Многие предприятия имеют в своей собственности транспортные средства, для хранения которых оборудованы гаражи и автомобильные стоянки. Возгорания в гаражах далеко не редкость. В результате пожара могут пострадать работники предприятия, а организация — потерять ценное имущество. С этой целью на каждом предприятии должна иметься инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, с которой следует ознакомить сотрудников и неукоснительно следовать ей.
Общество с ограниченной ответственностью «Пион»
Утверждаю
ИНСТРУКЦИЯ
О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГАРАЖАХ, АВТОСТОЯНКАХ
И НА АВТОТРАНСПОРТЕ
1. Общие требования
Настоящая инструкция разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 28.09.2017) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» и устанавливает правила поведения работников в гараже школы при пожаре и соблюдение правил пожарной безопасности в гараже школы, правила содержания здания, технических помещений, прилегающей территории гаража. Является обязательной для исполнения всеми работниками.
Противопожарные разрывы между домами и хозпостройками.
1.1. При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.
1.2. Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости — I , а по классу конструктивной пожарной опасности — С0.
1.3. Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.
1.4. В гараже и помещениях гаража, на видных местах должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».
1.5. Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инструктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте» с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.6. Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.
2. Требования к содержанию гаражей, автостоянок
2.1. Покрытие пола должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую уборку помещений.
2.2. Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1.
2.3. Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.
2.4. Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2). Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП.
2.5. Наружный проезд и площадка у выхода из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.
2.6. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.
2.7. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.
2.8. Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться:
- двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей;
- автоматической пожарной сигнализацией;
- системой оповещения людей о пожаре;
- сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03;
- знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001.
2.9. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.
2.10. Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия.
2.11. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации.
2.12. Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.
2.13. Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения.
2.14. Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
2.15. В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.
2.16. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
2.17. Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91.
2.18. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м.
2.19. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления.
2.20. По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помещения и обесточить электрооборудование.
2.21. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.
2.22. Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.
3. Требования к пожарной безопасности
3.1. Расстановка автомобилей в гаражах, на стоянках под навесами или на специальных площадках для безгаражного хранения должна производиться согласно нормам строительного проектирования гаражей.
3.2. В помещениях гаража, ремонта автомобилей, а также и на стоянках автомобилей под навесами и на открытых площадках запрещается:
- пользоваться открытым огнем, курить и производить работы с переносными кузнечными горнами, паяльниками, лампами и переносными сварочными аппаратами;
- держать автомобили с открытыми отверстиями бензобаков;
- производить подзарядку аккумуляторных батарей (в помещениях стоянки и обслуживания);
- хранить какие-либо материалы и предметы, за исключением оборудования, относящегося к данным помещениям;
- производить мойку бензином или керосином автомобильных кузовов и деталей;
- хранить горючее (бензин, керосин), за исключением бензина, в баках автомобилей;
- хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
- загромождать выездные ворота и проезды;
- оставлять на местах стоянки груженые автомобили;
- устанавливать автомобили в количествах, превышающих норму, нарушать способ их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями и между автомобилями и элементами зданий.
3.3. Помещения для стоянки автомобилей не должны непосредственно сообщаться с помещениями для аккумуляторных, ацетилено-газогенераторных, вулканизационных, кузнечных, прессовых, сварочных, деревообделочных, обойных и регенерационных, котельных, складских — для хранения масел, обтирочных и легковоспламеняющихся материалов.
3.4. Заправка автомобилей топливом должна производиться только на заправочном пункте или на специально отведенной площадке у склада ГСМ. Запрещается производить заправку автомобилей горючим в помещениях, на стоянках обслуживания и ремонта, а также розлив горючего при заправке.
3.5. Во всех помещениях стоянки, обслуживания и ремонта автомобилей должны соблюдаться следующие меры пожарной безопасности:
- в помещениях и смотровых ямах должна производиться уборка мусора, отходов после выхода автомобилей со стоянки на линию и после окончания работы каждой смены;
- разлитое масло и горючее должны немедленно убираться с помощью песка или опилок.
Использованный песок и опилки должны собираться в специальные металлические ящики с крышками, установленными вне гаражных помещений.
3.6. В помещениях для ремонта автомобилей и подсобных помещениях не допускается производить ремонт автомобилей с баками, наполненными горючим (а у газовых автомобилей — при заполненных газом баллонах), и картерами, заполненными маслом.
По окончании работы помещения и смотровые ямы должны очищаться от промасленных обтирочных концов и разлитых жидкостей.
3.7. В помещениях для хранения автомобилей не допускается:
- подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытым источником огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;
- оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы;
- оставлять автомобиль с включенным зажиганием;
- поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации;
- производить окраску машин.
3.8. Отработанная смазка должна храниться в металлической таре вне помещений стоянки и обслуживания автомобилей.
4. Действия персонала при пожаре
4.1. Первый, обнаруживший пожар или явные признаки горения (задымление, запах гари), немедленно должен сообщить по телефону «01» или «010» в пожарную охрану, указать объект и место возникновения пожара, сообщить свою фамилию; по возможности принять меры по тушению пожара имеющимися огнетушителями и пожарным краном.
4.2. Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара.
4.2.1. Указать эвакуационные маршруты, порядок движения при эвакуации.
4.2.2. Назначить лиц из состава дежурного персонала и водителей, привлекаемых к эвакуации людей и транспортных средств.
4.2.3. По возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
4.2.4. В случае невозможности потушить загоревшийся автомобиль, соблюдая меры безопасности, по возможности отбуксировать горящий автомобиль из гаража с помощью других транспортных средств.
4.3. Для тушения очага пожара переносными углекислотными огнетушителями (ОУ-3, ОУ-4, ОП–3, ОП-4) необходимо:
- взять огнетушители (если они на кронштейне, то снять с кронштейнов);
- поднести огнетушитель к очагу пожара;
- сорвать пломбу, выдернуть чеку;
- направить раструб на огонь;
- нажать на рычаг управления подачей газа и приступить к тушению пожара.
4.4. Порядок приведения в действие пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода:
- необходимо обесточить электрооборудование;
- первый номер срывает пломбу и открывает шкаф, второй номер берет ствол и раскатывает пожарный рукав в направлении очага пожара;
- далее первый номер открывает кран и включает кнопку насоса–повысителя, второй номер работает со стволом по тушению пожара.
4.5. При невозможности организовать тушение пожара немедленно покинуть гараж, руководствуясь планом эвакуации.
Источник: clubtk.ru
Требования к гаражам автомобильного транспорта
Пожарная безопасность при эксплуатации и обслуживании автомобилей
Территории автотранспортных предприятий должны быть ограждены сплошным прочным забором, в котором устроены специальные пожарные проезды и выезды (ворота).
Для каждой стоянки автомобилей должен быть разработан и утвержден руководством плац расстановки и эвакуации автомобилей в случае пожара с описанием порядка и очередности эвакуации, В этом плане должно быть предусмотрено дежурство водителей в межсменное время, в выходные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания.
