Примечание. * Принимается из составленной локальной сметы.
Составил _____________ Проверил ______________
Практическая разработка тендерной документации включает составление нескольких сложных форм определения текущей и прогнозной стоимости для определения договорной цены.
Для учебного процесса предлагается (на условных цифрах и видах работ) составление одной формы с изложением методики определения текущего и прогнозного уровня стоимости с использованием календарного плана помесячного выполнения работ в планируемом периоде строительства и с учетом дополнительных затрат для составления договорной цены. В качестве исходных данных для отдельных конструктивных элементов здания (см. табл. 7.3) используется ранее составленная локальная смета в базисном уровне цен (см. табл. 5.2) с включением в табл. 7.4 (указанные разделы в табл. 7.4 помечены знаком * ):
· приготовление бетона и раствора в построечных условиях;
· укладка блоков и плит фундаментов (расценка № 07-01-001);
Реформирование системы ценообразования, перспективах и путях совершенствования
· установка блоков стен подвалов (расценка № 07-05-001);
· установка колонн (расценка №07-05-004);
· установка лестничных площадок (расценка № 07-05-014);
· установка панелей перекрытий (расценка № 07-05-011).
· гр. 6 – отдельные элементы и виды работ могут выполняться в течение 2-х месяцев;
· гр. 8 – индекс-дефлятор проставляется из табл. 7.1, исходя из выбранного прогнозного среднемесячного темпа инфляции (от 0,5 до 1 %). При этом окончание работ в первом месяце – апрель, является первым месяцем принятия индекса-дефлятора;
· гр. 10 – показана стоимость с лимитированными, прочими, непредвиденными затратами и НДС, которые учтены укрупненным нормативом в размере 33 % (к = 1,33) .
Итог табл. 7.4, графа 10 представляет собой сметную стоимость строительства, предусмотренную проектно-сметной документацией, составленной в текущем уровне цен на момент торгов (конкурса) и пересчитанной в прогнозный уровень цен, и по содержанию является начальной стоимостью строительства – основой составления договорной цены.
В федеральном законе «цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, услугах» [11].
Важное требование к заключению контракта то, что «при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ, исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контакта» [11]. Законом предписано, что начальная (максимальная) цена и сроки выполнения работ указываются в извещении о проведении конкурса или аукциона.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Установление начальной (максимальной) цены уже в извещении о проведении конкурса или аукциона с 01.01.2008 г. налагает большую ответственность как на организаторов торгов-заказчиков, так и на проектные организации, которые разрабатывают инвесторскую смету, и на экспертизу, которая подтверждает достоверность определения сметной стоимости.
С выходом этого закона (с дополнениями и изменениями) значительно возросло значение показателя начальная цена контракта на строительство, которая должна определяться (заказчиком и подрядчиком) с учетом применения реальных строительных ресурсов (материалов и машин), среднерыночных цен на эти ресурсы, а такжереальных текущих и обоснованных прогнозных индексов цен в строительстве.
Источник: mydocx.ru
Составление территориальных единичных расценок, с помощью которых определяется сметная стоимость строительства в базисном уровне цен
индекс-дефлятор на 3-й месяц (t = 3) расчетов за выполненные работы составит:
И3 = (К1) t = (1,005) 3 = 1,005 · 1,005 · 1,005 = 1,015.
Так рассчитаны индексы-дефляторы по табл. 7.1.
Когда месячные темпы инфляции разные, то производится последовательное перемножение соответствующих им коэффициентов инфляции.
И3 = 1,005 · 1,005 · 1,007 = 1,017.
И4 = 1,017 · 1,009 = 1,026.
И5 = 1,026 · 1,01 = 1,036.
При определении прогнозной стоимости важное значение имеет обоснование размера прогнозного индекса-дефлятора.
Для проведения подрядных торгов субъекты РФ используют индексы-дефляторы, определенные Минэкономразвития РФ, либо зачастую рассчитывают их сами, публикуют в своих изданиях и применяют на практике.
Для примера рассмотрим размер коэффициентов инфляции на 2007–09 гг. (табл. 7.2).
Прогноз показателей инфляции на 2007–2009 гг.
Минэкономразвития РФ, письмо № 13110-АБ/ДО3 от 05.09.2006 г. для отрасли «Строительство» (Вестник ценообразования и сметного нормирования. – 2006.
