Содержание работы. Подбор материалов изысканий и обследований. Изучение особенностей рельефа, ситуации и других условий в зоне строительства дороги. Предварительное размещение возможных вариантов проложения трассы будущей дороги. Рекогносцировочное обследование намеченных вариантов трассы и выбор одного из них.
Трассирование оси дороги, проложение теодолитного хода с закреплением поворотных и промежуточных точек и установкой временных реперов. Нивелирование оси трассы в прямом и обратном направлениях. Трассирование и нивелирование оси водоотводных канав.
Съемка воздушных и наземных пересечений с трассой пороги. Расчет расходов и объемов поверхностного стока. Гидравлический расчет искусственных сооружений. Проведение геологических изысканий работ на трассе дороги. Обработка полевых материалов.
Вычерчивание и оформление плана трассы проектируемой дороги с нанесением прилегающей ситуации.
Вычерчивание продольных и поперечных профилей гроссы дороги. Определение площадей поперечных сечений дороги, объемов земляных работ по поперечникам с оставлением ведомости по пикетажным объемам работ. Расчет стоимости дорожной одежды, искусственных сооружений, дорожных знаков, съездов, переноса кабельных линий, озеленения и других объектов.
Началось строительство дороги от улицы Шишкова до улицы Тимирязева
Составление локальных и объектных смет, сводного сметно-финансового расчета. Вычерчивание графиков распределения земляных масс, продольных и поперечных профилей, чертежей на устройство железобетонных труб, дорожных знаков, сигнальных оградительных столбов. Вычерчивание и оформление плана проектируемой дороги. Определение технико-экономических показателей проекта, написание пояснительной записки, размножение материалов, формирование их в дело, освидетельствование, исправление замечаний, участие в рассмотрении и утверждении проекта, внесение изменений.
Конечная продукция: материалы проекта, сформированные в дело 5 экз., из которых 1 экз. архивный.
Единица измерения: «а» — объект, «в» — 1 км проектируемой дороги.
Таблица 113
Природные категории сложности | ||||||
I | II | III | ||||
а | в | а | в | а | в | |
Цена, тыс. руб. | ||||||
ОНЗТ, чел. дн. | 40,0 | 44,0 | 49,0 | 63,0 | 58,0 | 84,0 |
Примечания:1. Цены рассчитаны на проектирование дорог с асфальтовым покрытием. При иных условиях в показатели «а» и «в» вводится коэффициент: 0,75 — с облегченным покрытием; 0,60 — с гравийным покрытием; 0,40 — грунтовые улучшенные дороги с гравийно-песчаным покрытием, для строительства которых не требуется проведение детальных геологических изысканий.
2. Цены рассчитаны для условий, при которых протяженность проектируемой дороги составляет более 5 км. При меньшей протяженности в показатель «а» вводится понижающий коэффициент: K = 1,0 — 0,20 · (5 — n), где «n» — протяженность проектируемой дороги, км.
Строители перекрыли дороги в Арзамасском районе из-за не выплаты денег подрядчиком новой трассы М12
3. Ценами предусмотрено проведение всех видов изысканий, закрепление трассы в натуре и разработка мероприятий, необходимых для осуществления строительства проектируемой дороги.
4. Цены рассчитаны на составление проекта строительства дороги, проходящей по землям одного хозяйства. При составлении проекта на группу хозяйств в показатель «а» вводится коэффициент: K = 1,0 + 0,10 · (n — 1), где «n» — количество хозяйств, по которым в отдельности разрабатывается и изготавливается сметная документация и разбивочные чертежи.
5. Цены рассчитаны на участие организации-исполнителя в согласовании проекта в одном учреждении. При иных условиях в показатель «а» вводится коэффициент: K = 1,0 + 0,05 · (n — 1), где «n» — количество учреждений (инстанций), в которых производится согласование (утверждение) проекта.
