельческих и крюинговых компаний.
По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам, а также смежным организациям.
За десять месяцев 2019 года оформлено 1354 удостоверения личности моряка и 446 мореходных книжек, внесено записей о служебном положении на судне в мореходные книжки – 451, выдано 297 рабочих речных дипломов, 204 квалификационных свидетельства, 1189 свидетельств о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП; прошли аттестацию 12 специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию судов (СУБ).
Регистрация флота
В Администрации по состоянию на 01.11.2019 зарегистрировано 736 судов, за 10 месяцев 2019 г. осуществлено свыше 370 регистрационных действий.
Для актуализации данных реестра отделом государственной регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами так называемых «призраков» – конструктивно погибших судов.
Публичность судовых реестров обеспечивает задачу своевременного информирования. Отдел работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными управляющими и др. За 10 месяцев 2019 года осуществлено около 900 информационных действий.
На сайте Администрации размещены ссылки на законодательство, регламентирующее процедуры регистрации, а также контактные данные, позволяющие оперативно получить квалифицированную консультацию непосредственно начальника отдела. За истекший период года сотрудниками отдела оказано судовладельцам более 550 консультаций.
При этом есть и неразрешенные пока проблемы. В первую очередь это острая необходимость приведения Правил государственной регистрации судов в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами служб капитанов морских портов.
Упрощение процедур регистрационных действий для судовладельцев, а также сокращение сроков регистрации являются первоочередными задачами.
Источник: www.morvesti.ru
Как идет строительство Багаевского гидроузла, рассказали руководители проекта
Ростовская область, 7 октября 2022. DON24.RU. График работ по строительству Багаевского гидроузла сверили в ходе выездного совещания под председательством заместителя министра транспорта РФ Василия Десяткова. К данному моменту на объекте ведут активную подготовку к бетонным работам.
Руководитель проекта «Строительство Багаевского гидроузла» группы компаний «Стройтрансгаз» Тагир Ахмедов сообщил, что сейчас производится завоз строительных материалов, в том числе для основного котлована. Запущен первый бетонный завод, идет устройство второго. Всего на объекте планируют использовать 430 тысяч кубометров бетона.
«До конца года закончим разработку грунта на рыбоходно-нерестовом канале и устройство тракта канала», – рассказал Тагир Ахмедов.
К данному моменту полностью готовы и действуют стационарный автозаправочный комплекс и пневмоангар для ремонта и обслуживания техники.
Представитель проектной организации АО «Акватик» Андрей Фролов рассказал, что только в створе гидроузла планируют переместить порядка девяти миллионов кубометров грунта. Часть складируют на специальных площадках, а из качественного грунта выполнят насыпные сооружения. Они послужат основанием под будущее капитальное строительство. Также в створе гидроузла выполнят берегоукрепление и устройство дамб. Их устройство начнут в ближайшее время.
«В условиях маловодности обеспечить безопасность судоходства на Нижнем Дону становится все труднее. Строительство гидроузла позволит не только увеличить гарантированные глубины судоходных путей, но и значительно улучшить условия работы всего водохозяйственного комплекса. Мы готовы оказывать коллегам всю необходимую помощь для успешной реализации этого крупнейшего инфраструктурного проекта», – сказал первый замминистра транспорта Ростовской области Василий Гойда.
Строительство Багаевского гидроузла началось в 2018 году. Процесс включает два этапа. Первый — подготовительный — завершился в декабре 2019 года, Срок окончания второго – декабрь 2024 года. В ходе основного этапа построят судоходный шлюз, верхний и нижний подходные каналы с причалонаправяющими сооружениями, водосбросную плотину, рыбопропускной шлюз, рыбоходно-нерестовый канал, подъездную дорогу , водозабор, защитные дамбы, выполнят берегоукрепление. Планируется, что гидроузел начнет функционировать с начала навигационного периода 2025 года.
