Профессиональный стандарт в строительстве это

Прочитал, что в этом году Минтруд обновил профстандарты для сотрудников, в частности для бухгалтеров. Как понять, соответствуют ли мои работники стандартам и вообще нужно ли им следовать?

Зачем нужны профстандарты

Профстандарты — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.

Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно проработать в сфере бухучета и финансов минимум пять лет. А педагог-психолог должен иметь полное высшее образование, бакалавриат тут не подойдет.

Считается, что профстандарты могут помочь определить, какой именно специалист нужен компании, с каким образованием и опытом, какие у него трудовые обязанности. Еще профстандарты помогают в обучении: можно смотреть, каких навыков не хватает вашим сотрудникам, и отправлять их учиться.

В целом же профстандарты — лишь ориентир, а не конкретная должностная инструкция. Нельзя уволить сотрудника, потому что он в чём-то отличается от профстандарта. Хотя в некоторых случаях профстандарты обязательны, но опять же не могут быть причиной увольнения.

Профессиональные стандарты: обязательны или нет?

Нужны ли должностные инструкции

Профстандарты обязательны для врачей и учителей

В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает всех строго следовать профстандартам. Они обязательны для компаний, сотрудники которых:

  • работают во вредных условиях;
  • получают льготы от государства: досрочную пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации;
  • работают с ограничениями — особыми условиями допуска. Например, когда водителю надо проходить предрейсовый медосмотр.

Но не полностью, а только в части названия должностей и требований к квалификации.

Еще профстандарты обязательны для конкретных профессий. Но в Трудовом кодексе нет списка — нужно самому искать по всем законам, актам и нормативам. Например, профстандарты обязательны для учителей, воспитателей, врачей, медиков, судей, адвокатов.

Всем остальным профстандарты лишь рекомендуются, следовать им или нет — личное дело каждого.

Профстандарты 2019 года охватывают практически все сферы: строительство, транспорт, СМИ, образование, здравоохранение, различные виды промышленности, ЖКХ, культуру и искусство. Всего 34 сферы и 1200 инструкций по каждой профессии.

Рассмотрим на примере профстандарта бухгалтера.

Профстандарт бухгалтера

В этом году Минтруд утвердил новый профстандарт для бухгалтеров. Он обязателен для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых компаний, банков и негосударственных пенсионных фондов. Для остальных компаний и рядовых бухгалтеров — по желанию.

Теперь у бухгалтеров есть четыре уровня квалификации:

  • на пятом уровне сотрудник ведет бухучет;
  • на шестом умеет составлять бухгалтерскую отчетность для компаний без филиалов и представительств;
  • на седьмом уровне работает с отчетностью для компаний с филиалами и представительствами;
  • на восьмом занимается бухучетом и отчетностью для групп компаний.

В целом уровень зависит от сложности работы: чем сложнее, тем выше уровень. Если сотрудник повысил квалификацию, набрался опыта и знаний и уже работает на следующем уровне, он может попросить прибавку к зарплате.

Профессиональные стандарты: коротко о главном. Видео-лекция.

Еще в профстандарте появились должности в зависимости от задач: бухгалтер первой и второй категорий, директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор.

Так по профстандарту бухгалтер первой и второй категории относится к пятому уровню и может не иметь опыта работы совсем. А коммерческий директор работает на восьмом уровне и должен отработать минимум пять лет в бухгалтерии и три года на управляющей должности.

Елена Теленова, главный бухгалтер компании «Золотой телец»

Профстандарты для бухгалтеров полезны, но плохо продуманы. Например, непонятно, кто должен оценивать квалификацию бухгалтера. Руководитель компании этого сделать не сможет — у него нет столько знаний и опыта. Можно обращаться в специальные центры, но всегда есть желающие получить справки за деньги.

Еще непонятно, как оценивать. Чаще всего используют формат тестирования, но он показывает не знания, а только умение проходить тесты. К тому же законодательство настолько сложное, что ответы бухгалтера могут расценивать двояко.

Для чего нужны профстандарты журналистов и водолазов

Профстандарты создаются для врачей, учителей, сантехников, журналистов, продавцов, водолазов и других самых разных профессий.

