Методические указания по составлению проектов производства сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами
СОГЛАСОВАНО
с Управлением по котлонадзору и
надзору за подъемными сооружениями
Госгортехнадзора России
письмо № 12-07/569
от 18.06.99 г. УТВЕРЖДЕНО
Производственно-техническим
управлением ОАО «Корпорация
Монтажспецстрой»
25.06.99 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ
ПРОИЗВОДСТВА СЛОЖНЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ
И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ КРАНАМИ
Срок введения в действие с 1 июля 1999 г.
Разработаны АО ОТ Проектный «Институт Нефтеспецстройпроект»
Внесены ОАО «Корпорация Монтажспецстрой»
АВТОРЫ-РАЗРАБОТЧИКИ: АО ОТ Проектный «Институт Нефтеспецстройпроект»
к. т. н. Э. Я. Гордон А. Л. Сухишвили
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий нормативный документ (НД) разработан в развитие Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92 и устанавливает дополнительные требования к технологической документации при производстве сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов.
Производство погрузочно разгрузочных работ
Нормативный документ распространяется на применяемые совместно с кранами:
— такелажные средства — мачты, шевры, стрелы, монтажные порталы, монтажные балки и другие аналогичные приспособления, включая полиспасты этих средств, а также полиспасты, прикрепляемые к конструкциям постоянных и временных зданий и сооружений;
— грузозахватные приспособления — траверсы, жесткие захваты, все типы канатных стропов, применяемые как с кранами, так и с такелажными средствами;
— монтажные устройства и приспособления — временные опорные стойки, шарниры, катковые и колесные тележки, устройства для перемещения по ним монтируемых конструкций и др.
Требования нормативного документа обязательны для заказчика и разработчика технологической документации, а также организации, выполняющей сложные строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы кранами.
2. КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ РАБОТ ПО ПОДЪЕМУ И ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ГРУЗОВ КРАНАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
2.1. К сложным работам при производстве строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами относятся подъем и перемещения грузов (строительных стальных и железобетонных конструкций, технологического оборудования, трубопроводов):
— несколькими кранами;
— краном при кантовке груза (вертикально устанавливаемых аппаратов, высотных газовытяжных труб и т. п.);
— краном совместно с такелажными средствами;
— краном в условиях ограниченного пространства и обзора рабочей зоны (в стесненных условиях);
— краном при использовании специальных грузозахватных приспособлений, монтажных устройств и приспособлений;
— краном в режиме временно повышающем его грузовысотные характеристики (с временно расчаленной стрелой, с опирающейся стрелой на стойку (шевр) и т. п.).
Погрузочно-разгрузочные работы при строительстве трубопроводов
2.2. Работы по подъему и перемещению грузов кранами подразделяются на I и II категории сложности.
К I категории сложности относятся работы, требующие помимо разработки специальной подробной технологии производства работ, применение такелажных средств, специальных грузозахватных приспособлений или монтажных устройств и приспособлений.
Ко II категории сложности относятся работы не требующие применения такелажных средств, специальных грузозахватных приспособлений, монтажных устройств и приспособлений.
3. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ РАЗРАБОТКИ
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ППРК
Для безопасного производства работ, ППРК на сложные строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы кранами должен дополнительно содержать:
4.1. На монтажном стройгенплане:
4.1.1. планы строящихся, а также существующих и временных зданий и сооружений;
4.1.2. наземные и подземные коммуникации, находящихся в зоне выполнения работ и влияющие на основные решения по организации монтажной площадки;
4.1.3. площадки для складирования и укрупнительной сборки оборудования и конструкций;
4.1.4. направление и способы подачи оборудования и конструкций в зону монтажа;
4.1.5. пути — подъездные и перемещения грузоподъемных кранов;
4.1.6. данные о согласовании возможности приложения монтажных нагрузок к зданиям и сооружениям (при необходимости);
4.1.7. обозначение границ опасной зоны в процессе производства монтажных работ.