ЧАСТЬ VII. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ РАЗРАБОТОК
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: cyberpedia.su
Рабочий проект строительства автомобильных дорог должен состоять из следующих разделов [6]:
а) общая пояснительная записка, содержащая: перечень исходных данных для проектирования; характеристику проектируемой дороги; описание района проложения дороги с характеристикой климата, инженерно-геологических и грунтовых условий, данные по проложению трассы дороги, общие сведения о предусматриваемых природоохранных мероприятиях, их оптимальности и экономической эффективности (по материалам строительных решений); описание конструкции земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений, характеристику мероприятий по безопасности движения автомобилей, дорожных устройств и обстановки дороги, данные по организации строительства и сметной стоимости строительства; копии документов согласований по всем вопросам разработки рабочего проекта;
б) строительные решения, содержащие: ведомость объемов работ по подготовке территории строительства, земляному полотну, дорожной одежде, искусственным сооружениям, дорожным устройствам и обстановке дороги, мероприятия по охране окружающей природной среды;
Основные чертежи: план трассы автомобильной дороги и продольный профиль, конструкции земляного полотна и дорожной одежды;
г) сметная документация;
д) паспорт рабочего проекта, составленного по установленной форме;
е) рабочая документация. Рабочая документация на строительство автомобильной дороги с продолжительностью строительства (по нормам) до 2-х лет разрабатывается и передается заказчику в составе рабочего проекта на весь объем строительно-монтажных работ, а при продолжительности строительства свыше 2-х лет — на годовой объем этих работ.
Проектно-сметные материалы разделов рабочего проекта, указанные в подпунктах «а» — «д», представляются на экспертизу и утверждение с приложением, при необходимости, основных рабочих чертежей.
На всех стадиях проектирования городских улиц и дорог должны быть обеспечены высокая эффективность капитальных вложений, прогрессивная технология производства строительных работ, использование местных строительных материалов, сохранение и улучшение окружающей городской среды.
1.2.2 Строительство автодорог
Понятие строительства автомобильной дороги включает в себя строительство, различные ремонты автодорог и модернизацию. Стоит учесть, что в это понятие входит надзор за состоянием уже построенных дорог, организация необходимых реконструкционных работ и контроль за их проведением.
Строительство имеет две неотъемлемых составляющих:
организация производства работ;
Технология работ отвечает на вопрос, как и чем выполнять тот или иной технологический процесс.
Организация же работ представляет собой увязку всех имеющихся ресурсов во времени, т.е. отвечает на вопрос , когда и кому выполнять данный технологический процесс.
Основной моделью организации производства работ является линейный график производства работ(рис.1), который устанавливает, какие виды работ и на каком пикете (километре) будут осуществляться в заранее определенный период времени (день, месяц).
Рис.1 Линейный график производства работ
В практику дорожного строительства за последнее время все больше внедряется так называемый поточный метод строительства. Этот метод является прогрессивным и характеризуется тем, что все виды дорожно-строительных работ выполняются специализированными машинно-дорожными отрядами, причем каждый идущий впереди отряд выполняет свой вид работ без пропусков, подготавливая фронт работ для следующего за ним отряда. Для успешного осуществления поточного метода все отряды действуют в одинаковом темпе, т. е. выполняют свой вид работ на участках одинаковой длины за одно и то же время. После прохода по трассе последнего машинно-дорожного отряда дорога может быть сдана в эксплуатацию.
Графики потребности устанавливают, какое количество рабочих (по профессиям), транспортных средств и дорожных машин (по типам) должно быть занято на строительстве за тот же период. Большей частью в линейном графике учитываются следующие основные виды работ: а) подготовительные работы (восстановление трассы, расчистка трассы от деревьев и кустарника, корчевка пней, осушка болот и т.п.); 6) земляные работы по устройству дорожного полотна; в) работы по устройству искусственных и гражданских сооружений; г) работы по устройству дорожного покрытия (послойно); д) прочие работы, связанные со сдачей дороги в эксплуатацию (отделочные, расстановка дорожных знаков и т. п.). Линейный график производства работ дает представление о скорости потока (), которая определяется делением длины участка), сооружаемого поточным методом, на количество дней, затраченных на сооружение этого участка ():
(1)
коэффициент, характеризующий сменность работы сотрудников. Наряду с линейными видами работ, которые показываются на графике производства работ наклонными линиями, такие виды работ, как устройство искусственных и эксплуатационных сооружений и особо крупные земляные работы, являются привязанными к определенному месту. Поэтому они носят название сосредоточенных и показываются на графике вертикальными линиями. Сосредоточенные работы должны быть закончены к моменту подхода основного потока.
Поточный метод обеспечивает высокую производительность труда при постройке дорог. Но успешное осуществление строительства дорог поточным методом возможно только при высоком уровне механизации дорожно-строительных работ.
