Минстрой России напоминает, что согласно Градостроительному кодексу РФ сметная стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением, в частности, средств бюджетов бюджетной системы РФ, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427.
Согласно указанному Положению, в случае проведения проверки сметной стоимости одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий за проведение проверки сметной стоимости взимается плата в размере 20 000 рублей.
В иных случаях плата за проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства взимается в размере 20 процентов стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которая рассчитывается на момент представления документов для проведения проверки сметной стоимости.
Каковы основные критерии выбора метода определения сметной стоимости
Порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы и выдачи заключения о модификации проектной документации установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.
Документ: Письмо Минстроя России от 27.06.2017 N 28418-ОГ/09 «О порядке определения размера платы за проведение государственной экспертизы»
Источник: profi-cpr.ru
проверка достоверности определения сметной стоимости это
Государственная экспертиза и проверка достоверности определения сметной стоимости объединены в одну процедуру
Сегодня вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое предусматривает упрощение процедуры проведения государственной экспертизы и внедрение института экспертного сопровождения проектов.
Наиболее значимыми в сфере компетенции Главгосэкспертизы России являются изменения, внесенные в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145. Эти изменения предусматривают включение процедуры проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в предмет государственной экспертизы проектной документации; закрепление предмета экспертного сопровождения и процедур его проведения, порядка заключения договора на экспертное сопровождение; исключение упоминания услуги по выдаче заключения в отношении модифицированной проектной документации, в связи с тем, что институт модифицированной проектной документации исключен из Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основные положения новой методики определения сметной стоимости строительства
Договор об экспертном сопровождении заключается на 1 год с возможностью его пролонгации по инициативе заявителя на такой же срок (неограниченное количество раз).
Застройщик не будет ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.
За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.
Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.
Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.
В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.
Проверка достоверности определения сметной стоимости это
В начале 2020 года в работе строительного рынка России произошли важные изменения, касающиеся всех его участников без исключения. Они направлены на упрощение работы застройщиков при прохождении государственной экспертизы в процессе строительства, в случае если возникла необходимость внести изменения в утвержденную проектную документацию.
Ссылка для цитирования:
В 2020 году произошли нововведения в экспертизе проектной документации: вышло постановление Правительства Российской Федерации № 1948 [3], которое внесло изменения в «Положение об организации и проведении государственной экспертизы» и утвердившее его постановление Правительства Российской Федерации № 145 [2].
1) Объединены процедуры по проведению государственной экспертизы проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, изменен предмет экспертизы (ч.5 ст. 49 ГрК);
2) Расширен перечень обязательных документов, представляемых для проведения экспертизы;
3) Процедура повторной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий дополнена возможностью проведения экспертного сопровождения (ч. 3.8-3.11 ст. 49 ГрК).
С вступлением в силу изменений Постановление №145, утратило свою силу постановление Правительства Российской Федерации № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
С 17 января 2020 года к стандартным услугам государственной экспертизы добавили услугу экспертного сопровождения. Рассмотрим основные положения экспертного сопровождения:
1) В форме экспертного сопровождения проводится повторная экспертиза только в отношении проектной документации, получившей положительное заключение;
2) Экспертное сопровождение осуществляет организация, проводившая первоначальную экспертизу;
3) Договор об экспертном сопровождении заключается сроков на 1 год, с возможностью его продления на срок не более 1 года. Не позднее, чем за 30 рабочих дней, до истечением срока договора заявитель уведомляет экспертную организацию о необходимости продления договора;
4) Экспертное сопровождение начинается после заключения договора и внесения платы;
5) В течение срока действия договора об экспертном сопровождении изменения в проектную документацию могут отправляться заявителем неоднократно;
6) Оценка внесенных изменений начинается после направления измененной проектной документации и проводится в течении 10 рабочих дней. Если изменения внесены в 2 и более разделов проектной документации, то срок может быть продлен экспертизой на 10 рабочих дней;
7) В рамках оценки оперативное внесение изменений не предусмотрено;
8) По результатам оценки вносимых изменений выдается заключение о подтверждении / не подтверждении их соответствия требованиям технических регламентов, заданию на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость внесенных изменений с частью проектной документации, в которую указанные изменения не вносились.