Например, журналист должен получить образование бакалавра, но, если редакция не возражает, может не иметь образования. В работе должен уметь составлять вопросы для интервью, пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой, знать психологию и профессиональную этику. По профстандартам у журналистов один уровень, а вот у водолазов их три.

При этом водолазам достаточно школьного образования и курсов профессиональной подготовки. Навыки меняются в зависимости от трудовой функции: один водолаз работает спасателем, другой обследует водоемы для отдыха. Так, водолаз-спасатель должен уметь нырять, буксировать пострадавших, делать массаж сердца и искусственное дыхание.

А вот сантехника в профстандартах называют слесарем домовых санитарно-технических систем и оборудования. По профстандарту требуется среднее профессиональное образование, а опыт зависит от должности. Чтобы работать слесарем-ремонтником ЖКХ, нужен опыт в два года, а слесарю-сантехнику достаточно одного года.

За профстандарты тоже штрафуют

Штрафы добрались и до профстандартов. Если работодатель должен их применять, но забыл — это нарушение трудового законодательства. За неприменение профстандартов юрлиц штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей.

Отдельно штрафуют компании с сотрудниками, которые получают льготы от государства. Например, если трудовой договор травильщика или наладчика на вредном производстве составлен без учета профстандарта, будет штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Источник: delo.modulbank.ru

Приказ Минтруда России от 09.04.2019 N 228н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по ценообразованию и сметному делу при сооружении объектов использования атомной энергии» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2019 N 54958)

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210; N 50, ст. 7755), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по ценообразованию и сметному делу при сооружении объектов использования атомной энергии».

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 9 апреля 2019 г. N 228н

СПЕЦИАЛИСТ
ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ И СМЕТНОМУ ДЕЛУ ПРИ СООРУЖЕНИИ
ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

I. Общие сведения

Ценообразование и сметное нормирование при сооружении объектов использования атомной энергии (далее — ОИАЭ)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Формирование сметной стоимости при сооружении объектов использования атомной энергии и проверка ее достоверности

Отнесение к видам экономической деятельности:

Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора

Разработка инженерно-технических проектов и контроль при строительстве и модернизации объектов использования атомной энергии

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Установление метода определения сметной стоимости и уровня цен для разработки сметной документации в проектах сооружения ОИАЭ

Проверка обоснованности сметной стоимости, определенной в составе проектно-сметной документации при сооружении ОИАЭ

Проверка ведомостей объемов работ в сметной документации и оценка выполненных объемов работ при контрольных обмерах

Оценка разработанной сметной документации с учетом условий, предусмотренных проектом организации строительства

Руководство структурным подразделением, осуществляющим деятельность по формированию сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Организация деятельности структурного подразделения по определению и проверке сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Подготовка и обоснование предложений по разработке методических документов и сметных нормативов, необходимых для достоверного определения сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

3.1.1. Трудовая функция

Установление метода определения сметной стоимости и уровня цен для разработки сметной документации в проектах сооружения ОИАЭ

Составление перечня сметных нормативных правовых актов и методических материалов, регламентирующих порядок определения сметной стоимости при сооружении ОИАЭ, включая вопросы по техническому нормированию

Получение и анализ информации о системе сметных нормативов государственного и отраслевого уровня, включенных в федеральный реестр сметных нормативов

Мониторинг текущих (прогнозных) цен на трудовые, технические и материальные ресурсы, оборудование, анализ полученной информации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве

Выбор метода определения сметной стоимости строительства при сооружении ОИАЭ и уровня цен в соответствии с методическими материалами

Осуществлять поиск актуальных законодательных, распорядительных и нормативно-технических документов и методических материалов по определению сметной стоимости

Распорядительные, нормативно-технические документы и сметно-методические материалы в области ценообразования и сметного нормирования

Читайте также:  Методы строительство по капитальному ремонту

Техническое нормирование на ОИАЭ (нормируемые и ненормируемые затраты, техническое нормирование, хронометраж)

Текущие и прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, прочих работ и затрат, индексы изменения сметной стоимости оборудования, а также индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ

3.1.2. Трудовая функция

Определение перечня основных исходных данных для составления сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОИАЭ

Формирование пояснительной записки к техническому заданию с описанием метода определения стоимости и уровня цен, состава разрабатываемой документации

