Проектирование в строительств виды проектов

Типовое проектирование — это система разработки строительных проектов, основанная на типизации зданий или их фрагментов в целях многократного повторения в строительстве. Она применяется особенно широко в строительстве жилых, промышленных объектов и массовых типовых общественных зданий.

Основная цель типового проектирования — обеспечение возможности внедрения в строительство наиболее современных для рассматриваемого отрезка времени технологических и архитектурно-конструктивных решений. При типовом проектировании за основу берется стандарт — государственный или общественный, официально закрепленный в документах или принятый де-факто, обеспечивается необходимый уровень качества решений, соответствующий материальным возможностям инвесторов (включая государство) в период действия типового проекта. Типовые проекты предназначаются для многократного применения, поэтому они должны быть безукоризненными по функциональному и конструктивному решениям, а также обеспечивать экономичность и индустриализацию строительства. Их суть — оптимальность но признанным критериям в какой-то области применения. Это область равноэкономичных (равноэффективных) решений, отличающихся значениями показателей эффективности, не превышающими некоторого допуска.

Итоги 2022 года | Проектирование зданий | Строительство

Типовое проектирование было широко распространено в СССР, о чем упоминалось выше (см. § 3.1). Методическое руководство работой в данном направлении осуществлялось централизовано с момента создания в 1931 г. Центральной библиотеки чертежей и литературы по строительству, впоследствии переименованной в Центральный институт типового проектирования (ЦИТП). Последним по времени документом, регулирующим деятельность в рассматриваемой области, стал документ СН 227—82 «Инструкция по типовому проектированию».

Типовые проекты энергоблоков, станций, отдельных зданий и сооружений выполнялись во всех проектных институтах энергетического профиля (Энергосетьпроект, Сельэнергопроекг, Теплоэлектропроект, ВНИПИэнерго- пром, Гидроэнергоироект, Атомтеплоэлектронроект). Широкое применение находили типовые насосные станции, котельные, трансформаторные подстанции, воздушные ЛЭП, разработанные в проектных институтах Сантех- проект, Гипрокоммунэнерго, Гражданпроект, ведомственных институтах отраслей промышленности. Статус «типовой проект» присваивался Госстроем СССР с указанием срока его действия. Распространением документации занимались организации, входящие в Центр научно-технической информации (ЦНТИ), Центральный институт информации по строительству и архитектуре (ЦИИС, в разное время — ЦИНИС, ВНИИИС, ВНИИНТПИ) и сами разработчики.

Особенно много типовых проектов было выпущено в сфере общепромышленной, сетевой и станционной электротехники. И это было не случайно, так как типизации и многократному использованию легче всего подлежат устройства и сооружения достаточно массового применения, с узким набором функциональных свойств, конструируемые из взаимозаменяемых деталей достаточно широкой номенклатуры, легко состыковывающиеся по основным материальным и (или) энергетическим коммуникациям. В типовых блочных устройствах всегда либо осуществляется достаточно простое преобразование одного вида энергии (движения) в другой, либо, что встречается чаще всего, обращается энергия одного вида (движение одного типа). И, конечно, к типизируемым относятся строительные конструкции, целые блоки, где энергия не обращается и не преобразуется (кроме энергии деформации).

Метод проектов. Виды проектов

Изделия электротехники, из которых можно «набрать» любую электроустановку, практически как из детского конструктора, лучше прочих соответствуют перечисленным условиям. Этому способствует легкость преобразования и передачи электрической энергии, что делают её практически универсальной в различных сферах использования. Не случайно уже в наше время все больше производственных компаний предлагают поставлять целые подстанции, достаточно сложные по первичным схемам и числу присоединений, чего не было вплоть до середины 90-х годов прошлого века.

Вообще говоря, типизации решений, унификации различного рода производственных модулей способствует их компактность, а в аипаратострое- нии — миниатюризация. Это вызвано двумя основными причинами.