На площадках открытого хранения автомобилей при количестве их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами автомобилей должен быть не менее 20 м. Разрывы до производственных зданий принимаются равными от 15 до 20 м в зависимости от степени огнестойкости зданий, а до зданий, где проводят техническое обслуживание автомобилей, – не менее 10 м. Между автомобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2 м. Если стоянка автомобилей организована в закрытом помещении, то оно должно быть оборудовано в соответствии с противопожарными нормами.
Заливные горловины топливных баков автомобилей должны быть закрыты. При наличии течи в топливном баке ставить автомобиль на стоянку до слива топлива не разрешается.
На открытых стоянках автомобили необходимо размещать так, чтобы между ними оставались разрывы, обеспечивающие их сохранность в случае пожара. Неисправные автомобили и прицепы, ожидающие ремонта или списания, хранят отдельно, изолированно от исправных автомобилей. Автомобили-цистерны, перевозящие легковоспламеняющиеся вещества, хранят только отдельно от других автомобилей (в отдельном наземном здании).
Территорию стоянки нельзя загромождать предметами, которые могут помешать рассредоточению автомобилей в случае пожара. Против запасных ворот должны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.
На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнем и хранить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Нельзя разогревать холодные двигатели, картеры коробок передач и редукторы мостов, топливные баки дизельных двигателей и другие узлы автомобилей открытым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обтирочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажиганием.
В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользоваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяльными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, баллоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые автомобили.
Заправлять автомобили топливом можно только на специально оборудованных заправочных пунктах. При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров рекомендуется очищать площадки стоянок от сухой травы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу шириной в 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесоразработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 автомобилей.
Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесоразработок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок, автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сгораемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.
Противопожарная безопасность требует создания на производстве специальных мест для курения. Их рекомендуют делать на видных местах, оборудуют урной для окурков, средствами пожаротушения. В таких местах должно быть объявление «Место для курения» или «Курить только здесь». Во всех других помещениях должны быть повешены объявления типа «Не курить!»
Для создания повышенной пожаробезопасности ванны с легко воспламенящимися веществами для мойки деталей желательно располагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запирать.
Детали после мойки легко воспламенящимися веществами следует просушивать и протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Частой причиной пожара в производственном помещении является неправильное и не по назначению применение бензина и керосина, например, стирка спецодежды в бензине.
Спецодежду следует очищать только в специальных химчистках или прачечных.
Нельзя применять жидкое топливо и керосин для отмывания полов и стен помещений и канав, так как при этом образуется большое количество легковоспламеняющихся паров.
Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся, в ТО-2, а также в длительном (более одной рабочей смены) ремонте, следует отключить.
Промасленные обтирочные материалы и промасленная грязная спецодежда способны при определенных условиях самовозгораться. Поэтому эти материалы собирают в стальные ящики с плотными крышками, а в конце смены выносят из помещения и либо уничтожают вместе с другими отходами, либо вывозят на специальные свалки и сжигают. Спецодежда между сменами должна храниться в расправленном виде, а главное, ее надо своевременно очищать.
Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуатация электропотребителей.
Необходимо следить за тем, чтобы отдельным группам кабелей не было произвольно (т. е. без проекта) присоединено больше электропотребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в электрических щитах произойдет перегрев и разрушение изоляции, возникнет короткое замыкание и как следствий его – пожар.
У телефонов на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номеров телефонов пожарных команд.
Цистерны и баки для хранения жидкого топлива должны быть оборудованы огневыми предохранителями и заземлены.
Меры безопасности при заливке топлива в резервуары из автоцистерны
- выключить двигатель автомобиля
- заземлить цистерну или бак цепочкой через автомобиль
- проверить плотность соединения сливного шланга с цистерной и с приемным патрубком
- если на станции есть гравийный предохранитель, то следует открыть краник предохранителя на его перепускной трубе
- все подтекания немедленно устранить, а пролитое топливо засыпать песком и удалить
Для хранения каждого вида жидкостей в металлической таре массой более 30 т выделяют помещение с несгораемыми глухими стенами. Меньшее количество жидкостей можно хранить в общих помещениях. Тару следует хранить отдельно.
Крышки люков на резервуарах снабжают прокладками, исключающими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны.
Нельзя закрывать отверстия металлических бочек деревянными пробками или тряпками, вынимать или отвинчивать пробки металлическими предметами, перекатывать бочки при помощи стальных ломов, от которых могут возникнуть искры.
На складах легковоспламеняющихся к горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них воспрещается выполнять работы, связанные с применением открытого огня.
Все наливные, спускные, вентиляционные отверстия баков и цистерн для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть снабжены взрывобезопасными сетками. Цистерны должны иметь устройства для заземления во время наполнения и слива.
Автомобили, перевозящие эти грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, песком и лопатой.
Легковоспламеняющиеся материалы должны выдаваться со складов в производство в количествах, удовлетворяющих суточную потребность в них. На местах потребления их хранят в специально оборудованных запирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняющиеся жидкости следует немедленно посыпать песком и убирать из помещения.
Для предотвращения возникновения пожара на автомобиле не допускается:
- подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другими способами
- применять для мойки двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь и тому подобное)
- скопление на двигателе и его картере грязи и масла
- курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков)
- пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов
Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге
Требования пожарной безопасности к гаражам для стоянки автомобилей установлены актами:
Требования и нормы ПБ в гаражах
Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.
Хранение бензина в гараже
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах.
- топливо в баках самих ТС;
- в иных видах гаражей позволено держать:
- бензин, дизель – до 20 кг;
- смазочные материалы – до 5 кг.
Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок.
Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.
Хранение резины в гараже
Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.
В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.
Расстояние между автомобилями
Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.
Расстояния между гаражом и другими объектами
Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:
- от ворот до перекрестков:
- магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;
- от 300 мест;
- для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:
Объекты | Расстояние, м | |||||
от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей | от станций технического обслуживания при числе постов | |||||
10 и менее | 11-50 | 51-100 | 101-300 | 10 и менее | 11-30 | |
Жилые дома | 10 | 15 | 25 | 35 | 15 | 25 |
В том числе торцы жилых домов без окон | 10 | 10 | 15 | 25 | 15 | 25 |
Общественные здания | 10 | 10 | 15 | 25 | 15 | 20 |
Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения | 15 | 25 | 25 | 50 | 50 | * |
Лечебные учреждения со стационаром | 25 | 50 | * | * | 50 | * |
Для индивидуального гаража правила рекомендательного характера:
- до линии раздела, забора соседнего участка – 1 м (под сточные воды, аварийный проход);
- от ближайшего строения на соседнем участке (от окон, веранды, стен) – 6 м;
- от красной линии – 5 м;
- от бокового забора, улицы (до проезда между домами) – 3 м;
- до любого хозяйственного здания – 1 м;
- допускается примыкание к дому, если бокс имеет защитные перегородки;
- для домов с боксами:
- встроенными – 6 — 10 м от забора, деревянные – 15 м;
- пристроенными – правила как для отдельно стоящих.
Замеры делаются от краев выступающего цоколя или стен, от того, что больше выделяется до линии ближайшей детали соседней постройки.