4.3. В указаниях по монтажу (перемещению) оборудования и конструкций:
4.3.1. требования к месту установки и передвижения грузоподъемного крана (кранов) с точки зрения ее несущей способности и уклону площадки;
4.3.2. описание работ и последовательность их выполнения при определении массы и расположения центра тяжести оборудования и конструкций перед производством работ по монтажу (перемещению);
4.3.3. пояснения по производству подготовительных работ по испытанию такелажных средств, грузозахватных приспособлений и монтажных устройств и приспособлений, а также подробную технологию испытания, порядка осмотра оснастки после приложения испытательной нагрузки с оформлением акта испытания (в составе приложения 7);
4.3.4. технологическую последовательность (циклограмму) выполняемых краном (кранами) в процессе производства работ операций по подъему крюка, изменению его вылета или повороту стрелы, обеспечивающих отклонение грузового полиспаста (полиспастов) от вертикали в заданных пределах;
4.3.5. значение допускаемого максимального угла отклонения от вертикали грузового полиспаста крана (кранов) в процессе подъема и перемещения оборудования и конструкций, определяемый как разница между паспортными и принятыми в ППРК значениями уклона места установки крана (кранов);
4.3.6. решения по применению средств связи между машинистом и работающими (звуковая сигнализация, радио или телефонная связь) в зависимости от условий производства работ;
4.3.7. требования о выполнении работ, предусматриваемых актом готовности грузоподъемных кранов, такелажных средств, грузозахватных приспособлений, монтажных устройств и приспособлений, а также технического персонала к производству работ (приложение 7).
4.4. В рабочих чертежах такелажных средств, грузозахватных приспособлений и монтажных устройств и приспособлений:
4.4.1. сборочный чертеж такелажного средства с узлами, схемами и пояснениями, исчерпывающими условиями их установки и работы: опирание и закрепление, грузоподъемность при различных положениях, допустимые углы наклона такелажного средства, скорость ветра, при которой допускается подъем грузов, ветровой район и расчетная температура местности, где возможно их применение, другие специальные условия;
4.4.2. программу статистических и динамических испытаний такелажного средства. В случаях, когда нет возможности создать испытательный груз необходимой массы, должны быть указаны искусственные способы обеспечения перегрузки (например, строповка груза в другой точке при соблюдении всех других проектных условий работы такелажного средства);
4.4.3. в чертежах грузозахватного приспособления — грузоподъемность и схему приложения нагрузок;
4.4.4. в чертежах монтажных устройств и приспособлений, предназначенных для временного опирания, передвижения по ним монтируемых конструкций, оборудования и транспортных средств — схемы установки и закрепления устройств и приспособлений, схемы приложения и значения допустимых нормативных нагрузок, указание о максимальной скорости ветра, при которой возможно производство монтажных работ, ветровой район;
.
Строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы
При выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с помощью ВС производят монтаж и демонтаж строительных конструкций, ЛЭП, трубопроводов, перевозку грузов на внешней подвеске, другие работы, связанные с висением и перемещением вертолета. Экипажи вертолетов, используемых на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, состоят из командира ВС, второго пилота и бортмеханика. В составе экипажа может находиться также бортоператор.
При проведении предварительной подготовки экипажа к выполнению задания на полет основное внимание уделяется согласованию с заказчиком и детальному уточнению программы полетов для выполнения предстоящих основных и резервных работ и изучению с наземной бригадой, обслуживающей соответствующие работы, инструкции по технике безопасности. В случае необходимости командир ВС организует тренировку экипажа и наземной бригады по отработке элементов операций, выполнение которых связано с той или иной степенью опасности.
Основным исходным показателем для планирования летной работы при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ является налет часов. Планирование осуществляется на основе заявок заказчика и согласованных УВТ с заказчиком основных нормативов на выполнение тех или иных работ, выраженных в физических часах налета. Для оперативного управления работой экипажей при базировании на оперативной точке, если экипажей более трех, назначается дежурный командир из числа лиц командно-летного состава.
Для обеспечения высокого уровня безопасности при выполнении работ представители заказчика и командиры ВС обязаны:
обучить экипажи и личный состав заказчика правилам техники безопасности, провести инструктаж перед началом работ и не допускать к работам лиц, не прошедших инструктаж и не расписавшихся в соответствующем журнале;
в любом случае перед началом работ проверить состояние аэродромов и посадочных площадок, их пригодность для безопасных взлетов и посадок;
подготовку объектов к транспортированию и монтажу производить на специальной площадке;
назначить из числа работников заказчика ответственного руководителя работами на строительно-монтажной и погрузочно-разгрузочной площадке;
обеспечить взвешивание и проверку положения объектов монтажа в подвешенном состоянии;
при приближении вертолета к площадке удалить все транспортные средства с площадки на расстояние не ближе 70 м и людей, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе;
допускать работников заказчика к выполнению работ только после разрешения командира вертолета.
