6.1. Цель производственно-профессиональной практики — закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения деятельности предприятия и приобретение необходимых умений и навыков практической работы по направлению «Торговое дело»
6.2. Задачи производственно-профессиональной практики:
— самостоятельное определение студентом области своей будущей деятельности;
— подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ;
— подбор необходимой информации для научно-исследовательской работы.
Производственно-профессиональная практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях и осуществляется на основе договоров между высшим учебным заведением и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
Как студенту найти практику?
Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственно-профессиональную практику, как правило, проходят в этих организациях.
При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могу быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
6.3. Содержание производственно-профессиональной практики
6.3.1. Программа практики включает выполнение общей части, типового и индивидуального занятий по направлениям и видам профессиональной деятельности студентами на предприятии, включая практическое выполнение должностных обязанностей на конкретных рабочих местах.
6.3.2 Общая часть
• Краткая историческая справка развития предприятия. Организационно- правовая форма предприятия (особенности, преимущества и недостатки). Размеры предприятия и масштабы производства. Характеристика видов деятельности предприятия. Место предприятия в отрасли.
• Характеристика продукции (работ, услуг) предприятия, номенклатура с указанием кодов по общероссийским классификаторам, наличие сертификата. Основные торгово-экономические характеристики основных видов продукции и их конкурентоспособность.
• 6.3.3. Типовое задание деятельности. Содержание типового задания:
• Характеристика технологии формирования товарного ассортимента; процесса закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли- продажи, порядок оформления заказов и расчетов с поставщиками, составляющие системы товародвижения, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения.
Фермерская теплица под пленку 8х40 самый практичный вариант для старта тепличного бизнеса
• Использование информационных технологий в коммерческой деятельности
• 6.3.4 Индивидуальное задание по видам профессиональной деятельности бакалавра.
Студент самостоятельно выбирает индивидуальное задание в соответствии со своими интересами: будущей специализацией по направлению, будущей профессиональной деятельности; с целью выполнения НИР.
По организации коммерческой деятельностидолжны быть изучены следующие вопросы. Месторасположение магазина, район его деятельности, организационно-правовое положение, вид здания; устройство магазина и его планировка, схема внутренней планировки магазина, коэффициенты установочной и демонстрационных площадей.
Работа на кассовом аппарате, порядок снятия показаний счетчиков кассовых аппаратов, их проверка, составление отчета кассира, участие в подготовке сдачи кассовой выручки в Госбанк.
Организация товароснабжения магазина, порядок определения размера и частоты завозимых партий, централизованная доставка, ее удельный вес, пути совершенствования. Порядок приемки товаров в магазине по количеству и качеству, его соответствие действующим нормативным актам, оформить приемку товаров по количеству и качеству, акты приложить к отчету.
Порядок хранения товаров в магазине, соблюдение правил хранения, сроков хранения, предложения по улучшению хранения. Порядок подготовки различных видов товаров к продаже, организация рабочих мест, выкладка товаров в магазине.
Методы продажи и формы обслуживания покупателей в магазине, эффективность применяемых методов, предложения по их совершенствованию.
В ходе этого этапа практики студент должен проанализировать состояние коммерческой деятельности в организации.
Следует изучить организацию и прогнозирование спроса с целью использования полученных данных для экономического обоснования заявок и заказов на поставку товаров. Рассмотреть сложившуюся структуру
хозяйственных связей, дать оценку ее эффективности при необходимости дать предложения по совершенствованию этой структуры. Особое внимание обратить на прямые и длительные хозяйственные связи, определить их эффективность.
Порядок установления договорных связей, участие предприятия в ярмарках различных видов, организация контроля за выполнением договорных обязательств, экономические средства воздействия на поставщиков и их эффективность. Изучить и оценить все новое и эффективное, что внедрено в последние годы по совершенствованию хозяйственных связей.
По экономике предприятияво время этой практики должны быть изучены следующие вопросы.
Степень выполнения товарооборота в целом по предприятию, его структурным подразделениям, товарным группам, отдельным товарам; динамика товарооборота за несколько периодов, изменения в продаже товаров; равномерность выполнения плана реализации по периодам отчетного года, ритмичность, сезонность продажи отдельных товаров; причины и факторы, обусловившие степень выполнения планов, сложившуюся динамику, равномерность, ритмичность; определить, как повлияли отклонения в товарообороте на стимулирование труда работников магазина. Анализ товарных запасов, отклонение уровня выходных запасов и товарооборачиваемости от норматива, выяснение причин; группы товаров с ускоренной и замедленной товарооборачиваемостью; динамика товарных запасов.