Класс функциональной пожарной опасности гаража
Объекты для хранения автомобилей условно разделяют на 4 категории. Есть классы пожарной безопасности, степени огнестойкости, предопределяющие строгость требований:
- Ф5;
- индивидуальное строение не подлежит нормированию, если не является частью СТО.
- Ф 5.2;
- расчет опасности обязательный. Приравнивается к складам.
Стоянки для газобаллоных машин размещаются в отдельных постройках I – V ст., класс C0. Запрещено использовать:
- подвалы, цоколи, подземные помещения;
- наземные закрытые стоянки в домах с иным назначением;
- боксы без отдельных выездов.
Пример расчета по категории гаража по взрывопожарной и пожарной опасности
Огнестойкость распространенных построек (по ФЗ 123, ст. 69, табл. 11):
- кирпичный бокс: степень II или III, кл. С0;
- металлический гараж: степень максимум IV, кл. – C1.
Гаражам для легковых машин, кроме тех, которые на газе, присваивают кат. В1 без исчислений; автостоянкам – кат. В. (п.6.11.11 СП 4.13130.2013).Для грузового автотранспорта исчисления потребуются. Расчет включает сложные формулы. Определяется:
- давление насыщенных паров, взрыва;
- интенсивность испарения;
- низшая теплота сгорания;
- пожарная нагрузка;
Гараж: СНиП 21-02-99 в Актуализированной Редакции СП 113.13330.2012
Гараж с эксплуатируемой крышей
Многих читателей интересует, какие существуют СНиПы по строительству гаража. Эти строения, как и все виды открытых площадок и помещений внутри зданий, предназначенных для хранения авто- и мото- транспортных средств, объединяют одним термином «стоянки». К ним не относят только те гаражи, в которых осуществляется исключительно техобслуживание и ремонт автомобилей, а так же хранение транспорта специализированного назначения.
Проектирование стоянок осуществляется согласно свода правил (СП) 113.13330 от 2012г, который является актуализированной редакцией СНиП 21.02 от 1999г. С помощью представленного в данной статье видео, мы рассмотрим основные требования и нормативы этого документа.
Что такое стоянка и какие есть варианты
Согласно СНиП, гараж – это не только здание, но и любое другое сооружение, в котором хранят и осуществляют текущее обстлуживание автотранспортных средств.
Согласно СНиП, пристроенные гаражи тоже являются стоянками
- Быть его частью (встроенный вариант).
Дом со встроенным гаражом
Согласно СНиП, автостоянки и гаражи делятся на:
- Закрытые стоянки, имеющие наружные ограждающие конструкции;
- Механизированные сооружения, на которых автомобиль устанавливается на место не водителем, а устройством;
- Стоянки, в которых половина и более площади ограждений составляют проёмы;
- Полузаглублённые (обвалованные) стоянки;
- Понтонного типа (плавучее сооружение);
- Плоскостные – открытые площадки без фундамента;
- Подземный – гараж в одном или нескольких уровнях, уровень пола которого находится ниже отметки земли более чем наполовину высоты стен;
- Бокс – помещение, в котором для хранения автомобилей имеются отдельные боксы с выездом на улицу;
- В стоянках манежного типа выезд из боксов производится на внутренний общий проезд.
Как размещают гаражи
Особого внимания удостаивается в СНиП расположение гаражей. В случае с пристроенными и встроенными вариантами, упор делается на противопожарную безопасность.
Важно! Необходимо, чтобы пристраиваемый гараж отделялся от дома противопожарной стеной I типа. Если же он полностью встраивается в здание с другим назначением, то степень огнестойкости его конструкций (особенно перекрытия) не должна быть ниже, чем у основного здания. Все, кто застраивает свои участки своими руками без проекта, должны об этом знать.
Пристраивать гараж нужно правильно
Что касается отдельно стоящих стоянок любого типа, то к их расположению предъявляются такие требования:
- Стоянки нельзя располагать в пределах I и II санитарных охранных зон водозаборов. В III зоне можно, но только по разрешению санэпиднадзара.
- Гаражи не могут встраиваться в здания с функциональной пожарной опасностью категорий А и Б.
- В зданиях с пожарной опасностью класса Ф1.3, стоянки для авто встраивать можно. Но при этом они могут быть только закрытыми, а места вних обязательно закрепляются за конкретным владельцем.
- Во встроенных гаражах можно хранить только автомобили, работающие на жидком топливе. Для машин с газовым оборудованием требуется отдельно стоящее сооружение;
- Расстояния между зданиями и автомобильными стоянками регламентируется нормативами по пожарной безопасности и СанПиН.
- Расстояние от выезда из подземных и полузаглублённых гаражей до территорий домов, лечебных, школьных и дошкольных учреждений, должно составлять 15 и более метров.
Въезд-выезд из подземного гаража
Обратите снимание: Въезд на любую стоянку должет располагаться таким образом, чтобы водителям транспорта был обеспечен хороший обзор, а манёвры могли осуществляться без помех для пешеходов и машин, движущихся на близлежащей территории.
Минимальные расстояния между стоянками и гражданскими зданиями обосновывают расчётами, а вот расстояние от гаража до забора СНиП не регламентирует.
Требования к конструктиву и планировке
Все объёмно-планировочные решения при проектировании гаражей: размеры помещений закрытых гаражей, параметры машино-мест на открытых стоянках, принимаются согласно классификации автомобилей по габаритам.
Средний по габаритам автомобиль
По вопросу классификации авто по габаритам, нами представлена небольшая инструкция:
Класс автомашины | Габариты: длина, ширина, высота в метрах |
Малый | 3,8*1,6*1,7 |
Средний | 4,3*1,7*1,8 |
Большой | 5,16*1,995*1,97 |
Микроавтобус | 5,5*2,38*2,3 |
Гаражный бокс, в котором можно поместить несколько автомобилей
Зазоры безопасности
Плюс к выше указанным параметрам, при выборе размера гаража должны приниматься во внимание зазоры безопасности:
- Продольная сторона машины и стена – 0,8м;
- Если в помещении есть колонны или пилястры, то между ними и продольной стороной авто должно быть не менее 0,5м;
- Как при прямоугольной, как и при косой расстановке автомобилей, между их торцевыми сторонами (и спереди, и сзади) и стеной должно быть минимум 0,7м;
- В гараже на 2 машины, стоящими друг за другом, между ними должно быть 60 см.
- При определении размеров машино-мест в боксах, к их ширине прибавляют 1,6м, а к длине – 1,4м.
Такой гараж годится только для маленького легкового автомобиля
Высота
Согласно СНиП, двухэтажный гараж отнюдь не диковинка. Вообще, гараж, как и любое другое здание, может иметь несколько уровней. Однако их количество ограничено: в наземном варианте это девять этажей, а в подземном только пять. При этом цокольный этаж причисляется к наземным.
Удобный гараж на 2 машины
На заметку: Высота гаража по СНиП определяется, как расстояние от пола – но не до потолка, а до поверхности выступающего за его поверхность оборудования или коммуникации. От него до верха наиболее высокого авто должно быть минимум 20 см — это вертикальный зазор безопасности. Но в любом случае, высота стен в гараже не может быть меньше двух метров.
