Пруды как объекты капитального строительства

Расстояние от водоема до дома и забора: актуальные вопросы о поверхностных водоисточниках

Загородное строительство обычно вынуждает человека решать массу проблем, связанных с взаимным расположением зданий и водных источников, когда они размещены на вашем участке либо в непосредственной близости от него. Зачастую приходится определять расстояние от водоема до дома, забора, капитальных строений и инженерных сетей. Разобраться в этих вопросах человеку несведущему сложно, так как по многим позициям единых норм нет, а всё решают местные градостроительные органы.

Какие намерения требуют согласования

Чтобы в будущем избежать проблем с властями и конфликтов с соседями, необходимо чётко для себя определить ваши намерения, связанные со строительством, необходимо согласовывать.

  • Государственная служба, с которой обычно ведутся основные согласования, называется органом госнадзора в архитектуре и строительстве, а основополагающий документ, на которых она опирается в своих вердиктах – это Градостроительный кодекс РФ. Что касается планировки территорий дачных садоводческих товариществ (объединений), то она ещё с 1997 года осуществляется по стандарту 30-02.
  • Однако в этих документах есть далеко не вся информация, часть её (в основном математическая, с указанием расстояний) содержится в пожарных и санитарных нормах, так что, собирать её приходится по крупицам.
  • Вопрос номер один — вариант расположения на участке забора, так как он не только охраняет вашу собственность, но и прежде всего, обозначает границы участка. Однако его установка должна производиться с соблюдением минимально разрешённых СанПиН расстояний.

Внимание: если ваш участок оказался на берегу реки или другого естественного водоёма, поставить забор можно не ближе чем в 3-х метрах от него.

водоем за участком

Существуют и рекомендуемые расстояния от забора до других объектов внутри участка, которые нужно соблюдать:

  1. До жилой постройки (дома, коттеджа, дуплекса) – 3м. Соответственно, расстояние дома от водоема на улице получится уже 6 м.
  2. До искусственного водоёма на участке: пруда, бассейна, фонтана – 3м.
  3. До котельной или бани – 5м.
  4. До любых хозяйственных построек – 4 м.
  5. До вольеров содержания животных – 4 м.
  6. До деревьев: высокорослых – 3 м, средних – 2 м.
  7. До кустарников – декоративных и ягодных – 1 м.

Пруд на участке

Далеко не всем так везёт, что рядом с их дачным домом имеется естественный водоём, в котором можно освежиться в летнюю жару.

бассейн с подсветкой

За неимением такого удовольствия, многие владельцы загородных участков принимают решение о строительстве на своей территории искусственного прудика или бассейна.

бассейн на участке пруд в ландшафтном дизайне

Учитывая небольшой размах площадей большинства таких территорий, приходится ещё и согласовывать расстояние от пруда до забора соседа. Что нужно сделать, чтобы такая постройка была законной?

  • Вообще, в статье 40 ЗК РФ, в пункте 1.3 сказано, что собственник земли, на основании разрешенного использования, имеет право возводить любые водные объекты — в том числе и строить пруды, производить мелиоративные и оросительные работы.
  • Ключевая фраза здесь «разрешенное использование», так как при передаче земли в собственность, на сферу использования участка могут быть наложены ограничения. Так вот это самое разрешённое использование может запрещать устройство пруда. В таких случаях указывают, например, что целевое назначение земли — под ИЖС (индивидуальную жилищную застройку), что чаще бывает в городской черте, или под выращивание культур (в садовых товариществах).
  • Если прямого запрета нет, то вся застройка территорий, относящихся к садоводческим объединениям в 2020 году, осуществляется по согласованию с их администрацией. Та, в свою очередь, руководствуется нормами и требованиями СНиП (30-02*97), в котором разрешено на участках предусматривать открытые водоёмы, в том числе и для пожаротушения, и накопительные котлованы для осуществления полива.
  • Однако возведение такого объекта не должно ущемлять интересов соседей по участку, идти вразрез с санитарными экологическими нормативами, а потому осуществляется на основании разработанного и утверждённого проекта. Тем более что следует правильно рассчитать, откуда и как набирать в пруд воду, и куда её при необходимости сливать.