Степень выполнения плана поступления товаров в целом и по товарным группам; роль различных источников поступления товаров; равномерность и ритмичность поступления отдельных товаров; влияние поступления товаров на выполнение плана товарооборота; балансовая увязка разделов плана розничного товарооборота.
Знакомство с существующей методикой планирования товарооборота, его состава и структуры; на основе изученной методики представить расчет проекта плана реализации и поступления товаров, нормативов товарных запасов, обосновать представленные расчеты.
Практикант должен сделать анализ численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда.
Анализ численности работников включает: изучение состава и движения кадров, расчет коэффициента оборота и текучести, указание причины изменений показателей;
показателей анализ следует проводить, сравнивая между собой показатели отчетного и прошлого периодов.
На основании проведенного анализа разработать план реализации товаров, используя имеющиеся исходные предпосылки, сравнить свой вариант плана с утвержденными показателями по предприятию и дать экономическое обоснование плана.
Провести анализ товарных запасов, выявив отклонение уровня запасов, а также товарооборачиваемости от норматива, как в целом, так и по отдельным товарным группам.
Определить группы товаров с замедленной и ускоренной оборачиваемостью, неходовые и залежалые товары и установит причины их возникновения. Дать характеристику динамики товарных запасов за три-пять лет.
В результате анализа выявить резервы экономии издержек.
Рассчитать расходы по отдельным статьям и дать экономическое обоснование плановых расходов на будущий год по предприятию.
Проанализировать прибыль от реализации Изучить внереализационные доходы и расходы, причины их возникновения.
Проанализировать рентабельность предприятия в целом и по структурным подразделениям.
Определить влияние на рентабельность таких факторов, как размер товарооборота, товарооборачиваемость, производительность труда, товарооборот на 1 м торговой площади и др.
Изучить динамику показателей рентабельности.
Наметить резервы роста прибыли и повышения рентабельности
Рассчитать и дать экономическое обоснование плана прибыли и ее распределения на текущий год по предприятию. Определить точку безубыточности.
Изучить порядок налогообложения прибыли, привести расчеты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. При разработке плановых показателей необходимо обосновать выбор метода планирования, реальность разработанных планов. Целесообразно рассчитывать несколько вариантов плана и в соответствии с поставленной целью планирования выбрать наиболее оптимальный план. Обязательным условием при подготовке отчета является увязка всех рассчитанных плановых показателей с планом прибыли. С этой целью разрабатывается итоговая таблица, в которой приводятся фактические показатели за отчетный год, рассчитанные плановые показатели и их отклонения от показателей отчетного года.
выявление изменений, происшедших в численности и профессионально-квалификационной структуре штатов за три-пять лет;
выяснение укомплектованности штатов, расчет необходимой явочной и среднесписочной численности торгово-оперативного персонала.
Анализ производительности труда включает:
изучение всех показателей, которыми можно измерить производительность труда работников магазина в целом и по отдельным категориям; расчет отклонения фактической производительности труда от расчетно-плановой, установление влияния изменения объема товарооборота и среднесписочной численности работников в целом по предприятию, в том числе изменения в структуре штатов, и другие факторы;
определение влияния изменений производительности труда на рост или снижение товарооборота магазина.
В процессе анализа и планирования студент широко использует различные методы и приемы, изученные им в университете.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия целесообразно проводить по разделам в логической последовательности, согласно изучению их в дисциплине «Экономика предприятия».
Студент должен четко уяснить экономические основы формирования оборота потребительских товаров, подробно ознакомиться с результатами хозяйственной деятельности, а также тщательно изучить процесс формирования и эффективности использования ресурсов предприятия.
При изучении данных вопросов и отражении их в отчете важно соблюдать определенную последовательность.
Прежде всего необходимо изучить и дать экономическую характеристику тенденций развития объема товарооборота за три-пять лет, рассчитав при этом цепные, базисные, среднегодовые темпы его изменения, а также влияние на товарооборот интенсивных и экстенсивных факторов.
Тщательно проанализировать степень выполнения плана товарооборота за отчетный год по общему объему, составу, структуре в целом по предприятию и по торговым структурным подразделениям, входящим в состав предприятия. Выявить основные факторы, оказывающие влияние на отклонение фактического товарооборота от планового, указать возможные причины, обусловившие невыполнение плана в целом за год и по периодам года. При отсутствии на предприятии плановых и нормативных.
Изучение ресурсного потенциала необходимо проводить в следующей последовательности.
Дать характеристику состава и структуры основных средств, изучить способы их поступления и выбытия. Изучить показатели состояния, движения и эффективности использования основных средств, показать, динамику и тенденции ее изменения.