Включение данных о ресурсах, условиях комплектации оборудования, условиях производства работ, источниках обеспечения энергоресурсами, водой, об имеющихся карьерах, дальности транспортировки, о наличии железнодорожных путей общего (необщего) пользования, стесненных условиях

Оформление, представление и согласование задания для разработчиков сметной документации на строительство ОИАЭ

Применять необходимые нормативно-технические документы и методические материалы, регулирующие ценообразование и сметное дело

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты в области инвестиционно-строительной деятельности, ценообразования и сметного дела

3.2. Обобщенная трудовая функция

Проверка обоснованности сметной стоимости, определенной в составе проектно-сметной документации при сооружении ОИАЭ

Высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

3.2.1. Трудовая функция

Проверка ведомостей объемов работ в сметной документации и оценка выполненных объемов работ при контрольных обмерах

Рассмотрение объемов строительно-монтажных работ, определенных проектной организацией, по чертежам, спецификациям и другим проектным материалам

Определение дополнительных объемов работ, учитывающих технологию и безопасность выполнения работ при сооружении ОИАЭ

Оценивать условия осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта ОИАЭ, влияющие на объемы работ

Применять необходимые нормативно-технические документы и методические материалы федерального и отраслевого уровня для проверки объемов работ, определенных проектной организацией

Основы архитектурно-строительного и технологического проектирования зданий и сооружений с учетом специфики проектов сооружения ОИАЭ

Основы организации строительного производства и управления с учетом специфики проектов сооружения ОИАЭ

Законодательство Российской Федерации в области атомной энергии, в части, регламентирующей выполнение трудовых обязанностей

Государственные стандарты и чертежи на узлы, детали и конструкции, применяемые в рабочей документации

Прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления сметных расчетов и подсчета объемов работ

3.2.2. Трудовая функция

Оценка разработанной сметной документации с учетом условий, предусмотренных проектом организации строительства

Проверка обоснованности использования нормативов, примененных проектной организацией при разработке сметной документации

Оценка учета требований, предусмотренных проектом организации строительства или проектом организации капитального ремонта

Использование данных, содержащихся в федеральной и отраслевой системах, о стоимости материальных, технических и трудовых ресурсов

Подготовка заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Анализировать нормативно-технические документы и методические материалы, регламентирующие порядок определения сметной стоимости строительства при сооружении ОИАЭ

Оценивать различные методы определения сметной стоимости с целью выбора наиболее оптимального метода определения сметной стоимости проектов при сооружении ОИАЭ

Работать с каталогами и справочниками, федеральными и отраслевыми базами данных, содержащимися в информационных системах

Использовать техническую и экономическую документацию для определения отдельных элементов стоимости, видов работ и затрат

Порядок разработки и утверждения государственных сметных нормативов, отраслевых сметных нормативов, территориальных сметных нормативов и индивидуальных сметных нормативов

Порядок формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов на сайте исполнительного органа власти по строительству

Текущие и прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при сооружении ОИАЭ, индексы-дефляторы

Налоговое законодательство Российской Федерации в сфере строительства, учет налоговых платежей при формировании стоимости проектов

3.3. Обобщенная трудовая функция

Руководство структурным подразделением, осуществляющим деятельность по формированию сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

3.3.1. Трудовая функция

Организация деятельности структурного подразделения по определению и проверке сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Постановка задач исполнителям в рамках выполнения функций по определению и проверке сметной стоимости ОИАЭ

Обеспечение взаимодействия структурных подразделений организации и координация их деятельности по определению сметной стоимости строительства при сооружении ОИАЭ

Осуществление взаимодействия по вопросам ценообразования с вышестоящими органами, юридическими и физическими лицами при определении и согласовании сметной стоимости строительства

Оценка результатов проверки обоснованности сметной стоимости в составе проектно-сметной документации при сооружении ОИАЭ

Осуществлять поиск и анализировать нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционно-строительную деятельность, в том числе по определению сметной стоимости и проверке ее достоверности, фиксировать изменения и дополнения

Организовывать собственную деятельность и работать в качестве руководителя, самостоятельно определяя задачи личностного и профессионального развития, заниматься самообразованием