Минимальная цена за несоблюдение этих параметров – неудобство пользования гаражом. Поэтому класс автомобиля обязательно учитывается при проектировании.
Если гараж встраивается в здание с другим функционалом, то в нём не может предусматриваться лифт или лестница — для его связи со зданием обычно проектируют вестибюль с тамбуром. Полы в гараже должны иметь такое покрытие, которое сможет противостоять воздействию ГСМ. В остальном нормы (СНиП) при строительстве гаража используются те же, что и при возведении любых других построек.
Строительная организация
Строительно-проектировочная комания «Стройка 93»
Краснодарский Край, г.Краснодар ,
350086, ул. Л.Чайкиной, 16.
Требования к гаражам автомобильного транспорта
При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в РБ, Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта, другими нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.
2. Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу (?), по степени огнестойкости – I , а по классу конструктивной пожарной опасности – (?).
Помещения для стоянки легковых автомобилей по (свои нормативы) допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе. 3.
В гараже и помещениях гаража, на видных местах, должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «101». 4.
Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте. Результаты проведения инст-руктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте», с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
5. Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.
Глава 2 Требования гаражей, автостоянок
6. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, кладовые допускается рамещать не ниже первого подземного этажа. 7. Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется. 8.
Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа. 9. Не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. 10.
Покрытие пола автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений. 11. Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение. 12.
Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем. 13.
Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2), а автобус особо малого класса (типа «Газель») – как минимум, одним порошковым огнетушителем (ОП-2). 14.
Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП. 15. Курить разрешается только в специально оборудованном для этого месте, обозначенном знаком. 16.
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, технические помещения должны оборудоваться: — системой общеобменной вентиляции; — пожарными кранами; — сертифицированными переносными огнетушителями в соответствии с требованиями ППБ (свои); — знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (своими); электрическими фонариками (на случай отключения освещения). 17.
Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться: — двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей; — автоматической пожарной сигнализацией; — системой оповещения людей о пожаре; — сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ (?); — знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (свои). 18. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда. 19.
Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия. 20. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации. 21.
Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а также определен порядок хранения ключей зажигания. 22.
Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосветящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения. 23. Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики. 24.
В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наи-большую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м. 25. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями. 26.
Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91. 27.
Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки – 5,0 м, ширина – 2,3 м. 28. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления. 29.
По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помещения и обесточить электрооборудование. 30. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.
31. Рабочую одежду необходимо хранить в специальных шкафах.
Глава 3 При эксплуатации гаражей, автостоянок запрещается
32. Использовать первичные средства пожаротушения не по назначению. 33. Загромождать оборудованием и другими предметами эвакуационные пути, проходы и подходы к пожарным кранам, огнетушителям.
34. Оставлять без присмотра включенные в сеть электрические приборы.
35. Хранить запасы топлива и масел, а также тару из-под ГСМ. 36. Применять горючие растворители (ацетон, бензин) для промывания инструмента и оборудования вне специально оборудованных площадок. 37. Оставлять на месте стоянки промасленную ветошь и спецодежду по окончании работы. 38.
Хранить вместе с каучуком или резиной какие-либо другие материалы, не зависимо от однородности применяемых огнетушащих веществ. 39. Проводить огневые и другие пожароопасные работы без наряда-допуска и при нахождении в помещении лиц, не участвующих в проведении работ.
40. Производить термические, сварочные и другие пожароопасные работы.
Глава 4 Водителю и обслуживающему персоналу в гаражах, автостоянках запрещается
41 Курить вне специально оборудованных мест. 42 Нарушать план расстановки при парковке автотранспортного средства, уменьшая расстояние между автомобилями. 43 Загромождать ворота и проезды. 44 Промывать двигатель с использованием ЛВЖ.
Источник: rutd-ksk.com
Правильная установка печи в гараже
Для исправной работы печи, на весь период эксплуатационного срока необходимо знать, как правильно установить печь в гараже. Для надежной защиты от возможного пожара, нужно с особой тщательностью определиться с местом размещения, способом вывода печной трубы и изучить некоторые правила монтажа.
Правила пожарной безопасности
Многие игнорируют правила безопасного монтажа, чем подвергают опасности окружающих людей и имущества. Чтобы обеспечить безопасность, во время эксплуатации печки, следует неукоснительно придерживаться правил противопожарной защиты, и соблюдать правильность установки печи в гараже.
Чтобы избежать возможного пожара, следует придерживаться правил, данных ниже:
- Пол и находящиеся рядом стены, должны быть выполнены из негорючего материала: бетона, кирпича, металла или керамики. Также используются специальные термостойкие плиты из огнеупорного материала.
- Сама печка должна быть изготовлена из надежных и проверенных материалов.
- Рядом с печью ни в коем случае не должно быть веществ и материалов, которые легко воспламеняются или могут взорваться.
- В гараже должна присутствовать нормальная вентиляция, для обеспечения отводов продуктов сгорания в случае задымления.
- Не стоит устанавливать печь близко к автомобилю, расстояние должно составлять не меньше чем 1,5 метра.
На самом деле вентиляция для гаража должна стоять на первом месте. Из-за недостаточного количества кислорода огонь может гореть слабо, и послужить причиной серьёзного отравления угарным газом или привести к другим тяжелым и печальным последствиям.
Вытяжная вентиляция обязательно должна быть и находиться в исправном состоянии. Это позволит обезопасить гараж от возгорания, и не даст пострадать присутствующим людям.
Где лучше установить печь в гараже?
При выборе места, где лучшее её установить в гараже, следует остановиться на размещении в углу гаража, желательно с противоположной стороны от ворот. Такое размещение позволит более эффективно обогреть площадь всего гаража, и препятствует быстрому охлаждению гаража при открывании ворот.
Для безопасности дымоходную трубу, проходящую вдоль стен следует расположить минимум в 0,5 метра от стены.
Если стена в гараже построена из древесины, то расстояние следует увеличить до метра, и защитить дерево любым огнестойким материалом.
В случае монтажа возле ворот, установленная печь должна находиться не ближе 1 метра от ворот, это нужно для обеспечения безопасности, если обшивка выполнена из дерева.
Как правильно установить печь в гараже?
После выбора места установки, до начала монтажа, нужно обезопасить основание от случайного выпадения углей, путем подкладки под печь стального листа, или возведения кирпичного основания. Если выполнена стяжка пола из бетона, то печь можно устанавливать сразу на него.
Для увеличения времени теплоотдачи и одновременно безопасности, вокруг печи возводятся стены из красного кирпича. Так увеличивается время работы печи, она остывает гораздо медленнее, позволяя получать тепло после полного сгорания топлива. Такой метод применяют в основном для печей квадратной формы, в печах круглого сечения применяются радиаторные пластины, по всему корпусу.
Рассмотрим более подробно как правильно установить печь в гараже:
- Когда определились с местом установки, нужно подготовить фундамент для её монтажа, вес стальных печей невелик, но основание должно быть достаточно крепким. Под местом установки выбирается грунт на глубину 40-50 сантиметров, размеры рассчитываются исходя из самой печи (на 15-20 сантиметров шире).