Ознакомиться с процессом инвестирования, планированием инвестиций. Дать оценку инвестиционной деятельности предприятия.
Изучить оборотные фонды, их виды и состав. Рассчитать показатели оценки эффективности использования оборотных фондов. Проанализировать оборотные фонды по составу, источникам формирования, оборачиваемости, соответствию их нормативам, в движении на начало и конец отчетного года. Наметить пути повышения эффективности использования оборотных фондов.
6.4. Производственно-профессиональная практика завершается составлением отчета, в котором должно найти отражение:
— общая часть практики;
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА
7.1. Цель преддипломной практики: накопление необходимых теоретических и практических данных по избранной теме выпускной квалификационной работы (проекта) применительно к деятельности конкретного предприятия.
7.2. Основными задачами преддипломной практики являются: изучение деятельности организации (предприятия), в которой проводится практика; уточнение содержания выпускной квалификационной работы (проекта) в соответствии с задачами, стоящими перед организацией, с целью обеспечения актуальности и практической полезности дипломной работы. Конкретные задачи преддипломной практики устанавливаются в задании на преддипломную практику, выдаваемому студенту.
— постановка задачи исследования;
— изучение деятельности организации (структурного подразделения);
— изучение литературных, архивных и других источников по теме дипломной работы (проекта);
— сбор, систематизация и предварительная обработка исходных данных;
— уточнение задачи и содержания дипломной работы в соответствии с практическими потребностями организации;
— разработка подробного плана аналитической и проектной частей.
7.4. Руководство преддипломной практикой
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
— осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
— обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
— организует разработку и, согласование программы преддипломной практики с предприятиями и учреждениями-базами;
— разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-методической документации;
— назначает из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики и дипломных проектов студентов;
— распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет начальнику отдела производственной практики вуза списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
— готовит и проводит совместно с деканатом организационные собрания студентов перед началом практики (прил. 4);
— принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных проектов студентов;
организует консультации для студентов в период практики,
— составляет расписание консультаций;
— совместно с руководителем образовательной программы, заведующим кафедрой (заместителем заведующего по учебной работе) формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике,
— разрабатывает график ее работы (заседаний);
— готовит и организует научно-методическую конференцию студентов по итогам практики и отбирает на нее лучшие доклады;
— в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет о ее итогах и представляет его в отдел производственных практик вуза;
— организует на кафедре выставку лучших отчетов студентов по практике;
— организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике. Руководитель дипломного проектаназначается заведующим кафедрой и
является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования. Руководитель преддипломной практики:
— выдает задание на практику;
— оказывает научно-методическую помощь;
— рекомендует основную и дополнительную литературу,
— проводит индивидуальные консультации;
— ведет контроль за процессом прохождения практики;
участвует в комиссии по приему зачета по практике. Руководитель практики от предприятия назначаетсяприказом по организации, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
Преддипломная практика включает в себя два этапа: ознакомительный и коммерческо-организационный этап.
Ознакомительный этап включает отработку следующих вопросов: • Изучение основных данных, характеризующих предприятиеВ отчете необходимо указать название предприятия, его адрес, режим работы. Ознакомьтесь с историей создания и развития предприятия, его современным статусом. Охарактеризуйте предприятие по следующим квалификационным признакам:
— степень оперативно-хозяйственной самостоятельности;
— организационно-правовая форма (ТОО, ОАО, ИП, ООО и т.д.). Укажите отличительные особенности данной формы организации предпринимательской деятельности. Ознакомьтесь с Уставом предприятия, его задачами и функциями;
— с учетом района деятельности (зона деятельности, наличие других магазинов и промышленных предприятий, их влияние на условия работы магазина, состав обслуживаемого контингента, соответствие режима работы магазина интенсивности покупательских потоков);
— по функциональным особенностям (стационарные, передвижные, посылочные и т.д.);
— по видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады и т.д.);
— с учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения (отдельно стоящее здание, встроенно-пристроенное и т.д.). Определите, отвечает ли здание архитектурным, технологическим и экологическим требованиям;
— с учетом товарной специализации (специализированные, узкоспециализированные, универсальные и т.д.);
— тип магазина (основной, дополнительный);
— по формам обслуживания (самообслуживание, с традиционной формой через прилавок, салонная торговля, «клубные» магазины, магазины с технологией «кэш энд кэрри» и др.).
• Изучение организационной структуры предприятия
Составьте схему структуры аппарата предприятия, укажите вид структуры, сделайте вывод о целесообразности данной структуры.