Организовывать и анализировать деятельность персонала структурного подразделения, принимать решения в соответствии с его задачами и функциями

Оформлять сметную документацию в соответствии с методическими материалами, осуществлять хранение, комплектование, учет и использование документов

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, методические документы, регламентирующие инвестиционно-строительную деятельность и вопросы формирования сметной стоимости строительной продукции

Схемы формирования сметной стоимости строительства, установленные нормативно-техническими документами и методическими материалами

Элементные и укрупненные сметные нормативы государственного, отраслевого, территориального и индивидуального уровня

Текущие и прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при сооружении ОИАЭ, индексы-дефляторы

Прикладные программные продукты для автоматизации процесса составления и проверки смет (сметных расчетов)

Налоговое законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей выполнение трудовых обязанностей

3.3.2. Трудовая функция

Подготовка и обоснование предложений по разработке методических документов и сметных нормативов, необходимых для достоверного определения сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Рассмотрение нормативно-технических документов и методических материалов с позиций особенностей определения сметной стоимости при сооружении ОИАЭ

Определение потребности в дополнительных сметных нормативах и документах, учитывающих специфику строительства ОИАЭ

Организация взаимодействия с федеральными органами власти в целях учета специфики строительства при сооружении ОИАЭ в разрабатываемых и актуализируемых документах

Инициирование и подготовка обосновывающих материалов для разработки новых отраслевых и (или) индивидуальных сметных нормативов в случае их необходимости

Формировать на постоянной основе перечень нормативно-технических документов и методических материалов по определению сметной стоимости строительства и проверке ее достоверности при сооружении ОИАЭ с целью оценки отражения в документах отраслевой специфики

Координировать деятельность подразделений организации для оценки методических материалов по определению сметной стоимости строительства и проверке ее достоверности при сооружении ОИАЭ

Готовить обосновывающие материалы для разработки новых отраслевых и (или) индивидуальных сметных нормативов в случае их необходимости и инициировать их разработку

Сотрудничать с органами власти, регламентирующими вопросы ценообразования в строительстве, в целях учета специфики атомной отрасли при разработке и актуализации сметных нормативов

Выбирать формы коммуникаций при инициировании и организации деятельности по разработке (обновлению) сметных нормативов и методических документов

Нормативные правовые акты и локальные нормативные акты, методические документы, регламентирующие инвестиционно-строительную деятельность и вопросы формирования сметной стоимости строительной продукции

Методы определения сметной стоимости, структура сметной стоимости строительства, порядок определения ее элементов

Методы разработки и утверждения государственных, отраслевых, территориальных и индивидуальных сметных нормативов в соответствии с классификатором сметных нормативов

Налоговое законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей выполнение трудовых обязанностей

Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Основные меры по предупреждению коррупции при подготовке методических документов и сметных нормативов

Источник: rulaws.ru

Профессиональные стандарты в деятельности организаций, в т.ч. в сфере ДОУ

  • спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и
  • предложения квалификаций со стороны системы образования.

Национальная система должна быть построена на основе:

  • разработки комплекса профессиональных стандартов, закрепляющих требования к квалификациям,
  • проведения обучения и подготовки кадров в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а также
  • построения системы оценки соответствия работников требованиям профессиональных стандартов.

В Указе также было дано поручение Правительству разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов!

См. статью «Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация» в № 7′ 2020

Что такое профессиональный стандарт

  • квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. То есть это комплекс показателей, которые необходимы для выполнения определенного вида профессиональной деятельности и которые позволяют оценить соответствие работника конкретной должности;
  • профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т.ч. выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты разрабатываются на виды профессиональной деятельности и включают описание квалификационных требований к группе должностей. Например, есть отдельные профстандарты, охватывающие деятельность:

  • по документационному обеспечению управления,
  • административно-хозяйственную,
  • по архивному делу и т.д.

Все профессиональные стандарты имеют одинаковую структуру, утвержденную приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта». Объясним структуру профстандарта (для наглядности смотрите далее процитированный фрагмент профстандарта на сером фоне с нашими цифровыми отметками в кружках, одинаковыми цифрами помечена однотипная информация, которая фигурирует в разных блоках стандарта).