Вып. 12 (69). – С. 6–11)
Межведомственный совет по ценовой политике в строительстве г. Москвы. Приложение № 1 к протоколу от 26 марта 2007 г. № МС-3-07 (Ценообразование и сметное нормирование. – 2007. – № 5. – С. 100–102)
Воронежский РЦЦС выполнил расчеты прогноза месячных темпов прироста цен на СМР на 2007 г., учитывая общую экономическую ситуацию в стране и регионе, банк данных о фактическом изменении цен на все ресурсы, используемые в строительстве за последние 10 лет, регистрируемых ежемесячно, а также бюджетные показатели на 2006 год.
Прогноз месячных темпов прироста цен на СМР на 2007 г. определился в пределах 0,7–1,1 %. Годовой индекс-дефлятор определился в размере 1,12, что совпадает с вышеприведенным показателем на декабрь 2007 г. для г. Москвы (Информационные технологии в строительстве. – 2007. – № 6 (37). – С.7).
В применяемых практических расчетах, как правило, на основании анализа учитываются различные месячные (не одинаковые среднемесячные) темпы прироста цен на СМР.
7.3. Исходные данные по вариантам расчета
Конструктивные элементы и виды работ
Индекс на дату публикации о торгах (составления смет) *
Сметная стоимость объекта в базисном уровне цен по вариантам, тыс. р.
Лестницы и площадки
Внутренние сантехнические работы
Наружные инженерные сети
Примечание. * Для учебных целей принято по приложению № 9 к письму КЦЦС от 14.06.2007 г. и КЦ/2007-06 СФО
Окончание табл. 7.3
Сметная стоимость объекта в базисном уровне цен по вариантам, тыс. р.
7.4. Пример определения сметной стоимости в текущем и прогнозном уровне для составления договорной цены
Индекс на дату публикации о торгах (составления смет)
Стоимость в базисном уровне цен, тыс. р. (вариант
Стоимость в текущем уровне цен на дату публикации о торгах (составления смет) (гр. 3 ´ гр. 4)
Месяц окончания работ по календарному плану и стоимость выполненных работ в текущем уровне цен, тыс. р.
Прогнозная стоимость, тыс. р.
на месяц оконча-
Прогнозная стоимость работ
Стоимость с лимитированными, прочими, непредвиденными затратами и НДС для договорной цены (гр. 9 ´ 1,33)
месяц окончания работ
Внутренние сан-техн. работы
Наружные инженерные сети
Примечание. * Принимается из составленной локальной сметы.
Составил _____________ Проверил ______________
Практическая разработка тендерной документации включает составление нескольких сложных форм определения текущей и прогнозной стоимости для определения договорной цены.
Для учебного процесса предлагается (на условных цифрах и видах работ) составление одной формы с изложением методики определения текущего и прогнозного уровня стоимости с использованием календарного плана помесячного выполнения работ в планируемом периоде строительства и с учетом дополнительных затрат для составления договорной цены. В качестве исходных данных для отдельных конструктивных элементов здания (см. табл. 7.3) используется ранее составленная локальная смета в базисном уровне цен (см. табл. 5.2) с включением в табл. 7.4 (указанные разделы в табл. 7.4 помечены знаком * ):
· приготовление бетона и раствора в построечных условиях;
· укладка блоков и плит фундаментов (расценка № 07-01-001);
· установка блоков стен подвалов (расценка № 07-05-001);
· установка колонн (расценка №07-05-004);
· установка лестничных площадок (расценка № 07-05-014);
· установка панелей перекрытий (расценка № 07-05-011).
· гр. 6 – отдельные элементы и виды работ могут выполняться в течение 2-х месяцев;
· гр. 8 – индекс-дефлятор проставляется из табл. 7.1, исходя из выбранного прогнозного среднемесячного темпа инфляции (от 0,5 до 1 %). При этом окончание работ в первом месяце – апрель, является первым месяцем принятия индекса-дефлятора;
· гр. 10 – показана стоимость с лимитированными, прочими, непредвиденными затратами и НДС, которые учтены укрупненным нормативом в размере 33 % (к = 1,33) .
Итог табл. 7.4, графа 10 представляет собой сметную стоимость строительства, предусмотренную проектно-сметной документацией, составленной в текущем уровне цен на момент торгов (конкурса) и пересчитанной в прогнозный уровень цен, и по содержанию является начальной стоимостью строительства – основой составления договорной цены.