Итоговое заключение в рамках экспертного сопровождения. Если в ходе экспертного сопровождения внесены изменения, требующие проведение экспертизы, то по результатам экспертного сопровождения по заявлению застройщика выдается заключение государственной экспертизы:
1) Если в результате изменений сметная стоимость соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 15 рабочих дней после направления заявления о выдаче такого заключения;
2) Если в результате изменений сметная стоимость не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, заключение выдается в течение 35 рабочих дней со дня представления заявления и сметы в части, подвергшейся изменениям. При подготовке такого заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету, но не позднее, чем за 10 рабочих дней.
В заявлении о выдаче заключения указывается информация о заключениях, выданных по результатам оценки соответствия.
Оценка в рамках экспертного сопровождения на соответствие требованиям технических регламентов осуществляется:
1) На дату требований, действующих на момент проведения оценки при первоначальной экспертизе;
2) На дату требований, вступивших в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы, если это предусмотрено заданием застройщика или технического заказчика.
Новое в перечне документов для проведения экспертизы.
С 17 января 2020 года дополнительным основанием для отказа в приеме документов на экспертизу является отсутствие:
1) Положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, если требуется по 174-ФЗ (расположены в границах ООПТ регионального и местного значения)
2) Положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, если требуется по 73-ФЗ (ОКН; объекты, находящиеся в границах ОКН, либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком, граничащим с территорией ОКН)
3) Ведомостей объёмов работ, учтённых в сметных расчетах
Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются:
1) Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, заданию застройщика и результатам инженерных изысканий (п. 27 Положения подпункт «а» – оценка технической части проекта);
2) Проверка достоверности определения сметной стоимости (п. 27 Положения подпункт «б» – оценка смет).
При проведении государственной экспертизы проектной документации в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка проектной документации на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды государственной экспертизой не осуществляется.
Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов действующих на дату:
1) Выдачи Генерального плана земельного участка / на дату утверждения проекта планировки территории, если с этой даты прошло не более 1,5 года;
2) Поступления проектной документации на экспертизу, если с даты выдачи Генерального плана земельного участка / утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 лет, либо разработка проекта планировки территории не требуется;
3) Утверждения Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории объекта, являющегося основным по назначению, если в проектной документации предусмотрены линейные и нелинейные объекты;
4) Утверждения Генерального плана земельного участка, выданного с наиболее ранней датой (при условии, что с этой даты прошло не более 1,5 года), если на экспертизу представлено несколько Генеральных планов земельного участка на несколько объектов капитального строительства;
5) Подготовки (утверждения) вновь представленного Генерального плана земельного участка / проекта планировки территории, если в ходе проведения экспертизы взамен ранее представленного документа представлен вновь выданный.
Внесены изменения в сроки проведения экспертизы проектной документации:
1) 20 рабочих дней: проектная документация в отношении жилых объектов капитального строительства;
2) «30 рабочих дней: результаты инженерных изысканий; проектная документация и (или) инженерные изыскания в отношении объектов, строительство, реконструкция которых будут осуществляться в особых экономических зонах; проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости» [3];
3) 42 рабочих дня: для всех остальных объектов [3].
Оперативное внесение изменений прекращается за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. В течение 10 последних дней экспертиза собирает и отправляет данные в ЕГРЗ (Единый государственный реестр заключений).
Проверка достоверности определения сметной стоимости. Проверка достоверности определения сметной стоимости выполняется по объектам бюджетного финансирования для:
3) Работ по сохранению ОКН (если такие работы затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта);
4) Капитального ремонта (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией);
5) Сноса (если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией).
С 17 января 2020 сметная документация выполняется в ФЕР (Федеральные единичные расценки), а не как раньше в ТЕР (Территориальные единичные расценки) и проверяется на соответствие:
1) Сметным нормативам;
2) Федеральным единичным расценкам (ФЕР);
— до 31 марта 2020 года в редакции 2017 года;
— с 31 марта 2020 года в редакции 2020 года;
3) Объемам работ, предусмотренным проектной документацией;
4) Конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
5) Не превышения сметной стоимости строительства, реконструкции над укрупненными нормативами цены строительства (НЦС).