Именно проект и определяет, на каком расстоянии можно расположить пруд от соседского забора и внутриусадебных построек.

Пожарный пруд

В небольших деревнях, посёлках и сёлах с количеством жителей менее 5000 человек, пожаротушение обычно организовывается не из хозяйственно-питьевого водопровода, а из природных или искусственных водоёмов, либо накопительных резервуаров.

пожарный водоем

Требования

Чаще всего это пожарный пруд — требования к его обустройству представлены в СП 8.13130.2009, и формулируются так:

  • У водоёма, предназначенного для тушения пожаров, должна быть оборудована подъездная площадка (пирс) размером 12*12 метров и твёрдым покрытием, позволяющим беспрепятственно подъехать пожарной машине.
  • Объём воды определяется из её расчётного расхода и времени, требуемого на тушение огня. В открытых водоёмах так же должны учитываться потери из-за испарения и образования льда. В резервуарах объём рассчитывается исходя из возможностей пополнения запаса воды.
  • Высота кромки пруда должна составлять максимум 50 см от наивысшего уровня воды. В населённом пункте должно быть по меньшей мере два пожарных водоёма или резервуара, в каждом из которых хранится половина объёма воды, необходимого для пожаротушения.
  • Пожарные пруды в деревне могут располагаться на разных расстояниях от обслуживаемых ими объектов (улиц или зданий), что зависит от конкретных условий: если подача воды осуществляется автонасосами, то 200 м, если для этой цели используются мотопомпы, то дистанция — максимум 150 м. Увеличить радиус обслуживания можно только путём обустройства тупикового водопровода.

Примечание: если расстояние от участка до водоема в СНТ превышает указанное выше, можно выкопать свой собственный противопожарный пруд. Либо, можете привлечь к его строительству хозяев соседнего участка – если договоритесь.

водоем в снт

Методика устройства

Если уж домашний пруд нужно строить по проекту, то что уж говорить про некоммерческий пожарный водоём, объём которого может достигать 200 000 литров. В процессе создания проекта определяется и место размещения котлована под пруд, и расчёт его объёма.

Исходя из необходимости формирования безопасного уклона, рельефа местности, определяется оптимальная конфигурация мини-водохранилища – ведь нельзя допустить, чтобы вода самопроизвольно утекла. При этом должен учитываться ещё и фактор безопасности купающихся, ведь любой пруд (и даже пожарный), — это зона отдыха людей, хоть и несанкционированная.

запрет купания

Чтобы объём воды сохранялся на одном уровне, сначала нужно предупредить её впитывание в грунт. Сейчас для гидроизоляции дна чаще используют чёрные, похожие на резину эластичные мембраны EPDM, изготавливаемые из синтетического каучука. Их ключевые особенности — стойкость к высоким и низким температурам и их перепадам, агрессивным средам, солнечной радиации, долговечность и нетоксичность. Мембраны создают в водоёме здоровый микроклимат, а также не дают ему зарастать водорослями.

Главные этапы работ

Комплекс строительных работ при устройстве водоёма своими руками предполагает следующие этапы:

  • разметку контура котлована;
  • снятие плодородного пласта почвы;
  • геодезическое исследование слоёв на предмет возможной эрозии грунта;
  • установка дренажа, чтобы при близком залегании грунтовых вод или обильных дождях не подтапливало соседние территории;
  • сооружение пирса;
  • упрочнение стенок котлована и формирование бровки для растительности;
  • очистка дна от камней и корневищ, способных повредить мембрану;
  • выравнивание дна песком и его утрамбовка с проливкой водой;
  • выстилание дна геотекстилем и укладка гидроизоляции с закреплением краёв в прибрежной траншее;
  • засыпка мембраны грунтом.
  • заполнение котлована водой.

Видео: изготовление пожарного пруда

В заключение

Так как вода в пожарном водоёме не проточная, осенью она может начинать цвести. За прудом нужно следить – как минимум, очищать его от камышей и другой чрезмерно разрастающейся растительности. Купаться в таком пруду нежелательно, даже если он ваш — что уже говорить о сельских водоёмах с застойной водой.