В федеральном законе «цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, услугах» [11].
Важное требование к заключению контракта то, что «при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ, исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контакта» [11]. Законом предписано, что начальная (максимальная) цена и сроки выполнения работ указываются в извещении о проведении конкурса или аукциона.
Установление начальной (максимальной) цены уже в извещении о проведении конкурса или аукциона с 01.01.2008 г. налагает большую ответственность как на организаторов торгов-заказчиков, так и на проектные организации, которые разрабатывают инвесторскую смету, и на экспертизу, которая подтверждает достоверность определения сметной стоимости.
С выходом этого закона (с дополнениями и изменениями) значительно возросло значение показателя начальная цена контракта на строительство, которая должна определяться (заказчиком и подрядчиком) с учетом применения реальных строительных ресурсов (материалов и машин), среднерыночных цен на эти ресурсы, а такжереальных текущих и обоснованных прогнозных индексов цен в строительстве.
7.5. Эпюра распределения прогнозной стоимости объекта
Для наглядности и оценки динамики освоения прогнозной сметной стоимости заказчиком и подрядчиком составляется на основании данных табл. 7.4 эпюра распределения сметной стоимости на планируемый период строительства, являющаяся основой составления графика финансирования строительства (рис. 5).
По отчетным данным подрядной организации среднемесячное освоение СМР за прошлый год находилось в пределах 6 млн р. Среднемесячная стоимость работ на данном объекте составляет 21369 : 6 = 3562 тыс. р. В первый месяц освоения площадки и выполнения земляных работ стоимость работ составляет 58 % среднемесячной, во второй месяц – 88 %. В течение последующих трех месяцев стоимость работ выше среднемесячной на 21-27 % и является максимальной, но от среднемесячной отчетной за прошлый год это составляет 75 % (4500 тыс. р. : 6000 тыс. р. = 0,75) и находится в пределах возможностей подрядчика, исключая риск невыполнения.
С помощью программного продукта АВС «Аккорд» может быть разработан проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) с финансовым анализом и финансовым планом проекта, отражающим все вопросы финансирования строительства.
Рис. 5. Эпюра распределения прогнозной сметной стоимости объекта
8. Практика методологии определения твердой (фиксированной) договорной цены
В соответствии с Бюджетным и Гражданским кодексами и федеральным законом № 94-ФЗ [11] субъекты Российской Федерации утвердили и применяют свои методические документы по формированию договорных цен на строительную продукцию государственного заказа, финансируемых за счет своих средств.
При этом используются индексы текущих цен и прогноз показателей инфляции, разрабатываемые самими субъектами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что «в регионах существуют различные правила индексации стоимости строительно-монтажных работ» [14].
Рассмотрим методические подходы к определению договорных цен в двух крупных субъектах Российской Федерации –г. Санкт-Петербург и г. Москва.
Для определения стоимости строительства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга правительство установило свой порядок, который определяет начальную стоимость строительства во второй и последующие годы [15].
Используются следующие основные понятия:
1) сметная стоимость строительства – сумма денежных средств, необходимых для осуществления работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с проектными материалами;
2) стоимость строительства – сметная стоимость работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, предусмотренная в государственном контракте по результатам проведения конкурсных или иных процедур по размещению государственного заказа;
3) начальная стоимость строительства – сметная стоимость строительства, предусмотренная проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, и указанная в конкурсной или иной документации после пересчета
Источник: vunivere.ru
Индексы цен на строительную продукцию и методы их расчета
Индексы цен — это коэффициенты перехода от базисной стоимости к стоимости на текущую дату, численно определяемые через отношение стоимости продукции, работ или услуг на текущем уровне цен к стоимости на базовом уровне цен. Следует отметить, что механизм индексирования цен широко используется во всем мире, так как позволяет достаточно просто решать проблему ценообразования в условиях инфляции. Они применяются к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Ресурсно-технологическая модель (РТМ) на продукцию капитального строительства в целом или на ее отдельные составляющие представляет собой унифицированный набор ресурсов, характеризующий базисный уровень затрат материалов, изделий, конструкций, строительных машин, энергоресурсов, транспорта, труда работников строительства и др. Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя знаками (цифрами) после запятой.