Ознакомьтесь с функциями отделов и обязанностями основных работников. Обратите внимание на работу торгового отдела. Изучите должностные инструкции, проанализируйте их выполнение и соответствие требованиям ГОСТ Р «Требования к обслуживающему персоналу» (см. Приложение 1).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник: cyberpedia.su
Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в области строительства сооружений тепловой и атомной энергетики в процессе производственных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейдарова А.Н., Постой Л.В., Орехов М.И.
Основной смысл содержания статьи заключается в анализе результатов формирования профессиональных компетенций в ходе прохождения производственных практик у студентов высшего образования строительной специальности . Предметом исследования послужило прохождение практик после окончания каждого курса студентами дневной формы обучения строительной специальности . Задачей исследования является выявление достоинств и недостатков в прохождении практик. Метод исследования социологический опрос-анкетирование. Вывод заключается в том, что полученные данные анкетирования и анализа в целом позволяют сделать вывод, что производственные практики занимают ведущее место в процессе формирования молодого специалиста
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гейдарова А.Н., Постой Л.В., Орехов М.И.
Формирование профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе учебно-производственных практик
Методы формирования профессиональных компетенций у студентов направления подготовки 08. 03. 01 Строительство
Формирование компетенций у студентов университета при подготовке по профилю «Педагог профессионального обучения»
Интеграция образования, науки и производства при организации проведения практик студентов направления подготовки «Строительство»
Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей
Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в области строительства сооружений тепловой и атомной энергетики в процессе производственных практик»
Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в области строительства сооружений тепловой и атомной энергетики в процессе производственных практик
Гейдарова Аксинья Николаевна,
Постой Людмила Викторовна,
Орехов Михаил Иванович,
Основной смысл содержания статьи заключается в анализе результатов формирования профессиональных компетенций в ходе прохождения производственных практик у студентов высшего образования строительной специальности. Предметом исследования послужило прохождение практик после окончания каждого курса студентами дневной формы обучения строительной специальности. Задачей исследования является выявление достоинств и недостатков в прохождении практик. Метод исследования — социологический опрос-анкетирование. Вывод заключается в том, что полученные данные анкетирования и анализа в целом позволяют сделать вывод, что производственные практики занимают ведущее место в процессе формирования молодого специалиста
Ключевые слова: анализ, исследование, профессиональная компетенция, студент, производственная практика, строительная специальность, производственник, наставник.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) даны характеристики профессиональной деятельности специалистов, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки инженеров-строителей по специализации «Строительство сооружений тепловой и атомной энергетики». Для выполнения этих требований будущий специалист должен овладеть основными профессиональными компетенциями — способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности, способностью проектирования и конструирования и владения методами осуществления контроля над соблюдением технологии и экологии на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий [1]. Для реализации этих требований, очень важно полученные теоретические знания закреплять практиками на производстве, которые проводятся после каждого курса обучения. Задачей исследования является выявление недостатков в ходе прохождения практик в настоящее время на специализированных предприятиях.
Теория без практики слепа.
Предметом исследования послужило прохождение практик после окончания каждого курса студентами шестого курса дневной формы обучения строительной специальности.
Метод исследования — социологический опрос-анкетирование.
Для будущего специалиста производственные практики имеют большое значение — это приобретение профессиональных компетенций и реализация этих компетенций в подготовке итоговой аттестации, утверждение в выборе специальности, так как абитуриент, поступая в то или иное высшее учебное заведение, не представляет, чем ему придется заниматься и какие перспективы его ждут в его профессиональной деятельности [2].
По окончании первого курса студент направляется на учебную практику (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), которая нацелена всего лишь на ознакомление с будущей профессией, без возможности самостоя-
тельно ответственно выполнять профессиональную работу [3].
На втором курсе студенты проходят производственную практику (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности). Из них 10-12% попадают на строительную площадку, а остальные в производственно-технических отделах выполняют разовые поручения, как правило, связанные с оформлением текущих документов или работой по их систематизации. И только после третьего курса при прохождении производственной (технологической) практики у студентов появляется шанс лично это прочувствовать, окунувшись в совершенно невиданный ранее мир под названием «работа».
Формирование профессиональных компетенций в результате прохождения производственной практики.
Для достижения поставленной цели проведено исследование среди студентов — практикантов третьего курса, прошедших теоретический курс и выполнивших курсовое проектирование, как самостоятельную творческую работу по проектированию, в закреплении результатов теоретических знаний и практических навыков на производстве.
ьсоздать базу профессионально важных качеств, отражающих основные уровни профессиональной компетентности строителя;
Ьдоказать студенту, что теория без практики слепа;
сориентировать студента в получении навыков самосовершенствования и приобретения профессиональных компетенций;
обозначить возможные проблемы во взаимосвязи «практикант- преподаватель — производственник».