- Далее выкопанная яма засыпается подушкой из песка и щебня, и хорошо утрамбовывается.
- После чего сооружается деревянная опалубка, и надежно закрепляется.
- Дальше подготавливается цементно-песчаный раствор с щебнем, и бетонируется.
- Когда основание застынет устанавливаем саму печь, согласно предусмотренному расчёту.
- При надобности делаем защитный экран вокруг печи.
- В зависимости от условий, делаем проходное отверстие для дымоходной трубы в стене или в крыше.
- Последним этапом установки печи будет монтаж дымохода (об этом речь пойдет далее).
Вывод дымохода через стену
Существуют два варианта вывода дымохода: через крышу гаража или стену. Сейчас подробно рассмотрим оба варианта.
Вывод дымохода через стену имеет ряд преимуществ:
- Не требует выполнения качественной гидроизоляции прохода трубы, в отличии от прохода через крышу.
- Относительно простотой и удобный монтаж.
К минусам можно отнести:
- Хуже тяга, в сравнении с прямым монтажом дымохода.
- Наличии поворотов и изгибов, затрудняется чистка.
- В большей степени нуждается в утеплении.
Схемы монтажа гаражной печки через стену (2 варианта):
Советы по установке:
- Монтаж дымохода начинается с печи. После предварительной сборки, отмечается место прохода дымохода в стене. Далее подготавливается само технологическое отверстие. После уже производится окончательный монтаж труб в гараже с выводом колена или тройника на улицу.
- Желательно использовать тройник с ревизионной съемной крышкой, для удобства чистки. Стоит заметить, что если стены гаража выполнены из дерева, в обязательном порядке устраивается противопожарный проход, из стального короба, где пространство вокруг трубы заполняется негорючим материалом.
- Монтаж трубы дымохода по стене выполняется с помощью специальных креплений строго по вертикали, на конец трубы устанавливается грибок, для зашиты от попадания влаги. Длина дымохода зависит от конкретных условий, главное условие – достаточно хорошая тяга.
Вывод дымохода через крышу
Схема вывода дымохода печи для гаража через перекрытие/крышу:
Как и в случае монтажа дымохода через стену, при монтаже через потолок сначала делается предварительная сборка, с целью точно обозначить будущий проход через крышу. Как выполнено монтажное отверстие, устанавливается стальная проходка через крышу.
Далее в такой же последовательности происходит сборка трубы и закладка негорючим материалом прохода через крышу. Проход дымохода через крышу требует надёжной гидроизоляции, чтобы в будущем не столкнуться протечками. Следует, как и в первом варианте защитить трубу от попадания в неё влаги, и утеплить наружную часть трубы, для меньшего образования конденсата.
Вывод
Из всего изложенного можно сделать вывод, что установка печи в гараже должна быть сделана грамотна, и соблюдены все противопожарные нормы. От корректности проведений работ по установки печи, зависит не только долгая и нормальная работа самого отопительного прибора, а также безопасность.
Следует четко придерживаться всех правил и требований, обеспечивающих нормальную, безаварийную работу печи. Важно перед первой затопкой печи, нужно тщательно убедиться в отсутствии негерметичных стыков и соединений, и при обнаружении малейших недоработок, следует незамедлительно их устранить. Это поможет обезопасить от отравления угарным газом и пожара.
Если все сделано правильно, печь будет радовать и дарить тепло на протяжении многих лет. Можно будет навсегда забыть, о работе или отдыхе в гараже, который раньше, больше напоминал ледяной дворец. К тому же печь до сих пор остается, очень эффективным и экономичным отопительным прибором.
В дополнении ко всему печь в гараже может служить для приготовления пищи. Оборудовать её можно для подогрева воды, и использовать для своих нужд. На основе печи можно сделать полноценное водяное отопление своего гаража, конечно это будет уместно лишь в том случаи, когда гараж посещается каждый день. Если гараж посещается не часто, использовать водяное отопление, как дополнение к печному не стоит.
Источник: pechnoy.guru
Инструкция по пожарной безопасности в гараже предприятия
Пожарная безопасность в гараже напрямую зависит от его владельца и соблюдения им всех требований. Сегодня пожары в гаражных кооперативах считаются повседневным явлением. Чему есть несколько причин:
- пренебрежение нормами безопасности со стороны владельца гаража или его соседей;
- преступные действия третьих лиц;
- стихийные и природные бедствия.
О том, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности в гараже, хозяин задумывает лишь тогда, когда уже произошло возгорание. По статистике большинство случаев пожаров происходят из-за невыключенных приборов обогрева помещения, бытовой техники, хранения в незакрытой таре горюче-смазочных материалов, обустройства кустарных печей и курения.
Нарушение техники пожарной безопасности в гараже
В отношении преступных деяний тоже есть свой перечень причин – это и соседская зависть, и личная неприязнь, и наличие в гараже ценных вещей, которые доступны не каждому. И, как это обычно и бывает, грабители заметают свои следы посредством организации горения. Гаражные кооперативы часто сталкиваются с еще более серьезной проблемой – разжигание костров и использование открытого огня детьми. Невинная детская игра порой приводит к тому, что от кооператива может остаться лишь зола.
Пожарная безопасность гаража предусматривает его защиту и от природных явлений. Особенно опасны периоды засухи и зноя, когда сухая трава и опавшая листва самовозгораются.
Требования к частным гаражам
Самый выгодный вариант – это построить гараж самостоятельно или приобрести уже готовый бокс. Во втором случае следует выбирать конструкцию, изготовленную из кирпича с железобетонными перегородками, при этом внутренняя отделка должна быть выполнена из негорючих или трудногорючих материалов, а снаружи бокс обработан огнезащитной пропиткой.
Стоимость деревянного гаражного бокса обойдется в разы дешевле, но устанавливать его лучше там, где поблизости отсутствует растительность. Третий вариант – приобретение готового металлического бокса из профнастила. В данном случае также рекомендуется провести обработку каркаса огнезащитной пропиткой.
Ворота гаража обязательно должны быть выполнены из металла, поскольку этот материал менее всего подвержен горению.
Приобретая уже готовый гараж в кооперативе нужно обратить внимание на вышеописанные пункты, а именно:
- обработать каркас специальным негорючим составом;
- удалить из помещения все легковоспламеняющиеся жидкости, хранящиеся в емкостях без плотно закрывающихся крышек;
- удалить промасленную ветошь и другие горючие материалы;
- установить металлическую дверь;
- проверить качество проводки, для чего лучше воспользоваться услугами профессионального электрика.
При обустройстве гаража изнутри с помощью лакокрасочных материалов необходимо вновь учесть степень устойчивости покрытия к горению. Лучше выбрать краску, которая при нагревании вспенивается, образуя защитную подушку на конструкции, тем самым сохраняя ее от пламени.
Требования к производственным гаражам
Внимание Государственного противопожарного надзора чаще всего направлено на соблюдение всех норм и правил в гаражах производственного назначения, т.е. в автоколоннах, складах.