РТМ могут быть отраслевыми (подотраслевыми), по видам зданий (сооружений), видам работ и конструктивным элементам, по отдельным калькуляционным элементам и видам затрат.
Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса в текущем (прогнозном) уровне цен необходимо использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированных по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Эта система индексов приведена в таблице 1.
Система текущих и прогнозных индексов стоимостных показателей в
строительстве
Уровни укрупнения строительной продукции, условные обозначения индексов
Капитальные вложения, всего
В т.ч. по элементам технологической структуры на:
Оборудование, мебель, инвентарь
Капитальное строительство в целом
сооружения (в т.ч.
Виды строительных работ
Виды монтажных работ (Mjvfpi)
оборудования, мебели и инвентаря (ИоО
Виды прочих затрат (Иры)
Экономические элементы стоимости (отдельные
классификационным группам материалов,
конструкций и изделий, энергетических ресурсов, транспортных услуг (ИмзЭ
Оплата труда (Иот)
Эксплуатация строительных машин и механизмов, всего (Иэм)
Отчисления на социальные
Амортизационные отчисления (Из)
Другие затраты в
Накладные расходы в строительстве (Инр)
Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время (Изу)
Затраты на проектные и изыскательские работы
на проектные работы (Ид)
на изыскательские работы (Ии)
Текущие индексы могут формироваться на основе данных статистической отчетности, материалов первичного бухгалтерского учета, а также результатов специального статистического наблюдения, организованного региональными центрами по ценообразованию в строительстве.
Прогнозные индексы рекомендуется разрабатывать с помощью:
- • математической обработки показателей динамики индексов цен за предшествующие кварталы или месяцы;
- • количественной оценки влияния изменения степени воздействия ранее действовавших факторов инфляции, роста регулируемых цен на энергоносители, а также факторов, влияние которых появится впервые в прогнозном периоде;
- • количественного воздействия на уровень цен антиинфляционных мероприятий и мер по регулированию цен, осуществляемых федеральными органами и местными администрациями с участием региональных центров по ценообразованию в строительстве, инвесторами и подрядными организациями.
При регистрации текущих цен на ресурсы, потребляемые в строительстве, и показателей деятельности строительно-монтажных организаций, необходимых для расчета индексов цен, рекомендуется проводить анализ исходных данных с целью выявления и устранения завышенных цен на продукцию и услуги предприятий-изготовителей, транспортных, посреднических и строительно-монтажных организаций, а именно:
- • сопоставлять отпускные цены на продукцию местных предприятий -изготовителей материалов, конструкций и изделий с отпускными ценами на аналогичную продукцию, производимую предприятиями соседних регионов;
- • требовать от предприятий-поставщиков промышленной продукции обязательного указания товарно-платежных документах величины свободной (отпускной) цены предприятия-изготовителя, его наименования и даты производства;
- • нс допускать неоднократного включения посреднических снабжснчсско-сбытовых надбавок на применяемые в строительстве материальные ресурсы, повторного учета транспортных издержек, налога на добавленную стоимость;
- • нс учитывать размер оплаты труда и прибыль, полученные за счет других сфер деятельности в составе показателей, предназначенных для расчета индекса цен на строительно-монтажные работы;
- • сопоставлять по возможности количество человеко-дней, отработанных рабочими на строительно-монтажных работах, с соответствующими нормативными трудозатратами и регистрировать текущий уровень оплаты труда, накладных расходов и прибыли на единицу нормативных затрат труда рабочих строителей и механизаторов.
Индексы стоимости показателей, приведенные в таблице 1, рекомендуется использовать на федеральном и региональном уровнях при определении стоимости строительстве, выполнении общеэкономических, плановых и статистических расчетов, а также расчетов на конкретный объект приватизации основных фондов и объемов незавершенного строительства в случаях:
- • приведения объемов капитальных вложений, исчисленных в базисном уровне цен, в уровень текущих (прогнозных) цен;
- • приведения объемов незавершенного строительства, исчисленных в соответствующих уровнях цен предшествующего периода в уровень текущих цен заданного периода;
- • приведения объемов капитальных вложений, учтенных в текущих ценах в сопоставимый уровень цен;
определение восстановительной стоимости основных производственных
Приведение объемов капитальных вложений в уровень текущих (прогнозных) цен производится, как видно из таблицы 1, по каждому элементу технологической структуры капитальных вложений (стоимость СМР, оборудования, прочие затраты). При этом в процессе индексации прочих затрат из стоимости их в базисном уровне цен исключается часть, подлежащая учету в фонде оплаты труда, в том числе:
- • надбавки к тарифным ставкам и окладам;
- • вознаграждение за выслугу лет;
- • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
- • надбавки за подвижной и разъездной характер работы, а также надбавки к зарплате при выполнении работ вахтовым методом;
- • суммы, выплачиваемые в размере тарифной ставки, оклада за дни в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте;
- • полевое довольствие;
- • оплата дополнительных отпусков;
- • оплата стоимости проезда к месту работы и обратно работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям и в отдельных районах Дальнего Востока;
- • другие виды оплаты, входящие в фонд оплаты труда.