Начинается профстандарт с так называемой «функциональной карты вида профессиональной деятельности» в разделе II. В этой карте выделяются основные направления деятельности, которые осуществляются в данной профессиональной области. В терминологии профстандартов они называются «обобщенными трудовыми функциями» (отмечено «1»). Для каждой обобщенной трудовой функции установлен уровень необходимой квалификации работника (отмечено «6») и состав «трудовых функций» («2»).

Читайте также:  Гибкость это в строительстве

Для каждой обобщенной трудовой функции названы возможные наименования должностей / профессий («4»), которые могут осуществлять эту деятельность, а также определены требования к образованию и обучению («5»), опыту практической работы, могут быть установлены особые условия допуска к работе и др.

На сайте Минтруда России можно посмотреть список всех принятых отечественных профессиональных стандартов, там удобно находить нужный. В программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru размещены:

  • реестр профессиональных стандартов,
  • реестр областей и видов профессиональной деятельности,
  • реестр трудовых функций, а также
  • классификационные справочники (включая ЕТКС и ЕКС).

На начальной странице интернет-ресурса есть кнопка «Найти профессиональный стандарт» (отмечена цифрой 1 на Рисунке 1), которая позволяет искать профессиональные стандарты по различным показателям («2» там же), например, по трудовой функции, виду профессиональной деятельности и др.

Рисунок 1. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты» на сайте Минтруда России по адресу http://www.profstandart.rosmintrud.ru

Какие профессиональные стандарты регулируют деятельность специалистов в сфере ДОУ

  • Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией 1 и
  • Специалиста по управлению документацией организации 2 .

Также к этой области частично можно отнести профессиональные стандарты:

  • Специалиста по управлению персоналом 3 (для должностей, связанных с ведением кадрового делопроизводства) и
  • Корпоративного секретаря 4 (для должностей, обеспечивающих деятельность хозяйственных обществ).

Названные профессиональные стандарты в реестре отнесены к Административно-управленческой и офисной деятельности и имеют коды соответственно 07.002, 07.004, 07.003 и 07.006.

См. статью «Профессиональный стандарт для управляющего документацией» журнала № 11’ 2017

См. статью «Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту» журнала № 4’ 2016

См. статью «Как изменить обязанности работника» журнала № 11’ 2017. какие корректировки обязанностей работодатель может сделать без согласования с работником, а для каких оно необходимо; как документаль-но оформить изменение должностной инструкции

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» включает обобщенные трудовые функции, отмеченные во фрагменте этого документа цифрами «1».

К должностям, обеспечивающим эти функции, относятся:

  • секретарь-администратор (традиционно работник с таким функционалом в организациях называется «секретарь на ресепшн»), он занимается приемом и распределением телефонных звонков, организует работу с посетителями;
  • делопроизводитель, который осуществляет некоторые (в основном технические) функции по работе с документами, организацию их текущего хранения и подготовку к передаче в архив;
  • секретарь руководителя, нацеленный на решение задач, связанных непосредственно с деятельностью руководителя организации, включая планирование его рабочего дня, организацию телефонных переговоров, командировок, работу с посетителями в приемной руководителя, организацию работы с документами и др.;
  • помощник руководителя, деятельность которого связана с информационным обеспечением деятельности руководителя (она имеет большую аналитическую составляющую, чем деятельность секретаря руководителя).

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н)

В целом, какие должности по данному профстандарту какие обобщенные функции выполняют и к какому уровню квалификации относятся, лучше показать таблицей.

Таблица 1. Трудовые функции, описанные профстандартом «Специалист по органи- зационному и документационному обеспечению управления организацией»

  • документационное обеспечение управления организацией,
  • руководство деятельностью по документационному обеспечению управления организацией,
  • управление документацией организации.

К должностям, обеспечивающим эту деятельность, относятся:

  • документовед или специалист подразделения документационного обеспечения управления (ДОУ), который осуществляет все виды работ по ДОУ, занимается организацией документооборота, проектированием и внедрением СЭД, организацией оперативного хранения документов;
  • руководитель подразделения ДОУ (департамента, управления, службы, отдела), который возглавляет работу подразделения и несет ответственность за все виды работ по ДОУ в организации;
  • управляющий документацией или заместитель руководителя организации по вопросам управления документацией – специалист, выведенный на второй уровень управления, занятый вопросами стратегического планирования и организацией построения системы управления документацией организации.