Руководитель организации, имеющей на балансе гаражи, должен назначить ответственное лицо, которое будет выполнять следующие действия:
- Разрабатывать и согласовывать планы эвакуации для каждого гаражного бокса.
- Разрабатывать документацию.
- Обучать других работников мерам безопасности.
Для обучения работников должна быть издана инструкция по пожарной безопасности в гараже предприятия, где должны быть указаны все правила поведения сотрудников при эксплуатации средств пожаротушения, автомобильной техники, ее ремонте и в случае аварийной ситуации.
ГСМ должны хранится в канистрах в специально отведенных местах
Водители автомобильного транспорта проходят 1 раз в квартал инструктаж по правилам пожарной безопасности в гараже предприятия за подписью в журнале.
При эксплуатации промышленных гаражей следует расставлять автомобили таким образом, чтобы между ними сохранялись проходы шириной не менее 1 м. Данный пункт должна предусматривать инструкция по пожарной безопасности в гараже, в приложении к которой необходимо добавить схему расстановку автотранспорта.
В помещениях для стоянки и ремонта машин запрещено:
- применять открытый огонь, в том числе использовать паяльники, переносные сварочные аппараты;
- курить и применять любые пиротехнические устройства;
- оставлять автомобили с открытым отверстием бензобака;
- заряжать аккумуляторы (для этого предусматривается отдельная комната);
- осуществлять мойку кузова и деталей машин с помощью бензина или керосина;
- хранить баллоны со сжатыми или сжиженными газами;
- хранить тару из-под горюче-смазочных материалов;
- загромождать выходы и выезды любыми материалами, мебелью;
- устанавливать большее количество машин, чем предусмотрено проектом;
- оставлять в гараже машины с грузом в кузове;
- заниматься покраской машин;
- оставлять на стоянке машины со включенным зажиганием;
- использовать отопительные устройства и бытовую технику кустарного производства.
Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже должна предусматривать сведения о том, где следует производить топливную заправку автомобилей, поскольку в помещении гаража данное мероприятие запрещено. Помещение гаража по проекту не должно соприкасаться с аккумуляторными комнатами, сварочными постами, мастерскими, котельными, складскими помещениями.
В местах осмотра и ремонта машин необходимо контролировать постоянную уборку смотровых ям от горючих материалов и веществ, отсутствие промасленной ветоши вне мест ее специального хранения.
Требования к гаражному кооперативу
Госпожнадзор допускает регистрацию гаражных кооперативов при выполнении следующих мероприятий:
- Установка систем пожаротушения.
- Размещение планов эвакуации.
- Получение заключения после пожарного аудита.
- Составление пожарной декларации на объект.
- Проведение инструктажей для членов кооператива.
- Формирование плана расстановки машин (при их количестве более 25 единиц).
Правила пожарной безопасности в гаражном кооперативе ничем не отличаются от правил содержания гаражей производственного назначения.
Recommended Posts
Инструкция по пожарной безопасности в гараже предприятия
- 1 Правила пожарной безопасности в гараже
- 2 Инструкция по ПБ :: Пожарная безопасность автогаража
- 3 Паркинг нормы. Инструкция по ПБ для гаража необходима для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих автотранспорт в своей деятельности. Какого размера должен быть гараж и как его разместить на участке
- 4 Нормативные требования к гаражным боксам. Причины пожаров в гаражах. Основные правила пожарной безопасности для гаражей
- 5 Пожарная безопасность в гараже
Пожарная безопасность в гараже напрямую зависит от его владельца и соблюдения им всех требований.
Сегодня пожары в гаражных кооперативах считаются повседневным явлением. Чему есть несколько причин:
- пренебрежение нормами безопасности со стороны владельца гаража или его соседей;
- преступные действия третьих лиц;
- стихийные и природные бедствия.
О том, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности в гараже, хозяин задумывает лишь тогда, когда уже произошло возгорание. По статистике большинство случаев пожаров происходят из-за невыключенных приборов обогрева помещения, бытовой техники, хранения в незакрытой таре горюче-смазочных материалов, обустройства кустарных печей и курения.
Нарушение техники пожарной безопасности в гараже
В отношении преступных деяний тоже есть свой перечень причин – это и соседская зависть, и личная неприязнь, и наличие в гараже ценных вещей, которые доступны не каждому. И, как это обычно и бывает, грабители заметают свои следы посредством организации горения. Гаражные кооперативы часто сталкиваются с еще более серьезной проблемой – разжигание костров и использование открытого огня детьми. Невинная детская игра порой приводит к тому, что от кооператива может остаться лишь зола.
Пожарная безопасность гаража предусматривает его защиту и от природных явлений. Особенно опасны периоды засухи и зноя, когда сухая трава и опавшая листва самовозгораются.
Инструкция по ПБ :: Пожарная безопасность автогаража
Именно с документов по пожарной безопасности начинается первый этап проверки организации или индивидуального предпринимателя. И от того как он пройдет во многом зависит её продолжение.
Реестр документов в пакете по ПБ 2015 для гаражей автотранспорта.
Инструкция по ПБ для гаража необходима для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих автотранспорт в своей деятельности
(Бюджетные учреждения, автотранспортные предприятия, различные производства, сельскохозяйственные предприятия, транспортные компании, использующие постоянные места стоянки и технического обслуживания автомобилей (гаражи)
Пункт 2 гл. 1 ППР РФ 2012г.
«В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (***иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее — руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.» (*** категории В1)
*** Дополнено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 N 113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
Можно ли использовать для гаража универсальную инструкцию по пожарной безопасности, подходящую для всех организаций?
Таких инструкций не существует, и это очень важно знать. Чем можно заменить инструкцию, в которой должны быть указаны меры пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании автотранспорта? Ничем.
С момента вступления в силу новых правил противопожарного режима в РФ 2012 года, безликие (то есть инструкции без указания особенностей функционального назначения объекта, вида деятельности), так называемые универсальные, инструкции считаются несоответствующими правилам и не должны применяться в организациях, учреждениях, производствах.
Что должна содержать инструкция по пожарной безопасности в гараже по новым правилам?
В инструкции по ПБ для гаража обязательно раскрываются пункты, указанные в главе XVIII «Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности» Правил противопожарного режима. В том числе указываются требования по соблюдению правил пожарной безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании (ремонте) автотранспорта, а также правила действий при пожаре водителей… и другие важные пункты.
По этим сведениям и в соответствии с нормативными документами разрабатывается инструкция, которая устанавливает правила поведения работников гаража, организации или ИП при пожаре и правила содержания помещений и здания гаража, прилегающей территории в целях обеспечения пожарной безопасности. Является обязательной для исполнения всеми работниками . Утверждается приказом руководителя , индивидуального предпринимателя.
Инструкция по ПБ для гаража (Бюджетных учреждений, автотранспортных предприятий, различных производств, сельскохозяйственных предприятий, транспортных компаний, имеющих автотранспорт) 2014 — 2015г. 20 страниц.
(название юридического лица или ИП) (адрес)
Охрана труда в гараже предприятия — Пожарная безопасность
Отработанная смазка должна храниться в металлической таре вне помещений стоянки и обслуживания автомобилей. 2. Порядок действий при пожаре. 2.1.