Работы ведут за счет средств федерального бюджета. Стоимость реализации проекта – около 31 млрд рублей.
Источник: rostovnadonu.bezformata.com
Гидроузел проблем. Почему забуксовал Багаевский «проект века»?
Нынешней весной исполнилось три года с того момента, как под медь оркестра на острове Арпачин был заложен первый камень строительства Багаевского гидроузла. И ровно год, как, согласно первоначальным планам, это масштабное сооружение должно было начать работать.
Так привлекательно выглядит Багаевский гидроузел в макете. Что нам стоит дом построить.
Но вместо этого мы имеем срытый практически полностью остров Арпачин. Здесь на первом, подготовительном этапе строительства появились причал стройбазы, судоходная прорезь в левом рукаве Дона и линия электропередачи. Были также намыты основания под будущие гидросооружения. На этих работах подрядчик – АО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко – освоил 667,2 млн рублей.
После чего дело прочно застопорилось. Сдвинуть проект с мели, на которую он сел в 2020 году, опоздав с завершением первого этапа больше, чем на год, не удается до сих пор. Громы оркестров окончательно стихли, сменившись недоуменными вопросами и взаимными упреками. И все – под глухой ропот изначально недовольной проектом общественности.
«Росморречфлот» начинает и…
А как славно все начиналось! В 2016 году проект гидроузла, расположенного на Дону, на 3089-м километре Единой глубоководной системы, в створе хутора Арпачин, что неподалеку от станицы Багаевской, был включен в «Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года». Кроме того, проект стал частью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Под создание гидроузла Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот») зарезервировало без малого шесть тысяч гектаров плодороднейшей багаевской земли.
Стартом строительства Багаевского гидроузла послужила закладка символического первого камня. Церемонию провели в апреле 2018 года.
Общая стоимость всего гидросооружения с учетом обустройства водохранилища оценивалась в 22 млрд рублей. Что сопоставимо с инвестициями в строительство аэропорта «Платов» и заметно больше затрат на воздвижение стадиона «Ростов Арена» – двух знаковых донских объектов той поры. Сроком окончания строительства в «Стратегии» был указан 2020 год.
Новой водный объект мыслился как система, которая должна помочь поднять уровень воды в нижнем течении Дона и тем самым покончить с маловодьем, уже который год мучающим Ростовскую область. А значит, обеспечить по Дону стабильные перевозки грузов. Не новая, надо сказать, идея. Впервые о создании на Нижнем Дону каскада гидроузлов заговорили еще больше ста лет назад. Совсем, как понимаете, в иную пору…
Таким был остров Арпачин еще вчера.
По прогнозам заказчика – Азово-Донской бассейновой администрации, – озвученным ее руководителем Сергеем Гайдаевым, весь проект должен был окупиться за десять лет. Но, прежде чем что-то окупать, его надо построить. А с этим как раз и возникли проблемы.
«Русские вопросы» на остатках острова Арпачин
Известно, что уже на начальном этапе вся «багаевская дебютная идея» встретила неприятие самых разных слоев населения области. Пока проект проходил все необходимые этапы: общественные слушания, экспертизу, поиск подрядчика, – кто только не высказывался по его поводу.
«Наше время» внимательно следило за развернувшейся дискуссией, во многом разделяя сомнения противников строительства гидроузла. Этой проблеме была посвящена не одна публикация. На страницах газеты высказывались и противники, и сторонники проекта. Каждый пытался ответить на вопросы «с чего начать?» и «что делать?». И, конечно, «кто виноват?».
Представлен был полный комплект традиционно русских вопросов.
Таким остров стал сегодня.
Экологи и природоохранные активисты-общественники опасались дальнейшего оскудения рыбных запасов. По их мнению, появление на Нижнем Дону еще одного гидроузла может этот процесс только ускорить. Гидрологи сомневались в способности проекта остановить обмеление Дона. Жители хутора Арпачин переживали за судьбу своих домов, которые могли оказаться в зоне затопления или вблизи ее.