Таким образом, первый профильный профстандарт в сфере ДОУ в большей степени включает работы, связанные с обеспечением деятельности руководителя, дает характеристику секретарским должностям разных категорий, а также может быть применен в небольшой организации для работников, совмещающих функции секретаря и делопроизводителя.

А второй профильный профстандарт нацелен на обеспечение деятельности отдельного структурного подразделения – службы ДОУ в средней или крупной организации. Он также включает характеристику управляющего документацией, наличие которого характерно для крупных корпораций, в них деятельность по управлению документами приравнена по значимости к производственной, финансовой, проектной и иным ключевым сферам деятельности.

Профстандарты или квалификационные справочники?

Кроме профессиональных стандартов типовые квалификационные требования определены в таких нормативно-методических документах, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих поиском в справочной правовой системе удалось найти характеристики для 10 специалистов, в наименовании которых фигурирует слово «секретарь» (и тут надо обращать внимание не только на подходящие наименования специальности, но и на сферу деятельности организации):

1. В Общеотраслевых квалификационных характеристиках должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) нашлись:

  • корпоративный секретарь акционерного общества,
  • секретарь-машинистка,
  • секретарь незрячего специалиста,
  • секретарь руководителя;
  • ученый секретарь.

2. В Квалификационных характеристиках должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н):

  • секретарь учебной части.

3. В Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н):

  • ученый секретарь совета учреждения,
  • ученый секретарь совета факультета (института).

4. В Квалификационных характеристиках должностей работников культуры, искусства и кинематографии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н):

  • ученый секретарь библиотеки, централизованной библиотечной системы;
  • ученый секретарь музея (зоопарка).

А «референт» в ЕКС нашелся только один – лишь в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977).

В отличие от профстандартов квалификационные справочники построены таким образом, что содержат характеристики для каждой отдельной должности, работы или профессии. Анализ ЕКС показывает, что он недостаточно точно отражает реалии современного рынка труда – называет не все должности, не учитывает актуальные требования к уровню образования специалистов, содержит лаконичные характеристики квалификации работников и описание их должностных обязанностей.

Работа по подготовке профстандартов велась буквально последние годы, некоторые разрабатываются в текущий момент, некоторые, прежде разработанные, уже обновляются. Потому профстандарты являются самыми актуальными документами, содержащими требования к квалификациям работников. Кроме того, к их разработке привлекаются эксперты из образовательных учреждений, государственных органов и бизнес-сообщества, что позволяет подготовить более всесторонние характеристики различных видов профессиональной деятельности. Они дают более широкие возможности для работы по улучшению качества персонала.

На данный момент и квалификационные справочники, и профессиональные стандарты приравнены по своей значимости. Но обратите внимание на абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, где говорится, что в случае, когда для какой-либо должности, специальности или профессии в правовых актах РФ установлены особые условия, определенные компенсации, льготы или ограничения, эти должности (специальности, профессии) должны называться в соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом.

Работодатели при этом вправе самостоятельно выбирать, на какой нормативно-методический документ ориентироваться.

Однако следует отметить, что разработчики профессиональных стандартов старались увязывать новые наименования с уже существующими в различных классификаторах и справочниках. Так в разделе I «Общие сведения» наименование вида профессиональной деятельности указывается с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), а в разделе III «Характеристика обобщенных трудовых функций» наименование должностей и профессий соотносятся с ЕКС и ЕТКС. И только в случае отсутствия аналога в соответствующей графе профессионального стандарта стоит прочерк.

В случае противоречий, в т.ч. в части квалификационных требований, между профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, рекомендуется пользоваться профстандартами, как документами более современными, однако это остается на усмотрение работодателя.

В перспективе, когда будет разработан весь объем профессиональных стандартов и будут покрыты все отрасли и виды профессиональной деятельности, планируется отмена ЕКС и ЕТКС. Однако этот процесс, скорее всего, будет проходить в течение достаточно длительного времени.