По заданию инвестора (заказчика) определение стоимости строительства может производиться:
- • в составе ТЭО инвестиций с составлением сводного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости по отдельным зданиям и сооружениям;
- • в составе проекта (эскизного проекта) с составлением сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных сметных расчетов (смет) по отдельным зданиям и сооружениям;
- • в составе рабочей документации с составлением объектных смет по отдельным зданиям и сооружениям и локальных смет по отельным видам работ.
При этом, предварительные расчеты стоимости предстоящего строительства могут выполняться в базисном, прогнозном или текущем уровнях цен.
Приведение стоимости в составе ТЭО инвестиций, определенных по сводному расчету стоимости строительства в базисных сметных ценах в уровень прогнозных цен рекомендуется производить с использованием прогнозных отраслевых (подотраслевых) и объектных индексов. Приведение сметной стоимости в составе проекта (эскизного проекта), определенной по сводному сметному расчету стоимости строительства в базисных ценах в уровень прогнозных цен рекомендуется проводить с использованием объемов капитальных вложений (по главам, объектам) с дифференциацией периода осуществления работ и затрат по кварталам (месяцам).
Индексы стоимостных показателей, предназначенные для обоснования подрядчиком своих предложений по цене строительной продукции, должны основываться на собственной регистрации цен на ресурсы, потребление данной подрядной организацией и на ресурснотехнологических моделях, приспособленных к специфике деятельности данной организации.
При установлении и применении подрядчиком прогнозных индексов стоимостных показателей для использования их при обосновании цены на строительную продукцию могут быть наряду с общими рекомендациями, приведенными выше, дополнительно учтены возможности оптимизации стоимости за счет:
- • организации собственной службы по наблюдению за ценами предприятий-изготовителей материалов, конструкций, изделий и за тарифами на транспорте и энергетические ресурсы;
- • содействовать органам ценообразования (РЦЦС) местных администраций по регулированию цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов и других предприятий на основе анализа декларации о повышении свободных цен;
- • осуществление программы рационализации собственного производства за счет выбора эффективных конструктивных технологических и организационных решений.
Расчеты за выполнение СМР, как правило, осуществляются по стоимости, определенной исходя из фактически действующих цен на соответствующие ресурсы, подтвержденных бухгалтерскими документами. При наличии обоюдного согласия сторон, взаимной договоренности между заказчиком и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) допускается использование текущих индексов стоимостных показателей с соблюдением следующих условий’.
- • согласования сторонами стоимости строительной продукции, по которой предстоят расчеты между ними, в базисном уровне сметных цен, а также конкретных видов текущих индексов и их уточнении не реже, чем раз в квартал;
- • возможности проверки (экспертизы) предоставленных другой стороной обоснований по размерам индексов с привлечением для этого специалистов региональных 54
центров по ценообразованию в строительстве, экспертных органов, проектных институтов и других компетентных организаций с корректировкой индексов в ту или другую сторону по результатам проверки.
Источник: ozlib.com
Счетная палата предупредила о рисках для потребительского спроса
Счетная палата выступила с критикой прогноза Минэкономики на 2023–2025 годы. Среди основных спорных моментов — излишний оптимизм в отношении потребительского спроса и инфляции, а также завышенные ожидания по нефтяному экспорту
Счетная палата сформулировала ряд рисков для реализации прогноза социально-экономического развития России на 2023–2025 годы, разработанного Минэкономразвития. Они перечислены в заключении ведомства на проект федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Аудиторы, в частности, не согласились с оценками по динамике потребительского спроса, инфляции, объемам экспорта и импорта, а также указали на отсутствие в прогнозе таких значимых социальных показателей, как уровень бедности населения, ожидаемая продолжительность жизни, среднегодовой размер пенсии.