Для выявления сформированности профессиональных компетенций студентов проходивших производственную практику был применен опытно-поисковый метод работы, а это контроль на местах прохождения практик на производстве, разговор с руководителями практики от производства, анализ выполненных отчетов по окончании прохождения практики.
Содержание отчетов по практике, в которых освещены виды работ и их методы ведения, их технология и организация, охрана труда при выполнении строительных процессов, а также техника безопасности на строительной площадке, дали представление о сформированности компетенций после каждого курса прохождения производственных практик.
По окончании практик были проанализированы дневники прохождения практик собеседования и их защиты отчетов.
Отвечая на вопрос, что для каждого из них означает прохождение производственной практики, студенты всех курсов отметили, что это реальное представление будущей профессии, это то, чем им придется заниматься после окончания обучения. Не маловажную роль в совершенствовании играют студенческие строительные отряды. Так
как работа в студенческих отрядах культивирует коллективизм, ответственность за каждого, за себя и за весь коллектив в целом, само организованность и возможность сравнить свои возможности, знания и компетентность с участниками производственного процесса. Большую роль в формировании компетенций играют профессиональные качества производственников, характеризующие профессионализм, которые находятся в связи «практикант-преподаватель-производственник» [4,5].
Немаловажную роль играет представление студентов о компетенциях руководителей с предприятия. Качества, такие как профессионализм, хороший производственник, компетентность во всех производственных вопросах, взаимопонимание, перспективность и деловой подход к создавшейся проблеме на производстве высоко оцениваются практикантами и в дальнейшем играет роль в выборе предприятия как места дальнейшей работы. Так же на предприятии практиканты имеют возможность овладеть дополнительной рабочей профессией [6].
Анкетирование о влиянии практики на профессиональные навыки, которое было предложено студентам данной специальности, показало, что студентами отмечено утверждение в выборе своей будущей специальности, определение места будущей работы. Многих после практики приглашают к себе на предприятие, их ждут там, а это стимулирует к получению хороших знаний с высокими баллами, к желанию произвести впечатление на руководителя-производственника своей профессиональной подготовленностью. Ну и конечно материальное стимулирование — иметь стабильную хорошую зарплату [7-9].
Проверка анкет показала, что 15 % студентов акцент делали на стабильность и хороший заработок; 70 % убедились в том, что практика -это проверка своих способностей, теоретической подготовленности и возможности правильности выбора профессии; 15 % не уверены в выборе профессии.
Интерес к процессу прохождения практики привить могут руководители практики или другие работники организации, их внимательное отношение к практиканту их помощь в решении вопросов в нестандартных ситуациях. Так же наибольшие сложности возникают у студентов в результате ограничений в доступе информации со стороны сотрудников базовой организации, а так же не всегда достаточный уровень знаний и умений для выполнения заданий поставленных руководителем практики от предприятия. [10].
Анализ анкетирования. Проанализировав полученные результаты анкетирования прохождения практик, можно сформулировать основные положения:
практиканты имеют представление о будущей профессии и профессиональной компетентности инженера-строителя, но их представления имеют низкий уровень знаний;
профессиональная направленность личности студентов неоднозначна, наиболее явно прослеживается направленность на получение большой
01 и А ы О и А X X т
заработной платы, а не на профессиональную компетентность;
|_ желание получить не только профессиональные умения, но и зачет являются основными мотивами прохождения практики;
_ большинство старшекурсников причисляют себя к среднему уровню по показателям сформированное™ профессиональных компетенций;
Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в области строительства сооружений тепловой и атомной энергетики в процессе производственных практик занимают ведущее место в процессе формирования молодого специалиста, но необходимо налаживать тесную связь с производством, в том числе возрождая старые традиции наставничества. Так как наставничество является важным звеном той основной цепи, позволяющей воспитывать кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными для конкретной сферы строительной деятельности, помогающие повышать интерес к будущей профессии, формировать конкурентоспособность, укреплять и развивать профессиональную компетентность, как базу для подготовки высококвалифицированного производственника.
1. Субботина И.Ю. Трудовые ресурсы в системе «человек-производство»: идентификация, ка-стинг, интеллектуализация на основе компетент-ностного подхода // Инженерный вестник Дона.
2. Власова А. Утром практика, вечером — теория // Российская газета. 2006. №286. С. 11.
3. Томилин С.А., Василенко Н.П., Железнякова А.В. Василенко И.С. Корпоративные ценности как основа формирования профессионального самоопределения студентов при подготовке специалистов для атомной отрасли // Педагогика и просвещение. 2017. №1. С.31-41.
4. Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — №4. — с. 34-42.