См. подробную статью «Для кого профстандарты обязательны?» журнала № 11’ 2017

Для кого профстандарты обязательны

Как уже было отмечено выше, в соответствии со ст. 57 ТК РФ применение профессиональных стандартов является обязательным в том случае, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами «с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений». В этом случае наименование таких должностей (профессий или специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать положениям профстандартов, охватывающих эти виды деятельности.

Более детально вопросы применения профстандартов раскрыты в ст. 195.3 ТК РФ: если какие-либо квалификационные требования, необходимые работнику для осуществления конкретной трудовой функции, установлены в правовых актах РФ, применение профессиональных стандартов в отношении этих требований является обязательным.

Читайте также:  H что это в строительстве

При этом другие квалификационные требования из этих же профстандартов, обязательность которых не установлена законом, могут быть использованы работодателем в качестве основы для определения своих требований к квалификации работника. Другими словами, могут применяться частично, дополняться или изменяться работодателем с учетом специфики организации и выполняемой работы.

Также для государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, действует постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Данной категории организаций это постановление предписывает иметь утвержденные планы по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны включать список подлежащих к применению профессиональных стандартов, сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении кадрового состава, список локальных нормативных актов, применяемых с целью реализации положений профессиональных стандартов. Также в этих планах определяются этапы применения профессиональных стандартов. Реализация указанных планов должна быть завершена 1 января 2020 г. С этого момента для данных категорий организаций профстандарты окончательно становятся обязательными в части требований к квалификации, необходимой для выполнения трудовой функции.

Направления использования профессиональных стандартов в организации

Исходя из содержания профессиональных стандартов (в частности, в сфере ДОУ), можно выделить следующие направления их применения в практической деятельности организации:

1. Они могут применяться для построения служб ДОУ в различных по масштабу организациях. Обобщенные трудовые функции и трудовые функции представляют собой участки работы по ДОУ, которые могут быть поручены как отдельным сотрудникам, так и целым структурным подразделениям, включенным в состав службы. Трудовые функции сгруппированы по определенным направлениям деятельности, что позволяет правильно распределить работу в соответствии с логикой делопроизводственного процесса.

2. Наименования должностей, включенных в профессиональные стандарты, могут являться основой для подготовки штатного расписания.

3. Также профессиональные стандарты применяются с целью разработки локальных нормативных актов организации и в первую очередь должностных инструкций работников. В них из профстандартов следует позаимствовать квалификационные требования, выполняемые функции и должностные обязанности.

4. Перечисленные в стандарте трудовые действия являются теми элементами работы, которые можно нормировать. Используя формулы расчета необходимой численности, построенные на основе определения трудоемкости всех видов нормируемых и ненормируемых работ, можно рассчитать явочную численность 5 работников службы ДОУ.

5. В стандартах для каждой обобщенной трудовой функции (должности) установлены уровни квалификации работников. Эти уровни утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В их описании даются такие показатели, как «полномочия и ответственность». Например, для 1 уровня квалификации установлено, что это «деятельность под руководством», для 2 – «деятельность под руководством с элементами самостоятельности», для 7 – деятельность «с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений». Используя этот инструмент, можно построить систему должностей службы, установить их подчиненность.

6. Поскольку в стандартах дается подробная характеристика умений и знаний, необходимых для выполнения трудовых функций, они могут быть использованы для подготовки планов и программ обучения, повышения квалификации и переподготовки работников.

7. Также с учетом этих показателей могут быть разработаны тестовые и иные контрольно-измерительные материалы для проведения аттестаций работников.

Кроме того, может проводиться независимая оценка квалификации работников или соискателей, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности / должность. Это процедура подтверждения соответствия квалификации человека положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, проводится независимым центром оценки квалификаций. Данная деятельность регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сама оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204. Профессиональный экзамен может проводиться как по инициативе соискателя за его счет, так и по направлению работодателя за счет средств работодателя.

Процедура предполагает предоставление соискателем в центр оценки квалификаций установленного комплекта документов, рассмотрение центром этих документов, информирование соискателя о месте, времени, дате проведения профессионального экзамена и проведение такого экзамена.

Результаты экзамена оформляются установленным в Правилах комплектом документов и направляются в Совет по профессиональным квалификациям. Совет проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации, направляет сведения об этом в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения их в реестр.