Экономисты отказывали проекту в возможностях оживить судоходство по Дону, видя тут нарушение базового принципа — комплексности использования водных путей. Все вместе указывали на такое последствие реализации «багаевского проекта», как уход под воду тысячи с лишним гектаров чернозема, что называлось недопустимым расточительством.
В спорах доставалось и областному правительству. Оно, в представлении противников строительства, лоббировало далеко не безупречное начинание. Хотя справедливости ради следует признать, что позиция областной власти всегда была несколько иной. За что действительно она выступала, так это за строительство в районе станицы Багаевской порта для перевалки сельхозпродукции.
Такой коммерческий проект родился лет десять назад. Разработало его ООО «Техноком». На сумму почти в 2 млрд рублей предполагалось построить зерновой терминал годовой мощностью 50-100 тыс. тонн со всем необходимым складским и причальным хозяйством. Однако через три года на фоне набирающего силу экономического кризиса от проекта пришлось отказаться. И тогда впервые прозвучала идея создания Багаевского гидроузла, донесшаяся на Дон из «Росморречфлота».
Надо сказать, панацеей ее в руководстве области не считали. В областном минтрансе, насколько известно, с самого начала видели все противоречия проекта. Но надо было что-то предпринимать на фоне усиливающегося маловодья и связанного с этим сокращения грузопотока по водным путям региона. К 2016 году он упал на целую треть.
Идее создания каскада гидроузлов в нижнем течении Дона уже больше века.
Бороться с обмелением Дона предлагалось посредством искусственного подъема уровня при помощи шлюзов нового гидроузла, который вместе с Кочетовским и Константиновским гидроузлами составил бы систему, позволяющую регулировать всю нижнедонскую гидрологию. При этом ученых и практиков, предлагавших для этого просто основательно почистить русло Дона, почему-то не услышали. Скорее всего, не устроила необходимость время от времени повторять достаточно дорогую операцию радикальной очистки.
Однако к возражениям противников строительства, тем не менее старались прислушиваться. Так, в проекте еще до передачи его на экспертизу учли дополнительные меры, направленные на минимизацию подтопления близлежащих территорий. Соответственно, собственникам земель или строений на затопляемой территории предусматривались компенсации. Уже на первом этапе строительства в порядке компенсации ущерба для популяции рыб в Дон выпустили больше миллиона мальков осетровых. Включили в проект еще ряд компенсационных мероприятий.
Конечно, все это затягивало стройку. Но не останавливало ее. Остановило совсем другое.
За ценой не постоим?
Сказать наверняка сложно, но, похоже, что эхо донских борений докатилось до столичных пределов. И в Москве не то чтобы совсем уж охладели к проекту, но финансирование его урезали. Пару лет назад деньги, предусмотренные для продолжения строительства на Дону, перенаправили на нацпроект «Безопасные и качественные дороги». Одновременно заморозили, а фактически отказались от строительства Нижегородского низконапорного гидроузла, заменив его дноуглубительными работами. Плюс к тому последовало решение о дополнительном сокращении финансирования строительства Багаевского гидроузла еще на 8 млрд рублей.
Все это автоматически сдвигало сроки реализации проекта. И теперь второй этап строительства у Багаевской вместо 2020 года должен завершиться в 2023 году. Но мало того, что строиться спорное гидросооружение будет дольше, так еще и обойдется дороже. Стоимость контракта, указанная в начале июня этого года в анонсе торгов на проведение работ в рамках второго этапа строительства, превысила 21 млрд рублей. Сравним с первоначальными 19 млрд — и, думается, никаких добавочных пояснений не понадобится.
Однако дальше — больше. После ряда предпринятых Азово-Донской бассейновой администрацией неудачных попыток выявить путем торгов подрядчика второго этапа строительства стоимость контракта, заявленная на назначенном на 23 сентября аукционе , составляет уже почти 28 млрд рублей.