В связи с этим строители-дорожники за последние годы получают богатую технику — большое количество всевозможных дорожных и строительных машин: скреперы, грейдеры, экскаваторы, камнедробилки, катки, автогудронаторы, асфальтобетоноукладчики, бетономешалки и многие другие машины и транспортные средства, без которых было бы немыслимо выполнение дорожного строительства в значительных масштабах и высокими темпами. Вместе с тем активно развивается индустриализация строительства, заключающаяся в том, что многие дорожно-строительные материалы (асфальтобетонная масса, цементобетон, элементы мостов и труб из сборного железобетона и пр.) изготавливаются в централизованном порядке на крупных предприятиях промышленного типа и в готовом виде доставляются к месту их укладки или установки на трассе строящейся дороги. Транспортировка дорожно-строительных материалов оказывает большое влияние на стоимость сооружения автомобильной дороги. В целях снижения стоимости проектировщикам и строителям необходимо минимально использовать дальнепривозные материалы и изыскивать возможности применения местных строительных ресурсов. Стоимость постройки дорог зависит также в большой степени от характера местности, на которой прокладывается дорога.
Источник: studfile.net
Стадии проектирования автомобильных дорог
Современная технология проектирования автомобильных дорог (проектная подготовка нового строительства) включает три основные стадии.
- 1-я стадия — разработка предпроектной документации — обеспечивает реализацию следующих этапов инвестиционностроительной деятельности: определение цели инвестирования; ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования; обоснование инвестиций в строительство дороги.
- 2- я стадия — разработка проекта (стадия «Инженерный проект»), На данной стадии принимают основные принципиально важные проектные решения по выбранному на первой стадии варианту трассы (проектирование трассы в плане, профиле и т.д.).
- 3- я стадия — разработка рабочих чертежей и прочей документации (стадия «Рабочая документация»). На данной заключительной стадии проектной подготовки строительства новых трасс выполняется анализ и доработка (уточнение и детализация) чертежей и других материалов, выполненных на предшествующих стадиях проектирования (с учетом результатов рекогносцировочного обследования района проложения трассы).
Количество стадий проектирования зависит от степени сложности объекта (категории дороги), условий района (природных, техногенных), объемов предстоящих работ и т.д.
Для несложных объектов при простых инженерногеологических условиях допускается включать рабочую документацию в состав «Инженерного проекта». При хорошей изученности района (наличии достаточно надежных материалов инженерных изысканий давностью не более двух лет) дороги невысоких категорий (III, IV, V) могут проектироваться в две стадии — предпроектная документация и стадия «Инженерный проект».
При двухстадийном проектировании доработка материалов, вынос трассы в натуру, т.е. полевое трассирование, планововысотная привязка к пунктам опорной геодезической сети, топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений при наличии планов) в масштабах 1:1000- 1:500, досъемка пересечений и вновь появившихся инженерных коммуникаций и прочие полевые работы.
Ширина полосы съемки вдоль трассы должна составлять до 100 м на незастроенных территориях, на застроенных она должна ограничиваться шириной проезда (улицы). Допускается увеличение полосы съемки на участках с опасными природными и техногенными процессами; при этом она не должна быть более 300 м (не рекомендуется). Как правило, ширина полосы съемки обосновывается в программе изысканий в зависимости от категории дороги, полосы отвода и природных условий местности.
Источник: studref.com
Проект и ППР оказания услуг по содержанию автомобильных дорог
Проект оказания услуг по содержанию автомобильных дорог – один из видов строительной документации, необходимой для достижения высокой безопасности в процессе движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, а также защиты дорожного полотна от преждевременного износа. В рамках разработки документа анализируют природно-климатические условия, в которых находится объект. С учетом этого разрабатывают и обосновывают меры по поддержанию требуемого состояния и борьбе с некоторыми явлениями (например, степенью скользкости дорожного полотна).
В рамках создания проекта содержания автомобильных дорог особое внимание уделяют финансовому вопросу, поскольку принятые решения должны соответствовать возможностям бюджета и помогать оптимизировать затраты на обслуживание линейного объекта. Компания «Стройдок-АБВ» предлагает профессиональные услуги по оформлению подобной документации, которая необходима для правильной, долговечной и безопасной эксплуатации дорог.
Нормативная база для оформления проекта
Требования и особенности разработки проектов содержания автомобильных дорог содержатся в отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.3.110-2019, в частности в главах 8 и 9, где говорится о строительстве, реконструкции и ремонте, а также об эксплуатации. Рекомендации полезны проектным организациям и органам дорожного хозяйства, которые сталкиваются с оформлением соответствующего раздела документации на прокладку новой или ремонт существующей дороги.
В соответствии с ОДМ проект может разрабатываться как отдельный документ, в составе предпроектной документации или материалов инженерных изысканий. Обычно это определяется заказчиком, как и некоторые требования по составлению проекта. Важно, чтобы он не был излишне детализирован и перегружен деталями, но имел объем, достаточный для обоснования принятых проектных решений по содержанию.