Одна из них относится к области психологии: наличие чего-то достаточно малого по геометрическим размерам и относительно дешёвого заставляет не обращать внимания на его внутреннее устройство, пусть и не оптимальное для применения в широких пределах. Наверное, человек чрезвычайно чувствителен к пространству и при создании любых технических систем подсознательно в первую очередь обращает внимание на его комфортное (с его точки зрения) заполнение. Другая причина — технологическая. Компактность, модульность (опять-таки без необходимости разбираться во внутреннем устройстве) позволяют ускорить процессы конструирования и производства оборудования, проектирования и строительства объектов, а также облегчить их эксплуатацию в части технического обслуживания и ремонта (мы не затрагиваем здесь вопросы применения по назначению и протекания жизненного цикла технических систем).

Начиная с 2000 г. предпринимались попытки упорядочить создание, хранение и применение типовой проектной документации в новых экономических условиях. В частности, был сформирован Федеральный фонд нормативной, методической и типовой проектной документации для строительства, эксплуатации зданий, сооружений и жилищно-коммунального хозяйства на базе Государственного унитарного предприятия «Центр проектной продукции в строительстве» (ФГУП «ЦПП»), Предполагалось, что он станет собранием подлинных документов (либо дубликатов подлинников), включающих в себя нормативную и типовую проектную документацию, а также методические указания, рекомендации, руководства, пособия и другую документацию по различным вопросам проектирования, строительства и эксплуатации возведенных объектов и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд начал формироваться из утвержденной типовой проектной документации на здания и сооружения, конструкции, изделия и узлы на основе экономичных перспективных разработок с использованием апробированных технологических, архитектурно-строительных, объемно-планировочных, конструктивных решений, позволяющих осуществлять возведение объектов прогрессивными методами и их надежную эксплуатацию. Далее должно было произойти его превращение в систематизированное собрание комплектов подлинников нормативной, методической, типовой и другой документации по проектированию, строительству и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений, утвержденной, одобренной или рекомендованной для применения федеральным органом по архитектуре и градостроительству. Вступил в действие также СНиП 11-03-2001 «Типовая проектная документация», который устанавливает состав, порядок разработки, утверждения и использования при проектировании и строительстве типовой проектной документации.

Впоследствии ФГУП ЦПП было преобразовано в Открытое акционерное общество «Центр проектной продукции в строительстве» (ОАО «ЦПП»), которое планировалось превратить в ведущую организацию по изданию, распространению и ведению фонда нормативной (технические регламенты, СНиП, ГСН, ГЭСН, ФЕР, ГОСТ, ГОСТ Р, СП, СанПиН, СТО и др.) и методической (рекомендации, инструкции, указания) документации по строительству, архитектуре и эксплуатации зданий и сооружений (в фонде имелось в наличии более 2000 наименований литературы). Кроме того, ОАО «ЦПП» стало держателем фонда типовой проектной документации (более 6000 наименований для всех видов строительства) и распространяло ее на бумажном и электронном носителях. ОАО «ЦПП» также выполняло сертификацию проектной документации на строительные конструкции и объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений. Центр прошёл аккредитацию в качестве органа по сертификации в системе ГОСТ Р.

Читайте также:  Разрешение на строительство гтс

В соответствии с письмами Госстроя России от 7.12.2000 г. № АШ-5630/1 йот 15.04.2003 г. № НК 2268/23 издания ОАО «ЦПП» на бумажном носителе, имеющие на обложке соответствующий голографический знак, рассматривались как официальные.

Однако сама концепция типового проектирования, основанная во многом на прежних понятиях об интеллектуальной собственности и её цене, не выдержала испытания временем. Дело в том, что правообладателями любой документации являются лица, оплатившие её разработку, т.е. заказчики, инвесторы, которые «просто так» её не отдадут ни в какой фонд. Собственники готовы торговать такими нематериальными активами, как проекты, но хотят получать за это сумму, не меньшую, чем собственные затраты, а они могут достигать нескольких сотен миллионов рублей. Поэтому пришлось изменять концепцию, подстраивая её под либерализованную экономику и проводимую политику технического регулирования, что нашло отражение в ряде нормативно-правовых документов.