На основании решения Совета по профессиональным квалификациям центр оценки квалификаций выдает соискателю свидетельство о квалификации в течение 30 дней со дня проведения экзамена.

Независимая оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей.

Таким образом, работодатель вправе, но не обязан направлять работников на прохождение НОК, и если работодатель хочет направить работника на прохождение оценки квалификации, то только с его согласия, сохраняя при этом за работником место работы (должность) и среднюю зарплату по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).

Также следует иметь в виду, что в Трудовом кодексе РФ нет основания для увольнения работника, квалификация которого по результату экзамена независимым центром оценки квалификации признана несоответствующей профессиональному стандарту.

В этом случае работодатель может обучить работника, доведя его квалификацию до установленного в стандарте уровня, или провести аттестацию работника, по результатам которой в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Направление на оценку в независимый центр не является законодательно установленной обязанностью работодателей. Даже те организации, для которых профстандарты станут обязательными с 1 января 2020 г., могут проводить оценку квалификации своих работников с помощью любых форм: аттестации своими силами, сертификации в независимом центре и др.

Аттестация является важной процедурой в том случае, если по результатам проверки соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта работодатель предполагает увольнять работников по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Если нет, и организация просто хочет «подтянуть» уровень сотрудников, она может обойтись без сложной процедуры аттестации, а провести, например, экзамен или тестирование, которое установит соответствие работника требованиям профстандарта, и далее на основании его результатов могут быть составлены планы обучения, повышения квалификации, переподготовки сотрудников.

Должностей в сфере ДОУ, для которых обязательна независимая оценка, нет.

Свидетельство о квалификации выдается соискателю, прошедшему экзамен в центре оценки квалификации (ЦОК), и принадлежит ему. Срок действия свидетельства определяется советами по профессиональным квалификациям и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Этот срок устанавливается советами в зависимости от темпов развития каждого конкретного вида профессиональной деятельности (обновления технологий, необходимых знаний и умений).

Как и любой другой документ об образовании, работник или соискатель может предоставить это свидетельство работодателю. В ТК РФ этот документ не назван в числе обязательных, которые человек должен предъявить работодателю при трудоустройстве. Поэтому соискатель может (но не обязан) принести на собеседование оригинал свидетельства, а работодатель может снять с него копию и поместить ее в личное дело работника.

Если работник получил неудовлетворительную оценку при прохождении профессионального экзамена, ему выдается не сертификат, а заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя. В этом случае работодатель может принять решение о проведении аттестации или о необходимости обучения работника, но может и проигнорировать результаты оценки, если работник ему действительно важен.

Учитывая, что независимая оценка – дело добровольное, работник не обязан уведомлять работодателя о ее прохождении (и результатах), а работодатель не обязан это как-либо контролировать и требовать от работника сертификат, даже если работник такую оценку прошел.

Работодатель вправе с письменного согласия работника направить его на такую проверку в ЦОК за счет работодателя. Только в этом случае организация имеет право затребовать сертификат.

Сведения о сертификатах, полученных гражданами, передаются в соответствующий реестр. Но там сейчас можно найти свидетельство по регистрационному номеру и дате выдачи, а вот поиск по Ф.И.О. пока не производится.

ЦОК – не «проверяющий орган». Он скорее обслуживает интересы работников и работодателей, например, когда работодатель хочет понять квалификацию (соответствие профстандарту) работника либо претендента на должность, либо когда человек хочет документально подтвердить свою квалификацию.

Государство планомерно и очень настойчиво развивает тему профстандартов и ЦОК, создавая все больше регулирующих правовых актов, ведя огромную работу по созданию профстандартов. Очевидно, это связано с желанием повысить эффективность труда. И если государство задалось этой целью, оно обязательно доведет дело до конца. А пока независимая оценка – дело добровольное (и не пользующееся большой популярностью, поскольку платное), но это может и поменяться.

См. статью «Профессиональный стандарт “Специалист по формированию электронного архива”» журнала № 7’ 2019

О грядущем профстандарте «Хранитель (главный) архивных фондов, архивист» читайте в следующем номере

На самые наболевшие вопросы, связанные с направлением работодателем сотрудников на обучение, ответим в следующем номере

Источник: delo-press.ru

Рейтинг
Загрузка ...