5. Матушкин Н. Н. Формирование перечня профессиональных компетенций выпускника высшей школы. // Высшее образование сегодня. 2007. №11. с. 28-30.
6. Петровец В.Р., Дудко Н.И., Гайдуков В.А. Роль учебной и производственной практик в фор-
мировании профессиональных компетенций студентов. // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №5. С. 155-159.
7. Чиняков О.Е. Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников // Мир науки и образования 2017. №3. С.155-159.
8. Терентьев В.А. Предложение по повышению качества подготовки инженеров строителей // Инженерный вестник Дона. 2012. №4, ч.1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1160
9. Competence-based Qualifications for adults. -Helsinki: National Board of Education, 2003. — 12 p.
10. Kompetenzentwicklung 2000: Lernen im Wandel — Wandel durch Lernen. — New York-Munich-Berlin, 2000 p.
Formation of professional competencies of future specialists in the field of construction of thermal and nuclear energy facilities in the process of production practices Gejdarova A.N., Postoj L.V., Orekhov M.I.
National Research Nuclear University MEPhI The main meaning of the content of the article is to analyze the results of the formation of professional competencies during the practical training of students of higher education in the construction specialty. The subject of the study was the passage of practice after the end of each course by full-time students. The objective of the study is to identify the strengths and weaknesses in the process of forming competencies during internships. The research method is a sociological survey questionnaire. Questioning about the impact of practice on professional skills, on the idea of the future profession and professional competence of a civil engineer. Keywords: ompetence, tudents, nhe business game, research, the
industrial situation, building materials and products. References
1.Subbotina I.Yu. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. № 1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/660
2. Vlasova A. Rossijskaya gazeta. 2006. № 286. p. 11.
3.Tomilin S.A., Vasilenko N.P., Zheleznyakova A.V., Vasilenko I.S. Pedagogika i prosveshhenie. 2017. №1. pp.31-41.
4. Demin, V. A. Standarty’ i monitoring v obrazovanii 2000. №4.
5. Matushkin H. N. Vy’sshee obrazovanie segodnya. 2007. №11.
6. Petrovecz V.R., Dudko N.I., Gajdukov V.A. Vestnik Belorusskoj
gosudarstvennoj sel’skoxozyajstvennoj akademii. 2015. №5. P. 5.
7.CHinyakov O.E. Mir nauki i obrazovaniya 2017. №3. pp.155-159.
8.Terent’ev V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012. №4, p.1. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1160
9.Competence-based Qualifications for adults. Helsinki: National Board of Education, 2003. 12 p.
10.Kompetenzentwicklung 2000: Lernen im Wandel. Wandel durch Lernen. New York-Munich-Berlin, p. 2000.
Источник: cyberleninka.ru
Производственно профессиональная практика строительство
Учебные практики
Практика студентов является важной частью подготовки специалистов и проводится в соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования от 25.03.03 № 1154. Весь комплекс практик (учебных, производственных) необходимо понимать как вид учебно-воспитательного процесса, в котором осуществляется подготовка студента к профессиональной деятельности, в основном, путем самостоятельного решения предусмотренных программой реальных производственных и общественных задач, направленных на развитие общества.
Базы проведения технологической практики (4 сем.): на предприятиях, на строительных площадках, в организациях.
В период прохождения практики студенты должны работать в составе общестроительных бригад только на рабочих местах, чтобы приобрести практические навыки в области технологии производства основных видов строительно-монтажных работ: земляных; каменных; бетонных; монтажных и др.
Назначение технологической практики — получить представление о реальном рабочем месте, о труде рабочего-строителя, воплощающего в жизнь замыслы архитектора; о средствах повышения производительности труда в конкретных условиях, о функциях бригады, прораба, начальника участка и, кроме того, о номенклатуре и технологии производства современных эффективных конструкционных и отделочных материалов и их многообразном применении в архитектурно-строительной практике.
Студенты имеют право самостоятельно выбирать место прохождения практики. В этом случае на кафедру архитектурных конструкций представляется письменное согласие предприятия/организации о приеме студента на практику, с указанием наличия в штате предприятия квалифицированных кадров для руководства практикой студентов. На основании письма предприятия в БГТУ им. В.Г.Шухова подготавливается письменный договор, который после подписания предприятием/организацией является основанием направления студента для прохождения практики на это предприятие/организацию.
Цель прохождения студентами всех видов практик – закрепление теоретических знаний и умений, полученных в рамках учебного процесса, изучение технологических операций при выполнении строительства, проектирования, реконструкции.
Обмерная практика ( второй семестр )
В соответствии с учебным планом студенты первого курса проходят обмерную практику на архитектурных сооружениях, квалифицируемых как памятники истории и архитектуры.