Проект содержания автомобильных дорог необходим, чтобы обеспечить условия для надежности и стабильности линейного объекта при его эксплуатации. Это заключается в правильном уходе за автодорогами в течение года и создании условий для безопасного движения всех видов транспорта. При этом важно обеспечить оптимальные финансовые и материально-технические ресурсы, выделяемые для достижения указанных целей.
В соответствии с п. 6.3 ОДМ 218.3.110-2019 проект разрабатывается, чтобы определить и оптимизировать затраты на автомобильную дорогу в течение ее жизненного цикла, привести технико-экономическое обоснование стратегии содержания и технологии производства работ. Для этого рассматривают следующие вопросы:
- мероприятия по поддержанию нормального состояния отдельных конструкций автодороги;
- организацию службы содержания и расположению ее административных и производственных комплексов;
- создание пунктов учета автомобилей;
- виды, объем и частота проведения работ;
- работы по метеообеспечению;
- оснащение дорожной техникой.
С использованием проекта содержания автомобильной дороги и другой предпроектной документации, которая уже утверждена, под дорогу отводится определенный земельный участок с правоустанавливающими документами и выделяется бюджет в объеме, достаточном для поддержания объекта в нужном техническом состоянии.
Особенности разработки проекта
Проект разрабатывается, чтобы в течение года организовать профилактический уход за дорогами и связанными с вновь построенными или существующими объектами. Причем комплекс мероприятий составляется в зависимости от сезона, поскольку он определяет погодные условия, влияющие на состояние автодорог. Согласно нормативным документам, работы по уходу подбираются с учетом:
- Весенне-летне-осеннего периода. В это время основными являются работы по уходу и устранению мелких дефектов дорожного полотна. Внимание уделяется вопросу обустройства и полосе отвода. В весенний период важно снизить переувлажнения грунтов талыми и грунтовыми водами, в летний обеспечить уход за обочинами, откосами и водоотводу, вовремя устранять мелкие деформации и участки разрушения и предпринимать меры по обеспыливанию дорожного полотна. С наступлением осеннего периода тоже важно предупреждать переувлажнение грунта.
- Зимнего периода. В это время особое внимание обращают на создание условий по бесперебойному и безопасному движению. Учитывая это, в зимнее время важны борьба с гололедов, обеспечение защиты от заносов и регулярную уборку снежных масс.
В рамках проекта устанавливается ежегодный объем работ, который позволяет определить затраты на их исполнение. Это зависит от многих факторов:
- категории и текущего состояния линейного объекта;
- установленного уровня, которого нужно придерживаться при содержании;
- типа автодороги, который устанавливается по интенсивности транспортного потока;
- района обслуживания.
Какие уровни содержания существуют
Важное значение в проекте содержания автомобильной дороги имеет уровень, на котором поддерживается ее основные характеристики. Он отражает, в каком состоянии находятся конструктивные элементы дороги, что связано с условиями движения автомобилей. Всего выделяют три уровня содержания:
- Допустимый. Приоритетом выступает достижение бесперебойности и высокого уровня безопасности движения, которое может временно ограничиваться или прекращаться только на ряде участков.
- Средний. Здесь движение автотранспорта не ограничивается и не прекращается, но при этом допускается на 20% снизить разрешенную скорость транспорта в тех местах, где это необходимо для осуществления определенных мероприятий. На перекрестках, в местах с малым радиусом поворота, крутыми подъемами и спусками ухудшение состояния не допускается.
- Высокий. Подобный уровень проявляется в поддержании дороги в таком состоянии, которое поможет добиться круглосуточного и безопасного движения автомобилей без каких-либо перебоев. Скорость транспорта не может быть снижена по причине содержания. Возможны лишь неявные дефекты, не оказывающие влияние на безопасность и качество движения.
В какой последовательности разрабатывают проект
Первый и самый важный этап в разработке проекта содержания автомобильной дороги предполагает оформление ТЗ. Техническое задание составляют на основании данных, выданных заказчиком. На ТЗ будут основаны все последующие этапы оформления документа, поскольку в нем содержатся не только исходные данные, но и требования. Отступление от них возможно только после согласования с заказчиком. Кроме исходных данных за основу также берутся картографические и фондовые (гидрологические, геологические) материалы.
После составления ТЗ осуществляют следующее:
- Изучают и анализируют техническую документацию: проектно-сметную, результаты обследований и испытаний, паспорт дороги и пр. Если есть повод или необходимость, то дополнительно рассматриваются исследования, где уточняются геометрические параметры, состояние элементов дороги, снегозаносимые и гололедоопасные участки.