По мнению Счетной палаты, в дальнейшем министерству стоит расширить число прогнозных сценариев и представлять в том числе стресс-вариант, который учитывал бы резкие изменения глобальной конъюнктуры.
Потребительский спрос и инфляция
Прогноз Минэкономразвития предполагает, что основным драйвером экономического роста в ближайшие годы станет потребительский спрос. Это значит, что его динамика должна быть достаточной для компенсации прогнозного снижения чистого экспорта и сокращающихся в реальном выражении расходов бюджета, отмечается в заключении. На всем прогнозном горизонте конечное потребление домашних хозяйств растет в диапазоне 3,1–3,7%, однако Счетная палата видит риски недостижения таких темпов.
«В прогнозе рост [потребительского спроса] обеспечивается за счет роста доходов населения, а также за счет роста кредитования и оттока средств с депозитов. Однако в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что наблюдалось, например, в 2020 году в период пандемии», — говорится в заключении.
Так, несмотря на то что в кризисных 2015 и 2020 годах норма сбережения (доля доходов населения, идущая на сбережения) превышала 10%, Минэкономразвития ждет ее сокращения до 4,9% в 2025 году — как если бы Россия полностью преодолела спад к тому времени.
Кроме того, отрицательно на потребительский спрос повлияет и внеплановая индексация тарифов, которая в декабре 2022 года будет проведена второй раз за год — на 8,5–9% после 3–4% в июле. «В совокупности рост тарифов превысит уровень прогнозируемой инфляции и составит порядка 13%, что, по мнению Счетной палаты, следует рассматривать как негативный фактор по отношению к потребительскому спросу в конце 2022-го и начале 2023 года», — отмечают аудиторы.
Излишне оптимистичным в Счетной палате посчитали прогноз Минэкономразвития по инфляции, который предполагает, что к концу 2022 года она замедлится до 12,4%. При текущей инфляции для достижения прогнозного показателя цены в октябре—декабре должны расти темпами не выше 0,6–0,7% в месяц, оценили аудиторы. Однако с учетом планируемой индексации тарифов ЖКХ (которая обеспечит дополнительно к инфляции не менее 0,5 п.п. в декабре) и принимая во внимание сезонное ускорение инфляции к концу года, имеются риски недостижения прогнозного показателя по росту цен, говорится в заключении.
Прогноз инфляции 5,5% на 2023 год также представляется заниженным на фоне роста мировых цен, предполагаемого наращивания импорта в страну, ослабления курса рубля и ожидаемого восстановления доходов, категоричны в Счетной палате.
Экспорт и импорт
В части показателей внешней торговли на первый план в соответствии с прогнозом должен выйти ненефтегазовый экспорт, однако к концу прогнозного периода его динамика в реальном выражении не достигает докризисного уровня, а объемы будут эквивалентны нефтегазовому экспорту, отмечается в заключении.
Также существует риск, что ожидания по объемам экспорта нефти и нефтепродуктов окажутся завышенными с учетом введенных в отношении России санкций (включая намерение стран G7 ограничить цену российской нефти) и высокой вероятности рецессии в мировой экономике, полагают аудиторы. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2023 году нефтегазовый экспорт составит $266,5 млрд. В 2023-м он сократится на 5,4% в физическом выражении к предыдущему году, а в дальнейшем будет расти в пределах 1,4% в год.
Цена на нефть марки Urals после роста в 2022 году до $80 за баррель будет постепенно снижаться — до $65 за баррель в 2025-м. Однако в прогнозе не приведена информация, учитываются ли в нем колебания нефтяных цен вследствие новых санкций, попыток ограничить стоимость российской нефти и введения эмбарго, хотя подобные действия за последние десять лет существенно влияли на котировки. Цена на нефть марки Urals к концу прогнозного периода может сократиться более значительно, чем это представлено в прогнозе, предупреждают в Счетной палате.
По мнению аудиторов, завысили в министерстве и объемы импорта, особенно промежуточного и инвестиционного, в условиях, когда существенно ограничены поставки импортных комплектующих и товаров инвестиционного назначения. Минэкономразвития ожидает, что инвестиционный импорт (машины, оборудование) вырастет с $104,5 млрд в 2022 году до $133,2 млрд в 2025-м, а промежуточный (сырье, материалы) — с $89,4 млрд до $98,6 млрд соответственно.