Повторная экспертиза проводится в двух случаях:
1) После получения отрицательного заключения экспертизы и устранения указанных в нем недостатков;
2) После получения положительного заключения экспертизы при внесении в проектную документацию изменений:
Повторная экспертиза после положительного заключения, при внесении изменений в проектную документацию застройщик или технический заказчик вправе выбрать один из способов:
1) Не затрагивают несущие строительные конструкции объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) Не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;
3) Не приводят к нарушениям требований технических регламентов;
4) Соответствуют заданию застройщика или технического заказчика
на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
5) Соответствуют стоимости строительства (реконструкции), установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований [1].
Повторная проверка достоверности проводится после получения положительного заключения в случаях:
1) В проектные решения внесены изменения, но не изменились сметные нормативы и Федеральные Единичные Расценки (далее – ФЕР);
2) В проектные решения внесены изменения и изменились сметные нормативы, ФЕР. Корректировка сметной документации осуществляется в части подвергшейся изменениям с учетом утверждённых нормативов;
3) До даты заключения контракта в сметную документацию внесены изменения без изменения физических объемов работ в связи с применением:
Размер платы за проведение экспертизы.
Размер платы за проведение экспертизы определяется на основании главы VIII Положения, утвержденного ППРФ № 145.
1) Не взимается, в случае одновременного проведения экспертизы проектной документации и проверки достоверности;
2) 20% от стоимости проведения экспертизы проектной документации и инженерных изысканий в остальных случаях.
Проверка достоверности определения сметной стоимости это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо ФАУ «Главгосэкспертизы России» от 27 февраля 2020 г. № 08-05-1/2390-НБ Об ответах на вопросы Ассоциации экспертиз строительных проектов по постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 1948
В связи с тем, что большинство вопросов, задаваемых членами Ассоциации экспертиз строительных проектов, не имеет отношения к порядку применения Постановления N 1948 и правоприменительная практика по ним изменений не претерпела, Учреждение направляет разъяснения на вопросы в адрес всех членов Ассоциации экспертиз строительных проектов.
Ответы на вопросы Ассоциации экспертиз строительных проектов по постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
4 Юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
7 Здесь и далее по тексту постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
Обзор документа
Например, отказ последует, если в заявлении указаны не все идентификационные сведения; в документации отсутствуют разделы, разработка которых предусмотрена заданием на проектирование, а также раздел «Смета» и спецразделы.
Отсутствие результатов инженерных изысканий не является основанием для отказа приема на госэкспертизу проектной документации на капремонт в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Проверка достоверности определения сметной стоимости это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 января 2017 г. № 2092-АЖ/09 О порядке проведения проверки достоверности объектов, финансируемых с привлечением средств региональных и местных бюджетов, принятых в субъектах РФ при отсутствии федеральных правил оформления и регистрации заключений достоверности сметной стоимости
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Ассоциации экспертиз строительных проектов от 20 декабря 2016 г. № б/н сообщает следующее.
Сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке (часть 3 статьи 8.3 ГрК РФ).
По вопросу порядка проведения проверки достоверности при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметные нормативы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в целях определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение соответствующих сметных нормативов, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов;
2) введение в действие указанных сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ.
До момента утверждения Минстроем России формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и порядка оформления такого заключения, предусмотренного подпунктом «д» пункта 4 постановления № 427, рекомендуется руководствоваться приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 354 «Об утверждении формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств, федерального бюджета, и порядка оформления такого заключения» в части не противоречащей законодательству Российской Федерации и постановлению.
В соответствии с пунктом 31 Положения, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации федеральное государственное учреждение, являющееся организацией по проведению проверки сметной стоимости, в порядке, установленном Минстроем России, ведет реестр выданных заключений и предоставляет содержащуюся в нем информацию в отношении объектов, предусмотренных подпунктом «в» пункта 4 Положения. Вместе с тем обязанность вести такой реестр уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственным этим органам государственным учреждениям Положением не предусмотрено.