- Собирают и обрабатывают метеорологические параметры и характеристики, нужные для выбора технологии работ.
- Выполняют расчеты годового объема работ для каждого из временных периодов.
- Продумывают организационную структуру службы, занимающейся соответствующими вопросами содержания. Кроме разработки новой структуры можно совершенствовать существующую. На этом этапе определяют, сколько и где расположить ДУ (дорожно-эксплуатационных управлений), пунктов контроля весовых характеристик и метеоданных и пр.
- С учетом состава работ определяют виды и количество специализированной техники, которая должна быть в соответствующих подразделениях. Это помогает механизировать весь процесс работ.
В рамках создания проекта осуществляют привязку типовых или разработку новых проектов административно-производственных зданий, к примеру, гаражей, зданий, складов, баз, котельных и пр. После составления документ подвергают экспертизе, а затем согласуют и передают заказчику.
Правила разработки проекта содержания автодорог
При создании проекта, предназначенного для содержания автодорог на этапе возведения, ремонтных работ или реконструкции необходимо соблюдать правила главы 8 ОДМ 218.3.110-2019. Согласно с п. 8.1, в документе должны рассматриваться участки основного хода автомобильных дорог, которые строятся с нуля или находятся на этапе ремонта. Также в проекте нужно описывать мероприятия, которые будут проводиться в отношении дорог технологического типа. Они предназначены для движения строительного автотранспорта в заданный период.
Для технологических автодорог проект разрабатывают на основании проектной (в том числе ПОС – проекта организации строительства) или рабочей документации. В дополнение к ней могут использоваться и другие нормативно-технические документы, содержащие полезную актуальную информацию. Для остальных автодорог кроме ПОС необходимы акты приема-передачи автодороги для реализации работ и схемы организации дорожного движения по ОДМ 218.6.019-2016.
Проект содержания дорог указанных категорий входит в состав проектной документации как раздел 10, куда относят иные документы. Название и количество разделов приводятся в п. 8.3. ОДМ 218.3.110-2019. Всего их 9, и в каждом рассматривается отдельная тема:
- Общая информация об автодороге с техническими, транспортными и эксплуатационными характеристиками.
- Климатические особенности и характеристики участка, где будет располагаться новая или проходит уже существующая дорога.
- Список требований к уровню содержания и состоянию автодороги при эксплуатации.
- Требования к тому, как должны организовываться и выполняться работы.
- Перечень технических и материальных ресурсов, необходимых для выполнения.
- Описание существующей службы содержания, которая расположена на объекте или в зоне его тяготения (на прилегающих территориях и в муниципальных образованиях).
- Подробное описание службы организации содержания. на автомобильную дорогу.
Особенности, которые стоит учесть при составлении
Конкретные правила разработки проектов содержания автомобильных дорог в отношении их эксплуатации содержатся в главе 9 ОДМ 218.3.110-2019. Здесь преследуются те же цели, но с добавлением еще одной задачи – определить требования к уровню содержания автодороги, участков или сооружений в ее составе, чтобы сохранить и поддерживать нормальное техническое состояние объекта. Количество и список разделов совпадают с перечнем, установленным для проекта содержания при строительстве и ремонте. Разделы перечислены в п. 9.4. ОДМ 218.3.110-2019.
Проект производства работ (ППР) в отношении содержания автодорог
ППР по содержанию автомобильных дорог – проект производства работ (ППРС), иначе еще называемый проектом оказания услуг (ПОУС). Правила разработки и перечень разделов приведены в главе 10 ОДМ 218.3.110-2019. В рамках ППР прорабатываются нюансы рациональной организации и выбора технологий по выполнению принятых работ с учетом требований заказчика, повышения эффективности каждого из технологических процессов и снижения их себестоимости.
В случае с ППРС учитываются особенности автодорог, специфика их эксплуатации и функционирования, требования к состоянию при эксплуатации, а также список, периодичность и объем работ. То, что должно входить в ППР по содержанию автомобильных дорог, приведено в п. 10.1.1 ОДМ 218.3.110-2019. В проект входят 10 пунктов, их названия совпадают с наименованиями разделов для проектов, разрабатываемых при строительстве, ремонте или эксплуатации.
В ППР для автодорог, реализуемых уже в процессе использования, дополнительно входит Раздел 9, включающий перечень регламентов, которые использовались или разрабатывались в процессе выполнения этих работ.
Источник: stroydoc-abv.ru