Однако основополагающий документ, регулирующий весь процесс создания и утверждения ПД, РД, — Градостроительный кодекс — не содержит упоминания об институте типового проектирования. Единственный документ высокого юридического уровня, где определяется понятие «типовая проектная документация» и приводятся связанные с ней правовые нормы, — это Постановление Правительства РФ от 5.03.2007 г. № 145 [11.1], регулирующее порядок государственной экспертизы ПД. В утвержденном данным постановлением документе «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» указано следующее:

«8. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В случае, если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится».

Таким образом, в Положении речь идет не о РД, а о двух разновидностях типовой ПД в традиционном понимании проектировщиков:

  • 1) «собственно» типовой ПД— ПД, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно;
  • 2) модифицированной ПД— ПД, являющейся модификацией документации, определяемой п. 1), которая не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Инженерные изыскания при этом не могут быть «типовыми» и подлежат выполнению и экспертизе (в случае необходимости) при всяком применении типовой ПД. Отсюда следует, что никакой иной процедуры признания документации типовой, кроме государственной экспертизы, не нужно, но остается открытым вопрос, кто и в какой момент признает типовой документацию в соответствии с н. 2). Кроме того, формально отсутствует распространение понятия «типовая» на рабочую документацию, что является наиболее привлекательным фактором для практического использования всей рассматриваемой области проектирования.

Во исполнение требований [11.1] Минрегион РФ разработал и утвердил признаки отнесения ПД к типовой в документе «Положение о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства» [15.9]. Правила применения типовой документации, её оформления и привязки даны в ГОСТ Р 21.1101—2009.

Типовой считается ПД, если имеются:

  • 1) положительное заключение государственной экспертизы по применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее, чем за 3 года до дня принятия решения о повторном использовании ПД;
  • 2) заключение органа государственного строительного надзора (если он осуществлялся с учетом законодательства о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой проектной документации, требованиям такой проектной документации и иным нормативным правовым актам;
  • 3) документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, для которых эта документация может применяться, условиям, в которых она подлежит использованию повторно, подписанный лицом, осуществляющим подготовку типовой ПД;
  • 4) документ, удостоверяющий право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на нее принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).

Модифицированной типовой ПД (не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства) считается документация:

  • 1) соответствующая требованиям к типовой ПД;
  • 2) имеющая заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации.

В 2011 г. по инициативе Минрегиона РФ было принято постановление правительства [11.21] о создании и ведении реестра типовой проектной документации. В этом документе было установлено, что «. в реестр подлежит включению информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения и которая рекомендуется для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства за счет или с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов».

Таким образом, каких-либо требований по внедрению типового проектирования в промышленности государством не предъявлено.

На взгляд автора, вышеприведенные требования делают доступность обоих видов ПД для широкого практического использования, как это было задумано авторами представленных нормативных документов, весьма проблематичным. Но это в современных экономических условиях и просто невозможно.

Для возрождения института типового проектирования в прежнем, «доперестроечном», виде нужен возврат к жесткому планированию, т.е. к социалистической экономике. Ни в одной стране мира с либеральной экономикой (к каковым причисляет себя Россия) нет каких-то централизованных фондов ПД (РД), даже собираемых для последующей продажи.

Есть обязательные требования безопасности, есть стандарты для добровольного применения (см § 5.3), есть патенты, есть, наконец, проектно-конструкторские разработки фирм—производителей оборудования, установок, технологических линий, целых предприятий. Желающие воспользоваться любым видом готовых моделей (проектов, чертежей) могут их приобрести у разработчиков напрямую (без посредничества фондов), но стоит это очень недешево. В конце концов, конструкторские чертежи единицы оборудования — это тоже типовая документация, know-how завода-изготовителя.