Полеты по выполнению данного вида работ выполняются по ПВП при высоте нижней границы облаков не менее 150 м и видимости не менее 2000 м. Если прогноз погоды не соответствует данному минимуму, то лицам командно-летного состава, находящимся в районе работ, предоставляется право давать разрешение на начало полетов экипажам, а командирам ВС, имеющим класс не ниже 2-го, самостоятельно принимать решение на полеты при условиях, если фактическая видимость не менее 2000 м, высота нижней границы облаков 200 м и более.
ИсточникСтроительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы
7.28. Производство строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных операций, перемещение грузов на внешней подвеске вертолетов не допускается, если заказчик:
не обеспечил соблюдение технологии подготовки грузов к транспортировке и соблюдение правил по технике безопасности;
не назначил представителя для руководства работами.
7.29. По решению КВС перед выполнением строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ производится тренировочный полет и висение над объектом работ для определения рациональных направлений способа и условий работы с соблюдением требованийРЛЭ и технологии работы летного экипажа вертолета данного типа.
7.30. Для взаимодействия летного экипажа воздушного судна с бригадой рабочих (монтажников) применяются радиосвязь и (или) установленная КВС визуальная сигнализация.
7.31. Полеты на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах выполняются по ПВП при высоте нижней границы облаков не менее 150 м и видимости не менее 2000 м.
7.32. При производстве строительно-монтажных работ и погрузочно-разгрузочных операций в радиусе не более 5 км от посадочной площадки разрешается выполнять полеты с запасом топлива по усмотрению КВС, но не менее 20 минут полета.
Работы с целью оказания срочной медицинской помощи
Информация об изменениях:
См. текст пункта 7.33
7.34. Если посадка воздушного судна производится днем на площадку, подобранную с воздуха, вылет с нее ночью разрешается только в случае оказания срочной медицинской помощи.
В этом случае КВС обязан принять меры по подготовке площадки для безопасного взлета ночью с оборудованием светового обозначения курса взлета.
7.35. При срочных полетах вылет воздушного судна разрешается выполнять по ориентировочным прогнозам без данных о фактическом состоянии погоды на маршруте и в пункте посадки.
7.36. Обслуживание воздушных судов, выполняющих срочные полеты по оказанию медицинской помощи, производится в первоочередном порядке.
7.37. В случае вынужденной посадки экипаж воздушного судна обязан принять все возможные меры по организации доставки больных или медицинского груза в ближайший медицинский пункт и при возможности подготовить место для посадки другого воздушного судна.
VIII. Обеспечение полетов Авиатопливообеспечение полетов
8.1. Заправка воздушных судов горючими и смазочными материалами, не имеющими паспортов качества, запрещается.
8.2. Паспорта качества (их заверенные копии) на выдаваемые горючие и смазочные материалы предъявляются члену летного экипажа воздушного судна или представителю эксплуатанта по их требованию перед заправкой воздушного судна.
8.3. Запрещается заправка, дозаправка, слив топлива с высоким уровнем испарения (авиационный бензин), если на борту воздушного судна имеются пассажиры.
8.4. Заправка, дозаправка, слив топлива, имеющего низкий уровень испарения (реактивное топливо) из воздушного судна во время нахождения на его борту пассажиров, а также при их посадке или высадке могут осуществляться при соблюдении следующих условий:
а) на борту воздушного судна вместе с пассажирами находится специально подготовленный персонал, способный применять средства пожаротушения, проинструктировать и организовать аварийную эвакуацию пассажиров в случае необходимости;
б) экипаж воздушного судна, обслуживающий персонал и пассажиры предупреждены о том, что будет производиться заправка, дозаправка или слив топлива;
в) табло «Пристегнуть ремни» выключено;
г) табло «Не курить» и световые указатели аварийных выходов включены;
д) пассажиры не пристегнуты ремнями безопасности;
е) количество персонала достаточно для организации немедленной эвакуации пассажиров;
ж) стоянка воздушного судна и зоны, где разворачиваются средства аварийного покидания воздушного судна, свободны от препятствий;
з) созданы условия для безопасной и быстрой эвакуации людей из воздушного судна, включая наличие трапа при одной входной двери на воздушном судне или не менее двух трапов при двух и более входных дверях;
и) подвижные средства пожаротушения находятся в зоне обслуживания воздушного судна.
8.5. Допускается заправка, слив топлива, имеющего низкий уровень испарения (реактивное топливо), из вертолетов при вращающихся винтах, если это не противоречит РЛЭ.
8.6. При возникновении опасной ситуации или при нарушении указанных в пункте 8.4 настоящих Правил требований, заправка, дозаправка, слив топлива из воздушного судна с находящимися на борту пассажирами, а также при их посадке и высадке прекращаются.
Источник