Группа студентов, состоящая из 20–25 человек, как правило, делится на две подгруппы. Каждая подгруппа под руководством архитектора-педагога или инженера-педагога проходит обмерную практику в летний период времени в течение двух недель. Объем работы каждой подгруппы дополняет друг друга и составляет общий необходимый объем информации об объекте по результатам обмеров.
От достоверности и тщательности проведения обмерных работ, согласованности обмеров отдельных элементов зависит возможность их дальнейшего использования в учебной, научной и проектной деятельности. Результаты обмерных работ в виде чертежей, документальной и художественной фотосъемки, кроки, зарисовки необходимы при разработке проектов реставрации, реконструкции, для архивного и музейного хранения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБМЕРНОЙ ПРАКТИКИ
Цель обмерной практики – расширение профессиональной эрудиции студента. Основными задачами обмерной практики являются:
– теоретическое ознакомление с техникой проведения обмеров;
– приобретение практических навыков обмеров архитектурных сооружений;
– закрепление научно-теоретических знаний, полученных в процессе обучения основам архитектурно-конструктивного проектирования.
На обмерной практике помимо профессиональных навыков студенту предоставляется возможность непосредственного знакомства с архитектурным сооружением, его элементами и структурой. Изучение памятника архитектуры в исторически сложившейся среде, ощущение истинных, натурных размеров архитектурных форм имеет большое художественно-воспитательное значение.
В процессе отработки задач переноса сооружения и его деталей в ортогональные чертежи студенты изучают основы методики научных натурных исследований памятников архитектуры. Чертежи обмеров могут послужить исходным материалом для использования в учебном процессе или для дальнейших научных исследований по изучению, сохранению и использованию архитектурно- художественного наследия проектными и научно-исследовательскими институтами и организациями.
Студенты первого курса на обмерной практике
Технологическая практика ( четвертый семестр )
Практика проводится на строительных объектах и в ремонтно-строительных организациях с современной комплексной механизацией работ, где строительно-ремонтные работы ведутся индустриальными методами на высоком научно-техническом и организационном уровне.
Продолжительность технологической практики в соответствии с действующим графиком учебного процесса 5 недель. В период прохождения практики студенты должны работать в составе общестроительных бригад только на рабочих местах, чтобы приобрести практические навыки в области технологии производства основных видов строительно-монтажных работ: земляных; каменных; бетонных; монтажных и др.
Методические указания по данной практике можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Цель технологической практики: закрепить и обобщить теоретические знания, овладеть практическими навыками выполнения основных строительно-монтажных процессов путем непосредственного выполнения рабочих операций в составе строительных бригад.
Указанная цель предусматривает решение следующих задач:
— изучение и освоение передовых методов труда;
— изучение свойств и области применения материалов, используемых в строительстве;
— ознакомление с работой контрольных служб, методами выявления и устранения брака при производстве строительно-монтажных работ;
— изучение требований техники безопасности, охраны труда и окружающей среды;
— приобретение практических навыков по одной-двум общестроительным профессиям.
ООО «Белмонтажстрой-Подрядчик» г.Белгород, ул.Везельская, 95-а, тел. (4722) 36-76-90, Директор Кушников Владимир Михайлович
ООО «Мастер» г. Белгород, ул. Студенческая, д. 44, офис 2. тел. Генеральный директор Терещенко Антон Александрович
Технологическая практика (шестой семестр)
Проектная практика проходит в проектных институтах и организациях, архитектурных мастерских. Вариантом прохождения практики может стать студенческая проектная группа под руководством преподавателей выпускающей кафедры. Во время прохождения практики студенты обязаны работать или проходить стажировку в данных организациях, выполняя задания руководителя практики от организации; строго соблюдать правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка организации. Продолжительность рабочего дня практиканта устанавливается наравне с инженерно-техническим персоналом организации. Студент несет ответственность за выполняемую работу.
Продолжительность практики – 6 недель, в том числе последние 3 дня, предназначенные для оформления отчета.
Проектная практика является органической частью учебного процесса и ее цель – это:
— закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете;
— получение практических навыков архитектурного проектирования;
— ознакомление с реальными условиями труда той организации, где студент будет работать после окончания университета.
Для осуществления указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— ознакомиться с основными принципами, процессом и стадиями проектирования;
— приобрести навыки практического архитектурного проектирования, по преимуществу в области составления
технологического проекта рабочих чертежей, разрабатываемого объекта – его генерального плана, планов, разрезов, фасадов, деталей;
— приобрести опыт взаимодействия с технологами и специалистами смежных областей проектирования.
