Программа действий по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования

Содержание

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 г. № 2570

МОСКВА

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 3, ст. 546) .

Роль банковского сектора в развитии рынка жилья: проектное финансирование и ипотека.

2. Признать утратившими силу:

подпункты «а» и «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 35, ст. 5538) ;

пункт 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 1331 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7256) ;

подпункты «а», «б» (в части, касающейся приложения № 1 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») и «п» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 5, ст. 404) ;

подпункт «а» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1012 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 32, ст. 4722) ;

Ипотека и ипотечный кредит: что это такое + условия ипотеки и программы ипотечного кредитования

пункт 1 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1860 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 1, ст. 55) ;

пункты 1, 2 и 16 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 399 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 16, ст. 2582) ;

пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 439 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, Правил финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 13, ст. 2264) ;

пункты 1, 2 и 5 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 517 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 16, ст. 2764) ;

подпункт «а» пункта 2 изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 672 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 20, ст. 3358) .

Читайте также:  Разрешение на строительство винтовых свай

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2021 г. № 2570

ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

1. После наименования Программы дополнить текстом следующего содержания:

«Приоритеты и цели государственной политики в жилищнойи жилищно-коммунальной сфере

I. Оценка текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы

Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2020 год составил 767, 4 млн. кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2015 году и составил 85, 35 млн. кв. метров.

По итогам 2020 года объем ввода жилья составил 82, 2 млн. кв. метров, из которых многоквартирные дома — 42, 4 млн. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство — 39, 8 млн. кв. метров.

Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в 2 раза и составила в 2020 году 92, 4 процента в общем объеме жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 472 квартиры на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 26, 9 кв. метра на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского союза.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в России сыграл единый институт развития в жилищной сфере — акционерное общество «ДОМ.РФ». Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

Ежегодно посредством ипотечного жилищного кредитования более 1, 3 — 1, 8 млн. семей приобретают жилье. По итогам 2020 года величина кредитных требований по кредитам (займам) , обеспеченным ипотекой и (или) залогом прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, а также поручительства по ипотечным ценным бумагам, обеспеченным закладными физических лиц, составляет около 10 процентов валового внутреннего продукта (возможен рост такой величины до 15 процентов валового внутреннего продукта, что в 1, 5 раза ниже уровня такой величины в восточноевропейских странах с сопоставимой структурой собственности на жилье) .

В 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.

В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам — участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.

Так, на конец 2020 года в единый реестр проблемных объектов включено порядка 2900 многоквартирных домов площадью более 17 млн. кв. метров.

В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан — участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2017 году создана публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». За период 2018 — 2020 годов публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» приняты обязательства по восстановлению прав более 71, 3 тыс. граждан, вложивших денежные средства в строительство 720 объектов.

В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан — участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.

В конце 2020 года строилось более 48 млн. кв. метров жилья с использованием счетов эскроу, что составляет 51 процент всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2020 году был решен жилищный вопрос 28, 3 тыс. семей (предоставлено из федерального бюджета 32, 1 млрд. рублей) .

В 2020 году (впервые после 2012 года) приняты меры по обеспечению жильем всех граждан, выезжающих из закрывающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей населенных пунктов, решение о закрытии которых принято до 2012 года.

По состоянию на 1 января 2021 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 854, 3 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем, в том числе 31, 51 тыс. инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляет 283, 2 тыс. человек.

Читайте также:  Правила строительства и ремонта воздушных

В целях принятия мер по единому учету граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет создана единая информационная система, позволяющая вести учет категорий граждан, обеспечение жильем которых осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Программа) .

Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., реализуемых государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 2020 год включительно расселено 2, 2 млн. кв. метров из 9 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено 136, 4 тыс. человек из 500, 08 тыс. человек, проживающих в таком жилье. Оставшиеся 6, 8 млн. кв. метров аварийного жилья планируется расселить до 2024 года.

Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 2 млн. кв. метров в год) .

В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.

Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды.

Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является разработка и внедрение индекса качества городской среды в целях ее оценки. В ходе создания комфортной городской среды детально проанализирована среда более сотни городов России, тщательным образом изучены данные государственной и муниципальной статистики.

Индекс качества городской среды за 2020 год по Российской Федерации составил 177 баллов (выше на 4 процента по сравнению с результатами 2019 года) . Количество городов с благоприятной средой за 2020 год составило 375 (33, 6 процента) .

По данным субъектов Российской Федерации, на 1 января 2021 г. требуют благоустройства порядка 162 тыс. дворовых и 85 тыс. общественных территорий. В период 2017 — 2020 годов в рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие около 3 тыс. муниципальных образований, в которых уже благоустроено 83225 территорий, в том числе 19915 общественных территорий (набережные, площади, парки и др.) и 63310 дворовых территорий.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере

Приоритеты государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474) , Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.

Приоритет в жилищной сфере — создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:

формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе посредством реализации акционерным обществом «ДОМ.РФ» своих функций;

развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;

содействие комплексному развитию территорий;

стимулирование малоэтажной застройки;

применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;

содействие в развитии государственно-частного партнерства;

совершенствование деятельности единого института развития в жилищной сфере в части обеспечения повышения доступности жилья;

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;

развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования) .

Приоритет в жилищно-коммунальной сфере — обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:

создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;

содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;

модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.