Как завещал товарищ Троцкий
Надо заметить, эта попытка определиться с подрядчиком — уже шестая. Большинство предыдущих срывалось по причине отсутствия желающих браться за спорный, да к тому еще и обделенный финансированием проект. Казалось, одно время появилась в этом вопросе желанная ясность: в ходе предыдущих торгов победил все тот же «Стройтрансгаз», будучи при этом единственным поставщиком услуг. Но тут в дело ожидаемо вмешалась ФАС. И своим решением от 30 августа опротестовала результаты и сам ход торгов.
Мотивы антимонопольщиков заняли добрый десяток из 12 листов решения, которым «Росморречфлоту» отказывалось в согласовании возможности заключения контракта со «Стройтрансгазом». Основные резоны: многочисленные недостатки в оформлении конкурсной документации и игнорирование целого ряда правовых нюансов. Это, по оценке специалистов ФАС, содержит признаки административного правонарушения и нарушения Закона о контрактной системе. Федеральному агентству предписывалось устранить все претензии в части нарушения закона. Плюс к тому организаторам торгов еще придется ответить за нарушения КоАП.
Принятое тремя днями ранее решение обязывало устранить все нарушения в оформлении конкурсной документации и объявить новую дату торгов. Что, как видим, и было сделано. Но даст ли очередная попытка результат — большой вопрос.
На недавнем межрегиональном совещании по оздоровлению Дона и донского бассейна о Багаевском гидроузле не вспоминали.
Ведь когда знакомишься со всей затянувшейся историей так и не начатого второго этапа строительства близ Багаевской, складывается впечатление, что ситуация устраивает все стороны. Или же все они махнули на проект рукой и ждут, куда вывезет кривая.
На Дону за это время сменилось два министра транспорта. Центр внимания плавно переместился в сторону программы оздоровления Дона. Ход ее реализации, под которую выделяется 105 млрд рублей, как раз не так давно обсуждался на межрегиональном совещании в Волгодонске с участием губернаторов Ростовской и Волгоградской областей.
Среди мер оздоровления назывались строительство рыбоходного канала на Кочетовском гидроузле, а также реконструкция действующих и создание новых комплексов водоочистки во всех регионах донского бассейна. Ни слова не было сказано лишь о проекте Багаевского гидроузла. А ведь чисто формально он, внесенный во все мыслимые стратегии, казалось бы, как никакой другой, вписывается в тематику оздоровления.
И лишь «Росморречфлот», как зачарованный, продолжает прославлять идею строительства Багаевского гидроузла. В, опубликованном на днях интервью руководителя агентства Андрея Лаврищева порталу korabel.ru этот проект называется «высшим приоритетом» и исключительно действенным способом в борьбе с маловодьем.
Но очевидно, что ситуация зависла. Этакое «ни мира, ни войны», известное еще со времен товарища Троцкого. Тот, хотя в силу естественных причин никакого понятия не мог иметь о «багаевском проекте», формулу выдал универсальную.
Только едва ли произвольную консервацию такого промежуточного состояния, в каком оказался проект Багаевского гидроузла, можно признать продуктивной. Хотя бы уже потому, что каждый день простоя здесь оборачивается ростом цены вопроса. И может настать день, когда от проекта придется отказываться как раз из-за непомерной дороговизны. А уже затраченные сотни миллионов — списывать.
Так не лучше ли, набравшись политической смелости и воли, уже сейчас поставить крест на незаладившемся деле? А еще попытаться подумать, к чему можно приспособить уже сделанное. Или же реанимировать проект. Но тогда это уже должно быть совсем другое гидросооружение. Не по канонам вековой давности выстроенное. Принципиально иное.
Какое и по каким технологиям создаваемое — над этим стоит хорошо подумать.
Источник: www.nvgazeta.ru