При оформлении отчета следует пользоваться методическими указаниями, просмотреть которые можно, перейдя по данной ссылке.
Базы проведения технологической практики (6 сем.): в проектных институтах и организациях, архитектурных мастерских. Вариантом прохождения практики может стать студенческая проектная группа под руководством преподавателей выпускающей кафедры.
Назначение технологической практики — получить представление о реальном рабочем месте, о структуре и взаимодействии в строительной или строительно-проектной организации, архитектурно-проектной мастерской, современных эффективных архитектурно-конструктивных системах, методах архитектурно-конструктивного проектирования, закрепить навыки и умения в работе с графическими программами.
Студенты имеют право самостоятельно выбирать место прохождения практики. В этом случае на кафедру архитектурных конструкций представляется письменное согласие предприятия /организации /учреждения о приеме студента на практику, с указанием наличия в штате предприятия квалифицированных кадров для руководства практикой студентов. На основании письма предприятия в БГТУ им. В.Г.Шухова подготавливается письменный договор, который после подписания предприятием / организацией / учреждением является основанием направления студента для прохождения практики на это предприятие /организацию /учреждение.
Проектный институт «Центрогипроруда» г. Белгород, ул. Мичурина, 56. Приемная 8 (4722) 26-45-41. Директор Тен Виктор Николаевич8 (4722) 26-45-96
ГУП Белгородоблпроект г. Белгород, ул. Мичурина,62 Приемная: +7 (4722) 31-06-78 Директор Золотарёв Роман Александрович Отдел кадров: +7 (4722) 31-06-78 Болховитина Елена Николаевна
ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖБК-1» г. Белгород, ул. Кооперативная, 5 Тел. генеральный директор: +7 (4722) 37-65-50; приемная: +7 (4722) 21-16-96. управление капитального строительства: +7 (4722) 21-35-31. отдел кадров: +7 (4722) 21-10-00
«ПСК «БелЭнергоСтрой» г. Белгород, ул. Князя Трубецкого д.24 Генеральный директор Капинус Александр Александрович +7 (4722) 78-84-04, доб. 110
Архитектурное проектирование. Дизайн интерьеров домов, коттеджей, квартир, офисов. Проекты домов, коттеджей. Проектирование в Белгороде и др.
Биотехпроект г. Белгород, ул. Мичурина д. 56 Телефон: +7 (4722) 26-79-28. Лещев Андрей Витальевич — главный инженер.
Промстальконструкция-центр, ООО, проектная компания. Белгород, Константина Заслонова, 183 к1. (4722) 20-76-43, (4722) 21-32-42
Преддипломная практика (четвертый курс)
Прохождение преддипломной практики предусмотрено после 5-го курса продолжительностью пять недель в проектной организации или архитектурных мастерских, профиль которых соответствует тематике дипломного проекта.
Проектирование в преддипломном семестре предусматривает выполнение композиционного проекта (в течение 8 недель) и сбор материалов для реферата.
Композиционный проект студент разрабатывает под руководством архитектора-педагога с проведением контрольных точек по этапам плана проектирования. В зависимости от темы проекта консультации проводят специалисты смежных профессий. Композиционный проект разрабатывают с учетом конкретной природной или градостроительной ситуации.
В процессе выполнения композиционного проекта студент собирает исходные данные (ситуационный план, историческая характеристика окружающей застройки); характеризует перспективы развития данной территории; проводит натурное обследование предполагаемого места проектирования с фотофиксацией; выявляет опорные здания; оценивает транспортную схему; проводит анализ опыта отечественного и зарубежного проектирования и строительства объектов-аналогов; изучает факторы, воздействующие на проектирование объекта на указанной территории; обобщает собранный материал; выполняет эскизные зарисовки, схемы.
Графический материал следует выполнять в архитектурной или компьютерной графике на листах формата А1 (841 х 594); А0 или на подрамниках с размерами сторон 700 х 1000 мм.
Методические указания к практикам
1. Методические указания к проведению обмерной практики для студентов 1-го курса профиля Проектирование зданий.
2. Методические указания к проведению технологической практики для студентов 2-го курса профиля Проектирование зданий (просмотреть методические указания можно при переходе по ссылке).
3. Методические указания к проведению проектной практики для студентов 4-го курса профиля Проектирование зданий (просмотреть методические указания можно при переходе по ссылке).
Меры безопасности при прохождении практик:
1. Практическое руководство для студентов, работающих во внеурочное время (ссылка доступна тут).
2. Практическое руководство для студентов, проходящих практику (читать текст при переходе по ссылке).
3. Студенческие строительные отряды (важно знать — текст при переходе по ссылке).
Источник: ak.bstu.ru