Читайте также:  Как отразилась на военном строительстве политика холодной войны обж кратко

Попытки пойти в нашей стране опять своим путем, в частности через саморегулируемые организации [1] , не приведет, как показывает опыт, ни к чему продуктивному и только отвлечет силы на решение утопических задач. Локальная типизация отдельных проектов и решений, вплоть до объектов в целом, реально возможна в России лишь в рамках бизнеса следующих структур:

крупных инвесторов (заказчиков), концентрирующих у себя множество ПД (РД), правообладателями которой они являются (к таким лицам можно отнести современные сетевые, генерирующие компании и объединяющие их холдинги);

производителей оборудования, установок, интеграторов, поставляющих или строящих готовые объекты (поставщики электрических распределительных устройств);

инжиниринговых компаний «полного цикла» (при наличии проектных подразделений), создающих модели энергообъектов за счет собственных средств и имеющих вследствие этого на них все права.

Кстати, в России локальной типизацией широко пользуются пока лишь производители электротехнического оборудования. В частности, строительное предприятие ОАО «ПО “Элтехника”» (Санкт-Петербург) продало лицензии на производство стационарных камер одностороннего обслуживания «Аврора» и «Онега», комплексных распределительных устройств «Волга», низковольтных комплектных устройств (НКУ) «Нева», блочных трансформаторных подстанций «Балтика» уже более чем 10 отечественным фирмам.

В то же время, по мнению В. Аргунова, председателя совета директоров компании*, типизация невозможна, да и нецелесообразна, ведь если нет разнообразия технических идей, нет и конкуренции, а следовательно, и прогресса. В связи с этим интересно отметить, что, по данным компании ЗАО «Шнейдер Электрик», в Российской Федерации насчитывается более 5 тыс. организаций, основным родом деятельности которых является производство и сборка НКУ. Часть этих компаний также предоставляет услуги по проектированию и монтажу электрооборудования.

Специалистами подмечается наличие двух диалектически связанных тенденций, которые могут исключать, а могут и дополнять одна другую. Глобальная унификация (включая типизацию конструкторской и проектной документации) не дает потребителю выбора.

Между тем приобретать он должен только лучшие с точки зрения достижения цели и эксплуатации изделия, обоснованные экономичностью их жизненного цикла (показатель цена/ качество). Среди них по этому показателю нередко выгодными оказываются, как ни странно это может показаться с первого взгляда, именно те, в которые заложены индивидуальные решения. Но в то же время именно унификация вследствие массовости, повторяемости чаще всего благоприятно сказывается и на качестве (в сторону его повышения) и на цене (в сторону понижения). Сюда же следует отнести и психологические аспекты инженерной деятельности, о которых уже упоминалось. Безусловно, для каждой области применения существует своя граница, где рассматриваемые тенденции как бы уравновешиваются, и поиск с последующим учетом этой границы является одной из самых важных сторон деятельности инжиниринговой компании, её профессиональным конкурентным преимуществом на рынке.

С вопросами типизации проектной документации тесно связаны вопросы бизнеса инжиниринговых компаний по продажам готовых моделей, вплоть до энергоблоков и целых станций (см. § 1.3). При этом обращаем еще раз внимание на необходимость разумного подхода к степени унификации решений, применения однотипного оборудования, аппаратуры, блочных устройств, строительных конструкций и материалов. Определение оптимального соотношения уникальности каждого объекта и возможностей его создания из «готовых кубиков» — предмет высокой степени компетентности и, без преувеличения, искусства специалистов инжиниринговой компании — инженеров самого разного профиля.

Источник: ozlib.com

Научная электронная библиотека

Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт относится к разряду гуманитарных проектов, смыслом и целью, которой является усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и отношений.