И.о. директора Департамента ценообразования и градостроительного зонирования |
А.П. Жбанов |
Письмо Ассоциации экспертиз строительных проектов от 20 декабря 2016 г. № АЭ-01-б/н
Федеральным законом от 03.07.2016 № 369-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 уточнен порядок проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
До принятия указанных изменений в субъектах Российской Федерации действовали законодательные и нормативно-правовые акты о порядке проведения проверки достоверности объектов, финансируемых с привлечением средств региональных и местных бюджетов.
В связи с поступающими обращениями от учреждений государственной экспертизы субъектов Российской Федерации прошу разъяснить:
— порядок проведения проверки достоверности при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства на региональном уровне и федеральных укрупненных нормативов цены строительства, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса;
— срок применения законодательных и нормативно-правовых актов о порядке проведения проверки достоверности объектов, финансируемых с привлечением средств региональных и местных бюджетов, принятых в субъектах Российской Федерации при отсутствии федеральных правил оформления и регистрации заключений достоверности сметной стоимости.
Президент | И.Е. Горячев |
Обзор документа
При определении сметной стоимости строительства объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов, юрлиц с госучастием, а также капремонта многоквартирного дома обязательно применяются сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов.
В иных случаях сметные нормативы и сметные цены применяются, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При отсутствии укрупненных сметных нормативов можно использовать документально подтвержденные сведения о проектах-аналогах. При этом законодательно не установлены порядок принятия застройщиком решения о выборе проектов-аналогов, а также перечень и объем сведений, представляемых в органы (организации), уполномоченные на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости.
Также разъяснения касаются порядка проведения проверки достоверности при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства.
Согласно изменениям в Градостроительный кодекс РФ сметные нормативы, утвержденные до их вступления в силу, применяются до утверждения новых.
До момента утверждения Минстроем России формы заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства рекомендуется руководствоваться формами, определенными Минрегионом России.
Источник: folkmap.ru
Положение о порядке проведения проверки сметной стоимости
а) заявление о проведении проверки сметной стоимости, которое подписывается заявителем, и в котором указываются:
— идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
— идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация в отношении которого представлена для проверки сметной стоимости (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и т.п.));
— идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика (технического заказчика) — юридического лица, а в случае если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо — указанные сведения также в отношении заявителя);
— сведения о сметной стоимости объекта капитального строительства
б) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
в) задание на проектирование;
г) проектная документация на объект капитального строительства, согласованная заказчиком;
д) задание на выполнение инженерных изысканий;
е) результаты инженерных изысканий;
ж) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в случае если проектная документация в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подлежит государственной экспертизе;
з) документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика (технического заказчика) (если заявитель не является застройщиком (техническим заказчиком)) и в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении проверки сметной стоимости (далее — договор) оговариваются специально.
- Для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства представляются:
а) заявление о проведении проверки сметной стоимости, которое подписывается заявителем, и в котором указываются:
— идентификационные сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
— идентификационные сведения об объекте капитального строительства (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и т.п.));
— идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика (технического заказчика) — юридического лица, а в случае если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо — указанные сведения также в отношении заявителя);
— сведения о сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства.
б) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
в) смета на капитальный ремонт, согласованная заказчиком;
г) акт технического осмотра объекта капитального строительства (документ, содержащий сведения о результатах обследования объекта капитального строительства, техническом состоянии строительных конструкций и инженерного оборудования такого объекта и количественной оценке фактических показателей качества строительных конструкций и инженерного оборудования по состоянию на дату обследования, для определения состава, объемов и сроков работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства);
д) дефектная ведомость (первичный учетный документ, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по результатам обследования технического состояния объекта капитального строительства и содержащий перечень дефектов строительных конструкций и инженерного оборудования объекта капитального строительства с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов);
е) задание на проектирование, в случае если по инициативе застройщика необходима подготовка иных отдельных разделов проектной документации помимо сметной документации;
ж) иные отдельные разделы проектной документации, согласованные заказчиком, в случае если на основании задания застройщика или технического заказчика осуществлена подготовка иных отдельных разделов проектной документации помимо сметной документации.
з) документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика (технического заказчика) (если заявитель не является застройщиком (техническим заказчиком)), и в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении проверки сметной стоимости (далее — договор) оговариваются специально.
- Для проведения проверки сметной стоимости ремонта объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации, и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика, заявитель представляет следующие документы:
а) заявление о проведении проверки сметной стоимости, которое подписывается заявителем, и в котором указываются:
— идентификационные сведения об объекте капитального строительства, (наименование объекта предполагаемого строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и т.п.));
— идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика (технического заказчика) — юридического лица, а в случае если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо — указанные сведения также в отношении заявителя);
— сведения о сметной стоимости ремонта объекта капитального строительства.
б) ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
в) смета на ремонт, согласованная заказчиком;
г) акт технического осмотра объекта капитального строительства (документ, содержащий сведения о результатах обследования объекта капитального строительства, техническом состоянии строительных конструкций и инженерного оборудования такого объекта и количественной оценке фактических показателей качества строительных конструкций и инженерного оборудования по состоянию на дату обследования, для определения состава, объемов и сроков работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства);
д) дефектная ведомость (первичный учетный документ, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете по результатам обследования технического состояния объекта капитального строительства и содержащий перечень дефектов строительных конструкций и инженерного оборудования объекта капитального строительства с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов);
е) документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика (технического заказчика) (если заявитель не является застройщиком (техническим заказчиком)), и в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении проверки сметной стоимости (далее — договор) оговариваются специально.
- Организация по проведению проверки сметной стоимости вправе направить заявителю мотивированный письменный запрос о необходимости представления дополнительных расчетных обоснований предусмотренных в сметной документации затрат, для расчета которых не установлены сметные нормы, либо конструктивных, технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, а также материалов инженерных изысканий, подтверждающих необходимость выполнения работ, расходы на которые включены в сметную документацию. Указанные обоснования и материалы представляются заявителем в 10-дневный срок с даты получения соответствующего запроса. Не допускается требовать от заявителей представление иных сведений и документов.
- В случае если после составления 11 или 9 раздела проектной документации сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление сметной документации для проведения проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки этой документации с учетом цен, сложившихся на дату ее представления для проведения проверки.
- Документы для проведения проверки сметной стоимости представляются в форме электронных документов или на бумажном носителе.
Формат электронных документов должен соответствовать требованиям, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае представления документов для проведения проверки сметной стоимости на бумажном носителе их формат определяется договором.
III. Проверка документов, представленных для проведения проверки сметной стоимости
- Организация по проведению проверки сметной стоимости проводит проверку комплектности представленных документов в течение 3 рабочих дней с даты их получения.
В указанный срок заявителю направляется проект договора, подписанный организацией по проведению проверки сметной стоимости, либо уведомление о том, что документы не подлежат рассмотрению с указанием оснований, предусмотренных пунктом 15 настоящего Положения.
При этом документы, представленные на бумажном носителе, подлежат возврату заявителю вместе с уведомлением. Документы, представленные в форме электронных документов, не возвращаются и подлежат хранению в организации по проверке сметной стоимости не менее 3 месяцев.
- Представленные для проведения проверки сметной стоимости документы не подлежат рассмотрению по существу по следующим основаниям:
а) проверка строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта объекта капитального строительства должна осуществляться иной организацией;
б) несоответствие проектной документации составу и требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе требованию, установленному пунктом 12 настоящего Положения;
в) представление не всех документов, предусмотренных пунктами 8 — 10 и 12 настоящего Положения, или представление документов с нарушением требований, установленных пунктом 13 настоящего Положения;
- В случае если в представленных заявителем документах выявлены недостатки, являющиеся основанием для признания документов не подлежащими рассмотрению по существу, но которые можно устранить, и заявитель не настаивает на возврате документов, представленных на бумажном носителе, организация по проверке сметной стоимости устанавливает срок для устранения таких недостатков, не превышающий 30 календарных дней. В случае не устранения недостатков в установленный срок документы, представленные на бумажном носителе, за исключением заявления о проведении проверки сметной стоимости, подлежат возврату заявителю.