В случае пожара срочно известить: — пожарную охрану по телефону 01, указать при этом адрес, количество этажей, место возникновения пожара, наличие людей, свою фамилию; — ДПД объекта по телефону . 2.2.
Известить о возникновении пожара администрацию и дежурного по КПП по телефону . 2.3. Организовать эвакуацию людей и материальных ценностей. 2.4. Отключить подачу электроэнергии в помещение , путем отключения автоматических выключателей и рубильников. 2.5.
Начать тушение пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. 2.6. Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать им помощь в процессе тушения пожара. 2.7.
Устав гаражного кооператива
Разрабатывает и внедряет мероприятия, направленные на ликвидацию простоев, преждевременных возвратов автомобилей с линии из-за технических неисправностей. 4.6. Анализирует причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений воителями правил дорожного движения.
4.7. Внимание Обеспечивает текущий ремонт производственных зданий, сооружений и оборудования гаража, безопасные и здоровые условия труда, а также своевременное предоставление работающим льгот по условиям труда. 4.8.
Разрабатывает и внедряет мероприятия по благоустройству, озеленению и уборке территории гаража.
4.9. Осуществляет контроль за обеспечением горюче-смазочными материалами, за своевременным обслуживанием и правильным хранением подвижного состава. 4.10.
Принимает меры по подбору и расстановке кадров и их целесообразному использованию.
4.11.
Охрана труда в гараже
- Важно Документы, регламентирующие деятельность начальника гаража
- 3.1 Внешние документы: Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы. 3.2 Внутренние документы: Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия; Положение о гараже, Должностная инструкция начальника гаража, Правила внутреннего трудового распорядка.
- Должностные обязанности начальника гаража
4.2.
4.4. Осуществляет контроль за соблюдением водителями правил технической эксплуатации автотранспортных средств и оказанием им необходимой технической помощи на линии. 4.5.
Начальник гаража
Устройство, назначение, конструктивные особенности, технико-эксплуатационные данные подвижного состава. Правила технической эксплуатации подвижного состава и автотранспортных средств.
Технологию и организацию технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Основы экономики, организации труда и производства. Действующие положения об оплате труда и формы материального стимулирования работников автомобильного транспорта.
Порядок ведения учета и отчетности по подвижному составу и эксплуатационным материалам. Правила эксплуатации вычислительной техники. Правила дорожного движения.
Законодательство о труде. Правила внутреннего трудового распорядка.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Охрана труда
Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 0,1 м. В гараже предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей.
В помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град). На передней стене гаража у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1 м x 0,4 м.
После выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили подлежат очистке и протиранию.
Специальная защитная одежда и снаряжение личного состава подразделений ФПС укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи (тумбочки) с фиксирующимися в открытом положении дверцами.
Www.tehdoc.ru
ФПС по сигналу тревоги между пожарными автомобилями, а также между ними и стенами. Для этих целей предусматриваются следующие расстояния:
- между пожарными автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) пожарного автомобиля до стены — не менее 2 м;
- от крайнего левого (по выезду) пожарного автомобиля до стены не менее 1,5 м;
- от пожарного автомобиля до ближней к нему грани колонны — не менее 1 м;
- от пожарного автомобиля до передней или задней стены — не менее 2 м в гаражах на 1 — 3 пожарных автомобиля и не менее 3 м в гаражах на 4 и более пожарных автомобиля.
Для электропитания светильников местного стационарного освещения применяется напряжение: в помещениях без повышенной опасности — не выше 220 В, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных — не выше 50 В.
ohrana truda free
При содержании гаража работники обязаны руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), Правилами пожарной безопасности для предприятия автотранспорта (ВППБ 11-01-96), другими нормативными документами, регла-ментирующими требования пожарной безопасности, и настоящей Инструкцией.
Гараж по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф5.2, по степени огнестойкости – I , а по классу конструктивной пожарной опасности – С0. Помещения для стоянки легковых автомобилей по НПБ 105-95 допускается относить к категории В1-В4, за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжиженном газе.
В гараже и помещениях гаража, на видных местах, должны быть вывешены знаки (таблички) с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за противопожарный режим и номера телефона вызова пожарной охраны «01» или «112».
Работники гаража, водители допускаются к работе только после прохождения вводного и первичного противопожарного инструктажей на рабочем месте.
Результаты проведения инст-руктажей фиксируются соответственно в «Журнале регистрации вводного противопожарного инструктажа» и в «Журнале регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте», с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Работники гаража и водители должны быть обучены приемам работы с огнетушителем, пожарным краном, которые обозначены знаками.
2 Требования гаражей, автостоянок
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, кладовые допускается раз-мещать не ниже первого подземного этажа. Размещение других технических помещений на этажах не регламентируется. Указанные помещения должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противо-пожарными перегородками 1-го типа.
Не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы. Покрытие пола автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений. Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.
Покрытие пола должно быть из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП 1. Автомобиль, прибывший в гараж, должен быть оборудован исправным, сертифицированным огнетушителем.
Легковой автомобиль должен комплектоваться порошковым или хладоновым огнетушителем вместимостью корпуса не менее 2 л (ОП-2 или ОХ-2), а автобус особо малого класса (типа «Газель») — как минимум, одним порошковым огнетушителем (ОП-2).
Допускается применение на автомобиле ОУ, если он имеет огнетушащую способность не ниже (по классу пожара B), чем рекомендуемый ОП. Курить разрешается только в специально оборудованном для этого месте, обозначенном знаком.
Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, технические помещения должны оборудоваться: автоматической пожарной сигнализацией; системой оповещения людей о пожаре; системой общеобменной вентиляции; пожарными кранами; сертифицированными переносными огнетушителями в соответствии с требованиями ППБ 01-03; знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001; электрическими фонариками (на случай отключения освещения).
Места стоянок автотранспорта в гараже должны оборудоваться: двумя выездами, буксировочными тросами из расчета один трос на 10 автомобилей; автоматической пожарной сигнализацией; системой оповещения людей о пожаре; сертифицированными переносными и передвижными огнетушителями, в соответствии с требованиями ППБ 01-03; знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями НПБ 160-97, ГОСТ Р.12.4.026-2001. Наружные проезды и площадки у выходов из гаража должны своевременно очищаться от снега и льда.
Специальные огнезащитные покрытия, нанесенные на открытую поверхность конструкций, должны периодически восстанавливаться или заменяться при их разрушении или в соответствии со сроком эксплуатации, установленным в технической документации на эти покрытия. Должен быть разработан план эвакуации, расстановки автомобилей с указанием очередности и порядка эвакуации. Должно быть предусмотрено дежурство в ночное время, выходные и праздничные дни, а так-же определен порядок хранения ключей зажигания.
Направления путей движения автомобилей и эвакуационных путей, выходов для людей и выездов для автотранспорта из гаража должны оборудоваться объемными самосве-тящимися знаками пожарной безопасности, подключенными к сети эвакуационного освещения. Указатели должны устанавливаться на высоте 2 м и 0,5 м от пола и включаться автоматически при срабатывании систем пожарной автоматики.