В результате реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы, соответствующий мировым стандартам.

Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:

увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. кв. метров к 2030 году;

улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей;

расселение до 2024 года 8, 9 млн. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 1 января 2017 г.;

Читайте также:  Сдаточные документы в строительстве

повышение в полтора раза комфортности городской среды к 2030 году;

обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства к 2030 году не менее 50 процентам населения.

Источник: government.ru

Ипотека под 5%, субсидии банкам и индивидуальное жилье – новые предложения Минстроя России

Эти и многие другие меры поддержки жилищного строительства содержит проект Программы действий по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования.

Принятие программы предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

В проекте программы можно выделить следующие положения:

1) предлагается продлить программу льготного ипотечного кредитования по ставке 5% годовых на срок по 31.12.2021 года, бюджетные затраты на реализацию данного пункта составят 372,6 млрд руб.;

2) предлагается снизить молодым семьям – очередникам (их насчитывается 231,3 тыс.) ставку по ипотеке также до 5%, что потребует в свою очередь бюджетного финансирования в размере 243,53 млрд руб.;

3) в целях запуска новых проектов с рентабельностью ниже 15% и коэффициентом покрытия долга денежными потоками менее 1,2 предлагается субсидировать кредитным организациям недополученные доходы, объем финансирования составит при этом около 55 млрд руб.;

4) в целях завершения строительства проблемных объектов предлагается выделять ежегодно в течение 3-х лет не менее 100 млрд руб.;

5) предлагается дополнительно профинансировать программу «Стимул» в 2020-2021 гг. за счет освоения сумм, запланированных на 2023—2024 гг.

В программе приводится прогнозный уровень ввода жилья по итогам 2020 года на уровне 75,8 млн кв. м, а при выполнении предложенных мероприятий прогнозируемый ввод составит 82 млн кв. м.

При этом указывается, что достижение планового показателя национального проекта по объему ввода жилья в 120 млн кв. м к 2024 году будет возможным только при реализации всех предлагаемых мер поддержки.

Программа также содержит предложения по:

• развитию инструментов накопления на первоначальный взнос по ипотеке;

• вовлечению в оборот федеральных земельных участков для целей жилищного строительства;

• повышению роли федеральных институтов развития – АО «ДОМ.РФ», ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Фонда ЖКХ;

• повышению эффективности обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой;

• развитию института комплексного индивидуального жилищного строительства;

• развитию института арендного жилья;

• оптимизации процессов технологического присоединения к инженерным сетям;

• сокращению аварийного жилого фонда;

• повышению качества капитального ремонта многоквартирных домов.

Правительство должно до конца июня доработать документ и уже с 1 июля приступить к реализации плана.

Скачать проект Программы действий по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования можно по ссылке.

Источник: ancb.ru

Путин поручил к 1 мая подготовить план развития строительства и ипотеки

Также поручено упростить порядок ведения работ по комплексному и устойчивому развитию территорий при реорганизации промзон. Среди поручений — разработка краткосрочных программ профподготовки строителей

Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров совместно с Центробанком к 1 мая разработать программу по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования. Соответствующий перечень поручений опубликован на официальном сайте Кремля.

«Разработать совместно с Банком России программу действий по развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования и представить ее для рассмотрения на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам», — отмечается в поручении.

Срок выполнения задачи — 1 мая 2020 года. Ответственные за ее исполнение — премьер-министр Михаил Мишустин и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Подготовка строителей и упрощение госрегистрации

Также Путин поручил упростить порядок ведения работ по комплексному и устойчивому развитию территорий при реорганизации промзон. Среди поручений президента — разработка краткосрочных программ профподготовки строителей и упрощение госрегистрации прав на недвижимость.

Кроме этого, кабмину вверено сократить сроки предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства. «Совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проанализировать эффективность использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства», — говорится в документе.

Срок выполнения данных задач — 1 сентября 2020 года. Ответственный — Михаил Мишустин и главы субъектов.

Центробанк к 1 мая должен предоставить идеи по стимулированию деятельности финансовых организаций для повышения доступности ипотеки.

Помимо этого, регулятору совместно с «Дом.РФ» поручено проанализировать «расходы заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, которые не входят в процентную ставку кредита, и принять меры по снижению полной стоимости таких кредитов».

Ответственные за выполнение данных задач — Эльвира Набиуллина и глава «Дом.РФ» Виталий Мутко.

Ранее президент объявил о продлении введенных ранее для «обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» нерабочих дней до 30 апреля 2020 года. Карантин уже успел негативно отразиться на рынке недвижимости.

Источник: realty.rbc.ru

Программа действий по развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования

Путин поручил разработать программу развития строительства и ипотеки — Недвижимость РИА Новости, 03.04.2020

Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с Банком России разработать до 1 мая программу по развитию жилищного строительства и ипотечного. Недвижимость РИА Новости, 03.04.2020

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с Банком России разработать до 1 мая программу по развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Соответствующий перечень поручений опубликован на сайте Кремля.»Правительству Российской Федерации . разработать совместно с Банком России программу действий по развитию жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования и представить ее для рассмотрения на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. Срок −1 мая 2020 г. Ответственные: Мишустин М.В., Набиуллина Э.С.», — говорится в поручении.

Источник: realty.ria.ru

Рейтинг
Загрузка ...