Ученые выделяют разные виды педагогического проектирования:

● Адаптацию к социальной среде и ее условиям и преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями и убеждениями (Г.П. Щедровицкий);

● Психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности, формирование как освоение совершенной формы действия, воспитание как взросление и социализацию и социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуется соответствующие процессы. (В.И. Слободчиков);

● Проектирование и создание проектов в интенсивных формах, к которым относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные игры и пошаговое проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации (В.П. Бедерханова).

В настоящее время в образовании развиваются три вида проектирования, различающиеся по объему преобразования, целевой направленности и результату:

а) социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

б) психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование личности и межличностных отношений, исходя из мотивации, восприятия информации, усвоения знаний, участия в деятельности, общении в рамках образовательных процессов, т.е. создания и модификации способов обучения и воспитания и форм организации педагогической деятельности;

в) образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем понимается степень обобщенности проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено в концептуальном, содержательном, технологичном, процессуальном уровнях.

Рассмотрим уровни проектирования на примере образовательного проектирования.

Содержание и структура педагогической программы развития школы. Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции, модели.

На основе комплексного анализа предыдущей работы выявляются сильные и слабые стороны работы коллектива, его творческий и профессиональный потенциал, готовность к новациям, характеризуются взаимодействие, и влияние социально-экономического окружения, делаются выводы, намечаются проблемы и ставятся задачи и общее (пока еще схематическое, в виде идеи) видение изменений. Оценки результатов диагностики подходы к взаимодействию с окружающим социумом и организация жизнедеятельности должны основываться на принципах, составляющих целостную систему. Определяются цели и конкретные задачи, понимаемые как всем коллективом, так и руководителями управления образованием. Конкретизируются и объединяются в систему те установки, которые существовали. Концептуальная часть проектирования представляет собой изложение совокупности педагогических идей и принципов, определяющих своеобразную педагогическую политику учреждения, делающую его целостной системой.

Концепция развития системы образования (как образец) может иметь следующие разделы:

● Сроки реализации концепции;

Читайте также:  Этапы строительства кирпичного забора

● Условия реализации концепции;

● Направления реализации концепции.

Продукты (ориентиры, инновационные идеи), полученные на этом уровне, носят универсальный характер и являются методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.

Содержательный уровень проектирования предполагает получение продукта функционального назначения: положения, программа развития образовательного учреждения, государственные стандарты. В качестве примера приведем один из возможных вариантов положений.

Разделы Положения о Научном обществе учащихся:

● Общие положения и задачи;

● Содержание и форма работы;

● Членство в обществе;

● Руководящие органы и общества;

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмы способа действий, должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики.

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению слайды, дидактические средства, методические рекомендации отдельных уроков или внеклассных дел, разработки учебных тем, технологии, методики, сценарии проведения праздников и др.

На каждом из обозначенных уровней проектная деятельность распространяется на проект целиком или на его отдельные структурные связи между ними. По мере перехода с уровня на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований к их решению, форме представления продукта. Преобразование педагогической действительности осуществляется на осознанной основе, анализом состояния ситуации, строится на основе постоянной пошаговой обратной связи, имеющей рефлексивную природу. Предполагает выполнение определенных мыслительных и практических процедур.

В пособии под ред. А.М. Моисеева для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем представлены этапы проектирования объекта.

Первый этап. Подготовка к проектированию

Задачи. Предварительная оценка ситуации. Признание необходимости проектирования, оп­ределение задач. Разработка концепции проектирования объекта.

Алгоритм действий. Предварительная оценка проблем, проти­воречий в объекте; определение предметов анализа; описание тех сторон объекта, которые необходимы и доста­точны для инновационного исследования содержащихся в нем проблем; формирование гипотез, обоснованных путей решения проблем; разработка концепции проектирования, установление целей и различных условий проектирования; разработка плана осуществления проектирования; формирование проектной группы, консультанта (эксперта). Разделение труда в проектной группе.