IV. Проведение проверки сметной стоимости
- Предметом проверки сметной стоимости является:
— установление соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
— установление соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, в случае если по инициативе застройщика установление соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ не требуется.
- Проверка сметной стоимости проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней.
- При проведении проверки сметной стоимости внесение изменений в сметную документацию может осуществляться в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором. При этом срок проведения проверки сметной стоимости может быть продлен на основании договора или дополнительного соглашения к нему, но не более чем на 30 рабочих дней.
- В случае если при проведении проверки сметной стоимости выявляются недостатки (отсутствие либо неполнота сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), не позволяющие сделать выводы о достоверности или недостоверности представленных расчетов, заявителю в течение 3 рабочих дней направляется уведомление о выявленных недостатках и при необходимости устанавливается срок их устранения.
- Организация по проведению проверки оформляет отрицательное заключение о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта, ремонта капитального строительства, если:
а) выявленные недостатки невозможно устранить в процессе проведения проверки сметной стоимости или заявитель в установленный срок их не устранил;
б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с действующими сметными нормативами;
в) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации.
V. Результаты проверки сметной стоимости
- Результаты проверки сметной стоимости оформляются в виде положительного заключения или отрицательного заключения о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта объекта капитального строительства.
- Заключение должно содержать обоснование выводов о проверке сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта объекта капитального строительства со ссылками на конкретные положения действующих сметных нормативов. А также с перечислением несоответствий, связанных с неправильностью и (или) необоснованностью принятых в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией.
- В случае отрицательного заключения заявитель вправе представить материалы, указанные в пунктах 8 — 10 настоящего Положения, на повторную проверку после их доработки по замечаниям и предложениям, изложенным в отрицательном заключении.
- Отрицательное заключение может быть оспорено заявителем в судебном порядке.
VI. Выдача заявителю заключения
26. В предусмотренных договором случаях, заключение может быть направлено заявителю в форме электронного документа, помимо направления заключения в форме электронного документа также может быть выдано (направлено) заключение на бумажном носителе.
Порядок выдачи (направления) заключения на бумажном носителе, а также порядок и срок возврата документов, представленных на бумажном носителе, определяются договором.
Положительное заключение на бумажном носителе выдается (направляется) в 4 экземплярах, отрицательное — в одном экземпляре.
- В случае если после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном настоящим Положением для проведения первичной проверки, с учетом следующих особенностей:
а) в пояснительной записке к сметной документации, подписанной застройщиком (техническим заказчиком), указываются внесенные изменения;
б) в случае если после получения положительного заключения сметные нормативы и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости строительства, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной проверки, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
- В случае утраты заключения заявитель вправе получить его дубликат в организации, проводившей проверку сметной стоимости.
Выдача дубликата заключения осуществляется без взимания платы в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения заявителя.
VII. Размер платы за проведение проверки сметной стоимости
- Стоимость оказания услуг по проведению проверки сметной стоимости без учета налога на добавленную стоимость составляет:
а) 30% от стоимости проведения государственной экспертизы проектной документации, разработанной в отношении объекта капитального строительства, в случае проведения проверки сметной стоимости на предмет соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
б) в случае проведения проверки сметной стоимости на предмет соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, размер платы за проведение проверки сметной стоимости принимается в соответствии с таблицей расчёта размера платы за проведение проверки сметной стоимости, но не менее 250 рублей за весь объем работ:
Таблица расчёта размера платы за проведение проверки сметной стоимости
Источник: expertiza44.ru
ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оформления заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее — заключение о проверке сметной стоимости).