Отсутствие ряда важных показателей
В прогнозе, как и в предыдущие годы, не приводится несколько ключевых показателей социальной сферы, указывают в Счетной палате. Так, например, в нем отсутствуют данные по уровню бедности — одному из важнейших индикаторов уровня жизни, хотя в соответствии с порядком разработки прогноза Минэкономразвития обязано его включать.
В документе также нет данных по ожидаемой продолжительности жизни, несмотря на то что в прогноз заложено сокращение численности населения с 146,6 млн человек в 2021 году до 145,2 млн в 2025-м в связи со «снижением численности молодых женщин, на долю которых приходится значительное число рождений, и общим старением населения».
Не приводится в прогнозе и информация по миграционному приросту, хотя он на протяжении последних 20 лет частично или полностью компенсировал естественную убыль населения, а в отдельные годы обеспечивал общий прирост численности. Кроме того, ведомством не прогнозируется среднегодовой размер пенсии, что не дает сделать полноценные выводы об изменении уровня жизни пенсионеров, отмечают аудиторы.
Улучшение показателей социального характера является важнейшей частью целей экономической и социальной политики, отмечает директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. «Поэтому я считаю, что это обоснованная критика, нужно эти показатели в прогнозе обязательно учитывать. Это важно, тем более сейчас, когда демографические процессы очень подвержены разным шокам», — сказала она РБК. По ее словам, ранее в прогнозе Минэкономразвития данные по пенсиям содержались (прогноз по размеру пенсий публиковался в составе макропрогноза до 2018 года, по уровню бедности — до 2019 года. — РБК).
Показатель уровня бедности не имеет прямого отношения к формированию бюджета, отмечает директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Поэтому, по его мнению, в данном контексте он не является главным приоритетом для властей.
Общие недостатки прогноза
Как и в предыдущие годы, разница между базовым и консервативным вариантами прогноза Минэкономики невелика, а тенденции развития в них схожи, говорится в заключении. «Динамика основных результирующих макроэкономических показателей — ВВП, инвестиций, инфляции, курса доллара — отличается не сильно и представляет собой скорее диапазон одного варианта прогноза, чем два полноценных различных сценария», — отмечают аудиторы.
Кроме того, ряд показателей носит откровенно целевой характер во всех вариантах прогноза вне зависимости от внешних условий и рисков. К таким в Счетной палате отнесли инфляцию и объемы экспорта газа.
Раскритиковали в ведомстве и указанные в прогнозе риски. «Вероятность рецессии в развитых странах и ужесточение действующего санкционного режима, по сути, уже реализованы, но не учтены ни в базовом, ни в консервативном варианте», — говорится в заключении.
Для повышения качества прогнозирования аудиторы предложили в дальнейшем увеличить количество вариантов прогнозов и строго разграничивать задачи каждого из них. В частности, в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике, ее зависимости от геополитических и природных факторов целесообразно разрабатывать стресс-сценарий, учитывающий резкие изменения мировой конъюнктуры и замедление или снижение основных социально-экономических показателей, полагают в Счетной палате.
В целом прогноз Минэкономразвития уже опоздал с точки зрения того, какие предпосылки в него заложены, категоричен Буклемишев. Вместе с тем, так как документ ложится в основу расходов и доходов бюджета, он носит не только экономический, но и политический характер, констатировал эксперт.
Макропрогноз на 2023 год сопряжен со множеством неопределенностей, включая состояние и дальнейшее развитие китайской экономики, возможное снижение цен на нефть и газ, сказал РБК директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. Объективно оценивать его стало труднее, поскольку, например, статистика по экспорту нефти и нефтепродуктов в 2022 году не публикуется. В нынешней ситуации надо в целом менять подход к экономическому прогнозированию: прежде всего прогнозировать показатели технологического перевооружения, реального производства, выпуска и импорта критической номенклатуры товаров и технологий, говорит Свириденко. А чтобы прогнозы реализовывались в оптимистической парадигме, нужны эффективные инструменты перезапуска экономики, такие как гарантирование частных инвестиций со стороны институтов развития, подчеркнул он.
Источник: www.rbc.ru