В местах проезда автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наи-большую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м. Пути движения автомобилей внутри автостоянок должны быть оснащены ориентирующими водителя указателями.
Параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания определяются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, габари-тов автомобилей, их маневренности и расстановки с учетом требований ОНТП 01-91. Минимальные размеры мест хранения следует принимать: длина места стоянки — 5,0 м, ширина — 2,3 м. Помещения содержать в чистоте. Упаковочный материал необходимо удалять ежедневно по мере его накопления. По окончании работы лицо, ответственное за противопожарный режим помещения, или работник, уходящий последним, должен проверить противопожарное состояние помеще-ния и обесточить электрооборудование. Пролитые на пол ГСМ должны быть немедленно убраны при помощи песка.
Требования к гаражам по пожарной безопасности
Пожарная безопасность в гараже напрямую зависит от его владельца и соблюдения им всех требований. Сегодня пожары в гаражных кооперативах считаются повседневным явлением. Чему есть несколько причин:
- пренебрежение нормами безопасности со стороны владельца гаража или его соседей;
- преступные действия третьих лиц;
- стихийные и природные бедствия.
О том, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности в гараже, хозяин задумывает лишь тогда, когда уже произошло возгорание. По статистике большинство случаев пожаров происходят из-за невыключенных приборов обогрева помещения, бытовой техники, хранения в незакрытой таре горюче-смазочных материалов, обустройства кустарных печей и курения.
Нарушение техники пожарной безопасности в гараже
В отношении преступных деяний тоже есть свой перечень причин – это и соседская зависть, и личная неприязнь, и наличие в гараже ценных вещей, которые доступны не каждому. И, как это обычно и бывает, грабители заметают свои следы посредством организации горения. Гаражные кооперативы часто сталкиваются с еще более серьезной проблемой – разжигание костров и использование открытого огня детьми. Невинная детская игра порой приводит к тому, что от кооператива может остаться лишь зола.
Пожарная безопасность гаража предусматривает его защиту и от природных явлений. Особенно опасны периоды засухи и зноя, когда сухая трава и опавшая листва самовозгораются.
Требования пожарной безопасности к гаражным кооперативам
Маленький уютный дом для Вашего верного железного коня! Как Вы уже наверное догадались, в нашей статье речь пойдет о пожарной безопасности в гаражах.
На сегодняшний день возгорания в гаражах занимают едва ли не высшую строчку статистических данных по количеству возгораний и пожаров на территории страны.
Типовая инструкция о мерах пожарной безопасности в гаражах, доступна после статьи, по кнопке скачать
Причины пожаров в гаражах
Определим основные три причины:
- Человеческий фактор или собственная халатность,
- Умышленные деяния третьих лиц,
- Природные явления.
Человеческий фактор или собственная халатность
В первом случае подразумевается личная небрежность и не внимательность владельца, это может быть:
- не выключенный электрообогревательный прибор;
- неправильная эксплуатация бытовых приборов, таких как электрочайник;
- хранение ЛВЖ (бензина, керосина) в неплотной или не закрытой таре;
- обустройства гаражей печками-буржуйками;
- ну и конечно же курение в неположенных местах.
Третьи лица
В этом случае это как правило любители легкой «наживы», гаражи часто подвергаются взлому, и чтобы «замести следы» грабители часто поджигают гараж после ограбления.
Детская шалость будет относиться к категории неумышленного причинения вреда, например, дети очень часто играют с огнем что может стать результатом возникновения пожара.
Природные явления
Как бы это страшно не звучало, но природная стихия — это неконтролируемая сила.
Как правило в сухую и знойную погоду, особенно в весенний период учащаются загорания в лесах, на садовых участках и в гаражных кооперативах.
Связано это с палом сухой прошлогодней травы, это и есть причина номер три возникновения возгораний в гаражах.
Как снизить риск возникновения пожара в гараже
Рассмотрим ситуацию, что у Вас еще нет собственного гаража и Вы только планируете его приобрести или построить самостоятельно.
Если вы пошли по первому пути и решили приобрести готовый гаражный бокс.
Выбирайте желательно бокс с железобетонными перекрытиями и перегородками, либо состоящий из кирпича, материалы должны быть минимально горючими или негорючими вовсе. Такие гаражи как правило стоят в разы дороже своих предшественников из дерева.
Если есть возможность, то выбирайте гараж в местах где растительность минимальна или она отсутствует вовсе, это исключит возможность загорания от пала травы описанного выше. Также следует обратить внимание на гаражные ворота, желательно чтобы они были металлические, все по той же причине своей негорючести.
И еще один маленький совет при покупке гаража обязательно смените замок и поверьте на этом экономить не стоит, дабы избежать покушения любителей «легкой наживы».
Теперь рассмотрим вариант, когда Вы согласовали и обошли множество инстанций и решили построить свой собственный гараж.
Инструкция о мерах пожарной безопасности в гараже, гаражном боксе, паркинге
Требования пожарной безопасности к гаражам для стоянки автомобилей установлены актами:
Требования и нормы ПБ в гаражах
Для строительства коммерческих боксов, стоянок, парковок в обязательном порядке требуется согласование с ГПН. Сооружения на частных участках (индивидуальные гаражи) не нормируются.
Хранение бензина в гараже
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), газообразные горючие вещества и неочищенную от топлива тару запрещено хранить в помещениях гаражей-стоянок в МКД, на подземных паркингах.
- топливо в баках самих ТС;
- в иных видах гаражей позволено держать:
- бензин, дизель – до 20 кг;
- смазочные материалы – до 5 кг.
Все работы, связанные с огнем, топливом запрещено проводить вне специальных площадок.
Минимальное расстояние до стоянки – 50 м. Пролитые ГСМ незамедлительно убирают с помощью песка, опилок и утилизируют за границы строений в металлические ящики с крышками.
Хранение резины в гараже
Шины и резиновые предметы следует держать раздельно с иными изделиями. Запрещено совместное хранение, под которым имеется в виду непосредственная близость, одна секция, сегмент помещения.
В особых случаях, например, на стояночных комплексах, место с покрышками отделяют противопожарными перегородками, перекрытиями (п. 2.30 ВСН 01-89, СП 4.13130). На подземных паркингах запрещено хранить резину вообще.
Расстояние между автомобилями
Автомобили ставят с промежутками в 0,5 – 0,8 м (Прил. А, СП 113.13330). Это же расстояние отмеряют от конструкций помещения. Между машинами на промышленных объектах – от 1 м.Параметры рассчитываются, выходя из минимального размера одного места 5,3х2,5 м, а для инвалидов – 6,0х3,6 м.
Расстояния между гаражом и другими объектами
Для предприятий градостроительные нормы и СанПиН обязательные:
- от ворот до перекрестков:
- магистральных улиц – 50 м, обычных – 20 м;
- от 300 мест;
- для общественного, грузового, специального, ведомственного, служебного автотранспорта, такси;
Правила по расстояниям содержит табл. B.1 СП 113.13330, табл. 10.1 СП 42.13330.2016:
Источник: ohdveri.com