Читайте также:  Единые нормы и правила по строительству объектов связи
Источник

Пруд-копань с позицый законодательства

Пруд-копань с позицый законодательства

—- Все водные объекты РФ в соответствии с требованиями водного законодательства, исключая пруды-копани и карьеры , являются собственностью государства; при этом пруды, образованные подпорными сооружениями в русле реки, являются частью водного объекта и передаче в частную собственность не подлежат.
В собственности или на праве аренды могут быть сооружения ( плотина), образующие пруд. Порядок оформления необходимой документации, условия эксплуатации пруда для реализации предпринимательской деятельности, решаются на уровне администрации муниципальных образований.

—— Согласно п. 5 статьи 7 федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2007 г. № 73-ФЗ под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Исходя из смысла указанной нормы закона пруд и обводненный карьер представляют собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией. К таким прудам относятся пруды-копани.
Пруд–копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (ГОСТ 19179-73).
Согласно вышеуказанному ГОСТу пруды — мелководные искусственные водоемы, образованные водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока.

Таким образом, пруды, расположенные на водных объектах и ограниченные с одной из сторон плотиной, являются русловыми прудами и являются федеральной собственностью.

Прокуратура Алтайского края

Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и урегулирования стока. Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км. Пруд-копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ, статей 5 и 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Пруд, расположенный на водотоке (на реке) и имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, относится к объектам федеральной собственности, в связи с этим муниципальное образование не вправе распоряжаться таким водным объектом.

http://rshn-tver.ru/faq/
Управление Россельхоз надзора по Тверской и Псковской областям.

Частью 1 ст. 10 Закона N 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом, организация имеет право создать пруд для разведения рыбы на территории, находящейся в ее собственности и относящейся к землям сельскохозяйственного назначения.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст.

Значит ; Пруд-КОПАНЬ является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка.

Ну и вот … стало приблизительно понятно, что прудыимя которым пруд-копань и который не соединён (не имеет гидравлической связи с рекой), а так же не имеет искусственно созданной плотины, дамбы, насыпи…. и является замкнутым…. то на него не требуется получения РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Пруд-копань с позицый законодательства

ГОСТ 19179-73
Гидрология суши. Термины и определения.

6. Водный объект
Сосредоточение природных вод из поверхности суши имеющие характерные формы расположения
18. Водоем
Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием
15.Водоток
Водный объект, характерезующийся движением воды в направлении уклона
29. Русловая сеть
Совокупность русел всех водотоков в пределах одной территории.
Руслом называеися выработанное водотоком ложе, по которому постоянно или переодически происходит движение воды
52. Поверхостный сток
Сток воды по земной поверхности
55. Русловой сток
Сток6 происходящий по русловой сети
176. Озеро
Естественный водоем с замедленным водообменом
178. Пруд
Мелководное водохранилище площядью не более 1 квадратного километра
179. Пруд-Копань
Небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенныйдля накопления и хранения воды для различных хо. целей

ГОСТ 19185-73
Гидротехника. Основные понятия.
5. Водопользование
Использование водных ресурсов без изъятия из водоисточника
6. Водопотребление.
Использование водных ресурсов с безвозвратным изъятием из водоисточника
41. Плотина
Водоподпорное сооружение6 перегораживающее водоток
43.Запруда
Водопроводное сооружение на малом водотоке.
427 Перемычка
Временное ограждающее гидротехническое сооружение
48. Гидротехническое сооружение
Сооружение для использования водных ресурсов
51. Дамба
Гидротехническоое сооружение в виде насыпи для ограждения водоёмов и защиты от наводнений

Получилось, что термин ПРУД имеет два обозначения.

ПРУД -Мелководное водохранилище площядью не более 1 квадратного километра
ПРУД-Копань -Небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенныйдля накопления и хранения воды для различных хо. целей

Получается, что мы планируем выкопать не ПРУД. а ПРУД-КОПАНЬ.
Это уже как то облегчает нашу участь. так как это небольшой водоем. для хоз.целей. специально выкопан.
Это как раз про нас.