Второй этап. Предпроектный анализ

Задачи. Эмпирическое исследование и анализ состояния объекта. Выработка предложений по развитию объекта.

Алгоритм действий. Анализ организации образовательной системы школы; стратегических направлений ее развития; анализ всех элементов системы, их роли, места, соответствия социальному заказу и потребностям управляемого объекта; оценка фактического состояния, ее потенциальных возможностей в связи с предполагаемыми изменениями системы; предложения по развитию.

Третий этап. Выработка проектных решений, разработка программы действий по их выполнению

Задачи. Разработка пакета проектных решений, перестроечных программ и систем измерения.

Алгоритм действий. Выработка, анализ, оценка альтернатив; критический анализ; расширение проектных групп; расширение спектра альтернатив и выбор; принятие и формулирование решений; обсуждение, определение программы действий; документальное оформление.

Четвертый этап. Системные изменения.
Включение выработанных решений в проект

Задачи. Разработка механизмов изменения объекта; устранение барьеров на пути внедрения проекта.

Алгоритм действий. Формирование целей изменения соответственно целям проектируемой системы; определение реально существующих средств изменения объекта; моделирование изменений; конструктирование механизмов этого изменения; проверка предлагаемых средств на модели; налаживание коммуникаций, информации и т.д.; инструктажи, обучение; урегулирование конфликтов и др.

Пятый этап. Маркетизация результатов проектирования

Задачи. Обобщение результатов проектирования объекта; информирование заинтересованных сторон о проведенной реструктуризации системы, установление связей и отношений с исполнителями.

Алгоритм действий. Систематизация проверенных знаний об исходном и измененном состояниях объекта, о механизмах и способах перевода объекта из первого его состояния в следующее; разработка системы методик для исполнителей.

Таким образом, проектирование объекта носит комплексный характер, охватывает планируемые, организуемые, координируемые и контролируемые мероприятия, направленные на достижение целей. Именно комплексность проекта предопределяет и его ступенчатость и поэтапность.

Схематично весь процесс обоснования предложений по проектированию делится на три основные части: анализ действующей системы, разработка предложений по ее развитию и решений, включаемых в проект развития структуры системы как способ ее организации.

Любая деятельность человека должна строиться на базе обоснованных принципов, которые вытекают из закономерностей. Под принципами проектной деятельности подразумеваются основные положения, на которые ориентируются в процессе проектной деятельности. Общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.

Заключение: На каждом из обозначенных уровней проектная деятельность распространяется на проект целиком или на его отдельные структурные связи между ними. По мере перехода с уровня на уровень изменяется масштаб объектов проектирования и проектных задач, увеличивается степень конкретности требований к их решению, форме представления продукта. Преобразование педагогической действительности осуществляется на осознанной основе, анализом состояния ситуации, строится на основе постоянной пошаговой обратной связи, имеющей рефлексивную природу. Предполагает выполнение определенных мыслительных и практических процедур.

1. Создайте, используя ключевые слова, опорный конспект «Взаимосвязь видов и уровней педагогического проектирования».

2. Попытайтесь создать свою собственную интерпретацию текста по материалам данной лекции.

3. Разработайте презентацию «Принципы проектной деятельности».

4. Составьте тесты контроля усвоения лекции.

Рефлексия: Зафиксируйте свои внутренние личностные приращения в аффектной (эмоциональной) сфере.

1. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.

2. Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

3. Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта.

4. Цель проекта – модель желаемого конечного результата.

Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.

Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России,2001. – 384 с.

Колесникова И.А., Горчакова–Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений /
И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А.

Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.

Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е.А. Ямбург. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 128 с.

Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001.

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) / Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993.

Слободчиков В.И. Новое образование – путь к новому обществу / Школьные технологии, 1997, № 3. С. 3-6.

Источник: monographies.ru

Рейтинг
Загрузка ...