сведения об основании для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости (перечень поданных документов, реквизиты договора о проведении проверки сметной стоимости);
сведения об объекте капитального строительства (почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические характеристики объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность);
сведения о лицах, осуществивших подготовку проектной документации и (или) выполнивших инженерные изыскания, а также сводного сметного расчета, в случаях, когда в отношении объектов капитального строительства не требуется подготовка проектной документации и такая проектная документация разрабатывалась по инициативе застройщика (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес индивидуального предпринимателя, полное наименование и место нахождения юридического лица);
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес застройщика (технического заказчика) — физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика — юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, — указанные сведения также в отношении заявителя);
сведения о документах, подтверждающих полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (если заявитель не является застройщиком, техническим заказчиком);
сведения о составе представленной проектной документации (перечень томов (с указанием шифра, номера) проектной документации), результатах инженерных изысканий (за исключением случаев проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в отношении которых не требуется подготовка проектной документации и такая документация не разрабатывалась по инициативе застройщика), иных представленных документах и материалах;
сведения об источниках финансирования (полностью за счет средств федерального (регионального, местного) бюджета; с использованием средств федерального (регионального, местного) бюджета; за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов);
сведения о решении (письме) по объекту капитального строительства, предусмотренном подпунктами «з» и «з(1)» пункта 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2576; 2012, № 29, ст.
4124; 2013, № 23, ст. 2927; № 39, ст. 4992; 2014, № 14, ст. 1627; № 40, ст. 5434; 2015, № 39, ст. 5404; 2016, № 29, ст.
4814; № 36, ст. 5418; № 48, ст. 6764; 2017, № 5, ст. 799).
2.2. Раздел «Описание сметы на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт)», в который включаются:
сведения об общей стоимости объекта строительства в ценах на дату представления сметной документации для проведения проверки с разбивкой на следующие составляющие: стоимость проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, стоимость прочих затрат;
перечень представленной сметной документации (сводки затрат, объектные и локальные сметы (расчеты), сметные расчеты на отдельные виды затрат);
информация о цене строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство в случае, если при расчетах не применялись сметные нормативы в связи с их отсутствием;
сведения об оперативных изменениях, внесенных в сметную документацию в процессе проведения проверки сметной стоимости;
сведения о превышении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства над предполагаемой (предельной) стоимостью строительства, рассчитанной с использованием укрупненных нормативов цены строительства, либо о превышении цены строительства объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство. В случае если сметная стоимость превысила предполагаемую (предельную) стоимость строительства, рассчитанную с использованием укрупненных нормативов цены строительства, или цены строительства аналогичных объектов не более чем на 20 процентов, по результатам проверки выдается положительное заключение.
информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам (в том числе сметным нормативам, определяющим потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции), внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией;
при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также указывается информация о результатах изучения и оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах;
в случаях, если разработка проектной документации не требуется, указывается информация о соответствии (несоответствии) расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта;
итоговый вывод о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
Каждый вывод должен быть мотивирован и содержать ссылку на конкретный сметный норматив, его часть, пункт, таблицу и (или) ссылку на соответствующие разделы проектной документации или иных документов, если разработка проектной документации не требуется.
3. Уровень детализации сведений, отражаемых в заключении о проверке сметной стоимости, определяется руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Заключение о проверке сметной стоимости должно быть конкретным, объективным, аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам проведенной проверки.
5. Заключение о проверке сметной стоимости не должно иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов или исправлений. В случае выдачи заключения на бумажном носителе листы такого заключения должны быть прошиты (с указанием количества сшитых страниц), пронумерованы и скреплены печатью организации по проведению проверки сметной стоимости.
6. Заключение о проверке сметной стоимости подписывается лицами, участвовавшими в проведении проверки сметной стоимости, с указанием их должности.
7. Заключение о проверке сметной стоимости утверждается руководителем организации по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства либо должностным лицом, уполномоченным этим руководителем.
8. В случае выдачи заключения о проверке сметной стоимости в электронной форме, такое заключение подписывается и утверждается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляется заявителю в формате PDF.
Источник: xn--80almfnfiqx.xn--p1ai