Поиск как классифицируются пруды, что дал нам полное представление о том какой пруд мы хотим сделать. с точки зрения законов. и я думаю поможет в отстоять свои права.

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=0d3ffc17-45de-4e21-a5de-6217fe63f6e8
Классификация прудов как инженерных сооружений

Русловые пруды — получаются в результате перегораживания реки плотиной, которая подпирает уровень воды перед плотиной, в верхнем бьефе, до расчётных отметок. При этом аккумулирование воды водохранилищем может происходить в пределах русловой части реки без выхода её на пойму или затоплением части или всей поймы. Примером такого является Краснодарское водохранилище.

Читайте также:  Кто выдает журнал производства работ при строительстве объекта

Пойменные пруды -водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению).

Балочные пруды образуются при перегораживании балки или ущелья плотиной. Наполнение балочных прудов происходит за счет местного стока, то есть стока воды с поверхности водосборной площади для выбранного створа плотины. Оно, как правило, происходит в период весеннего снеготаяния или интенсивных дождевых осадков, иногда наполнение этих прудов может осуществляется путём подачи воды насосами (машинный водоподъем) из рек, озёр, других водохранилищ.

Пруды-копани — получают путём открытия в намеченном месте котлована необходимой глубины и формы в плане. Под пруды-копани обычно отводятся территория с наиболее высокими отметками, так называемыми командными.

Источник

Как оформить искусственный водоем

Хотим построить искусственный водоем, земля в собственности сельхозназначения, какие инстанции и документы нужны (последовательность)?

Если водоем в целях ведения сельскохозяйственной деятельности, то не вижу никаких проблем, устраивайте, никаких дополнительных согласований не требуется.

А для чего водоем для полива или для рыбоводства?

С уважением! Г.А. Кураев

Водоем для рыболовства

Согласно классификатора видов разрешенного использования вид разрешенного использования для рыболовства входит в состав вида разрешенного использования для сельхозназначения.

Но можно добавить этот вид разрешенного использования, это не проблема по использованию земельного участка.

Земельный кодекс
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Хотим построить искусственный водоем, земля в собственности сельхозназначения, какие инстанции и документы нужны (последовательность)?
Евгения

Добрый день! Прошу уточнить для каких целей будет предназначен водоём и какие размеры планируете?

Хотим организовать платную рыбалку, размеры 30х30 м

В данном случае действия регулирует — Статья 40 Земельного кодекса РФ Права собственников земельных участков на использование земельных участков. п. 1. Собственник земельного участка имеет право: 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ) В соответствии с ст.19 Закона РФ «О недрах» 21.02.1992 № 2395-1 предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (т.е. без лицензии и бесплатно), в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С Уважением…

Здравствуйте. На землях категории сельхозназначение устройство пруда может быть достаточно проблематично.

Вопрос: Об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения при строительстве пруда-копани на данном земельном участке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2011 г. N Д23-4740
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу изменения вида разрешенного использования при строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
В связи с этим отмечаем, что поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий изменение разрешенного использования земельных участков для строительства пруда-копани может осуществляться в соответствии с решением главы местной администрации согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
16.11.2011

Вопрос: Об отсутствии необходимости для получения разрешения на строительство пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
17.08.2011

Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?
Ответ: В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон N 123-ФЗ) земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Права на земельные участки, порядок предоставления и режим использования земельных участков, установление охранных зон на указанных участках определяются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.
Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с пп. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.
Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Согласно п. 3 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 (далее — Правила), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания (далее — заявители), представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. На основании п. 4 вышеприведенных Правил в заявке указываются:
а) сведения о заявителе:
полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма и место нахождения — для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства и данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
б) район размещения хозяйственных и иных объектов.
В соответствии с п. 5 Правил к заявке прилагаются:
а) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридического лица;
б) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуального предпринимателя;
в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и проекты технической документации;
г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;
д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п. 3 Правил.
Е.В.Соснов
Минфин России
23.11.2009

Только Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 569 утратило силу.

Читайте также:  Оформление публичного сервитута под строительство линейных объектов

На данный момент действуют Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания(утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 384) base.garant.ru/70371344/#block_2

Источник
Рейтинг
Загрузка ...